Псалом 148 Небо и Ангелы, земля и люди да хвалят Имя Господа, как Творца и Промыслителя своего. Аллилуиа, Аггеа и Захарии. (Ср. Пс.137,138,145,147 ). 1–6. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, вси Ангели Его: хвалите Его, вся силы Его, Хвалите Его, солнце и луна: хвалите Его, вся звезды и свет. Хвалите Его, небеса небес и вода, яже превыше небес. Да восхвалят имя Господне: яко Той рече, и Быша: Той повеле, и создашася. Постави я в век и в век века: повеление положи, и не мимо идет. «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних – в небесах; то есть – хвалите Его все Ангелы Его, хвалите Его все силы или небесные воинства Его». Господь говорите Иову, что «когда Он полагал краеугольный камень для земли, и когда сотворены были звезды, то восхвалили Его все Ангелы Его» ( Иов.38:6–7 ). – Пророк Исаия «видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и храм был полон славы Его. И Серафимы стояли вокруг Него. И взывали они друг ко другу и говорили: «свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» ( Ис.6:1–3 ). «Хвалите Господа солнце и луна: хвалите Его все звезды и свет, утренней и вечерней зари. Хвалите Его небеса небес, или самые высшие небеса, и воды, которые превыше небес, т. е. те стихийные вещества, которые, находясь свободными в пространстве, еще не образовали, но по предназначении Творца должны постепенно образовать собою новые тела небесные, иметь определенные пути течения в своих особых сферах, как-бы по своему руслу и в своих берегах. – Итак, да восхвалят Имя Господне небеса и небожители, Ангелы: ибо Господь сказал, и – они начали быть; Он повелел, и – они создались Его премудростью и всемогуществом. Он поставил их в пространстве на веки и веки: повеление положил, – в основание их незыблемого бытия Он положил неизменное определение своей неограниченной воли и вседержительной власти. Это – закон, который никогда не минует, не заменится иным! 7–10. Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны: огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его: горы и ecu холми, древа плодоносна и вси кедри: зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Но так как в согрешивших, и после этого, не было замечено чувства раскаяния, то слово суда обратилось и на них. Еве было сказано: «Рождение детей, – источник великого утешения, – будет начинаться печалью, чтобы ты (жена) в страданиях и болезнях, неизбежных спутниках деторождения, имела постоянное напоминание о том, как велик этот грех и преслушание» 137 и как велики те бедствия, какие ты навела на всё своё потомство. Кроме того, «так как ты не умела начальствовать, то научись быть хорошею подчинённою» 138 своему мужу. Наконец, Бог обратился к Адаму и сказал: «За то, что ты послушал голоса жены твоей» и преступил волю Мою, «проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нея во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит тебе она; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься» 139 . «Впрочем и здесь, говорит Св. Григорий Богослов , (человек) приобретает нечто, именно смерть – в пресечение греха, чтобы зло не стало бессмертным. Таким образом, самое наказание делается человеколюбием» 140 . «Бог задержал грех, полагая смерть и превращая грех и делая ему конец через разрушение плоти, которая должна быть в земле, дабы человек некогда, переставая жить для греха и умирая ему, начал жить для Бога» 141 . Так что, «человек, подобно какому-то скудельному сосуду, опять разлагается в землю, чтобы, по отделении воспринятой им ныне скверны, воскресением мог быть воссоздан в первоначальный вид» 142 . Также совместность премудрости и человеколюбия Творца обнаруживается и в том, что за грех прародителей проклята была земля. «Так как земля создана для человека, чтобы он мог наслаждаться плодами её: поэтому теперь Бог, из-за человека же, согрешившего, налагает на неё проклятие...... на весь век, чтобы не только сами прародители получили от этого пользу, но и последующие роды дознавали самым опытом, за что постигло их это наказание» 143 . – Произнеся этот приговор, Господь изгнал Адама и жену его из рая, «чтобы не смел (он) более прикасаться и к этому древу (древу жизни), постоянно поддерживающему жизнь, и не грешил бесконечно» 144 , и поселил их близ Едема, дабы, взирая на последний, «возненавидели грех , лишивший их стольких благ» 145 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Фе 129) Дивны свидения Твои, по сему вникла в них душа моя. 130 Возвещание слов Твоих просвещает и вразумляет младенчествующих. 131) Уста мои открыл я, и вдохнул в себя дух; ибо заповедей Твоих возжелал. 132) Призри на меня и помилуй меня, как судишь любящих имя Твое. 133) Стопы мои направь по слову Твоему, и да не возобладает мною всякое беззаконие. 134) Избавь меня от клеветы человеков, и соблюду заповеди Твои. 135) Лице Твое да светится над рабом Твоим, и научи меня уставам Твоим. 136) Потоки вод источили очи мои, потому что я не сохранил закона Твоего. 887 Цаде 137) Праведен еси, Господи, и правы суды Твои. 138) Ты явил свидения Твои как правду и как совершеннейшую истину. 139) Иссушила меня ревность по Тебе; ибо забыли слова Твои враги мои. 140) Очищено огнем слово Твое вполне, и раб Твой любит его. 141) Молод я и уничижен, но уставов Твоих не забыл. 142) Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина. 143) Скорби и нужды постигли меня; но заповеди Твои поучение мое. 144) Свидения Твои – правда вечная; вразуми меня и жив буду. 888 Коф 145) Воззвал я всем сердцем моим; услышь меня, Господи; уставов Твоих взыщу. 146) Воззвал я к Тебе; спаси меня, и я сохраню свидения Твои. 147) Предварял я рассвет и взывал: на слова я обнадеялся. 148 Предваряли очи мои утро, чтобы поучиться словам Твоим. 149) Голос мой услышь, Господи, по милости Твоей и по суду Твоему животвори меня. 150) Приблизились гонящие меня беззаконно; от закона же Твоего они далеки. 151) Близок еси Ты, Господи; и все пути Твоя истина. 152) Давно узнал я из свидений Твоих, что навеки утверждал Ты их. 889 Реш 153) Посмотри на смирение мое и избавь меня, ибо закона Твоего не забыл я. 154) Суди суд мой (процесс) и освободи меня; словом Твоим оживотвори меня. 155) Далеко от грешников спасение; ибо уставов Твоих не взыскали. 156) Щедрот Твоих много, Господи; по суду Твоему животвори меня. 157) Много гонителей и утеснителей моих; но от свидений Твоих я не уклонился. 158) Видел я неразумных и томился, потому что слов Твоих не хранили они.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

128 Поэтому ко всем заповедям Твоим я направлялся, всякий путь неправды возненавидел. 129 Чудесны свидетельства Твои, поэтому углублялась в них душа моя. 130 Явление слов Твоих просвещает и вразумляет младенцев. 131 Уста мои я открыл и привлек в себя Дух, ибо заповедей Твоих я возжелал. 132 Призри на меня и помилуй меня, по суду любящих имя Твоё. 133 Стопы мои направь по слову Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие. 134 Избавь меня от клеветы человеческой, и сохраню заповеди Твои. 135 Лицо Твоё просвети на раба Твоего и научи меня оправданиям Твоим. 136 Источники вод извели очи мои, ибо я не сохранил закона Твоего. 137 Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои. 138 В свидетельствах Твоих Ты заповедал правду и совершенную истину. 139 Растопила меня ревность по Тебе, ибо забыли слова Твои враги мои. 140 Слово Твоё весьма пламенно, и раб Твой возлюбил его. 141 Молод я и унижен, оправданий Твоих не забыл. 142 Правда Твоя – правда во век, и закон Твой – истина. 143 Скорби и нужды постигли меня, заповеди Твои – утешение моё. 144 Свидетельства Твои – правда во век: вразуми меня и жив буду. 145 Я воззвал всем сердцем моим: услышь меня, Господи! Оправдания Твои взыщу. 146 Я воззвал к Тебе: спаси меня! И сохраню свидетельства Твои. 147 Предварял я безвременно и взывал, на слова Твои надеялся. 148 Предваряли глаза мои утро, чтобы поучаться словам Твоим. 149 Голос мой услышь, Господи, по милости Твоей, по суду Твоему оживи меня. 150 Приблизились преследующие меня беззаконно, от закона же Твоего они удалились. 151 Близок Ты, Господи, и все пути Твои – истина. 152 От начала я узнал из свидетельств Твоих, что Ты утвердил их на век. 153 Воззри на унижение моё и избавь меня, ибо закона Твоего я не забыл. 154 Суди суд мой и избавь меня, ради слова Твоего оживи меня. 155 Далеко от грешников спасение, ибо оправданий Твоих они не взыскали. 156 Велики щедроты Твои, Господи, по суду Твоему оживи меня. 157 Много у меня гонителей и притеснителей, но от свидетельств Твоих я не уклонился.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

(130) Откровение слов Твоих просветляет, вразумляет простаков. (131) Уста свои разверзаю и глотаю (слова Торы), потому что заповедей Твоих жажду я. (132) Обратись ко мне и помилуй меня – по праву любящих имя Твое. (133) Шаги мои утверди словом Твоим и не дай нечестию властвовать надо мной. (134) Избавь меня от притеснения человеческого, и хранить буду повеления Твои. (135) Лицом Твоим освети раба Твоего и научи меня законам Твоим. (136) Потоки вод исторгают глаза мои, за то, что не хранили они Тору Твою. (137) Праведен Ты, Г-споди, и справедливы законы Твои. (138) Установления Твои, которые заповедал Ты, справедливы и верны совершенно. (139) Изнурило меня рвение мое, потому что забыли слова Твои притеснители мои. (140) Очень чисто слово Твое, и раб Твой любит его. (141) Мал я и презрен, (но) повелений Твоих не забыл. (142) Справедливость Твоя – справедливость вечная, и Тора Твоя – истина. (143) Беда и нужда настигли меня, (но) заповеди Твои – отрада моя. (144) Справедливость установлений Твоих " вечна – вразуми меня, и я буду жив! (145) Воззвал я всем сердцем – ответь мне, Г-споди, хранить буду законы Твои. (146) Призвал я Тебя – помоги мне, и хранить буду заповеди Твои. (147) Рано, во тьме, встал я и возопил, на слово Твое уповал я. (148) Опередили глаза мои утреннюю стражу, чтобы размышлять (мне) о слове Твоем. (149) Голос мой услышь по милости Твоей, Г-споди, по суду Твоему оживи меня. (150) Приближаются стремящиеся к лукавству; от Торы Твоей удалились они. (151) Близок Ты, Г-споди, и все заповеди Твои – истина. (152) Издавна знал я из заповедей Твоих, что навеки Ты основал их. (153) Взгляни на страдание мое и избавь меня, ибо Тору Твою не забыл я. (154) Заступись (за меня) в распре моей и искупи меня, по слову Твоему оживи меня. (155) Далеко от нечестивых спасение, ибо законов Твоих не искали они. (156) Велико милосердие Твое, Г-споди, по обычаю Твоему оживи меня. (157) Многочисленны гонители мои и притеснители мои, (но) от заповедей Твоих не уклонился я. (158) Видел я вероломных и ссорился (с ними), (потому) что не хранили они слова Твоего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

137 Ib. 142. Н, поэтому поводу (многократно) неодобрительно упоминает обычное у св. К. сравнение с телом и душой, которые отнюдь не сохраняют в своей природе каждое свои свойства, но находятся в природном и единстве и живут общей жизнью в некоем смешении (143). 138 Ibid, 142–3, 144–5. Заслуживает внимания, что образ храма и вселения в храм тела, характерный для антиохийцев, хотя и не составляющий их исключительной принадлежности, упоминается в Гераклиде лишь в виде редкого исключения (139, 260), зато слово prosopon встречается на каждом шагу. 142 Ibid 50, Ср. 53, 55, 66, 127, 129, 138–9, 140–1, 145, 146, 167, 169, 192–3, 194–5, 282. Из этого перечня, (конечно, не исчерпывающего) видно, как часто повторяется у Н. эта мысль. 144 Ib. 298, 303, 316, 327, 330. См. также appendix III, письмо Н. Константинопольскому населению: «мое учение есть тоже, которое определено почтенными мужами п. Флавианом и п. Львом» (ib., 361). 145 Ср. еще: «В том, что касается человечности, Он не божественен по природе, но по явлению... В человечности Он подобен всем. Существует только одно просопон’ в двух природах. Он есть Бог, Господь, Христос, п. ч. Он не пользуется просопон’, допускающим разделение, но Он им пользуется как Своим собственным просопон’. Все свойства сущности Ему принадлежат по силе единения, а не по природе». «Бог Христос не есть вне Бога Слова, но Он обозначает единение двух естеств: Бога Слова и человека, ибо Бог и человек образуют Христа» (146). Надо заметить, что мысль Н., и сама по себе запутанная, затемняется еще двойным переводом, чрез посредство которого мы ее воспринимаем. 146 «Это единение (природ) не есть природное единение с плотью, но свободное, насколько они соединены чрез просопон’, а не чрез природы» (Ib. 34). «Природы, которые соединены добровольно, получают единение не в одной природе, но чтобы (достигнуть) единения свободного в просопон’ икономии» (35). 147 Ib. 141. Это есть собственное сравнение Н. Но он не раз останавливается и на излюбленном сравнении св. К. – тела и души, применяя его однако и по своему: 35, 142, 145, 266. Отличие соединения души и тела, образующих одно природное просопон’, от соединения двух природ с их природными просопон’ во Христе в том, что последние не образуют природного просопон’, но просопон’ единения (145).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

31 . В случае уклонения от явки к суду на судоговорение самой ищущей стороны, возбужденное ею бракоразводное дело должно быть прекращено производством, причем истец не лишается права возбудить дело вновь, сначала, подачею нового искового прошения применительно к ст.145 ч.I, Уст.Гражд. Суд., и ст.138 ч.II, Зак. Суд. Гражд., T.XVI, изд. 1892г.). Примечание: Приведенные статьи закона гласят: ст.145 – за неявкою в суд к назначенному сроку истца дело, производящееся в мировых судебных установлениях, прекращается производством, и ст.138 – обязанность истца доказать свой иск; буде же он доказать не может, ответчик освобождается от суда. Основанием для применения этих статей к делам бракоразводным могут служить следующие соображения: как возбуждение, так и прекращение бракоразводного иска, в какой бы стадии своего развития он ни находился, всецело зависит от истца; на нем же лежит обязанность и доказать справедливость его иска. А потому незаконное уклонение истца от судоговорения, на коем должны быть представлены истцом все доказательства его иска, может быть понимаемо или за нежелание со стороны истца поддерживать возбужденный им иск, или за неимение у него доказательств иска; и в том и в другом случае ответчик должен был освобожден от суда и самый иск прекращен. 32 . Если стороны не явятся к суду на судоговорение по уважительным надлежаще удостоверенным или доказанным причинам, то судоговорение может быть отложено и перенесено на другой срок. Законными же препятствиями к явке в суд признаются: а) задержание под стражей, б) государственная нужда по службе, в) помешательство от нашествия неприятеля, г) несчастье, потерпенное от наводнения или пожара, и вообще физически непреодолимые препятствия, д) нападение воров, е) болезнь, препятствующая отлучиться из дому, ж) смерть родителей или детей и з) сумасшествие (T.XVI ч.II, изд. 1892г. Зак. Суд. Гражд., ст.104, 105 и 106). Примечание: 1) Циркулярным указом от 31 Марта 1908г. N° 6 Св. Синод разъяснил епархиальным начальствам, что они, имея вообще право по соображении с обстоятельствами бракоразводного дела устранять поверенных и требовать от тяжущихся сторон непосредственного участия в их деле, могут, однако же, предоставлять последним в случае крайней затруднительности для них личной явки к суду и невозможности временно отложить производство дела, ходатайствовать чрез епархиальные начальства пред Св. Синодом о дальнейшем направлении их дела с освобождением их от личной явки к суду.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

В первом представлю итог верований о Божестве. Во втором – о жизни и смерти. В третьем – итог обрядов служения Божеству. В четвертом – обрядов житейских. §1. Итог верований о Божестве Народ, изображенный в песнопениях рукописи Краледворской, имел понятие о двух высших началах: начало доброе, благодетельное было для него в богах (boze, IV. 25, 123, 127, 128, 135, 137, 139, 144, 145, 158, 169; VI, 12, 38, 40, 42, 45, 47, 52, 122, 125, 228, 235, 237:238); начало злое, неприязненное, в бесах (bies. VI, 155). Богов было, по понятою этого народа, много: о Божестве вообще упоминается не иначе как во множественном числе (boze, срав. преж. ссылку). О старшинстве одних богов пред другими, о Боге богов нет на малейшего намека, и вообще можно предполагать, что народ имел о Божестве понятия пантеистические, веря, что хотя каждый бог действовал как особенная сила, но что они все вместе имели одну общую силу, одну общую волю, заведовали все вместе судьбами мира, по крайней мере человеческого, вот почему и обращались к ним с мольбою ко всем вместе (IV. 22, 123–128, 134–139, 144–145, 156–159, 169; VI, 12, 38–44, 233–237). Если по понятию, народа и существовала высшая сила кроме богов, то однако же она не мешалась в дела человеческие, иначе было бы где-нибудь упомянуто о ней. Боги же пеклись о своих верных, назывались от них спасителями (spasy, IV, 145, 158; VI, 136), и помогали им в победах против врагов, как помогли Воймиру в Честмиру против Власлава (IV) или Забою против Людека (VI). С другой стороны, боги, как верил народ, требовали почтения к себе, могли гневаться за неисполнение должных обрядов, а, следовательно, и карать, так Воймир, боясь прогневать богов за то, что не принес немедленно жертвы, молил их о помиловании (IV. 123–138). Богов было много, но, к сожалению, названия очень немногих сохранены в песнях, именно, только трех: 1) Весна почиталась, без сомнения, богиней юности, о ней впрочем упоминается только однажды, и жизнь названа путем от Весны до Мораны (VI. 36); 2) Морена, Морана, почиталась богиней смерти: так, по крайней мере, можно догадываться из того, что жизнь названа путем от Весны до Мораны (VI.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Псалом 138 имеет надписание: «Давиду, псалом Захариин, в рассеянии». Имя Давида присутствует в надписаниях в масоретском тексте, в Септуагинте и в Вульгате. Имя Захарии добавлено только в Септуагинте. Псалмы 137, 145, 147, 148 имеют надписания «Аггея и Захарии». Возможно они написаны этими пророками. Однако имена Аггея и Захарии поставлены в надписаниях, видимо, довольно поздно. Блаженный Феодорит по поводу имени Захарии в надписании псалма 138 замечает: «Сего не нашел я ни в еврейском тексте, ни у Семидесяти, ни у других переводчиков; сделал же прибавление сие к надписанию кто-нибудь, уразумев псалом по своему усмотрению». 117 Объясняя надписание псалма 145, блаженный Феодорит также замечает: «В иных списках приложено Аггея и Захарии. Но сего не нашел я ни в еврейском тексте, ни у других переводчиков, ни у Семидесяти в гексаплах». 118 Об авторстве остальных псалмов трудно сказать что-либо достоверное. 8.2. Характер надписаний над псалмами Говоря о надписаниях над псалмами, мы вступаем на достаточно зыбкую почву. Буквальный смысл надписаний часто не ясен, что дает место многочисленным гипотезам и догадкам. Все псалмы в Псалтири имеют цифровое обозначение. Кроме того, они имеют другие надписания. Их смысл не всегда понятен и вызывает различные толкования. Надписания можно условно разделить на пять групп: 1 .Надписания, указывающие характер содержания псалма. 119 Например: «Молитва», «Хвала», «Учение», «Столпописание». Значение последнего термина, встречающегося в надписаниях над псалмами 15 и с 55 по 59, не совсем ясно. Святители Василий Великий и Григорий Нисский полагали, что за богословскую глубину мыслей, выраженных в этих псалмах, они признавались достойными быть вырезаны на столбах. 2 .Надписания, указывающие на способ исполнения. а) «Псалом» – указывает на исполнение данной песни на псалтири. б) «Песнь» – указывает на вокальный способ исполнения. Встречается и смешанное обозначение: «псалом песни», «песнь псалма» или «песнь псалом». Первый из приведенных вариантов означает, что преобладать должна музыка, а вокальное исполнение – сопровождать ее. Во втором и третьем вариантах – все наоборот.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

В древних мифологиях повсеместно встречаются переходы из одной космической области в другую: с земли на небо или с земли в преисподнюю С. 145]. Эти области связаны осью мирового дерева, мирового столпа, мировой горы С. 398–405]. Эта ось проходит через некую «дыру»: именно через нее боги спускаются на землю, а мертвые – в подземный мир; через нее же дух пришедшего в экстаз шамана (волхва, колдуна) может воспарять или спускаться во время его небесных и загробных путешествий С. 145]. В общеславянской и русской традициях сохранился пережиток этих верований в обрядах «похорон масленицы», «похорон русалки» и т. д. Знаком, определяющим значение действа, является столб с водруженным на него колесом, который является аналогией мировому дереву. А колесо, как символ солнца, означает предназначение находящегося на нем как направляющегося в космический мир. Самым очевидным знаком, определяющим сущность процессии, является чучело, заменяющее в обряде «умруна» С. 116]. Во время сожжения в костер кидали блины, лепешки, яйца, «сочетающие в себе символику космического столпа и знака человека» С. 138]. Вероятнее всего, изображение, расположенное на нижней, «изнаночной» стороне, должно было усиливать охранительную роль предмета, противостоять «незапланированному» прорыву между мирами. Только в момент ритуального переворачивания горшка (зеркала) клеймом вверх происходило «включение механизма» прохода между мирами. Возможно, сам символ, расположенный на предмете, не только запускал механизм перехода, но и обеспечивал охранительное действие, направленное на участников ритуала. Сама идея «мирового столпа», вдоль которого происходит перемещение душ умерших, восстановленных в новой оболочке – урне, прослеживается и в погребальном обряде вятичей, где кости собирались в урну, устанавливаемую на «столпе на путех». Аналогичные конструкции сохранились до наших дней у сибирских народов, например у манси: подобные избушки (столпы) используются для ритуального хранения медвежьих костей и связаны с бытующим культом медведя С. 223, 228–229].

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010