«Жил поэт Гумилев, писал стихи…» 97 лет назад под Петроградом расстреляли поэта Николая Гумилева 27 августа, 2018 97 лет назад под Петроградом расстреляли поэта Николая Гумилева Поэт. Путешественник. Офицер. С его легкой руки начался акмеизм, а в стихи вошли география, этнография и зоология. «Я хочу, чтобы не только мои стихи, но и моя жизнь была произведением искусства», – говорил он незадолго до смерти. Мало кто из больших поэтов Серебряного века был так запретен в советские годы, как он. И вполне понятно, что сегодня – в так называемое «стабильное время» – именно его стихи цитируются на островках, вероятно, самой максимальной свободы мысли и слова в России – на столь популярных рэп-батлах. Николай Гумилев был расстрелян 97 лет назад, и так уж повелось у людей – это повод вспомнить великого поэта. Портрет Государя Молодое Советское государство. В воздухе витают идеи нового общества, уравнения и всенародного просвещения. Для матросов Балтийского флота устраивается вечер поэзии. Среди прочих на мероприятие приглашен Николай Гумилев. Читая подборку стихов, он вдруг с особым значением выделяет строки: Я бельгийский ему подарил пистолет И портрет моего Государя. Присутствовавшая на том вечере поэтесса Ирина Одоевцева вспоминала: «По залу прокатился протестующий ропот. Несколько матросов вскочило. Гумилев продолжал читать спокойно и громко, будто не замечая, не удостаивая вниманием возмущенных слушателей. Кончив стихотворение, он скрестил руки на груди и спокойно обвел зал своими косыми глазами, ожидая аплодисментов. Гумилев ждал и смотрел на матросов, матросы смотрели на него. И аплодисменты вдруг прорвались, загремели, загрохотали. Всем стало ясно: Гумилев победил». Противостояния в его жизни были всегда. Ему постоянно приходилось что-то преодолевать, что-то о себе доказывать – себе и другим. С самого раннего детства и вплоть до пятнадцати лет Николай был болезненным ребенком: постоянно страдал головными болями, был легко возбудим, очень впечатлителен. К тому же у мальчика развилось сильное косоглазие, из-за чего он всегда выделялся среди сверстников, а в будущем долгое время признавался негодным к военной службе. «Меня очень баловали в детстве, – вспоминал он. – Больше, чем моего старшего брата. Он был – здоровый, красивый, обыкновенный мальчик, а я – слабый и хворый. Ну, конечно, мать жила в вечном страхе за меня и любила меня фантастически».

http://pravmir.ru/zhil-poet-gumilev-pisa...

Любовь, всегда видящая лице Господа, не может не видеть, как омрачается оно от того или другого оскорбления, а видя это, не может не сокрушаться; сокрушаясь же, не может не проливать слез. Так святой Петр по отречении от Господа в каком–то непонятном забытьи, встретив очами своими обличительный взор Господа, «изшед вон со двора архиереова» — места оскорбления Господа, «плакася горько» (Лк.22,62). Стихи 137 — 144 Восемнадцатое восьмистишие идет под буквою «цаде — бок, сторона». Так как у пророка дело идет все о заповедях, то в этом восьмистишии надо искать указания разных сторон или самих заповедей, или отношения их к нам. Здесь указываются стороны сего последнего. Можем себе представить в средине корпус заповедей, к которому можно подходить с востока, запада, севера и юга. С каждой стороны отношение к ним выражается особым расположением. С востока станет «вера» — уверенность, что заповеди Божий суть правда и истина непреложная (стихи 137—138); с запада — исходящая из этой уверенности «ревность» об исполнении всех этих заповедей и своя к ним любовь (стихи 139—140); с севера — «смирение с надеждою» (стихи 141 — 142); с юга — «терпение» всего находящего из–за верности заповедям (стихи 143—144). Таково содержание сего восьмистишия. Стих сто тридцать седьмой «Праведен ecu Господи, и правы суди Твои». Пророк исповедует праведность Господа, восставляя убеждение, что ничто неправое не может исходить из уст Божиих: «праведен еси, Господи»; но исповедует это не в виде отвлеченного созерцания, а как основание правости судов Божиих. Суды Божий означают и присуждения вообще, то есть все, чему быть, присуждает Бог: это вводит в область промышления Божия и исполняет успокоением в преданности воле Божией. Но поелику здесь речь идет о заповедях, как это видно из нижеследующего стиха, сходного по содержанию своему с настоящим, то ближе будет под «судами» разуметь присуждения, коими Бог определяет, как должно нам жить, определяет то есть не участь нашу, а то, как надо нам действовать, независимо от нашей участи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

В последние несколько лет число постоянных членов клуба неизменно растет. Все большее количество людей осознают важность воцерковления и трезвенного просвещения, общего делания. За активную работу в деле трезвенного просвещения почетную грамоту клуба получил А.М.Купин. Также почетными грамотами клуба были награждены и некоторые другие его активные участники, в частности, Людмила Тихоновна Машкова, которая на протяжении многих лет организует автобусные крестные ходы и различные другие мероприятия, пользующиеся заслуженной популярностью у прихожан. В ходе праздничного вечера выступали многие активные члены клуба «Бодрствование». Они читали свои стихи, а также стихи и рассказы православных писателей и поэтов (Ивана Шмелева и других). Отметим, что простые по содержанию, незатейливые стихи участников клуба поражают своей искренностью. Процитирую одно из таких стихотворений, написанное Виктором Владимировичем Брязгиным 7-8 января 2011 года, первую строчку которого я взял в качестве заголовка для этой статьи: Христос родился: чудо из чудес, Родился для спасения народа. И слышим колокольный благовест, И не пугает нас любая непогода. В вертепе рядышком с ягнятами лежал, И с Ним была Пречистая Мария. Отец Небесный нам Его послал, Младенца кроткого, ведь Он Мессия. На небе Ангелы поют, и звезды ярко светят, И счастье не ушло совсем от нас. Все взрослые становятся как дети, А детям этот праздник радость даст. В ходе вечера один из членов клуба Андрей Колено исполнил под гитару свои стихи – «Приход на Цветочной», которое посвящено настоятелю храма во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ протоиерею Иоанну Миронову, и стихотворение «Православная новогодняя», посвященное святому мученику Вонифатию, избавителю от пиянства и прочих страстных пороков. Все участники вечера дружно ему подпевали. Затем состоялась братская трапеза, в ходе которой ее участники исполнили хором рождественские колядки, духовные стихи, в том числе иеромонаха Романа (Матюшина), поделились впечатлениями от вечера, от крестного хода , прошедшего 1 января в Александро-Невской лавре, огласили планы на будущее.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/09/hr...

«Мороз и солнце: день чудесный! — по утрам декламировал Горик. — Еще ты дремлешь, друг прелестный… — И он запускал подушкой в Женю, любившую спать долго. — Пора, кра-са-ви-ца…» — слово «красавица» Горик произносил с ужасающей гримасой, чуть ли не скрежеща зубами, чтобы было ясно, что ни о какой красавице тут не может быть и речи. Вечерами Горик мастерил альбом — подарок школьному литкружку и экспонат для пушкинской выставки (с томящей надеждой получить за него первый приз). В большой «блок для рисования» вклеивались портреты, картины и иллюстрации, вырезанные из журналов, газет и даже, тайком от матери, из некоторых книг, и тушью, печатными буквами переписывались знаменитые стихи. Например: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» — и тут же была наклеена вырезанная из газеты «За индустриализацию», которую выписывал отец, картинка, изображавшая памятник Пушкину на Тверском бульваре. К сожалению, все картинки, вырезанные из газет, пожелтели от проступившего клея. Мать Горика была увлечена альбомом не меньше сына. Елизавета Семеновна любила поэзию (особенно сатиру Маяковского, а также стихи Веры Инбер, Саши Черного и Агнивцева, многие из которых помнила наизусть) и сама нередко с удовольствием писала длинные юмористические стихи, которые очень нравились ее сослуживцам по Наркомзему и публиковались в стенной печати. «Семья Баюковых к столетию со дня смерти Пушкина)» — такой лозунг выкинула Елизавета Семеновна в январе, когда жили на даче во время каникул. Кто выучит больше строк «Евгения Онегина»? Кроме Николая Григорьевича, который редко приезжал на дачу и вообще плохо запоминал стихи — он знал наизусть одно-единственное, попавшееся где-то в ссылке стихотворение про Сакья-Муни: «По горам, среди ущелий темных…» — соревновались все, включая бабушку, Сергея и знакомую девушку Сергея Валю, гостившую на даче. С утра до вечера бубнили стихи. К концу каникул победителем определился Горик, второй была Елизавета Семеновна, потом Женя, Сергей, его знакомая Валя, и на последнем месте оказалась бабушка, сумевшая дойти только до: «Потом мусью ее сменил; ребенок был резов, но мил».

http://azbyka.ru/fiction/dom-na-naberezh...

CN Нисибинский цикл CommAct Толкование Деяний CommGenEx Толкование на Кн. Бытия CommDia Толкование на Диатессарон СоттРа Толкование посланий апостола Павла De JulSa О Старце Иулиане DeAbrQid Об Аврааме Кидунском DeF Стихи о вере Eccl Стих о Церкви Ep Mon Письмо к инокам эдесским Hae Против ересей HdF Стихи о вере Iej Стихи о посте Nat Рождественский цикл Nic Никомидийский цикл Par Стихи о Рае Pas Пасхальный цикл S Проповеди SdF Проповеди о вере SDom Проповедь о Господе Нашем SHeb Проповедь на Страстную седмицу Vir Стихи о девстве Справочные издания AMS Acta martyrum et Sanctorum, ed. P. Bedjan, Leipzig, 18901897 BHG F. Halkin, Bibliotheca hagiographica graeca, 1957 (Subsi- dia hagiographica, 8) DHO P. Peeters, Bibliotheca hagiographica orientalis, 1910 (Subsidia hagiographica, 10) CPG M. Geerhard, Clavis partum graecorum, vol. 2, Tournhout, 1974 Dspir Dictionnaire de spiritualité PS I. Ortiz de Urbina, Patrologia syriaca, Roma, 1965 LBr C. Brockelmann, Lexicon syriacum, Halle, 1928 TRE Theologische Realenzyklopädie DHGE Dictionnaire de I’Histoire et de géographic ecclésiastique Журналы и сборники статей ПрТСО Прибавления к творениям святых отцов, Москва ВДИ Вестник древней истории (РАН), Москва ХВ Христианский Восток, Санкт-Петербург-Москва AB Analecta Bollandiana, Bruxelles ASTI Annual of the Swedish Theological Institute, Leiden BK Bedi Kartlisa, Paris ECQ Eastern Churches Quarterly, Ramsgate ECR Eastern Churches Review (incorporated into Sobornost), London EHF Ephraem-Hunayn Festival, Baghdad JHS Journal of Hellenic Studies, Oxford JJS Journal of Jewish Studies, Oxford JRS Journal of Roman Studies JSS Journal of Semitic Studies, Oxford-Manchester JThS Journal of Theological Studies, Harvard LM Le Muséon, Louvain NTS New Testament Studies, Cambridge OC Oriens christianus, Rom-Bonn-München OCR Orientalia Christiana periodica, Roma OKS Ostkirchliche Studien, Würzburg OS orient syrien, Paris PdO Parole de l’Orient (ex-«Meltho»), Beyrouth ReArm Revue des études arméniennes, Paris

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/yu...

Выносят Жертву с юной девой И в тишине кричит вдова... Вдруг прекращаются виденья, И растворяется мираж - Его прервал своим велением Синедриона грозный страж, Он охраняет Свод Законный, Свои Морали, Царский Трон, и Крови - Жертвенный запас... Задернув шелком шторы, как вуалью, От жадных толп и злобных глаз... Как редко видишь горькие фрагменты, Святой Истории явления картин Плывут из Вечности Сокральные моменты, Когда ты молишься один... ЛЮБОВЬ А. 2011/01/20, 07:52:42 Спаси Христос мой домашний телефон 84953328961 или просто в Москве 3328961 электронный адрес alfa51@mail.ru мобильный 89152180082 Храни вас Глсподь. ЛЮБОВЬ А. 2011/01/20, 00:56:24 Поздравляю космического бродягу и Любовь!!! А как мне, простому смертному, неодаренному поэтическим слогом, но очень любящему стихи, приобрести-купить стихи Монаха Симеона (Дневник инока и другие все)? Марина Чернова 2011/01/20, 00:07:46 Здравствуйте. Мое имя Владимир (космический бродяга). Благодарю за высокую оценку моих стихов. Очень рад получить подборку книг монаха Симеона Афонского Я живу в московской области, в городе Дубна, мой телефон 8 926 315-66-00, e-mail: info@creasign.ru Спасибо. C уважением, Владимир. Владимир (космический бродяга) 2011/01/18, 13:53:37 Из присланных стихов мы хотим отметить двух авторов: космический бродяга и Любовь. Просим прислать e-mail или телефон в Москве. Вам передадут книги. Стихи можно публиковать и дальше. Бог в помощь! 2011/01/12, 15:49:42 Х О Р О Ш О Горы - дымкой в синиве, Тучи жмутся зябко С ветром резвым на песке Краб играет впрятки, Порезвился со пчелой, Отдышался в грядке, И опять шумит листвой, Разбирая прядки... Солнце рыжее взошло - Древнее светило, Всех успев позолотить- Целый день светило... Отпылав закатом ярким, Тихо за Афон ушло, Оказался вечер ярким, Зелень, море, хорошо... ЛЮБОВЬ А. Мои стихи 2011/01/12, 13:28:02 Мои стихи . ДАВАЙ ПОЕДЕМ... Так душно, уж в городе тесном, И хочется дали огней, Новых дорог интересных, Горных ветров и степей... И, чтобы закаты в полнеба, Небесной лазури расцвет,

http://isihazm.ru/?id=1412&c_pid=5

– Может ли человек без поэзии прожить? – Сама жизнь дает исчерпывающий ответ: не получается у человека прожить без поэзии. Попадаются восемь, скажем, человек, которые говорят, что могут прожить и так, а пятнадцать других не могут. В Москве и других городах — посмотрите: всё кипит – фестивали, слэмы, поэтические конкурсы, издаются журналы, интернет кипит: сайт Стихи.ru – люди не только любят читать, но и писать стихи. Писание и говорение стихов – это органичное свойство человека. Даже думаю, что поэтическая речь – это отголосок той речи, которая была дана Адаму в раю. Возможно, Адам в раю разговаривал языком, непохожим на нынешний. И у разновидностей поэзии есть определенное происхождение. Например, гимнография – это язык ангелов, славящих Бога. Эпос, или, как это иногда называют, нарративная, сюжетная поэзия – взгляд на события мира. Лирика появилась, когда человек был изгнан из Эдемского сада, когда он стал всматриваться внутрь себя – недаром лирика всегда печальна. Без поэзии человек не сможет жить никогда, она отражает очень важные ритмы человеческого естества. – У Вас был период, когда Вы совсем не писали стихов…Стихи перестали писаться в 1996-м году, когда я крестился – так совпало: сначала перестали писаться, а потом крестился. Не знаю, почему это происходило – не было терзаний, а просто перестал испытывать к стихам интерес. Восемь лет не писал. За это время и крестился, и стал священником. А потом опять стихи вернулись – и это хорошо. Это говорит о том, что источник поэзии не в самом человеке – он у Бога, поэтому поэзия будет всегда. Стихи, ведущие вперед – Почему большинство самых замечательных духовных стихотворений написано людьми нецерковными или далекими от официальных деноминаций? Бродский, Пастернак… – Бывает, да, такой момент: для людей со стороны всё это – религия, Церковь, образы Священного Писания — ново, свежо, это некая неисследованная область, они берут христианство «в охотку». Как каша для ребенка – один раз он съест в охотку, другой раз – с трудом, на третий – будет плеваться, потому что он не рад тому, что вменяется в обязанность. Поэтому и для людей, для которых церковная повседневность не является привычной, всё церковное похоже на лужок, на который можно прийти, сорвать цветов, сплести венок, порезвиться, а потом уйти.

http://pravmir.ru/poeziya-otgolosok-rays...

Поль Валери добросовестно различал дарованные ему стихи от прилаженных к ним собственными трудами. “Добросовестно”, потому что подарки, хоть и принимал он их, его сердили: хотелось ему все сплошь самому — не прилаживать, а создавать; делать, а не только доделывать. Всем поэтам, однако, даруются порой стихи, — свыше, как сказали бы в былые времена, – Музой, Провидением, Вдохновением. Могут это быть и стихи или сочетания слов, уже произнесенные другим поэтом или не поэтом, могут быть и отдельные слова, образы, интонации. Они родником становятся новых интонаций, образов, слов, стихов; зародышем нового поэтического организма. Тютчев однажды, в старости, зимой 71-го года, заснул было, да ненадолго, и стали в нем складываться стихи: Впросонках слышу я — и не могу Вообразить такое сочетанье, А слышу свист полозьев на снегу И ласточки весенней щебетанье. Дочь его, Дарья Федоровна, посылая эти стихи сестре, пояснила, что, просыпаясь, он услыхал, как она рассказывала что-то матери. Скольжение санок за окном, женский говорок рядом или в соседней комнате стали впросонках словами — “ласточка”, “полозья”, — образовавшими, в свою очередь, столь благоприятствующий поэзии оксиморон (припрятанный за ними: весенняя зима). Не отсутствует он, кстати сказать, и у Кольриджа, даже родственный (солнце, лед), A sunny pleasure-dome with caves of ice, [Обитель солнечного блаженства с ледяными чертогами ( англ. ) — строка из “Кубла Хан”] хоть и не внушенный непосредственно стихом, породившим его поэму. Приведу теперь, чтобы Тютчева не покидать, по-иному показательную строчку из стихотворения (“Брат, столько лет…”), написанного всего за месяц или два до того четверостишия; чудесную строчку — нет чудесней ни у одного русского поэта — и центральную в этом стихотворении (девятую, но, быть может, родившуюся первой): Бесследно все — и так легко не быть! Той же дочери своей, Екатерине, которой адресовано было письмо Дарьи Федоровны, писал он, что стихотворение это сложилось у него на возвратном пути из Москвы после похорон брата, ночью, в полусне.

http://azbyka.ru/fiction/esse-vejdle/29

О поэзии благочестивой и поэзии настоящей Почему многие не могут отличить хорошие стихи от плохих? 21 марта, 2016 Почему многие не могут отличить хорошие стихи от плохих? Сегодня – Всемирный день поэзии. Год за годом православные читатели-поэты заваливают редакции епархиальных газет и радио своими «духовными» стихами, в тысячный раз воспевая «дорогу к Богу» и «страдания Христа у Креста», а также заполняя страницы «горящими свечечками» и «благодатью фимиама». Вот только почему-то среди них никак не встречается никого по фамилии «Бродский» или «Пастернак»… О том, что такое настоящая духовная поэзия, мы беседуем с поэтом, ведущим передачи «Поэзия. Движение слов» на радиоканале «Культура», священником Сергием Кругловым. – Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской), который был не только замечательным пастырем, но еще писал и стихи, говорил, что не бывает литературы православной и неправославной, а бывает хорошая и плохая, т.е. интересная или скучная, несущая в себе какую-то жизнь, посыл, увлекающая человека ввысь, в небо или, наоборот, мало что дающая уму и сердцу. Литература не делится на конфессии. Мне близко это определение владыки Иоанна. Самое замечательное определение поэзии дал Михаил Леонович Гаспаров: «Стихи делятся на две части: те, которые нравятся мне, и те, которые нравятся кому-то еще». Отношение к поэзии , прежде всего, дело сокровенное, личное. И любая поэзия духовна – она всегда несет какой-то дух, вопрос только – какой именно это дух. В поэзии, как и в жизни, может быть всё: и красота, которая возвышает, но может быть и красота распада, красота наркотическая – иллюзорная, временная, которая через минуту рассыплется, и обнажится вся неприглядность того, куда она ведет, наступит похмелье. В поэзии может быть просто пошлость – кич, глянец. Как в фотосалонах – один в костюме пирата, другой в ином костюме, с яркими цветами и подобное. В ней может быть скука, безвкусица – всё как в жизни. Поэтому важно, чтобы в стихотворении не было пошлости, безвкусицы, а также важно – какая там красота: распада или та, которая ведет ввысь. А если мы считаем, что красота, которая ведет ввысь, это только та, что обставлена православными атрибутами, то мы, конечно, ошибаемся. Очень многие стихи, которые мы называем «духовными», на самом деле – рифмованные благочестивые картинки к учебнику Закона Божьего. Кроме недоумения это ничего не вызывает – это никому не интересно: ни взрослым, ни детям. Кто будет жевать этот целлулоид, когда есть настоящая поэзия?

http://pravmir.ru/poeziya-otgolosok-rays...

И Чуковский цитирует письмо Фета : «Читаешь стих Некрасова: “Купец, у коего украден был калач…” – и чувствуешь, что это жестяная проза. Прочтешь: “Для берегов отчизны дальной…” – и чувствуешь, что это золотая поэзия». Корней Иванович пишет : «На первый взгляд противопоставление кажется вполне убедительным, но и оно начисто опровергается фактами. Факты же заключаются в том, что строка, приведенная Фетом, заимствована из той группы стихотворений Некрасова, которая объединена общим названием “На улице”, а там, как известно, есть такие стихи: “Вот идет солдат. Под мышкою Детский гроб несет детинушка”. Читая эти стихи невозможно не вспомнить другие стихи о таком же гробике и о таком же отце: “Без шапки он; несет под мышкой гроб ребенка И кличет издали ленивого попенка, Чтоб тот отца позвал да церковь отворил. Скорей! ждать некогда! давно бы схоронил”. Автор этого стихотворения – Пушкин. Дело не только в том, что образ отца, несущего под мышкой гроб младенца, совпадает у Некрасова с пушкинским. Главное, весь тон этого пушкинского стихотворения некрасовский. Если не знать, что стихи о гробике написаны Пушкиным, их можно принять за некрасовские. В них тоскливо негодование, некрасовское негодование на убожество, жестокость, безвыходность тогдашнего русского быта». И Корней Иванович приводит целиком весь этот эпизод: «Румяный критик мой, насмешник толстопузый, Готовый век трунить над нашей томной музой, Поди-ка ты сюда, присядь-ка ты со мной, Попробуй, сладим ли с проклятою хандрой. Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогой, За ними чернозем, равнины скат отлогой, Над ними серых туч густая полоса. Где нивы светлые? где темные леса? Где речка?..» Действительно, совершенно некрасовские стихи. «В проклятой хандре Пушкина, в его скорби при виде разоренной деревни уже предчувствуется некрасовская горечь и желчь. Сама эта манера давать перечень удручительных образов, чтобы выразить свою боль о неустройстве и мерзости окружающей жизни впоследствии стала типично некрасовской». Только один эпизод я выбрал. Вообще друзья, должен вам сказать, что сейчас, рассуждая о Чуковском и Пушкине, какая-то часть моей головы думает о других, и печальных, и случайных, и трогательных странных сближениях. Я почему-то только сейчас подумал, что и у того, и у другого было по четверо детей. А вот читая про этот гробик – свою последнюю дочь Мурочку Корней Иванович хоронил сам, она умерла, когда ей было 11 лет.

http://academy.foma.ru/2016/11/01/page/2

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010