Василию училищем, созданным с той главным образом целью, чтобы человек чрез изучение его в целом и частях познавал своего Творца 1067 ; и самые трудности такого познания Бога, неясности естественного откровения считались лишь педагогическим средством сделать более ценным познание, приобретенное нелегким личным трудом 1068 . Припомним еще, что человек, по св. Василию, предназначен к непрерывному совершенствованию, что его настоящее и будущее всегда должно быть лучше прошедшего, что область познания безгранична, что каждому человеку истина открывается лишь в меру его способностей 1069 , и мы поймем, что разнообразие мнений среди христиан неизбежно. Надо еще принять во внимание, что в земном мире истина в существе своем непостижима для человека, что какой бы высокой степени познания ни достиг здесь человек, он все же гораздо дальше отстоит от цели своих стремлений, чем от начального пункта своего движения, и что в меру своего усовершенствования человек все более и более сознает эту недостаточность своего познания истины 1070 . И это – недостаточность только умственных еще сил человека. Необходимо далее выразить свои мысли в слове, а между тем язык человеческий, в свою очередь, не может во всей точности передать движения мысли 1071 , так что и «Богодухновенное Писание по необходимости употребляет многие имена и речения для частного и притом загадочного изображения славы Божией», и даже в нем открытые имена лишь условно истинны. «Если кто скажет “Бог”, то не выразит понятия “Отец”, а в слове “Отец” недостает понятия о Творце. Опять, если слово “Отец” берем о Боге вообще в употребительном у нас смысле сего слова, то впадаем в нечестие, потому что им приписывается страсть, истечение, неведение, немощь и все тому подобное. Подобно сему и слово “Творец”, потому что у нас нужны время, вещество, снаряды, пособие; благочестивое же понятие о Боге должно очистить от всего этого, сколько возможно то человеку» 1072 . При таком сознании несовершенства человеческого познания, думается, прямо невозможно быть нетерпимым к чужим мнениям, разногласие – само по себе – признавать причиной разделений в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

При межконфессиональной полемике рациональные аргументы далеко не всегда играют основную роль. Хорошо известно, что в реальной жизни выбор религии часто неотделим от национальной самоидентификации. Поэтому одним из аргументов, к которым прибегали униаты, был тезис о том, что уния – это национальная религия Украины. Выступая на заседании Предсоборного совета, архиепископ Евлогий (Георгиевский) отмечал, что случаи перехода представителей образованных сословий (офицеры, студенты) в унию связаны именно с желанием исповедовать веру украинского народа: Среди украинской интеллигенции громче и чаще раздаются речи о том, что уния является национальным исповеданием украинского народа. Конечно, такие речи слышатся среди той части интеллигенции украинской, которая индифферентна, равнодушна к вере и Церкви, и при том пока среди городской интеллигенции, мало соприкасающейся с народом, с крестьянской деревней; но есть сведения, что униатская тенденция проникает и в среду народных учителей, которые могут оказывать непосредственное воздействие на народ, и кто знает, может быть, недалеко то время, когда придется снова, как во времена былые, отстаивать свое родное православие. 1067 10.1.1. Возможность сравнения Православие и католичество имеют много общего, поэтому жителей тех местностей, где сосуществуют и православные, и католические приходы, имеют возможность сравнивать. При бытовых спорах о вере речь идет не о Filioque или папской непогрешимости, а о том, где благолепней служба, где лучше поют, где берут меньше денег за исполнение треб и т.д. Не случайно во время заседаний Предсоборного присутствия в качестве мер борьбы с католицизмом были названы поддержка уставного совершения богослужения в монастырях, живая проповедь, активизация деятельности братств и т.д. 1068 Поэтому истовое совершение богослужения с дозволением внятного чтения лицом к народу, введение общенародного пения и проповедь на родном языке воспринимаются как необходимые условия миссионерской работы прихода. 1069 На то, что возможность сравнения следует всегда иметь в виду, указывал в своем выступлении на Киевском миссионерском съезде епископ Гродненский Михаил (Ермаков) 1070 :

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Жертвовали и жители всей Азии, а ефесские женщины не жалели на храм даже своих украшений 1062 . Белоснежный мрамор, золото, серебро, коринфская медь, кедр, кипарис, черное дерево – вот материалы, из которых строился этот храм. Произведения лучших художников – Парразия, Апеллеса, Скопаса и других украшали его. Поэт Каллимах в своем гимне в честь Дианы говорит: „солнце никогда не увидит ничего прекраснее и величественнее твоего храма“ 1063 . Ефесяне справедливо гордились перед всеми этой постройкой. Центром этого языческого храма была статуя богини Дианы. По языческому преданию, она ниспала прямо с неба, Διοπετς A­ γαλμα 1064 . „Вся Азия и вселенная“, весь языческий мир считал ее величайшей святыней 1065 . Вследствие этого самый город Ефес считался священным городом всего языческого мира. Число поклонников ефесской богини достигало громадных размеров 1066 . Торжественные празднования в честь богини устраивались всей Азией. Когда совершались эти празднества 1067 , Ефес жил одной только религиозной жизнью. Да и в обыкновенное время ефесяне были ревностными служителями „великой богини Артемиды и Диопета“ 1068 . Культ Дианы проникал собою все стороны жизни ефесянина и наполнял ее далеко не хорошим содержанием. Кроме общих недостатков, свойственных каждой языческой религии, культ этой богини имел один особенный 1069 . Ночные факельные оргии с дикими танцами и музыкой были только религиозным покровом, под которым совершался самый гнусный разврат. Во время этих будто бы благочестивых оргий невинные теряли свою невинность, о взрослых нет нужды и говорить. Под покровом такого культа богатые, изнеженные ефесяне спокойно и свободно испивали чашу чувственных удовольствий до дна, совершенно не сознавая, что они не добро творят. Псевдо-Гераклит так возмущался ефесским культом, что не находил достаточно слов для порицания его. Описавши в ярких красках темные стороны культа Дианы, он говорит наконец: „возле таких-то вещей я и отучился смеяться; я одинок в городе; вы сделали его через ваши безобразия пустыней для меня“ 1070 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Уже по возвращении в Санкт-Эммерам (после 1067) он написал «Книгу о беге духовном» (Liber de cursu spirituali). В ней все христиане сравниваются с бегунами, стремящимися достичь Царствия Божия разными способами. Для мирян характерен «общий бег» (cursus generalis), для священнослужителей - «особый бег» (cursus specialis), к-рый О. С.-Э. подразделял на 3 вида: «бег» секулярных клириков; монахов и монахинь; ученых богословов (litterati), изучающих Свящ. Писание. Считая образ жизни последних наиболее подходящим для спасения, О. С.-Э. полагал, что все христиане имеют возможность избрать этот способ «бега». Наиболее очевидный автобиографический характер имеет «Книга об искушении некоего монаха» (Liber de temptatione cuiusdam monachi; известна также как «Книга об искушениях» (Liber temptationum) или «О своих искушениях» (De suis tentationibus), ок. 1069-1070). Она стала итоговым произведением О. С.-Э. и иногда рассматривается исследователями как 1-я автобиография в европ. лит-ре после «Исповеди» блж. Августина. Сочинение начинается с пространного рассказа об искушениях: О. С.-Э. описывает свое обращение к монашеской жизни и дает наставления тем, кто недавно принял постриг. Повествуя о диавольских искушениях и о способах их преодоления, он пытается объяснить мотивы, к-рые побудили его к творчеству (studium dictandi, dictamen librorum). В написании книг О. С.-Э. видел особый вид религ. практики, путь обуздания плоти и духовного самосовершенствования. В завершение он приводит перечень своих произведений, рассказывает об обстоятельствах их создания и передает их содержание, перечисляет также переписанные им манускрипты. Согласно О. С.-Э., «Книга об искушении...» была дополнением к «Книге об исповедании моих деяний» (Liber de confessione actuum meorum; не сохр.), написанной им на случай, «если болезнь или внезапная смерть воспрепятствуют принесению покаяния». Целью этого произведения было рассказать о том, «кем он был сам по себе, а кем - по милости Божией» ( Othlonus. Libellus de suis tentationibus, varia fortuna et scriptis//PL. 146. Col. 56).

http://pravenc.ru/text/2581711.html

—534— данские права. Таким образом права эти являются не правами, собственно, а свободными дарами монарха. Итак, подданный в абсолютной монархии, в сущности, бесправен. Он несет обязанности по отношению к правительственной власти, но не имеет в отношении к ней никаких прав, так как она вне закона и над законом. Произвол с одной стороны и бесправие с другой – это необходимые атрибуты монархического абсолютизма. Еще Кант назвать абсолютную монархию государством произвола. А император Александр в ответ на льстивые похвалы m-me Сталь благодетельному деспотизму сказал: „да, сударыня, но это только счастливая случайность“. Суверенитет народа Абсолютизм монарха, как политической идеал, покоится на одном из трех представлений. Монарх представляется стоящим 1) над государством, 2) вне государства или 3) составною частью государства 1067 . В первом случае он является божеством или наместником божества, во втором – собственником государства 1068 в третьем – представителем государства. Легко видеть, что все эти идеи не выдерживают здравой критики. Не говоря уже о том, что грубое понятие о государстве, как собственности монарха, безусловно несовместимо с представлением о государстве, как совокупности личностей, и религиозное представление о монархической власти есть очевидно остаток самообожания языческих государей. Библия же, как мы говорили уже в предисловии, не признает неограниченных правы за царскою властью и скорее склонна смотреть на монархию, как на форму государственного устройства, наименее соответствующую её религиозным и нравственным идеалам 1069 . Что касается более естественного и более распространенного в настоящее время представления о монархе, —535— как представителе государства или народа, то оно скрывает в себе то самое, что силится отрицать. В какой бы форме ни мыслилась эта представительная роль монарха. Во всяком случае основой и источником его власти является не сам монарх, а то, что он представительствует, т. е. государство или народ. Утверждая свою власть на воле народа и в тоже время ставя ее вне зависимости от народа, монархический абсолютизм содержит в себе внутреннее непримиримое противоречие. „Если даже понимать абсолютную монархию в самом благородном смысле слова, говорит фон-Трейчке, в форме просвещенного абсолютизма, где один человек стоящий во главе, только для того снабжен громадною властью, чтобы тем энергичнее содействовать благосостоянию народа, то и здесь очень скоро выясняется необходимость править не только для народа, но и при помощи народа, так, чтобы население тем или другим путем принимало участие в управлении государством“ 1070 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И немало боясь некогда ямы, они не чувствуют, что ниспадают в источники бездны и преисподнюю земли, и, избегая вечерних сумерек, ни во что считают вечную и непрестанную ночь. Ведь нечестиво злоумышляя против Божественного света, то есть Христа, они должны были ходить во тьме и полночи, по слову пророка ( Ис.59:9 ). И не только это, но и в самую «кромешную тьму» пойдут ( Мф.8:12 ), чтобы воздать там отчет за нечестие на Христа и подвергнуться строгому и нескончаемому осуждению. Ин.18:4–6 .  Иисус же ведый вся грядущая нань, изиде и глаголет им: кого ищете? 1067 Отвещаша Ему: Иисуса Назореа. Глагола им Иисус: Аз есмь. Стояше же и Иуда предаяй Его с ними 1068 . Егда же рече им, яко Аз есмь, идоша вспять и падоша на земли [наземь] 1069 Ночью приходит предатель, ведя с собою иудейских слуг вместе с отрядом воинов. Ведь он, как мы только что сказали, надеясь на многочисленность своих спутников, думал, что возьмет Его даже насильно и найдет пребывающим в обычных местах, так как (не наступивший) день еще не дозволял отшествия в какое-либо другое место и ночь еще удерживала Господа как бы под своим кровом. Итак, чтобы изобличить его (Иуду) в том, что он в том и другом случае рассуждает по-человечески и также и здесь думал тщетное, Христос Сам предупреждает начало нападения (на Него) и совершенно добровольно выходит навстречу им, тем самым показывая им, что Он знал их дерзкое предприятие и что хотя Ему, как наперед знавшему это, было весьма легко скрыться и уйти, однако ж добровольно отдает Себя на страдание, не по насилию от кого-либо подвергшись невольной опасности. И это для того, чтобы ни эллинские мудрецы не глумились, обращая крест в соблазн и в вину своего легкомыслия ( 1Кор.1:23 ), ни господоубийца иудей не обращал на Христа своего презрения, воображая, что осилил Его даже вопреки Его воле. Если же Он расспрашивает пришедших взять Его, то отнюдь, конечно, не потому, чтобы не знал, кого разыскивать явились они, но для того, чтобы чрез это опять изобличить прибывших для этого и видевших Его что они совсем не могли знать Того, Кого искали, и тем утвердить нас в той справедливой мысли, что Он никогда бы не был взят, если бы добровольно не выдал Себя искавшим Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

1123). Из этого источника может явствовать не только то, приняли ли супруги католическое крещение, но и то, существуют ли препятствия их браку. Настоятель прихода не должен с лёгкостью верить брачующимся, утверждающим, пусть даже под присягой, что они крещены, за исключением случая опасности скорой смерти. В указанном расследовании приходскому настоятелю помогают сами супруги и его приходская община. Сами супруги помогают приходскому настоятелю посредством «опроса» или беседы, которую он должен провести с каждым из них, дабы удостовериться в их свободном статусе и в их пригодности к действительному и законному заключению брака, а также узнать, получили ли они должное католическое воспитание и имеют ли необходимый внутренний настрой для осознанного заключения плодотворного брака. Приходская община, к которой принадлежат супруги, оказывает помощь приходскому настоятелю посредством «оглашения», то есть официального сообщения, данного этой общиной, о браке, который должен быть заключён между двумя лицами, чьи имена указываются. Среди членов осведомлённой общины может оказаться и тот, кому известно о препятствии заключению объявленного брака. «Оглашение» осуществляется в сроки, в количестве и в порядке, установленном Конференциями Епископов посредством декретов и инструкций. Все верные обязаны уведомлять приходского настоятеля или местного Ординария об известных им препятствиях (кан. 1069). Согласно моральным принципам это является серьёзной неотложной обязанностью «до заключения брака» из-за тех последствий, к которым может привести её неисполнение. Предбрачные расследования, предписанные и определённые в соответствии с канн. 1066–1067, должны считаться юридическим способом, «достаточным» также и для «подтверждения свободного статуса тех , которые, даже будучи обязаны к канонической форме , попытались заключить брак у гражданского чиновника либо служителя-некатолика». Поэтому «не требуется обязательный документальный процесс, о котором говорится в кан. 1686» 33 , хотя он и рекомендуется.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

Суд старался произносить лишь такие приговоры, которые соответствовали желаниям правительства 1064 . Когда парламент по собственной инициативе начинал рас­суждать о таких вопросах, которые были неприятны королеве, как напр. вопрос о назначении преемника пре­стола, или о делах церковных, решение которых Ели­завета, как глава церкви, считала своей исключительной привилегией, она тотчас же посылала палатам резкие вы­говоры и категорические приказы не читать внесенных биллей и немедленно прекратить дальнейшие прения. Если же некоторые из членов парламента обнаруживали упорство, не хотели слушаться ее приказов и поднимали речь о привилегиях парламента, об исконном праве его на свободу слова, она подвергала непокорных аресту и са­жала в тюрьму 1065 . Руководя государственными делами, она всегда старалась распоряжаться по своему и проявляла та­кое упрямство, что самые доверенные ее министры и со­ветники жаловались иногда на трудность и даже невозмож- —267— ность внушить ей какое-либо решение. Никому не желая подчиниться, она предоставляла решение всякого дела себе, а в министрах и вельможах видела лишь исполнителей своей воли 1066 . Великое множество примеров свидетель­ствуют о том, что не только отдельные лица, но даже и весь совет в совокупности, оказывались часто совсем бессильными, чтобы отклонить королеву от принятого ею решения 1067 . Мудрые советники, видя полную невозможность победить упрямство государыни, грозившее, но их мнению, печальными последствиями для интересов государства, при­ходили иногда совсем в отчаяние и прямо заявляли Ели­завете, что отныне не станут подавать ей более ника­ких советов. Каждый из них твердо должен был помнить, что он только орудие в руках королевы и обя­зан повиноваться ее воле 1068 . Если же кто-либо из них, внушая Елизавете свое мнение, обнаруживал особенную настойчивость, она приказывала ему замолчать и не стес­нялась назвать «дураком» даже такого преданного слугу и выдающегося государственного мужа, как Сесиль 1069 . А кто забывался до такой степени, что позволял себе явное ослушание, тот должен был знать, что Елизавета, в случае крайности, не задумается предать суду и казни даже и своего особенного любимца, как это случилось напр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1062 ...по завещанию, оглашенному им восемнадцать лет назад... – Ср. V.5.2, где речь идет о давно составленном завещании. 1063 Жена, прекрасная, терпеливейшая женщина... – Имя этой женщины, по мнению новейшего комментатора, не упомянуто сознательно, ср. VIII.22.4. 1064 ...смог в тот же день уставить его множеством древних статуй. – Ср. IV.2.5. – о садах и статуях Регула. 1065 Максим. – Адресат письма Старший, «ученый» Максим (11.14), отличный от Младшего (VII.26; VIII.24). 1067 Этот Галл, адресат письма II.7, возможно, тот Клузиний Галл, к которому обращено и письмо IV.17. 1068 Мы имеем обыкновение отправляться в путешествия и переплывать моря... – Путешествия с исключительной целью повидать страну и памятники древности не были частыми у римлян. Даже знаменитое путешествие Германика (усыновленного Тиберием) в Египет было предпринято «под предлогом заботы о провинции» (Тацит. Анналы II, 59). – Сенаторы могли путешествовать только при условии получения специального разрешения – legatio libera. Вообще путешествия имели либо профессиональный, либо религиозный характер. 1069 ...велел мне осмотреть его америйские поместья. – Америя – маленький городок в Умбрии, ныне Амелия. 1070 Вадимонское озеро интересовало древних римлян благодаря своим целебным свойствам и геологическому строению. У этого озера римляне одержали победы над этрусками и галлами в 309 и 283 гг. до н. э. Теперь это озеро, превратившееся в маленький пруд, на котором нет и следов тех островков, о которых говорит Плиний, носит название laghetto di Bassano. 1071 Озеро похоже на лежачее колесо: это равномерно описанный круг... – Правильные очертания этого и других озер Южной Этрурии объясняются их вулканическим происхождением. 1072 Цвет воды светлее синего и зеленее берега... – Прекрасно охарактеризован цвет сернистой воды. Серные воды и вообще всякая сера находит широкое применение и в современной медицине при лечении болезней суставов, переломов и т. п. 1073 Суда по нему не ходят (оно священно)... – Священные источники, реки и озера не должны были служить мирским целям: сере с древнейших времен приписывалась священная и очищающая сила.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Что до содержания, то оно угадывается довольно просто и безошибочно. При исконности материи, у нас останется индивидуализующая и объединяющая форма конкретных предметов. 1067 Это есть закон природы, не существующий нигде более, как именно в природе. По отношению к нему было бы абсурдом говорить о личности, когда нет собственной реальности. Скорее будет справедливо нечто иное. Безкачественная материальность сама по себе инертна и неспособна к организующему развитию. Все это вызывается и регулируется мановениями посредствующего «слова Божия». В нем нельзя видеть мертвой потенциальности, раз им возбуждается и нормируется космическая жизнь. Логос является космической душой 1068 во всей стоической строгости, 1069 до материализации включительно. 1070 Это высшая точка филоновской персонификации без законченности языческого образца, где ею категорически отвергалась библейская идея премирного Бога – Творца. Иудей не мог исповедывать этого со всей решительностью и вынуждался ограничиться усиленными олицетворениями мысли Божией. 1071 Поэтому и Логос отожествляется с одушевленным миром, которому он равен и по вечности и по божественности, обладая ими с самой энергической относительностью. Для критики мы напомним, что такое воззрение противно апостольскому по самому своему космическому характеру, ибо св. Павел рисует предвечного Сына Божия не в мире, а над миром и при Отце. Мы исчерпали все соприкосновенные стороны теософических созерцаний. В основу их положены были роковые крайности – теистического монизма и философского дуализма. Логология и назначалась для их взаимного примирения, 1072 но невозможная задача не давала никакой надежды на благополучное разрешение, почему напряжение тратилось напрасно и наилучшее средство портилось от неестественного примирения, уничтожаясь фактически. И мы видим, что в своей божественности Логос поглощается Самосущим и будет неотлучным от Него разумом объективирующегося стремления. Всякий выход из этой сферы грозит, прежде всего, потерей божеских привилегий, откуда неизбежно, что при попытках к реалистическому самодержавию Логос принижается до тварности и бывает лишь первым в ряду творений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010