2) Дела церквей Новгор. епархии в надлежащем порядке, сброшюрованные по каждой церкви в отдельности, в количестве 51 папки. 3) Личные дела священно– и церковнослужителей, сброшюрованные в 87 папках 4) Список свободных вакансий на 25 декабря 1956 г. 5) Список пенсионеров по епархии на это же число. 6) Ориентировочная финансовая смета по епархии на 1957 г. в черновом виде. 7) Для начинательного баланса, как помощь, митр. Елевферием выделено 50 тыс. рублей. Среди подписавших Акт значится и настоятель кафедр, храмов (Ильинского и Филипповского) в Новгороде в 1954–1966 гг. прот. Александр Иванович Ильин (1895–1971), учившийся в СПБДС и ДА в 1910–1916 гг., магистр богословия ЛДА 1957, служивший в царской и Красной армии в 1916–1922 гг., иерей с 1922 г., прошедший Гулаг в 1936–1944 гг. [См. подробнее в сб. «Пострадавшие за Христа», изд. ПСТБИ 1997 г., т I, с. 495 – со ссылкой на статью о. Анатолия Малинина в газ. «София», Новгор. 1994 г.]. 21 марта 1957 года был составлен дополнительный акт о передаче еп. Сергию еще двух книг его же резолюций [как викарного епископа Ленинградской епархии] за период с 22 ноября 1955 г. по 14 декабря 1956 г. и переписки с Уполномоченным по делам РПЦ по Новгор. обл. за 1956 год. [Личное дело архиеп. Сергия, ч. II, лл. 53–55,60–62.]. 237 Как отмечено в основном тексте, перевод в Казанскую епархию Указом Патриарха и Синода от 7 ( в моем тексте ошибочно – 25) октября 1967 года из–за болезни еп. Сергия оказался чисто номинальным, м.б. даже только политическим прикрытием «аннексии» Новгородской епархии Ленинградским митрополитом Никодимом, возможно и с благой целью ее спасения от атеистического натиска. Но в какой степени это ему удалось – трудно сказать. 23/24 октября Указом Патриарха еп. Сергий был освобожден от управления Казанской епархией с предоставлением отпуска для лечения и отдыха, который в размере 3–х месяцев был благословлен Патриархом еще 20 октября епископу Сергию, прибывшему в Москву по вызову Патриарх 18 или 19 числа., 238 Ошибочная и неудачная фраза. На с. 82 и 83 оригинала (здесь с. 245 и 247) автор пишет, что и в 1953 и в 1960 гг. в епархии было всего 40 храмов, из них 6 городских. К сожалению, автор приводит в тексте совершенно не согласованные данные о числе закрывавшихся храмов, не замечая этого. Так на с. 251 (85 – оригинала) пишет: на 1 января 1961 года в области действовало 5 городских церквей и 29 – сельских [всего 34]; на с. 259 (в оригинале на с. 91): С 1960 по 1962 год в ... епархии ... закрыты 16 православных храмов [т.е. осталось всего 24], а чуть ниже: на первое января 1962 года...: действующих церквей – 27... и тут же: В это же самое время на 1 января 1962 года на новгородской земле ... были закрыты... 5 – в период 1941– 1960 годов, 7 – с начала 1960 года...[т.е. осталось 40 – 7=33]. Число же (25) открытых церквей ко времени приезда митр. Никодима не внушает сомнения. Трудно ли было самому автору выявить реальные даты закрытия 15 храмов по епархии, начиная с 1960 года?

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

567 counting time periods is often termed “inclusive reckoning.” The best example is the period of Jesus’ death, from Friday afternoon to his resurrection on Sunday morning. Although, chronologically, this period was a little more than two nights and one day, Bible writers refer to it as “three days” (Matt. 27:63 Mark 10:34 The Watch Tower Society correctly applies it to mean “a portion of each of three days.” (Insight on the Scriptures, Vol. 1, p. 593) Another example is the period of the siege of Samaria, stated at 2 Kings 18:9 ninth year of Hoshea; yet the siege is said to have lasted for “three years.” For additional examples, see Edwin R. Thiele, The Mysterious Numbers of the Hebrew Kings, new revised edition (Grand Rapids: Zondervan Publishing House, 1983), p. 52, ftn. 12. 568 Prophecy of Daniel (Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Co., 1949), pp. 5556; cf. pp. 26770. 570 Mysterious Numbers of the Hebrew Kings. New revised edition (Grand Rapids, Michigan: The Zondervan Corporation, 1983), pp. 205206. 571 of Chaldean Kings (London: The Trustees of the British Museum, 1961; first published in 1956), pp. 6367. See also Hayim Tadmor’s article “Chronology of the Last Kings of Judah” in Journal of Near Eastern Studies, Vol. XV (1956), p. 228. 572 EgyptianBabylonian Maelstrom” in Supplements to Vetus Testamentum, Vol. XXVIII (Leiden: E. J. Brill, 1975), p. 125, ftn. 5. 574 Shall Know that I Am Jehovah’–How? (Brooklyn, N.Y.: Watchtower Bible and Tract Society, 1971), pp. 285287, argues for a siege of eighteen months. 576 Dubberstein’s Babylonian Chronology, 1956), p. 13. The tablet is listed as No. 1054 in J. N. Strassmaier, Inschriften von Nabonidus, Konig von Babylon (Leipzig, 1889). 583 and Predictions of Eclipse Times by Early Astronomers (DordrechtBostonLondon: Kluwer Academic Publishers, 2000), p. 98. C. B. F. Walker refers, for example, to the inaccurate magnitude reported for one the two eclipses in the text, “but,” he adds, “the Cambyses text is now understood to contain a series of predictions rather than observations.” – Walker in John Curtis (ed.), Mesopotamia in the Persian Period (London: The Trustees of the British Museum, 1997), p. 18.

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-gent...

Krumbacher 1897 – Krumbacher K. Geschichte der byzantinischen Litteratur. München, 1897. L.-S. – Liddel H. G., Scott R. A Greek-English Lexicon. Oxford, 1968. Lammert 1938 – Lammert F. Die antike Poliorketik und ihr Weiterwirken//Klio. 1938. Bd. 31. S. 389–411. Lampros 1879 – Lampros Sp. Μιχαλ Χωνιτου τ σωζμενα. Athens, 1879. Т. 1. Laurent 1937 – Laurent V. L’ceuvre geographique du moine sicilien Nil Doxapatris//Echos d’Orient. 1937. Vol. 36. P. 5–30. Laurent 1939 – Laurent V. Aux origines de l’église russe//Echos d’Orient. 1939. Vol. 38. P. 279–205. Lawlor, Oulton 1928 – Lawlor H. J., Oulton J. E. L. Eusebius Bishop of Caesarea: The Ecclesiastical History and the Martyrs of Palestine. London, 1928. Vol. 1–2. Lechner 1954 – Lechner K. Hellenen und Barbaren im Weltbild der Byzantiner. München, 1954. Lemerle 1956 – Lemerle P. Prolegomènes à une édition critique et commentée des «Conceils et Récits de Kékauménos». Bruxelles, 1956. Lemerle 1966 – Lemerle P. L’encyclopédisme à Byzance à l’apogée de l’empire et particulérement sous Constantin VII Porphyrogénète//Cahiers d’histoire mondiale. 1966. Vol. 9. P. 596–616. Lemerle 1971 – Lemerle P. Le première humanisme byzantin. Paris, 1971. Leon. Diac. – Leonis Diaconi Caloënsis historiae libri decem/Е rec. C. H. Hasii. Bonnae, 1828. Les actes apocryphes 1978 – Les actes apocryphes des aptres. Christianisme et monde païen. Genève, 1978. Vol. 1–2. Liutpr. Legatio – Liutprand Cremonensis. Opera. Hannover,      1871. Ljubarskij 1987 – Ljubarskij Ja. Theophanes Continuatus       und Genesios. Das Problem einer gemeinsamen Quelle//BS. 1987. T. 48. S. 12–27. Lowmiaski 1979 – Lowmiaski H. Religia slowian i jej       upadek (w.      V–XII). Warszawa, 1979. Maas 1995 – Maas M. Fugitives and Ethnology in Priscus of Panium//BMGS. 1995.      T. 19. P. 146–160. Mai 1827 – Mai A. Sciptorum veterum nova collectio. Romae, 1827. Т. II. Mango 1953 – Mango С. A note on the Ros-Dromitai//Προσορ ες Στ. Κυριακδην. Hellenika. T. 4. Thessalonike, 1953. P. 457–462.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1976. T. 6. Oikonomides N. Les listes de preseance Byzantines des IXe-Xe siecles. Paris, 1972. Oikonomides N. The Peira of Eustathios Romanos: an abortive attempt to innovate in Byzantine law//FM. 1986. Bd 7. Ostrogorsky G. Geschichte des byzantinischen Staates. Miinchen, 1963. Ostrogorsky G. Die landische Steuergemeinde des byzantinisches Reiches im X Jh.//VfSWG. Hf. 1–2. 1927. Ostrogorsky G. Observations on the Aristocracy in Byzantium//DOP. 1971. T.25. Ostrogorsky G. Die Pronoia unter den Komnenen//ЗРВИ. 1970. T. 12. Ostrogorsky G. Pour Г histoire de la feodalite byzantine. Bruxelles, 1954. Ostrogorsky G. Quelques problemes d» histoire de la paysannerie byzantine. Bruxelles, 1956. Petrusi A. Tra storia e leggenda: akritai e grazi sulla froritiera orientale di Bisanzio//XIVe congres intern, des etudes byzantines. Rapports. Т.Н. Bucarest, 1971. Platon G. Observations sur le droit de 7tpovoix en droit byzantin//RGD. 1903. 27. N 5. Rouillard G. Un grand beneficiaire sous Alexie Komnene Leon Kephalas//BZ. 1930. Bd30. Seibt W. Skleroi. Eine sigillographische Studie. Wien, 1976. Sesan M. Les themes byzantines а Г epoque des Comnenes et des Anges (1081–1204)//RESE. 1931. T. 18. Stein E. Untersuchungen zur spatbyzantinischen Verfassungund Wirtschaftsgeschichte//Mitteilungen zur osmanischen Geschichte. 1923. Bdll. H. 1–2. Svoronos N. Quelques formes de la vie rurale a Byzance. Petite et grande exploitation//Annales. IIe annee. 1956. Juillet-Septembre. N3. Svoronos N. Etudes sur Г Organisation interiere, la societe et la economique de la empire byzantin. London, 1975. Svoronos N. Les privileges de Г eglise a 1» epoque des Comnenes: tin rescript inedit de Manuel I Comnene//TM. 1965. T. I. Svoronos N. Recherches sur le cadastre byzantin et la fiscalite aux XIe et Х1Г s. Le cadastre de Thebes//BCH. 1959. T. 83. Treatgold W. Byzantium and its army. 284–1081. Stanford, 1995. Treatgold W. The byzantine state finances in the eight and ninth centuries. New York, 1982. Thomas J. P. Private religions foundations in the Byzantine Empire.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Философов Л., священник. Учение св. Григория Нисского о богопознании. Загорск, 1959. Филарет (Гумилевский) , архиепископ Черниговский и Нежинский. Историческое учение об Отцах Церкви. М., 1996. Т. 2. С. 144–156. 35 См. Aubineau. P. 65–76; Daniélou. 1956. P. 71–78; Canévet. 972; Quasten. P. 254; Meredith. P. 2–3; Сагарда. C. 667. 68 V. Macr. 14; Tillemont. P. 278; Maran. Vita Basilii, 13.4. Другая дата: август/сентябрь 377 г., См. Maraval. 1988. P. 25–38; Idem. 1990. P. 20. 73 V. Macr. 21; Ep. 5.2; Diekamp. S. 394; Altaner. S. 436; Quasten. P. 255; против этого мнения См. Maraval. 1990. P. 29, n. 1. Другое мнение – посетить Аравию и Иерусалим, См. Tillemont. P. 735; 739; Maraval. 1971. P. 65–66. 78 V. Macr. 29–35. Другая дата смерти Макрины, соответствующая дню ее церковной памяти: 19 июля 380 г., См. Maraval. 1971. P. 58–60; или даже 19 июля 378 г., См. Maraval. 1988. P. 25–38; 1990. P. 26. 88 Ep. 29.2; Diekamp. S. 393; Pasquali. P. 76. Другую хронологию периода жизни свт. Григория Нисского после смерти Макрины со смещением на 6.5 месяцев вперед См. Maraval. 1971. P. 64; вперед на 1.5 года См. Maraval. 1990. P. 26–31. 95 Ep. 2.1, См. Maraval. 1990. P. 33–34; 103, n. 3. Другое мнение: по поручению Константинопольского собора 382 г., См. Lebourlier. P. 179–180 со ссылкой на Ep. 3.25; Canévet. P. 973. 126 Возможно, представителей антиохийской экзегетической школы – Диодора Тарского и Феодора Мопсуестийского, См. Heine. 1984. P. 366–368. 137 См. Gribomont. 1962. P. 312–322; Staats. 1963. S. 120–128; Idem. 1984. S. 26–28; Baker. 1964. P. 381–387; Idem. 1966. P. 227–234; Canévet. P. 1006; Davids. 1969. S. 78–90. 142 См. Joann. Damasc. Parallela Rupefucaldina, PG 96. Col. 509B; May G. 1969. P. 39; Maraval. 1990. P. 32, n. 2; Quasten. P. 280. 147 См. Diekamp F. Analecta Patristica. Texte und Abhandlungen zur griechischen Patrologie. Roma, 1938. P. 14–15; См. также Maraval. 1990. P. 15. 158 См. Cherniss. 1930; Ivanka. 1936; 1948; 1964; Pellegrino. 1938; Balthasar. 1939; 1942; Daniélou. 1944; Merki. 1952; Aubineau. 1966 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

268 На Соборе Русской Православной Церкви 1971 г. были отменены клятвы на старые обряды. См.: Об отмене клятв на старые обряды. Доклад Митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима на Поместном Соборе 31 мая 1971 года//ЖМП. 1971. 1, с. 63–73; Поместный Собор Русской Православной Церкви. 30 мая – 2 июня 1971 года. Документы, материалы, хроника. М., Изд. Московской Патриархии, 1972, с. 129–131. 271 Там же с. 8–13; Наказная грамота Митрополита Макария по Стоглавому Собору//Православный собеседник. Ч. 1. 1863, с. 87–106, 202–220. 274 Там же с. 789. См. также Виппер Р. Ю. Иван Грозный. Изд. 2. Ташкент, 1942, с. 43. Вопреки действительности, А. Зимин считает, что впервые сопоставил Стоглав с Тридентским собором Р. Ю. Виппер; см. Зимин А. А. Указ. соч. с 102. «Хронологическое совпадение деятельности Тридентского Собора и Стоглавого Собора в Москве чрезвычайно любопытно и по известной общности их целей, исходивших, конечно, из разных оснований. И Рим, и Москва, как бы готовясь к предстоящим боям, фиксируют на этих Соборах ортодоксию своих религиозно-политических доктрин католической и православной». – Чаев Н. С. «Москва – третий Рим» в политической практике Московского правительства XVI века//Исторические записки. Т. 17. 1945, с. 17. 275 Священник П. Румянцев. Письма из Швеции. II Упсальский собор 1593 года (По поводу 300-летнего юбилея)//ХЧ. Ч. 2. 1894, с. 122. 278 Митрополит Московский Макарий . История Русской Церкви. Т. 6, с. 222–223. О важном значении Стоглава говорит Л. В. Черепнин; см. Черепнин Л. В. К истории «Стоглавого» Собора 1551 г.//Средневековая Русь. М., 1976, с. 212; Он же. Земские Соборы Русского государства в XVI–XVII вв. М., 1978, с. 88. 279 В рукописной традиции тексты этих памятников нередко соседствуют друг с другом. См. Судебники XV–XVI веков/Подгот. текстов Р. Б. Мюллер и Л.В. Черепнина. Комментарии А. И. Копанева, Б. А Романова и Л. В. Черепнина. М.–Л., 1952, с. 120–122, 124. 280 Там же с. 113, 134; Бахрушин С. В. Научные труды. Т. 2. Статьи по экономической, социальной и политической истории Русского централизованного государства XV–XVII вв. М., 1954, с. 269.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Конкретные исследования современных религиозных верований. Академия общественных наук при ЦК КПСС. М., 1967. Поспеловский Д. Русская Православная Церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. Худяков С.Н. О преодолении религиозных пережитков в СССР. М., 1958. The Anglo-Russian Theological Conference, July 1956. London: Faith Press, 1956. Boudreaux M. Patriarch and Prophets: Persecution of the Russian Orthodox Church Today. London: Macmillan, 1969. Conquest R. Religion in the USSR N.Y.: Praeger, 1968. Fletcher W. The Russian Orthodox Church Underground, 19171970. Oxford U. Press, 1971. Fletcher W. Religion and Soviet Foreign Policy, 19451970. Oxford U. Press, 1973. Fletcher W. A Study in Survival. N.Y.: Macmillan, 1965. Hutten K. Iron Curtain Christians. Minneapolis: Augsburg Publishing House, 1967. Kishkowsky A. Die sowietische Religionspolitik und die Russische orthodoxe Kirche. München, 1960. Pospelovsky D. A History of Soviet Atheism in Theory and Practice, and the Believer. Pospelovsky D. The Russian Church under the Soviet Regime. Глава 15. Церковь при загнивающем социализме: 19651991 Собор 1971 г. и общая характеристика послехрущевской эпохи в жизни Церкви Патриарх Алексий I скончался в возрасте 92-х лет в 1970 г. Последним его актом было подписание «томоса» (хартии), предоставлявшего автокефалию, то есть церковную независимость, православной Церкви в Америке. Американская Церковь находилась в подвешенном состоянии с 1934 г., когда московский патриарший местоблюститель митрополит Сергий запретил в служении тогдашнего главу Американской православной митрополии митрополита Платона за то, что тот не выполнил распоряжение Сергия собрать подписи американского православного духовенства о лояльности советской власти. Продление жизни Алексия на достаточный срок, чтобы подписать томос, можно считать провиденциальным. Сложность была в том, что в политической ситуации того времени подчинение Московской патриархии привело бы к катастрофическому расколу в Американской Церкви, а для получения от Москвы автокефалии надо было сначала ей подчиниться, то есть вернуться в лоно Московской патриархии. Ведший переговоры с московской стороны митрополит Никодим отлично понимал остроту положения, и поэтому согласился с тем, что подчинение будет длиться только те несколько часов, которые потребуются для церемонии подписания и дачи томоса. Как только стало известно об автокефалии, карловацкая церковная группировка развернула бешеную кампанию, обвиняя руководителей Американской Церкви, особенно протоиереев Шмемана, Мейендорфа и Фотиева в том, что они продали Церковь чекистам. Так что если бы патриарх Алексий I не успел подписать томос, а известно, что ставший сразу после его смерти местоблюстителем, а через год и патриархом митрополит Пимен был против предоставления автокефалии Американская Церковь попала бы в политический капкан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Korkkanen 1975 – Korkkanen I. The Peoples of Hermanaric. Jordanes, Getica 116. Helsinki, 1975. KP – Der Kleine Pauly. Lexikon der Antike in 5 Bänden. München, 1979. Kubitschek 1934 – Kubitschek W. Studien zur Geographie des Ptolemäus. I. Die Ländergrenzen. Wien; Leipzig, 1934. Lacroix 1065 – Lacroix B. Orose et ses idées. Paris, 1965. Lammert 1931 – Lammert F. Strategemata//RE. 2 R. II. Hlbbd. 4.1931. Col. 174–181. Laqueur 1920 – Laqueur R. Der jüdische Historiker Flavius Josephus. Giessen, 1920. Leest 1988 – Leest J. van der. Appian and the Writing of the Roman History. Diss. Toronto, 1988. Lendle 1992 – Lendle O. Einführung in die griechische Geschichtsschreibung. Von Hekataios bis Zosimos. Darmstadt, 1992. Leppin 1996 – Leppin Н. Von Constantin dem Groβen zu Theodosius II. Das christliche Kaisertum bei den Kirchenhistorikem Socrates, Sozomenus und Theodoret. Göttingen, 1996. Lesky 1956 – Lesky A. Die tragische Dichtung der Hellenen. Göttingen, 1956. Levy 1959 – Levy A. Isocrates. Milano, 1959. Lindner 1972 – Lindner H. Die Geschichtsauffassung des Flavius Josephus im Bellum Iudaicum. Leiden, 1972. Lozovan 1959 – Lozovan E. Réaltiés pontiques et nécessités littéraires chez Ovide//Atti del Convegno intemazionale Ovidiano, Sulmona 1958. Vol. II. Roma, 1959. P. 355–370. Luc. Ampel. Lib. memor. – Lucius Ampelius. Liber memorialis. Luschnat 1971 – Luschnat O. Thucydides//RE. Suppl XII. 1970. Sp. 1085 ff. (Sonderdruck Stuttgart, 1971). Macrob. Saturn. – Macrobius. Saturnalia. Mader 2000 – Mader G. Josephus and the politics of historiography. Leiden, 2000. Marc. Cap. – Marcianus Capella. De nuptiis Philologiae et Mercurii. Marcotte 1986 – Marcotte D. Le Périple dit de Scylax. Esquisse d’un commentaire épigraphique et archéologique//Bolletino di filologia classica. VII. 1986. P. 166–182. Martin 1966 – Martin R. Vergile et la «Scythie» (Géorgiques, III, 349–383)//Revue des Etudes Latines. 44. 1966. P. 286–305. Martin 1981 – Martin R. Tacitus. London, 1981. Matthews 1989 – Matthews J. The Roman Empire of Ammianus. London, 1989.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скржинская 1956 – Скржинская Е. Ч. «История» Олимпиодора//ВВ. 1956. Т. 8. С. 223–276. Соколов 1913 – Соколов И. Русский архиерей из Византии и право его поставления до начала XV в. Киев, 1913. Соломоник, Домбровский 1968 – Соломоник Э. И., Домбровский О. И. О локализации страны Дори//Археологические исследования средневекового Крыма. Киев, 1968. С. 11–44. СОРЯС – Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. Стоянов 1925 – Стоянов К. Иван Геометър и византийската култура на негово време//Духовна култура. 1925. Т. 26–27. С. 196–202. Сюзюмов 1916 – Сюзюмов М. Я. Об источниках Льва Дьякона и Скилицы//Византийское обозрение. 1916. Т. 2. С. 106–166. Сюзюмов 1971 – Сюзюмов М. Я. Мировоззрение Льва Дьякона//АД СВ. 1971. Т. 7. С. 127–148. Толкачев 1962 – Толкачев А. И. О названии днепровских порогов Константина Багрянородного в «De adnumstrando imperio»//Историческая грамматика и лексикология русского языка. М., 1962. С. 29–60. Удальцова 1972 – Удальцова 3. В. Мировоззрение византийского историка V в. Приска Панийского//ВВ. 1972. Т. 33. С. 47–74. Удальцова 1974 – Удальцова 3. В. Идейно-политическая борьба в ранней Византии. М., 1974. Удальцова 1982 – Удальцова 3. В. Церковные историки ранней Византии//ВВ. 1982. Т. 43. С. 3–21. Удальцова 1983 – Удальцова 3. В. Филосторгий – представитель еретической церковной историографии//ВВ. 1983. Т. 44. С. 3–21. Успенский 1874 – Успенский Ф. И. Византийский писатель Никита Акоминат из Хон. СПб., 1874. Успенский 1879 – Успенский Ф. И. Образование Второго болгарского царства. Одесса, 1879. Успенский 1898 – Успенский Ф. И. Византийская табель о рангах//ИРАИК. 1898. Т. 3. С. 98–137. Успенский 1939 – Успенский Ф. И. Значение походов Святослава в Болгарию//ВДИ. 1939. 4. С. 94–95. Ф. Пр. – Hörandner W. Theodores Prodromos. Historische Gedichte. Wien, 1974. Флоровский 1925 – Флоровский А. Князь Рош у пророка Иезекииля//Сборник в чест на В. Н. Златарски. София, 1925. Фрейденберг 1959 – Фрейденберг М. М. Труд Иоанна Киннама как исторический источник//ВВ. 1959. Т. 16. С 29–51.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Давид , старец монастыря Констамонит на Афоне, антипросоп, скончался в 1974 г. Дамаскин (Хатзопулос), митрополит Димитриадский, во время 2-й мировой войны был полковым священником, арестовывался итальянскими властями, был узником концлагеря Дахау в 1948 г. в сане архимандрита участвовал в Московском совещании РПЦ, хиротонисан в 1950 г. в митрополита Трифилийского (юг Греции), с 1957 г. был митрополитом Димитриадским, свергнут военной хунтой в 1967 г., скончался в 1977 г. Джельси Даниэль (1940–1988), насельник бенедиктинского монастыря Шеветонь в Бельгии, талантливый фотолюбитель. Даниил , монах греческого происхождения, подвизавшийся в Свято-Пантелеимоновском монастыре, скончался в 1967 г. Димитрий (Градусов Владимир Валерианович, 1881–1956), в схиме Лазарь, епископ Рязанский и Шацкий в 1944 гг., епископ, архиепископ (1945) Рязанский и Касимовский в 1944–1947 гг., архиепископ Ярославский и Ростовский в 1947–1956 гг., по образованию юрист, церковную деятельность начал в 1912 г., писал стихи и музыку, рукоположён в диакона и священника в 1919 г., пострижен в монашество в 1941 г., в 1943 г. епископ Можайский, затем Ульяновский. Димитрий (Димитриос Пападопулос, 1914–1991), Вселенский Патриарх, предстоятель Константинопольской Православной Церкви в 1972–1991 гг., богослов. Димитрий Солунский , великомученик, пострадал за веру в 306 г.: казнён за исповедание христианства. Димитрий , протоиерей, в 1960-е гг. обучался в Афинах, где встречался с владыкой Василием в 1964 г. Дионисий Ареопагит (†96) афинский мыслитель, христианский святой, согласно церковному преданию, был учеником ап. Павла и первым епископом г. Афины. Доримедонт , монах Свято-Пантелеимоновского монастыря, скончался в 1962 г. Досифей (Сороченков Константин Сергеевич), иеромонах, на Афоне подвизался в 1966–1982 гг., до этого и после этого – в Псково-Печёрском монастыре, ныне архимандрит. Драшусова Мария Евгеньевна , старшая сестра сестричества при Свято-Никольской церкви в Брюсселе с 1931 г. Друганов Николай Александрович (1886–1971), диакон Свято-Никольского собора в Брюсселе в 1932–1971 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010