Страшная драма разыгрывается тогда в глубине души, и за каждой язвительной насмешкой, за каждой блесткой безобидного юмора скрываются тяжкие муки, скрываются горькие слезы… И склоняясь пред дивной тенью Скорбного насмешника земли Русской, Студенты Московской Духовной Академии вместе с тем благодарно вспоминают те немногие часы, которые провел Николай Васильевич Гоголь в стенах нашей родной Академии. Он оставил тогда нам завет свято служить Общему Хозяину во имя всеобщего счастья. Этот завет навсегда сохранится в наших сердцах, зажигая в них могучую любовь к свету и правде и непримиримую вражду против тьмы и порока. Флоренский П.А. Новая книга по русской грамматике [Рец. на: Ветухов А.В. Начатки русской грамматики. Синтаксис и этимология. Харьков, 1909]//Богословский вестник 1909. Т. 2. 5. С. 138–145 (3-я пагин.) —138— А. Ветухов. Начатки русской грамматики. Синтаксис и этимология. (Пригодно для самообразования, 8-х – специальных – классов женских гимназий, для среднеучебных заведений и городских училищ). Харьков. 1909 г. Цена 30 коп. Известно, что «паровой цыпленок», т. е. цыпленок, выведенный в инкубаторе, не имеет души и вообще – совсем не то, что «настоящий», высиженный родною матерью-наседкою. По крайней мере, в этом твердо убежден один из мимолетных героев Глеба Успенского. Этот взгляд на бездушность паровых цыплят невольно вспоминается, когда задумаешься об учебной литературе. Возьмешь какой-нибудь учебник, перелистываешь. Как будто, всё – на своём месте. Очевидных ошибок нет, изложение гладкое, ну, словом, книга – как книга. А читаешь, – словно хлебаешь щи без соли: не хватает души и не хватает. Большинство наших учебников – паровые учебники. Но в особенности производит впечатление бездушность грамматики. Отсюда скука. С лошадью разговаривают; но едва ли кто велосипед трепал по рукоятям в знак ласки. С машиной всегда скучно. И грамматика давно уже стала мерою скучности книги: «Скучна, как грамматика!». С такими мыслями, в томительном ожидании зевоты, я развернул новую книжку А.В.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

130-132. Рядом с первым, то есть с Адамом, сидит Моисей. 133. Анна — мать девы Марии. 136-138. Против старшины домовладык, то есть против Адама, сидит Лючия (см. А., II, 97-108; Ч., IX, 49-63), " просвещающая благодать " . 139. Но мчится время сна. — Эти слова означают, по-видимому: " Но истекает время, положенное тебе для созерцания, словно во сне, небесных тайн " . 142. К Пралюбви — то есть к богу. 7-9. Смысл: " В утробе богоматери снова возгорелась любовь между богом и людьми, и благодаря жару этой любви возрос райский цвет, то есть рай населился праведниками " . 10. Любви полдневный миг — то есть любовь в ее зените. 65-66. Сибиллины слова. — По рассказу Вергилия, кумейская пророчица Сибилла писала свои пророчества на древесных листьях и раскладывала эти листья на полу в своей пещере. Когда вход отворялся, ветер рассеивал, их, и нельзя было восстановить смысл Сибиллиных слов (Эн " III, 441-452). 94-96. Смысл: " В ближайший же миг, последовавший за этим видением, оно в моей памяти забылось глубже, чем успел забыться в памяти людей за двадцать пять веков поход аргонавтов, когда Нептуне изумлением увидал тень Арго, первого корабля " . 115-120. Смысл: " Я увидел тайну триединого божества в образе трех равновеликих кругов разных цветов. Один из них (бог-сын) казался отражением другого (бога-отца), словно радуга (Ирида) рожденная радугой, а третий (бог-дух) казался пламенем, рожденным, обоими этими кругами " (по католической догматике, святой дух исходит от отца и сына). 127-132. Смысл: " Во втором из кругов, казавшемся отражением первого (и символизирующем бога-сына), я различил очертания человеческого лица (наши очертанья) " . 134. Чтобы измерить круг — то есть чтобы решить задачу квадратуры круга. 145. Светила — см. прим. А., XXXIV, 139. А., XXXIV, 139. Словом " светила " (stelle — звезды) заканчивается каждая из трех кантик " Божественной Комедии " . 142-145. Здесь изнемог высокий духа взлет... — Достигнув наивысшего духовного напряжения, Данте перестает что-либо видеть. Но после пережитого им озарения его страсть и воля (сердце и разум) в своем стремлении навсегда подчинены тому ритму, в котором божественная Любовь движет мироздание. 1

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

764 Ст. 120. Дай мне всегда страшиться Тебя – букв. «прикрепи мою плоть как бы гвоздями к страху Твоему». 765 Ст. 121–128. Шестнадцатая строфа. Псалмопевец, охваченный любовью к Богу, усердно молит Его о защите, о исправлении своей жизни. 768 Ст. 129–136. Семнадцатая строфа. Псалмопевец погружен в свой внутренний опыт изучения заповедей Божиих (ст. 129), к этому опыту относится просвещение ума (ст. 130), молитвенное общение с Богом (ст. 131), постоянное ощущение своей зависимости от Бога, необходимости получать от него помощь в искушениях (ст. 132–135) и возрастающее сознание своего несовершенства (ст. 136). Ст. 129. ...откровения Твои – заповеди, правила жизни, которые возносят исполняющего их человека на дивную высоту богоподобия. 769 Ст. 130. Явленные в Писании слова Твои – букв. «разъяснение (объяснение) Твоих слов»; ...младенцев – букв. «несмысленных»: речь идет о бесхитростных простецах. 770 Ст. 133. Стопы мои направь словом Твоим – пусть Твое слово будет мне руководством на жизненном пути. 771 Ст. 135. Сиянием лица Твоего озари – просветленное лицо есть знак сердечного расположения и благоволения. 772 Ст. 137–144. Восемнадцатая строфа. Псалмопевец говорит о Законе как о справедливости, о правде Божией (ст. 137–138), он полон любви к Закону (ст. 140), и никакие силы не могут отторгнуть его от этой любви (ст. 141, 143). Ст. 137. ...правы суды Твои – Твои предписания, как следует нам жить, руководят нас ко спасению. 775 Ст. 140. Пламенно слово Твое – букв. «прошедшее через огонь», т. е. совершенно чистое, согревающее, воспламеняющее и очищающее. 777 Ст. 145–152. Девятнадцатая строфа. Псалмопевец раскрывает свое сердце пред Богом, он весь погружен в молитву, просит Бога о помощи и заверяет Его в своей верности заповедям, в желании жить согласно Его воле. Ст. 145. ...всем сердцем моим – всем моим существом. 780 Ст. 151. Человек, живущий по заповедям Божиим, делается богоподобным и способным ощутить близость Господа. 781 Ст. 152. С давних пор – букв. «с самого начала»; ...навеки даровал Ты их – букв. «навеки утвердил»: в этих словах заключена мысль о вечной, непреходящей ценности Закона Божиего.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Все эти планы и действия по их выполнению были столь бесчеловечны, что привели в ужас даже большевистских представителей Центра, находившихся в воинских формированиях южного и восточного фронтов. «Партийное бюро, - докладывал посланный на Дон московский коммунист М.Нестеров, - возглавлял человек... который действовал по какой-то инструкции из центра и понимал ее как полное уничтожение казачества. Расстреливались безграмотные старики и старухи, которые едва волочили ноги, урядники, не говоря уже об офицерах. В день расстреливали по 60-80 человек... Во главе продотдела стоял некто Голдин, его взгляд на казаков был такой: надо всех казаков вырезать! И заселить Донскую область пришлым элементом...» ( Член РКП Замоскворецкого района М.В.Нестеров ЦА ФСБ РФ. С/д Н-217. Т.4. С.149-153. Заверенная в Казачьем отделе копия). Другой московский коммунист К.Краснушкин докладывал в ЦК большевистской партии: «Комиссары станиц и хуторов грабили население, пьянствовали. Люди расстреливались совершенно невиновные - старики, старухи, дети, расстреливали на глазах у всей станицы сразу по 30-40 человек, с издевательствами, раздевали донага. Над женщинами, прикрывавшими руками свою наготу, издевались и запрещали это делать» (Сокольнического района) Константин Константинович Краснушкин ГАРФ. Ф.1235. Оп.83. Д.8. Л.43-52. Заверенная копия. ЦА ФСБ РФ. С/д Н-217. Т.4. С.138-145, 145 об. Машинописная копия) . Жестокость расказачивания по Я.М.Свердлову и его единомышленникам объясняется не только условиями гражданской войны, но и тем, что значительную часть проводников этой политики на местах осуществляли лица не русского происхождения (евреи, прибалты, мадьяры, чехи, словаки и другие), которым были чужды культура, история и боевые традиции российского Казачества (Расказачивание - А.П. Федотов и другие «КАЗАЧЕСТВО, ЗНЦИКЛОПЕДИЯ» М.2008). «В силу прика­за о красном терроре, на Дону расстреляны десятки тысяч безоружных людей. Население стонало от насилий и надругательств. Нет хутора и станицы, которые не считали бы свои жертвы красного террора десятками и сотнями. Дон онемел от ужаса... Восстания в казачьих областях вызывались искусственно, чтобы под этим видом истребить казачество», - писал в своём воззвании к казакам и в письме Ленину в августе 1919г. Ф.К.Миронов. Но глас его оказался гласом вопиющего в пустыне. Голос Филиппа Кузьмича Миронова смолк в казематах Бутырской тюрьмы (РЦХИДНИ ф. 5, оп. 2, д. 160, л. 22-23; ЛОСЕВ Е. Миронов. М. 1991, с. 349, 340-341).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/24/sv...

138 обор.). Правда, в Евангелии свидетельствуется, что титла на кресте написана была, но этим еще «повеления и в пред’будущее писати ненаписано». Равно и Святые упоминают «о оном сказании» Евангельском, «но обаче на животворящем кресте надписание не Пилатовыми речми, но якоже их Дух Святый просвети тако богословно Спасу Христу на кресте изъобразиша, якоже выше облак свидетельств достоверных показахом» (л. 138 обор. – 139). И мы – говорит автор поморец – согласны во всем со святыми; «прилагали же кним свое толкование коего тамо повеления не написано, не смеем», а также и «потязания наводити на их предания не смеем, свою немощь познавающе». Затем автор спрашивает у инакомыслящих о том, какие у них имеются древние основания в пользу православия титлы I. Н. Ц. I. Тут ему вспоминаются еще доказательства самого Феодосия Васильева «из белорусских польских книг», которые тот приводил некогда «во обою беседу» (л. 143) и которые автор письма и разбирает. Между прочим, как на доказательство некомпетентности этих книг вообще, он указывает на то, что в них встречается и имя «Иисус», и слова «во веки веков», и проповедуется обливание (л. 144). Словом, автор письма утешается в конце концов тем, что «аще господина дому веельзевула нарекоша кольми паче домашния его» (л. 145 обор.)… – Вот какое «известие странным братии пришедшим ради мирнаго состояния» «извествуется» в примирительном письме «по желанию их и других братий в ведение и общесогласное примирение» (л 155 обор. – 156). Заканчивается письмо приглашением федосеевцам признать исключительное православие поморского надписания. Автором письма является несомненно Андрей Денисов. От содержания этого письма можно без особого риска заключать и к содержанию самых бесед по вопросу о титле. Несомненно, приведенные в письме «доводы» обеих сторон фигурировали в значительной своей части и на только что окончившихся беседах. Сам автор письма в одном месте дает это понять: уверяя, что поморцы никакого «своераз’суднаго предания не приемлют», он прибавляет – «о чем премногая древлецерковная святых свидетельства и противонеистинных наношений ответствования достоверная, на беседе вашей любви явихом» (л.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

814 «Топос» — «местность», «архэ» — «власть» (др.-греч.). В данном случае речь идет о территориях, подвластных Деметрию I Сотеру, царствовавшему в селевкидской державе со 162 по 150 г. до н.э. и павшему жертвой мятежа Александра Баласа. 815 См. Ис 19.19. 816 Это египетская богиня Баст. Богиня радости и веселья древних египтян изображалась в виде женщины с головой кошки (кошка была священным животным богини Баст). Бубастис — главное место культа богини. 817 См. «Иуд. война». VII, 10, 3. 818 Т.е. в 147 г. до н.э. 819 Дагон — древнее семитское божество (см. прим. 1 к книге шестой). 820 Этот сюжет в сочинениях Иосифа Флавия больше нигде не встречается. 821 В Первой книге Маккавейской (1Мак 11.17) — Завдиил. 822 Александр Балас правил державой Селевкидов в 150—145 гг. до н.э. 823 Деметрий II Никатор («победитель») правил в Селевкидском государстве со 145 по 139 138 г. до н.э. 824 Речь идет об Антиохе VI Эпифане, сыне Александра Баласа. 825 В Первой книге Маккавейской (1Мак 11.60) говорится о городах, расположенных на другом берегу Иордана. 826 Т.е. был подтвержден прежний договор, заключенный Иудой Маккавеем в 161 г. до н.э. между Иудеей и Римом. 827 Эфоры — в Спарте (Лакедемоне) пять должностных лиц, которым принадлежала высшая власть. Эфоры избирались на год всеми полноправными спартанцами. Коллегия эфоров обладала правом контроля над всеми сферами жизни спартанского общества: воспитанием подрастающего поколения, поведением взрослых граждан, деятельностью царей, которых при необходимости они могли привлекать к ответственности. Эфоры ведали набором ополчения, сопровождали царей в военных походах. Фактически в их руках находилась вся политическая жизнь Спарты. 828 Герусия — в Спарте совет старейшин (геронтов), высший политический орган. В герусию входили два царя и 28 граждан (не моложе 60 лет), избираемых пожизненно народным собранием. Герусия созывалась эфорами и готовила решения по наиболее важным государственным делам. 829 Подробнее о фарисеях, саддукеях и ессеях см. «Иуд. война» (II, 8, 2—14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3445...

Превращение О. в верховного небесного бога, по-видимому, завершилось уже в Скандинавии. Средневек. образ О., вероятно, восходит к фигуре хтонического демона, покровителя воинских союзов и воинских инициаций. Его сопровождают хтонические животные: волки Гери («ненасытный») и Фреки («жадный»), вороны Хугин («мысль») и Мунин («память»), восьминогий конь Слейпнир («быстрый»). С хтоническим миром связана одна из главных функций О.- повелителя павших в битве воинов (эйнхериев), к-рые после смерти попадают в Вальхаллу, где проводят время в боях между собой, готовясь принять участие в конечном сражении между богами и чудовищами (см. ст. Рагнарёк ). О. подчиняются девы-воительницы валькирии, приносящие победу избранным О. героям и сопровождающие павших воинов в Вальхаллу. В исл. сагах отразилась сохранявшаяся и в Новое время в герм. мире вера в то, что О. возглавляет «дикую охоту»: во время метелей вместе со свитой из валькирий и эйнхериев (или призраков) он несется в воздухе, увлекая за собой (убивая) всех встречных. Как демиург О. участвует в творении мира: поднятии земли из вод и устройстве Мидгарда («Прорицание вёльвы», 4); вместе с 2 др. асами Лодуром и Хёниром («Прорицание вёльвы», 17-18) или со своими братьями Вили и Ве («Младшая Эдда») оживляет «не имевшие судьбы» деревяшки Аск (ясень) и Эмбла (ива), превращая их в перволюдей. Как культурный герой он наделяет мир богов и людей знанием, мудростью, поэзией, руническим письмом. В неск. мифах рассказывается о добывании им сакрального знания о начале и конце времен («Прорицание вёльвы», «Сны Бальдра»), об устройстве Вселенной и мира асов («Речи Вафтруднира»). Чтобы приобрести мудрость, О. отдает один глаз великану Мимиру в залог («Прорицание вёльвы», 28); Мимир пьет из родника, в к-ром скрыт глаз О.- источник мудрости. Принеся себя в жертву, О. приобрел знание рун: 9 дней он висел на мировом древе Иггдрасиль («Конь Игга», Игг - одно из имен О.), пронзенный копьем («Речи Высокого», 138-145). Соблазнив дочь великана Суттунга Гуннлёд, О. получил охраняемый великаном сосуд с «медом поэзии» («Речи Высокого», 104-110) и т. о. приобрел поэтический дар. О. отнимает или приобретает духовные ценности у великанов, к-рые также являются владельцами и хранителями материальных ценностей (молота, котла и др.), к-рые добывает бог-ас Тор. Но если материальные ценности могут переходить из рук в руки (молодильные яблоки Идунн Локи отдает великанам, а затем возвращает их богам; один из великанов крадет молот Тора Мьёльнир и др.), то духовные навсегда остаются в мире богов и людей. Как культурный герой, О., завоевывая тяжелыми испытаниями знания и мудрость, несет их в мир богов и людей, его «поучения» излагаются в нескольких гномических и дидактических песнях «Старшей Эдды» («Речи Высокого», «Речи Гримнира»), встречаются и во фрагментах, где он состязается в мудрости («Песнь о Харбарде», «Загадки Гестумблинди» в «Саге о Хервёр и конунге Хейдреке»).

http://pravenc.ru/text/2578207.html

Стих 121. Радуйся – буквальный перевод греческого слова “хайре”, употреблявшегося в качестве приветствия и прощания, в смысле “здравствуй”, “будь здоров”. Стих 237. …Гарпии взяли его – поговорка о человеке, неизвестно куда пропавшем. Стихи 246–247. …они пожирают нещадно наше добро…  – Именно в этом и состоит преступление женихов, так как сватовство к женщине, муж которой уже двадцать лет отсутствует и не подает о себе вестей, ничуть не считалось позорным. Стих 287. Холм гробовой  – так называемый “кенотаф”, пустая могила, воздвигавшаяся, по обычаю, умершим на чужбине и непогребенным. Делалось это потому, что, по представлениям греков, душа непогребенного не может попасть в Аид и там найти себе успокоение. Песнь вторая Стих 120. Микена – дочь Инаха, первого царя Аргоса, и Океаниды Мелии; миф о ней нам неизвестен. Стихи 132–133. …но трудно с Икарием будет мне расплатиться…  – Муж, отправляющий жену в дом ее отца (или, как в данном случае, сын, отправляющий мать-вдову) без вины с ее стороны, должен был заплатить тестю пеню. Стих 145. Без платы – без пени, без штрафа за убийство. Песнь третья Стих 68. Нестор, герой геренейский.  – Более точный перевод этого постоянного определения Нестора дан Гнедичем в “Илиаде”: “конник геренский” (“Илиада”, песнь вторая, стих 433). Стих 73. Добычники вольные.  – Нестор просто спрашивает Телемаха и Афину-Ментора, не пираты ли они. В гомеровскую эпоху грабительские набеги на берега соседей совершались очень часто и вовсе не считались позорными. Сгих 135. …разгневавших дочь светлоокую страшного бога  – то есть Афину, которая, по преданию, была разгневана тем, что Аякс, сын Оилея, при взятии Трои совершил насилие над Кассандрой в храме Афины, причем остальные ахейские вожди не наказали его за это. Стих 138. Собрали их не в обычное время…  – По традиции, сохранившейся в Греции до конца античности, советы и народные собрания должны были начинаться рано утром и заканчиваться до захода солнца. Стих 174. …разрезавши море по самой средине.  – Зевс повелел плыть не в обход, держась островов, как поступали обычно в гомеровскую эпоху, а пуститься напрямик через море, удалившись от всякой суши. Такое плавание казалось верхом отваги и риска.

http://azbyka.ru/fiction/odisseja-gomer/...

Далее, необходимо заранее оговориться относительно счета псалмов. Именно, при одинаковом, общем числе псалмов (150), еврейский текст и перевод LXX, с которого сделан русский перевод, расходятся в нумерации отдельных псалмов. 9 и 10 псалом еврейского текста у LXX составляют один 9 псалом: следовательно, после этого псалма и до пс. 114 счёт LXX отстаёт от счета еврейского текста на один номер, так что, напр., общеизвестные пс. 50 и 90 по еврейскому счёту будут 51 и 91. 114 и 115 пс. в переводе LXX слиты в один псалом (по счету LXX – 113): 116, псалом, наоборот, разделен на два: 116, 1–9=114 LXX и 116, 10–19=115 LXX. Счет уравнивается снова на псалме 147: 147, 1–11=146 LXX и 147, 12–20=147 LXX. Это замечание необходимо иметь в виду, так как в очерке принята обычная в науке нумерация оригинального еврейского текста, и читателю, при справках с русским Псалтырем, придётся производить самому указанную поправку номерами. Если теперь мы обратимся к отдельным псалмам собрания, то, не останавливаясь пока на содержании, заметим, что каждый почти псалом, за исключением весьма немногих, начинается примечаниями, не имеющими никакой органической связи с дальнейшим содержанием псалмов. Эти примечания различного рода. Во-первых, они указывают на имена, по-видимому, авторов псалмов. Имя Давида стоит во главе 73 псалмов: имя Моисея – при пс. 90: имя Соломона при пс. 72 и 127; имя Асафа – при 12 псалмах, имя сынов Кора (Korah) – при 11 псалмах; имя Гемана, сына Езры – при пс. 88; имя Ефана, сына Езры – при пс. 89. Эти обозначения не всегда тверды: LXX приписывают Давиду ещё 9 псалмов, отнимают у Соломона пс. 127, в пс. 137 рядом с Давидом называют Иеремию, в пс. 138 – рядом с Давидом Аггея и Захарию и приписывают последним еще псалмы 146–148. Далее, начальные примечания указывают разряд произведения. Это или tehilla (пс. 145) – хвалебная песнь, tephilla (пс. 90, 102, 142) – молитва, или schir – песнь, в целом ряде псалмов, или mizmor (так обозначены 53 псалма) – песнь, но специально религиозного содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tsar-d...

Наконец, Памфилия и Писидия были также сделаны свободными. В 74 г. до Р. X. к римлянам перешла по завещанию Никомеда III Филопатора Вифиния 134 . К последней в 65 г. до Р. X. еще до смерти Митридата Понтийского была присоединена западная часть Понтийского царства 135 . В 96 г. до Р. X. тем же путем, как и Вифиния, по завещанию Птоломея Ариона досталась Риму Киренаика с пятью дорийскими городами Киреной, Баркой или Птолемаидой, Евесперидой или Береникой, Аполлонией или Созусой и Тевхирой или Арсиноэ. Около 74 г. из Киренаики образована была провинция под управлением questor pro praetore 136 . В 68 году до Р. X. по случаю войны с разбойниками был занять Крит 137 . При обращении последнего в провинцию с ним была объединена Киренаика. Так составилась одна соединенная сенатская провинция Creta-Cyrenae или Creta et Cerenae 138 . В 66 году по миру, заключенному с Митридатом к Риму перешла восточная половина Киликии – Cilicia campestris 139 . Чрез два года она была организована в особую провинцию, в которую кроме Cilicia aspera и Cilicia campestris 140 вошли еще Памфилия, Исаврия, Ликаония, весьма значительная часть Великой Фригии и остров Кипр. Но отдельное существование этой провинции было не продолжительно. В 36 г. Кипр и Cilicia aspera были отданы Антонием Клеопатре, Cilicia campestris сыну последней – Птолемею, а Памфилия, Исаврия и Ликаония – Галатскому царю Аминте 141 . Что же касается части Великой Фригии, то она, по-видимому, еще в 49 году была обратно присоединена к провинции Азия 142 . Одновременно с подчинением Киликии совершилось присоединение обширной страны, лежащей на восточном берегу Средиземного моря, именно Сирии, в состав которой входили: 1) собственно Сирия, 2) Финикия, 3) Иудея и целый ряд мелких владений, находившихся под управлением собственных туземных династий, как то: Коммагенской 143 Халкисской 144 Абилена 145 , Сампсигерам 146 (Sampsiceramus, Σαμψιγραμος), царство Набата с замком Петра 147 и др. Вся эта страна была поставлена в зависимость от Рима Помпеем и в управлении объединена с Киликией.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010