Столетие спустя после Дамаскина, Фотий своими библиологическими трудами оставил для православной церкви великое наследие по догматике, канонике, истории церковной литературе. Но все еще не было представления о богословии, как системе богословских наук. Термин „христианское богословие“ (Theologia christiana) в теперешнем смысле первый употребил Абелар (10791142). У него же заметно выступает различие богословия естественного (Theol. naturalis), построяемого исключительно на основани света разума (учение о троичности он находил у Платона и видел Св. Духа в мировой душе „Тимея“) и богословия откровенного (Theol. revelata), построяемого на основании откровения, истолковываемого церковью. Ученик Абеляра, Петр Ломбард (ум. 1160 г.) в своей книге «Sententiarum libri quatuor» дал первый опыт того, что потом получило название богословской суммы (summa Theologica). Первый такую summam univeresae Theologiae начал писать Александр Галес (ум. в 1245 г.), его труд был окончен его учениками. Затем „сумма» была написана Альбертом Великим (ум. в 1230). Ученик Альберта, умерший ранее своего учителя (ум. в 1274 г.), Фома Аквинат является величайшим богословом запада в средние века. Его „сумма», получившая у католиков (при Льве XIII) опять руководительное значение, истолковывает все бытие с церковной точки зрения. У него есть работы по логике, физике, о праве, в которых он утверждает, что церкви принадлежит право освобождать подданных от верности князьям, изменившим вере. Противником Фомы в понимании многих положений веры явился Иоанн Дунс Скот (1274 – 1308). У Фомы принципом бытия является божественный разум действующий в сущности по законам необходимости. Дунс Скот в понятии о Боге мыслит, прежде всего, безграничную волю , абсолютную свободу. Последним замечательным богословом схоластиком был Оккам (первая половина XIV в.). Великая заслуга схоластики – это выяснение всех понятий, относящихся к богословию. Вопросы церковно-правовые они стремились возможно точнее ставить и возможно полнее и тщательнее выяснять.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Так же понимается и догмат искупления Иисусом Христом наших грехов: Иисус Христос искупил грехи всех людей, которые родились и еще родятся, потому что понятие об этом существует в Божественном уме, а для Божественного ума не существует понятие времени – это вечность, которая распространяется на всех людей. И в таинстве человек приобщается этому божественному знанию; невозможно представить себе, чтобы каждый раз в каждом храме присутствовало тело Христово как отдельный конкретный предмет. §3. Петр Абеляр Наибольшее выражение спор об универсалиях получил в философии Петра Абеляра (1079–1142). История жизни Абеляра описана им в автобиографической книге «История моих бедствий. Абеляр вначале учился у Гильома из Шампо, однако крайний реализм Гильома не удовлетворяет Абеляра, и он вступает с ним в споры. Ведь если реальным бытием обладает лишь общее, а индивидуальные вещи существуют только благодаря случайным свойствам, то непонятно, каким образом вообще возникает сама индивидуальность данной вещи. Если реально существуют только общие понятия, то материальные вещи одной сущности должны быть абсолютно похожими одна на другую. Следовательно, надо признать, что либо реально существуют индивидуальные вещи, либо за отличия между индивидуальными вещами отвечают некие общие понятия. В конце концов Абеляр приходит к выводу об ошибочности реализма и истинности номинализма, однако на соборах в Суассоне и Сансе Абеляра осуждают в ересях арианства и пелагианства, вытекавших из его номинализма. Абеляр утверждал, что многие недоразумения происходят из-за того, что путают философию, т.е. диалектику, и софистику. «А известно, что … софистика учит ложным доказательствам, диалектика же разоблачает их лживость и путем различения истинных доказательств учит опровергать ложные» (2, с. 134). Диалектика, т.е. логика, – это наука, имеющая Божественное происхождение, ибо в Евангелии от Иоанна сказано, что «в начале было Слово», т.е. Логос, разум. Поэтому разум и логика имеют Божественное происхождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor-Lega/re...

1055 А ср. An κα καταδεξτωσαν τε βσιλες... вм. καταδξηται β. С и καταδξεται κα β. Б М. 1058 δησιν не чит. Б и М так: ac ille (nempe imperator), jussum hortatorium, Ecthesin vulgo dictam, hic (hempe patriarcha), synodicam… mitant. 1078 На это место делается ссылка в Актах седьмого вселенского собора от лица Евфимия Сардского Mansi, Coll. Consil. act, IV coll. 37–40. 1079 Начиная с στραφες и до LXXXII гл. пропущено в А и Г. Начало этой главы в Г такое: «Потом сели опять и стали беседовать... 1091 σχετικν, М: per cognationem ac necessitudiuem et amicitiam relativam, – An: affecttualem, – C: habitudinalem et in affectu positam – т. е. относящеюся к божеским и человеческим проявлениям или движениям или состояниям. 1102 Так Б M A An: φσιν γρ λλ’ ο σχσιν τς ληθεας πσταται λγος Вм. С: σχσιν γρ λλ’ ο φσιν τς ληθεας τν νωσιν πσταται λγος: ибо как состояние, а не как природу знает (признает) единение истинное (их) учение (их подлинное учение относит единение природ и воль во Христе к состоянию, а не к природе). 1110 Б κτερον, – М и С: secundum utrumque eorum, ex quibus est, – но An: secundum utramque (?) – naturam? 1116 Так Б М, An но С пунктирует иначе: явило, что истинно воплотным стал Тот, кто по природе есть бесплотный Бог, – и Творца. 1119 ν τος νθρωπνοις М: inter hominess, An: in hominibus, C: in humanis – соб.: в человеческих свойствах. 1124 περιχωρησις – букв.: обхождение или околохождение одной в другую или другую, взаимопроникновение, перехождение, без перемены взаимопереходящих одна в другую и взаимно друг друга проникающих природ, – μεταχρησις – перехождение, соединенное с изменением и прехождением обеих природ. 1127 Б μφερομνων, М: versantur in… вм. μφυρομνων С и An: новшествами вводят разнообразное смещение. 1138 подходящей под категорию многих отдельных предметов иди объемлющей многие отдельные особи. Б πολλ ριθμ. 1142 Здесь кончается пропуск А и Г и начинается их совпадение с Б, С М и An. В А так: (rл.LXXVII): «Потом. Немного побеседовав друг с другом о жизни богоугодной и соблюдении божественных заповедей, (rл.LXXXII), при целовании их, сказал Феодосий консул»…

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

34 Пупавка — растение (ромашка), распространенное во многих странах. 35 Скрыня — ларец, короб. 36 Купы диарита — глыбы зеленой горной породы. 37 Парки бабье лепетанье…и далее — строки из стихотворения А. С. Пушкина «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы». Парки — у древних римлян богини судьбы. 38 Ажидация — контаминация слов: ожидать и ажитация (волнение). 39 Тальма — женская длинная накидка без рукавов. 40 Жардиньерка — подставка, этажерка для комнатных цветов. 41 Толпучка — контаминация слов: толпа и толкучка. 42 Анкор (франц. encore) — еще. 43 Пентефрий — имя библейского фараонова царедворца, жена которого пыталась соблазнить Иосифа, раба своего мужа. 44 Бенардаки, Д. Е. (ум. в 1870) — петербургский винный откупщик. 45 Флер-д’оранж (франц. цветок апельсина) — белые цветы померанцевого дерева, принадлежность свадебного убора невесты. 46 Голованеры — контаминация морского термина «гальванер» и слова «голова». 47 Бабеляр — бабник; контаминация: бабник и Абеляр; Абеляр (1079–1142) — один из знаменитых богословов и философов средних веков; известна также необычная и трагическая история его любви. 48 Инпузории — искаженное: инфузории; здесь в смысле мелкота, люди, недостойные серьезного отношения и уважения. 49 У преосвященного Макариуса…— Вероятно, имеется в виду известный русский богослов и церковный историк московский митрополит Макарий Булгаков (1816–1882). 50 Владимир Мономах (1053–1125) — русский князь, княжил в Чернигове, Переяславле и Киеве. Объединил под властью Киева русские княжества. 51 — 143. Фон-горская коза — искаженное ангорская, коза с длинной мягкой шерстью. 52 Шебарша (простореч.) — ворчун, шумливый человек. 53 Рояльное воспитание. — Рассказчица имеет в виду реальное воспитание. Русские демократы защищали систему реального образования, основанного на изучении естественных наук, в противоположность господствовавшей системе классического образования, основанной на преимущественном изучении древних языков. 54 «Африканский Мавр» — трагедия «Отелло» В.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

570 ...группе так называемых кубофутуристов или Гилея. – В кубофутуристическую группу «Гилея» входили Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Маяковский, А. Крученых. Подробнее см.: Хаджиев Н.И. Статьи об авангарде: В 2 т. М., 1997; Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб., 2000; Крусанов А.В. Русский авангард: 1907–1932: В 3 т. СПб.; М., 1996–2003. 572 Верхарн Эмиль (Verhaeren; 1855–1916), бельгийский поэт и драматург, творчество которого на рубеже веков считалось наиболее ярким выражением реалий и ритмов новой эпохи – века урбанизации и технического прогресса. 573 Ромен Жюль (Romain; наст. имя Луи Фаригуль; 1885–1972), французский поэт, в ранние годы находившийся под влиянием Уитмена и Верхарна. 575 Гуро Елена (Элеонора) Генриховна (1877–1913), художница, писательница, близкая к группе кубофутуристов. Речь о коллективном сборнике «Трое» (В. Хлебников, А. Крученых, Е. Гуро), который друзья поэтессы выпустили после ее смерти с иллюстрациями К. Малевича и предисловием М. Матюшина (СПб., 1913). 576 «...что приблизилось время». – Из предисловия М. Матюшина (мужа Елены Гуро) к сборнику: Хлебников В., Крученых А., Гуро Е. Трое/Рис. К.С. Малевича. СПб., 1913. 577 ...каждой Элоизе разделить участь Абеляра. – Пьер Абеляр (Abelard, Abailard; ок. 1079–1142), французский философ и теолог-схоласт, в возрасте 40 лет тайно заключил брак с18-летней Элоизой Фульбер, но ее родственники, недовольные этим браком, оскопили Абеляра. О своих злоключениях Абеляр рассказал в автобиографии «История моих бедствий» (1132–1136). История любви Абеляра и Элоизы легла в основу многих произведений поэтов, писателей и художников. 578 «ты царь, живи один». – Из стихотворения А.С. Пушкина «Поэту» («Поэт! Не дорожи любовию народной...») (1830). 580 «...Не слышите, как насвистывает?» – Из драмы Ибсена «Когда мы, мертвецы, пробуждаемся» (1899). 581 «...к ногам Христа навек прильнуть». – Из стихотворения Ф.И. Тютчева «О вещая душа моя!..» (1855). 582 ...истолкованное и Мицкевичем, и Вл. Соловьевым, как символическое. – Адам Мицкевич (1798–1855) считал «Пророка» Пушкина переломным произведением, знаменующим новый этап в творчестве поэта (Mickiewicz A. Dziela. T. Xi. Warszawa, 1955. С. 29–30). Владимир Соловьев сравнивал пушкинского «Пророка» с пророками Корана и Библии и усматривал в этом стихотворении «идеальный образ истинного поэта в его сущности и высшем призвании» (Соловьев В.С. Значение поэзии в стихотворениях Пушкина//Вестник Европы. 1899. 12. С. 660–711). По мнению современного исследователя: «Первым Адам Мицкевич заговорил о “Пророке” как о свидетельстве перелома во внутренней жизни Пушкина – с ним соглашались впоследствии Вл. Соловьев, М. Гершензон, С. Булгаков , С. Франк , но не согласился Вяч. Иванов» (Сурат И. «Твое пророческое слово.»//Новый мир. 1995. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

Consecrationes uero altarium ecclesiae sancti Petri, et aliorum monasteriorum, necnon consecrationes ecclesiarum, altarium, sacerdotum, clericorum, diaconorum seu diaconissarum totius ciuitatis Leonianae uobis uestrisque successoribus in perpetuum, sicut praelibatum est, concedimus et confirmamus. Диплом папы Uoahha XIX , по которому епископу Сильвы Кандиды предоставляется [право] в определенные дни совершать богослужения в храме св. Петра в Ватикане (1026) Мы предоставляем и утверждаем за вами и вашими преемниками на вечные времена, как было выше изложено: [право] освящать алтари церкви святого Петра и других монастырей, а также [право] освящать церкви, алтари, [посвящать] священников, клириков, диаконов или диаконисс во всем городе Льва 144 . Petrus Abaelardus Пьер Абеляр Epistula ad Heloissam. Письма к Элоизе. VII ер.: The Letter Collection of Peter Abelard and Heloise/ Ed. D. Luscombe. Oxford University Press, 2013. P. 288, 296–304; VIII ep.: Monumenta. P. 68: Petri Abaelardi opera/Ed. V. Cousin. P, 1849. Vol. 1. P. 164. Орфография латинских текстов разных изданий сохранена. Письма Пьера Абеляра [Петра Абелярда] (1079–1142) содержат достаточно пространную, хотя и повторяющуюся информацию относительно диаконисс, которые для автора, несомненно, являются аббатиссами – настоятельницами монастырей. Возможно, этот вопрос интересовал Абеляра еще потому, что своего известного адресата, Элоизу, он также признавал диакониссой. VII. 15. «Omnes primitias sanctuarii, quas offerunt filii Israel Domino, tibi dedi, et filiis ac filiabus tuis iure perpetuo». Unde nec a clericorum ordine mulierum religio disiuncta uidetur, quas etiam ipsis nomine coniunctas esse constat, cum uidelicet tam diaconissas quam diaconos appellemus, ac si in utrisque tribum Leui et quasi Leuitas agnoscamus. VN. 15. «Все начатки святыни, которые приносят сыны Израилевы Господу, я отдал тебе [Аарону], и сынам и дочерям твоим уставом вечным» [ Числ.18:19 ]. Из этого ясно, что чин клириков и религиозное служение женщин неотделимы друг от друга и очевидным образом связаны еще благодаря самому наименованию, поскольку, как известно, мы называем [одинаково] как диаконисс, так и диаконов, признавая в тех и других колено Левиино, и как бы левитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

F. Kenyon, The Bible and Archaeology. → Our Bible and the Ancient Manuscripts. R. Lyon, Reexamination of Codex Ephraemi Rescrlptus. B. Metzger, Chapters In the History of New Testament Textual Criticism. → Manuscripts of the Greek Bible. → Text of the New Testament. → A Textual Commentary on the Greek New Testament. A.T. Robertson, An Introduction to the Textual Criticism of the New Testament. G. L. Robinson, Where Did We Get Our Bible? P. Schaff, Companion to the Greek Testament and English Version. F. H. A. Scrivener, Plain Introduction to the Criticism of the New Testament. A. Souter, The Text and Canon of the New Testament. G. Stranton, Gospel Truth? B. H. Streeter, «Codices 157. 1071 and the Caesarean Text»//Quantulacumque: Studies Presented to Kirsopp Lake (1937). Номинализм (NOMINALISM) Номинализм – это такая позиция, когда универсалии и сущности не считаются реальными (см. реализм), то есть предполагается, что они не существуют вне разума. Реально существуют только частности, конкретные объекты. Универсалия – это обобщение, понятие класса, включающего в себя все частности. Такой класс представляет собой абстрактное понятие, существующее только в нашем мышлении (см. первичные принципы; эпистемология). «Человек» – это обобщённое понятие, включающее в себя всех индивидов рода человеческого. Однако номиналисты настаивают, что «человек» как таковой не существует; реально существуют только отдельные люди. «Треугольность» – это универсалия, но она тоже существует только в нашем мышлении. В реальности существуют лишь конкретные предметы, имеющие треугольную форму. Сущность номинализма. Номинализм удобней всего рассматривать в контрасте с противоположными взглядами. Вслед за °Платоном средневековый богослов Жильбер Порретанский (также Жильбер из Порре, Gilbert de la Porree) утверждал, что универсалии есть реальные сущности. На другом краю диапазона средневековый мыслитель Росцелин (Roscellinus; 1050–1125) настаивал, что универсалии – это просто обозначения, «пустой звук». Пьер Абеляр (Abelard; 1079–1142) заявлял, что универсалии суть «имена», образованные смешением конкретных идей. Уильям °Оккам (Ockham; 1280–1349) был истинным номиналистом. Для него универсалии – это чисто абстрактные концепции мышления. Иоанн Дунс Скот (Scotus; 1266–1308) считал, что универсалии – это связи, общие сущности, которые сами по себе не универсальны и не конкретны. Природа как таковая нейтральна. Она может обобщаться в мышлении или конкретизироваться «данностью». °Фома Аквинский (1224–1274) придерживался реалистической позиции (см. реализм), заявляя, что универсалии есть мысленные сущности. Это формы, существующие в разуме, но имеющие корни в реальности.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

X в. деятельность каноников привела к размыванию собственности капитула и отчуждению земельных владений. Направленный против этих тенденций статут, принятый капитулом базилики под руководством декана и казначея Гальфрида, был дважды подтвержден герц. Аквитании Вильгельмом V в 1016 г. Ок. 1025 г. герцог отказался от всех налогов, к-рые он в качестве светского аббата собирал в земельных владениях базилики. В 1074 г. папа Григорий VII потребовал у Иземберта II, еп. Пуатье, объяснений относительно жалобы членов капитула на нарушение епископом их законных прав, а также принял базилику под особое покровительство Папского престола. В 1078/79 г. в соответствии с папским распоряжением герц. Вильгельм VIII воспретил принимать в состав капитула сыновей клириков и незаконнорожденных, а также ограничил число каноников 60. В соответствии с принципами григорианской реформы герцог передал капитулу права на владение церковью, «которая была насильственно присвоена нашими родителями и предшественниками, нами же во искупление такого их греха да будет возвращена с почтением». Рост влияния капитула привел к заключению договоров о взаимном литургическом поминовении и помощи (confraternitas) с капитулом базилики св. Урсина в Бурже (1079) и с монастырем Мармутье близ г. Тура (1081). О возрождении монашеской жизни свидетельствует грамота 1080 г., в к-рой речь идет о передаче ц. св. Лаврентия в Бургундии каноникам ц. св. Илария, выразившим желание принять устав регулярных каноников. Одним из условий этого акта было обязательное совершение богослужений в 3 дня памяти И. Рост благосостояния капитула привел к ряду злоупотреблений, следствием к-рых было постановление еп. Пуатье Петра II о разделении имущества казначея и каноников (между 1092 и 1115). В дальнейшем имущественные споры, часто требовавшие вмешательства архиепископа Бордо, также нарушали единство капитула. Папский престол и епископы Пуатье поддерживали усилия капитула по возвращению владений, незаконно присвоенных светскими лицами. В 1142 г. Римский папа Иннокентий II вновь принял базилику св. Илария с ее владениями под особое покровительство Папского престола. Папы Александр III , Луций III , Иннокентий IV неоднократно вмешивались в деятельность капитула, указывали на злоупотребления и противоправные действия каноников, но поддерживали их в имущественных и др. спорах с церковными иерархами и светскими лицами. В 1263 г. Римский папа Урбан IV ввиду затяжного конфликта между капитулом и епископом Пуатье вывел капитул из юрисдикции епископа и поставил его в прямую зависимость от Папского престола. Это постановление было подтверждено папой Климентом IV в 1265 г.

http://pravenc.ru/text/389089.html

Активным защитником концептуализма выступил ученик Росцелина Пьер Абеляр (1079–1142), хотя он и не был чистым концептуалистом: пытаясь ответить на вопрос, на каком основании мы называем вещи одного вида одним именем (а также применяем к ним одно понятие), он признавал, что общее существует не только «после вещей» – общие понятия не являются ни реальностями, ни простым словесным обозначением, а заключены в значении слова и представляют собой мысленное содержание, относимое к множеству отдельных вещей на основании имеющегося сходства или совпадения между ними. Согласно Абеляру, мы потому называем человека человеком, что люди похожи друг на друга, что между ними есть сходство. У этого сходства есть причина, но этой причиной не может быть то, что существует в людях. Ибо причина сходства – одна на всех людей, а одно и то же не может существовать одновременно в разных местах. Следовательно, причиной сходства может быть лишь «статус», «само бытие человеком». Статус не является вещью и в самих людях не существует. Но благодаря общему статусу люди похожи друг на друга и именуются общим именем. Утверждая, что «бытие человеком» не существует в людях, Абеляр избегает главного недостатка реализма – одновременного существования общего в разных местах. В то же время из его концепции следует, что такое бытие есть реальность – нечто, что существует в мире вещей. В этике Абеляр перенёс акцент с поступка на намерение и критерием нравственности считал согласие с совестью. Ученый стремился также вынести на всеобщее обозрение все встречающиеся в Писании и у свв. отцов противоречия – не с тем, чтобы породить скептицизм, но чтобы пробудить в читателе пытливость ума. Этот методологический подход, кстати, оказал существенное влияние на Sententiae Петра Ломбардского и Decretum Грациана. Рационалистическая направленность теологии Абеляра («понимаю, чтобы верить») не была принята представителями ортодоксальной мистики. Бернард Клервоский и Петр Дамиани были уверены в том, что рационализм избыточен и даже опасен для спасения – по Бернарду, «человек знает Бога настолько, насколько любит Его». Учение Абеляра было осуждено Суассонским (1121 г.) и Сансским (1140 г.) соборами, а также папой Иннокентием II. Однако, как отмечают современные исследователи, «стремление постичь суть христианской веры с помощью просвещенной веры в логику уже получило право на жизнь». 4. Томизм

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В частности, в основе этого движения лежал принцип самого Ансельма (разделявшийся всеми последующими схоластиками), согласно которому рациональный анализ может прояснить и углубить понимание того, что было воспринято верой. И действительно, знаменитая формула Ансельма «fides quarens intellectum» [«вера, ищущая разумения»] предполагает, что истина, данная через Откровение, – всего лишь отправная точка. «Я не стремлюсь понять, чтобы поверить, но верю, чтобы понимать; ибо знаю – пока не поверю, то и не пойму» 347 . Как бы то ни было, но для Ансельма очевидный приоритет веры и Откровения ни в коей мере не умаляет возможностей человеческого разума как пути к истине. Присущее человеку стремление к осознанию своей веры, к обретению в ней логической связности, напротив, похвально и даже сущностно необходимо. То, что Ансельм умел проверять свои предположения, хорошо известно. Сжатое логическое рассмотрение учений о воплощении и искуплении (в «Cur Deus Homo?» [«Почему Бог вочеловечился?»]) снискало ему титул «основоположника схоластики». Средневековый рационализм XIII столетия восходит именно к Ансельму. Столь же серьезный вклад в развитие схоластики на раннем этапе ее становления внес и интеллектуально независимый Пьер Абеляр (1079–1142). Судя по его сочинению «Sic et non» [«Да и нет»], Абеляр также участвовал в совершенствовании научного метода и приемов схоластики. Его истовое и чисто рационалистическое изучение богословия, сопровождавшееся стремлением предать гласности все встречающиеся у отцов и в Писании противоречия и несоответствия (он пытался пробудить в читателях пытливость, но никак не скептицизм), оказало серьезное влияние как на богословов, так и на канонистов. «Sententiae» Петра Ломбардского и «Decretum» Грациана наглядно показывают, чего можно достигнуть при помощи таких методов. Оба автора превзошли неугомонного Абеляра в попытках разрешить даже те очевидные противоречия Предания, которые сознательно не рассматривались в «Sic et non». Возможно, уже к середине столетия ранние западные схоластики были близки к тому, чтобы превратить вероучение (не говоря о каноническом праве) в строгую и точную науку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010