В 351 г. в Сирмии проходит большой собор, на который съезжаются близкие императору восточные епископы, а также лояльные ему епископы Иллирика. Император лично присутствует на заседании. Как уже отмечалось в главе I, состав и форма проведения Сирмийского собора позволяют поставить его в один ряд с «общевосточными» соборами III–IV вв. 1196 В некоторых из них ранее уже принимали участие отдельные представители иллирийского епископата. Новизна собора 351 г. с точки зрения формы его проведения заключается в привлечении Констанцием к участию в нем в качестве арбитров сенаторов, что указывает на отсутствие у императора четкого различения церковных и государственных проблем, а значит, и церковных и имперских институтов. Другие Сирмийские соборы 50-х гг. IV в. имели фактически еще более нетрадиционный характер. Узкий круг участвующих в этих собраниях лиц позволяет Т. Д. Барнсу вообще поставить под сомнение их соборный статус. 1197 В этой связи следует отметить, что в настоящее время достаточно сложно определить, считали ли сами участники этих епископских совещаний свои собрания соборами. Кроме того, в церковной традиции отсутствуют какие-либо четкие критерии, в соответствии с которыми то или иное церковное собрание, обсуждающее «вопросы кафолической природы», признаётся или не признаётся собором. Это признание носит скорее содержательно-оценочный, чем формальный характер. 1198 Как бы то ни было, епископские совещания, или «малые соборы», в Сирмии 357–359 гг. демонстрируют, с одной стороны, зависимость процесса эволюции соборных форм от хода церковно-политической борьбы, а с другой – влияние на развитие института собора процессов взаимной интеграции Церкви и Империи. Отличительной чертой всех трех Сирмийских соборов/совещаний конца 50-х гг. IV в. была их тесная связь с церковно-политическим курсом императора Констанция. Сирмийский собор 357 г., судя по всему, представлял собой своеобразную комиссию, состоявшую из западных (в основном местных) и лояльно настроенных в отношении императора епископов, которые должны были принять исповедание веры долгое время находившегося в оппозиции к курсу церковной политики Констанция Осия Кордубского.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Он начал жаловаться только на митрополита Алексия после известного случая в 1368 г. и в это время был действительно великим князем тверским. 2135 Две грамоты патриарха по этому случаю к тверскому князю в Act. Patriarch. Constantinop. 1. 586, 590 (425). 2137 См. в конце патриаршего послания к нашему митрополиту от 1371 г. авг., индикт. IX. Acta Patr. Const. 1. 584 (425). 2138 Ibid. 1. 577 (425). В словах Казимира о Галицкой митрополии очевидно преувеличение: «От века веков... Галич славился митрополиею». Из поименованных будто бы Галицких митрополитов Петр был митрополитом всея России, а Феодор, вероятно, митрополитом Галицким в 1345 г. (см. выше прим. 31); два остальные вовсе не известны. 2140 Все это о Киприане изложено в акте Цареградского Собора 1380 г. (Acta Patriarch. Const. 2. 12 (425)). О путешествии Киприана вместе с святым Алексием в 1373 г.– Никон, лет. 4. 40 (374). О рукоположении в митрополита в 1376 г.– П. собр. р. лет. 8. 25 (351). 2143 П. собр. р. лет. 8. 28–30 (351); Ник. лет. 4. 63–69, 233 (374); Степ. кн. 1. 464–468 (308); Карамз. 5. Прим. 54 (301). Каких лет скончался святой Алексий см. выше в прим. 41. 2145 Это обстоятельство, вовсе не известное из наших летописей, упоминается в акте Цареградского Собора 1389 г. (Act. Patriarch. Constantinop. 2. 120 (425)). 2147 Послания митрополита Киприана с предварительными соображениями об них напеч. в Православн. собеседнике. 1860. 2. 75–106 (356). 2148 Письмо митрополита Киприана – там же. 103. О прочем говорит он сам в житии святого Петра (Степ. кн. 1. 422–423 (308)) и, между прочим, выражается, что он отправился в Царьград третиему лету наставим) по прибытии своем в Россию. А он прибыл к нам зимою 6884 г. и, следовательно, или к концу 1376 г., или даже в начале 1377 г. (П. собр. р. лет. 3. 91 (351)). 2149 П. собр. р. лет. 8. 29, 30 (351); Степ. кн. 1. 468 (308); Ник. лет. 4. 70–74 (374); Карамз. 5. Прим. 57 (301). В Никоновой лет., где помещена особая повесть о Митяе, замечено, что он, убеждая великого князя созвать в Москву епископов, выразился: «Да мя поставят епискупа и первосвятителя», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Дата этого послания с несомненностью установлена, а именно 351 г. и, исходя из нея, историки пытаются установить год вступления св. Кирилла на епископскую кафедру. В 351 г., следовательно, св. Кирилл был уже епископом Иерусалимским. Но когда он вступил на эту кафедру? Некоторые историки полагают, что в начале 351 г. или не раньше 350 г., так как в 349 г. чрез Иерусалим возвращался св. Афанасий с Сардикийского собора, имевшего место в 347 г. и был встречен архиепископом Максимом. Однако, против этой даты могут быть выставлены некоторые возражения, повидимому, серьезные. Открытие пасхальных письмен Афанасия Великого изменило эти вычисления. По ним, Сардикийский собор имел место не в 347 г., а в 343, и св. Афанасий вступил в Александрию, проехав Палестину, 21 октября 346 г. Затем, на основании текста хроники св. Иеронима (Eusebii chronicorum libri duo по изданию Schöne 1875 г., т. 2, стр. 194) год кончины арх. Максима приходится на 347 г. Основываясь на этих данных, позднейшие историки вступление св. Кирилла на Иерусалимскую кафедру относят к 348 г., а потому год рождения его, обычно относимый к 315 г., должен быть уменьшен на 2. Хотя письмо к императору Констанцию и написано в 351 г., но нет никаких оснований утверждать, что оно написано в начале епископства св. Кирилла. Правда, св. Кирилл называет это письмо первым плодом своим, но это выражение скорее характеризует не начало его творческой деятельности в сане епископа, а то, что он впервые находит подходящий момент для обращения к императору о делах церкви. Не менее важно, чем год вступления св. Кирилла на епископскую кафедру, установить те обстоятельства, при которых совершилось его посвящение, тем более, что враждебное св. Кириллу арианство старалось забрызгать грязью светлую личность высокого святителя церкви и славное служение великого святителя православной церкви и представить его возвышение в превратном виде. По этой версии, исходившей, без сомнения, из кругов арианских и нашедшей себе веру у некоторых церковных историков, ариане во главе с Акакием, митрополитом Кесарии Палестинской, одним из убежденнейших сторонников ариан, предложили Иерусалимскую кафедру св.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Алексеев Никита 258, 259 Алексеев Петр, прот. 4, 314 Алексеев Сергий, свящ. 434 Алексий, митроп. 31, 32, 41, 49, 50, 51, 52, 53, 63, 77, 87, 88, 90, 105, 106, 128, 147, 169, 216, 291, 292, 294, 378, 450 Алексий Буй, епископ 439 Алексий Готовцев, епископ 428 Алексий Дородницын , архиеп. 395 Алексий Кутепов, архиеп. 451 Алексий Пантелеев, епископ 445 Алексий Раифский, иером. 353 Алексий Симанский, патриарх 412, 417, 420, 430, 433, 434, 435, 441, 442, 443, 444, 445, 446, 447, 448, 464, 474, 475, 481, 482, 485, 487, 488 Алексий II, Ридигер, патриарх 448 Алексий, архиеп. 487 Алексий, епископ 438 Алексий, священник 122, 123 Алексий, игумен 73 Алексий, старец 326, 380 Алексий Михайлович, царь 158, 170, 182, 184, 185, 186, 187, 190, 193, 198, 199, 206, 212, 213, 219, 220, 221, 225, 252, 255, 261, 283, 296, 331 Алексий Николаевич, царевич 352,376, 393, 399 Алексий, царевич 262, 269 Алексий (Ольгерд), князь 136 Алипий Печерский, преп. 95 Алипий Шутов, епископ 351 Алипий, архиеп. 493, 494 Алипий, епископ 351 Алипий (Алимпий), иконописец 100 Алипий, инок 99 Амвросий, митроп. 320, 351 Амвросий Зертис-Каменский, архиеп. 274 Амвросий Ключарев , архиеп. 282, 298, 317 Амвросий Оптинский , старец 336 Амвросий Орнатский , епископ 315 Амвросий Подобедов , митроп. 276, 277, 306, 325, 355 Амвросий Серебренников, архиеп. 349 Амвросий Серебряков, архиеп. 373 Амвросий Юшкевич, архиеп. 272, 305 Амвросий, архиеп. 271, 272 Амвросий, еп. 4, 351 Амвросий Орнатский , архиеп. 4, 281 Амос, протопоп 171,175 Амурат, султан 153 Амфилохий, епископ 485 Амфитеатров Я., проф. 317 Анастас, поп 15, 33 Анастасий Братановский, епископ 315 Анастасий Грибановский , архиеп. 284, 285, 352, 380, 381, 468, 469, 470, 471, 473, 474, 476, 487, 490, 492 Анастасий Синаит 115 Анастасий, иером. 394 Анастасия Николаевна, княжна 399 Анастасия Ольшанская, княгиня 145 Анастасия(Рогнеда) 98 Анастасия Романовна 150 Анастасия (жена вел. кн. Симеона Иоанновича) 136 Анатолий, епископ 430 Анатолий Оптинский , старец 336 Андреев И. , проф. 494

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ломаццо Иоанн Паоло, итальянский художник, автор трактата «Идея Храма живописи» (1590) 416 Лонгин, иеродиакон Ипатьевского монастыря 69 Лоррен Клод (1600–1682), французский художник 334 Лосский Вл.. богослов 140, 465, 470 Лотман Юрий Михайлович (1922–1993), литературовед, историк культуры 28, 69, 117, 208, 221, 222, 318, 319, 357, 410, 447, 448, 460, 465 Лука, евангелист 60, 72, 129, 131, 196 Лукин Петр 217 Любецкий Иван (XVIII в.), гравер 357 Людовик XIII (1601–1643), король Франции (с 1610) 363 Лютер Мартин (1483–1546), теолог, основатель немецкого протестантизма 44, 45, 55, 120, 128, 153, 356 Лядов И.М. 201, 204, 205, 466 М Маврина Татьяна художница, коллекционер 439 Магдалина, святая 298, 340 Майков Леонид Николаевич, филолог, литератор, председатель этнографического отделения Географического общества (1872–1886) 176, 236, 480 Макарий III, патриарх Антиохийский (с 1648), участник московских соборов 1656 и 1666–1667 гг. 39, 459 Макарий (1482–1563), митрополит Московский и всея Руси (с 1542), писатель, святой 12, 130, 132. 138, 146, 240, 299, 367 Макарий (Сушков, 1821–1889), игумен (с 868) монастыря св. Пантелеймона на Афоне 286 Макаров М.А., калужский купец 330, 331 Максим Грек (Михаил Триволис. ок. 1475–1556), писатель, святой 93, 94 Максим (1283–1395), митрополит Киевский и Владимирский, перенес митрополию из Киева во Владимир в 1299, святой 90 Максимилиан (1527–1576), император Священной Римской империи (с 1564) 36 Максимов Сергей Васильевич (1831–1901), писатель, этнограф 28, 42, 53, 55, 202, 212, 213, 466 Максимович-Амбодик Н. 357 Малахов (середина XVIII в.), иконописец из Палеха 168 Малевич Казимир Северинович (1878–1935), художник 438–441, 443, 450–452, 466 Малицкий Н.В. 73 Малышев В.И. 148, 466 Маль Эмиль, французский историк искусства 150, 153, 219, 240, 298, 301, 304, 324, 390, 391, 466 Мануил II Палеолог (1391–1425), византийский император 129 Мария Ильинична Милославская (1626–1669), царица 338, 365, 367 Мария Федоровна (Софья Вюртембергская, 1759–1828), императрица, супруга Павла 159

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Аредич 41 Арефа, инок 99 Аристин, толкователь Кормчей 44 Аристотель 66, 249 Аркадий Лысый, епископ 351 Аркадий Шапошников, епископ 351 Аркадий, епископ 127 Арсений Берло, епископ 356 Арсений Врянцев, архиеп. 282 Арсений Глухой 178,179, 197,198, 222 Арсений Иващенко, епископ 282, 316 Арсений Мациевич, митроп. 272, 274, 306, 334, 348, 379 Арсений Москвин , митроп. 280 Арсений Сатановский 201, 222, 225, 255 Арсений Стадницкий , митроп. 285, 299, 318, 377, 379, 380, 381, 383, 410, 430 Арсений Шиловский, архим. 454 Арсений, свят. 88, 129 Арсений, архиеп. 155,172 Арсений, епископ 485 Арсений, лреп. 132 Арсений, диакон 348 Артемий, игу мен 77,111, 124,125 Артемьев Петр, дьяк 232 Арсений грек 222, 224 Архангельский А. 299 Аскольд, князь-варяг 9, 34 Аскольдов С., проф. 434 Асыка, князь 133 Ататюрк Кемаль 421 Афанасий Александрийский , архиеп. 9,115 Афанасий, патриарх 47, 266 Афанасий III Пателарий, патриарх 198 Афанасий, митроп. 80 Афанасий (Любимов), архиеп. 263 Афанасий, архиеп. 205, 212, 213, 232, 260, 261 Афанасий, епископ 476 Афанасий Захаров, схимонах 336 Афанасий Пузин, епископ 250 Афанасий Высоцкий, преп. 108 АфанасийФилиппович, игумен, свщмуч. 251 Афанасий, преп. 54, 98 Афанасий, архим. 373 Афанасий, протопоп 176 Афанасий Никитин 121 Ахмат, хан 68 Ахматов, ген.-адъют. 281 Акж, хан 370 Бабарыкин Роман 188 Бакара, царевич 373 Бакшин (Башкин) 124, 125 Балакирев М. 298 Барсов Н. 317 Бартольд, катол. еп. 134 Барятинский Α., князь 374 Басманов Алексей 82 Басманов Петр 158 Баторий Стефан, король 86 Батый (внук Чингис-хана) 40, 43, 94, 128 Бахметьев Н. 297, 298 Бек, прокурор 411 Белинский А. 341 Беклемиш, князь 41 Белков А., свящ. 414, 416 Белободекии Ян 227 Белобородое 391 Беловзоров Терентий 344 Бельский И. Ф. 73 Бельский М., свящ. 453 Бенешевич, проф. 379 Бердибек, хан 41 Березовский М. 297 Березовский 292 Беринг 368 Берке, хан 41, 43 Берки Фериз, прот. 454 Биргер, предводитель меченосцевцев 134 Бирон 270, 271 Блинов Петр 419 Блонницкий313 Бобринский, граф 469 Богдан Хмельницкий, гетман 184, 252, 254, 256

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евфимий, Новгородец, старец, 219. Елена, жена царевича Иоанна Иоанновича, 74. Ерофеев, Иосиф, чернец, 302. Ефрем Лосевский, старец, 351. З Зосима Лговский, Троицкий соборный старец, 26. Зуй, Иона, иеродиакон, 39. И Иванов, Аверкий, строитель Богоявленского монастыря в Москве, потом Троицкий келарь, 267, 312, 341, 344. Иван Андреянов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Иван Васильев, Ярославский кормовой иконописец, 11. Иван Емельянов, крестьянин, 307. Иван Карпов, Троицкий иконописец, 11. Иван Матвеев, священник церкви архангела Гавриила, что в Москве на Поганом пруде, 323. Иван Онуфриев, Ярославский кормовой иконописец, 11. Иван Павлов, Троицкий слуга, 316. Иван Семенов, Ярославский кормовой иконописец, 11. Иван Сергеев, Ярославский кормовой иконописец, 11. Иван Титов, 306. Иван Фомин, серебряных дел мастер, 43. Игнатий Стоговский, Троицкий соборный старец, 26. Игнатий Фролищевский, старец, 206. Игнатий, Троицкий казначей, 185. Игнатий, Троицкий колокольный мастер, 345. Иларион, митрополит Суздальский, 13. Илисс, доктор, 277. Ирина Михаловна, царевна, 12, 30, 48, 67, 72, 76. Ирина Феодоровна, царица, 6, 14, 71, 74, 78, 80, 83, 132, 233, 234, 242, 257. Исаак Бирев, инок, 29. Исидор Осипов, государев иконописец, 318. Иоаким, патриарх Московский, 11, 13. Иоанн, курфирст Саксонский, 271. Иоанн Алексеевич , царь, 2, 4, 7, 11, 13, 21, 131. Иоанн III Василиевич, великий князь, 81, 192. Иоанн IV Василиевич, царь, 14, 74, 83, 89, 167, 200, 201, 232, 235, 241, 242, 247, 259, 263, 264, 286. Иоанн Иоаннович, царевич, 74, 83, 89, 232, 241, 242. Иоасаф, митрополит Московский, 134, 135, 176. Иоасаф, Новоторжец, Троицкий архимандрит, 41, 52, 267, 339, 344. Иоасаф, Троицкий казначей, 299, 329, 335. Иоасаф Кирьяков, Троицкий книгохранитель, 299, 329, 335. Иоасаф, Старичанин, Троицкий старец, 218. Иоасаф, Грек, книгописец, 170. Иов, патриарх Московский, 33, 85, 324. Иов, священноинок Богоявленскаго монастыря, 312. Иов Арефьев, чернец, 36. Иона, Троицкий архимандрит, 232. Иона Дашков, Троицкий соборный старец, 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Фрески были исполнены в 232/3 г. или между 232 и 256 гг. Помимо росписей катакомб, носящих погребальный характер, это древнейший из известных живописных циклов христианского искусства, декорирующий помещение для богослужений и имеющий единую иконографическую программу. Хождение по водам. Роспись «Домовой церкви» в Дура-Европос. Между 232 и 256 гг. (Йельская художественная галерея, США) Хождение по водам. Роспись «Домовой церкви» в Дура-Европос. Между 232 и 256 гг. (Йельская художественная галерея, США) Сохранилось неск. сцен с эпизодами из ВЗ и НЗ: в люнете, оформленной аркой на 2 колонных устоях, соответствующей Святая Святых святилищ вост. типа (в т. ч. и синагоги Д.-Е.),- «Добрый пастырь», пасущий стадо, ниже - небольшие фигурки Адама и Евы по сторонам от райского древа (сцена символически раскрывает образ Христа как Доброго пастыря из притчи и как Искупителя первородного греха и Второго Адама); на стенах «церкви» - «Хождение Христа по водам» и «Спасение тонущего Петра», «Исцеление расслабленного» (на сев. стене вверху), сцена с 2 женщинами (очевидно, 3-я фигура не сохр.) у мраморного саркофага рим. типа, с высокой крышкой со скатами (идентифицируется как сюжет с женами-мироносицами у Гроба), «Христос и самарянка у колодца» (сохр. только фигура самарянки, набирающей воду из колодца), «Исцеление в субботу», «Битва Давида с Голиафом». По сравнению с росписями синагоги и языческих храмов композиции в «Домовой церкви» отличаются упрощенностью рисунка и огрубленной манерой письма, но их стилистические особенности не выпадают из общего контекста греко-восточного искусства этого периода - арочный свод перед люнетой и плоские перекрытия были окрашены синим цветом и декорированы звездами; лоб арки украшен плодами и цветами, помещенными на отдельных полях; поверхности четко разделены рамками, что соответствует принципам декорации рим. домов. В выборе сюжетов исследователи отмечают наличие полемики (напр., с иудеями в композиции «Исцеление в субботу») и адаптацию ранними христианами сюжетов из ВЗ, как в композиции «Битва Давида с Голиафом».

http://pravenc.ru/text/180593.html

162 «Утверждение есть высказывание чего-то о чем-то. Отрицание есть высказывание, [отнимающее] что-то от чего-то» (Аристотель. Категории 17а. 25–27). 166 TLG: Fragmenta 37.6–7 (ex. Maximus Confessor Opp. ed. Combefis. Paris 1675. II p. Το γιωττου Κλμεντος πρεσβυτρου λεξανδρεας κ το Περ προνοας). 170 I, 2, 22–23; 151. VIII, 2, 9–10; 224. VIII, 2, 69–70; 226. VIII, 5, 22; 232. VIII, 5, 27; 232. VIII, 5, 33; 232. VIII, 5, 49; 232. VIII, 5, 68–69; 233. VIII, 5, 77; 233. VIII, 5, 80–82; 233. VIII, 5, 85–86; 234. VIII, 5, 90; 234. X.2, 4, 21–22; 257. X.2, 4, 27; 257. XIII, 6, 118; 299. XIV, 1,11; 315. XX, 45; 332. 174 TLG: Epistulae 236.6.1–2: Οσα δ κα πστασις τατην χει τν διαφορν ν χει τ κοινν πρς τ καθ’ καστον. 175 γρ φσις, στιν οσα, ν πολλος ξ σου θεωρεται, ς ποδδεικται (Apologia concilii Chalcedonensis. TLG: Work #001 10–11). 178 См., например, Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). М., 1995. С. 496–497. 193 У преподобного Анастасия – II, 4, 39–42; 168; у преподобного Иоанна – Философские главы. Гл. 13. 194 Преподобный Анастасий использует «евхаристический» аргумент в диспуте с афтартодокетами, который был в Александрии и описан в двадцать третьей главе «Путеводителя». При этом Синаит не говорит об акциденциях. Подробнее полемики преподобного Анастасия с афтартодокетизмом мы коснемся в параграфе 3.6. 197 Diekamp F. Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi. Ein griechisches Florilegium aus der Wende des siebenten und achten Jahrhunderts, Münster i. W., 1907. S. 14–15. 199 Здесь и ниже нами исправлены опечатки издания: θεωρητικ и ναγγελτικ. – Редакция Азбуки веры. 200 «Облик человека прямой и тянущийся к небу, и смотрит он вверх. И этим обозначается его начальственность и царское достоинство. Ведь одно то, что из всех сущих таков лишь человек, а у всех прочих, тела поникли долу, ясно показывает различие в достоинстве тех, кто преклонился перед владычеством, и возвысившейся над ними власти» ( Григорий Нисский , свт. Об устроении человека. СПб., 2000. С. 30). 201 «Имя «человек» означает, что, тогда как остальные животные не наблюдают того, что видят, не производят сравнений, ничего не сопоставляют, человек, как только увидит что-то, а можно сказать «уловит очами», начинает приглядываться и размышлять над тем, что уловил. Поэтому-то он один из всех животных правильно называется «человеком», ведь он как бы «очеловец» того, что видит» (Платон. Кратил 399 с. 1–6). 210 Πντοτε γρ νεργν κα νοσιον κα νυπστατον τ δ φσις τ γαθν τε κα τ διον νθεωρεται θλημα (TLG: Contra Eunomium 3.6.17.8–10). 214 То есть «Любитель истины», «Правдолюбец» – так Севир называет свт. Кирилла. Преподобный Анастасий говорит, что содержанию книги более соответствует название «Φιλμυθος» (любитель басен, болтун – VI, 1, 87; 210).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

А.И. Никольский Часословы 127. Часослов , в восьмушку, неполный: нет нескольких листов вначале, средине и конце рукописи, 234 л., уставом и полууставом разных почерков XIV–XV, XV и XVI в.в., с разрисованными буквами, в поврежденном дощатом переплете. На полях внизу листов 1–14 приписка позднею скорописью: «Сия (книга) часослов от церкви Всемилостивого Спаса что на Устюге отобрана на Вологду в консисторию». Состав: 1) молитва покаянная, без начала (1–8 об.). Конец: «помилуй мя без числа ти согреших Господи, прости мя, аминь»; 2) часословец имея нощную дневную службу по уставу иже во Иерусалиме лавры святого отца нашего Саввы: последования: полунощниц: а) вседневной (9–31), б) субботней (31 об.–42 об.), в) утрени и первого часа (42 об.–72); г) канон Святей Живоначальной Троици поеться во всякую неделю пред утренею вместо полунощници – творение вселенского патреиарха Константина града кир-Митрофана (72–91 об.); д) тропари, богородичны и ипакои воскресные, не все (91 об.–96), е) последования 3, 6 и 9 часов и чина изобразительных (96–133); ж) последование вечерни (133–142 об.); з) чин обычныя повечерницы (142 об.–153); и) лунное течение (153 об.), к) окончание повечерницы (154–163 об.); каноны: л) благодарственный Пресвятей Богородице (163 об.–192), м) Иисусу Христу, без конца (192 об.– 203 об.), н) служба Благовещению, без начала (204–221), о) последование тропарям и кондаком от мытаря и фарисея до Всех Святых, неполное (221–234 об.). На 231–232 л.л. последование часов в Пасхальную седмицу. 128. Часослов , в восьмушку, неполный, 221 л., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в поврежденном кожаном переплете (без верхней доски). Порваны листы: 1, 2, 59, 103, 104, 125, 132, 133, 185, 205, 208. Состав: последования полунощниц: 1) вседневной (1–19), без начала; 2) субботней (19 об.–32); 3) канон Святей Живоначальней Троци поем в неделю за полунощницу (32–44); 4) начало утреници и первого часа с почасием (44–90 об.); последования: 5) часов: 3, 6 и 9 с почасиями (90 об.–144 об.); 6) вечерни (145–157); 7) повечерницы великой (158 об.–208 об.); на лл. 183–190 канон молебен Ангелу хранителю; 8) тропари, богородичны и ипакои воскресные, не все. (208 об.–214); 9) тропари и кондаки дневные (214 об.–219); 10) богородичны и крестобогородичны на восемь гласов (219–221 об).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010