Не изнемогая, достигаешь семисотлетней старости». 1067 При всем том святитель не говорил проповеди в новый 1847 год, 1068 а произнес только по совершении литургии на молебствии особую, составленную им на этот случай молитву, и в объяснение сего от 16 января 1847 года писал к наместнику Лавры Антонию следующее: «Вы знаете, что был праздник семисотлетия Москвы. Я не решился говорит на сей случай поучения, частью потому, что праздник не казался происшедшим из свойственного источника, частью потому, что, дабы говорить на сей случай несколько удовлетворительно, надобно было иметь несколько свободного времени, которого я не имел, чтобы осмотреть семьсот лет, и открыть, что не всегда открывается первым взглядом, и сказать малыми многая. Но когда празднику необходимо стало быть, то моя была обязанность сколько-нибудь выговорить молитву Москвы». 1069 Эта «Молитва пред окончанием молебного пения, в новый 1847 год, и в воспоминание семисотлетия царствующего града Москвы» не даром вошла в собрание слов и речей Филарета изданий 1847–1848 и 1873–1885 годов. Не даром ожидали от Филарета проповеди в столь знаменательный праздник. От мудрого святителя всегда, бывало, с нетерпением ожидали услышать первое слово по тому или другому более или менее важному случаю, по поводу того или другого, более или менее важного события, в тот или другой более или менее важный праздник, к его слову внимательно прислушивались, его словом проверяли не только свои личные мысли и впечатления, но и газетные, следовательно, более или менее обдуманные и авторитетные, сообщения, все это именно потому, что его слово было словом мудрого. И заменившая собою, по изъясненным выше причинам, проповедь молитва подлинно достойна занять место в ряду исторических проповедей Филарета. В этой молитве святитель, указав сначала на значение седмичного числа в Ветхом завете, а за тем на значение нового года в христианской церкви, продолжает моление к Господу Вседержителю следующими словами: «Царствующий же град сей не месяца токмо и лета начало пред собою ныне зрит, и не седмицы дней токмо и лет исчисляет, но, седмь протекших над ним веков помянув, судьбам Твоим чудится, и в помышлении о судьбах осьмого своего века, пред лицом Твоим, Царю веков, благоговеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В аэроплане, туда и обратно, заканчивал книгу Ann Douglas, одну из тех книг, что важна не своим прямым содержанием, а способностью заставлять работать мысль. Но и содержание ее очень интересно: этот союз, в XIX веке, clergy 1067 и женщин, создавший современную американскую массовую «потребительскую» культуру… Как говорят здесь – «what do you know…» 1068 . Особенно интересна глава о «domestication of death» 1069 В воскресенье свадьба Миши Меерсона. Погружение – на два часа – в мир «диссидентов»: Литвинов, Шрагин, их жены… После Собора, после этих напряженно церковных недель ощущение – буквально – другого воздуха, другой «длины волны». Зато все, что обычно ощущаешь в чине венчания как чуждое присутствующим: Авраам и Сарра, Иаков и Рахиль, Моисей и Сепфора, – все это удивительное включение брака в историю спасения, в грандиозный и славы исполненный замысел Божий, – все то, что чуждо нашему благочестию, – все это поразительно звучало на этой поистине «иудео-христианской» свадьбе. Пятница, 18 ноября 1977 Получил сегодня 122-й номер «Вестника»: «умеренный» выпад против меня Солженицына – о том, почему мой ответ на его «Письмо из Америки» его «не удовлетворил» и «огорчил». Не удовлетворил потому, что-де не объяснил автокефалию, огорчил потому, что был не ответом ему, а новым выпадом против старообрядцев. Читая это, не знаешь, что и думать. Ведь он же никакого объяснения автокефалии не просил, а презрительно, с кондачка и поверхностно ее отвергал что же тут объяснять… Что же касается старообрядчества, то опять-таки не я, а он поднял эту тему, причем безоговорочно оправдывая старообрядцев и оплевывая «никониан " … Самое грустное то, что этот выпад меня даже не огорчил. В том же письме – протесты против «клеветы» на Россию (цитаты из Мишле, Безансона, Леонтьева и т.д.). Что же это за жалкое национальное сознание, которое не может вынести ни слова критики. Толстой ругал и высмеивал французов и немцев, Достоевский тоже, у Тургенева где-то народ «хранцуза топит». Нет меры нашему бахвальству, самовлюбленности, самоумилению, но достаточно одного слова критики – и начинается священное гневное исступление.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

В эпосе Дигенис совершает великие подвиги и сражается за христиан и за империю. В его системе взглядов православие и Романия (Византийская империя) неразделимы. Описание дворца Дигениса дает хорошее представление о великолепии и богатстве, находимых во владениях крупных земельных собственников Малой Азии, по поводу которых так негодовал Василий II Болгаробойца. Как говорят, прототипом Дигениса Акрита был не христианин, а полулегендарный борец за исламскую веру Сайид Баттал Гази, имя которого связывается с битвой при Акроинионе. 1067 Имя Дигениса оставалось популярным и в последующие периоды Византийской истории. Феодор Продром, поэт XII века, тогда, когда пытался воздать должную похвалу императору Мануилу Комнину, не смог найти ничего лучшего, как назвать его «новым Акритом». 1068 Согласно Дж. Б. Бьюри, «как Гомер отражает все стороны известного уровня раннегреческой цивилизации, как " Песнь о Нибелунгах» отображает цивилизацию германцев периода великих переселений, так цикл о Дигенисе представляет собой всеобъемлющую картину византийского мира в Малой Азии, так же как и жизни пограничных областей». 1069 Эпос пережил Византийскую империю. Даже сегодня народы Кипра и Малой Азии воспевают знаменитого византийского героя. 1070 Эпос о Дигенисе Акрите сохранился во множестве рукописей, древнейшая из которых относится к XIV веку. 1071 Изучение эпоса недавно вошло в новую фазу в выдающихся исследованиях, начатых А. Грегуаром и блистательно продолженных его коллегами – М. Канаром и Р. Гузенсом (R. Goossens). Сейчас практически очевидно, что историческим прототипом Дигениса был Диоген, турмарх фемы Анатолики в Малой Азии, который погиб в 788 году, сражаясь против арабов. 1072 Многие части поэмы датируются Х веком, когда византийские войска дошли до Евфрата и когда могила Дигениса близ Самосаты была идентифицирована около 940 года. Весьма интересные связи были установлены между византийским эпосом, а также арабскими и турецкими эпическими сказаниями и даже со сказками «Тысяча и одна ночь». Этот эпос с его интересной исторической основой и связями с восточными эпосами, является одной из наиболее привлекательных проблем византийской литературы. 1073 Византийский эпос в форме народных былин (popular ballads) нашел отражение и в русских эпических сочинениях; эпос о Дигенисе Акрите имеет в ней свое место. В древней русской литературе встречается известное еще Карамзину «Деяние и житие Девгениево Акрита», которое он считал русской сказкой. Во всяком случае, «Девгениево деяние» имеет немалое значение для истории древней русской литературы, потому что древнерусская жизнь и литература, как известно, наиболее испытали на себе силу византийского влияния, как церковного, так и светского. Интересно отметить, что в русской версии поэмы о Дигенисе встречаются иногда эпизоды, которые до сих пор еще не найдены в греческих текстах. 1074

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

22 мая 1724 г. Синод на основании отдельных личных указаний Петра подготовил так называемые штаты 1724 г., но некоторое время они не приводились в исполнение, этому помешала смерть императора 1067 . Коллегия экономии синодального правления 1726 г., в которой теперь все дела вершились не духовными лицами, а светскими чиновниками, практически выключавшими ее из подчинения Синоду и обращавшимися в важных случаях в Сенат, не одобрила штаты 1724 г. и обратилась к императрице Екатерине I (1725–1727) с прошением не проводить их в жизнь, на что она дала свое согласие 1068 . Следствием неутверждения штатов 1724 г. было то, что высшие органы власти сделали вопрос о монастырских имениях предметом для обсуждения. Верховный Тайный совет и Сенат постановили оставить все без изменений и штаты 1724 г. не вводить, что в определенном смысле можно было считать победой Синода, ибо Коллегия экономии функционировала по-прежнему как отделение Синода, а это в какой-то мере сохраняло его влияние на ведение дел в коллегии. Положение это было впоследствии подтверждено указом от 6 февраля 1727 г. 1069 Хотя официально Коллегия экономии оставалась органом, подотчетным Синоду, при императрице Анне указом от 17 марта 1733 г. ей вменялось в обязанность подавать отчеты не в Синод, а в Сенат, откуда Синод мог получать справки об этих отчетах 1070 . Такая сравнительно сложная бюрократическая система отчетности была отменена указом от 15 апреля 1738 г., когда вопрос о монастырских имениях был окончательно исключен из компетенции Синода 1071 . С апреля 1738 г. по 15 июля 1744 г. Коллегия экономии находилась полностью в распоряжении Сената. Она получила теперь все права бывшего Монастырского приказа, которые он имел до 1677 и после 1701 г. 1072 Для церковных и монастырских владений это были самые тяжелые годы. Синоду же особенно неприятен был указ от 2 января 1739 г. Раньше, согласно «Прибавлению к Духовному регламенту», личное имущество и деньги скончавшихся епископов и настоятелей монастырей переходили в собственность Синода, теперь же был введен порядок, по которому все наследство надлежало без промедлений передавать в распоряжение Коллегии экономии и не выдавать оттуда без указа Ее Величества 1073 .

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

– Скорее всего под ним разумелось телесное наказание, как в конце концов оно и было понято Св. Синодом 1065 ; упоминаемая же ссылка предполагается здесь когда в неисповеднике усматривали не только небрежного христианина, но и раскольника. Сверх же штрафов, по узаконениям XVIII в., для неисповедников ограничивались некоторые гражданские права. Так, по указу 17 февр. 1718 г. – «как в городах, так и в селах, в бурмистры и во всякие службы повсягодно исповедывающихся и со свидетельством отцев их выбирать повелено, а неисповедающихся запрещено» 1066 . В виду такого общего указа, св. Синод предписывает, напр., 4 февр. 1726 г., чтобы в «Ревеле и в его уезде Чухонцы отнюдь не держали в работниках российского народа людей..., у российских священников неисповедывающихся, но повсягодно отсылали бы их для исповеди к росс, правоверным священникам и в том имели б от тех священников достоверные на письме свидетельства, а без того никого не принимали бы 1067 . По указу же Св. Синода 1745 г., не бывшие на исповеди могут быть противною стороною лишены права свидетельского показания на суде, а никогда не бывшие – не допускаются к свидетельству даже под присягою» 1068 . Не смотря на свою моральную недостаточность, денежный штраф, как кара за не исповедь, твердо держался во все время первой половины XVIII в. Правда, по поводу выше цитованного указа Императрицы Екатерины I о принятии какой-либо другой побудительной к исполнению исповеди меры (8 февр. 1725 г.), Сенат, – «вменяя положенные денежные штрафы будто тягостны», – предлагал, – «чтобы наказывать (неисповедников) держанием в колодках под арестом». Но св. Синод твердо настоял на установившейся уже практике, представляя: что подобную меру «в уездах священникам исполнять невозможно что Е. И. В. (Петр I) весьма благорассмотрительно и снисходительно изволил понуждать (неисповедников) толь легкими штрафами, как 5, 10 и 15 коп., что штраф этот вовсе не тягостен для крестьянина, если принять во внимание, что он составляет только сотую долю против штрафа за порубку одного дерева заповедного, что и телесное наказание не повинующимся в оном Е. В. указе (1718, 17 февр.) показано зело праведно и премудро, потому что не вскоре оное чинить поведено, но по трех годах являющимся в противности... И как бы иным способом, – заключает свои представления св. Синод, врачевать таких мерзских противников, которые ни заповедей Божиих, ни указов Императорского Величества не слушают»?... 1069 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

ποστασα – это отпадение в гностицизм. Из этих рассмотренных опытов современно-исторического толкования второй главы второго послания к Фессалоникийцам видно, к каким разнообразным выводам относительно содержания этой главы можно прийти, если брать современную апостолу историю в качестве комментария к апостольскому учению об антихристе. Уже одно разнообразие выводов относительно одного и того же предмета говорит против современно-исторического толкования. Наконец, нельзя не видеть, что толкование это принижает учение апостола, придает ему слишком мало религиозно-практической ценности, если утверждает, что слова апостола так или иначе осуществились уже в связи с иудейской историей. Как главное содержание апостольского послания, Павлово пророчество об антихристе при современно-историческом его истолковании является бесцельным, в религиозно-нравственном отношении оно является бесполезным. Эсхатологическое учение 2-ой главы при этом толковании еще понятно в некоторых частностях, но оно совершенно непонятно в целом. В. Догматико-историческое толкование в его конечно-исторической или идейно-символической форме распространилось во второй половине 18-го века и особенно в 19-м веке. Представителями этого вида догматико-исторического толкования являются Бенгель, 1060 Коппе, 1061 Бейер, 1062 Гейденрейх, 1063 Шотт, 1064 Гримм, 1065 Шторр, 1066 —59— Нич, 1067 Пельт, 1068 Ольсгаузен, 1069 Баумгартен-Крузиус, 1070 Гофман, 1071 Лютардт, 1072 Риггенбах, 1073 Альфорд, 1074 Вестрик 1075 и мн. др. 1076 Идейно-символическое толкование учения ап. Павла об антихристе было очень популярным. Оно было принято во многих библейских богословиях и догматиках 19-го века, а также в практически-религиозных сочинениях, проповедях и элементарных учебниках по христианской религии. Представители этого толкования с редким единодушием защищают авторитет, безошибочность и истинность апостольского учения. Но стремясь более точно определить и более детально понять эсхатологическое учение апостола, они приходят к различным и противоречивым выводам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Неисчерпаемая глубина Божественного милосердия и премудрости сказалась в этом факте воплощения в том, что человек не только получил изначальное совершенство 1058 , которое он утратил грехопадением. Воплощение имеет «значение не только мирообновляющее, но и миросовершенствующее» 1059 . Божественное милосердие дарует верующему большие совершенства, чем какие он имел в лице своего праотца Адама 1060 . Бог-Слово через воплощение обновил и привел к совершенству все стороны Своего отобраза в человеке 1061 . Так, св. Афанасий Великий часто говорит о возобновлении мира 1062 , о новом творении 1063 , о том, что Слово принесло бессмертие и нетление 1064 и приобрело наше воскресение 1065 . Слово должно было обновить и воссоздать сотворенного по образу Божию человека 1066 . Слово должно вознести 1067 , освятить 1068 и восстановить нас 1069 . Оно должно было освободить всех от заблуждения и идолослужения 1070 и принести нам снова познание Бога 1071 . Оно должно было исторгнуть грех с корнем 1072 и, таким образом разрушив дело диавола, совершенно освободить человека от его власти 1073 . Слово пришло, чтобы снова вселить в нас надежду на Бога 1074 , чтобы примирить нас, усыновить Отцу 1075 , обожить 1076 и соединить нас со Св.Духом 1077 , 1078 . Отсюда понятно, какую важность имеет догмат о воплощении в христианском спасении 1079 . Поэтому и само по себе свидетельство Евангелия о воплощении Слова Божия должно рассматриваться с особым вниманием. Вот почему весьма важно проследить значение этого пункта христологии в Евангелии. Воплощение Бога удостоверяется всем рядом евангельских событий. Участие Самого Бога через Его воплощение есть истина, которую доказывают все знамения, описанные в Евангелии. В этом отношении чудеса получают живое, непререкаемое свидетельство, как удостоверяющие центральный пункт евангельской сотериологии 1080 . Такое важное значение новозаветных чудес Иисуса Христа заставляет обратить на них особое внимание. Дело в том, что, как это вполне понятно, столь важный факт христианской сотериологии встречает большое разнообразие в своем истолковании у различных представителей критической науки. Нам приходится, таким образом, усиленнее защищать истинное истолкование этого факта святой Православной Церковью и утверждать несомненную его реальность.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

Писания (кроме псалмов) и живое слово в виде проповеди или взаимной беседы. И действительно, в первом прямом историческом свидетельстве о богослужебном чтении Св. Писания, принадлежащем Иустину Мученику , чтение Писания представляется как такой элемент, которым преимущественно заполняется христианское богослужение, «сколько позволяет время»: «в так называемый день солнца, говорит Иустин в 1-ой апологии, бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам или селам, и читаются, сколько позволяет время (ναγινσκεται μχρις γχωρε), сказания апостолов или писания пророков (πομνημονεματα τν ‘Αποστλων, συγγρμματα τν προφητν) 1066 . Едва ли не то же положение занимало чтение ветхозаветных 1067 , а затем и новозаветных писаний и в первом веке 1068 . Но чтение новозаветных писаний апостолов вошло в христианское богослужение на смену их живому слову проповеди, в свою очередь примыкавшему всегда к книгам ветхозаветным, как их истолкование и применение. Проповедь апостольская среди христиан, как и проповедь пророческая в народе еврейском, имела двойное значение: во-первых, как учительное слово высшего религиозно-нравственного авторитета и, во-вторых, как живое слово непосредственно-личного назидания и руководства в каждый данный момент соответственно наличным условиям этого момента. При личном общении с апостолами, равно как и ветхозаветными пророками, их живое слово имело и тот и другой характер, но, когда они отсутствовали и затем скончались, их записанное слово могло сохранить лишь одну сторону своего учительного дидактического, значения – значение авторитетного слова, но значение непосредственного личного назидания, научения оно естественно потеряло. И христиане, вводя в свое богослужение записанное слово апостолов, имели в виду удержать именно этот бесконечно дорогой элемент апостольского богослужения – элемент высшего учительного религиозно-нравственного авторитета. Что же касается элемента живого непосредственного назидания, то он и во времена и в присутствии апостолов существовал и занимал очень видное положение так же и отдельно от слова апостольского, непосредственно примыкая к нему, как в виде речей предстоятеля общины или отдельных лиц из состава наличного богослужебного собрания, так в виде взаимной, беседы 1069 , тесно связанной с предшествующей проповедью апостола или предстоятеля или просто собрата; по смерти же апостолов живое слово их преемников и предстоятелей заменило собою и струю живого непосредственного личного учительства, принадлежавшую слову апостольскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Л.Карфикова «О жизни Моисея» Одним из глубочайших творений позднего периода жизни 1066 Григория можно бесспорно считать трактат О жизни Моисея законодателя, или о совершенстве в добродетели (по другим рукописям, О добродетели, или толкование жития Моисея, Περ ρετς τοι ες τν βον Μωσως 1067 ). Это произведение посвящено основам христианской духовности. Григорий отвечает в нем на вопрос своего молодого адресата (имя которого, Кесарий, и даже прозвище «монах», по мнению исследователей, сомнительны 1068 ), в чем заключается совершенная жизнь (τς τλεις στι βος 1069 ). Святитель рассказывает о жизни человека, которого считал образцом совершенства еще Филон Александрийский 1070 , – жизни законодателя Моисея. Интересен уже сам факт, что на вопрос о совершенстве Григорий отвечает отсылкой к библейской истории Моисея. Мера добродетели – бесконечность Уже во введении 1071 Григорий признает – и это не просто риторический жест смирения – что «объять умом совершенство и показать в жизни, что мог бы постигнуть ум», – выше его сил 1072 . Словами может быть выражено только то, что ограничено. Совершенство обычно «ограничивается какими-либо известными пределами» 1073 : например, в отношении количества (различающегося на «континуум» и «дискретность» 1074 ), совершенство локтя или числа «десять» обусловлено их началом и концом. «О добродетели (ρετ) же познаем мы от Апостола, что у нее один предел совершенства (τελειτητος ρoν) – не иметь самого предела (τ μ χειν ατν ρoν)» 1075 . Как мы знаем от апостола, добродетель – это постоянное продвижение вперед, к предлежащему (ср. Флп. 3:13 ), без остановок в беге. Ведь остановка означает не достижение цели, а начало движения в противоположном направлении. Именно потому, что в движении мы никогда не оказываемся у конца или у цели, мы не можем постичь, что является совершенством добродетели. Мы можем сказать только то, что это – постоянное стремление к ней. То, что может быть определено границами (а значит постигнуто), не может быть добродетелью 1076 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

64. Миниатюра ватиканского минология. Миниатюра исполнена Пантолеоном (под 26 Дек.): горный ландшафт; Богоматерь с Младенцем на руках сидит на осле; Младенец в золотой тунике со свитком в шуйце и с благословляющей десницей. Впереди старец Иосиф ведет осла; позади мерным шагом выступает молодой человек в короткой тунике и плаще, перекинутом через левое плечо, с посохом, на котором повешена корзинка, на плече. Перед путниками город, из ворот которого выходит молодая женщина в золотой короне (corona muralis), с распущенными волосами, в двух туниках – верхней короткой розовой и нижней золотой. Она простирает к путникам руки, на которые накинут коричневый плат: это олицетворение Египта. В Евангелии нац. Библ. 74 (л. 4 об.) 1066 : Иосиф в голубой тунике и розовом иматии ведет осла, на котором сидит Богоматерь с Младенцем. Позади идет юноша в золотом нимбе с посохом на плече, через который перекинут плащ; юноша одет в короткую тунику с золотой оторочкой по воротнику, подолу и рукавам. Путники приближаются к городу в виде башни, из ворот которого вышла женщина с распущенными волосами, без короны и нимба, в синей тунике. Она преклоняет колени перед путниками и простирает к ним свои руки. В ватик. Евангелии 1156 1067 (под 26 Дек.) те же формы, что и в предыдущих кодексах, но женщина, олицетворяющая Египет, находится в арке городских ворот; она в красной тунике и диадеме; падает ниц перед путниками. В Евангелии лаврент. библ. plut. VI, cod. 23 (л. 6 об.) Богоматерь сидит на муле, которого ведет Иосиф. Младенец сидит на плечах Иосифа; впереди город в виде круглой башни. Сходные миниатюры в гелатском Евангелии (л. 19 1068 ) и Евангелии нац. библ. Suppl. gr. 914 (л. 4 об. 1069 ). В барбериновой псалтири 217. III. 91 Иосиф с жезлом идет позади, а осла ведет молодой человек в нимбе. Изображение это помещено при 90 псалме, слова которого «падет от страны твоея тысяща и тма одесную тебе» ( Пс. 90:7 ) миниатюрист относил к избиению младенцев вифлеемских и иллюстрировал их соответствующей миниатюрой избиения, а по связи с этим событием присоединил и бегство в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010