Паки 1056 , яко скорбь 1057 знамя предуставления бывает и известна верных спасения. Третие 1058 , яко Христу Богу точна деет и скорбный Того в помощь призывати смеет. Четвертое 1059 , яко скорбь похоть умерщвляет и от греховна нрава люди удаляет. Пятое 1060 , яко в скорбех заслуги множатся, елма с благодарствием истинным терпятся. Шестое 1061 , яко к делом благим вину творят, а лукавых помыслы во младенстве морят. Наконец 1062 , ум возносят ко щедрому Богу, устрояют имети в Нем надежду многу. Убо, братие, в скорбех 1063 вы не унывайте, но о свободе от них в Бозе уповайте 16 Злато 1064 огнем, пилою железо чистится. горячею пещию хлеб в пищу строится. Тако человека скорбь 1065 в совести 1066 чищает и душу его годну Богу содевает. 17 Бичь коня сверепаго благоукрощает. скорбь мужа жестокаго кротка содевает. 18 Добродетель велия есть скорби терпети. но 1067 нужда есть в том 1068 крепость до конца 1069 имети. Вторая 1070 – Христа ради та скорбь да бывает. аще бо есть за вину, заслуги лишает. Третяя 1071 – да спряженна будет с добротами, та совершенно творит Божими слугами. 19 Яко из гроздов вино точило изводит, тако скорбь в христианех говеинство родит. Ибо. скорби постигшей, усердно до Бога воздыхания с слезы 1072 возсылают многа, А Господь, яко Отец, милость Си являет, егда полезно, тогда скорби облегчает 1073 . 20 Злато огнем чистится, и егда биется млатом от художника, сосуд благ деется Во употребление на престоле 1074 сущым, или иным во славе пречестно цветушым. Подобне человека скорби исправляют, к покаянию нудят, от грех очищают. Яко же камением честным украшают, егда к добродетелем того убеждают, И тако часто сосуд пречестный бывает. во нь же Бог благодати вино изливает. И вечныя источник славы хощет влити. егда имать в небеси вечно й чредити. 21 Аще еси железо, ржу скорбь истребляет, аще же злато еси, светлость умножает. Скорби в час 1075 смерти Егда Савл 1076 Давыда убити искаше, аки умрети хотяй, Давыд вопияше: Болезни мя смертныя люте обдержаша, потоцы 1077 беззаконий смятением яша.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

—266— Учение Абелярда о сатисфакции, с одной стороны, носит достаточно определенный юридический характер и стоит в видимой связи с отмеченным уже нами понятием Абелярда о Боге, как о Владыке мирового царства, который, отворив его ради Своей славы, строго оберегает его за­кономерный порядок, подвергая отмщению те твари, кото­рые не хотят добровольно прославлять Бога повиновением Его правде, дабы они переживанием самых страданий сво­их невольно свидетельствовали о неограниченном величии Творца, о непреложности установленного Им нравственного миропорядка 1067 . По учению Абелярда, Бог, вообще не отпус­кающий ни одного греха безнаказанным, не освобождает от наказания и тех грешников, которые проявили совер­шенное сокрушение о своих грехах и чувства сыновней люб­ви к Богу: такие грешники, хотя получают от Бога оста­вление вечных геенских мучений, однако должны понести временные наказания за свои грехи или в здешней жизни, или в чистилище за гробом 1068 . Даже за т. н. проститель­ные грехи человек должен понести известную, хотя и легкую сатисфакцию 1069 . Как сатисфакционное наказание Божие за грехи Абелярд рассматривает всякие вообще страдания, постигающие человека в здешней жизни, и физическую смерть его, при чем особенное сатисфакционное значение усвояет страданиям человека в момент разлучения души с телом, каковые страдания по своей тяжести представ­ляются достаточными для заглаждения какого угодно греха, не подлежащего вечному наказанию 1070 . По в преимуществен- —267— ном значении сатисфакциями Абелярд называет покаянные наказания, или «плоды покаяния» в форме аскетических подвигов, поста, молитвы, милостыни, налагаемые на себя кающимся грешником или добровольно или по определению иерархической власти, в умилостивление правды Божией 1071 . Имея, таким образом, виндикативный характер, или значение удовлетворения отмщающей Правде Божией, объек­тивированной в нравственном миропорядке, сатисфакции или наказания, налагаемые Богом на грешника, по Абелярду, вместе с тем имеют и нравственно-исправитель­ное значение для самого грешника, если воспринимаются им с должным нравственным настроением, т. е. с тер­пением и даже с радостью 1072 . Как целью мирового бытия является не только слава Божия, но вместе с тем и благо самих тварей, так и смысл налагаемых Богом сатис­факций заключается не только в удовлетворении оскорблен­ной преступлениями грешника космической правде Божией, но и в личном оздоровлении самого грешника, его возвра­щении на путь блаженства, т. е. нравственного единения с Богом. Идее о нравственно исправительном характере са­тисфакции определенно выражается как в только, что при­веденной тираде Абелярда, так и в часто подчеркиваемом у него противоположении их, как именно очистительных наказаний (poena purgatoria) собственно карательным наказа­ниям (poena damnatoria), каковыми представляются лишь

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тот факт, что в системе Оригена наиболее плотная и грубая материя, в том числе материя человеческой плоти, своим происхождением имеет отпадение духовных созданий от Бога 1067 , задает ту жесткую корреляцию между степенью отдаления от Творца и мерой нечистоты и плотности носимого тела, которая и стала, на наш взгляд, той главной ошибкой дидаскала, которая привела его к разногласию с церковным учением по отношению к природе воскресших тел. Такая упрощенная схема хотя и лишает материю ответственности за грех , но делает ее плотность прямой и яркой манифестацией духовного грехопадения. Не случайно мы встречаем у Оригена такую формулировку, как «образ зла» по отношению к виду бытия «века сего» 1068 . Среди негативных эпитетов, употребляемых дидаскалом по отношению к материи, мы находим «φαλη» (термин с широким спектром значений, но в данных контекстах он значит: жалкая, презренная, дурная, скверная) 1069 , «ματα» (пустая, профанная, не имеющая цены) 1070 , «ψχ» (бездушная) 1071 , τακτος (неупорядоченная, нерегулярная), «κσμητος» (беспорядочная, неукрашенная) 1072 . Последние два термина использованы в 24 главе из Филокалии, которая была написана не самим Оригеном . Текст этот либо был воспринят им от более раннего автора, либо вообще был не знаком ему 1073 . Тем не менее, мысль о неупорядоченности материи самой по себе вполне созвучна общему строю мыслей Оригена 1074 , а другие оригинальные эпитеты имеют значительно более яркую негативную окраску. Материалы статьи А. В. Серегина Гипотеза множественности миров в трактате Оригена «О началах» 1075 также подтверждают наш вывод о характерном пренебрежительно-негативном отношении Оригена к материи тварного космоса и материальной составляющей человеческой природы как исключительно временным воспитательным средствам Промысла. Поскольку «мир предсуществования» предшествует появлению материи и космоса и после происходящего в нем падения «помещается в начало целой цепочки эонов» 1076 , то в конце мирового процесса, приведенный «ко всеобщему восстановлению в конце всей цепочки эонов», тварный мир хотя и не будет, по-видимому, совершенно бестелесным, но будет характеризоваться не столько преображением, сколько избавлением и освобождением от земной материи нынешнего века. Отсюда и появилась у Оригена гипотеза «периодического существования материи» 1077 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   2) что мы должны также благоговейно и с честно принять Господа нашего Иисуса Христа, как Его встретили и приняли при торжественном входе в Иерусалим.     1066. Какая самая важная часть Литургии?    Самая важная часть Литургии есть освящение и пресуществление Святых Даров.     1067. Как освящаются и пресуществляются Святые Дары?    Святые Дары освящаются и пресуществляются так: священник провозглашает слова Господа Иисуса Христа, сказанные им на Тайной Вечере и устанавливающие Таинство: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое...» и «Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя...» Затем он возносит дискос и чашу и возглашает: «Твоя от Твоих, Тебе приносяще от всех и за вся» и молится, чтобы Дух Святой сошел на принесенные Дары хлеба и вина и претворил их в Тело и Кровь Христовы.     1068. Как называется молитва, в которой священник просит, чтобы Святой Дух преложил хлеб и вино в честное Тело и Кровь Христовы?    Эта молитва называется эпиклеза.     1069. Что поется при освящении и пресуществлении Святых Даров?    При освящении и пресуществлении Святых Даров поется песнь: «Тебе поем».     1070. К кому относится песнь «Тебе поем»?    Эта песнь относится вообще к Богу и особенно к Спасителю нашему Иисусу Христу, Который таинственно пребывает на престоле под видом хлеба и вина.     1071. Почему по освящении и пресуществлении Святых Даров воспевается песнь «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу»?    Эта хвалебная песнь воспевается по пресуществлении Святых Даров потому, что Пресвятая Богородица — Матерь Господа нашего Иисуса Христа, принесшего Себя в жертву ради нашего спасения.     1072. Какая просьба содержится в словах «и всех и вся»?    В словах «и всех и вся» содержится просьба, чтобы Бог помянул всех людей, когда-либо живших, и особенно труждающихся и обремененных.     1073. Какая ектения называется просительной?    Просительной называется ектения, в которой священник призывает к молитве словами «...у Господа просим».     1074. О чем особенно просим в просительной ектении?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1066 Ересиарх с именем Эвион (Ebion) никогда не существовал, зато существовала иудео-христианская секта эвионитов, название которой происходит от еврейского слова ebjonim, т.е. бедные. Об эвионитах cм.Euseb. Hist. eccl. III. 27. 1067 Fragmenta in Lucam. 1. 31 (Gryson R. Scripta. P. 205): Erubescat Paulus, Fotinus et Ebion, quia quem Maria concepit et peperit, non Mariae est et homo hominis filius, sed Filius Altissimi vacavitur. 1068 Fragmenta in Lucam. 5. 13 (Gryson R. Scripta. P. 219): «Да устыдится Марки-он, который на основании этого места берется защищать (учение о) призрачном и мнимом теле: Он, следовательно, не мог заразиться, в силу того что имел призрачное тело; но несчастный [очевидно, Маркион], Он не заражался потому же, почему и нас очищал [от проказы]» (Erubescat Marchio, qui de hoc loco fantasmatis et putatibi corporis adsumsit defensionem: quia fantasmatis habuit corpus, ideo inquinari non potuit; sed infelix, quia nos mundat, ipse non inquinatur). 1069 Наиболее представительный перечень ересей присутствует у Авксентия Доросторского. Он включает манихеев, маркианистов, монтанистов, паулиниан (т.е. сторонников Павла Самосатского), савеллиан, антропиан, патрипассиан, фотиниан, новациан, донациан (т.е. донатистов), омоусиан, омиусиан и македониан (см. Diss. Max. 49). 1071 Hanson R. P. C. Op. cit. P. 562–579. И. М. Дюваль также указывает на сходство второй сирмийской формулы и доктрины Палладия и Авксентия. Duval Y. M. Sur l’Arianisme des Ariens d’Occident; Duval Y. M. L’extirpation de l’Arianisme en Italie du Nord et en Occident. Aldershot; Brookfi eld; Singapore; Sydney, 1998. P. 152. 1072 Meslin M. Les Ariens. P. 299: «Если на Западе и существовало “арианское” богословие, то его нужно искать не в тот час, когда “вся земля издала стон, проснувшись арианкой” (фраза блж. Иеронима . – Г. З. .), а парадоксальным образом в небольших общинах, рассеянных вдоль Дуная, которых преследовала светская и церковная власть; его выражение мы найдем не у влиятельных советников в богословских вопросах императоров Констанция и Валента, а в пасторских сочинениях епископов, низложенных Амвросием или бежавших в Африку вместе с варварскими отрядами готского кондотьера».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Кан. 7. Понеже утвердися обыкновение и древнее предание, чтобы чтити епископа, пребывающего в Элии: то да имеет он последование чести с сохранением достоинства, присвоенного митрополии 1064 . Иные воззрения существуют на эти каноны в науке церковного права. В виду их важности мы познакомимся с ними и сначала остановимся более подробно на старой теории, нашедшей в половине прошлого века своего защитника и толкователя в лице знаменитого Маассена 1065 . III. Канон шестой никейского собора 325 года Канонами 4-м и 5-м никейского собора признано было существование церковной провинции, охватывавшей несколько епископских отделов и заключавшейся в пределах гражданской провинции. Напротив изданием шестого канона отцы собора по мнению Маассена имели в виду создать высшую, соответствующую светским диэцезам, церковно-административную единицу 1066 . Таким образом целью этого канона было утверждение высшей церковно-юрисдикционной власти над обыкновенными митрополитами, власти, получившей впоследствии наименование патриаршей 1067 . Под этим именем, как известно, понимается власть, которая стоит в таком хе отношении к митрополичей, как эта последняя к обыкновенной епископской власти. Такая высшая власть по канону была признана на востоке за епископами Александрии и Антиохии, а также по догадке Маассена, за епископами Кесарии каппадокийской, Ефеса и Ираклии 1068 . Итак каноном 6-м думали установить известную последовательность в иерархии, именно: епископ, митрополит, патриарх. После издания книги Маассена, изложенная нами теория на долгое время водворилась в науке церковного права. Не занимаясь специально вопросом о патриархатах, выводам Маассена следовали Филлипс в своем «Церковном праве» 1069 , Гефеле в «Истории соборов» 1070 , Гиншиус в первом томе своего «Das Kirchenrecht der Katholiken und Protestanten in Deutschland» 1071 . После появления трудов Пихлера 1072 , Лэнинга 1073 , Лавгена, Зома, Каттенбуша 1074 и др. теория эта была оставлена на некоторое время. Такое охлаждение продолжалось вплоть до появления в 1901 году книги Любека «Reichseinteilung und kirchliche Hierarchie des Orients bis zum Ausgange des vierten Jahrhunderts, когда эта теория опять заняла свое прежнее место в литературе 1075 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

1066 Прежде чем будет заключён брак, необходимо удостовериться в том, что его действительному и законному заключению ничто не препятствует. 1067 Конференция Епископов должна установить правила опроса брачующихся, а также брачных оглашений или других методов, пригодных для проведения исследований, необходимых перед бракосочетанием; тщательно соблюдя эти правила, приходский настоятель может приступать к ассистированию при венчании. 1068 Если жениху или невесте угрожает смерть, то, при невозможности заручиться иными доказательствами и при отсутствии указаний на обратное, достаточно заверения брачующихся, при необходимости подтверждаемого клятвой, в том, что они окрещены и не удерживаются никакими препятствиями. 1069 На всех верующих возлагается обязанность до заключения брака извещать о препятствиях – если таковые им известны – приходского настоятеля или местного Ординария. 1070 Если исследования произведёт не приходский настоятель, в чьи обязанности входит ассистировать при венчании, а другое лицо, то оно обязано сколь возможно быстрее подлинным документом известить об их исходе самого приходского настоятеля. 1071 Без необходимости никто не должен ассистировать без разрешения местного Ординария: – при бракосочетании кочующих (бродяг); – при бракосочетании, которое не может быть признано законным или быть заключено по нормам гражданского права; – при бракосочетании лица, на которое возложены естественные обязательства по отношению к другой стороне или к детям, рождённым в предыдущей связи; – при бракосочетании лица, во всеуслышание отрекшегося от католической веры; – при бракосочетании лица, на которое наложено церковное наказание (цензура); – при бракосочетании несовершеннолетнего, если его родители об этом не знают или на разумных основаниях противятся заключению такого брака; – при браке, заключаемом через представителя, о чём в кан. 1105. § 2. Местный Ординарий не должен давать разрешения на ассистирование при бракосочетании лица, во всеуслышание отрекшегося от католической веры; исключение предусмотрено лишь в тех случаях, когда соблюдены – с необходимыми модификациями – нормы, изложенные в кан.1125.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

1052 Вновь открытые египетские памятники свидетельствуют, что самая борьба у царей верхнего Египта с гиксосами, кончившаяся изгнанием последних, началась из-за того, что первые не хотели признавать бога Сета или Сутека, почитания которого требовали гиксосы. См. Lenormant. Manuel d’ histoire. t. I. p. 365. 1053 По свидетельству Лепсиуса, имя Сета встречается, на памятниках 6-й династии. Ueber. d. erst. Aegypt. Götterkreis. S. 48 – 56. 1055 Плутарх замечает, что и люди красного цвета признавалась в Египте принадлежащими к царству Тифона. De Iside. 30. 1056 Слову Сет – Плутарх дает значение «сильный, владычествующий». (De Iside, 41). Но, собственно, Set значит «блистающий огонь, пламень». Находят в этом также сродство с именем звезды Sothis. Другие производят имя Сета от слова: изливать, течь. Плутарх дает ему значение силы сопротивления. Schwenck. Mytholog. S. 205. 1059 Финикийский культ, как и культ других семитических на родов, отличался жестокостью. Бел и Ваал требовали, как после увидим, кровавых жертв. 1064 При городе, который называется Копто – от греческого κπτω – резать, как объясняет Плутарх. Другие, по его замечанию, видят в этом слове значение бесплодия. De Iside. 14. 1065 Поэтому детям в Египте приписывали пророческую силу. Случайно сказанное ими в храме слово принималось за предзнаменование. Ibidem. 1066 Имя царя, замечает Плутарх, Малкандр, а царицы, по одним – Астарта, по другим – Саосис, или Неманун. Ibid. 15. 1067 Жгла в огне «смертное тело», или вернее, «смертный элемент тела» – τ θνητ το σματος. Ibid. 16. 1068 За исключением Phallus, который был брошен Тифоном в море и съеден рыбами. Его заменяет Изида искусственным подобием. 1069 По сказанию Геродота, Озирис и сам являлся из подземного мира, на помощь сыну, в борьбе его с Тифоном, приняв вид волка. 1070 Раздраженный этим странным поступком матери, Гор, по сказанию мифа, наложил руку на мать и сорвал царственное украшение (корону) с головы её, вследствие чего Гермес, после, положил на её голову шишак, сделанный из коровьей головы.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

б. базировались на Иосифе Флавии (О войне иуд. VI, 5, 4), на всем востоке тогда господствовало убеждение, основанное на древних пророчествах, что скоро восстанет в Иудее могущественный царь и подчинит себе весь мир (ср. известное предсказание в 4 эклоге Виргилия, д. б. заимствованное из Сивиллиных книг III, 784 – 794); эти ожидания могли быть внушены языческому миру иудеями рассеяния. 1067 Греч. ед. ч.: ανατολ – восток в ед. ч., как здесь, скорее означает восход солнца (Эдершейм). 1068 «Поклониться» – προσκυνεν (ВК. 97, 656), евр. schachaeh, здесь м. б. вообще «воздать честь». 1069 Прим. 755. Со стороны Ирода это была тревога перед новым воображаемым претендентом на престол, более опасным, чем все убитые им последние представители Асмонейской династии, а также религиозно-моральный страх пред могуществом религии, пред идеей мирового судьи, который для него заключался в имени Мессии. Со стороны жителей Иерусалима это было не только опасение новых жестокостей от Ирода, но м. б. и предчувствие духовной борьбы и суда, имеющих сопровождать явление Мессии, тех тяжелых времен (dolores Messiae), которые по общему убеждению должны предшествовать славному откровению Мессии (хотя странным представляется, как замечают некоторые, почему о таких опасениях не упоминается нигде далее в евангелии в связи с постепенным признанием в народе Христа за Мессию). 1070 Эта цитата Мих. 5, 2 ясно показывает, что настоящее пророчество Михея бесспорно признавалось тогда за мессианское; это подтверждается и передачей этого места в таргуме Ионафана: «Из тебя произойдет предо мною Мессия, чтобы владычествовать над Израилем» (позднейшее иудейство отвергло здесь мессианский смысл и прилагало пророчество к Зоровавелю или Езекии). В виде подобного таргума приводит пророчество Михея и св. Матфей, давая образец того, как подобные цитаты приводились народом в то время. Так как народ говорил не на еврейском языке, то свящ. Писание всегда переводилось на народный диалект, а лицо, делавшее этот перевод, называлось «метургеманом» (драгоман) или толкователем; эти переводы, которые во время св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

сост. А.Ф. Грушина Приложение Письма священника Алексия Мечёва сыну Сергею Воскресенье, 16 июня. 1913 год Дорогой Серёжа, очень рад за тебя. Вижу, что поездка твоя за границу принесёт пользу не только тебе, но и всем нам. Все, разъехавшись, довольно скоро соскучились друг о друге. Сейчас получил письмо от Нюши 1067 , которая пишет, что очень соскучилась обо мне и на днях выезжает из Алексина. Саша 1068 пишет, что общество в Кастрополе 1069 не совсем симпатичное, пишет, что скучает обо мне. Мне же до сих пор не пришлось, не только уехать в отпуск, но даже съездить в Звенигород. Сытин 1070 засуетился с нашей постройкой дома и хлопотал о немедленном заключении нотариального договора и ходатайства перед Святейшим Синодом о дозволении заключить договор на 24 года. Все эти дела потребовали пребывания в Москве и ежедневного хождения в Консисторию. Ходил к доктору, который, прочитав исследование мочи и выслушав, сказал, что он доволен мной, ездить на Кавказ для меня, нервного, без нужды нет надобности, пить воду не надо, а на Кавказе в настоящее время большой съезд, воды дожидаются по целым дням, и это нервного человека может ещё больше расстроить, а советует ехать в Крым, на солнце, ввиду застарелого бронхита, и лежать на солнце или куда-либо ещё в теплое и сухое место. Думаю, что соберусь в Крым или уеду в Звенигород на месяц. В настоящее время, сидя в Москве на Солянке 1071 один, очень соскучился обо всех, а в особенности о дорогом моем сожителе по помещению. Придёшь к себе в комнату нашу с тобой, посмотришь: всё, кажется, здесь – и стол стоит по обыкновению, и лыжи стоят, и постель, а дорогого хозяина, владетеля всего этого – милого Серёжи, нет. Сперва пришлось поплакать о тебе: на чужой стороне один, что-то его встречает на чужбине – вот какие мысли гнездились в моей голове, но, получив первую открытку из-за границы, я, возблагодарив Милосердного Господа за тебя, совершенно успокоился. Теперь одно могу писать: будь здоров, весел, набирайся сил и здоровья. Хорошенько знакомься со всеми по возможности достопримечательностями и чаще пиши. Твои послания меня очень радуют. Читая их, чувствую, что я будто с тобой.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010