Миссионерами были назначены священники – Григорий Греков из кандидатов богословия, Щекин и Грабовский 1066 . Впоследствии священник И. Щекин был заменен священником Котляровым (20 февраля 1863 года) 1067 , а умерший священник Гр. Греков – священником слободы Волосской Балаклейки Купянского уезда Северианом Сулимою (16 апреля 1863 г.) 1068 . Миссионеры избирались по личному усмотрению преосв. Макария, как это можно видеть особенно из дела о назначении миссионера священника Котлярова. Консистория представляла на открывшуюся вакансию священника Рудинского, но преосв. Макарий, приняв во внимание и личные достоинства священника Котлярова, его познания и то, что он служил в двухштатном приходе, распорядился назначить его миссионером 1069 . По утверждении в должности, преосв. Макарий заботливо руководил миссионеров в их трудном деле и внимательно следил за их деятельностью. Между прочим, он обязательно требовал от миссионеров, чтобы они ежегодно представляли ему самые точные и подробные дневники, которые они должны были вести во время самого обозрения ими порученных им округов. Как внимательно относился он к этим миссионерским дневникам, можно видеть из следующего. Прочитав дневник миссионера Котлярова за 1866 год, преосв. Макарий распорядился чрез консисторию сделать ему строгое внушение и предписать ему, чтобы впредь годичные отчеты и дневники о состоянии раскола во вверенном ему округе он писал обстоятельно и полно, а не в общих только чертах, как за 1866 год 1070 . Миссионерские дневники, сохранившиеся в домашнем архиве преосв. Макария, весьма интересны и дают много важного материала для знакомства с состоянием харьковского раскола в шестидесятых годах настоящего столетия. Особенно это должно сказать о дневниках и отчетах миссионера священника Григория Грекова, который, кажется, был опытным и энергичным противораскольническим деятелем. Есть основания думать, что он быль даже главным помощником преосв. Макарии, который, пользуясь его указаниями, делал некоторые свои важные распоряжения относительно мер борьбы с расколом.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

буквально значит «помет праздников ваших» 1067 , – по LXX νυστρον ορτν 1068 ; вульг. опускает 2-ое «stercus» и переводит все место «et dispergam super vultum vestrum stercus sollennitatum vestrarum». Сирский: «разбросаю навоз на лица ваши и навоз на праздники ваши». Таргум перифразирует: «и погублю великолепие праздников ваших». Но «праздники» здесь метонимически обозначают праздничные жертвы, почему и справедливо будет переводить: «помет праздничных жертв ваших» (ψ.117:27; Исх.23:18 ; ср. 2Пар.30:22 ; Ин.18:28 и раввинское ) 1069 . Велльгаузен и Новак считают » » глоссой и, при том, – совершенно ненужной, потому что «непонятно, почему бы здесь был назван помет именно праздничных жертв» 1070 . Но мы думаем наоборот, – если бы это и было непонятно, то поэтому-то и не было бы надобности предполагать глоссу: глоссатор не сделал бы такого вызывающего недоумение пояснения. А затем, древность чтения засвидетельствована всеми переводами (LXX, вульг., тарг., сир.), что тоже делает мало вероятным глоссарный его характер. Какой же, – спросим мы теперь, – реальный смысл должны мы вкладывать в рассматриваемую угрозу? Здесь мы встречаемся с тремя частными вопросами: какой собственно помет разумеется пророком? – как он представлял себе осуществление высказываемой угрозы? – и какое значение приписывалось этому действию? Первый из этих вопросов некоторые комментаторы оставляют без разъяснения, другие же отвечают на него в том смысле, что разумеются нечистоты, содержащиеся во внутренностях жертвенных животных. Выпотрошивши животное, собравши и отмывши все содержимое желудка и кишок, служители храма должны была всю эту нечистоту вывести за город (в Пятикн. – «вне стана») и там сжечь (ср. выше все цит. места, где встреч. ) 1071 . Но против такого толкования может быть выдвинуто то соображение, что все места, содержащие это предписание закона, относятся к жертве за грех (). А как поступалось с «перешем» остальных жертв, мы не знаем. Не невозможно, что относительно его и не был соблюдаем такой образ действий 1072 . Между тем в Мал.2:3 говорится о переше праздничных жертв. Почему, в самом деле, пророк упомянул именно праздничные жертвы? Если под » разуметь, как и в Пятикнижии, содержимое внутренностей жертвы за грех , то непонятно, почему пророк не назвал именно этой жертвы, а назвал праздничные жертвы. Очевидно, он слово » понимал в более широком смысле: или как вообще содержимое внутренностей жертвенных животных, или же помет в собственном смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

вторгся на Сицилию и захватил Мессину, разбив арабов в битве при Каср-Янна (Кастроджованни, ныне Энна). Из-за недостаточной помощи Роберта Гвискара и малочисленности войска Рожера де Отвиля завоевание острова заняло 30 лет. Вражда среди эмиров и поддержка христианского населения способствовали успеху норманнов; в 1072 г. они захватили Палермо. Получивший титул графа Сицилии Рожер I подчинил эмира Ибн Хамуда (1087), к-рый стал его вассалом и принял христианство, как и мн. представители араб. элиты, переходившие на сторону нового графа Сицилии. В 1091 г. норманны захватили последние мусульм. центры на Сицилии, а также о-в Мальта. 5 июля 1098 г. гр. Рожер I за успехи в войне с сарацинами получил от папы Римского Урбана II наследственную привилегию - «Сицилийскую легацию», дарующую правителям Сицилии в их владениях полномочия папского легата, представителя высшей духовной власти. Папа обязывался не отправлять на Сицилию легатов без согласия графа; Рожер и его наследники сами определяли, кто из епископов будет присутствовать на созываемых папой Соборах. Папа Пасхалий II (1099-1118) попытался ограничить эту привилегию в булле, адресованной гр. Рожеру II (1117), но папа Адриан IV (1154-1159) признал привилегию правителей Сицилии (отменена папой Иннокентием III (1198-1216)). В Калабрии последняя византийская крепость Реджо была захвачена норманнами в 1060 г. Однако в том же году войска визант. имп. Константина X Дуки (1059-1067) отвоевали большую часть Апулии: до 1068 г. в противостоянии византийцев и норманнов сохранялся паритет. Лишь при имп. Романе IV Диогене (1068-1071) из-за угрозы в М. Азии со стороны турков-сельджуков часть визант. войск была переправлена из И. на Восток, и Роберту Гвискару удалось восстановить власть над Апулией. После 3-летней осады (1069-1071) он захватил г. Бари, что означало утрату Византийской империей всех владений в Юж. Италии. Завоевание норманнами визант. владений в Юж. Италии сопровождалось изменениями в церковной структуре. В Апулии и Калабрии византийский обряд повсеместно вытеснялся рим.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

В подвиге веры от человека требуется, чтобы он совершал его с помощью над-умной антиномии веры: «Будь мертв в жизни сей и будешь жить после смерти» 1066 . Верою выздоравливает, исцеляется, приобретает благое умствование ум; душа становится непорочной, когда не занимается бесстыдно блудными помыслами 1067 . «Плотолюбие – признак неверия» 1068 . Вера освобождает ум от категории чувственного, отрезвляет его постом, и богомыслием 1069 , и бдением 1070 . Невоздержание, полный желудок помрачает ум 1071 , расстраивает его и рассеивает в фантастических мыслях и страстных похотях. В сластолюбивом теле не обитает богопознание 1072 . «Как от семени пота поста произрастает колос целомудрия, так от сытости – распутство и от пресыщения – нечистота» 1073 . Плотские помыслы и похоти возжигают в человеке мятежный пожар; средство против этого – погрузить ум в море тайн Священного Писания 1074 . Без освобождения от приверженности к вещественному душа не может освободиться от мятежных помыслов; не может она также почувствовать мир в уме, если не умертвит чувств 1075 . Страсти помрачают мысли и ослепляют ум 1076 . Хаос в мыслях происходит от угождения чреву 1077 . Стыд и страх Божий удерживают колебание ума; лишение стыда и страха Божия колеблет весы разума, и они становятся превратными и неустойчивыми 1078 . Ум созидается исполнением заповедей Господних 1079 и перенесением страданий и скорбей 1080 , а дела житейские помрачают ум 1081 . Собирая себя верою, человек пробуждает ум для Бога 1082 и молитвенным безмолвием очищает разум 1083 , побеждает страсти 1084 . В безмолвии исцелевает душа, поэтому нужно понуждать себя к безмолвию, ибо оно производит в сердце некую сладость 1085 . Безмолвием человек входит в мир (умиротворенность) мыслей 1086 . Вера низводит мир в разум и тем самым устраняет мятежные помыслы. Грех – причина неспокойствия и брани в мыслях, а также войны человека с небом и людьми. «Умирись сам с собою, и умирятся с тобою небо и земля» 1087 . Прежде веры ум рассеивается по вещам мира сего; верою побеждается рассеянность ума 1088 . Блуждание, скитание мыслей вызывает в человеке демон блуда 1089 . Рассеянность глаз – действие нечистого духа 1090 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

В оригинале Tyrio ostro (тирский пурпур; в финикийском Тире добывали самую лучшую пурпурную краску). В большинстве рукописей вместо ostro читается auro (золото), но это явная ошибка. 1067 Искусство книжной миниатюры достигло в англосаксонских монастырях VII–IX вв. весьма высокого уровня, о чем говорят сохранившиеся экземпляры книг (самое известное–Линдисфарнское евангелие, написанное около 670 г.). 1068 Напомним, что именно Вилфрид ввел в английской церкви римские обряды и римское церковное право. 1069 Слова «пчеловод» в подлиннике нет, но подразумевается именно то, что Вилфрид собрал и вырастил «рой» (examina) монахов подобно пчеловоду. 1070 См. прим. 5. 1071 Ученик Вилфрида и друг Беды Акка был епископом Хексема в 709–731 гг., был смещен со своего поста и умер в 740 г. 1072 Имя явно ирландского происхождения. 1073 Нейтон или Нехтан IV мак Дерили был королем пиктов в 706–729 гг. После этого он отрекся от трона и умер в 732 г. 1074 Имеются в виду монастыри Уирмут и Ярроу, находившиеся поблизости и имевшие единое управление. Тина–река Тайн в Нортумберленде. 1075 Об этих аббатах Беда подробно рассказал в «Истории аббатов». 1076 Строительное искусство, почти неведомое англосаксам в VI в., к концу VII в. достигло высокого уровня, о чем говорят немногочисленные остатки построек того периода. 1077 Хотя письмо приписывается Кеолфриту, оно несомненно принадлежит Беде, который излагает в нем свои знания по интересующим короля вопросам. Видимо, авторская гордость и заставила его включить в «Историю» это обширное послание, основные положения которого уже излагались в III.25. 1078 Несомненно, имеется в виду Платон (диалог «Государство»). Эти слова неоднократно цитировались богословами раннего Средневековья–Лактанцием, Боэцием и др. Видимо, у кого–то из них Беда и позаимствовал цитату вместе со ссылкой (скрытой) на ее автора. 1079 Исх. 12:1–3, 6. 1080 Исх. 12:15. 1081 Исх. 12:15–17. 1082 «Пасха» происходит от древнееврейского «песах» (прохождение). Имеется в виду прохождение евреев под предводительством Моисея через Синайскую пустыню. 1083

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Впрочем, кан. 1065 предписывает (§1), чтобы католики, ещё не принявшие таинство конфирмации (миропомазания), приобщились к нему прежде, чем они будут допущены к бракосочетанию, если можно сделать это без серьёзных затруднений. В указанной норме венчающимся также настоятельно рекомендуется (§ 2) принять таинства покаяния и Евхаристии, чтобы таинство брака было плодотворным. 1.2. Требования юридического характера: брачное оглашение По основному принципу, подтверждённому кан. 1058, «заключить брак могут все лица, которым это не запрещено правом». Поэтому необходимо предварительно удостовериться в том, что ничто не мешает действительному и законному заключению брака (кан. 1066) и нет, таким образом, ни одного из препятствий , предусмотренных церковным законодательством. Это происходит, на основе нормативов, утверждённых местными Конференциями Епископов (кан. 1067), посредством: – тщательного опроса венчающихся; – оглашения (при котором до сведения верующих доводятся имена тех, кто намерен вступить в брак); – любого другого средства, подходящего для получения необходимых сведений о брачующихся; Предписывается также (кан. 1069), что до заключения брака «все верующие обязаны сообщать настоятелю прихода или Епископу об известных им препятствиях к данному браку». В случае опасности скорой смерти, когда нет возможности получить другие доказательства и нет указаний на противное, достаточным считается (кан. 1068) утверждение обоих вступающих в брак, при необходимости закрепляемое клятвой , что они окрещены и что отсутствуют препятствия их союзу. 1.3 Возможные требования (брачное обещание) Обычно, особенно в некоторых странах, бракосочетанию предшествует так называемое « брачное обещание », т.е. данное одной из сторон или обеими сторонами посредством договора обещание вступить в брак или сделать это в определённое время или в срок, установленный обычаем. Согласно кан. 1062, §1, оно может быть: – двусторонним обещанием брака (так называемая помолвка или обручение ) в собственном смысле, когда обе стороны обязуются заключить брак; – односторонним обещанием , когда, напротив, лишь одна сторона обязуется вступить в брак с другой, тогда как другая соглашается на это, не принимая на себя таких обязательств.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Так или иначе ответить на поставленный вопрос совершенно необходимо, в виду основной тенденции г. Пономарева. Несогласованность замечается также и в определении, с одной стороны, смысла аскетических выражений: «суббота суббот» и «жатва жатвы», и с другой, – в рассуждениях об идеале аскезиса в отношении теоретико-познавательной способности. В последнем отношении целью должно поставляться такое состояние ума, когда «предметом” ума и при том ,,непосредственным» является «единственно и неизменно одно Божество», 1063 причем сами понятия о Боге должны исчезнуть, и созерцаение его умом должно происходить независимо от всяких форм мышления, 1064 сопровождаясь и обусловливаясь «погружением” (по выражению препод. Макария) в Божество; 1065 ум должен сделаться «чистым от всякого свойства ( ιδιτητо ς) сообразно временному бытию» (слова препод. Марка Подвижника ) 1066 «непокровенным и обнаженным», 1067 – отрешившись от всяких категорий и понятий, 1068 т. е. от всяких посредствующих форм. Между тем первые термины означают собственно только такое «внутреннее состояние подвижников», которое свободно «от мысли” «о делах житейских” и главное – «от движения страстей и работы злу”, 1069 а не от мыслей каких бы то ни было, даже и добрых, предполагается. Если проанализировать приводимые автором рассуждения препод. Марка Подвижника о свойствах идеального непосредственного созерцания Божества и сделать из них последовательно – логический вывод, то окажется, что при этом и в этом идеальном созерцании должны исчезнуть не только различные категории и понятия рассудка, сообщающие человеческому мышлению характер «множественности», но – и самое различие сознания от самосознания, – различие, при котором «необходимо остается» «двойственность» 1070 и, следовательно, нарушается простота и непосредственность восприятия Божества. Остается ли в таком случае в человеке сознаете своей индивидуальности, отдельности от Божества, или же нет ? Между тем индивидуальное сознаете, личное “я” составляет саму субстанцию человеческого разума; следовательно, оно должно сохраниться до тех пор, пока существует субстанция. 1071

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Моя жизнь во Христе. Кн. III. С. 787, 788 1067. Молитва иерея за людей сильна пред Богом Молитва священника за людей имеет великую силу у Бога, если только священник, получивший на то благодать и власть от Самого Бога, от всего сердца, с верой и любовью возсылает молитву ко Господу. Моя жизнь во Христе. Кн. III. С. 788 1068. Театр и зрелища расслабляют душу, лишают дерзновения пред Богом Изнеживают, расслабляют и смущают душу образы житейской суеты, на кои мы с полным удовольствием и сочувствием сердца смотрели; лишают чистоты сердца и дерзновения пред Богом; потому благо не ходить в театры, не посещать светских, веселых, пышных собраний, не видеть кружащихся в вихре танцев, не смотреть на мирские зрелища, представляющие многоразличную суету мира сего. Благо же непрестанно прилепляться сердцем к Единому Богу; а в мире сколько приманок, что не насытится око зрети. Моя жизнь во Христе. Кн. III. С. 789 1069. Неправо мыслить и об одном догмате означает грех против Самого Господа, Который есть Истина «Иже весь закон соблюдет, согрешит же во едином, бысть всем повинен» ( Иак. 2:10 ), – это как в нравственном, так и в догматическом отношении. Кто всем истинам здраво учит, да погрешит в одной какой-либо, тот против всех виноват, или против единой нераздельной в существе своем Истины, против Господа Иисуса Христа, рекшего: «Аз есмь Истина» ( Ин. 14:6 ). Почему? Потому, что Бог есть простое, хотя и бесконечное Существо. «Мерзость Господеви» и один «помысл неправедный» (Ср.: Притч. 15:26 ). Погрешающий в истине догматов погрешает против Того, Кто сказал о Себе: «Аз есмь Истина». Моя жизнь во Христе. Кн. III. С. 790, 791 1070. Свидетельство опыта, что милосердие Божие всегда открыто всем кающимся и в Причастии дается им Пренебесный мир Никогда не отчаивайся в милости Божией, какими бы грехами ни был связан по искушению диавольскому, но молись всем сердцем с надеждой на помилование, толцы в двери милосердия Божия, – и отверзется тебе. Я, грешный иерей, пример тебе: как я ни согрешу иногда по действу диавольскому, например, – иногда со враждою к брату отнесешься из-за чего-нибудь, хоть бы даже из-за правого дела, и весь расстроишься, и брата вооружишь на себя, и Таинство святое совершишь недостойно, не по пренебрежению вольному, а по своей неготовности и действу диавольскому, однако, по раскаянии, все, все Владыка прощает, особенно по достойном причащении Святых Таин: как снег или волна убелишься Кровию Христовою; мир Пренебесный будет обитать в сердце твоем; и легко, легко тебе будет на сердце, блаженным сделаешься. Забудешь все возмущения, тревоги и тесноту диавольскую, совсем новым сделаешься и как будто из мертвых воскреснешь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Знание неведомого открывается как дар (4) Только силою божественной благодати и через его Логос нам открывается неведомое. В Деяниях апостолов Лука упоминает слова Павла: «Мужи Афиняне, по всему я вижу, что вы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором начертано: Неведомому Богу. Сего, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» ( Деян. 17:22 ). XIII. Знание о Боге является откровением (83,1) Все, что именуемо, имеет начало, независимо от того, хотите вы это признать или нет. Одно из двух: или Отец притягивает к себе всех тех, кто ведет чистую жизнь, достигнув понимания блаженной и нетленной природы, или же свободная воля, заложенная в нас, сама достигает знания блага, преодолевая, как говорят гимнасты, все барьеры. Но не без особой благодати душа окрылена и воспаряет вверх к высшим сферам, оставляя все тяжелое и предаваясь тому, что ей более сродно. 1067 (2) И Платон в «Меноне» говорит о добродетели как о чем-то богоданном, как это явствует из следующего: «Из этого нашего рассуждения, о Менон, нам становится ясно, что если нам и достается добродетель, то достается она по божественному уделу». 1068 (3) Не кажется ли тебе, что нисходящий на всех дар познания он называет божественным уделом? (4) И далее он поясняет: «...и коль скоро мы с тобой на протяжении всей нашей беседы хорошо искали, то получается, что нет добродетели ни от природы, ни от учения, но дается она только по божественному уделу, и не помимо разума, в тех, в ком она присутствует». 1069 (5) Богоданная мудрость, сила Отца, поднимает нашу свободную волю, принимает веру и венчает собою тесное сообщество избранных. (84,1) Здесь я добавил бы высказывание самого Платона, который убеждает нас верить тому, что говорят дети бога. Он так говорит в «Тимее» о видимых и рожденных богах: «Повествовать о прочих демонах и выяснять их рождение – это слишком много для нас. Здесь остается только довериться тем, кто говорил об этом ранее. Поскольку они сами были, по их словам, потомками богов, они должны были ясно знать своих прародителей. Детям же богов отказать в доверии никак нельзя, даже если они говорят без правдоподобных и убедительных доказательств». 1070

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Для облегчения справок для лиц, причастных делам, секретарю вменялось в обязанность вывешивать «в удобном месте» на стене реестр дел решенных и исполненных и реестр решенных, но еще не исполненных. «Голоса» в коллегии секретарю предоставлено не было, «однако–ж» ему «надлежало» «по всей возможности давать коллегии надлежещее уведомление, и о нужном напамятовать». Секретарю принадлежало «надзирание над протоколом и канцеляриею, под вышнею дирекциею коллегии». В коллегию являться он должен был «всегда гораздо ранее прежде заседания членов», чтобы успеть принять «от челобитчиков доношения», приготовить все к докладу и распределить по канцелярии остающиеся у него на руках не исполненными дела. За причинение кому какого убытка леностью или нерадением секретарь подлежал на первый раз штрафу в полное возмещение убытка, во второй раз вдвое и отставке от должности 1066 . В коллегиях, для которых написан генеральный регламент, было только по одному секретарю, не было ни обер-секретаря, ни обер-прокурора, на которых отвлечена была значительная часть обязанностей секретарской должности. Поэтому должность секретаря коллегии не вполне соответствовала должности секретаря Синода. Но в существенном это, во всяком случае, была та же должность: тот же доклад, те же обязанности по исполнению решений. Секретари Синода не только докладывали Синоду поступавшие в Синод дела, но иногда, вместе с обер-секретарем, входили с докладом Синоду и по собственной инициативе, по какому–либо внутреннему канцелярскому вопросу, как, например, о назначении протоколиста 1067 , или воспрещении служащим в Синодальной канцелярии вступать в поручительство по посторонним делам без разрешения 1068 . В зале заседаний секретарь имел, по генеральному регламенту, особый стол на правой стороне от стола членов 1069 , в канцелярии – особый стол с замком 1070 . Первым секретарем Синода был назначен 16 февраля 1721 года Василий Федоров из Московской губернской канцелярии 1071 , но ему, кажется, пришлось начать службу в Синоде не тотчас, и первым секретарем в действительности был Иван Карнышев, которому не долго привелось служить в Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010