138 О числе людей в вежах можно судить по тому, что в пожалованных Воскресенскому монастырю в 192 году в добавок к прежним 2 погостам, в погосте Семиостровском числились 12 веж, людей в них Лопарей 26 человек, а детей и недорослей 26 человек. 139 На 1 пункт сей челобитной помета такова: «Государь пожаловал, не велел тех денег на прошлые и на нынешний на 174 (1666) год править, и о том Указ учинить Думному Дьяку Алмазу Иванову». 140 На 2 пункт сей челобитной помета такова: «Государь пожаловал, не велел тех денег на прошлые на двенадцать лет править, и о том Указ учинить Думному Дворянину Григорью Борисовичу Нащокину». 141 На третью статью сей челобитной помета такова: «Государь пожаловал, не велел с них подвод имать по прежнему своему, Великого Государя Указу и о том послал свою, Государеву, грамоту к Воеводе с прежнего отпуску, и крестьян из тюрьмы освободить». 142 На 4 статью сей челобитной помета такова: «Государь пожаловал, велел на него, Ивана Чамоданова, в том суд дать в Судном Московском Приказе Стольнику Князю Андрею Михайловичу Сонцову-Засекину с товарищи». 143 На последний пункт сей челобитной помета такова: «Указ о том будет впредь» (то есть после сыску). 144 В росписи упоминаются во первых: «кровь и риза Христа Бога нашего в ковчежце серебряном», остальные в бумажках. 145 Мы привели лишь начало этой грамоты, как заключающее в себе данные, которые служат к дополнению исторического очерка Тихоновой Луховской пустыни. Из этого отрывка видно: 1) что Боярин Князь Иван Дмитриевич († 1571 г.) был первым ктитором сей обители в XVI столетии (по кончине Преподобного Тихона в 1492 г.); ибо Луховская волость тогда была дана ему в кормленье; и 2) что, по смерти Бельского, Луховская волость была отдана в кормленье Волошскому Воеводе Богдану Александровичу, и он также является благотворителем Тихоновой пустыни и дарит ей вотчины; известие, встречающееся, кажется, в первые лишь в этом акте, и по тому заслуживающее особого внимания. 146 Упоминаемый здесь Кодошевец родом Турчанин, как оказывается из других актов, был родной племянник незабвенного помощника Святейшего Патриарха Никона в строении, Соборного Воскресенского храма сперва Казначея, а потом Строителя сей обители, старца Сергия Турки или Турчанина, дожившего до глубокой старости и скончавшегося о Господе в 1724 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

—259— затем – исправив и дополнив, по моим указаниям, он представил на соискание степени Магистра Богословия. Канонические воззрения Филарета автор излагает в следующей системе; (Часть 1-я): Понятие о каноническом или церковном праве как науке (17–20). Отношение канонического права к светскому (20–23). Содержание и характер науки канонического права (23–32). Задача и метод науки канонического права; план и система её (33–38). (Гл. 2). Источники канонического права: виды их, характер и относительная важность (39–42). Значение канонических источников в действующем праве Русской Церкви (43–82). Значение обычая в русском церковном праве (83–138). Значение Кормчей и номоканона при большом требнике (139–144). (Отд. 2). Суждения Филарета по вопросам, относящимся к внутреннему церковному устройству и управлению. (Гл. 1). Общий взгляд ва устройство и управление современных православных церквей (145–166). О вселенских и больших поместных соборах (167–172). О сношениях между автокефальными церквами: характер их, предметы и форма (173–213). (Гл. 2.) Устройство и управление Русской Церкви (Святейший Синод: состав и число членов его (214–221). О преобразованиях в церковном управлении (221–233). Отношение русских епископов между собою; особенное значение первенствующего члена Св. Синода; положение викария; совещательные сношения епископов; соборное совещание (234–255). Участие мирян в церковных делах (256–282). Церковная собственность: происхождение её, краткий очерк исторического развития собственности православной церкви вообще и в России в частности; управление церковными имуществами; способы содержания духовенства (283–328). (Отд. III). Суждения Филарета по вопросам: касающимся внешних отношений церкви. (Гл. 1). Отношение церкви к государству. Общие начала отношений: самостоятельность церкви и государства; независимость их каждого в своей сфере; союз церкви и государства; взаимные —260— обязанности церкви и государства находящихся в союзе (329–342). Отношение церкви к государству в России; тесный союз их; положение монарха в церкви (343–363).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

138 Ренан: «Вступительная лекция в курс языков…, произнес. 21 февраля 1812 года в College de France – Об участии семитических народов в истории цивилизации. Рус. пер. В.Н. Штейна в сборнике мелких статей и речей. С.-Петербург, 1895 г., стр. 33–34. 139 У евреев разрешалось ударять тонким ремнем. Современный немецкий педагог Фр. Паульсен также допускает умеренное употребление розги при обучении детей (Педагогика). 140 Из этого видно, что обычай писать на дощечках первые уроки был в Персии и оттуда перешел в Туркестан. 141 Так называется детская игра, в которой один из детей становится на четвереньки и старается лягнуть ногой. Если он кого-нибудь успеет ударить, этот мальчик становится на место лягнувшего, изображавшего медвежонка. 142 Гюлистан. С персидского подлинника перевел И. Холмогоров, Москва 1882 г., гл. 7, стр. 252–261. 143 Автор много раз лично убеждался в этом, особенно же, когда ученики мактабов являлись к угощению в сообществе с русскими учениками русских школ. 144 Стих этот читается так: «Верующие, не входите в искреннюю дружбу ни с кем, кроме себя самих, они непременно сведут вас с ума, они желают погубить вас» (гл 3, ст. 114). 145 От древних доисламских поэтов Аравии сохранились семь семерок (мусабаат) лучших произведений древней арабской поэзии. Одна из этих семерок известна под именем муаллака, т.е. «вывешенные», т.к. их вывешивали на стенах Каабы в знак высшего одобрения их поэтических достоинств. Одна из этих муаллак, составленная поэтом Имруль-Кайсом, переведена с арабского подлинника г. Муркосом, проф. Лазаревского института в Москве в 1882 г. 147 Коран, как известно, представляет собой оригинальный кодекс, в котором совмещаются религиозные, бытовые и семейные правила, а также исторические нравоучительные рассказы. 149 См. ст. «Мусульманская наука в Мекке». Перев В. Бартольд (Турксетан. ведом. 1895 и 1896 гг.). Автор соч. «Мекки» – ученый голландский ориенталист, проникший в Мекку в 1884 г., под видом мусульманского паломника, и основательно изучивший положение мусульманской науки в священном городе мусульман.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Рахиль, может быть, не по суеверию похитила идолы отца своего: ибо она показала к ним очень невеликое уважение 130 . Впрочем, известно, что Иаков и после сего довольно долго терпел в своем доме употребление идолов и мнимо священных серег, которые носили, как предохранительное от зла средство 131 . К числу распространителей языческого богопочитания в сии времена, по мнению некоторых, должны быть отнесены: Секта Сабеев, в которой сам Авраам, если верить Маймониду 132 был воспитан; Меркурий Трисмегист, который, по свидетельству Диодора 133 , установил в Египте почитание богов и их священнодействия; Зороастр Халдейский или Бактрианский, которого Иустин 134 почитает изобретателем магии. Но поскольку, имя Сабеев известно стало не прежде века Магометова, и религия их есть смешение древнего и нового учения 135 , и из пяти Меркуриев 136 и трех или двух Зороастров 137 , о первых, тем более, все сведения почерпаются либо из сочинений ложно им приписанных 138 , либо из писателей поздних времен, и не имеют достоверности, то трудно решить, простирается ли действие сих призраков древности на веру древних, или только на легковерие новейших. Современность народов вне Церкви Предания о народах или уже процветавших, или вновь возникших в сем периоде времени, вообще исполнены сомнений и неизвестности. В отношении к Церкви они составляли как бы различные области, по которым распространялось царство тьмы, и в которых редко показывался свет веры. Известнейшие из оных суть: 1 . Вавилоняне. После Неврода один только царь их, о котором упоминает Моисей, есть Амрафел, современник Авраама 139 . Он находился в числе союзников, между которыми первенствовал Кедорлаомер, царь Еламский; из чего видно, что вопреки басням Ктезия, царство Вавилонское в сие время не было обширно. 2 . Ассирияне. О сем народе еще менее известно. Время силы его еще не пришло. Начало владычества его должно будет отнести ко временам Судей, если продолжение положить с Геродотом 140 в 520 лет. 3 . Египтяне. Их царство было в сии времена сильнейшее и наиболее цветущее. Цари нижнего Египта имели общее имя Фараона, которое, по мнению некоторых 141 , означает «свободный». Прославление Иосифа полагают при Мефрамутозе, гонение евреев при Рамезесе Миамуне, исход при сыне его Аменофисе, который у Манефона оканчивает семнадцатую династию; но другие с окончанием сего периода соединяют начало сей династии. Египтянам не без основания приписывают знание медицины 142 химии 143 , и некоторых других наук 144 еще до времен Моисея. Что принадлежит до их религии, сколько бы ни старались некоторые оправдать и возвысить ее символическими изъяснениями, но запрещения, которые Бог дал израильтянам против их заблуждений 145 , их отвращение от пастухов, которые убивают животных 146 , а насмешки над ними самых язычников 147 ясно показывают, что они грубым образом обоживали не только людей и светила небесные, но и бессловесных животных и самые ничтожые вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

5. Диалектика страсти Учение о πθη выказывает стремление сохранить природу в присущем ей состоянии. Делается попытка разделить оба аспекта πθη: «природу» и «грех». Так, определение закона греха гласит: «Его сила состоит в противоестественном состоянии нашей воли, которое добавляет страстный компонент к пассивной части нашей природы ( μπθειαν πεισγουσα), направляя её к расслаблению или к перевозбуждению» 131 . «Пафос» таким образом коренится с одной стороны в природных возможностях ( παθητν), с другой стороны – обусловлен свободным волевым решением. Соответственно изначально человек избрал бы по собственному решению «закон первого творения» 132 , плотское зачатие как возможность своей чувственной природы. Но точно так же грех мог бы «прорасти в лоне самой природы» 133 и одновременно «окрасить» целиком природу в краски греха, словно как настойка, которая всюду просачивается и на все оказывает свое действие 134 . Этот закон всетаки остается «присоединенным внешне» и не в состоянии сопровождать нас в вечную жизнь 135 , как бы он ни запечатлевался в нашей природе как «сопутствующее явление» ( ναγκαον παρακολοθημα), от которого она не в состоянии избавиться даже при наисовершенном очищении 136 . Страсти не являются «достойными порицания» 137 в своем естественном аспекте, будучи «естественными движениями» и «удовлетворениями»; они лишь призыв к действиям, которые гарантируют само наличие природы 138 . Истинное обрезание есть только очищение тех страстей, которые препятствуют подлинной плодоносности души 139 . В этом очищении πθη становятся подвластными и полезными самой душе ( καλ γνεται και τ πθη): алчность становится устремленностью ( εφεσις ορεκτικ), похотению – вкушением божественной благодати, страх – целительным и спасительным плодом, печали – сокрушением сердца. «Итак, все эти вещи хороши в применении их теми, кто все мысли подчинил служению Христу» 140 . Напряжение ( τνος), касающееся раздражительной части души, и устремление, которое затрагивает ее жаждущую часть, путем своего рода сублимации сообщаются всему духу в целом 141 ; существует «мудрая алчность», как и «разумный гнев» 142 . Коль скоро все эти импульсы естественным образом свойственны животным, как бы они могли считаться дурными ( ς φυσικαι οτε κακα) 143 . Таким образом, сама Божественная любовь коренится в способности желать и в эмоциональности, основываясь на них 144 . «Душа утоляет свою жажду в стремлении к вещам, которые она ищет, а свой гнев и эмоции – в том, чтобы их хранить и лелеять» 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

Решения выносятся так называемым «судом коронера» – 15-18 присяжными, призываемыми на место нахождения трупа (пережиток XIII века). Также с участием присяжных коронер производит дознание о причинах пожаров, если есть предположения о поджоге, о причинах кораблекрушений и пр.. 137 Хаундсдич – улица в Лондоне, являвшаяся в эпоху Диккенса центром торговли поношенным платьем. 138 «Тюремные границы» – район вокруг тюрьмы Флит, в пределах которого заключенным несостоятельным должникам разрешалось проживать. Такие же «границы» были вокруг других тюрем, и существовала такса, определяющая плату за право проживания. 139 Красноносый Никсон – автор дешевых бульварных книжек с прорицаниями. 140 Бумажник in octavo – то есть размером в восьмую долю листа – гиперболизм Диккенса. 141 Дик Терпин – известный разбойник XVII века, герой многочисленных баллад и повестей. 142 Хаунсло-Хит – вересковая пустошь к западу от городка Хаунсло, где Терпин совершал грабежи чаще, чем на других больших дорогах. 143 Кенсингтон – в эпоху Диккенса лондонское предместье с большим парком, вошедшее позже в черту города. В парке находится один из дворцов, где жил король до середины XVIII века. 144 Бентамский петушок – порода бойцовых петухов, известных своей драчливостью, на что намекает сапожник. 145 ...тысячи по доверию... – то есть поручили в завещании душеприказчику распределить имущество между наследниками. 146 Caveat (берегись!) – юридический термин, который сапожник переводит «стоп!»; так называется заявление заинтересованных лиц в суд о том, что завещание не должно приводиться в исполнение, так как они намерены его оспаривать. 147 Друрилейнский театр – один из двух главных лондонских театров, открытый во второй половине XVII века; на его сцене ставились все классические английские пьесы. 148 ...снаружи – святого Симона, а внутри – святого Враля – Уэллер-старший намекает на то, что ханжа Стиггинс внешне похож на волхва Симона, который, по библии, для вящей убедительности своего сана священнослужителя предлагал апостолам купить у них власть «подавать» дух святой через возложение рук.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Доселе автор старался как будто уяснить читателю свою —138— точку зрения на предмет сочинения, высказать – что разумеет он под именем вменения? Но при этом для читателя неясно – на чем основывается это теоретическое построение автора. Имеет ли он в виду принятый в действующем ныне законодательстве взгляд или что другое – это совсем неясно: в своих рассуждениях он цитирует и статьи закона, и Св. Писание, и Св. Отцов и мнения некоторых наших писателей. Не было бы, по-видимому, ущерба для сочинения, если бы и совсем исключить эти рассуждения. В дальнейших частях сочинения автор стоит уже на более положительной и твердой почве, а именно: рассматривает основоположения вменения по канонам древней восточной церкви (103–145). Эту часть сочинения автор сам называет «кратким изложением канонического учения о вменяемости и невменяемости преступлений» – оно действительно таково: но в интересах автора было бы восполнить этот отдел изложением пастырских святоотеческих наставлений о духовной аскетике и духовном врачевании. Далее автор излагает учение о вменении и невменяемости по русскому уголовному праву в исторической последовательности его памятников, начиная с Русской Правды и оканчивая действующим ныне уложением о наказаниях (149–272); наконец излагает новые воззрения на вменение – антрополого-позитивной школы (273–344) – главным образом Ломброзо, Феррн и Тарда. В конце сочинения автор в «заключении» представляет резюме изложенных им мнений о вменении и относительно отечественного уголовного законодательства говорит следующее: «для нашего законодательства в его будущей, может быть не единственной, реформе – две дороги: одна ведет в пустыню материализма, родственного Бюхнеру и Фогту – это тот путь, по которому идут теперь антрополого-позитивисты, другая – к Церкви, за которой наше законодательство издревле следовало и у которой училось миловать виновного» (стр. 350). Вообще сочинение отличается серьезностью содержания и заслуживает того, чтобы автор продолжил труды свои для издания его в более полном и отчетливом изложении; для кандидатской степени признаю его вполне удовлетворительным».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

37 . Должны мы также принуждать себя совершать поклоны во службы, даже если мы очень больны, весьма часто – даже на ложе нашем, будет ли сон наш с трезвением и благоговением, или же с дерзновением. 137 С сердечной болью должны мы взывать к Богу во всякое время, дабы сохранил Он нас от скверных помыслов 138 и от нечистых сновидений. стремиться к тому, чтобы сон охватывал нас тогда, когда в сердце нашем – мысль о Нем. Скромно сидеть на всех службах 139 и под страхом смерти 140 соблюдать число молитв наших. о том, что для принятия пищи следует назначить определенное время; или о том, чтобы постоянно не начинали мы есть все, что найдем, кроме как в  час; или о том, что следует нам только однажды готовить стол, в прочие же часы ограждать уста наши от вкусных – за исключением великой немощи, от болезни; или о том, что нельзя нам обнажать тела наши и внимательно рассматривать члены наши, когда они не покрыты одеждой; или о том, что не следует нам постоянно прикасаться к телу нашему, как распущенные 141 и недисциплинированные ; или о том, что должны мы соблюдать постоянную тишину, когда случиться нам быть вне , если же человек встретит нас, должны мы свести к необходимому и тратить слова свои только на полезное, а не на бесполезные , 142 шутки и смех; или о том, что взор наш должен постоянно быть собранным и что должны мы соблюдать благопристойность 143 в чувствах наших; 144 или о том, что должны мы являть признаки сокрушенности на лицах наших, когда взираем мы постоянно и во всякое время на предмет страдания Господа нашего. 145 Ибо от этого к воспоминанию о том, что перенес Он ради рода человеческого, возвышаемся мы, и к той любви, которую явил Он нам, и к тем обетованиям, которые дал Он нам, и к той надежде, которая уготована роду людскому в новом веке, особенно же христианам: 146 это вещи, которые открылись всем благодаря пришествию 147 Христа в мир сей; и через Него открылся нам доступ к Богу. По слову Апостола, один человек умер за многих 148 и принесением тела Своего соединил Он мир с Отцом Своим, 149 избавил нас от порабощения демонам и спас нас от тиранической власти их. Поэтому и служим мы Богу и познаем Создателя нашего. Поскольку же на всяком месте служим мы и поклоняемся Ему, не боимся мы ничего, от прежних поколений, которые трепетали перед демонами. И что это за упование, проповеданное нам, здесь человек опьяненным от радости об этих и не знает, где он и к какому знанию приближаемся мы во Христе?

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/o-...

стр. 131), пономарь берет кадило и подает его диакону. По окончании каждения престола – забирает кадило. При начале пения причастное (см. стр. 136) – ставит на солее, перед царскими вратами, подсвечник с горящей свечой. Затем приготавливает теплоту и, по погружении в потир частицы ІС (см. стр. 137), подает ковшик с теплотой диакону. Пономарь должен неукоснительно наблюдать, чтобы на всем протяжении службы, от начала проскомидии до потребления Св. Даров, была готова теплота. По вливании теплоты в св. потир (см. стр. 138) – забирает ковшик у диакона. Во время причащения священнослужителей (см. стр. 142) пономарь приготавливает для них и для остальных причастников (из мирян) теплоту для запивки и антидор. По причащении священнослужителей подает к жертвеннику теплоту и антидор. Перед открытием царских врат (см. стр. 142) забирает с солеи свечу и ставит ее у жертвенника. Во время причащения мирян пономарь или помогает с платом при Св. Чаше или подает мирянам теплоту и антидор. Если пономарь желает на этой службе принять Причастие, то должным образом приготовившись и исповедовавшись, приступает ко Св. Причастию вместе с мирянами, но несколько прежде них. По входе священнослужителей в алтарь, при пении ликом: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа», (см. стр. 145) – подает диакону кадило. По перенесении Св. Даров с престола на жертвенник (см. стр. 146) забирает кадило у диакона. Перед потреблением диаконом Св. Даров (см. стр. 149), – подает к жертвеннику ковшик с теплотой. И, наконец, если после литургии совершается, на середине храма, молебен или славление праздника, то выходит вместе с духовенством, неся при этом синодики и книгу молебных пений. При чтении диаконом ектении на молебне пономарь, благословившись у священника, прочитывает синодики. По произнесении отпуста, когда священник подает народу для целования напрестольный Крест (см. стр. 150) – стоит с подносом антидора и раздает его молящимся. Памятка пономарю о церковном благочинии Пономарь должен всякое свое дело, особенно в алтаре, предпринимать с благословения священнического.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010