193. Pag. 1095 и 1096. 194. Pag. 1083 и 1084. 195. Pag. 1085. 196. Pag. 1089. 197.  Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17. 21). 198.  Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет (Пс. 33. 19). 199.  Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас (2 Кор. 13. 5). 200.  Пребудьте во Мне, и Я в вас (Ин. 15. 4). 201. Pag. 1093 и 1094. 202. Pag. 1085 и 1086. 203. Четьи-Минеи. Житие преподобного Арсения Великого, 8 мая. 204. Достопамятные сказания, главы 4, 18 и 20. 205. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 206. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 207. Алфавитный патерик. 208. Алфавитный патерик. 209. Алфавитный патерик. 300. Алфавитный патерик. 301. Алфавитный патерик. 302. Алфавитный патерик. 303. Алфавитный патерик. 304. Алфавитный патерик. Пролог, апреля в 3 день. — Дмитрий Александрович Шепелев, которого тело покоится в церкви преподобного Сергия в Сергиевской пустыни близ С.-Петербурга, передавал о себе настоятелю этой пустыни, архимандриту Игнатию 1-му, следующее: он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда пажи говели и уже приступали к Святым Тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие, чтоб в Чаше были Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были Тайны, — он ощутил, что во рту у него мясо. Ужас объял молодого человека: он стоял вне себя, не чувствуя сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшее с ним изменение и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и употребил преподанные ему Святые Тайны. 305.  …Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2. 21). 306. Patrolog. pag. 751. 307. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 308. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 309. Исаак Сирский. Слово 55. Достопамятные сказания. 310. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 311. Алфавитный патерик и Достопамятные сказания. 312. Patroloqiae pag. 1030. Алфавитный патерик.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

2) Волей, хотением, т.е. совершенно свободно, а не вследствие какой-либо необходимости. Поэтому-то и говорится: Бог наш на небесах [и на земле]; творит все, что хочет ( Псал. 113:11 ); Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах ( Псал. 134:6 ); достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено ( Откр. 4:11 ). Поэтому же и древние учители Церкви исповедовали, что Бог сотворил мир не по какой-либо нужде или принужденно, но единственно по своему изволению; 1085 что Он создал все, что хотел и как хотел; 1086 что воля Его есть и основание, и начало, и мера всех вещей, 1087 есть даже самое дело, которое мы называем миром. 1088 3) Словом. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет, повествует священный Бытописатель, – И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды..., И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды и т.п ( Быт. 1:3,6,9 и след.). Он [сказал, и они сделались,] повелел, и сотворились, восклицает Богодухновенный Псалмопевец ( Псал. 148:5 ). Но под словом Божиим, замечают Святые Отцы Церкви, здесь не следует понимать какой-либо членораздельный звук или слово, подобное нашему; нет, это творческое слово знаменует только мановение или выражение всемогущей воли Божией, произведшее из ничтожества вселенную ( Откр. 4:11 ; Иер. 32:17 ). “Создатель вселенной, говорит святой Василий Великий , имея творческую силу, не для одного только мира достаточную, но в бесконечное число крат превосходнейшую, все величие видимого привел в бытие одним мановением воли... Когда же приписываем Богу голос, речь и повеление, тогда под Божиим словом не имеем ввиду звук, издаваемый словесными органами, и воздух, приводимый в сотрясение посредством языка, но, для большей ясности учащимся, хотим в виде повеления изобразить само мановение в воле”. 1089 Подобным образом рассуждают – святой Амвросий, 1090 святой Иоанн Дамаскин и другие. 1091 Следовательно, если выразить кратко, как учит Священное Писание о способе сотворения вселенной, то учение это будет следующее: “Бог сотворил мир по вечным идеям своим о нем, совершенно свободно, единым мановением воли. В идеях от века предначертан был план мироздания; свободная воля определила осуществить этот план; мановение воли действительно осуществило”. Но каким образом одно мановение всемогущей воли, одно творческое слово могло воззвать из ничтожества вселенную, – это Священное Писание называет тайной, которая понимается только верой: верою познаём, говорит святой Апостол, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое ( Евр. 11:3 ). § 59. Побуждение к творению и его цель.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

А то, что мы, преследуемые тобой, говорили о подчиненном, иначе говоря низшем, и высшем по причине и следствию, а не по тварности и нетварности 1075 , точнее же, когда говорил Варлаам, мы не сочли нужным возражать на его слова, но предоставили это благочестивому разуму, – свидетель ты сам, выступающий против наших слов о нетварном. Следовательно, и ты 1076 – достойный веры и неоспоримый свидетель и для себя, и для нас: для нас, что мы, говоря так, благочестивы; для себя, что считаешь всё каким бы то ни было образом подчинённое у Бога тварным. Новый Арий, появившийся в наше время, затем облачившийся в лисью шкуру 1077 и овчину лицемерия, ты стремишься незаметно пожрать Христовых овец и чванишься, что уже проглотил и насильно удерживаешь неповеривших, не зная, что [люди] Христовы на самом деле сильны немощью и, если даже «страдают, как злодеи, вплоть до уз " 1078 , однако не стыдятся свидетельства истины, зная, в Кого уверовали, и уверенные, что верен [Обещавший] сохранить их в оный день 1079 . Ведь «и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут» несомненно «гонимы» ныне 1080 , »злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь« 1081 , »и слово их», хотя и отступившее от истины 1082 , «как рак, будет распространяться» 1083 , а не придерживающиеся »здравого учения» «по своим прихотям будут избирать таковых учителей, которые льстили бы слуху» 1084 . Глава 10. Свидетельства святых, что божественная природа есть источник божественных энергий; здесь же ясное доказательство, что Акиндин является арианином Что сущность есть источник и причина энергии, показывает говорящий: «Все причастно промыслу, источаемому из всепричинного божества« 1085 . Ярчайший же светоч Ниссы [говорит]: «Какое слово могло бы выразить божественную энергию, а лучше, силу, от которой энергия, точнее же, природу, от которой сила» 1086 . А Златоустый отец в писании «О непостижимом» говорит: «Пророки не только оказываются не знающими, что есть Бог по природе, но и о самой премудрости находятся в затруднении, сколь велика она, хотя не сущность из премудрости, но премудрость из сущности.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

В Аравийской степи нередки и песчаные ураганы; каменный град упомянут у Иисуса Навина X, 11. Возможно также думать, что произошло и разлитие пелузийского рукава Нила. Мы знаем только, что Ангелу Господню приказано было поразить войско, и может быть все бедствия, упомянутые в 30 стихе обрушились на войско, из которого спаслись весьма немногие с царем. 31 . Ибо от гласа Господа содрогнется Ассур, жезлом поражаемый. 32 . И всякое движение определенного ему жезла, который Господь направит на него, будет с тимпанами и цитрами, и Он пойдет против него войною опустошительною. 33 . Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжет его. Профессор Якимов (стр. 483) указывает, что в ст. 31 выражение: „содрогнется Ассур“ – слабо для выражения мысли Еврейского текста. Следовало бы сказать: Ассур распадется, разложится, потеряет способность действовать в качестве грозной армии. Господь направляет действия жезла, определенного Ассуру. В настоящем случае жезл этот находился в руках Ангела: „Ангел Господень поразил“ ( 4Цар. 19:35 ). Идет войною опустошительною против Ассура Сам Господь и исполняют Его веления служебные духи 1085 . Пророчество говорит, что всякое движение жезла Господня против Ассура будет с тимпанами и цитрами. В этом пророчестве видят не только радость избавления от опасности, но и молитвы и песнопения впродолжение опасности, и связь между молитвою верных и поражением врагов Господних. Под именем Тофета 1086 разумеется раскаленная печь, притом оскверненная человеческими жертвоприношениями. Здесь, вероятно, это и эмблема язычества, и пророчество о вечном огне для нераскаянных грешников в особенности же для сатаны, которого типом были Ассур и Вавилон. 1061 Сигор нашего перевода, называется в Вульгате Суа, в запад. переводах Со. Это разные произношения или искажения имени Шабака, предшественника Тиргака. Мы просим позволения отослать за подробными сведениями об этих фараонах к нашему изданию Бругша.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И изгнал от лица их народы, и по жребию разделил им (землю их) 1084 межевою вервию, и поселил в жилищах их колена Израилевы. Но 1085 они искушали и огорчали Бога Всевышнего и уставов Его не хранили. И отвращались и отступали, как и отцы их, превратились в неверный лук. И прогневляли Его высотами своими и истуканами своими раздражали Его. Услышал Бог, и (гневно) воззрел 1086 , и уничижил сильно Израиля, И отверг скинию Силомскую, жилище, в котором Он обитал среди людей, И отдал в плен крепость их и красу их – в руки врагов 1087 . И предал 1088 мечу народ Свой и достояние Свое презрел. Юношей их поел огонь, и девицы их не оплаканы были, Священники их от меча пали, и вдовы их не будут оплаканы 1089 . Но восстал, как бы от сна, Господь, как сильный и шумящий от вина 1090 . И поразил врагов Своих в тыл, вечному позору предал их. И отверг селение Иосифа, и колена Ефремова не избрал. А избрал колено Иудово, гору Сион, которую возлюбил. И построил, как (жилище) единорога 1091 , святилище Свое, на земле основал его 1092 на век. И избрал Давида, раба Своего, и взял его от стада овец. От 1093 доящих взял его пасти Иакова, раба Своего, и Израиля – наследие Свое. И пас он их в незлобии сердца своего, и разумно 1094 руками своими путеводил их 1095 . 1052 Греч. οκ πιστθη μετ το Θεο – слав. не увери с Богом – букв., но неясно. У преосв. Порфирия не удостоверял Богом (духа своего) – тоже не лучше. «Не приобрели твердой веры в Бога и противились Его уставам» (ср. 22 и 37 стт.) (Афан. Вел. и Феодорит). 1055 Слав. представи соответствует παρστησε – букв. поставил сбоку, приставил к ним – минуск. (более 100), Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт., Анфим; а ват., [син.,] text. recept., Фильд и Тишендорф – στησεν. 1056 Не дал им разливаться и затоплять путь евреев, как бы собрав их в мех и поставив вокруг евреев. Так понимают свт. Афанасий, бл. Феодорит, патр. Анфим, Гоберг, Вульгата ([quasi] in utre [др. чтт. quasi in utrem или quasi utrem]), преосв. Порфирий, в слав. неясно: яко мех.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

И хотя они хотели установить свои законы, Божьи заповеди не были отброшены. Они не помнили, что Господь говорил: «Без Меня не можете делать ничего» 1082 , «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» 1083 , «Никто не имеет что-нибудь, если бы не было дано ему свыше " 1084 . И апостол: «Но благодатию Божиею есмь то, что есмь» 1085 , «Всякий дар совершенный нисходит свыше» 1086 , и пророк: " Господь дает благодать и славу» 1087 . И тогда человек истинно имеет свободное суждение, когда он будет искуплен прощением Христа, и при этом прощении он захочет следовать влиянию совершенства. Из-за стремления к этому Цезарий дал истинное и очевидное из апостольского предания уложение 1088 . А блаженной памяти Бонифаций, в то время папа Римской церкви, в той борьбе, когда рвение Цезария было попрано упорствующими, апостольской властью поддержал его сторону 1089 . И главы церквей постепенно приняли то, что в результате их неожиданного упорства дьявол хотел уничтожить. 61 . И когда этот канон был определен, высочайший епископ проповедовал поджидавшим отцам, говоря: «Если ты любишь слова Божьи, то удерживай в сердце, что я произнес (дал). Высшее совершенство десяти заповедей подобает божественной любви. Как любовь Христа привязала себя в тебе, пусть сам же ты воздашь, когда всеобще щедрость будет разделена с человеком. Поверь, что не только души родителей, друзей и клиентов должны быть питаемы от той речи. Призываю в свидетели тебя перед Господом и его святыми ангелами, что ты ответственен за спасение твоих клиентов 1090 , каких бы ни было слабых, если не так же, как и родителям, будешь им давать, когда вернешься к тому, что я предписывал. И ты познаешь, что раб был дан тебе в настоящее время земным творением и не передан тебе навсегда». И еще раз к тем, к которым взывал, обратился: «Зачем мы говорили, братья? Зачем обсуждали, сыновья? Я спрашиваю вас, как до сих пор наши проповеди были в согласии? Если вы уважаете сказанное нами, то сохраните это, если сохраните, то, без сомнения, сердцами дойдете до этого».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И это действительно так, потому что вслед за финалом страданий Иова неизбежно должен последовать позор богопротивника, наступит его поражение: Иов окажется победителем диавола. Как мы помним, сам диавол, выступив в роли мучителя и гонителя Иова, взялся за дело именно потому, что его как бы «подтолкнул», спровоцировал на это Сам Бог. Мы помним, что в небесном прологе истории Иова отнюдь не сатана первым заговаривает о праведнике. Именно Господь обращает внимание диавола на высочайшую степень святости и нравственной чистоты Иова, тем самым как бы нарочно распаляя злобу сатаны против будущего страдальца: И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла ( Иов. 1:8 ). В связи с этим еще раз приведу сказанное святителем Григорием Великим : «...здесь нужно обратить внимание на то, что не дьявол прежде просил блаженного Иова у Господа, но Господь похвалил Иова перед дьяволом » 1085 . Конечно же Бог поступает так неспроста, ибо знает, что Иов, оставаясь верным Господу в самых страшных искушениях и мучениях, достигнет посредством этого еще большей меры духовного совершенства. Как пишет Двоеслов, «и если бы Бог не знал, что Иов непременно пребудет в своей праведности, то не упомянул бы о нем пред дьяволом. И Он не допустит погибнуть в искушении тому, о ком еще прежде испытания, из-за похвал Божиих, в уме искусителя были зажжены сильные огни зависти» 1086 . Поэтому-то Создатель так решительно и инициирует Свою «провокацию» против диавола. Причем, по Его замыслу, как мы помним, орудием в деле восхождения Иова к вершинам богопричастности и богопознания должен парадоксальным образом стать именно сам сатана. Как раз он, нападая на Иова самыми изощренными и жестокими способами, конечно же совсем не желая того, будет способствовать дальнейшему духовному совершенствованию праведника. Итак, сам Иов и оказывается здесь, по замыслу «Всехитреца»-Господа, желанной приманкой для диавола-левиафана.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Иез. 40 :44. И ввел меня во двор внутреннейший: и вот две комнаты 1080 во внутреннейшем дворе, одна против задней стороны ворот, обращенных на север, обращенная лицем 1081 на юг, а другая против задней стороны ворот, находящихся на юге и обращенных (лицем) к северу 1082 . Иез. 40 :45. И сказал мне: эта комната, обращенная на юг,-для священников, которые бодрствуют на страже храма. Иез. 40 :46. А комната, обращенная к северу, для священников, бодрствующих на страже жертвенника: они сыновья Садока, которые (одни) из (сынов) Левия приближаются к Господу, чтобы служить Ему. Иез. 40 :47. И измерил двор: сто локтей в длину, и в ширину сто локтей, по четырем сторонам его 1083 , и жертвенник пред храмом 1084 . Иез. 40 :48. И ввел меня в притвор храма и измерил столб 1085 притвора: пять локтей ширины в одну сторону и пять локтей в другую, а ширина дверей четырнадцать локтей; и бока 1086 у дверей притвора: три локтя в одну сторону и три локтя в другую. Иез. 40 :49. А длина притвора-двадцать локтей, а ширина-двенадцать локтей, и десятью ступенями поднимались к нему, и столбы были у притвора 1087 один по одну сторону, другой по другую. Глава 41 Иез. 41 :1. И ввел меня в храм и измерил столбы 1088 :-шесть локтей ширина в одну сторону и шесть локтей ширина столбов в другую сторону. Иез. 41 :2. И ширина ворот десять локтей и бока 1089 ворот-пять локтей в одну сторону и пять в другую. И измерил длину его 1090 -сорок локтей, а в ширину-двадцать локтей. Иез. 41 :3. И вошел во внутреннее помещение 1091 и измерил столбы 1092 дверей: два локтя, и двери шести локтей, а бока у дверей-семи локтей в одну сторону и семи в другую. Иез. 41 :4. И измерил длину (от) дверей 1093 -сорок локтей, а ширина-двадцать локтей, пред лицем 1094 храма, и сказал мне: это-святое святых. Иез. 41 :5. И измерил стену храма: шесть локтей ширины 1095 , в боковых (комнатах) 1096 -четыре локтя, кругом 1097 . Иез. 41 :6. А комнат, комната подле комнаты, было шестьдесят шесть 1098 и кругом было разстояние 1099 между стеною храма и комнатами, так что для входящих был просвет (заметен) и оне совершенно не прикасались к стене храма.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Иер. 47 :7. Но как он успокоится? ибо Господь дал ему повеление возстать на Аскалон, и на приморских и на остальных 1073 жителей. Глава 48 1074 Иер. 48 :1. О Моаве 1075 так сказал Господь Вседержитель. Бог. Израилев: горе Нававу, ибо погиб, взят Кариафаим, посрамлен Масигаф 1076 и побежден. Иер. 48 :2. Нет более цельбы у Моава, веселия в Есевоне, замыслили на него зло: „идите и истребим их 1077 из народовъ“, посему умолкнешь, (ибо) 1078 меч пойдет за тобою. Иер. 48 :3. Голос вопля (слышен) от Оронаима: опустошение и раззорение большое. Иер. 48 :4. Сокрушен Моав, возвестите вопль детей 1079 его. Иер. 48 :5. Ибо Алаоф наполнен плачем, поднимется с плачем по пути к Оронаиму, враги слышали 1080 вопль о раззорении. Иер. 48 :6. Бегите и спасайте души ваши 1081 , и будьте подобны дикому ослу 1082 в пустыни. Иер. 48 :7. Так как ты надеялся на укрепления твои и сокровища твои 1083 , то и ты будешь взят, и пойдет Хамос в плен и священники его вместе с князьями его 1084 . Иер. 48 :8. И придет опустошитель на всякий город, и не избавится ни один город, и погибнут долины, и опустеют поля 1085 , как сказал Господь. Иер. 48 :9. Дайте знак Моаву, ибо он будет сильно поражен 1086 , и все города его будут пусты 1087 и без жителей. Иер. 48 :10. Проклят (человек) 1088 , совершающий небрежно Господне дело, и проклят удерживающий меч свой 1089 от крови! Иер. 48 :11. Моав был спокоен с юности своей и надеялся на славу свою, не был переливаем из сосуда в сосуд, и в плен не уходил, посему сохранился вкус его в нем, и запах его не изменялся. Иер. 48 :12. Посему вот наступают дни, говорит Господь, и пошлю на него переселителей, и переселят 1090 его, и сосуды его опустошат, и рога его сломают. Иер. 48 :13. И посрамлен будет Моав из-за Хамоса, как посрамлен дом Израилев из-за Вефиля, на который надеялся. Иер. 48 :14. Как вы говорите: „мы сильны и люди крепкие на войне?“ Иер. 48 :15. Погиб Моав: город его и отборные юноши его пошли под меч, говорит Царь, Господь Вседержитель — имя Ему. Иер. 48 :16. Скоро придет день 1091 Моаву, и бедствие его быстро наступает 1092 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Итак, горизонты, при коих можем и должны мы разумно жить, нам открыты: мы знаем прошлое – нас и мира, – когда «Той рече – и быша, Той повеле и создашася» 1081 , и эта светлая уверенность, что мир, этот, как произведение Разумной, всегда и во всем только Доброй Силы, не может быть неисцельно дурным и безнадежно-гибнущим, служить первым фундаментом, незыблемо твердою почвою для ясной и спокойной жизни нашей и теперь, как и для обоснованно-убежденного воззрения на вселенную, именно как на космос, стройное и согласованное целое, Божиею силою содержимое и упорядочиваемое, Божиею силою к лучшему направляемое. Но так как теперь Бог не новотворит, а промышляет, – мир же живет и развивается по силам и законам, в том творении в него вложенным, то по духу христианства, для объяснения и понимания его данного склада и строя, человек призывается к изучению этих законов и сил, как строк и глав другой Библии – природы. Человек, с его богоподобием, его свободою, разумом, многогранною психическою жизнью – это особый мир в мире, новая богатая сфера реальностей и созиданий. Каждый из нас – самозаконен, каждый волен идти направо и налево: «Бог от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь, благоугодную верность. Он предложил тебе огнь и воду, на что хочешь прострешь руку твою» 1082 . Но поступая свободно, сам определяя себя на добро или на зло, на нравственное улучшение или ухудшение, человек всегда должен помнить, что его ждет отчет, что «там» – в будущей жизни он пожнет то же самое, что сеял он в настоящей. Каждому приготовляется, созидается в том высшем, блаженном мире нетленная хижина 1083 , и уже навек: но дом этот строится нашими же руками, – всеми делами и переживаниями этой земной нашей жизни. Так, ожидает нас лучшее будущее, готовится «… новая земля и новое небо, в них же правда живет» 1084 . Будет все «новое», где уже ничего скверного и злого, ничего проклятого не будет 1085 . «Отрет Бог всякую слезу от очей (людских), и смерти не будет уже: ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» 1086 . Всякая дисгармония разрешится, всякое страдание покроется, радость и вера сменят наши сумерки и печали.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010