Вследствие сего, представляя на благоусмотрение Департамента старый заграничный паспорт г-жи Миловидовой, выданный в г. Одессе 18 ноября 1906 г. за 14026, имею честь покорнейше просить о последующем не отказать уведомить генеральное консульство. АВПРИ, ф. Греческий стол, оп. 497, д. 5174, л. 1–1 об. 1142 О Марии Васильевне Миловидовой (монахине Евпраксии) см. выше, примеч. 1079 к документу 596. 1143 Хури Яков Иванович – драгоман русского генерального консульства в Иерусалиме. Заверил в этом качестве завещание архимандрита Антонина от 19 марта 1894 г. Им же заверен владельческий акт на участок Айн-уль-Мезариб в Рамалле, выданный в 1902 г. на имя Председателя ИППО вел. кн. Сергия Александровича. 1144 Хомси Абдо (Абду) – 1-й драгоман русского генерального консульства в Иерусалиме (1889–1901). В документах 1894 г. значится как «нештатный драгоман». Сын Дауда эфенди, турецкого подданного, православного жителя Иерусалима. В 1890 г. им был удостоверен французский перевод староосманского текста акта об учреждении вакуфа архимандрита Антонина (см. документ 485). 22 июля 1899 г. он участвовал в процедуре утверждения вакуфа М.В. Миловидовой: в соответствии с обычаем, был сначала назначен ею «законным управителем» вакуфа, а затем уволен, так что вакуф перешел в управление самой учредительницы (комментируемый документ). Жил в «драгоманском доме», построенном М.И. Эппингером на так называемом «участке Хомси» (принадлежал в 1859 г. Мехмеду Хомси, очевидно, одному из ближайших родственников Абдо Хомси); дом был снесен в 1983 г. (Нехуштай Ш.Ш. Русская деятельность в Палестине в конце Османского периода: имущество и учреждения. Дисс. на степень магистра гуманитарных наук. Хайфский унив., 1984. На иврите. Цит. По русс. пер., имеющемуся в Архиве РДМ в Иерусалиме). 1145 О игумене Вениамине (Лукьянове) и основанном им Вениаминовском подворье (или Вениаминовском приюте) см. выше документы раздела «Жизнь и деятельность игумена Вениамина» 391 и сл.). 1146 Дом трудолюбия – возникшая в конце XIX века в России форма помощи незащищённым слоям населения и их социализации, путём предоставления жилья, оплачиваемой работы и пропитания. Одним из наиболее ярких примеров стал Дом трудолюбия в Кронштадте, открытый в 1882 г. знаменитым Иоанном Кронштадтским с помощью барона-лютеранина Отто Буксгевдена, изменивший подход к подобным заведениям в России и приведший к распространению новой практики по всей стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Греческий язык и древнегреческая литература преподавались лишь в некоторых школах, и изучение их большей частью не было обязательным для учеников, но предоставлялось свободному выбору их. При объяснении древних классиков со времени Григория Двоеслова имел во многих школах широкое применение аллегорический метод, практиковавшийся также при толковании Свящ. Писания. Иногда (в особенности с XII века) употреблялось не только двоякое толкование, буквальное и аллегорическое (allegorice et litteraliter), но даже четверное: naturaliter, litteraliter, historialiter et spiritualiter. На сущность содержания читаемых произведений мало обращали внимания; часто на них смотрели лишь, как на примеры для правил грамматики, и имели в виду главным образом нравственные цели (moralisationem), стараясь находить в тексте, путем искусственного толкования, христианские идеи, которых он не заключал в себе. Так, в „Moralia super Ovidii Metamorphoses» объясняется, что Феб означает стремление к мирской славе, которая олицетворяется в Дафне: после того как последняя превратилась в лавр, она представляет собой христианскую душу, преследуемую диаволом (Фебом), пока не услышит мольбы ее и не спасет ее Христос. Само собой разумеется, что подобного рода объяснение произведений классической литературы не могло ни вводить в понимание истинного духа классической древности, ни способствовать более глубокому пониманию христианства, и нередко приводило к смешению язычества с христианством. Это в особенности обнаруживается в некоторых из средневековых философских доктрин, в которых не только жизнь древних мыслителей признается вполне соответствующей христианскому учению, но и религиозно-нравственные воззрения их ставятся на один уровень с богооткровенным учением. Так, один из представителей схоластической философии, Петр Абеляр (1079–1142 г.), „находит у великих мыслителей древних времен все существенные доктрины христианства: Бога, Троицу, Воплощение, и ему кажется, что языческая древность ближе стоит к Евангелию, чем Ветхий Завет к Новому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Drozdo...

дел мира 1066 дагеротипической 1067 теми людьми 1068 они одни 1069 какого-нибудь сурьезного 1070 В подлиннике: внутренную 1071 ему 1072 Но я с вами заговорился 1073 пришлось мне 1074 Далее начато: Не откладывая 1075 добрый купец 1076 В подлиннике: Еврема < описка?> 1077 о всяком 1078 что-нибудь еще 1079 В подлиннике: Егорьевна 1080 подумал при этом случае 1081 думаю то 1082 и что 1083 с которым он зн 1084 видеть 1085 под спудом 1086 словам 1087 воспитавшимся 1088 сочинения лите 1089 разумея в ее высоком смысле 1090 рассмотреть, что такое нынешнее время 1091 хладнокровно рассмотреть и взвесить 1092 слышу теперь 1093 знают опытно такие дела, которые хотят постигнуть 1094 последнее время 1095 прекрасных 1096 несколько грубых 1097 светские 1098 было 1099 достигнуло бы 1100 и если бы мне сказали, что всё это было сон 1101 или (как выражаются) не изглубили 1102 В подлиннике: в возможности 1103 изъявляли желание 1104 всю зиму 1105 не будем выводить 1106 ва 1107 глядеть на пустые мелочи, принимать их к сердцу 1108 В подлиннике: некои 1109 что 1110 Далее начато было: Зачем 1111 поступать 1112 душе моей 1113 покаместь 1114 всякий, кто сколько-нибудь 1115 желал бы снятья 1116 данной 1117 и потому несмотря ди 1118 Далее начато: Что в нем именно и действительно есть правда 1119 довольства 1120 Если выступите действовать в эту минуту, то , которым вы захотите передать или истолковать что-нибудь, прежде всего ув 1121 момент 1122 от всех, как действующих в Европе, так и наблюдающих 1123 мне 1124 в Англию 1125 о том и другом 1126 верхушке 1127 время смут и недоразумений 1128 внимания 1129 обещает писателя 1130 От Погодина 1131 ты прибавь кое-что в их пользу и 1132 стоит войти 1133 Пожалуста, придумай 1134 пробыл со мной 1135 осталось тоже 1136 В подлиннике: середины 1137 только теми, в которых преобладательно заключился 1138 всякого 1139 мужи 1140 которые обрисовали весьма верно двумя изреченьями насчет 1141 [вероятно] обоих, разумеется 1142 всего 1143 пощупать 1145 чудовищные 1146 но на исключительно пристальное, близкое созерцание его умными 1147

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Источником при написании последних книг Gesta во многом послужила устная информация, полученная, прежде всего, от архиепископа Абсалона, к словам которого автор, как пишет он сам, относился как к Божественному откровению. Сведения для первых девяти книг черпались из местных поэм, рунических надписей и норвежско-исландских саг; именно этим данные книги и интересны: они приводят информацию о древних скандинавских легендах, существенная часть которой уникальна и нигде более не встречается. Латынь Саксона, ориентированная на лучшие образцы «серебряного века» (прежде всего, на язык Валерия Максима и Марциана Капеллы), настолько изящна, что вызывала восхищение Эразма Роттердамского. Столь сложная латынь, однако, сыграла негативную роль в судьбе Саксонова труда: в связи с ней (в существенной степени) сочинение оказалось в небрежении уже в его время, и в результате не сохранилось ни одной его полной рукописи. В 1431 г. анонимом была сделана эпитома Gesta, в которой к автору впервые был отнесен эпитет «Грамматик». В 1514 г. в Париже вышло первое печатное издание труда Саксона, выполненное по ныне утраченной рукописи, которое стало базовым для последующих изданий. Первое критическое издание выпустил в 1644 г. в Соре Стефан Иоганн Стефаниус; из последующих публикаций лучшими считаются трехтомное издание Мюллера–Велшоу (Копенгаген, 1839–1858) и публикация Альфреда Холдера (Страсбург, 1886), которая содержит подробную библиографию. Датский клирик Альфред Сёренсен Ведель (1542–1616) выполнил перевод Gesta Саксона на датский язык (Копенгаген, 1575); за ним последовали датские переводы Грундтвига (Копенгаген, 1818) и В. Хорна (Христиания; Копенгаген, 1898). Первые девять книг были переведены на английский О. Элтоном с комментариями Ф. Йорка Пауэлла (Лондон, 1894); немецкие переводы издавали Германн Янтцен (Берлин, 1900) и Пауль Херрманн (Лейпциг, 1901). 146 Джон Солсберийский получил философское образование, а также изучал семь свободных искусств в Париже под руководством Пьера Абеляра (1079–1142), Альберика Реймсского и Робера из Мелёна (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Клюнийские реформистские идеи продолжали развивать схоластик Ансельм Кентерберийский (1033-1109) и впавший в мистику Бернар Клервоский (1091-1153). Бернар был настоятелем цистерцианского аббатства в Клерво. Аббатство начало борьбу с проявлениями рационализма, в первую очередь с Пьером Абеляром (1079-1142). Представители идей церковного реформистского движения провозглашали примат церкви над государством, проводили в жизнь примат теологии над светскими науками. Примирению со светской властью способствовало и то, что в соответствии с каноническим правом были разработаны условия разделения церковных должностей и принадлежавших королю церковных благ. Церковники называли полученные от короля блага регалиями. Папа из-за отсутствия должного политического опыта полагал, что епископы в интересах церковной инвеституры способны отказаться от своих регалий. Лучше знавший своих епископов Генрих V в тайном договоре, заключенном в феврале 1111 года в Сутри, естественно, пошел на сделку и в обмен на регалии отказался от права на инвеституру. Договоренность должна была быть скреплена отставкой антипапы и торжественной коронацией императора. Однако коронации императора не произошло. Когда в церкви папа огласил предварительное соглашение о возвращении регалий, среди епископов вспыхнуло такое возмущение, что папа вынужден был отступить. Разумеется, тогда и король не пожелал отказаться от инвеституры. Чтобы навязать духовенству свою волю, Генрих прибегнул к насилию. Он велел схватить папу и весь его двор. Двухмесячное заключение сломило сопротивление папы, и он в соответствии с соглашением, подписанным в Понте Маммоло 11 апреля 1111 года, отказался от инвеституры. Полный отказ от григорианских устремлений натолкнулся на сопротивление григорианской партии. Существовала также сильная оппозиция во Франции и Бургундии: на соборе во Вьенне папу Пасхалия заклеймили еретиком из-за его отступления. Под давлением со всех сторон папа не мог поступить иначе как взять обратно привилегию, предоставленную им в 1116 году императору.

http://sedmitza.ru/lib/text/441602/

Мыслительные инициативы дерзкого новатора Абеляра (1079–1142) и других теологов XII в. (Шартрская школа, СенВикторская школа) способствовали развитию схоластического метода и подготовили переход к следующей эпохе. Высокая С. (XIII — нач. XIV вв.) развивается в контексте системы основываемых по всей Европе университетов; фоном служит активное участие в умственной жизни т. н. нищенствующих орденов — соперничающих между собой доминиканцев и францисканцев. Важнейшим интеллектуальным стимулом оказывается распространяющееся знакомство с текстами Аристотеля, а также его арабских и еврейских комментаторов. Однако попытка ввести в оборот школ те аристотелевские и аверроистские тезисы, которые были несовместимы с основами христианской веры, подвергается осуждению (случай Сигера Брабантского, ок. 1240 — ок. 84). Господствующее направление, выразившееся прежде всего в творчестве Фомы Аквинского (ок. 1225–74), стремится к непротиворечивому синтезу веры и знания, к системе иерархических уровней, в рамках которой вероучительные догматы и религиозно–философские умозрения оказались бы дополнены ориентирующейся на Аристотеля социально–теоретической и естественнонаучной рефлексией; оно находит себе почву в рамках доминиканского ордена, в первый момент встречает протест со стороны консерваторов (осуждение ряда тезисов епископом Парижским в 1277 г., за которым последовали аналогичные акты в Оксфорде), но затем все чаще, и уже на столетия, воспринимается как нормативный вариант С. Однако авторитарный плюрализм, заданный параллельным сосуществованием в католицизме зрелого Средневековья различных орденов, создает возможность для разработки прежде всего внутри францисканского ордена альтернативного типа С., представленного ориентированной на августиновский платонизм мистической метафизикой Бонавентуры (ок. 1217–74), перенесением акцентировки с интеллекта на волю и с абстрактного на единичное (haecceitas, «вот–этовость» у Иоанна Дунса Скота, ок. 1265–1308) и т. п. Поздняя С. (XIV–XV вв.) — обильная кризисными явлениями, но отнюдь не бесплодная эпоха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Некоторые ограничения в пище предписываются также в кануны самых больших праздников (если кануны эти не приходятся на воскресенье), а также в среды, пятницы и субботы четырех недель в разное время года (так называемые четыре срока в общей сложности – двенадцать дней в году». 1194 Выше упоминалось, что в настоящее время евхаристический пост установлен в течение одного часа. Предпосылки реформации Реформация в католицизме не возникла на пустом месте. Многие причины раскола вызревали веками и заключались как в глубоком подавлении католиками разных сторон жизни общества, так и в самом строе метода выработки богословия, в неумении бороться с ересями путем свободного диспута и убеждения. Ряд ересей, зародившихся в католицизме, нашел прямое отражение в вероучении, разработанном реформаторами. Протестанты так же развили ряд положений, допускавшихся католической догматикой, и довели их до крайности. Влияние схоластики. Мы уже останавливались на католическом вероучительном методе. Говоря о нем, как об одной из предпосылок протестантского метода разработки вероучения, необходимо подчеркнуть ту особенность, что по его положениям истины, даже вероучительные, должны соответствовать логическим правилам. При этом допускается очень слабая связь со Священным Писанием. Философские идеи богословов могут восприниматься и даже сосуществовать, несмотря на противоречие выводов и несогласие со Священным писанием. Метод поиска ответа в Священном Писании оттеснен на второй план юридическими принципами. Особенно важным явилось введение доводов разума и рационализма в богословие. Для понимания богословия протестантизма важно знать, что рационализм был исходно заложен уже в недрах католицизма и впоследствии только сильно развит. Образование было сосредоточено при монастырях и в католических университетах, поэтому реформаторы хорошо владели схоластическим методом. Ереси, отразившиеся в протестантизме. Абеляр. Род. ок. 10791142. Получил прекрасное всестороннее образование. Преподавал. Большинство европейской «интеллигенции» того времени прошло через его школу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

Несомненный вклад Боэция в развитие философской мысли на этапе средневековья – это обогащенный понятийно-терминологический аппарат. Христианское учение не смогло бы стать теологией, если бы не адаптировало терминологию античной философии и не использовало бы формальную логику , которая была представлена в переводах с греческого на латынь трудов Аристотеля и его комментатора Порфирия (в работе Боэция «Комментарий к Порфирию»). Петр Абеляр (1079-1142). Один из видных теологов, который опирался в своих трудах на логику. Он считал, что логика – это наука о высказываниях и имеет дело только с языковыми именами, поэтому логика может обосновывать не истину в онтологическом плане (не истину вещей) а истину высказываний. Наиболее известная его работа, написанная с опорой на принципы формальной логики, «Да и нет» (“Sic et non”), где по сути рассматривается нарушение богословами логических законов тождества, исключенного третьего и противоречия. Его ключевой тезис «понимаю, чтобы уверовать», в отличие от ключевого тезиса Ансельма Кентерберийского «верую, чтобы понимать». Уильям Оккам (ок. 1285 – ок. 1349). Теолог, номиналист и логик. Считал, что главными инструментами формирования знания являются грамматика и логика. Как номиналист Оккам был убежден, что общие понятия, или «универсалии», есть лишь знаки (имена) совокупностей единичных вещей, объединяемых по какому-либо признаку («термины первой интенции»). Совокупности имен – это уже «термины второй интенции». Функции логики по Оккаму – анализ знаков и здесь можно усмотреть истоки будущей математической логики. Помимо двух значений истинности суждений «истинное» и «ложное» он допускал третье значение «неопределенное» (а здесь нетрудно увидеть истоки будущих неклассических многозначных логик). Оккам наиболее известен принципом формирования знания «бритва Оккама» - «не следует умножать сущности без необходимости». Просто говоря, если мы располагаем удовлетворительным объяснением чего-либо с привлечением некоторой совокупности сущностей, то не следует привлекать для этого еще дополнительные сущности, особенно внеопытные «скрытые качества».

http://bogoslov.ru/article/1388881

Писем, посланных в Ригу, я не получал. Такая досада! Завтра может быть ещё письмо. Скажу на почте, чтобы пересылали в Дрезден. В субботу думаю выехать из Берлина, который гораздо менее красив Петербурга, если уже брать города в этом роде; но мне вообще надоели эти города с высокими, сплошными домами, где люди бродят в улицах, точно в щелях. Вспоминаю нашу Москву, которая так вольно раскинулась по полям и холмам. Дворец прусского короля очень мал. Одно, что хорошо, это бодрый вид, который имеют здесь солдаты, да и вообще все; но, признаться, пруссаки со стороны деликатности нехорошо мне отрекомендовали немцев 509 . Мои лон-бединтеры очень смешны большею частью. Пруссаки – народ образованный, бодрый, но нет в них этого ума, этой силы, какая видна в Русском народе. Есть вещи, которых никакое образование не может дать 510 . Но прощайте, дражайшее, милые мои родители. Крепко обнимаю вас. Ваш Костенька —536— Приписка к 2-му письму из Берлина. Какое ужасное маранье! но даю слово, милые, дражайшие родители мои, буду стараться писать разборчивее. Какое чудное время! Пасмурное, тёплое и тихое. Какие ночи! Вчера хотел было походить по берегу Шпре, но пошёл дождь, и я воротился домой. Осматривать с лонбединтерами довольно скучно: они довольно бестолковы и знают мало. За неуважение к Гофману я рассердился на Берлин. Смотрю на афиши: не дают никаких опер, которые бы мне хотелось видеть. Прощайте, дражайшие родители. Не получу ли нынче от вас письма? Ваш Костенька Сообщил Анатолий Александров (Продолжение следует) Орлов А.И. Сотериология Петра Абелярда [=Абеляра] (в связи с антропологическими его воззрениями)//Богословский вестник 1916. Т. 1. 3/4. С. 537–550 (2-я пагин.). (Начало.) —537— Сотериология Петра Абелярда (1079–1142 гг.), и тесно связанные с нею антропологические его воззрения представляют интерес для историка средневековой католической догмы в двояком отношении: и как выражение общекатолического веросознания 12 в., и как продукт своеобразной личной богословско-рационалистической мысли Абелярда 511 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

прим. 16 к гл. II). С XII в. стала постепенно терять влияние, но прекратила существовать только в 1790 г. В 1143 г. римляне, восстав против папы Иннокентия II, объявили о независимости Рима от папы, о восстановлении Римской республики и создали новое правительство, назвав его сенатом; во главе города встал т.н. патриций (Джордано Пьерлеони). Сенаторы избирались, конечно, не из простонародья, а из богатых горожан. Конрад III (1093-1152), сын Фридриха Швабского из рода Гогенштауфенов, в 1138 г. был избран германским королем, несмотря на наличие сильного соперника — Генриха Гордого из рода Вельфов, но не коронован императорской короной, поскольку так и не выбрался в Рим. Вельфы — видный феодальный род Германии, возвысившийся в XII в. благодаря деятельности Генриха IX Черного, герцога Баварского и Саксонского (ум. 1126 г.). Его сын Генрих X Гордый (ум. 1139 г.) был женат на Гертруде, дочери императора Лотаря Саксонского, который сделал его наследником своих родовых земель и надеялся передать ему корону. Однако немецкие князья, опасаясь могущества Вельфов, выбрали королем Конрада Гогенштауфена (см. прим. 10), которому удалось утвердиться на троне. Людовик VII Молодой (ок. 1120-1180) — король Франции с 1137 г., из династии Капетингов, сын Людовика VI и Аделаиды Савойской. Аббат Сугерий (ок. 1081-1151) — французский государственный и церковный деятель, аббат Сен-Дени с 1122 г. Ближайший советник Людовика VI и его сына Людовика VII, активно принимал участие в управлении государством. Во время отъезда Людовика VII во второй крестовый поход — регент Франции. Абеляр, Пьер (1079-1142) — французский философ-схоласт, богослов и поэт. Учился в Париже; в 1113 г. открыл свою школу при соборе Богоматери в Шалоне и быстро прославился. Выступал за поверку веры разумом ( " понимаю, чтобы верить " ). Создал учение концептуализма, изложил в трактате " Да и нет " схоластический метод. Его учение было осуждено на соборах в Суассоне в 1121 г. и в Сансе в 1140 г. В числе его учеников были папа Целестин II и Арнольд Брешианский.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2185...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010