Ин.1:5.  И свет во тьме светится, и тьма его не объят. Что свойство света есть лучеизлияние в темном месте, сие всем явно и известно: но какая та была тьма, и како она не объяла света? Тьма есть грех. Послушай Павла, сие подтверждающего:  «отложим убо дела темная» ( Рим.13:12); также:  «не приобщайтеся к делом неплодным тьмы, паче же и обличайте»( Еф.5:11). Грех называется тьмою, яко потемняющий ум человека, и отъемлющий у него свет распознания. В сей-то тьме греха прежде воплощения Сына Божия сидели люди:  «бесте бо иногда», свидетельствует Апостол,  «тьма, ныне же свет о Господе» ( Еф.5:8). Когда же благословил  Бог послать Сына Своего единородного в мир; тогда  «сущим во тьме и сени смертней свет возсия: людие ходящии во тьме, видеша свет велий» ( Ис.9:2 ), – свет истинного Богопознания, свет истинной веры, свет нелицемерной добродетели. Сей свет и доныне чрез благовестие Евангельское, сияет во тьме сердец наших.  «Иисус бо Христос вчера и днесь Той же и во веки» ( Евр.13:8). Сие-то значит вышеупомянутое речение:  «и свет во тьме светится». Ибо не токмо тогда воссиял, но и до днесь сияет, и во веки сиять будет. Како же тьма его не объяла, послушай. Воплотивыйся Сын Божий, хотя и восприял немощи наши, и был по всему нам подобен, якоже пишет боговещательный Павел:  «искушена по всяческим, по подобию, разве греха» ( Евр.4:15): но  грех Его не объял, ниже коснулся, ниже мало приближился к Нему. Искушена по всяческим, по подобию, разве (кроме) греха.  «Тьма», то есть грех, не объя, то есть не могла приближиться к свету, сиречь ко Христу:  «яко беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его» ( Ис.53:9). Тако убо, во-первых, научив Богослов о Божестве Сына Божия, предначинает потом извещать и о деле воплощения Его таким образом: Ин.1:6 .   Бысть человек послан от Бога, имя ему Иоанн. О сем и Малахия Пророк предвозвестил, говоря:  «се Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим» ( Мал.3:1). Евангелист по естеству назвал Его человеком, а Пророк – Ангелом, или ради Ангельской Его жизни, или ради извещения спасительных о Господе Иисусе Христе вестей.  «Человек послан от Бога»: великое есть поистине сие достоинство, великая честь и благодать.  «Человек послан от Бога»: убо слово его достоверно, учение его истинно, жизнь его свята.  «Человек послан от Бога»: и самое имя его означает благодать, которую он от Бога приял. Ибо имя  Иоанн еврейски значит  благодатный. Но для чего послан был Иоанн?

http://bible.predanie.ru/pasha-svetloe-h...

Рассуждение 3. О должностях к ближнему, где Глава 1. О должностях к самому себе, в которой 1. О постоянном пребывании в вере. 2. О повседневном испытании совести. 3. О приготовлении к смерти. 4. О слушании слова Божия. 5. О умеренности. 6. О скромности. Глава 2. О правде, к другим показуемой. Глава 3. О власти вообще и подвластных. Глава 4. О должности Государей и подданных их. Глава 5. О должности пастырей и вверенных им. Глава 6. О должности родителей и детей. Глава 7. О должности мужей и жен. Глава 8. О должности господ и рабов их. Глава 9. О должности воинов и их начальников. Глава 10. О должности учителей и учеников. Глава 11. О должности старших и младших летами. Глава 12. О должности богатых и убогих. Глава 13. О должности дающих и приемлющих взаим. Глава 14. О должности продающих и купующих. Глава 15. О нанимающих и нанимающихся работать. Глава 16. О помоществовании в нуждах, также Глава 17. О наставлении в недоумениях. Глава 18. О прощении братних к нам согрешений. Глава 19. О запрещении убийства. Глава 20. О запрещении блудодейства. Глава 21. О запрещении хищения. Глава 22. О запрещении грехов, словом бываемых. Глава 23. О неосуждении. Глава 24. О запрещении злых желаний. Глава 1. О имени и определении § 2. Церковь , что касается до имени, по-гречески называется κκλησα, которым именем у афинян называлось некоторое граждан собрание, именно чрез некоторого проповедника из прочего народа вызванное для слушания Сенатского определения. Почему сие имя может на нашем языке переведено быть вызванное собрание, или созвание, или собор. Имя сие апостолы употребили к тому, чтоб им назвать собрание христианское, не по случаю стекающееся, но проповедию слова из царства диавольского к слушанию слова Божия вызванное. §3. Имя Церковь в Св. Писании различно употребляется: 1) за всякое собрание, иногда и худое ( Деян. 19:32 ; Пс. 25:5 ); 2) иногда называются различные собрания верных, как, например, при Павле были Церковь Ефесская, Церковь Ахайская и проч.; 3) некогда означает самых правителей и служителей церковных: повеждь Церкви ( Мф. 18:11 ), где Церковь не что иное значит, как старейшинство церковное, при котором есть власть ключей ( 1Тим. 4:14 ); 4) наичастее же и собственнее именем Церкви означается повсюдное оное общество и множество благочестивых людей, исповедающих истинную веру во Христа, благодатию Христовою из всего рода человеческого собранное. И о сей Церкви у нас здесь речь есть.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Но что если то, что бы мы прочли об этих вещах, или не достаточно изложено, или не обнаруживается, или едва может быть обнаружено нами на латыни (притом что) греческий язык нам не настолько знаком, чтобы мы оказались каким-либо образом способными читать и понимать книги о подобных вещах)? Между тем, в такого рода сочинениях (судя по тому малому, что из них было переведено), без сомнения, содержится много полезного для нашего исследования. Я же не могу противиться своим братьям в том их праве, что я их слуга, когда они настоятельно требуют, чтобы я в особенности прислуживал им в их похвальном ученичестве Христу как словом, так и пером, запряжной парой которых управляет во мне любовь. И я должен признаться, что пока я писал, сам узнал многое из того, что не ведал. Следовательно, этот мой труд не должен показаться излишним ни ленивому, ни ученому, ибо он необходим и многим усердным, и многим неучам, а также и мне самому. Таким образом, получая огромную помощь и содействие от книг, написанных другими об этих предметах, которые мы уже прочли, я предпринял попытку исследовать и рассуждать о том, что, как мне кажется, может быть благочестиво исследовано и обсуждено касательно Троицы, едином, вышнем и преблагом Боге, при условии, что Он Сам будет поощрять меня в исследовании и способствовать в рас-суждении затем, чтобы было (написано) сочинение такого рода, если нет других, дабы те, кто желает и может, читали; если же нечто такое уже существует, то будет тем легче отыскать что-либо подобного рода, чем больше об этом написано. 3. Итак, эта третья книга берет свое начало оттуда, докуда дошла книга вторая. Так как мы добрались до того, что хотели показать, что Сын не меньше Отца ни потому, что Отец посылает, ни потому, что Сын послан, а также то, что Дух Святой не меньше Их обоих, потому что мы читаем в Евангелии, что Он посылается и от одного, и от другого, мы предприняли попытку исследовать, послан ли Сын туда, где Он (раньше) был, ибо Он приходит в этот мир и в этом мире был, и также послан ли Дух Святой туда, где Он (раньше) был, поскольку Дух Господа «на-полняет вселенную, и, как всеобъемлющий, знает всякое слово» (Прем.1:7); послан ли Господь потому, что Он из сокровенного был рожден во плоти и явился, как бы выйдя из лона Отца пред человеческие очи в образе раба; и был ли Святой Дух также послан потому, что был виден в самом телесном образе голубя и разделяющихся огненных языков; так, что когда о Них высказы-вается определение «быть посланным», оно означает исходить ко взору смертных в каком-либо телесном образе из духовной потаенности; и что Отец называется пославшим, но не посланным, поскольку Он этого не делал.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

Клосс Борис Михайлович Скачать epub pdf Содержание Введение Часть I. Значение преподобного Сергия Радонежского в истории русского монашества Глава 1. Строитель Дома Святой Троицы Глава 2. Монастырская реформа на Руси: митрополит Алексий и Сергий Радонежский Глава 3. Русская Фиваида Глава 4. Троицкий монастырь при преемниках Сергия Часть II. Троицкая литературная школа Глава 1. Епифаний Премудрый Глава 2. Пахомий Логофет Глава 3. Сергий Новгородский Глава 4. Митрополит Симон Чиж Глава 5. Митрофан Коломенский Глава 6. Адриан Ангелов Глава 7. Авраамий Палицын Глава 8. Симон Азарьин Часть III. Рукописная традиция жития Сергия Радонежского Глава 1. Похвальное слово Сергию Радонежскому, сочиненное Епифанием Премудрым Глава 2. Житие Сергия Радонежского, составленное Епифанием Премудрым в 1418–1419 гг. Глава 3. Первая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 4. Вторая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 5. Третья Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 6. Четвертая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 7. Проложная редакция Глава 8. Редакция с записью чудес 1449 года Глава 9. Пятая Пахомиевская редакция Жития Сергия Глава 10. Пространная редакция Жития Сергия Глава 11. Редакции Жития Сергия Радонежского XVII века Глава 12. Житие Никона Радонежского Глава 13. Житие Сергия в составе Троицкой летописи Глава 14. Житие Сергия в составе летописных сводов XVI-XVII вв. Часть IV. Тексты I. Похвальное слово Сергию Радонежскому, написанное Епифанием Премудрым в 1412 году II. Житие Сергия Радонежского, составленное в 1418 г. Епифанием Премудрым III. Первая Пахомиевская редакция жития Сергия Радонежского IV. Третья Пахомиевская редакция Жития Сергия Радонежского V. Рассказы о чудесах 1448–1449 гг., присоединенные к Третьей Пахомиевской редакции VI. Книга о новоявленных чудесах преподобного Сергия Радонежского. Творение Симона Азарьина     Введение Основным источником сведений о жизни Преподобного Сергия Радонежского является Житие святого. Составленное в первоначальном виде в 1418 г. учеником Сергия, монахом основанной им Лавры, выдающимся писателем Средневековой Руси Епифанием Премудрым , Житие является и ценным историческим источником о Московской Руси XIV века, и ярким памятником агиографической литературы, оказавшим ощутимое влияние на последующие произведения этого жанра.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Помилуй меня, ...сын Давидов»! Он, слышащий все и всех, молчит, не отвергая просьбы, но ожидая дальнейшего проявления веры. Хананеянка – по происхождению, и дочь Авраама – по вере. «Помилуй меня,... сын Давидов»! Он, преклоняющийся к молениям душевным, прежде чем они появятся на устах, молчит и удерживается; даже апостолам показалось, что Он слишком жесток, оставляя без внимания такие вопли, и они стали просить Его: «отпусти ее, потому что кричит за нами» ( Мф. 15:23 ). Неужели ты, Петр, или ты, Андрей, или Филипп, неужели вы человеколюбивее Спасителя, и вас тронули ее просьбы, а Он остается бесчувственным к ее мольбам? Но вы судите по внешности, а Я ценю расположение души; Я удерживаю и замедляю благодать, чтобы вера ее проявилась с большим блеском. «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф. 15:24 ). Значит, Ты – пастырь израильтян, а не Владыка всей земли; и Пастырь, и Управитель, и Промыслитель? Нет, не сказал Он: Я не пастырь для остальных, но: Я не на то послан. Однако, и эти слова содержали истину только прикровенно, направляясь все к той же цели – обнаружению веры жены. Ведь если Ты не послан ко всем, то как посылаешь апостолов в концы вселенной, говоря: «идите, научите все народы, крестя их» ( Мф. 28:19 )? Если не послан к другим овцам, а только к этим – дома Израилева, – то как говорил апостолам: «есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: ...и будет одно стадо и один Пастырь» ( Иоан.10:16 )? Ясно, что Спаситель, говоря: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева», не имел ввиду высказать истину в полном объеме, – Он хотел только испытать душу ищущей Его помощи. Отказывается помочь ей, но она не уходит; отвергает ее просьбу, но не может отвергнуть ее поклонения. Поистине, образом Церкви является эта хананеянка; так и Церковь не отрицается Христа, каким бы опасностям ни подвергалась; тысячи невзгод переживает, но не перестает устремлять очи в пристань веры; бесчисленными еретическими треволнениями обуревается, но в основании веры своей не колеблется.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Впечатление это подтверждается и усиливается, когда мы обращаемся к стихам, присущим службе погребения священников. Между 4-м посланием и 4-м Евангелием на Аллилуиа поется Псалом 111:1,2: Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело, Сильно на земли будет семя его. Эти стихи нашли свое место здесь, по-видимому, как напоминающие о будущем блаженстве богобоязненного христианина и как выражающие надежду на то, что плод трудов ревностного священника будет благословен после его смерти: образ потомства, в частности, может быть отнесен к Церкви, которая молится, принимая духовное наследие почившего, – наследие, которое благодатью Святого Духа останется жить в лоне народа Божиего, хотя ушел тот, кого смерть отсекла от числа живых. Такая же надежда христианина перед лицом смерти отражена в подборе стихов, которые поются с самогласными преподобного Иоанна Дамаскина . Стихи эти следующие: – для стихир 1-го гласа: Пс 22:1 Господь пасет мя…; – для стихир 2-го гласа: Пс 119:1,2 Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах…; Господи, избави душу мою от устен неправедных; – для стихир 3-го гласа: Пс 120:1 Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя; там же стих 8: Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века; – для стихир 4-го гласа: Пс 121:1 Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем; – для стихир 5-го гласа: Пс 121:2 : Стояще бяху ноги наша во дворех Твоих, Иерусалиме…; – для стихир 6-го гласа: Пс 122:1 : К Тебе возведох очи мои, Живущему на небеси…; – для стихир 7-го гласа: Пс 83:1 : Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил…; – для стихир 8-го гласа: Пс 83:2 : Желает и скончавается душа моя во дворы Господни… Знаменательно, что для самогласных с 2-го по 6-й глас подобраны стихи Псалмов 119–122, называемых в Псалтири “песнями восхождений”, которые пелись паломниками. Заимствуя стихи именно этих псалмов, составители службы желали напомнить, что для христианина и особенно для верного своему долгу священника переход от жизни и смерти есть восхождение к горнему Иерусалиму, шествие к подлинному входу в храм, шествие, во время которого умершему покровительствует, оказывает действенную помощь Тот, Кто особенно силен по-на­стоящему защитить душу от тех, кто имеет уста неправые, то есть от демонов. Для стихир 7-го и 8-го гласов взяты стихи из Псалма 83, который также пелся паломниками, направляющими в Иерусалим. При помощи образов, заимствованных из этого псалма, составители службы утверждают, что место, где должна обитать душа почившего, есть истинно желанное жилище, ибо там он будет жить в присутствии Господа. Первый стих Псалма 22, который поется с самогласными 1-го гласа, позволяет составителям службы уточнить, почему жилища, куда идет усопший, желанны в высшей степени: усопшего, хотя он и сам был пастырем, там будет пасти и охранять Добрый Пастырь, Истинный Пастырь, так что почивший может быть спокоен, что в самом деле ни в чем нужды иметь не будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij-Knyaze...

Впечатление это подтверждается и усиливается, когда мы обращаемся к стихам, присущим службе погребения священников. Между 4-м посланием и 4-м Евангелием на Аллилуиа поется Псалом 111:1,2: Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело, Сильно на земли будет семя его . Эти стихи нашли свое место здесь, по-видимому, как напоминающие о будущем блаженстве богобоязненного христианина и как выражающие надежду на то, что плод трудов ревностного священника будет благословен после его смерти: образ потомства, в частности, может быть отнесен к Церкви, которая молится, принимая духовное наследие почившего, — наследие, которое благодатью Святого Духа останется жить в лоне народа Божиего, хотя ушел тот, кого смерть отсекла от числа живых. Такая же надежда христианина перед лицом смерти отражена в подборе стихов, которые поются с самогласными преподобного Иоанна Дамаскина. Стихи эти следующие: — для стихир 1-го гласа: Пс 22:1 Господь пасет мя… ; — для стихир 2-го гласа: Пс 119:1,2 Ко Господу, внегда скорбети ми, воззвах… ; Господи, избави душу мою от устен неправедных ; — для стихир 3-го гласа: Пс 120:1 Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя ; там же стих 8: Господь сохранит вхождение твое и исхождение твое, отныне и до века ; — для стихир 4-го гласа: Пс 121:1 Возвеселихся о рекших мне: в дом Господень пойдем ; — для стихир 5-го гласа: Пс 121:2: Стояще бяху ноги наша во дворех Твоих, Иерусалиме… ; — для стихир 6-го гласа: Пс 122:1: К Тебе возведох очи мои, Живущему на небеси… ; — для стихир 7-го гласа: Пс 83:1: Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил… ; — для стихир 8-го гласа: Пс 83:2: Желает и скончавается душа моя во дворы Господни… Знаменательно, что для самогласных с 2-го по 6-й глас подобраны стихи Псалмов 119–122, называемых в Псалтири “песнями восхождений”, которые пелись паломниками. Заимствуя стихи именно этих псалмов, составители службы желали напомнить, что для христианина и особенно для верного своему долгу священника переход от жизни и смерти есть восхождение к горнему Иерусалиму, шествие к подлинному входу в храм, шествие, во время которого умершему покровительствует, оказывает действенную помощь Тот, Кто особенно силен по-на­стоящему защитить душу от тех, кто имеет уста неправые, то есть от демонов. Для стихир 7-го и 8-го гласов взяты стихи из Псалма 83, который также пелся паломниками, направляющими в Иерусалим. При помощи образов, заимствованных из этого псалма, составители службы утверждают, что место, где должна обитать душа почившего, есть истинно желанное жилище, ибо там он будет жить в присутствии Господа. Первый стих Псалма 22, который поется с самогласными 1-го гласа, позволяет составителям службы уточнить, почему жилища, куда идет усопший, желанны в высшей степени: усопшего, хотя он и сам был пастырем, там будет пасти и охранять Добрый Пастырь, Истинный Пастырь, так что почивший может быть спокоен, что в самом деле ни в чем нужды иметь не будет.

http://pravmir.ru/smert-svyashhennika-ka...

В 53 главе пророчество изображается полнее: 1–9 стихи изображают уничижение и страдания Раба Господня, а стихи 10–2 – славные последствия, которыми завершится это унижение. Жизнь и искупительные страдания (53:1–9) Девять стихов этого отрывка можно поделить на три небольшие части. 1 . 1–3 стихи говорят об отвергнутой Личности Раба. 2 . 4–6 стихи – о Его искупительных страданиях. 3 . 7–9 стихи – о Его добровольной искупительной смерти. Ст. 1. Провидя пророческим взором будущее неверие в Иисуса Христа Его современников, иудеев, которые ожидали Мессию как славного царя-завоевателя, пророк в недоумении вопрошает: «Господи, кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?» Выражение «слышанному от нас» (слуху нашему, т.е. нашей проповеди, имеет ввиду откровение пророков о Мессии (по мнению других проповедь апостолов о Христе). Противоречия между этими толкованиями нет; пророки Ветхого Завета предсказывали пришествие, служение и страдания Мессии, а апостолы на заре Нового Завета проповедовали распятого и воскресшего Христа. «Мышца господня» – это выражение отражает идею всемогущества Божия ( Ис.40:10 ); 51:59; 52:10; Иез.4:7 ). В данном стихе под «открытием мышцы Господней» следует разуметь явление в мир Мессии, воплотившегося Сына Божия, Его служение, изобилующее чудесами, и совершенное Им дело спасения человечества через страдания, крестную смерть и воскресение. Это было проявлением силы и славы Божией, но не все современники Мессии, по смыслу пророчества, окажутся способными понять это, вследствие своей духовной слепоты и ожесточения сердца. Согласно апостольскому и святоотеческому толкованию в первом стихе предвозвещается, с одной стороны, неверие в Мессию-Христа современных Ему иудеев, с другой стороны, неверие многих язычников благовестию апостолов о Христе. Святой евангелист Иоанн напоминает, что неверие в Иисуса Христа Его современников евреев, перед которыми Господь сотворил множество чудес, было предсказано Исаией ( Ин.12:37–38 ). Апостол Павел то же самое говорит о неверии большинства язычников; апостольская проповедь о Христе пронеслась по всей вселенной: «Во всю вомлю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» ( Пс.18:5 ; Рим.10:18 ), но уверовавших во Христа язычников было немного сравнительно с числом неуверовавших: «Много было званных, но мало избранных» ( Мф.20:16; 22:14 ). В этом неверии большинства и ап. Павел видит исполнение пророчества Ис.53:1 , текст которого он приводит ( Рим.10:16 ). Наконец, это откровение можно относить к отвергнувшим благовестие о Христе апостольских преемников всех времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

эксапостиларий; Слава: светилен М.; И ныне: Б воскр. 15_Всякое дыхание и хвалитные псалмы (148,149,150)_Л_Ч_2_Псалмы поются. _Стихиры на Хвалитех _Л_О М_2, 48_О: 4Вск, 4Вост (если у шестеричн. или славословн. св. есть стихиры на Хвалитех, то О: 4Вск, М: 4 со славником). Последние две стихиры поются со своими стихами. Слава: стихира Ев.; И ныне: Преблагословенна еси… 16_Великое славословие_С Л_Ч_2_ 17_Тропарь_Л_Ч_2_Гласы 1, 3, 5, 7:Днесь…; гласы 2, 4, 6, 8:Воскрес… 18_Сугубая ектения_Д Л С_С_2_ 19_Просительная ектения Мир всем Молитва главопреклонения_Д Л С С_С С_2 2_ 20_Окончание утрени_Д С Л_С_2_Великий отпуст. 21_Исхождение в притвор_Л_М_2_С пением самогласна храма (иногда опускается). 22_Оглашение Студитово; тропарь прп._С (Ч) Л_Ф_2_В приходских храмах обычно опускается. 1 час 23_Первый час_Ч С_Ч О М_2,48_Тропарь Вск гласа (О); Слава: М. Кондак Вск гласа (О) (если св. славосл. — кондак М). В конце — малый отпуст.   Ектения великая, опять первая ектения в службе. Бог Господь со стихами. Не все из нас имеют счастье слышать стихи к Бог Господь на службе. Есть традиция очень невнятного, поспешного и небрежного произнесения этого текста, когда подряд возглашаются стихи, а хор, не обращая внимания, поет, что ему положено. А ведь эти стихи мессианские: «Бог Господь и явися нам» — это не повелительное наклонение, не «явись нам», а «явился нам», это прошедшее время. Литургическая тема утрени — явление Мессии, пришествие Сына Божия на землю, и начальные слова шестопсалмия «Слава в вышних Богу…» — это песнь Ангелов на Рождество Христово. Затем Бог Господь со стихами — это стихи мессианского 119-го псалма. Бог Господь пришел на землю, мы встречаем Его, благословляем: «Благословен Грядый во имя Господне». Эти стихи должны звучать как победная песнь, как радостный гимн, но мы их не знаем и не слышим. Затем тропари на Бог Господь, и кафизмы. На воскресной утрени должны всегда читаться 2-я и 3-я кафизмы (по порядку: на вечерне первая, на утрени — вторая и третья). Ектений малые по каждой кафизме, седальны чтец читает из Октоиха.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

Затем П. С. и его слушатели перешли в резиденцию патриарха Евтихия К-польского. Следующие 43 стиха пролога посвящены размышлениям о сложности стоявшей перед поэтом задачи. В 1-м гекзаметрическом описании П. С. восхваляет строительство Св. Софии как самое значительное из деяний имп. Юстиниана, благодаря к-рому Новый Рим (К-поль) превзошел Рим древний. Обрушение купола храма П. С. приписывает действию персонифицированной Зависти. В стихах 186-219 повествуется о том, как произошло обрушение; рассказ о нем призван оттенить радость праздника по случаю восстановления купола собора. П. С. подчеркивает выдержку и мужество Юстиниана, который в отличие от всех горожан не пал духом. В стихах 220-242 к императору обращается персонифицированный Новый Рим (представленный в виде женщины) и просит его восстановить храм; Юстиниан обещает сделать это. Вспоминаются 1-й архитектор Св. Софии, Анфимий из Тралл (ст. 267), и новый строитель Исидор Младший, о заслугах к-рого речь идет в стихах 276-279 (однако по имени он не назван). В стихах 285-300 собор Св. Софии уподобляется мирозданию. В стихах 315-353 П. С. рассказывает о самом празднике освящения. Описание храма начинается со ст. 354. Последовательность его у П. С. близка к той, к-рую выдерживал Прокопий Кесарийский в трактате «О постройках Юстиниана» ( Procop. De aedif. I 1). Оно начинается с повествования о вост. части алтаря, к-рый мыслится как «глава» храма ( Macrides, Magdalino. 1988. P. 56). Поскольку храм уподобляется космосу, описание захватывает 4 стихии: землю (материалы), воду (купель), воздух (основной объем церкви, в котором развешаны светильники) и огонь (освещение). Отражено и движение времени - от утра к ночи (Ibid. P. 59). В стихах 354-410 описывается интерьер храма: его апсиды, колонны, окна, особое внимание уделяется портику для женщин. Затем повествование прерывается краткой ямбической интермедией (стихи 411-416), к-рая должна оживить внимание слушателей. Далее следует описание нартекса и основного объема храма (стихи 416-460), а после этого более подробно описывается конструкция купола (стихи 461-500), апсид и кровли (стихи 501-537), портиков, галерей и колонн (стихи 538-580).

http://pravenc.ru/text/2578575.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010