1082, январь-февраль – захват Диррахия Робертом 1082, март-апрель – суд над Италом 1082, весна – реквизиция церковной утвари, первое выступление Льва Халкидонского 1082, апрель-май – возвращение Роберта в Италию 1082, весна – осада Рима Генрихом IV 1082, до мая – послание Алексея Генриху IV 1082, май – выступление Алексея из Константинополя 1082, лето-осень – борьба Алексея с Боэмундом на Балканах 1082, осень – возвращение Алексея в Константинополь 1082, май – хрисовул Алексея о привилегиях венецианцам 1082, август (?) – хрисовул Алексея о запрещении отчуждения церковной утвари 1082, осень-зима – захваты Боэмунда на Балканах 1083, 23 апреля – начало осады Лариссы Боэмундом 1083, осень – выступление Алексея из Константинополя 1083, осень – сражение у Лариссы 1083, ок. января – возвращение Алексея в Константинополь 1083, октябрь- ноябрь – взятие Кастории Алексеем 1083, ноябрь – полемика с «манихеями» в Мосинополе 1083, 1 декабря – возвращение Алексея в Константинополь 1083, 3 декабря – рождение Анны Комниной 1083, декабрь – возвращение Боэмунда в Италию 1084, начало (?) – бегство Травла 1084 – Влахернский собор о реквизиции церковной утвари 1084, июль – отречение Евстратия Гариды 1084, август – избрание патриарха Николая Грамматика 1084, сентябрь – новое обращение Алексея за помощью к венецианцам 1084, сентябрь – отплытие флота Роберта 1084, декабрь – обращение Варсама за помощью к Сулейману 1084 – заговор синклитиков 1084–1085, зима-весна – стоянка норманнского флота на р. Гликис 1084–1085 – второе выступление Льва Халкидонского 1085, январь – разгром венецианского флота Робертом 1085, июль – смерть Роберта Гвискара 1085, после июля – захват Диррахия Алексеем 1085, сентябрь- – рождение Марии (сестры Анны) 1086, август 1086, январь – указ о низложении Льва Халкидонского 1086, весна – экспедиция Бакуриани против печенегов; гибель Бакуриани 1086, июль – гибель Сулеймана 1086, после июля (?) – прибытие Чауша в Константинополь 1086–1092 – борьба Алексея с Абуль-Касимом, борьба Абуль-Касима с Борсуком, экспедиция Бузана в Малую Азию

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Е. обучался певч. искусству по т. н. старой системе в К-поле у Георгия Критского , протопсалта Мануила, и т. н. Новому методу у протопсалта Григория . По свидетельству Г. Пападопулоса, Е. «довольно [много] лет пел в константинопольской церкви св. Кириакии в Кондоскалионе, воспевая Господа, от великого своего благоговения, не только по воскресеньям и праздникам, но и в прочие дни седмицы, кроме пятниц, по которым он ходил в храм Живоносного Источника в Валукли, где нередко и пел» (Ibidem). Вероятно, одновременно Е. занимался преподаванием, поскольку Пападопулос упоминает, что он обучал церковному пению иеродиак. Парфения Микростома. Е.- один из 2 создателей рукописной 2-томной Анфологии (Т. 1: Agia Androu. 35; Т. 2: Tomplou Kritis. 8). 1-й т. имеет следующий подзаголовок: «Анфология, в которой содержатся избранные песнопения, изложенные в Новой системе нотации Константинопольской общей музыкальной школы, переписанная с общей четырехтомной Анфологии и разделенная на 2 тома кесарийскими музыкантами Хрисанфом и Евтихием на средства всечестного господина Серафима-музыканта, происходящего из селения Капарья на острове Андрос. Том первый, в лето 1823, августа 20». В наст. время известны следующие сочинения Е.: «Достойно есть» на глас βαρς и 4-й плагальный (Ath. Pantel. 1043. Fol. 42-43, XIX в.; Ath. Xen. 189. Fol. 1-208, 1893 г., ркп. Кесария из мон-ря Ксенофонт), «О Тебе радуется» на 4-й плагальный глас (Ath. Dionys. 695. P. 71-72; Ath. Pantel. 1043. Fol. 38v - 42; Ydra. Iliou. 610. Fol. 81v - 83v; Ath. Simon. Petr. 21. P. 13), воскресные причастны «Хвалите Господа» на глас βαρς (Ath. Doch. 343. Fol. 123-124v, нач. XIX в.; Ath. Pantel. 1043. Fol. 35v - 37v, XIX в.; 971. P. 64-70; 1038. Fol. 84-86v; Ath. Dionys. 723. Fol. 286-289), причастен «Вкусите и видите» на 4-й глас (Ath. Pantel. 1043. Fol. 37v - 38v, XIX в., 1313. P. 35-40; 971. P. 70-75; Ath. Dionys. Fol. 284-286; Pantel. 1308. Fol. 89v - 91). Его калофонические ирмосы на 8 гласов («К кому прибегну иному, Чистая» 1-го гласа, «Вскую мя отринул еси от лица Твоего» 2-го гласа, «Како изрещи Твоя по достоинству возмогу» 3-го гласа, «Ныне надеяся, к Твоему прибегох» 4-го гласа, «Ты моя крепость, Господи» 1-го плагального, «От многих моих грехов» 2-го плагального, «Не умолчу вопити яснейше» на глас βαρς, «Обстояния, и скорби, и нужды») опубликованы в Анфологии Феодора Папапарасху Фокейского с примечанием: «Ирмосы калофонические Г. Угурлу, переведенные [в нотацию Нового метода] Спиридоном А. из Спарты, исправленные Ф. Фокейским» (Ταμεον Ανθολοϒας. Θεσσαλονκη, 1979. Σ. 625-642). В рукописной традиции известны только 2 ирмоса: «Вскую мя отринул еси от лица Твоего» (Ath. Dionys. 691. Fol. 106v - 108) и «От многих моих грехов» 2-го плагального гласа (Ibid. Fol. 108-111). Е.- автор сокращенных версий мелоса херувимских на 8 гласов Петра Византийского (Benakis. TA. 120. Fol. 83-91v).

http://pravenc.ru/text/187586.html

четв. XI в. при волынском кн. Ярополке (Петре) Изяславиче : в 1078-1086 гг. (А. Н. Поппе , Я. Н. Щапов ) или в 1089-1091 гг. (М. Д. Присёлков ). Первая из этих датировок исходит из того, что свт. Стефан, игум. Киево-Печерского мон-ря после прп. Феодосия , упомянут в качестве «епискупа в Володимирьскую волость» уже в Житии прп. Феодосия Печерского, к-рое было написано прп. Нестором , согласно наиболее распространенной гипотезе, в 80-х гг. XI в. Однако эту датировку нельзя считать вполне доказанной (см.: Артамонов Ю. А. Житие Феодосия Печерского: Проблемы источниковедения//Древнейшие гос-ва Вост. Европы, 2001 г. М., 2003. С. 173-277). Датировка 1089-1091 гг. основана на том наблюдении, что свт. Стефан, упоминаемый как епископ при перенесении мощей прп. Феодосия в авг. 1091 г., не значится среди епископов, присутствовавших на освящении Успенского собора Печерского мон-ря 14 авг. 1089 г. Однако отсутствие Стефана Волынского на печерских торжествах 1089 г. могло иметь свои причины. Тесная связь между еп. Стефаном и волынским кн. Давыдом Игоревичем (1086-1099; † 1112), к-рый в 1109 г. завершил строительство собора в основанном свт. Стефаном на Клове под Киевом мон-ре в честь Положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне (в этом мон-ре князь был впосл. похоронен), подсказывает, что поставление Стефана могло состояться в княжение Давыда и по его инициативе, напр., ок. 1086 или 1088 г., когда Волынская и Туровская волости, бывшие под властью Ярополка Изяславича, оказались разделены. Об этом же говорит и каталог Владимиро-Волынских епископов, сохранившийся в позднем (XVIII в.) лат. списке из б-ки униатской Перемышльской епископии, но заимствованный из какого-то более раннего источника. В нем перед Стефаном значатся Иоанн, Антоний, Anythi (?), Codrius (?), Илия, а после - Симеон, Феодор, Лаврентий, Прокопий, Антоний, Иоасаф, Василий, Никифор, Косма ( Петрушевич А. С. О соборной Богородицкой церкви и святителях в Галиче//Галицкий ист. сб. Львов, 1853. Вып. 1. С. 145. Примеч.). Данные этого каталога, составленного без опоры на летописи, не противоречат летописным свидетельствам, согласно к-рым известны следующие Владимиро-Волынские епископы XII в.: свт.

http://pravenc.ru/text/159136.html

Аналогичную картину являет нам византийская и поствизантийская Южная Италия, где даже скромные местечки имели собственного табулярия. 744 Так, в конце X в. подвизался в составлении документов «протопапас и табулярий крепости Таранто» Куртикис, по поручению которого неким Григорием был написан самый ранний греческий частный акт на южноитальянской почве – дарственная 981 г. и который подписался первым среди свидетелей, а также в 984 г. сам писал акт о разделе имущества. 745 Правда, в XI в., т. е. во время, когда в Таранто существенно увеличивается количество документов, их составители, как кажется, не носили здесь никакого нотариального звания (нет упоминаний ни о табулярие, ни о номике; пять документов с 1029 по 1040 г. писаны рукой иерея Василия, 746 один акт 1035 г. – рукой Николая, 747 семь документов за 1043–1054 гг. – рукой Иоанна Куркуаса 748 ), акты по их формуляру, каллиграфии и грамматике демонстрируют редкую компетентность и высокий профессионализм. Дукт письма и некоторые нотариальные приемы (например, особый способ написания предлога ν в словах ν νματι инвокации) передавались от одного нотария к другому. Более того, само это занятие передавалось от одного члена семьи к другому; целую династию нотариев основал уже упомянутый Иоанн Куркуас (несколько документов с 1084 по 1086 г. писаны его сыном Панкальо; в актах 1143–1145 гг. встречаем писца Куркуаса, сына Иоанна; акт 1182 г. писан также Куркуасом, сыном судьи Иоанна, которого не следует отождествлять с предыдущим). 749 Ни один из Куркуасов не определяется как табулярий, но несомненно то, что эта семья имела почти наследственное право на нотариальную деятельность, практикуя эту профессию свыше ста лет. 750 Связь нотариальных функций с церковной должностью протопапаса, о которой говорилось выше, прослеживается по актам Калабрии (так, в епископстве Оппидо 13 документов 1051–1057 гг. подписаны «протопапасом Сицилии»; 751 в Стило большая часть документов, составленных в норманнский период, писана или скреплена протопапасами, 752 которые часто называются номиками; аналогично – в Кротоне, где, однако, в конце XII – начале XIII в. функцию табулярия исполняют и другие высокопоставленные сановники епископской церкви, например, в 1199 г. девтеревон, т. е. заместитель протопапаса, 753 а с 1219 по 1228 г. – один протопсалт 754 ), Базиликаты (так, дарственная 1043/44 г. из Виджано писана протопапасом Урсолеоне по поручению иерея Николая, табулярия Виджано; 755 два акта из Карбоне – 1055/56 и 1058/59 гг. – писаны протопапасом Николаем; 756 дарственная 1053 г. писана протопапасом церкви Св. Кирика Феофилактом 757 ) и т. д. Но в то же время акты Черсосимо (провинция Потенца) и Меркуриона (Южная Калабрия) писаны табуляриями, а протопапас не упомянут ни разу (интересен случай, когда иерей Хрисафий, написавший в 1057/58 г. дарственную по поручению табулярия Хрисоиоанна, становится затем преемником табулярия 758 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Жизнеописания и главные труды. Вальпенберг В. Философские взгляды Михаила Пселла //Византийский временник. 1945. Васильев А. Описание личности Пселла и обшее изложение политической жизни Византии в XI веке//A History of the Byzantine Empire. 1952. P. 366–368. Галяшкин Я. Статья о византийской литературе в Энциклопедическом словаре Граната. Т. 10. С. 86–87. Автор говорит: «Другим крупным философом (после Св. Иоанна Дамаскина ) является «πατος τν φιλοσφων» Михаил Пселл , по обширности своих познаний, остроте наблюдения и стилю центральная фигура в литературе XI века». Иващенко – см. Арсений, Архиепископ. Каждан А. П. Статья в Большой Советской Энциклопедии. 1974. Т. 16. С. 344. Автор с похвалой отзывается о трудах Пселла и о нем самом, этим, в сущности, следуя сложившемуся мировому мнению. Интересно заметить «реабилитацию» Пселла в Большой Советской Энциклопедии. В издании 1940 г. (т. 47) Пселл представлен как абсолютно отрицательная личность, содействовавшая угнетению византийских народных масс своим служением их угнетателям. БСЭ издания 1955 г. (т. 35. С. 229) уже не повторяет прежних обвинений и скорее дает благосклонный отзыв о Пселле. Последнее же издание, 1974 г., как мы видим, дает объективное и положительное начертание жизни и трудов Пселла. Литаврин Г. Г. 1) О причинах последнего похода русских на Константинополь в 1043 г.//Византийский временник. 1967. 2) Еще раз о походе русских на Византию в июле 1043 г.//Византийский временник. 1969. 3) Статья//История Византии: В 3 т. 1967. Т. II, глава X. С. 262–276. Русский поход на Константинополь в 1043 г. описывается у Пселла в его «Хронографии», в разделе, посвященном царствованию Константина IX Мономаха. Он считает это «восстанием», а не войной; все 800 русских пленных были ослеплены. А внук Константина Мономаха был знаменитый русский князь – Владимир Мономах . Любарский Я. Н. Михаил Пселл : личность и мировоззрение//Византийский временник. 1969. Статья обстоятельная и указывает на некоторую литературу о Пселле (указан ряд научных статей в немецких журналах, недоступных нам).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

При архиеп. Либентии II (1030-1032) в Г. был учрежден соборный капитул, построен госпиталь и приняты меры для ухода за больными и призрения бедных. При преемнике архиеп. Германа (1032-1035) архиеп. Бецелине Алебранде (1035-1043) в Бремене началась перестройка собора св. Петра и построен архиепископский дворец; центр архиеп-ства был перенесен в Г. Наиболее известным архиепископом Г.-Бремена был Адальберт (1043-1072). С первых лет правления «он обратил все [свои] надежды на помощь [императорского] двора» (Ibid. P. 147). В период между 1043 и 1056 гг. он был участником всех съездов и соборов, устраивавшихся имп. Генрихом III , и сопровождал императора во всех военных походах. В отличие от мн. герм. церковных иерархов в борьбе за инвеституру он поддерживал императоров. С отстранением Адальберта нем. князьями на съезде в Трибуре (1066) от дел влияние архиеп-ства резко снизилось. Тем не менее при Адальберте расширилась зона христианизации в Скандинавии: архиепископ назначил епископов в Исландию (Ислейв, сын Гицура, с 1056 епископ Скальхольтский) и на Оркнейские о-ва. После попытки дат. кор. Свена Эстридсена основать в Дании собственное архиеп-ство Адальберт предпринял ряд мер по созданию Гамбургского Патриархата, к-рые не имели никаких последствий. При Адальберте в христианство были обращены ободриты и основаны 3 подчиненных Бремену еп-ства в слав. землях: Ольденбург, Мекленбург и Ратцебург. Однако в результате восстания полабских славян в 1066 г. эти слав. еп-ства отпали от Церкви; дважды (в 1066 и 1072) Г. был опустошен и разрушен, после чего центром архиеп-ства вновь стал Бремен. С именами архиепископов Лиемара (1072-1101) и Гумберта (1101-1104) связана окончательная утрата архиеп-ством Г.-Бремен влияния в сев. нем. землях. Такое положение дел сохранялось и при архиепископах Фредерике (1104-1023) и Адальберте II (1123-1148). Архиепископы Лиемар и Гумберт были верными сторонниками имп. Генриха IV (1050-1106) в его противостоянии саксон. знати и в продолжавшейся борьбе за инвеституру. Архиеп. Лиемар был отстранен (1073), а затем восстановлен в сане папой Римским Григорием VII . В 1077 г. сопровождал имп. Генриха IV в Каноссу. При нем Адам Бременский написал «Историю гамбургских архиепископов».

http://pravenc.ru/text/161614.html

Поэтому-то решение этого собора, утвержденное императорскою властью, называется τμος τς νσεως. Постановление состоит в след. Четвертый брак безусловно запрещается. Кто вступит в него вопреки запрещению, отлучается от церковного общения до расторжения незаконного брака. Третий брак дозволяется только в виде снисхождения людям молодым, имеющим от роду не более 30 лет, и при том бездетным, а в случай, если у них уже есть дети от прежних браков, то с наложением четырехлетней епитимии. Сорокалетнему человеку не имеющему детей допускается третий брак под условием пятилетней епитимии, а имеющему детей и 40 лет возраста совсем запрещается вступление в третий брак. (Leuncl. t. 103–109. Συν V. 4–10. Кормч. гл. 52.) Из других Синодальных постановлений по делам брачным следует упомянуть: 2) О постановления патриарха Сисиния (996–999) о том, что два брата не могут жениться на двоюродных сестрах (Leuncl. t. 197–203. Συν V. 11–19. Кормч. гл. 51.). Его же постановление о невенчании второбрачных. (Павлов, Синод. пост. патр. Сисиния о невенч. втор. Визант. Врем. т. II. стр. 152–159). 3) О постановлений патриарха Алексея (1025–1043) о запрещении брака в седьмой степени кровного бокового родства (Leuncl. t. 204. Συν V. 36. Кормч. гл. 51.), о невенчании второбрачных. (Павлов, там же стр. 154). 4) О постановлении патр. Михаила Керуллария (1043–1059) о том же и о браке в шестой степени свойства (Leuncl. t. 206–210. 263. 264. Συν V. 40–47). 5) О постановлениях патр. Иоанна Ксифилина 1066 и 1067 об обручении, в которых оно приравнивается браку (Leuncl. t. 211. 212. 214. Συν V. 51–54). 6) О постановлениях патр. Николая Грамматика 1902 г. о браках в шестой степени свойства (Leuncl. t. 215. 216. Συν V. 58–60). 7) О постановлении патр. Луки Хрисоверга 11 апр. 1166 г., запрещающем брак в седьмой степени кровного бокового родства (Leuncl. t. 217–220. Συν V. 95–98). 8) О постановлениях патр. Михаила Анхиала 1169–1177 о значении обручения и о свойстве от трех родов (Leuncl. t. 230–231. Συν V. 100.). 9) Иоанна Глики (1315–1320) три постановления о брачном разводе – по причине несогласия и продолжительного взаимного отчуждения супругов, по причине легкого поведения мужа и по причине незаконных действий и взаимного отвращения обручившихся (Miklosich et Muller. Acta et diplomat. I. 1–95. Migne. Patrol. graeca. t. 152. p. 1058). 10) О послании патриарха Григория VI 10 февр. 1839 года к Ионейскому правительству, в котором изгаляются действующие в восточной церкви правила относительно родства как препятствия к браку ( Συν V. 164–168). Из Синодальных постановлений, касающихся других предметов кроме брака, нужно упомянуть след: 1) Синодальное постановление патр. Алексея Студита (1025–1043) о ставленных пошлинах ( περ τς το κανονικο δοσεως). Συν V. 60.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

•  Родной город преподобного — Васильков — основан во второй половине Хв. и ныне является районным центром в Киевской обл. на Украине.  •  По благословению прп. Антония Печерского, св. Феодосий испросил у князя Изяслава близлежащую гору и там был поставлен храм в честь Успения Пресвятой Богородицы и устроены кельи. Братия переселилась на новое место. Так возник знаменитый Киево-Печерский монастырь, оплот монашества и православия на Русской земле. В Печерской обители впервые на Руси был введен устав Студийского монастыря. Впоследствии этот устав приняли и все остальные русские монастыри этого времени, следуя примеру Киево-Печерской обители. Студийский устав отличается от начавшего распространяться на Руси после XIV в. Иерусалимского устава преобладанием правил монашеской жизни над богослужебными. Благоверный князь Ярополк, во святом крещении Петр, Волынский страстотерпец (+ 1086) Память его празднуется 22 нояб. в день мученической гибели Св. благоверный князь Ярополк Изяславич был старшим сыном вел. князя Изяслава Ярославича. Кроткий и смиренный нравом, послушный сын, он  разделял все скорби своего отца, принимал участие во всех его походах и сопровождал его в его изгнаниях.  Удел свой — Владимир-Волынский — он получил от дяди своего, вел. князя Всеволода Ярославича. Он много претерпел от несправедливости и корыстолюбия своих родственников, но всегда легко прощал обиды.  Прп. Нестор Летописец приводил его ежедневную молитву: «Господи Боже мой! Приими молитву мою и дай мне смерть такую же, как и братьям моим Борису и Глебу, от чужой руки, да омою грехи свои все своею кровью, и избавлюсь от суетного этого света и мятежного, от сети вражеской...» «Просимого им, — говорит далее прп. Нестор, — не лишил его милостивый Бог: получил он блага те, каких ни око видело, ни ухо слышало, ни сердце человека не предугадало, какие уготовал Бог любящим Его...»  21 ноября 1086 г. благочестивый князь Ярополк был предательски убит «неизвестным злодеем», вонзившим ему в бок саблю. Думают, что его подослали неблагодарные племянники св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

По словам ее «учение его и доныне предается проклятию, но имя его только косвенно, тайно и не для многих явно осуждается анафемой, ибо впоследствии он изменил свой образ мыслей и раскаялся» 1289 . В «чине православия» в Постных Триодях, греческих и переводных славянских, учение Итала изложено в 11-ти анафематизмах 1290 . 3. Осуждение монаха Нила. – Около того же времени (может быть даже в том же году) был осужден монах Нил 1291 , учивший, что человечество во Христе обожествлено по естеству (φυσις ϑεωϑναι), т. е. что человечество было по существу божественное. Таким образом, Нил касался того же самого вопроса, какого уже касался Иоанн Итал, но в решении его он впадал, очевидно, в евтихианство или монофизитство, а потому и нашел приверженцев среди проживавших в Константинополе армян. На соборе был поэтому осужден не только один Нил, но и армяне и еще некто Влахернит, придерживавшийся ереси евхитов или энтузиастов 1292 . 4. Соборы на Льва Халкидонского. – В 1086 г. осужден был на соборе Лев, митрополит Халкидонский, при следующих обстоятельствах 1293 . Около 1082 г. Алексей Комнен во время войны с норманнами (Робертом Гюнскаром), нуждаясь в деньгах, с согласия патриаршего синода приказал передать на монету некоторые церковные украшения и между прочим двери Халкопратийского храма, на которых изображены были двенадцать праздников. Это вызвало продолжительные волнения. Лев Халкидонский приравнял распоряжения императора к иконоборству. Он отстаивал ту мысль, что вещество, из которого делаются священные изображения, остается священным даже и после того, как уничтожен лик Христа. А это вело к тому заключению, что икона сама по себе безотносительно заслуживает почитания или поклонения. По всей вероятности, именно в этом смысле Лев допустил некоторые неловкие и неосторожные выражения, за которые и был осужден и низложен в 1086 г. 1294 . Осуждение Льва, происшедшее вследствие влияния императора, по всем признакам вызвало раскол. Для уничтожения разделения около 1090 г. был созван новый примирительный собор, на котором, по прочтении того места из синодика, где говорится о поклонении иконам, и по окончании прений, которыми руководил сам царь, было формулировано, что Христу, как Богу, мы покланяемся ради него Самого, святым – ради приближения к Богу; иконы же святых, как слуг Христовых, чтим относительно (σχετικς) ради Него. Раскаявшийся Лев был примирен с Церковью и возвращен из ссылки 1295 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Впрочем в следующем году (1086) Ярополк снова вернулся из Польши в Русскую землю, заключил мир с Всеволодом и старанием доброго Мономаха сел опять во Владимире. Такому обороту дел в особенности содействовала прежняя дружба Мономаха с Ярополком, а можете быть и благодарность старого Всеволода к отцу Ярополка Изяславу и нежелание Всеволода вступать в борьбу с сыновьями Изяслава (братьями Ярополка), из которых старший по праву должен был получить великое княжение по смерти Всеволодовой. – Как бы то ни было, но Ярополк в третий раз утвердился в своей отчине, хотя на весьма непродолжительное время. Посидев несколько дней во Владимире, блаженный князь поехал в Звенигород, один из городов Галицких. 115 «Когда дорогою, как говорить современник, он лежал на возу, некто Нерядец, один из дружины Ярополка, ехавший подле на лошади, по наущению злых людей (вероятнее всего по наветам Ростиславичей), 116 проколол князя в бок саблею». Ярополк поднялся, извлек из себя окровавленное железо и громко воскликнув: «ох, этот враг меня покончил», скончался. Нерядец бежал в Перемышль к Рюрику Ростиславичу. 117 Это было 22 ноября 1086 г. Отроки Ярополковы взяли тело своего князя и повезли оное сначала во Владимир, а оттуда в Киев, чтобы воздать ему честь погребения там, где лежали кости отца его. Всеволод, Мономах и брат его Ростислав, духовенство и народ Киевский, все встретили останки блаженного князя с искренним изъявлением горести и печали. За тем, по свидетельству Нестора «со псалмы и песньми проводили его до Св. Димитрия и опрятавше тело его, с честью положили оное в мраморной раке, в церкви Св. Апостола Петра, юже бе сам начал здати преж, месяца декабря, в 5 день 118 . Летописец со скорбью говорит, что блаж. Ярополк много принял бед без вины, был изгоняем братьями, обижен, разграблен, наконец принял горькую смерть. По словам Преподобного Нестора, он был тихий, кроткий, смиренный, братолюбивый, каждый год давал десятину из всего имения своего в Богородичную Киевскую церковь и всегда просил себе у Бога такой смерти, какая постигла его родичей: Бориса и Глеба. «Господи Боже, взывал он часто, приими молитву мою, дай мне смерть, якоже двум братьям моим Борису и Глебу, от чужой руки, дабы я омыл грехи мои кровью моею и избавился сего тщетного, мятежного мира, как вражьей сети». И вот, заключает Преподобный летописец, молитва блаженного не отринута Богом. Он получил блага, их же око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человека не взыдоша, яже уготова Господь любящими его. 119

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010