По свидетельству св. Бернарда Клервоского, М., как и архиеп. Келлах, занимался активной миротворческой деятельностью, хотя в ирл. анналах об этом почти не упоминается: он неоднократно выступал посредником в переговорах и побуждал правителей сохранять мир; тех, кто противостоял М., постигала божественная кара (Ibid. 58-60//Ibid. P. 324-334). Согласно «Анналам Четырех наставников», в 1147 г. благодаря поручительству М. и др. епископов был освобожден правитель Тадг О Бриан (см.: Flanagan. 2010. P. 173-174). Благодаря усилиям М. в Ирландии появились обители континентальных монашеских орденов - цистерцианцев и августинских каноников-арруэзианцев. Согласно «Видению Тнугдала», М. якобы основал 54 обители для монахов, монахинь и каноников. О строительстве им множества монастырей упоминается также в анналах аббатства Пресв. Девы Марии в Дублине (Chartularies of St Mary " s Abbey, Dublin/Ed. J. T. Gilbert. L., 1884. Vol. 2. P. 263). Св. Бернард Клервоский в Житии М. почти ничего не сообщает об этом аспекте деятельности святого, хотя об основании цистерцианских обителей упоминается в его письмах. Ок. 1140 г. М. попросил св. Бернарда послать в Ирландию 2 монахов из числа тех, к-рых он оставил в Клерво, чтобы выбрать место для мон-ря. Св. Бернард посоветовал легату сделать это самостоятельно, т. к. монахи были недостаточно подготовлены ( Bernard. Clar. Ep. 341), но вскоре по настоянию М. он направил монахов на остров (Ibid. 356). В 1142 г. св. Бернард известил М. о том, что некоторые франц. монахи вернулись в Клерво из «земли, не привыкшей к монашескому образу жизни», жалуясь на отсутствие дисциплины среди насельников-ирландцев. Поэтому вместе с мон. Христианом, учеником М., в Ирландию отправился только мон. Роберт, к-рому было поручено возвести монастырские здания (Ibid. 357). В письмах св. Бернарда говорится об основании 1-го ирл. цистерцианского аббатства Меллифонт (графство Лаут), строительство которого началось в 1142 г. при поддержке правителя Доннхада О Кербалла. Аббатом монастыря стал Христиан (Гилла Крист О Коннарьхе; в 1151 - ок. 1179 епископ Лес-Мора и папский легат в Ирландии). Ко времени составления Жития М. в Ирландии было 5 дочерних обителей (filiae) Клерво, а к 1200 г.- 34 цистерцианских мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2561708.html

В текстах монастырских уставов содержатся и важные свидетельства, напр., по аграрноправовым отношениям, как в Типике Бачковского мон-ря, основанного в Болгарии визант. вельможей кавказского происхождения Григорием Пакурианом и его братом Апасием в 1083 г., или в Типике сер. XII в. мон-ря Богородицы Спасительницы мира (Космосотиры) близ Эноса Фракийского. Устав к-польского мон-ря Пантократора содержит уникальные сведения об организациимонастырской больницы в XII в. Нек-рые уставные акты не сохранились в греч. подлиннике и восстанавливаются по дошедшим переводам. Важнейший Типик к-польского Студийского мон-ря известен в списках XI-XII вв. в славяно-рус. переводе (см. Студийско-Алексиевский Типикон ). Среди др. типов монастырских актов - жалованных, дарственных грамот, купчих, исковых заявлений - существенное значение имеют описи имущества мон-рей. История внутреннего устройства Русского мон-ря на Афоне известна благодаря сохранившейся в оригинале описи (πογραφ) мон-ря Ксилургу (Ξυλουργο букв.- древоделя, первоначальное наименование обители), перешедшего в ведение Русского мон-ря (14 дек. 1142). По др. акту из Протата (авг. 1169) рус. монашеской общине Ксилургу по просьбе ее игумена Лаврентия был передан мон-рь Солунянина на правах дочерней обители. С этого времени Русский мон-рь на Св. Горе стал именоваться мон-рем Солунянина (др. название - св. Пантелеимона). Вместе с Пантелеимоновым мон-рем к Русскому мон-рю перешли и его земельные владения. Упомянутая же опись 1142 г. содержит подробный перечень имущества мон-ря - от хозяйственных предметов до священных сосудов и книг, среди к-рых специально выделены «русские книги». В поствизантийский период Грамота К-польского Патриарха Кирилла Лукариса царю Михаилу Феодоровичу. 1625 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. N 18. Л. 1 об.) Грамота К-польского Патриарха Кирилла Лукариса царю Михаилу Феодоровичу. 1625 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 2. N 18. Л. 1 об.) с 1453 г., традиция издания греч. актов не прерывалась. Это прежде всего относится к документам церковным: патриаршие послания из К-поля или Иерусалима, акты из обителей Афона и Синая продолжали традиции визант.

http://pravenc.ru/text/158424.html

1985. S. 379). В определенных случаях это церковное ходатайство не ограничивается конфессиональной принадлежностью: наряду с Покаянием и Евхаристией таинство Помазания больных разрешается совершать для отделенных от Римско-католической Церкви восточных христиан при условии, «если они сами об этом попросят и будут настроены должным образом» (CVatII. OE. 27). Аналогичный порядок установлен и для католиков, не имеющих физической или нравственной возможности обратиться с просьбой о преподании одного из этих таинств к католич. священнослужителю (Ibidem). Священство (ordo, sacramentum ordinis) принимают в К. только крещеные и конфирмированные лица мужского пола как особое избрание (segregatio) и посвящение (consecratio) через церковный обряд ординации (ordinatio) на служение народу Божию, «священству крещеных» (ККЦ. 1120), «всем членам Церкви» (ККЦ. 1142) с целью продолжения миссии спасения, вверенной Христом через Св. Духа апостолам. Понятие «апостольское преемство» (successio apostolica) является поэтому фундаментальным для Священства и служит в К. одним из основных критериев его сакраментальной полноты и подлинности. Главное содержание священнической деятельности состоит в тáинственной связи (vinculum sacramentale), «которая соединяет с тем, что говорили и делали апостолы, а через них - с тем, что говорил и делал Христос, источник и основа таинств» (ККЦ. 1120). Рукоположенные во пресвитеров присоединяются к действию Христа Священника и особым образом замещают Его Самого (personam specialiter gerunt Christi) (см.: CVatII. PO. 13), становясь как бы Его «иконой» (ККЦ. 1142). Догматическим и церковно-историческим представлением об «иконическом» характере Священства объясняется в К. также недопущение женщин к этому таинству: рукоположение женщин невозможно, поскольку «Господь Иисус избрал мужчин, чтобы образовать коллегию двенадцати апостолов, и апостолы затем делали то же самое, выбирая себе сотрудников»; следуя традиции, «Церковь признает себя связанной этим выбором Самого Господа» (ККЦ.

http://pravenc.ru/text/1683907.html

Проблема выхода к морю, видимо, волновала русских монахов: в описи Акт. Рос. 6 (1142 г.) в списке документов Ксилурга упоминается несохранившийся акт о проходе к морю (85–86) 457 и три документа пристани (89–92). Сам Акт. Рос. 3 дипломатически неоднороден, 458 представляя собой соединение по крайней мере трех документов: асфалия Григория, императорский питтакий афонскому проту Феофилакту и заключение протата. Кроме того, в связи с этим делом упоминаются еще акты дарения в пользу Русского монастыря и записка от игумена Ксилурга Иоанникия, представленная императору. Указывается и купчая судна. Кстати, в Акт. Рос. 6 упоминается судно в 250 мер, другое – в 150, пять лодок и 5 челноков. Обилие актов, относящихся к этой проблеме, показательно. Необходимым условием экономически нормальной жизни афонитов, видимо, был выход к морю, за который так боролись русские пришельцы. Рассматриваемая территория локализуется в бухте монастыря Пантократора. 459 В описи архива Русского монастыря (по Акт. Рос. 6) указан и документ о деле с монастырем Скорпиона. Это Акт. Рос. 5 (ошибочно датированный издателями), составленный 23 ноября 1070 г., – протатский акт о разграничении спорного места между монастырями Ксилурга и Скорпиона. К сожалению, в документе не определяются размеры отошедшей к Россикону территории, а дается лишь ее описание: она граничит с монастырем Фалакра (38–39). Как видно из текста, документ составлялся в двух экземплярах, предназначенных для обеих тяжущихся сторон. Для истории внутреннего устройства Русского монастыря на Афоне важнейшее значение имеет опись (ττογραφ) Ксилурга, произведенная 14 декабря 1142 г. Никаких прямых материалов о земельных владениях там не содержится, однако инвентарь сельскохозяйственных орудий и зерновых запасов (96–98) свидетельствует о наличии немалой пахотной территории у монастыря даже при предполагаемом небольшом количестве монахов – человек 20–25. 460 В августе 1169 г. по протатскому акту (Акт. Рос. 7) игумену монастыря Ксилурга, или «русов», Лаврентию был передан монастырь Солунца «в полное владение и распоряжение самоправное и самовластное» на правах дочернего монастыря с сохранением в последнем особого эконома. 461 При этом протат прощал Русскому монастырю 30 перперов долга. Итак, с этого времени Русский монастырь на Афоне именуется монастырем Солунца 462 (иначе – св. Пантелеймона). Вместе с самим Пантелеймоновым монастырем к Русскому монастырю перешли его земельные владения, сведения о которых сохранились в некоторых актах архива Россикона. По акту императорского нотария и анаграфевса Волерона, Стримона и Солуни асикрита Иоанна, датируемому теперь августом 1044 г., 463 монастырю Пантелеймона, именуемому здесь «Сфрендзи», 464 принадлежала обитель Димитрия το Φουσκουλο (Акт. Рос. 19.8–10). Монастырь Димитрия по этому Акту (6–7) находился на полуострове Паллина (совр. Кассандра в Халкидике). Судя по обмежеванию его владений (36–40), это был небольшой монастырь, не имевший выхода к морю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

августа 2 в опекунский совет, в сумме 4000 р. ассигнациями (что на серебро составляло 1142 р. 85 3 / 4 к.) с тем, чтобы проценты с этого капитала шли на содержание отличных студентов-платоников. Кроме того, Московская Академия унаследовала другой капитал митрополита в сумме, равной первому, т.е. в 4000 р. ассигн. (1142 р. 85 3 / 4 к.), поступивший по завещанию митрополита Платона 27 июня 1813 года на содержание отличных воспитанников славяно-греко-латинской академии 340 . Т. о., всего Академия получила на содержание платоников 8000 р. асс., или 2285 р. 71 1 / 2 к. Когда Академия устраивалась на новом месте у Троицы, то при открытии ее правление определило, чтобы «на проценты с суммы м. Платона содержать двух отличных по учению и благонравию студентов, сверх штатного числа оных 341 , которым в память покойного и для всегдашнего исполнения его учреждения именоваться Платоновыми». Эти студенты, лучшие по успехам и поведению, содержались на 400 р. или на проценты с 8000; от остальных, как мы видели, они отличались и особым костюмом. Это распоряжение правления о платониках было утверждено в 1815 г. комиссией духовных училищ; но оно приводилось в исполнение только до 1824 года; всего Академия (за период 1814–24 г.) выпустила тринадцать платоников. С 1824 г. до 1830, включительно, проценты с капитала митрополита Платона, вероятно, вследствие их недостаточности, причислялись к остаточной академической сумме, а с 1831 г. до 1837 и вовсе не были взимаемы из опекунского совета. В этом последнем году правление Академии просило у митрополита Филарета разрешения употреблять проценты с платоновского капитала на напечатание лучших студенческих сочинений; но митрополит иначе взглянул на дело. На представлении академического правления он написал; «Завещание должно исполнять, как можно, согласно с волей завещателя; и потому не могу согласиться переменить оное без нужды, так как не одобряю и того, что академическое правление перестало исполнять оное, нарушив вместе и предписание комиссии духовных училищ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подчинив силой оружия Антиохийское княжество, Иоанн предпринял дипломатические меры против державы норманнов в Южной Италии. После периода упадка государство норманнов приобретало новый блеск. Рожер II объединил под своей властью Сицилию и Апулию и на Рождество 1130 г. короновался в Палермо королевской короной 866 . Взлет норманнского могущества в Южной Италии угрожал как Византии, так и Германии, на основе чего началось сближение двух держав. Против нового норманнского королевства Иоанн II заключил союз с Лотарем, а после его смерти – с Конрадом III. Пизу также удалось включить в антинорманнский фронт: в 1136 г. Иоанн подтвердил торговому городу привилегии, которые ему в свое время предоставил его отец 867 . Тем самым Иоанну удалось укрепить свои тылы при проведении активной политики на Востоке, поскольку проблема Антиохии еще не была окончательно решена. Отношения с государствами крестоносцев все более осложнялись, а в 1142 г. князь Антиохии, побуждаемый латинским духовенством, отступил от заключенных с императором соглашений. Император решился на новый поход против Антиохии, который должен был оказаться прелюдией к более крупному предприятию: по всей вероятности, Иоанн питал надежду восстановить византийское господство в Палестине. Впрочем, смерть положила конец его замыслам. Раненный на охоте отравленной стрелой, император Иоанн II умер 8 апреля 1143 г. 868 Результатами его активной и целеустремленной политики были рост авторитета византийского государства, усиление его военного могущества и значительное восстановление византийского господства на Востоке и на Балканах. Оба старших сына Uoahha II , Алексей и Андроник, умерли еще в 1142 г. Согласно его последнему волеизъявлению, императорский венец перешел к его четвертому, младшему сыну Мануилу. Мануил I (1143–1180) оказался блестящим правителем, обладающим многочисленными талантами. Он был прирожденным полководцем и храбрым воином, лично не боявшимся никакой опасности. Но прежде всего он был хитроумным дипломатом и государственным деятелем с грандиозными и смелыми идеями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но чаще всего святому Нифонту приходилось мирить князей со своей паствой. Новгород, древняя столица Рюрика и всегдашнее достояние великих князей, пользуясь смутными обстоятельствами времени, теперь уже окончательно не признавал над собой власти великого князя. Напыщенные своим богатством и обширными владениями, новгородцы теперь, именно в период святительства Нифонта, постоянно меняли у себя князей, смотря по тому, чей род усиливался или восходил на престол великокняжеский. (В продолжение святительства Нифонта новгородцы до 10 раз переменяли у себя князей. В то время как прибыл Нифонт, в Новгороде княжил Всеволод; в 1136 г. Всеволод изгнан и на место его избран Святослав Ольгович; в 1138 г. является на княжение в Новгороде Ростислав Георгиевич; в 1139 г. – Святослав Ольгович во второй раз; в 1140 г. – Ростислав Георгиевич во второй раз; в 1142 г. – Святополк Мстиславич; в 1148 г. княжил в Новгороде Ярослав Изяславич; в 1154 г. – Ростислав Мстиславич; после него немного времени – сын его Давид и, наконец, в том же году избирается Мстислав Георгиевич). Их дерзость и буйство доходили до того, что раз, быв недовольны своим князем, они осмелились даже заключить его в епископском дворе и там держали за стражею тридцати воинов до тех пор, пока на место его не явился новый князь. (Так поступили новгородцы с князем Всеволодом в 1135 г. или в 1136 г.; в 1138 г. заключают в Варваринском монастыре жену Святослава; в 1142 г. заключают Ростислава Георгиевича так же, как и Всеволода). Такое унижение княжеского достоинства, конечно, иногда стоило дорого новгородцам. Но каждый раз, как только грозила опасность, святитель являлся деятельным посредником и миротворцем своей паствы, являлся истинным пастырем, полагающим душу свою за овец своих, жертвуя в критических обстоятельствах собственным спокойствием и благополучием. Так, в 1139 г. новгородцы на место Ростислава Георгиевича выпросили Святослава Ольговича у великого князя Всеволода. Не прошло и года, как граждане умолили своего архипастыря идти в Киев и просить у Всеволода на княжение сына его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Литургические традиции Богослужение и дисциплинарные правила общежительных монастырей на Афоне в X–XII веках определялись константинопольским монастырским Студийским уставом. Несомненно, что древнейшее богослужение находившихся там болгар, русских и сербов не просто регулировалось Студийским уставом, но и проходило на греческом языке. После завоевания Византией Болгарии в 1018 году богослужение там подверглось эллинизации. Естественно предположить, что и в Зографском монастыре богослужение велось по-гречески. В начале XII века студийский по своей сути Типикон монастыря Пресвятой Богородицы «Благодетельницы» (Евергетиды) уже обнаруживает значительное проникновение нового материала в студийские монастыри Константинополя и фиксирует новые веяния, проникшие в студийскую богослужебную и дисциплинарную практику. Типикон, данный Хиландарю в 1199 году его основателем Саввой, был чрезвычайно близок к Евергетидскому типикону и даже являлся, по выражению Р.Ф.Тафта, «…немногим больше, чем сербским переводом его» (31, 99). Его стали называть новосавваитским. Этому Типикону должен был соответствовать и комплект новых богослужебных текстов, впервые появившийся также в Хиландаре. Древнейшее богослужение на славянском языке на Афоне в XII веке было связано именно с русским монастырем. В «Описи имущества» монастыря Ксилургу в 1142 году среди массы греческих вещей и документов впервые встречается упоминание о русских книгах (24, 391). Их список не дает оснований предполагать, что богослужения проводились на славянском языке, поскольку среди книг отсутствуют славянские списки Евангелия, Служебника, Требника и Триоди, без которых осуществить богослужение невозможно. Однако наличие в списке Октоиха, Ирмология и Минеи говорит о том, что часть песнопений за греческим богослужением могла исполняться по-славянски. Наиболее вероятно, что между 1142 и 1169 годами, когда Ксилургу становится окончательно русским, богослужение перешло на славянский язык. Появилась потребность в пространном тексте Устава на славянском языке. Такой Устав появился в Пантелеимоновом монастыре в 1170–1180 годы. Афонский список Устава подтверждает мнение Р.Ф.Тафта о господстве на Афоне в XII веке Студийского устава. Последние находки фрагментов частично сохранившегося Афонского кодекса позволяют сделать предположения, что на заре истории русского монашества на Афоне движение текстов осуществлялось не только с Афона на Русь, но и в обратном направлении, а богослужение и монастырская практика Пантелеимонова монастыря в целом не отличались от общерусской практики (24, 394).

http://pravoslavie.ru/31856.html

Иоанн Владимир до 1016 Стефан Воислав 1040–1051/2 Михайло Воиславлевич (король) ок. 1052–1077–1081 Константин Бодин 1082-ок. 1101 Владимир II 1103–1114 Георгий (Джордже) 1114–1118, 1125–1131 Грубеша Браниславлевич 1118–1125 Градихна Браниславлевич 1131–1142 Радослав Грубишнич (князь) 1142–1148/9 Михайло III ок. 1162–1189 Ок. 1189 Зета (Дукля) включена в состав владений Стефана Немани, который поставил королем Дукли своего сына Вукана Неманича (1189–1208) В Рашке Вукан ок. 1083-ок. 1114 Хронология следующих великих жупанов не может быть точно установлена; важнейшие из них: Урош I, Урош II, Деса, Тихомир. Стефан Неманя 1166/8–1196 Стефан Первовенчанный (король) 1196–1217–1227/8 Стефан Радослав 1227/8–1234 Стефан Владислав 1234–1243 Стефан Урош I 1243–1276 Стефан Драгутин 1276–1282 (до 1316 в Среме) Стефан Урош II Милутин 1282–1321 Стефан Урош III Дечанский 1321–1331 Стефан Урош IV Душан (царь) 1331–1345–1355 Стефан Урош V (царь) 1355–1371 † Вукашин Мрнявчевич (король) 1365–1371 После битвы при Марице (1371) государство распалось на несколько владений, крупнейшими из которых правили Лазарь Хрбелянович, Марко Мрнявчевич, Вук Бранкович и Константин Драгаш Лазарь Хрбелянович (князь) 1371–1389 Стефан Лазаревич (деспот) 1389–1402–1427 Георгий (Джурадж) Бранкович 1427–1456 Лазарь Бранкович 1456–1458 Стефан Бранкович 1458–1459 Стефан Томашевич 1459 В 1459 последние остатки сербского государства захвачены османами 7. Иран (сасаниды) Ардашир I Папакан 224–241 Шапур I 241–272 Хормизд I 272–273 Бахрам (Варахран) I 273–276 Бахрам II 276–293 Бахрам III 293 Нарсе 293–302/3 Хормизд II 303–309/10 Адарнарсе 310 Шапур II 310–379 Ардашир II 379–383 Шапур III 383–387/8 Бахрам IV 388–399 Йездигерд I 399–420 Бахрам V Гур 420–437/8 Йездигерд II 438/9–457 Хормизд III 457–459 Пероз 459–484 Балаш (Валагш) 484–488 Кавад I 488–496 Замасп (Джамасп) 496–499 Кавад I (повторно) 499–531 Хосров I Ануширван 531–579 Хормизд IV 579–590 Бахрам Чубине 590–591 Хосров II Парвиз 590,591–628 Кавад II Широе 628 Ардашир III 628–630

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАНУИЛ I КОМНИН Имп. Мануил I Комнин с супругой имп. Марией Антиохийской. Миниатюра из рукописи 1166 г. (Vat. gr. 1176. Fol. 2r) Имп. Мануил I Комнин с супругой имп. Марией Антиохийской. Миниатюра из рукописи 1166 г. (Vat. gr. 1176. Fol. 2r) [Греч. Μανουλ Κομνηνς; 28.11.1118, К-поль - 24.09.1180, там же], визант. имп. (с 8 апр. 1143). М. К.- 4-й порфирородный сын имп. Иоанна II Комнина (1118-1143) и имп. Ирины (венг. принцесса Пирошка; ум. в 1134). Первоначально М. К. не имел шансов занять имп. престол. Однако в правящей семье уделялось значительное внимание его образованию, а также буд. положению. В 1135 г. велись переговоры о свадьбе М. К. и принцессы Констанции, дочери кн. Боэмунда II Антиохийского, к-рые, однако, закончились безрезультатно для Комнинов. В 1139 г. М. К. отличился во время осады Неокесарии (ныне Никсар, Турция) византийцами во главе с имп. Иоанном; М. К. лично успешно участвовал в стычках с сельджуками. В 1142 г. состоялась помолвка М. К. с Бертой, дочерью герц. Беренгара II Зульцбахского и свояченицей герм. имп. Конрада III, к-рая в это время приехала в К-поль и в правосл. крещении приняла имя Ирина. Буд. свадьба должна была послужить укреплению союза между Византией и Германской империей ( Cinnam. Hist. II 4). Однако их свадьба состоялась лишь в 1146 г., когда М. К. уже был императором. Заключению брака предшествовал обмен посольствами между М. К. и герм. имп. Конрадом III, в ходе к-рого византийцам, видимо, удалось договориться о более крупном приданом для невесты, к-рая в изменившихся политических обстоятельствах уже не просто входила в семью Комнинов, но становилась императрицей ( Magdalino. 1993. P. 43; Lilie. Handel. P. 398-402). М. К. наследовал престол неожиданно в кон. 1142 г., после смерти от эпидемии 2 старших сыновей Иоанна II - Алексея и Андроника. В нач. 1143 г., во время похода в Киликию , имп. Иоанн получил ранение отравленной стрелой и перед смертью завещал престол М.

http://pravenc.ru/text/2561894.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010