13. Средневековая культура К Оглавлению На рубеже античного и средневекового мира складывается патристика — корпус христианского вероучения, оформленный отцами Церкви — Августином (354- 430), Иеронимом (342-420), Амвросием Медиоланским (339-397), Григорием I Великим (540-604). До Возрождения (нач. XIV в.) средневековая культура определялась церковно-религиозной идеологией. Церковь и церковная идеология служили высшей санкцией всех сторон жизни обитателей средневековой Западной Европы. Основой религиозного мировоззрения средневековья являлась схоластика. Средневековое вероучение оформлялось разработками и сочинениями богословов, среди которых особенно знаменитым был Ансельм Кентерберийский (1033-1109). Он родился в Пьемонте (Италия). Ученый монах, первый схоласт, он становится архиепископом Кентерберийским (главой английской христианской церкви). Ансельм рассматривал веру, как обязательную основу рационального знания («верую, чтобы понять»). Он разработал онтологическое доказательство бытия Бога. Ансельм учил, что от веры следует переходить к познанию. В своих сочинениях «Pros logium» («Прибавление к рассуждению») и «Monologium» он обосновал бытие Бога из случайности конечного, Троицу — на основании разума. Ансельм дал догматическое обоснование учения об определении и искуплении. Как архиепископ, он вел борьбу с английскими королями Вильгельмом I и Генрихом I за инвеституру и отстаивал в этой борьбе позиции папы Григория VII. В 1720 г. папа Климент XI причислил Ансельма Кентерберийского к католическим вероучителям. Крупным представителем схоластики являлся Пьер Абеляр (1079-1142). Он был профессором Парижского университета и одним из его основателей. Учение Абеляра пронизано рационализмом. Условием веры он рассматривал разум. По Абеляру церковное предание, догматика должны пройти испытание разумом. Он считал, что только Священное Писание и церковные таинства не нуждаются в проверке разумом. В сочинении «Да и нет» Абеляр сопоставлял цитаты из сочинений отцов Церкви, выявляя их противоречивость. Вся система учения Абеляра не была принята официальными теологами. Особенно яростными оппонентами Абеляра выступили Бернар Клервоский и папа Иннокентий III. Учение Абеляра было осуждено на соборах в Суассоне (1121) и Сансе (1140). Трагические перипетии свой судьбы Абеляр описал в сочинении «История моих бедствий». Последние двадцать лет жизни Абеляр провел в монастыре.

http://sedmitza.ru/lib/text/441061/

Абеляр Абеляр – знаменитый схоластический писатель и философ, родился в Бретани в 1079 г.; умер в монастыре св. Марцелла, близ Шалона, 21 апреля 1142 г. Он был старший сын кавалера, владельца деревни Пале. Его христианское имя было Петр Палатин; но когда он отрекся от своего права первородства и отказался от своих прав на отцовское наследство, чтобы всю свою жизнь посвятить наукам, то принял имя Абеляра (с французского abeille, пчела, или с французского же bail, латинского bajulus – учитель). Первым его учителем философии был Росселин, содержавший школу в Локменахе, близ Ванна, в Бретани, и был решительным номиналистом, объявлявшим все universalia просто умственными понятиями. Вторым его учителем был Вильгельм Шампо, заведовавший кафедральной школой в Париже, решительный реалист, объявлявший universalia самою сущностью всякого бытия, а индивидуальность – продуктом лишь случайных обстоятельств. Между этими двумя крайностями, резкая противоположность которых между собою составляла сущность всей истории схоластической философии, Абеляр пытался занять свое особое положение. Его положительные взгляды, однако, как они развиты в его «Диалектике», и проч., туманны и даже самопротиворечивы. В философии, как и в богословии, он просто критик; но его критицизм столь же смел, как и блестящ, и во многих отношениях ставил его далеко впереди своего века. Он выступил против Вильгельма Шампо и заставил его изменить свою систему, – успех, который можно сравнить только с выигрышем решительной битвы. После этого успеха он открыл свою собственную школу, хотя еще был весьма молодым человеком, – сначала в Мелуне, затем в Корбейле и наконец в Париже. Но Вильгельм Шампо, хотя и побитый, все еще был сильным человеком. Абеляр был вынужден оставить Париж, и около 1113 года поселился в Лавоне, где изучал богословие под руководством Ансельма, ученика Ансельма Кентерберийского. Вскоре, однако, он возвратился в Париж, когда оттуда выбыл Вильгельм Шампо, и тогда наступил самый блестящий период его жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Библиологический словарь Библиологический словарь — уникальная энциклопедия обо всём и обо всех, имеющих отношение к Слову Божьему. Над Библиологическим словарем  о. Александр Мень работал 10 лет. Это справочное издание содержит тематические статьи по библейскому богословию и библейской критике. В него также включены статьи о выдающихся богословах и ученых, священнослужителях, церковных писателях и историках, художниках, переводчиках и издателях, тех, чьи труды так или иначе имеют отношение к Библии. В словаре нет статей о библейских именах, за исключением имен самих священных авторов.   Archives Orientales, 1953, 16; D u v a l A., «Catholicisme», P., 1948 ff., t.1; Enc.Kat., t.1, s.9. АБЕЛЯР Abailard) Пьер (1079–1142), франц. философ, католич. богослов. Род. в семье небогатого рыцаря, отличавшейся высоким благочестием (отец и мать позднее приняли постриг). Отказавшись от прав на наследство, А. стал свободным философом. Учился в Париже. После этого основал собственную школу. Как преподаватель философии и теологии получил широкую известность. Трагич. события личной жизни побудили А. уйти в м–рь св. Дионисия. Богословские соч. А. вооружили против него влиятельных церк. лиц. Его книги были осуждены на соборах в Суассоне (1121), Сансе (1140), а также рескриптом папы Иннокентия II. Остаток дней А. провел в монастыре. Экзегетич. взгляды А. выражены им гл. обр. в трудах «Да и нет» («Sic et non»), «Послание к Римлянам» («Commentariorum super sancti Pauli Epistolam ad Romanos libri quingue») и в письмах. Он пытался вернуться к принципам экзегезы, преодолевая ср. — век. Греческих отцов Церкви А., однако, знал мало, но хорошо изучил латинских и особое предпочтение отдавал блж. и блж. Не ставя под сомнение святость и Свящ. Писания, опираясь при этом на свв. отцов, А. отмечал наличие разночтений в рукописях и погрешностей в переводах. Тем самым он утверждал необходимость критики библейской. По его мнению, при формировании текста Свящ. Писания действуют: 1) Божественное вдохновение, 2) свящ. писатель как человек со свойственными ему особенностями и 3) условия, в каких свящ. текст записывался, сохранялся и передавался. Третьим фактором он и объяснял наличие в Библии неточностей и ошибок. Напр., он приводил замечание блж. Иеронима о том, что ссылка на Иеремию в Мф 27:9 на самом деле имеет в виду Зах 11:12–13. Призывая, однако, к осторожности, А. писал: «Нельзя говорить: «автор этой книги не придерживался истины», — надо признать, что или рукопись ошибочна, или толкователь ошибся, или ты сам не понимаешь». А. подчеркивал, что святоотеч. экзегеза неоднородна и свв. отцы часто высказывали различные мнения по одному и тому же вопросу. В кн. «Да и нет» он собрал более 1800 противоречивых высказываний свв. отцов о Библии. Подобные взгляды А. вызывали активный протест, к–рый в значит. мере был оправдан тем, что А. не развил своих идей до конца и не сумел показать, как можно сочетать

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АБЕЛЯР [лат. Abaelardus, франц. Abailard, Abélard] Петр (1079, Ле-Палле, Бретань-21.04.1142, Клюни), схоластический богослов, философ, логик. В 1094-1106 гг. учился логике и богословию у Росцелина из Компьени и Гильома из Шампо, в 1114 г. у Ансельма Ланского. А. рано начал преподавать, сначала в Мелёне и Корбе, затем в Париже, где достиг наибольшего успеха. В 1118 г. А. принял монашество в мон-ре Сен-Дени , где и возобновил свои лекции. Но в 1121 г. его учение о Св. Троице было осуждено Церковью на Суассонском Соборе. Покинув Сен-Дени, А. уединился в местечке Ножан-сюр-Сен в Шампани, здесь он построил часовню и дал ей название «Параклет». В 1125-1132 гг. А. был аббатом мон-ря св. Гильдазия Рюисского в Бретани, но в 1136 г. снова вернулся в Париж, где возобновил чтение лекций в школе на холме св. Женевьевы. Его конфликт со св. Бернардом Клервоским привел к вторичному осуждению 19 положений учения А. на Сансском Соборе в 1140 г., к-рое подтвердил папа Иннокентий II . Примирившись с Церковью, А. провел остаток своей жизни в аббатстве Клюни под покровительством Петра Достопочтенного . Ученое прозвище - Peripateticus Palatinus (Аристотелик из Палле). Сочинения Петр Абеляр. Гравюра. 40-50-е гг. XIX в. Петр Абеляр. Гравюра. 40-50-е гг. XIX в. А. можно разделить на: 1. Философские и логические: «Logica ingredientibus» (Логика для начинающих, 1114) представляет собой комментарий к соч. Порфирия «Введение к «Категориям Аристотеля»» и Боэция «Комментарий к «Введению Порфирия»» и гл. обр. посвящена проблеме универсалий. «Dialectica» (1118-1134) также посвящена анализу логических сочинений Аристотеля , Порфирия и Боэция. Менее значительные сочинения: «Logica nostrorum petitioni» (Логика, написанная по просьбе наших сотоварищей, 1136-1139), «De intellectibus» (О представлениях) и «Sententiae» (Предложения). 2. Богословские: «Introductio ad theologiam» (Введение в богословие, в 3 кн., 1113) и «Theologia «Summi Boni»» (Богословие «Высшего Блага», в 3 кн., 1118-1120), часть к-рого известна под названием «De unitate et Trinitate Divina» (О Божественном Единстве и Троичности) - эти два сочинения А.

http://pravenc.ru/text/Абеляр.html

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Петр Абеляр Профессиональные интересы: Философия, Богословие, Вспомогательные дисциплины Краткая биографическая справка: Петр Абеляр, или Абелард (1079–1142) [лат] – теолог, философ и поэт, один из известнейших представителей средневековой схоластики, общепризнанный глава диалектиков, имевший множество учеников. Жизнь П.А. как ученого прошла в постоянных переездах из одного монастыря и одной школы в другие, за что он был прозван «Палатинским перипатетиком». П.А. довелось учиться у знаменитых учителей – Иоанна Росцелина и Вильгельма из Шампо. Богословие П.А. постигал  также под руководством Ансельма Ланского. Позже П.А.открыл собственную школу, в дальнейшем ставшую основой, на которой возник Парижский университет. К славе ученого П.А. невольно добавил скандальную известность любовного романа с Элоизой, драматические перипетии которого описаны А. в автобиографической " Истории моих бедствий " . П.А. был приглашен в дом одного каноника для ученых занятий с юной дочерь каноника – Элоизой.  Учитель и ученица полюбили друг друга и П.А. уговорил Элоизу вступили в тайный брак, после чего Элоиза родила сына. Первоначальная несговорчивость Элоизы на брак объяснялась ее убеждением, что занятия философией с браком несовместимы. Родственники Элоизы полагали все–таки, что П.А. обманул Элоизу, в пользу чего свидетельствует тайный характер брака. Эти люди, мстя за обиду, подвергли П.А. оскоплению. Сохранилась переписка П.А. и Элоизы, состоявшаяся после того, как Элоиза стала настоятельницей женского монастыря.

http://bogoslov.ru/person/3046398

162. ИННОКЕНТИЙ II. 1130—1143. Соперничавшие между собой два богатых рода — Франжипаних и Пьерлеоних — пытались заручиться голосами кардиналов-выборщиков для своих кандидатов на папский трон. Первый род имел в своем распоряжении голоса 16 кардиналов, которые избрали папой кардинала Григория Папарески. Он принял имя Иннокентий II. 25 кардиналов — сторонников рода Пьерлеоних не приняли участия в выборах и несколькими часами позже осуществили выборы Пьетро Пьерлеоних, который принял имя Анаклет II. В один и тот же день в двух разных соборах было совершено посвящение обоих новоизбранных пап. Раскол продолжался восемь лет. Оба папы рассылали по всей Европе послания и документы, свидетельствовавшие о законности их избрания. В конце концов при поддержке Лотаря и цистерцианцев, которыми руководил Бернар Клервоский, победу одержал Иннокентий II. Бернар Клервоский, этот знаменитый проповедник и политик, пользовался тогда непререкаемым авторитетом во всей Европе. Иннокентия II поддерживал также Норберт из Ксантен, архиепископ Магдебурга — основатель ордена премонстрантов, который получил от папы буллу, подтверждавшую верховенство Магдебурга над польской церковью. В 1133 г. Иннокентий вручил императорскую корону Лотарю III, но эту церемонию вынуждены были провести в Латеранском дворце, поскольку собор св. Петра и охраняющий подступы к нему Замок св. Ангела находились в руках Анаклета. Вскоре после коронационных торжеств папа должен был оставить столицу христианства. Он направился в Пизу (Тоскана), откуда в ноябре 1139 г. уже окончательно вернулся в Рим. В 1138 г. умер Анаклет II, а избранный на его место Григорий, который принял имя Виктор IV, спустя два месяца подчинился власти Иннокентия II. В 1139 г. Иннокентий созвал в Латеране II Вселенский собор, на котором была осуждена схизма Анаклета, подтверждено запрещение симонии, а также отброшено как еретическое учение Арнольда Брешианского (1110— 1155) —ученика выдающегося философа Абеляра (1079—1142). Это последнее решение стало источником новых волнений, которые омрачили последние годы понтификата Иннокентия II. Бедные слои городского населения выступили против светской власти папы. Истоки римской революции следует искать в тех прогрессивных лозунгах, которые распространились во многих развивающихся городах Европы. Она опиралась на доктрины, гласившие, что светская власть исходит от людей. Арнольд Брешианский был не только горячим пропагандистом добровольной бедности духовенства, но боролся также и против всяких притязаний церковной иерархии на светскую власть, а значит, и против господства папы в Риме. Когда победившие римские повстанцы ликвидировали управление папского префекта и вместо него создали сенат, а также выбрали патриция (им стал брат умершего антипапы), отдав ему исполнительную власть, Арнольд Брешианский присоединился к «коммунальной республике» в Риме и вскоре стал ее идеологическим вождем. Иннокентий II умер в Вечном городе, народ которого ликвидировал права папы на светское правление.

http://sedmitza.ru/lib/text/442376/

Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 Абеляр Пьер Пьер (Пётр) Абеляр или Абелар (фр. Pierre Abailard/Abélard, лат. Petrus Abaelardus; 1079 — 21 апреля 1142) — знаменитый схоласт и богослов средневековой Франции, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения. Родился в деревушке Пале близ Нанта, в провинции Бретань. Первоначально предназначен был для военной службы, но непреодолимая любознательность и в особенности стремление к схоластической диалектике побудили его посвятить себя изучению наук. Уже в весьма молодые годы он слушал лекции Иоанна Росцелина, основателя номинализма, и в 1099 прибыл в Париж, где в то время представитель реализма — Гийом де Шампо привлекал слушателей со всех концов света; но вскоре стал соперником и противником своего учителя. С 1102 года Абеляр учил в Мелюне, Корбеле и Сен-Женевьеве, и число его учеников все более и более возрастало, чем и приобрёл себе непримиримого врага в лице Гийома из Шампо. После того как последний был возведён в звание шалонского епископа, Абеляр в 1113 году принял управление училищем при церкви Богоматери и в это время достиг апогея своей славы. Он был учителем многих знаменитых впоследствии людей, из которых наиболее известны: папа Целестин II, Пётр Ломбардский и Арнольд Брешианский. Абеляр был всеми признанный глава диалектиков и ясностью и красотой своего изложения превзошёл прочих учителей Парижа, тогдашнего средоточия философии и богословия. В то время в Париже жила 17-летняя племянница каноника Фульбера Элоиза, славившаяся красотой, умом и познаниями. Абеляр воспылал страстью к Элоизе, ответившей ему полной взаимностью. Благодаря Фульберу Абеляр стал учителем и домашним человеком у Элоизы, и оба влюблённых наслаждались полным счастьем, пока страстные песни Абеляра не стали доноситься до слуха Фульбера. Попытка последнего разлучить любовников привела к тому, что Абеляр увёз Элоизу в Бретань, где она родила ему сына и втайне повенчалась с ним, на что Фульбер дал потом своё согласие. Вскоре, однако, Элоиза вернулась в дом дяди и отказалась от брака, не желая препятствовать Абеляру в получении им духовных званий. Фульбер же из мести приказал оскопить Абеляра, дабы таким образом по каноническим законам ему преграждён был путь к высоким церковным должностям. После этого Абеляр удалился простым монахом в монастырь в Сен-Дени, а 18-летняя Элоиза постриглась в Аржантейле.

http://lib.cerkov.ru/authors/856

прот. Александр Мень Абеляр Абеляр (Abélard, Abailard) Пьер (1079–1142), французский философ, католический богослов. Родился в семье небогатого рыцаря, отличавшейся высоким благочестием (отец и мать позднее приняли постриг). Отказавшись от прав на наследство, Абеляр стал свободным философом. Учился в Париже. После этого основал собственную школу. Как преподаватель философии и теологии, получил широкую известность. Трагические события личной жизни побудили Абеляра уйти в монастырь св.Дионисия. Богословские сочинения Абеляра вооружили против него влиятельных церковных лиц. Его книги были осуждены на соборах в Суассоне (1121), Сансе (1140), а также рескриптом папы Иннокентия II. Остаток дней Абеляр провел в монастыре. Экзегетические взгляды Абеляра выражены им главным образом в трудах «Да и нет» («Sic et non»), «Послание к Римлянам» («Commentariorum super sancti Pauli Epistolam ad Romanos libri quinque») и в письмах. Он пытался вернуться к принципам экзегезы, преодолевая средневековый Греческих отцов Церкви Абеляр , однако, знал мало, но хорошо изучил латинских и особое предпочтение отдавал и Не ставя под сомнение святость и Священного Писания , опираясь при этом на св. отцов, Абеляр отмечал наличие разночтений в рукописях и погрешностей в переводах. Тем самым он утверждал необходимость критики библейской. По его мнению, при формировании текста Священного Писания действуют: 1) божественное вдохновение, 2) священный писатель как человек со свойственными ему особенностями и 3) условия, в каких священный текст записывался, сохранялся и передавался. Третьим фактором он и объяснял наличие в Библии неточностей и ошибок. Например, он приводил замечание блж. Иеронима о том, что ссылка на Иеремию в ( Мф.27: 9 ) на самом деле имеет в виду ( Зах.11:12–13 ). Призывая, однако, к осторожности, Абеляр писал: «Нельзя говорить: “автор этой книги не придерживался истины”, – надо признать, что или рукопись ошибочна, или толкователь ошибся, или ты сам не понимаешь». Абеляр подчеркивал, что святоотеческая экзегеза неоднородна и св.отцы часто высказывали различные мнения по одному и тому же вопросу. В книге «Да и нет» он собрал более 1800 противоречивых высказываний св.отцов о Библии. Подобные взгляды Абеляра вызывали активный протест, который в значительной мере был оправдан тем, что Абеляр не развил своих идей до конца и не сумел показать, как можно сочетать подход к Слову Божьему на основе веры с научной критикой текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

издательство П.П. Сойкина Богословие Богословие. Слово «Богословие», заимстованное христианскими писателями от древних греков, употребляется в настоящее время в очень широком значении. У древних учителей церкви «Богословие» в этимологическом отношении означало: слово о Боге, слово от Бога, а у иных – слово к Богу. Употреблялось же оно в разные времена не в одинаково широком значении. Усвоив это слово от древних греков (классические писатели обозначали, этим словом первоначально мифологическое учение о богах, а со времени Аристотеля – и философское учение о Божестве, теологами же называли древних поэтов – Гомера, Гезиода, Орфея, сложивших поэмы о богах и составивших образцы молитвенных гимнов), учители церкви на первых порах называли так лишь Св. Писание, ибо оно есть слово о Боге и от Бога; Ветхий Завет – Богословием ветхим, Новый – новым Богословием, а всех писателей того и другого завета, апостолов и пророков – богословами. Потом именем «Богословия» стали называть, кроме Св. Писания, и всякое учение об истинах христанских, и в этом значении оно иногда употреблялось обширнее – в приложении к учению о Боге и богопочтении вообще; иногда теснее – в приложении к учению о Пресвятой Троице, в каком смысле назван богословом св. Григорий, арх. Константинопольский; иногда еще теснее в приложении к учению собственно о Боге Слове, в каковом смысле назван богословом св. апостол Иоанн. Наконец, уже в XII веке под именем Богословия стали разуметь в школах систематическое и учебное изложение всех христианских истин о Боге и богопочтении. Первый употребил в этом значении слово «Богословие» схоластический богослов Петр Абеляр (10791142). В настоящее время под именем Богословия разумеется вся совокупность наук, имеющих своим предметом Бога, как Он открыл Себя в христианской религии, и божественное домостроительство в обширнейшем смысле, иначе – весь состав наук о христианской религии. Содержание частных богословских наук теперь обозначается теми эпитетами или прилагательными, которые присоединяются к слову Богословие, или другими специальными названиями. Таковы: Догматическое Богословие, Нравственное, Обличительное или Сравнительное, Пастырское, Основное. О них см. в соотв. местах. Читать далее Источник: Полный православный богословский энциклопедический словарь : В 2 т. - СПб. : Изд. П.П. Сойкина/Т. 1. 1120 стб.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

МАРИОЛОГИЯ расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРИОЛОГИЯ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 43 , С. 517 опубликовано: 9 марта 2021г. МАРИОЛОГИЯ Понятие, обозначающее раздел в догматическом богословии Римско-католической Церкви, посвященный учению о Пресв. Деве Марии (подробнее см. в статьях Богородица , Католицизм ), а также богословскую дисциплину, изучающую историю развития и содержание этого учения. В широком смысле под М. также подразумевается особое литургическое и молитвенное почитание Пресв. Девы Марии, принятое в Римско-католической Церкви. Рубрики: Католическое богословие (см. также " История богословия " и " История философии. Средние века " ) Ключевые слова: Богословие Римско-католической Церкви Мариология, понятие, обозначающее раздел в догматическом богословии Римско-католической См.также: БОГОРОДИЦА Дева Мария, родившая Иисуса Христа КАТОЛИЦИЗМ совокупность догматических, канонических, литургических и духовно-практических норм Римско-католической Церкви, определяющих ее конфессиональную идентичность АБЕЛЯР Петр (1079 - 1142), схоластический богослов, философ, логик АНТРОПОЛОГИЯ раздел богословия, посв. раскрытию учения Церкви о человеке Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2562066.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010