566. Невозможно душе вступить в покой Сына Божия, если она не имеет образа Его. Никакой купец не принимает и не выдает монеты, не имеющей на себе царского изображения: не имеющие этого изображения монеты не влагаются в казнохранилище царское; так и душа, не запечатленная образом великого Царя, Иисуса Христа, не принимается Ангелами в общение их. Они отвергают ее, говоря: «Как войти тебе сюда, когда ты не имеешь на себе Царского образа» [ 1066 ]. 567. Знамение Царского образа есть любовь, как объявил это Сам Господь, сказав: о сем разумеют вси, яко Мои ученицы есте, аще любовь имате между собою [ 1067 ]. Но Божественная любовь не может пребывать в нас, если душа будет разделяться и, ища Бога, не оставит пристрастия к миру. Душа не сподобится духовного преуспеяния в Боге, связавшись чем-либо, принадлежащим миру; она не преплывет волнующегося моря страстей, если будет иметь недостаток в какой-либо добродетели; ей не пройти сквозь облако лукавых духов, если она не отвергнет все суетные попечения и пристрастия. Когда разрушится малейшая часть стены города, обнесенного отовсюду стеною, то враги, тщательно наблюдающие за городом, усмотрев пролом, входят посредством его в город. Хотя бы стража и стояла при вратах города, но она не может уже защитить его; для этого необходимо исправление разрушившегося участка стены. Так и подвижник не способен противостать врагам, если им обладает какая-либо страсть; ему не достигнуть христианского совершенства [ 1068 ]. 568. Во Второзаконии заповедает Бог Израилю: аще изыдеши ополчитися на враги твоя: да сохранишися от всякого слова и дела зла [ 1069 ], то есть от всякого, какого бы то ни было удовлетворения страстям, и в свое время предастся враг твой в руки твои. Из иноплеменных народа, враждебных вам, не оставите жива всякого дыхания, то есть не допускайте никакому наветующему вас греховному помыслу жить согласием и беседою с ним, да не научат вас творити всякая мерзости своя, и согрешите пред Господем Богом вашим [ 1070 ]. Подвижнику, пришедшему в робость при виде страшных, исполинского росту врагов и сомневающемуся в победе над такими врагами, возвещает Бог: не возможеши погубити их вскоре, да не будет земля пуста, и умножатся зверие дивии на тя: но помалу малу погубит Господь Бог твой языки сия от лица твоего [ 1071 ]. Между тем ты возрастешь числом, то есть обогатишься опытностию подвижничества. Часто повторяет Бог заповедание израильтянам, чтоб они не входили ни в какое дружественное сношение с народами ханаанскими, которых Бог вознамерился истребить с лица Земли Обетованной. Это заповедание относится к нам: им воспрещается всякое и самомалейшее увлечение и услаждение грехом [ 1072 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Но кто держится первой половины указанной альтернативы, тот должен представлять эстетическое впечатление от сложного явления только как мозаику чувств, скорбных или приятных, соединенных с функциями чувственных органов. Кто, напротив, в прекрасном видит нечто другое, и в удовольствии эстетическом, при не отсутствующем, конечно, элементе субъективной приятности, находит еще нечто большее, именно независимое от того одобрение и оценку прекрасного предмета, тот должен это большее всецело отнести на счет души: уже ранее было указано на пример комического. 1067 Если мы, наконец, перейдем к нравственному обсуждению поступков, то можем, конечно, допустить, что они также в посредственном отношении очень существенно определяются и тою точностью, с какою наше чувственное восприятие представляет их содержание, и тою живостью, с какою, после постоянных или мгновенных состояний нашей нервной системы, присоединяются к этому содержанию как ассоциации других представлений, так и чувства низшего порядка. Однако никакое возбуждение телесного органа не может оказать душе содействия в самом существенном пункте – в произнесении нравственного суждения: содействие нервов всегда может обосновывать только чувство приятной или неприятной ценности поступка для субъективной жизни индивидуума, но никогда – отрешенное от всякого личного удовольствия и неудовольствия суждение об их доброй или дурной стороне в объективном смысле. 1068 Итак, как бы ни было велико содействие телесных функций высшим деятельностям духа, тем не менее, оно, несомненно, состоит не в том, что последним предоставлены особые телесные органы для их специфического обнаружения, а только в том, что для реализации некоторых необходимых предварительных условий этого обнаружения требуется полное функционирование других подготовляющих органов. 1069 При этом Лотце считает нужным добавить следующее. Вообще имеют ложное представление о духовной жизни, если, наряду с материалом, подлежащим ее обработке, допускают только некоторые общие способности и силы, которые всегда совершают эту обработку исключительно по абстрактным законам своей деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

10–12), также, кажется, гораздо ближе подходя к обстоятельствам подобного нашествия при Иосафате; потому что с одной стороны мы видим здесь отчасти тех же врагов, различные племена Идумеев и Аравитян 1064 , а также без сомнения и Хананеев, к которым принадлежали Филистимляне 1065 и Финикияне ( Авд. 20 ), – с другой и здесь и там Сам «Господь приводит врагов в замешательство» 1066 и «меч одного обращает против другого», так что союзное войско погибает в междоусобной войне 1067 . Наконец и надписание псалма именем Асафа тоже замечательно согласуется с названным событием Иосафатова царствования; так как в то время действительно действует один из потомков Асафа пророк Иозииль, который во время всенародной молитвы к Богу об избавлении от врагов воодушевляет Иудеев надеждою на помощь Божию, предсказывая им на следующий день чудесную победу без всякого сражения 1068 . При таком обилии сходных отношений в содержании псалма с историей нашествия на Иудею различных союзных народов при Иосафате, не смотря на некоторые, впрочем удобовосполнимые недостатки и трудности в применении его к этому событию, кажется, не будут произвольным и невероятным предполагать, что он написан был именно по случаю этого события и есть молитвенная песнь пророчествовавшего тогда Иозиила, левита из сынов Асафовых, которою певцы хвалили Господа, выступая впереди Иосафатова войска на встречу неприятелям 1069 . Конечно, в виду вышеупомянутых, хотя и немногих и не непреодолимых препятствий к полному соглашению псалма с историей указанного события при Иосафате, такое мнение о его писателе и обстоятельствах написания не может быть названо вполне и несомненно доказанным; но во всяком случае нельзя не согласиться с тем, что оно пока есть вероятнейшее из всех доселе высказанных мнений о происхождении псалма. Другие два псалма из надписанных именем Асафа, 74-й и 75-й, по всей вероятности принадлежат кому-либо из потомков Асафовых времени царствования Езекии. Последний из них уже во многих списках древнего греческого перевода имеет в своем надписании прибавку: «πρ τν σσριον» (слав.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Дух самоутверждающейся гордыни является естественным атрибутом поврежденного рассудка, мышление которого совершается в сознании своего значения в деле постижения истины и в склонности дорожить истиной, но не как таковой, а как своим же опять созданием, почему и утрачивается в большинстве случаев верный критерий правильно отличающий истину от лжи. Это есть то самое гордостное мудрование, которое состоит из двух неведений, или несознаний – из неведения Божеской помощи и несознания своей немощи. 1067 На почве этого гордостного самоутверждения, на основании характера своей деятельности, опорой которой является опыт, и на свойстве своих познаний, главной из которых – осязание, рассудок заболевает рационализмом, признавая истинным только то, в чем можно осязательно увериться и что можно проверить рассудочным способом. Естественно, это приводит к сомнению и неверию относительно мира духовного, как не поддающегося рассудочной осязательности. Обращаясь среди вещества и не ведая ничего другого, кроме вещества, рассудок приходит к мысли, что кроме него (вещества) и нет ничего. В результате чего, образуется пагубное настроение, именуемое материализмом, считающее, что материя первична, никем не сотворена и существует вечно и что сознание – это свойство материи. Пребывая в такой атмосфере материализма и замечая «повсюду естественность или то, что всякая вещь достигает цели своими силами и все что не исходит из нее, есть плод ее деятельности», 1068 рассудок умозаключает, что все происходит само собой, без действия Божией силы и Промысла и что только своими силами возможно чего-либо добиться. Такое неправильное его знание, называемое натурализмом, «не Божию промыслу приписывает управление миром, но все доброе в человеке, спасение его от вредоносного для него и естественное его остережение от несчастий и от многих противностей, тайно и явно сопровождающих естество наше, кажутся ему следствием собственной его рачительности и собственных его способов. Таково понятие о себе размышляющего (философствующего) ведения». 1069 Эти и подобные им болезни усиливаются еще от действия развращенных сердца и воли, под влиянием которых образуются разные нелепые помышления и убеждения, служащие выражением и обнаружением сокровенных страстей. То возникает убеждение и чувство, что жизнью является только жизнь земная, которая к тому же окончится не скоро, и что нужно пожить в свое удовольствие именно здесь, на земле, то появляется убежденность, что для того, чтобы выжить надо уметь пользоваться случаем, положением, даже если это будет во вред ближнему, то утверждается соблюдение греховных обычаев, от которых, дескать, зависит благополучие и неблагополучие и т.п. На самом деле это есть пред-рассудки – мысли, содержащиеся в рассудке без исследования. 1070

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Софии, увез церковную утварь, паникадила и колокола 43 . Стефан имел самую печальную кончину. В 1068 году, а по другим – в 1069 г., он, по нуждам ли церковным, или по требованию митрополита, отправился в Киев и дорогою был удавлен от своих холопов 44 . Современный летописец упоминает об этом важном событии весьма кратко, не высказывает никакого сожаления о такой кончине архипастыря и совершенно умалчивает о казни убийц. 4. Еп. Феодор 45 (1069–1078) После несчастной кончины еп. Стефана тем же митрополитом Ефремом и в том же 1069 г. 46 возведен был на кафедру Новгородскую и хиротонисан еп. Феодор. В первый год его святительства опять приходил к Новгороду с войском Всеслав Брячиславич, тот самый, который в 1067 г. сжег большую часть города и ограбил даже храм св. Софии, но был отражен князем Глебом и Новгородцами. «Сеча бе тогда вожаном велика, замечает летописец, и паде их бесчисленное число, а самого князя отпустила, Бога деля». На другой день после этой победы, случившейся 23 октября, на память св. ап. Иакова, обретен в св. Софии на палатах деревянный крест князя Владимира, который был похищен из собора Всеславом в 1067 г. 47 О последующих годах пастырского служения Феодора сохранилось весьма мало известий. Летописец говорит, что в его время язычество на Финском севере не довольствовалось оборонительною войною против христианства, но иногда предпринимало и наступательную, в лице волхвов своих, и при этом описывает подвиг епископа против волхва, явившегося в Новгороде. Сначала явился волхв в Киеве в 1071 году. Он сказывал народу, что Днепр скоро переменит свое течение и что земли переместятся с своих мест; Греция будет там, где Россия, а Россия на месте Греции. Невежды, без сомнения, верили. Тогда же явились другие два кудесника в Ярославле и причинили множество зла в селениях по р. р. Волге и Шексне. Так как в это время в Ростовской области свирепствовал голод, то обманщики объявляли везде, что причиною всего зла – женщины, которые скрывают в самих себе хлеб, рыбу и мед.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Б.: в обмен на признание Киева за В. Б. Святослав Черниговский якобы получил Новгород (где посадил сына Глеба), а Всеволод Переяславский - Волынь (В. А. Кучкин). Однако более вероятным представляется, что Новгород и Волынь оказались в руках младших Ярославичей по договору со старшим братом Изяславом и несколько ранее: либо при присоединении Полоцка к Киеву в 1067 г., либо при удалении Изяслава в Польшу в авг. 1068 г. Возвращение в Чернигов кн. Святослава Ярославича с дружиной после победы над половцами у Сновска. Вокняжение кн. Всеслава Брячиславича Полоцкого в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 100) Возвращение в Чернигов кн. Святослава Ярославича с дружиной после победы над половцами у Сновска. Вокняжение кн. Всеслава Брячиславича Полоцкого в Киеве. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 100) Заняв вторично киевский стол 2 мая 1069 г., Изяслав изгнал В. Б. из Полоцка, где посадил своих сыновей, сначала Мстислава, а затем, после его скорой смерти, Святополка (Михаила) Изяславича . Тем не менее В. Б., видимо, сохранил какие-то опорные пункты в Полоцкой земле или имел поддержку среди прибалтийско-фин. племен из числа данников Новгорода, т. к. сумел в ответ организовать новое нападение на Новгород, в к-ром главную силу составляли «вожане» (фин. население буд. Водской пятины Новгородской земли). Однако 23 окт. 1069 г. он потерпел поражение от новгородского кн. Глеба, сына Святослава Ярославича, был захвачен в плен, но отпущен «Бога деля». В Полоцке, очевидно, продолжали предпочитать «своего» князя, и в 1071 г. В. Б. сумел вернуть себе стольный город и опять утвердиться в нем, несмотря на новое поражение, на этот раз от сына Изяслава, блгв. кн. Ярополка (Гавриила) Изяславича . Кризис «триумвирата» и назревавший конфликт между Изяславом и младшими Ярославичами заставили киевского князя искать сближения и даже брачного союза с В. Б. Неизвестно, успел ли состояться последний до нового изгнания братьями Изяслава в марте 1073 г., но в киевское княжение Святослава никаких военных действий против В.

http://pravenc.ru/text/155544.html

Скачать epub pdf Память преподобного Зинона Память 30 января Сей блаженный отец наш Зинон происходил из Понта 1067 ; оставив здесь огромное богатство, он напоялся источниками учения святого Василия Великого 1068 , орошавшими Каппадокию, и принес плоды, достойные сего учения. Он служил при дворе императора Валента 1069 в числе воинов, с которыми посылались царские грамоты; по смерти этого государя, святой Зинон отверг богатство и почетное звание и поселился в одну гробницу 1070 , находившуюся в горе, близ Антиохии, и здесь жил в уединении, очищая душу. У святого отшельника не было никакого имущества, кроме ветхого рубища, в которое он одевался; пищу получал святой Зинон от одного из знакомых, который доставлял ему один небольшой хлебец на два дня, а воду он носил себе сам издалека. Являясь примером глубочайшего смирения, преподобный Зинон в исполнении иноческих подвигов достиг высокого совершенства; сорок лет провел он в постничестве, приходя каждый воскресный день в святой храм, где слушал Божественное Слово, преклонял слух свой к поучениям проповедников, и приобщался Святых Христовых Таин; после того преподобный возвращался в свое убежище, не имевшее ни замка, ни сторожа, потому что оно недоступно было для злодеев и совершенно безопасно. Спустя некоторое время по удалении своем из мира, преподобный послал одного из знакомых к себе на родину продать имущество, оставшееся после родителей его и выдать его брату принадлежавшую ему часть. Исполнив это, посланный доставил святому его долю; из нее преподобный Зинон стал благотворить неимущим; когда же почувствовал приближение кончины, то пригласил к себе антиохийского епископа Александра 1071 и сказал ему: – Так как я призываюсь к отшествию из этой жизни, то завещаю тебе: что мог я раздал сам, как казалось мне лучше; это же остальное не успел раздать и назначаю распорядителем сего тебя, призывая Бога в свидетели. После того, облобызав святителя, блаженный предал душу свою Богу. 1067 Понт – провинция на северо-востоке Малой Азии, граничившая на востоке с Арменией и на юге с Каппадокией. 1070 Гробницы на юге в древности высекались в горах и имели вид пещер; во время неприятельских нашествий они подвергались расхищению; могильный покой погребенных нарушали и разбойники, искавшие в гробницах сокровищ. Преподобный Зинон и поселился в одной из опустощенных гробниц. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В то же время власть И. Я. не была единоличной. На сопряженных с Киевом территориях осуществлялось «троевластие» старших Ярославичей: И. Я., Святослава , кн. черниговского, и Всеволода , кн. переяславского, разделивших между собой земли Ср. Поднепровья и тем самым обязанность защищать юж. рубежи Руси от степняков. Поэтому все важнейшие события первых 15 лет княжения И. Я. представлены в источниках как результат коллективных действий братьев: перевод Игоря Ярославича с Волыни в Смоленск после смерти смоленского кн. Вячеслава Ярославича (1057) (Волынь при этом, видимо, отошла И. Я.), освобождение из заключения и пострижение в монашество его дяди Судислава Владимировича (1059), раздел Смоленска по смерти Игоря (1060), победа над торками (узами) (1060), война против полоцкого кн. Всеслава Брячиславича и его пленение (1067), неудачное противостояние появившимся в южнорус. степях половцам (1068), перенесение мощей св. князей Бориса и Глеба в построенную И. Я. в Вышгороде и освященную в их честь церковь (1072), кодификация дополнительных статей Русской правды («Правда Ярославичей») (ок. 1072). Только на севере и на западе И. Я. действовал в одиночку: поручив Новгород посаднику Остромиру (между 1054 и 1060), И. Я. совершил поход на балтское племя галиндов (голядь) в среднем течении Зап. Буга (1058), продолжая освоение ятвяжских земель, начатое его дедом равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем . После гибели Остромира во время похода на чудь (эстов) И. Я. совершил успешный поход на чудь, а в Новгороде посадил сына Мстислава. Поражение от половцев летом 1068 г. и отказ И. Я. раздать оружие киевлянам для отпора кочевникам вызвали в столице мятеж, в результате к-рого на киевский стол был возведен освобожденный восставшими из заключения Всеслав Полоцкий, а И. Я. бежал в Польшу. С военной помощью польск. кн. Болеслава II весной 1069 г. И. Я. вернулся в Киев, но восстановить политическую ситуацию 1068 г. не смог. Святослав, овладевший к тому времени Новгородом, сохранил его за собой.

http://pravenc.ru/text/293926.html

Победа кн. Всеволода Ярославича над кочевниками-торками. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 94) После смерти кн. Ярослава в февр. 1054 г. В. Я., согласно воле отца, получил Переяславль Русский (Южный) и Ростов. По взаимной договоренности или скорее всего по завещанию Ярослава Мудрого на Руси сложилась своеобразная политическая система коллективного соправления В. Я. и его братьев - киевского кн. Изяслава и черниговского кн. Святослава («триумвират», или «триархия», Ярославичей). Данная система выразилась, в частности, в том, что трое старших Ярославичей совместно решали судьбу своего дяди прп. Судислава Владимировича , младших братьев и их владений. Так, после смерти смоленского кн. Вячеслава Ярославича общим решением они в 1057/58 г. «посадиша» в Смоленске Игоря Ярославича, выведя его из Волыни; в 1059/60 г. освободили («высадиша») из заточения кн. Судислава; в 1060/61 г., после кончины кн. Игоря, согласно уникальному, но вполне правдоподобному известию Тверской летописи, «разделиша… Смоленеск себе на три части» (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 153). Общим делом Ярославичей были также решительная победа над кочевниками-торками (1060/61), борьба против полоцкого кн. Всеслава Брячиславича , неудачная война против половцев (1068). Из самостоятельных действий В. Я. в это время известны только нек-рые его отношения со степью, что объясняется географическим положением Переяславского княжества,- победа над торками (зима 1054/55), тогда же мир с половцами хана Болуша, а также неудача в битве с половцами хана Искала (февр. 1062). Беседа князей Изяслава Ярославича и Всеволода Ярославича о действиях против половцев. Наем воинов по приказу Изяслава. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 116, верх) Беседа князей Изяслава Ярославича и Всеволода Ярославича о действиях против половцев. Наем воинов по приказу Изяслава. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 116, верх) Сокрушительное поражение Ярославичей от половцев, восстание в Киеве, повлекшее за собой бегство в Польшу кн. Изяслава и вокняжение здесь освобожденного восставшими из тюрьмы Всеслава Полоцкого, привели в 1068 г. к кризису «триумвирата». Ситуация во время 7-месячного киевского княжения Всеслава (начиная с 15 июля 1068) неясна: возможно, именно тогда по договоренности со Всеславом (В. А. Кучкин), но, вероятнее, в 1067/68 г. по договору с Изяславом произошло перераспределение владений на Руси, в результате к-рого Святослав к своим землям прибавил Новгород, а В. Я.- Волынь или оставшиеся 2/3 Смоленска. В апр.- нач. мая 1069 г. Святослав и В. Я. по просьбе киевлян выступили гарантами их защиты от ограбления и мести со стороны возвращавшегося в Киев с польск. помощью кн. Изяслава.

http://pravenc.ru/text/155466.html

А.) в скраи того седящю и прядущю нити, еже на потребу таковууму делу» (Там же. С. 97). В нач. 1073 г. на Руси разразился политический кризис, в ходе к-рого младшие Ярославичи - Святослав и Всеволод (Андрей) Ярославич - изгнали из Киева старшего брата Изяслава. Последовавшее за этим утверждение на киевском столе черниговского кн. Святослава резко осудил прп. Феодосий. В своих письмах и проповедях он порицал князя-узурпатора, несмотря на угрозу заточения. Во время этого конфликта (в дальнейшем отношения между печерским настоятелем и князем нормализовались) прп. Феодосий вместе с 2 другими черноризцами уговаривал Н. В. покинуть Киево-Печерский монастырь и вернулся в тмутараканскую обитель. По мнению одних исследователей, он опасался репрессий со стороны властей ( Погодин. 1850. С. 183; Хорошев. 1986. С. 43; Творогов. 1987. С. 280), по мнению вторых, был недоволен примирением прп. Феодосия со Святославом ( Присёлков. 2003. С. 103), по мнению третьих, сочувствовал черниговскому князю, не разделяя гражданской позиции своего игумена ( Goetz . 1908. S. 28; Подскальски. 1996. С. 212; Артамонов. 2003. С. 235). Согласно последней т. зр., учитывая дипломатическую миссию Н. В. в 1067 г., он был более расположен к Святославу, нежели к Изяславу (с к-рым у Н. В. в свое время был конфликт из-за пострижения прп. Варлаама и свт. Ефрема). Известно также, что Святослав покровительствовал прп. Антонию: в 1069 г., когда над старцем нависла угроза репрессий со стороны Изяслава (преподобный осудил нарушение киевским князем клятвы не причинять вреда полоцкому кн. Всеславу Брячиславичу ), Святослав помог Антонию тайно бежать в Чернигов, а потом содействовал строительству пещерного Богородичного мон-ря на Болдиных горах (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 193). Когда Н. В. вернулся в Киево-Печерский мон-рь, точно неизвестно. Прп. Нестор сообщает, что это произошло уже после кончины прп. Феодосия († 3 мая 1074). По этой причине преемником прп. Феодосия стал не Н. В., а свт. Стефан , буд. епископ Владимиро-Волынский.

http://pravenc.ru/text/2577567.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010