Краснопевков, протопресв. 277 Красносельцев Н. , проф. 318 Красовский Иоанн, прот. 359 Криднер, баронесса 340 Ксения Петербургская, блаженная 337, 495 Ксенов Иларион 350 Кузнецкий 401 Кузнецов Н. , проф. 402, 403 Кукша, муч. 14 Кульман, лютеранин 232 Кунцевич Иоасафат 244, 245, 247 Куракин А., князь 333 Курбатов А. 260, 261 Курбский Андрей, князь 79, 112, 125, 148,236 Лабзин А. 321,340 Лавр Шкурла, архиеп. 495 Лаврентий, архиеп. 254 Лаврентий, преп. 98, 101 Лаврентий, монах 3,117 Лагарп 277 Лагофет Симеон 116 Лазарь, архиеп. 497 Лазарь, епископ 193 Лазарь Баранович 250, 251, 257, 258 Лазарь, инок 132 Лазарь, поп 198, 205, 208 Ландышев Стефан, прот. 366 Лебедев А. , проф. 316, 373 Лев, император 89 Лев Философ 7 Лев, еп. 26, 30 Лев Юрлов, епископ 268, 270, 272 Лев Оптинский , старец 336 Левитин-Краснов А. 416 Левицкий, иезуит 231 Ленин (Ульянов) В. 386, 390, 393, 407, 409 Леон (Лев, Леонтий), митроп. 33, 34, 119 Леон, еп. 30 Леонид Краснопевков , епископ 351 Леонид Лобачев, архим. 454 Леонид, епископ 270, 416, 419 Леонид Оптинский, старец 336 Леонтий, свят. 13, 87, 116, 119, 120, 127 Леонтий Лебединский, митроп. 281 Леонтий, митроп. 491 Леонтий, епископ 238, 239, 416, 476 Лжедмитрий 157,158, 161, 162, 164, 165, 172, 173,231, 232 Лжедмитрий II 173 Лигарид Паисий 225 Линдль 340 Лисица 258 Лисовский, воевода 171, 174, 176 Лихуда Иоанникий 228, 229, 230, 303 Лихуда Софроний 228, 229, 230, 304 Логин Корова 197, 198, 200, 303 Логин Муромский, протопоп 200 Ломако Г., прот. 469 Ломоносов М. 250, 314 Лопухин 193, 340 Лосев А. 434 Лоти 326 Лука,патриарх 95 Лука, митроп. 241 Лука Войно-Ясинецкий, архиеп. 443 Лука Жидята, епископ 35, 118, 127 Лука Конашееич, епископ 306, 353 Лукьянов С. 286 Луначарский А. В. 402 Львов А. 297, 298 Львов В., обер-прокурор 416 Львов, князь 286 Любарт Гедиминович, князь 138 Любимов, протопресвитер 379 Людмила, св. 87 Лютер М. 141 Ляпунов Захарий 167 Лащевский 313 Магнус, король 136, 141 Магомет, султан 68 Макарий, патриарх 53, 190, 202, 208, 226 Макарий Булгаков , митроп. 280, 281, 315, 316, 317

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чтобы предохранить себя от впадения в прелесть и избавиться от нее, «святые Отцы заповедали, чтоб новоначальные не вверялись никаким гласам и явлениям, – но отвергали их и не принимали их, предоставляя дело суду и воле Божией, а для себя, признавая смирение более нужным всякого гласа и явления. Глас Христов – Евангелие» (230). И сами святые Отцы, исполненные смиренномудрия и духовного рассуждения, когда вдруг замечали в себе какое-либо духовное дарование, «молили Бога, чтоб Он отнял от них это дарование, бывшее им не под силу» (232). Ибо злой дух способен «подменить Истину чем-либо своим, придав этому своему личину Истины, – и неисцельно повредить душу» (232). Безопаснее и спасительно видеть «глубину падения и высокое таинство Искупления, погружаться при посредстве Духовного, невещественного действия в бездну смирения, в море благоговения и удивления Богу» (232). «Ощутивший грехи свои, – учит преподобный Исаак Сирин , – лучше воскрешающего мёртвых молитвою своею... Воздыхающий в душе своей лучше пользующего весь мир видением своим. Сподобившийся увидеть себя лучше сподобившегося увидеть Ангелов; потому что у второго отверзлись чувственные очи, а у первого – душевные» (232). Грех, прелесть не терпят смертоносного для них, «убийственного благоухания, которое издают из себя покаяние и его плод – смирение» (358). Если Бог дал дарование за добрые дела, то, по слову преподобного Исаака Сирина , надо просить Его, чтобы Он дал и «разум, как смириться, или чтоб поставил стража при даровании, или чтоб взял дарование, чтоб оно не было причиною погибели, потому что не все могут безвредно обладать этим богатством» (232). Не принимать отца лжи Действенным средством к избавлению от прелести служит самоотвержение, «отречение от своих мнений, от своей воли, от стяжательности, от кровяных движений, от чувств – словом сказать, от всей вместе взятой прелести, обнявшей всего человека, все части его, всё существо его» (323. См. и: 322). Для избежания прелести следует также «держать себя в состоянии ревности, тишины, спокойствия», удаляться от всего того, что производит разгорячение «крови и нерв» (286).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Да в нынешнем же 207 году, декабря в 6 день, отпущено ему ж поселскому старцу Ефрему на праздник, у них в селе Пушкине храм Николая чудотворца, празнишная дача: звено белужье, семга, 5 фунтов икры, четверик муки пшанишной, крушка масла конопляного. Села Озерецкого поселскому старцу Аврамию на нынешней 207 год сентября с 1 числа 208 году сентября ж по 1 число по полубелуге на месяц, кроме Великого и Успенского постов, отпущено сполна. Села Доброго коровья двора старцу Варсонофию на нынешней 207 год сентября с 1 числа 208 году сентября ж по 1 число помесечно по полу-белуге на месяц, кроме Великого и Успенского постов, отпущено сполна. Домовых ополных сел старец Пахомий на нынешней 207 год сентября с 1 числа 208 сентября ж по 1 число по полу-белуге на месяц отпущено сполна. Села Сеславского поселскому старцу Арсению Шапошникову на нынешний 207 год сентября с 1 числа 208 году сентября ж по первое число по полу-белуге на месяц отпущено на месяц. Ярымовской волости поселскому старцу на нынешней 207 год сентября с 1 числа 208 году сентября ж по 1 число по полу-белуге на месяц отпущено сполна. Да им же Московского и Звенигородцкого и Дмитровского уездов поселским и коровьих дворов старцам отпускано в нынешнем 207 году, сверх вышеписанной дачи, на праздник Рожества Христова: по звену рыбы, по семге, по 4 фунта икры, по четверику муки пшаничной, по крушке масла конопляного человеку. К Сырной неделе: по звену же рыбы, по семге, по 5 фунтов икры, по кружке масла, по четверику муки пшаничной человеку. На Великий пост ; по полутору четверику круп грешневых, по четверику гороху, по четверику семени конопляного, по пуду соли пермянки, по полупуду соли бузуну, по крушке масла конопляного человеку. На праздник Пасхи: по звену рыбы, по семге, по 5 фунтов икры, по четверику муки пшаничной, по 3 фунта масла коровья человеку. На Успенской пост: по полтора пуда соли бузуну. На праздник Успения пречистые Богородицы: по звену рыбы, по семге, по 4 фунта икры арменской, по крушке масла конопляного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

172-177 177-184 184-185 185-202 НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА [франко-фламандская школа], направление в зап. церковной музыке; ряд поколений композиторов, работавших во 2-й трети XV - кон. XVI в. 203-204 НИДЕРЛАНДЫ [Королевство Нидерландов; неофиц. название - Голландия], гос-во, состоящее из 4 самоуправляющихся гос. образований (landen): Н.- в Зап. Европе и в Карибском м. (муниципалитеты Бонайре, Синт-Эстатиус, Саба); Арубы, Кюрасао, Синт-Мартена - в Карибском м. 204-251 251-276 НИЖЕГОРОДСКАЯ МИТРОПОЛИЯ РПЦ, образована по решению Синода от 15 марта 2012 г. в адм. границах Нижегородской области 276-278 279-311 311-314 314-328 328-355 335-348 349-351 351-356 357-359 357-359 359-363 363-364 364-365 365-366 366-367 НИЗ одна из партий рус. безлинейного многоголосия (строчного пения (троестрочия) или демественного пения 367-369 369-372 НИКА Ника, мц. Никомидийская (пам. греч. 24 и 25 апр.) - см. в ст. Евсевий, Неон, Леонтий, Лонгин и др. мученики Никомидийские НИКА часть словосочетания, представляющего устойчивую словесную формулу, к-рая утверждает истинную победу Христа над смертью, сопровождает изображение креста 372-373 НИКАНДР (XVI в.), Городноезерский, основатель Никандровой пуст., прп. (пам. 4 нояб. и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) 373-376 НИКАНДР (Никон; 1507 (?) - 1581), пустынник Псковский, прп. (пам. 24 сент., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и Новгородских святых) 376-388 НИКАНДР Семенович Гривский (1880-1940), свящ., сщмч. (пам. 24 сент., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 388-389 НИКАНДР Никандрович Чернелевский (1880-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт., в Соборе Кемеровских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКАНДР (Прусак Никифор Дмитриевич; 1865 - 1918), иером., прмч. (пам. 30 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 389-390 390-393 393-395 395-397 395-397 397-400 400-401 401-402

http://pravenc.ru/vol/XLIX.html

По свидетельству новгородских летописей, послы Новгородского владыки действительно привезли ему из Царьграда в 1354 г. ризы крещатые и грамоты от царя и патриарха с золотою печатью (П. собр. р. лет. 3. 86,132, 228 (351)). 2120 Все это ясно изложено в грамоте Константинопольского Собора 1380 г. Acta Patriarch. Constantinop. 2. 12, 13 (425). А отчасти – и в грамоте патриарха Филофея. Ibid. 1. 525–527 (425). 2123 Ник. лет. 3. 207, 214 (374); Даниловича Лет. С. 173–174 (434). А подробнее – в грамотах 1361 г. Цареградского Собора и патриарха. Acta Patriarch. Constantinop. 1. 425–430, 434–436 (425). 2124 См. приписку к этой грамоте, как и самую грамоту, в Act. Patriarch. Constantinop. 1. 525–527 (425). Кроме того, в рукописи грамота перечеркнута (Григорович. Протокол. Константиноп. патриарх. XIV в. 25 (255)). 2125 Так рассказан этот случай в грамоте Цареградского Собора 1380 г. (Act. Patriarch. Const. 2. 12 (425)). А о путешествии Алексия в Киев – П. собр. р. лет. 8. 10,11 (351); Ник. лет. 3. 211, 214 (374). 2126 Ник. лет. 4. 59–63 (374); Ст. кн. 1. 458–461, 464 (308). Число всех епископов, посвященных святым Алексием, простирается выше двадцати. Они исчисляются в П. собр. р. лет. 8. 27 (351); Ник. лет. 4. 62 (374); Степ. кн. 1. 464 (308); Карамз. 5. Прим. 55 (301). См. еще прил. 10. 2127 Григорьев. О достов. ханск. ярлык. 89 (256). Впрочем, ярлык этот святитель мог получить и чрез послов или во время самого путешествия своего чрез ханские владения в Царьград. 2128 П. собр. р. лет. 1. 230; 5. 228; 8. 10 (351); Ник. лет. З. 208; 4. 61 (374); Ст. кн. 1. 454–458 (308); Карама. 4. Прим. 384 (301); Григор. О достов. ханск. ярл. 88,126 (256). 2130 Собр. госуд. грам. и догов. 1. 27 (391); Ник. лет. 4.10 (374); Карамз. 5. 4. Изд. Эйнерлинг (302). 2134 Этой грамоты патриарха Каллиста нельзя относить к 1352 г. (Acta Patriarch. Constant. 1. 320 (425)). В ней говорится, что великий князь тверский Михаил жаловался на митрополита и требовал его на патриарший суд. Но Михаил в 1352 г. не был еще даже князем тверским и на бывшего тогда митрополита Феогноста не имел никакого повода жаловаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

4) Если Фотий поставлен в митрополита еще в 1393 г., а между тем тогда не был послан в Россию, то зачем могла быть дана ему тогда настольная грамота? Зачем эти убеждения русским князьям, епископам, народу, чтобы они повиновались Фотию? Если Фотий после поставления своего в Русского митрополита жил в Константинополе пятнадцать лет и уже патриархом Матфеем послан в Россию, то не странно ли допустить, что этот патриарх отпустил его не с своею настольною грамотою, а с грамотою своего предшественника и не от своего лица убеждает в ней великого князя московского Василия Васильевича и вообще всех русских покоряться новому митрополиту, а от лица уже скончавшегося святителя? (Снес.: пр. Филар. Русск. свят. Июль. С. 8. Прим. 4 (418)). 15 Когда закрылись епархии Белгородская и Юрьевская Утверждать, будто епархии Белгородская и Юрьевская потеряли свою самостоятельность и соединены были с Полоцкою еще до нашествия на Россию монголов, несправедливо. В 1231 г. Полоцкий епископ отнюдь не назывался вместе Белгородским и Юрьевским (пр. Филар. И. Р. Ц. 2. 129. Прим. 220 (416)). Ибо вот что говорит под этим годом древняя летопись: «Священ же бысть (Кирилл, епископ Ростовский) пресвященным митрополитом Кириллом и с окрестными епископы, иже суть сии, иже и святиша и с митрополитом: Перфурий, Черниговьскый епископ, Олекса, Полотьскый епископ, и ина два епископа, Белогородьский и Гюргевьскый, и игумени мнози» (П. собр. р. лет. 1. 194 (351)). В примечании Карамзина (3. Прим. 369 (301)), на которое ссылаются, это сказание передано неточно. Закрытые с нашествием монголов епархии включаемы были в состав других епархий. Так, Переяслав Русский иногда причислялся к Сарайской епархии (П. собр. р. лет. 7.169 (351); Ник. лет. 3. 50 (374)). 16 О русских епархиях в монгольский период Об епархии Холмской – П. собр. р. лет. 2. 163, 182, 184, 196 (351); об епархии Сарайской – П. собр. р. лет. 1. 204; 7. 162 (351); о Тверской – Ник. лет. 3. 55 (374); Карамз. 4. Прим. 137 (301); о Суздальской – П. собр. р. лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Большие группы также просим заранее предупреждать о количестве желающих исповедаться, причаститься и пособороваться. Богослужения [ править править код ] Богослужения на подворье монастыря совершается согласно монастырского устава. Гостиницы [ править править код ] Подворье Краснодарского женского монастыря иконы Богородицы " Всецарица " (ст. Пластуновская) имеет возможность размещения иногородних паломнических групп. Завки подаются заранее до приезда, для больших групп-за месяц до приезда. Прием заявок ежедневно на проживание и питание частных лиц, а также групп паломников по телефону: +7 (991) 357-77-99 послушница Елена. Трапезные [ править править код ] Подворье Краснодарского женского монастыря иконы Богородицы " Всецарица " (ст. Пластуновская) имеет возможность организации питания частных лиц и групп паломников. Завки подаются заранее до приезда, для больших групп-за месяц до приезда. Прием заявок ежедневно по телефону: +7 (991) 357-77-99 послушница Елена. Экскурсии [ править править код ] Подворье Краснодарского женского монастыря иконы Богородицы " Всецарица " (ст. Пластуновская) имеет возможность организации проведения экскурсий для частных лиц и групп паломников. Завки подаются заранее до приезда. Прием заявок ежедневно по телефону: +7 (991) 357-77-99 послушница Елена. Трудникам и волонтерам [ править править код ] Подворье Краснодарского женского монастыря иконы Богородицы " Всецарица " (ст. Пластуновская) имеет возможность организации питания и проживания паломников и волонтеров. Для этого необходимо связаться с подворьем монастыря заранее по телефону: +7 (991) 357-77-99 послушница Елена и договориться. Как добраться [ править править код ] Проезд: Ехать по Ростовской автотрассе М 4 «Дон» до ст.Пластуновской Динского района, подворье находится немного северо-западнее ст. Пластуновской на берегу реки Ставок (1301-й км автотрассы М4 «Дон» Москва – Сочи). Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Подворье_Красн...

345-351 МОКВИ монастырь (в X - нач. XVIII в. мужской; в 1903 - ок. 20-х гг. XX в. женский) с кафоликоном в честь Успения Пресв. Богородицы (X в.) 351-357 МОКВСКАЯ ЕПАРХИЯ Абхазского (Западногрузинского) Католикосата (X-XI вв.; XV - кон. XVII-XVIII в.) и Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (XI-XV вв.) Грузинской Православной Церкви с кафедрой в мон-ре Мокви 357-362 МОКВСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ иллюминированная груз. рукописная книга, выполненная по заказу Моквского архиеп. Даниила каллиграфом Ефремом 362-366 366-369 МОКИЙ мч. Эмесский (пам. 29 янв.) - см. в ст. Сильван епископ, Лука диакон и Мокий чтец, священномученики и мученик Эмесские 369-370 370-371 МОКРАНЯЦ [наст. фамилия Стоянович] Стеван (1856-1914), серб. композитор, регент, мелограф, педагог, музыковед 371-372 372-374 374-399 МОЛДАВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ (также Мавро-Влахийская, Русо-Влахийская, Молдо-Влахийская) К-польского Патриархата (ок. 1387-1388 - 13 дек. 1863) с кафедрой в г. Сучава (после 1388-1565, 1592-1634) и в г. Яссы (1565-1592, с 1634), правосл. Церковь на территории Молдавского княжества 399-422 МОЛДАВСКОЕ КНЯЖЕСТВО (сер. XIV в. - 1862), включало часть территории совр. Румынии и большую часть территории совр. Молдавии 422-469 МОЛДОВИЦА монастырь (до 1785 мужской, с 1932 женский) в честь Благовещения Пресв. Богородицы (нач. XV в.) 469-472 МОЛДО-ВЛАХИЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РПЦ, правосл. Церковь на территории Молдавского и Валашского княжеств в 1789-1792 и 1808-1812 гг., в период русско-тур. войн, когда эти территории находились под протекторатом Российской империи 472-475 МОЛДОВЫ И БУКОВИНЫ МИТРОПОЛИЯ (с 1 июля 1990; 3 дек. 1864-1948 - Молдавская митрополия; 1948 - 1 июля 1990 - Молдовы и Сучавы митрополия) Румынской Православной Церкви (РумПЦ) 475-479 МОЛЕБЕН в совр. рус. церковной терминологии обобщающее название целого ряда литургических чинов, имеющих различное происхождение и содержание и занимающих промежуточное положение между службами суточного богослужебного круга и требами 479-490 МОЛИВДОВУЛ свинцовая вислая (подвесная) печать для скрепления письменной документации, писем и т. д., имевшая хождение в Византии (с IV по XV в., особенно широко в VI-XIII вв.)

http://pravenc.ru/vol/xlvi.html

Император Констант погиб в результате борьбы с узурпатором Магненцием в 350 г. А в 353 г. Констанций становится единовластным правителем империи. Запад оказался обнажен перед лицом арианской экспансии. В 351 г. в Сирмии был поставлен епископ арианин. На соборе, состоявшемся в этом городе в 351 г., была принята первая сирмийская формула, повторявшая четвертую антиохийскую формулу. Под напором императора уже в 353 г. отцы Арелатского собора, созванного по инициативе папы Либерия, осуждают Афанасия. Решение подписывают даже послы Либерия Римского, стоящего на стороне Афанасия. Однако до 355 г. все попытки даже силой изгнать Афанасия не имели успеха. В 355 г. осуждение Афанасия будет повторено на Медиоланском соборе, который также замысливался как собор в защиту Афанасия. Именно на этом соборе Констанций произнес свои знаменитые слова: «Моя воля должна быть для вас каноном». В 356 г. Афанасий, спасая свою жизнь, убегает из Александрии. Папа Либерий, не согласный с осуждением Афанасия, арестовывается и ссылается. В ссылку отправляют и Осия Кордубского. С 357 г. начинается эра торжества арианства. В 357 г. в Сирмии создается вторая сирмийская формула, которая внешне выглядела не как символ, а как догматический манифест, определяющий общеобязательные положения веры. Эта формула запрещает называть Сына Божия Богом, потому что и Сам Господь сказал: «Иду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему» ( Ин.20:17 ). Запрещается употреблять слова усия и омоусиос, как отсутствующие в Писании и т.к. вопрос о них выше человеческого ума и ведения. Отец больше Сына по чести, достоинству, божеству и имени. Сын подчинен Отцу во всем. Являясь внешней победой арианства, эта формула на самом деле знаменовала собой начало конца арианства. Откровенное, смелое провозглашение арианского учения своим следствием имело разложение арианства на партии. Дифференциация арианства. Омиусиане и омии Большинство восточных епископов с недоверием относилось к Никейскому символу, было арианствующим, но не было арианским. Откровенное провозглашение арианского учения испугало их. В своих богословских взглядах восточный епископат не был однороден. Можно выделить пять богословских направлений, сформировавшихся на востоке в связи с учением о Сыне Божием.

http://azbyka.ru/vselenskie-sobory-akimo...

330-332 332-333 333-334 334-337 ДУНСТАН (ок. 909 - 988), архиеп. Кентерберийский (960-988), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 19 мая) 337-339 339-341 340-341 341-346 ДУРАНД Вильгельм, Старший (1230/31 - 1296), средневек. литургист, канонист и политический деятель, еп. Манда 346-347 348-349 ДУРНОВО Николай Николаевич (1876 - 1937), филолог-славист, историк церковнослав., рус. языков, палеограф, диалектолог 349-351 351-353 ДУРЫЛИН Сергей Николаевич (1886 - 1954), свящ., поэт, прозаик (псевдоним Сергей Северный, С. Раевский и др.), искусствовед, историк лит-ры и театра, археолог, этнограф 352-357 ДУРЭУ жен. мон-рь в честь Благовещения Пресв. Богородицы в Ясской архиепископии митрополии Молдовы и Буковины Румынской Православной Церкви 357-358 358-359 ДУХКХА в мировоззренческих инд. текстах фундаментальная характеристика профанического существования индивида 359-360 ДУХНОВИЧ Александр Васильевич (1803 - 1865), униат. свящ., историк, поэт, педагог, деятель русинского движения в Закарпатье 360-361 361-368 368-372 372-374 374-390 390-392 392-394 «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА» ж. о религии, философии, о науке и об искусстве, орган Болгарской Православной Церкви (БПЦ) ДУХОВНАЯ МУЗЫКА муз. произведения христианского содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением 394-418 ДУХОВНИК в православной Церкви священник или старец-монах, регулярно принимающий тайную исповедь и помогающий духовному чаду на пути к спасению 418-420 ДУХОВНОЕ РОДСТВО связь при крещении восприемников с их крестниками, родителями крестников, прочими родственниками 420-421 421-422 «ДУХОВНЫЕ ОТВЕТЫ» информационный сборник, издаваемый с 1995 г. Тверской старообрядческой общиной при московском храме свт. Николы Чудотворца 422-423 423-424 ДУХОВНЫЕ СТИХИ в русской народной культуре совокупность музыкально-поэтических текстов, объединенных христианской тематикой 424-428 428-429 428-429 429-432 432-433 «ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ» законодательный акт, главный юридический документ, определявший правовой статус Церкви в России в синодальный период

http://pravenc.ru/vol/xvi.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010