Итак, после 35 летнего (6–41) существования Иудеи на положении Римской провинции, она, вместе с другими частями Иродовой монархии, возвратила себе на время относительно самобытное политическое управление, в качестве царства 1066 , просуществовав в этом новом виде около 4 лет. При самом вступлении своем на престол Старшего Ирода, новый царь Иудейский 1067 подавал большие надежды на прочность и благополучие своего правления. Он старался показать себя государем прежде всего набожным, строгим ревнителем законов своего народа и заботливым отцом своих подданных. Золотую цепь свою, подаренную ему Калигулой, он посвятил храму Иерусалимскому в память и в знак превратности судеб челоческих и своего освобождения от несчастья. 1068 Вместе с тем, он принес Богу множество жертв благодарности, с соблюдением «всех предписаний закона», устраивал различный религиозный торжества (острижения Назореям власов), с высоты престола подавал пример благочестивого образа жизни и т.п. Характерной чертой правления Агриппы было также преобладание партии фарисейской, для которой теперь вернулась золотя эпоха Александры. Иосиф 1069 согласно с Талмудом 1070 отмечает это обстоятельство, восхваляя истинно-израильские доблести и благочестие Агриппы. Ревность Агриппы за соблюдение Иудейства не ограничивалась пределами его собственного царства. Известен случай, как он, напр., вступился за Иудеев 1071 Финикийского города Доры, молодежь которого дерзнула под видом благоговения к особе Кесаря поставить его изображение в местной Иудейской синагоге. Доведенный Агриппой до сведения Петрония, Сирийского наместника, этот инцидент повел к тому, что на будущее время подобные оскорбления Иудеев не только запрещались, но и угрожались строжайшими наказаниями. О том же ревностном отношении к Иудейству свидетельствует факт, что Агриппа в числе условий, на каких его дочь Друзилла обручалась Епифанию, царевичу Коммагенскому, ставит принятие женихом обрезания, и когда жених отказывается, он отдает невесту другому (Азизу, царю Емесскому) на тех же условиях. Все это весьма привлекало к царю любовь и расположение народа, особенно красноречиво выразившийся на празднике Кущей 41 г. Читая по древнему обычаю пред народом книги Второзакония, и дойдя до места XVII, 14–15, где Бог повелевает народу выбирать себе царя «из среды братьев своих», избегая «иноземцев», Агриппа вдруг залился слезами в сознании своего неудовлетворения этой Божественной заповеди. Тогда весь народ единодушно закричал: «будь беспечален, Агриппа! Ты – наш брат! Ты – наш брат!». 1072

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Митра есть, глаголешь, царьское священство. Но мы уже выше сих 1062  написали, яко священство боле есть царьства. Почто предваряеши царьством? Увеждь в вышеписанных, яко и царие предпочтоша священство паче царьства. Почто низводиши священство, горе седящее на Небеси? Не 1063  поминаеши ли хотящих обезчестити священство Дафана и Авирона, что случися тем. И паки Саул и Озия паче достояния своего поискавше, и еже имевше погубиша, но мы не едино, (л. 292) 1064  но три достоинства с преимителством имамы ныне, ибо Царьствие имамы восприяти и священницы бываем, приносяще в жертву телеса наша. Представите 1065 убо уды ваша жертву живу, благу и угодну Господеви, рече. И с сими и пророцы поставляемся, яже око не виде и ухо не слыша, сия откровенна суть нам. И 1066 инако же и царие бываем, аще восхощем обладати безместными помышленми, яко бо сицевый царьствует и наипаче, нежели иже диадимою обложеный. Уже сие сотворю ти явленно. Многи имать воинства онь, но имы паче сих множайшая имамы помышления. Несть бо счести неисчетное мыслей мно(л. 292 об.)жество 1067 , еже в нас. Не множество же токмо есть видети, но и многия во множестве сем помыслов, и воеводы, и чиноначалники, и десятоначалники, и стрелцы, и пращере. Что ли другое творит царя, ризы ли? Но мы лутчею и добрейшею обложени есмы одеждою, юже ни тля снедает, ниже время изнуряет. И венец имамы различный, иже славы, иже щедрот Божиих. Благослови 1068 , душе моя, Господа, венчающаго тя милостию и щедротами. И иже словы: Славою 1069  и честию венчал еси его. И благоволения, яко оружием благоволения венчал еси нас. И иже благодати, венец бо благодати (л. 293) 1070  приимеши о твоей главе. Видел ли еси многоплетеную и благообразнейшую митру, но обаче свыше тая, опаснее да истяжем о царьстем. Царя 1071  ли речеши, но ниже он безпечалное живет житие, но многих скорбей и попечений исполненое, не бо на диадиму да взираеши, но на вдаяние и попечение, им же ему венец мятеж раздает. Ниже на багряницу гляди, но на душю, паче оноя багряницы 1072  чернеющуюся. Не тако венец вяжет главу, якоже душю попечение. Ниже на оруженосцов множество да взираеши, но на печали множества. Ниже бо простую храмину обрести, толиких исполненую (л. 293 об.) 1073  попечений еликих царьския, смерти на всяк день ожидающии утех самых, и прежде трапезы кровь зрится проливаема. И прежде пития вместо пития крови наполняется и присно есть исполнен помост царьский кровьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vo...

Нунций приготовил ноту; Смогоржевский, не решавшийся почему то об этом писать писем к королю и польским сановникам, прислал на руки Левинского свои соображения, сущность которых увидим ниже; 1067 польский двор обсуждал дело; 1068 но пока все это происходило, из Петербурга пришел к русскому послу рескрипт, повелевавший ему известить польское правительство о назначении, на основании трактата 1768 года, нового епископа и просить допустить его к исполнению своих обязанностей и удовлетворять его справедливые просьбы, 1069 т. е. выдать ему привилегию и оказывать покровительство. Польский двор не посмел выступить на борьбу с русским правительством. 1070 Нунций и Левинский обратились в другую сторону. Они предложили Смогоржевскому устроить протест униатского духовенства против назначения православного епископа. 1071 Русский посол, вероятно узнавший о замысле ревнителей унии, не допустить признания православного епископа в Польше, без труда разрушил этот замысел и поверг их в новое горе. Кроме мучительного для них дела о польской части полоцкой архиепископии, которое более и более направлялось в пользу Лисовского, он имел и другое оружие, он напомнил, что следует наконец составить смешанную комиссию для разбора запутанных отношений между православными и униатами, и так как эта комиссия установлена была трактатом (1775 года), то польское правительство ничего не могло сказать против этого предположения, и чтобы отклонить его тем охотнее стало соглашаться на выдачу привилегии Виктору. 1072 «Словом, – пишет Левинский, – готовятся многообразные бедствия. Бедный апостолический нунций едва дышит от горя, что на первых же порах (его нунциатуры) его застигли эти ядоносные дела.» 1073 К большему огорчению своему, Левинский и нунций получили новое известие, которое сильно и, как оказалось после, напрасно увеличило их тревогу. «Что еще хуже, – пишет Левинский, – ходит слух, что Виктор намерен основать семинарию в Слуцке, или даже в Варшаве, в которой императрица хочет купить какой-то палац. Сохрани Бог , если она купит палац Борха! Вот хорошее соседство было бы тогда у нас (подле церкви и дома униатской митрополии)! Теперь в этом палаце живет нунций и боится этой напасти на него». 1074

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Как специалист в приказных делах, обер-секретарь занимает определенное и влиятельное положение, и еще в 1722 году Феодосий уже направлял просителя к нему в затруднительном случае 1065 . Влиятельность положения обер-секретаря делала это положение и почетным. Канцелярия писала Палехину в письмах: «премилостивейший наш государь и отец Тимофей Осипович» 1066 . Архимандрит Феофил, член Синода, писал ему: «благородный и высокопочтеннейший господин обер-секретарь, благодетельный приятель», просил доложить его просьбу Синоду и подписывался: «вашего благородия, почтеннейшего приятеля, доброжелательнейший служитель» 1067 . За почтение со стороны синодального члена Палехин платил удвоенною почтительностью, немедля доложил просьбу его Синоду и писал в ответ: «высокочестный господин священноархимандрит Феофил, мой государь, милостивый отец». «Высокосклонное ваше, государя моего, письмо... я получил, за которое и за все ваши отеческие ко мне милости премного благодарствую, и впредь таковых же ваших, благоприятных мне письмопосетительств усердно желаю не лишатися». «Всепокорно объявив» затем о результатах своего доклада Синоду по просьбе Феофила, Палехин заканчивал письмо следующими словами: «вруча себя в неотменные ваши милости, со испрошением отеческого вашего благословения и молитв, вернопослушным слугою остаюся всегда раб и сын послушный ваш» 1068 . Для светских служащих размеры жалованья были установлены печатным указом 1715 года. Но в указе этом не было упомянуто о должности обер-секретаря. В Сенате обер-секретарь получал жалованья 1200 рублей, в военной коллегии 1000 рублей. Для синодского обер-секретаря взят был оклад сенатский 1069 . Эта цифра признавалась вполне достаточною, и, например, в проекте штата 1722 года обер-секретарю не сделано было никакой прибавки, в то время как всем другим светским должностным лицам, служившим при Синоде, проектирована была прибавка к жалованью 1070 . Палехин имел в Ямбургском уезде деревню, в которую летом 1723 года ездил в двухнедельный отпуск, данный ему Синодом 1071 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

«Божественная София, – говорит о. Булгаков, – есть ничто иное, как природа Божия, усия» 1066 . Усия – слово греческое и в применении к Богу, помимо Его природы или естества, означает Его Божественное бытие, Его существо или Его сущность. В таком значении и в частности в значении существа слово: усия употребляется и о. Булгаковым. В его представлении усия есть и Божия природа и Божия сущность. «В кенозисе 1067 Божества, – говорит он, – необходимо соединяются две стороны истины: с одной стороны Бог во Св. Троице пребывает в триипостасных взаимоотношениях и живет в единой природе... с другой – полнота жизни Божества, в изживании ее блаженства может быть ограничиваема... изволением Божества. В представление наше о Божестве входит тем самым раздвояющее различение: жизнь Бога по Себе, как Он есть в неизменном существе Своем, и для Себя, как Он в жизненном акте это существо Свое сам для Себя изживает» 1068 . В своем очерке «Ипостась и ипостасность» прот. Булгаков называет природу Божию существом Божиим 1069 . Для нас в данном случае суть дела заключается не в том, что о. Булгаков употребляет слово: природа Божия, как равнозначущее слову: существо Божие, а в отождествлении им Софии с существом Божиим, о чем он свидетельствует в следующих словах своих. «София, – пишет прот. Булгаков, – ...есть в Боге и в известном смысле, предстоит Богу и обладается Им во всей своей божественной реальности и подлинности. Кто посягает на умаление этой реальности, тот посягает на умаление реальности самого существа Божия» 1070 . В ипостасном бытии, говорит он в другом месте, Слово и Дух Святый «раздельноличны», в Божественной же Софии... они ...нераздельны 1071 . Говоря о нераздельности Божественных Ипостасей в Божественной Софии, прот. Булгаков, конечно, знает, что Сын Божий и Дух Святый, будучи различны между собою, как Божественные Ипостаси, представляют из себя единое в своем существе. Впрочем в той же книге «Агнец Божий» есть слова, в которых существо Божие – Усия буквально отождествляется с Софией 1072 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Но что же мы видим? Вставок этого слова нет нигде. Нарочито обратимся к посланиям св. апостола Павла, которого гр. Толстой, ради своих целей, дерзает трактовать исказителем учения Христа. Апостол неоднократно говорит о гневе, но нигде у него не встречается слова εχ. В доказательство этого приведем, в качестве примеров, два места. Всякое раздражение и ярость и гнев (κα θυμς) и крик и злоречие со всякой злобою да будут удалены от вас, 1066 внушает Апостол Ефесянам. Он же пишет Колоссянам: теперь (по принятии христианства) вы отложите все: гнев (ργν), ярость, злобу, злоречие, сквернословие. 1067 Как видим, в обоих местах при слове гнев не поставлено ограничительного εχ. Но почему же именно? Да, очевидно, потому только, что для всякого само собою ясно, о каком гневе говорится в них. Апостол исчисляет исключительно грехи, в числе которых указывает и на гнев, как на грех же. Прибавка εχ была бы здесь странной и лишнею, ибо и без ней дело до очевидности ясно. Совсем иное в речи Христа. В ней, как ниже увидим, прямо требовалась ограничительная прибавка к слову гнев. За тем, не распространяясь о том, что нет оснований считать некоторые древние списки Евангелия с опущенным в них словом εχ за самые древнейшие и что могут быть найдены более древние, чем уже открытые, списки, но с упомянутым словом, считаем не излишним поставить на вид Л. Толстому следующее. Так как он придает необыкновенно важное значение слову εχ, то для разрешения своих недоумений он мог бы всего лучше обратиться к специальным и строго-научным исследованиям о Нагорной проповеди. За отсутствием таковых в отечественной богословской литературе он мог бы воспользоваться западноевропейскими сочинениями, каково, между прочим, исследование Толюка о Нагорной проповеди под заглавием Die Bergrede Christi. Хотя это исследование вышло первым изданием еще в 1833 году, но оно дополнялось и исправлялось в последующих изданиях сообразно с прогрессом богословской науки. 1068 По своим достоинствам это капитальный труд. Из него гр. Толстой увидел бы, что за уместность слова εχ в евангельском тексте говорят такие свидетельства, которые имеют особенную ценность как по своей сравнительной древности, так и по своей сравнительной численности. 1069 Так как мы не придаем упомянутому слову никакого решающего значения в вопросе о существовании или не существовании праведного гнева, то по этой причине и не входим в фактические подробности вопроса об εχ, т.е. не прослеживаем и не излагаем здесь, в каких текстах и списках Евангелия читается оно, в каких не читается и прочее. Для обличения Л. Толстого, неправого и в данном случае, достаточно бы и выше приведенной ссылки на общий вывод, к которому привели исследования в истории евангельского текста и в области отеческой письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Города, которым особенно угрожали турки, начинали пустеть. После захвата Каллиполи (Галлиполи) турками, часть населения Константинополя уехала на Запад. 1063 В 1425 году много людей уехало из Фессалоники, а некоторые из них отправились в Константинополь в надежде, что столица более безопасна, чем Фессалоника. 1064 Время было действительно критическим: Фессалоника была занята венецианцами и турки были близки к захвату города, что и случилось в 1430 г. Сильно уменьшившаяся территория империи и незначительность населения делали невозможным для правительства Палеологов содержание большой национальной армии. В результате она состояла из наемников различных национальностей. При Палеологах появляются испанские (каталонские) дружины, турки, генуэзцы и венецианцы, сербы и болгары. Были, также как и раньше, англосаксонские наемники, так называемые варяги или англо-варяги, 1065 и вардариоты тюркского происхождения. 1066 Не имея возможности хорошо оплачивать наемные иностранные части, правительство должно было выносить иногда высокомерное своеволие и ограбления целых провинций и более или менее крупных центров недовольными иностранцами, как то было, например, с кровавым прохождением по провинциям империи каталонцев. При слабом состоянии сухопутного войска Палеологи тщетно старались иногда хоть несколько возродить пришедший в упадок византийский флот. Мануил Палеолог смог кое-что сделать. Однако его преемник Андроник II снова пренебрег флотом, так что острова Архипелага, находившиеся под контролем империи, не были более защищены от пиратских нападений. 1067 Греческие корабли ничего не могли сделать против хорошо оснащенных и сильных флотов Генуи и Венеции или даже против турецкого флота, который тогда только зарождался. Черное и Эгейское море оказались полностью вне византийского контроля, и в XIV и в первой половине XV в. итальянские торговые республики были здесь полновластными хозяевами. Прежнее областное или фемное устройство империи, будучи нарушено латинским владычеством, не могло правильно функционировать при Палеологах. Для областного управления прежнего типа империя не имела достаточно территории. Прежний титул наместника фемы стратиг полностью исчез при Комнинах и был заменен на более скромный титул дуки (дукса). 1068 Термин “фема” иногда употреблялся современными исследователями для провинций Македония и Фессалия в XIV веке. 1069 Однако, провинция, отделенная от столицы турецкими и сербскими владениями, становилась своего рода деспотатом, правитель которого был почти независим от центральной власти. Обычно во главе такого нового государственного образования стоял один из членов императорской семьи. Так, в конце XIV века Фессалоника получила в качестве деспота одного из сыновей Иоанна V. Морейский деспотат также управлялся сыновьями или братьями императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Дионисий охотнее описывает евхаристическое причащение как причастие Единому, Теархии, Богу, Божественным Лицам, и особенно лицу Слова, чем как причастие человечеству Христа 1067 . Совершенно очевидно, что у Дионисия платоновский дуализм между материей и духом, чувственно воспринимаемым и умопостигаемым, телом и душой преодолен не полностью: подлинное причащение Богу может быть только нематериальным, а ощутимые знаки этого причастия – в частности, таинства, – могут быть лишь символами Реальности, которая остается трансцендентной и нематериальной. Этот дуализм разделяли и противники Паламы в XIV столетии; свт. Григорий на протяжении всей дискуссии стремится показать, что невозможно относить все ощутимые проявления Божественного к простым символам, если оставаться верным учению о боговоплощении: Слово Божие стало подлинным и видимым человеком; Его тело было не символом, но истинным вместилищем божества, и, следовательно, духовная жизнь христианина – в частности, жизнь сакраментальная, – предполагает реальное и прямое проявление Бога в материи 1068 . «Символическое» учение Дионисия тем не менее нашло защитников не только среди антипаламитов, но и среди некоторых сторонников, более или менее номинальных, самого Паламы. Так, у одного из богословов второй половины XIV в. Феофана Никейского мы можем встретить аргументы, направленные против Акиндина и опирающиеся на дионисиевский дуализм – мы причащаемся не божественной сущности, а только символам: Прикосновение наших уст к Владычнему Телу, единение и соприкосновение пространственное и телесное, подаваемое через вкушение всему телу человека, вкушающего эту пищу, – это символ единения и соприкосновения и, так сказать, смешения по Божественной энергии и благодати 1069 . Эта позиция Феофана опирается на дуалистическую антропологию, которая утверждает, что душа и тело действуют как два отдельных, не связанных друг с другом существа 1070 . Понятно, насколько опасно развитие этого символизма применительно к таинствам. Несомненно, в XIV столетии в Византии существовала философская школа, вдохновлявшаяся платонизмом и ревностно хранящая наследие Псевдо-Дионисия, по своим основным позициям близкая к западным номиналистам. Эта школа сохранила последователей и после победы паламизма в 1351 г. Она настолько глубоко проникла в сознание некоторых мыслителей и настолько тесно была связана с тем платоновским образованием, которое получало большинство византийских интеллектуалов, что соборных решений 1341 и 1351 гг. было недостаточно, чтобы заставить ее исчезнуть. Если бы она получила более глубокий отклик, то могла бы в чем-то стать догматической почвой для восточной Реформации…

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Второй пример. Источник Библия 1581 « Праведницы же наслдятъ землю, и насладятся о множеств мира» (л. 7). « Кротцы , – рече, – наслдят землю, и насладятся о множеств мира» 9, л. 246). Праведность и кротость – важнейшие добродетели, свидетельствующие о крепости духа и чистоте помыслов человека; обладание добродетелями приближает человека к Богу. Произведённая Никоном замена существительного «праведники» на «кроткие» в цитате из псалма свидетельствует о том, что фразу из Ветхого Завета автор рассматривает сквозь призму Нового Завета. О судьбе кротких говорит в Нагорной проповеди Иисус Христос: «Блажени кротъцыи, яко тии наслдять землю» ( Мф. 5:5 ) 1067 . В толковании этого фрагмента из Евангелия от Матфея Феофилакт Болгарский писал: «Кроткие почитаются презренными и бедными: а Он, напротив, говорит, что они-то особенно и имеют всё. Кроткие же суть не те, которые вовсе не гневаются, таковы бывают только лишённые разума: но те, которые могут гневаться, и воздерживаются, а гневаются только тогда, когда должно » 1068 . В традиции святоотеческого толкования интересующего нас библейского текста, кротость – это способность справляться со своими пороками, умение побороть в себе одержимость гневом. Цитата из 36-го псалма использована автором в послании, в котором излагалось содержание ссоры патриарха Никона с Романом Боборыкиным. Пытаясь склонить государя на свою сторону и призывая его к миру и объективности при рассмотрении обстоятельств дела, Никон писал: «Тм же молим вашу кротость престати от гнва, и оставити ярость, и не послушати лукавнующих. „Кротцы, – рече, – наслдят землю и насладятся о множеств мира“. „Потерпи Господа, и сохрани пути Его: и вознесет тя“» 9, л. 246). Лексическая замена, таким образом, произведена автором сознательно и в соответствии во святоотеческими толкованиями новозаветных текстов. В такой формулировке библейское высказывание побуждало читателя задуматься о своих поступках и их роли для спасения души. Между тем такой же вариант фразы из 36-го псалма характерен для древнейшей традиции русской книжной культуры. В «Поучении» Владимира Мономаха 11-й стих звучит следующим образом: «И еще мало:... „ Кротции же наслдять землю, наслядяться на множьств мира“» 1069 . Тексты патриарха Никона органично вписывались в древнерусскую традицию, согласно которой книжники находили в стихах псалмов созвучие своему настроению и душевному состоянию 1070 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Первоначальный источник и причина всех суждений, по мнению Паули, есть ощущение 1065 . Если же мы зададимся теперь вопросом, можно ли найти такой безупречный критерий ощущения, пользуясь которым, можно было бы сказать: вот до этой ступени развития организмы обладают способностью ощущения, а ниже – они этой способностью уже не обладают, то безусловно убедимся, что такого критерия нет, и установить предел способности ощущения невозможно ни физиологически, ни психологически, и едва ли когда-либо станет возможным 1066 . Таким образом, исходя, с одной стороны, из требований единства всего органического, с другой – из невозможности проложить в нем грань между существами, обладающими психикой и не показывающими ее присутствия, мы должны признать универсальность психического фактора, т.е. принципа суждения 1067 , который единственно, по мнению Паули, может объяснить появление целесообразного, и принятие этого принципа делает излишними все изыскания псевдо-телеологов. Уже одно рассмотрение понятия средства, бесконечного разнообразия качеств, которыми организм пользуется в качестве средств удовлетворения своих потребностей, удивительным образом схожих с теми, которыми пользуется человек при своих целесообразных действиях, уже одно это рассмотрение исключает всякий другой принцип, кроме принципа суждения 1068 . Теперь невольно возникает вопрос: в какой форме возможно проявление принципа суждения у низших организмов, когда мы можем без всякого риска утверждать —577— крайне низкий уровень развития их примитивной психики, если, конечно, допустить вообще ее присутствие на столь низких стадиях организации? По словам Паули, психические акты у растений у Франсэ есть двутомная «Психология растений») или вообще у самых низших организованных существ ограничиваются лишь простой ассоциацией двух опытов, двух переживаний; эти акты так просты, что мы, с нашей сложной психикой, не можем себе точно их представить, и лишь анализируя поведение организма, мы заключаем, что его действия обусловлены аналогичными же причинами, что и наши собственные, что они должны иметь те же психологические причины со всеми их неотъемлемыми свойствами 1069 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010