Участие русского войска в войне Византии с арабами Образование германской («Священной римской») империи, Оттон I становится императором 963–973 Правление германского императора Оттона II Поход Святослава на болгар Третий поход Святослава на Константинополь Созыв Оттоном II съезда католических посольств 983–1002 Правление германского императора Оттона III 987–1328 Династия Капетингов во Франции 1014–1039 Правление германского императора Генриха II 1016–1035 Правление короля Англии, Дании и Норвегии Кнута I Великого 1024–1125 Франконская (Салическая) династия в Германии 1033–1109 Ансельм, архиепископ Кентерберийский 1039–1056 Правление германского императора Генриха III Черного 1042–1055 Правление византийского императора Константина IX Мономаха Поход новгородского князя Владимира Святославича на Константинополь 1049–1054 Понтификат папы Льва IX Великая схизма Православной и Католической Церквей 1056–1106 Правление германского императора Генриха IV Латеранский собор Битва при Гастингсе, покорение норманами Англии 1066–1087 Правление английского короля Вильгельма I Завоевателя 1073–1085 Понтификат папы Григория VII (Гильдебранда) «Хождение в Каноссу» Генриха IV 1079–1142 Богослов–схоласт Пьер Абеляр 1081–1185 Династия Комнинов в Византии 1081–1118 Правление византийского императора Алексея I Комнина «Книга Страшного суда» в Англии 1090–1153 Богослов–схоласт аббат Бернар Клервоский Собор в Клермоне 1096–1270 Крестовые походы Крестовый поход бедноты 1096–1099 Первый крестовый поход Взятие крестоносцами Иерусалима, создание королевства Иерусалимского 1100–1155 Ересиарх Арнольд Брешианский 1106–1125 Правление германского императора Генриха V 1108–1137 Правление французского короля Людовика VI Капета Восстание в г. Лане Создание ордена госпитальеров (иоаннитов) Собор в Суассоне, осудивший учение Пьера Абеляра 1132–1202 Ересиарх Иоахим Флорский (Калабрийский) 1137–1180 Правление французского короля Людовика VII Капета 1138–1254 Династия Гогенштауфенов в Германии Собор в Сансе, осудивший учение Пьера Абеляра

http://sedmitza.ru/lib/text/441106/

Вероятно, одним из первых по времени учеников Ансельма франц. происхождения был Вильгельм из Шампо ( 1121/22), ставший впосл. авторитетным и широко известным теологом. Продолжительность его пребывания в Лане определить невозможно, однако оно должно быть датировано до 1100 г., т. к. приблизительно в это время Вильгельм начал преподавать в Париже в школе при кафедральном соборе. Вслед. того что мн. свидетельства о мнениях Ансельма Ланского и его сентенции содержатся в богословской лит-ре, восходящей к Парижской школе Вильгельма и к основанной им же Сен-Викторской школе (см. ст. Сен-Виктор в Париже ), в исследованиях кон. XIX - 1-й пол. XX в. встречались утверждения, что Л. ш. и Парижская школа Вильгельма были в организационном и мировоззренческом отношении единой школой (см., напр.: Weisweiler. 1933. P. 245), однако в совр. науке это мнение не имеет широкой поддержки. Хотя Вильгельм воспринял у Ансельма ряд методологических и богословских принципов, идейная самостоятельность Вильгельма не позволяет говорить о нем как о представителе Л. ш. в строгом смысле; вместе с тем он является одним из наиболее важных посредников, обеспечивших рецепцию учения Л. ш. теологами XII в. (см.: Giraud. 2010. P. 112-115). Наиболее подробным, однако вместе с тем крайне субъективным и имеющим явные следы личной неприязни к Ансельму Ланскому и его верным последователям является представленное в соч. «История моих бедствий» (Historia calamitatum) свидетельство Петра Абеляра (1079-1142) о предпринятой им попытке пройти курс обучения в Л. ш. Петр Абеляр решил послушать лекции Ансельма Ланского вскоре после конфликта с Вильгельмом из Шампо в Париже; его пребывание в Лане может быть датировано примерно 1113 г. Посетив неск. лекций Ансельма, Петр Абеляр пришел к выводу, что его слава как теолога является незаслуженной. Он сравнивает Ансельма с евангельской бесплодной смоковницей (ср.: Мф 21. 19), с тенью от старого дуба, с огнем, к-рый производит дым, а не свет; признавая способность Ансельма вызывать восхищение у слушателей яркой риторикой и убедительным изложением традиц.

http://pravenc.ru/text/Ланской ...

Апостол Петр (I век) До своего призвания носил имя Симон и занимался рыбным промыслом. Первым исповедал Господа как Мессию (которого ожидали ветхозаветные праведники), за что Спаситель назвал его Кифой (по-арамейски это означает «камень», а по-гречески «камень» — «петрос»): на «камне» его веры Христос обещал создать Свою Церковь. После Сошествия Святого Духа на апостолов он много путешествовал по Римской империи, всюду проповедуя Евангелие, создавая первые христианские общины. Апостол Петр был казнен в Риме в период царствования императора Нерона. Священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий (1862–1937) — верный сподвижник Патриарха Тихона . Был утвержден Местоблюстителем Патриаршего престола после кончины святителя. Митрополит Петр продолжил бескомпромиссное противодействие обновленческому расколу, за что был арестован. Начались постоянные допросы, тюрьмы, ссылки. Тяжелейшие условия ссылок вскоре спровоцировали у святого астму, а позднее — частичный паралич. В 1937 году был приговорен к смерти и расстрелян. Известные люди с именем Петр: Пьер Абеляр (1079–1142) — средневековый философ-схоласт и поэт. Написал один из главных схоластических трактатов «Sic et Non» («Да и нет»), занимался литературным и музыкальным творчеством. Трагическая история любви к прекрасной девушке Элоизе разрушила его научную карьеру. Как простой монах он был вынужден удалиться в один из монастырей, где до конца жизни занимался редакцией своих сочинений. Петр Мамонов (род. в 1951) — Фото Павла Смертина актер, поэт и музыкант, основатель группы «Звуки Му», долгое время работал наборщиком в типографии, корректором и заведующим отделом писем в журнале «Пионер». В 1990-е годы Мамонов начал увлекаться актерским искусством. Первую важную роль он получил в фильме Павла Лунгина «Такси-блюз». В начале 2000-х принял православие, а в 2006 году сыграл главную роль в знаменитом фильме «Остров». Интересные факты: 1. Петровка — одна из основных и самых старых улиц в Москве. Она проходит от Театральной площади до Среднего Каретного переулка. Свое название Петровка получила по Высоко-Петровскому монастырю , к которому и вела.

http://foma.ru/imya-petr.html

Явление известное и часто повторяющееся в истории, что одна крайность порождает другую. Так именно случилось и здесь. Крайности Анзельмовой теории породили другую противоположную крайность в воззрении Абеляра на искупление. Если в теории Анзельма любовь Божественная скрывалась в тени, а всюду ярко выступала Божественная правда, требующая удовлетворения, то в рационалистической теории Абеляра, наоборот, на первое место выступает Божественная любовь. Абеляр (род. в 1079 г., ученик Анзельма, ум. 1142 г.), имел себе предшественника в лице Пелагия, который, не признавая первородного греха и, следовательно, коренной порчи в человеческой природе, естественно, вместе с тем не признавал искупительного значения за страданиями и смертью Христовыми. Страдания и смерть Христовы суть свидетельства Его за истину и имеют только нравственное влияние на человечество, как и всякое дело самоотвержения; оно естественным образом вдохновляет нас к нравственным подвигам. Отрицание объективного искупления и признание только субъективного примирения людей с Богом составляет отличительный характер и теории Абеляра. Сущность его воззрения на искупление изложена, главным образом, в его сочинении „Epitome Christianae Theologiae“ в главе XXIII, под заглавием: Cur Deus homo? и в его толковании на Послание ап. Павла к Римлянам, в особенности на главы III и V, причем толкование на III гл. прерывается специальным рассуждением о значении крестных страданий и смерти Христовой в двух небольших отделах; из них первый озаглавливается „quaestio“, а второй „solutio“. В первом отделе Абеляр подвергает критическому разбору два наиболее распространенные в его время воззрения на значение страданий и крестной смерти Христовой: первое, что они суть выкупная цена, данная диаволу за людей, бывших у него в плену; в этом пункте Абеляр совершенно сходится с Анзельмом; второе, что они даны были Богу, оскорбленному грехом человека. Суждение Абеляра об этих предметах, при всей их несомненной поверхностности, настолько оригинальны и остроумны, что мы позволим себе на них остановиться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

1139 Архив Св. Синода Прот. 1746 г. 22 января прот. 9 апреля 1747 г. Прот. 14 марта 1760 г. 1142 Что касается порядка, то распределением в монастыри заведывали сначала Монастырский Приказ, затем Коллегия Экономии, Канцелярия С. Э. Правления и опять (Екатерининская) Коллегия Экономии, под высшим руководством Синода и Сената, которым присылала для определения в монастыри отставных Военная Коллегия, не имевшая права непосредственной отсылки отставных в монастыри. В 1761 г. К.С.Э.П. посылала отставных через епархиальные Консистории. Иногда же сами отставные просились о помещении их или о переводе их в тот или другой монастырь. О сказанном см. П.С.П. II, 595; П.С.З. 5337; Архив Св. Синода Прот. 7 февраля 1761 г. М.А.М.Ю. кн. Журн. 228, 11 июля 1761 г.; кн. Прот. 238 л. 115, 18 января 1738 г.; кн. Журн. 225, 22 января 1758 г. и вообще в документах М.А.М.Ю.; Архив Св. Синода; П.С.З. и П.С.П. 1143 Архив Св. Синода Прот. 10 мая 1746 г. М.А.М.Ю. Дела Сената по К.Э. и М. Пр. кн. 532 л. 302–323. 1144 Гос. Арх. XVIII, 85 1 л. 426–430. В этой же ведомости (на листах 441–444) сообщается, что (12 января 1753 г. – когда ведомость составлена и подана Императрице) было на лицо монашествующих: в 610 мужских монастырях – 6941 человек, а в 208 женских – 5290 чел., обоего же пола – 12231, причем о монастырях Владимирской, Тверской и Тамбовской епархий сведений не доставлено. 1145 Так, например, из Вологодской епархии, с целью избежать присылки отставных, не смотря ни на какие указы, не подавались ежемесячные ведомости. Поэтому К.С.Э.П. постановила не взирая ни на что послать и впредь посылать туда отставных (М.А.М.Ю. кн. Журн. 221 л. 43, 27 июля 1750 г.). Однако, Троице-Сергиев монастырь был освобожден Императрицею лично (П.С.З. т. XII, 8960), да, по-видимому, в 1761 г. не посылались отставные в Новгородскую, Псковскую и Смоленскую епархии (М.А.М.Ю. кн. прот. 243 л. 119, 7 февраля 1761). 1150 Соловьев, V, 1079 и др.; Записки кн. Я.П. Шаховского, Изд. Рус. Ст. 1872 г. стр. 87 и сл. Об инвалидном доме см. еще Завьялова, 93; Ивановского 98.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

20 . Авторитет Святителя Августина на Западе был столь велик, что Латинские Отцы Церкви, среди которых Иероним, Фульгенций, Авит Вьеннский и Григорий Великий , фактически восприняли его учение. Так, Григорий Великий утверждал, что Бог осуждает и тех, чьи души осквернены только первородным грехом. И даже никогда не согрешившие волей младенцы, грядут на вечное осуждение. Говоря о нашем бытии чадами гнева, Григорий цитирует книгу Иова ( Иов.14:4–5 (согласно Септуагинте)), Евангелие от Иоанна ( Ин.3:5 ) и Послание к Эфесянам ( Еф.2 :З) 696 . 1.4 СРЕДНЕВЕКОВАЯ СХОЛАСТИКА 21 . На протяжении всего Средневековья именно Августин был эталоном богословствования по данной тематике. Примером этого является Ансельм Кентерберийский (1033–1109), который считал, что новорожденные некрещеные младенцы осуждаются по причине первородного греха, в соответствии с правосудием Божиим 697 . Общепринятое учение того времени резюмировал Гуго Сен-Викторский (1096/1097–1141) 698 . Некрещеные младенцы не могут спастись, потому что: 1) Не приняли Таинства; 2) не способны совершить личный акт веры вместо Таинства 699 . Согласно данному учению, для вхождения после смерти в жизнь, необходимо быть оправданным в течение земного существования. Ведь смерть полагает конец возможности выбора между принятием или отвержением благодати, то есть приобщением к Богу или удалением от Него. А после смерти, основополагающее расположение личности по отношению к Богу более не подлежит изменению. 22 . Что касается отдельных аспектов данной темы, то большая часть следовавших друг за другом средневековых авторов, начиная с Петра Абеляра (1079–1142), подчеркивали благость Божию. Тем самым, они интерпретировали слова Августина о «легчайшем наказании», как обозначение лишения боговидения (carentia visionis Dei), без возможности приобщения к нему, но и без дополнительных наказаний 700 . Это учение, позволяющее избежать ригористической интерпретации мысли Августина, получило дополнительное распространение благодаря Петру Ломбардскому, согласно которому, младенцы не испытывают никакого наказания, кроме лишения видения Бога 701 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

642 Из рукописей Анны Николаевны Шмидт, с письмами к ней Вл. Соловьева (Москва, 1916). Предисловие, стр. XIV. 644 Гуго Викторинец, Гуго Сен-Викторский (Hugo de Saint-Victor) (ок. 1096–1141) – средневековый философ и богослов. Родился в Саксонии. В 1115 г. приехал в Париж, где обучался в школе монастыря Сен-Виктор. С 1125 г. преподавал в этой же школе, а с 1131 г. возглавлял ее. Гл. соч.: «О таинстве христианской веры». Он рассматривал все сотворенные вещи как чувственно воспринимаемое воплощение мыслей Бога. Гносеология Гуго отдает предпочтение интуиции, освобождающей ум для соединения его с Богом. Христианский догматизм Гуго объявлял либо согласным с разумом, либо стоящим выше разума, но не противным ему. Классификация наук Гуго предполагала самодовлеющее значение знания, так как в процессе жизни человек убеждается в пользе любых познаний. 645 Hegel. Encycl. 1. th., Die Logik (1840), VI. В. § 82, Zusatz, стр. 159 c. См. вообще мою статью «Гегель как интуитивист». Зал. Русск. Научн. инст. в Белграде, вып. 9. 646 См., напр., немецкое издание: J. Loyola, Das Exerzitienbuch. Перев. Feder’a, пояснения М. Meschler, S. J. Frb. J. Br. 647 Cl. Brentano. Sämmtl. Werke, hrg von C. Schüddenkopf. 1912, Bd. XIV. I Abth. «Religiöse Schriften» с введением W. Ochl’я. 651 Абеляр Пьер (Abelard, Abailard) (1079–1142) – французский философ-схоласт, теолог и поэт. Родился в Пале, близ г. Нанта. Учился у Росцелина и Гильома из Шампо. В 1113 г. открыл собственную школу и имел множество учеников. Трагические перипетии судьбы Абеляра, описанные им в соч. «История моих бедствий» (1132–1136), привели его в монастырь, где он провел последние 20 лет жизни. Для воззрений Абеляра характерен рационализм – предварительным условием веры у него выступает разум («понимаю, чтобы верить»). Вера, не выдержавшая проверки разумом, недостойна свободного человека. По Абеляру, церковное предание и догматы также должны быть удостоверены разумом, лишь Священное Писание и церковные таинства не нуждаются в этом. Тяга Абеляра к формально-логической стороне процесса познания особенно ярко проявилась в его соч.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

987–1328 Династия Капетингов во Франции 1014–1039 Правление германского императора Генриха II 1016–1035 Правление короля Англии, Дании и Норвегии Кнута I Великого 1024–1125 Франконская (Салическая) династия в Германии 1033–1109 Ансельм, архиепископ Кентерберийский 1039–1056 Правление германского императора Генриха III Черного 1042–1055 Правление византийского императора Константина IX Мономаха Поход новгородского князя Владимира Святославича на Константинополь 1049–1054 Понтификат папы Льва IX Великая схизма Православной и Католической Церквей 1056–1106 Правление германского императора Генриха IV Латеранский собор Битва при Гастингсе, покорение норманами Англии 1066–1087 Правление английского короля Вильгельма I Завоевателя 1073–1085 Понтификат папы Григория VII (Гильдебранда) «Хождение в Каноссу» Генриха IV 1079–1142 Богослов-схоласт Пьер Абеляр 1081–1185 Династия Комнинов в Византии 1081–1118 Правление византийского императора Алексея I Комнина «Книга Страшного суда» в Англии 1090–1153 Богослов-схоласт аббат Бернар Клервоский Собор в Клермоне 1096–1270 Крестовые походы Крестовый поход бедноты 1096–1099 Первый крестовый поход Взятие крестоносцами Иерусалима, создание королевства Иерусалимского 1100–1155 Ересиарх Арнольд Брешианский 1106–1125 Правление германского императора Генриха V 1108–1137 Правление французского короля Людовика VI Капета Восстание в г. Лане Создание ордена госпитальеров (иоаннитов) Собор в Суассоне, осудивший учение Пьера Абеляра 1132–1202 Ересиарх Иоахим Флорский (Калабрийский) 1137–1180 Правление французского короля Людовика VII Капета 1138–1254 Династия Гогенштауфенов в Германии Собор в Сансе, осудивший учение Пьера Абеляра 1147–1149 Второй крестовый поход 1152–1190 Правление германского императора Фридриха I Барбароссы 1154–1399 Династия Плантагенетов в Англии 1154–1189 Правление английского короля Генриха II Плантагенета 1167–1216 Правление английского короля Иоанна Безземельного 1180–1223 Правление французского короля Филиппа II Августа 1189–1192

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Comn. II 11, p. 66 С. ed. Paris.). Любопытный рассказ Анны возбуждает некоторые сомнения именно в отношении к Варангам с острова Фулы. Мы видели, что в грамотах Михаила Дуки и Никифора, данных Атталиоте, Англяне еще не упоминаются, а в Патмосской грамоте (1088 г.) они поименованы (γγλνων). У Пселла и Атталиоты, то есть, у писателей современных и доведших каждый свою историю до Никифора Вотаниата (последний – включительно), нет ни малейшего намека на то, чтобы в Константинополе были люди с острова Фулы, то есть, Англичане. С другой стороны, в самой грамоте 1088 года Англичане еще не названы Варягами и поставлены совершенно отдельно от них. Итак, очень трудно думать, чтоб уже у Никифора Вотаниата его варяжская гвардия всецело состояла из английских пришельцев, или даже чтоб Англо-Саксы составляли важную в ней часть. Есть другие признаки, что дочь Алексея Комнина, которая описывала деяния своего отца не ранее как в сороковых годах XII века, хотя бы по рассказам и даже письменным сообщениям его сподвижников, не дала себе труда вполне перенестись в обстановку описываемого момента и в подробностях литературной, стилистической обработки своих материалов допустила легкие нарушения хронологии. Если мы предположим, что только в последний год Никифора, после возмущения Русских (Варягов), Англичане сделались Варягами, то как могло образоваться у них в такое короткое время какоелибо предание о верности императору, и как цезарь Иоанн Дука, упомянутый советник Алексея, мог говорить о их испытанной преданности? Наоборот, если жители острова Фулы и были именно Варягами, возмутившимися против Никифора Вотаниата в 1079 году, то как можно было толковать о непреклонно-верной службе людей, которые недавно только что не убили своего императора? По всем признакам, более точные и верные известия об англо-саксонской эмиграции в Византию сообщаются одним из западных писателей, именно Ордериком Виталием (ум. 1142 г.), который вообще имеет наилучшие и наиболее отчетливые сведения о делах норманнских.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

In Western Europe the great Cistercian monastic reform movement of the Benedictine Order (now known as the Trappists) arose. This movement’s greatest representative, Bernard of Clairvaux (1090–1153), was an ascetical, mystical theologian and church activist of aristocratic background. He promoted the Second Crusade (of 1147), and theologically he fought against Peter Abelard (1079–1142), another important early Scholastic theologian and author of the famous Sic et Non. The Carthusian movement of intensely contemplative, semi-eremetic monasticism, founded in 1084by Bruno, expanded rapidly in this era. Together with the centralizing of Papal power and the victory of the Papacy over the secular rulers in the controversy over lay investiture, the 12th century also saw the rise of the Victorine school of Augustinian theology, led by Hugo (d. 1141) and Richard of Saint Victor (d. 1173). Another major Scholastic theologian, Peter Lombard (c. 1100–1160), wrote his very influential Sentences in the 1150s. On the more popular level, the Waldensian movement arose in the 1170s, led by a merchant of Lyons named Valdes. This very energetic layman emphasized itinerant, Scripture-based lay preaching, voluntary poverty, and works of charity. The various Waldensian groups suffered various forms of persecution at the hands of the Roman Catholic Church during the succeeding centuries. Finally in the 16th century, most of them merged with various Protestant groups. Also, the dualist heretical movement known as the Cathari arose in Germany around 1140, under the influence of Bogomilism from Eastern Europe. By around 1200 the Cathari had grown and spread to such an extent that they were the principal target of the Inquisition that was instituted in the early 13th century. In southern France these heretics were known as Albigensians. In 1147, the Second Crusade was launched with the goal of winning back the Crusader Kingdom of Edessa which had fallen to the Muslims. Preached by Bernard of Clairvaux, this crusade was led by King Louis VII of France and Holy Roman Emperor Conrad III. These Crusaders further alienated the Byzantines by their uncouth behavior. At the same time, the Westerners had learned to hate the Greeks, considering them to be deceitful, and their Church heretical. The chronicler Odo of Deuil listed the various practices and beliefs of the Greek Christians now scorned by the Westerners, and he recorded their willingness to kill the Greeks as heretics. More and more, the Latins dreamed of seizing Constantinople for themselves, and they were urged to do so by some of their own clergy.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/the...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010