Древний патерик, изложенный по главам → Содержание От издателей Предисловие: о житии и подвижничестве блаженных святых отцов Глава I. Наставления Святых отцов о том, как достигать совершенства в христианском житии Глава II. О том, что со всем усердием должно искать безмолвия Глава III. О сокрушении сердца Глава IV. О воздержании, под которым должно разуметь не только воздержание в пище, но вообще укрощение всех неправых движений души Глава V. Разные повествования к укреплению против восстающих на нас блудных браней. О блуде – что от него должно блюстись со всяким тщанием и страхом Глава VI. О нестяжательности и о том, что должно блюстись от любостяжания. Нестяжательность (из «Великого Лимонаря») Глава VII. Разные повести, помазующие к терпению и мужеству Глава VIII. О том, что ничего не должно делать напоказ Глава IX. О том, что должно блюсти себя от осуждения Глава X. О рассуждении Глава XI. О том, что всегда должно трезвиться Глава XII. О том, что должно непрестанно и трезвенно молиться Глава XIII. О том, что должно быть страннолюбивым и творить милостыню с доброхотством Глава XIV. О послушании Глава XV. О смиренномудрии Глава XVI. О незлобии Глава XVII. О любви Глава XVIII. О прозорливцах Глава XIX. О чудотворцах Глава XX. О знаменоносцах Глава XXI. Об образе жизни святых мужей Глава XXII. Собеседование святых старцев, в вопросах и ответах, весьма душеспасительное Глава XXIII. Собеседование двенадцати анахоретов Глава XXIV. Поучительное слово великого некоего старца к ученику своему. Читай с усердием и не ищи многих слов, ибо и одно слово может возбудить ко спасению Глава XXV. Наставления Стефана Савваита отрекшемся мира Глава XXVI. Слово святого патриарха Луки: как должно монаху вести себя в келлии Глава XXVII. Уроки святых отцов наших и учителей     От издателей Предлагаемая вниманию читателей книга «Древний патерик» является выдающимся трудом святителя Феофана Затворника по переводу древнего памятника на русский язык, рукопись которого хранится в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре и издается впервые 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Глава 15. О кресте. Глава 16. Како Христос на кресте пити просил. Глава 17. О великой субботе. Глава 18. О крещении. Глава 19. О апостолех, в кое время крещены. Глава 20. О приношении в церковь . Глава 21. О милостыни, еже нищим давати. Глава 22. О Христове воскресении. Глава 23. О празднестве Воскресении Христови. Глава 24. О уготованных местех. Глава 25. О помяновении умерших. Глава 26. О аде и где место его. Глава 27. О адских муках. Глава 28. О диавольских людех. Глава 29. Глава 3О 629 ... Глава 31. Могут ли святии видети грешных в муки? Глава 32. Молятлися души святых за живых человек? Глава 33. О святых душах. Глава 34. Могут ли души являтися спящим. Глава 35. О сонии. Глава 36. О антихристе, где родится. Глава 37. О младенцах, иже мертви рождени. Глава 38. О Иудеох. Глава 39. Какова будет тварь по судном дни? Глава 40. О будущей радосте (святых). Любезны читателю! Зри в сей книге многие откровения и велия показанная нам дела всесилнаго Бога, всеусердно Его Творца выхваляя. Книга глаголемая Лусидариос, в ней же предлежат различная нам учителства: иже бо во иных книгах что обрящем сокровенно, в сей же книге положено откровенно; иже кто хощет охотно читати, сия книга всякую предлежащую себе мудрость ему покажет; и что внимания в повестех, где положено сокровенно, зде же в кратких словесех зело лепо объявися. Часть первая. Книги сея Глава 1. Бог искони и всегда без конца, иже есть начало сея книги, аминь. Учитель и ученик глаголют вкупе. Ученик той есть всяки человек, кто премудрости хощет, призывая всесилнаго Бога, безтрудно обрящет; а Святы Дух есть учитель, той нас утвердит, да сохраним правую истинную веру и всякия доброполучныя вещи уразумеем, яже есть во многих речах сокровенны и неудобно рассудительны словеса суть, покажет нам предвечная премудрость вся сия познати, иже без труда мир сотвори и нас вечней мудрости научи. Ученик вопроси: Которы мудрости научи? Учитель рече: Яже в Бозе три имена суть: Отец и Сын и Святы Дух, и яже три имена истинный Бог есть. То бо есть мудрость высшая нам над всякою мудростию, еже мы Содетеля своего познахом в Троицы единого Бога и Троицу во единице.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Или опять вы скажете, что это говорится о законе и прозелитах? Неправда. Ибо если бы закон мог просветить прозелитов и содержащих его, то какая была бы нужда в новом завете? Так как Бог предсказал, что Он пошлет новый завет и закон и постановление вечное, то мы будем принимать это не о ветхом законе, а о Христе и прозелитах Его, нас язычниках, просвещенных Им“ 107 . Св. Ириней, еп. лионский, приводит первый, второй и шестой стихи пророчества и относит их ко Христу. Он пишет: Отца невидимого Сын, сый в лоне Отчи, провозвещает всем. Посему узнают Его те, которым откроет Сын. И опять Отец чрез Сына дает познание Сына тем, которые любят Его. От Него научившись, и Нафанаил узнал Царя своего и сказал: Равви, Ты еси Сын Божий, Ты еси Царь Израилев. От него и Петр научившись, познал Христа, Сына Бога живого, глаголющего: Се Сын Мой возлюбленный, о нем же благоволих; дах Дух Мой нань и суд языком возвестит... на того языцы уповают“ 108 . Тертуллиан второй и третий стихи 43 главы объясняет в смысле пророчества о Мессии 109 . В другом месте приводит 6 и 7 стихи и также относит ко Христу 110 . В сочинении против Праксея тот же писатель намекает на 1 и 6 стихи, в трактате против Маркиона (гл. XX) приводит 6 и 7 стихи и везде придает мессианское значение пророчеству. Св. Киприан карфагенский довольно часто упоминает в своих произведениях рассматриваемое предсказание и всегда предполагает его христологическое достоинство. Во II книге Testiinoniorum Ис. 42:6–8 вместе с 35:3–6 и 63:9 он приводит в качестве доказательства пророческой и первосвященнической деятельности Христа. В другой главе (13) того же сочинения на основании Ис. 42:2–4; 50:1–7 он доказывает, что Христос пришел на землю в состоянии унижения и смирения согласно ветхозаветному откровению 111 . Св. Иоанн Златоустый в 40 и 41 беседах на Евангелие Матфея приводит первые четыре стиха 42 главы пр. Исаии и объясняет их в смысле предсказания о кротости Христа, полном всемогуществе Его и призвании язычников. Он говорит между прочим: Как кротко и милостиво Он (Спаситель) имел обращаться с людьми, и об этом смотри, что говорит пророк. И поношение, и оплывание и поругание Он терпел, и бесславим был, и бичеванию подвергался, и, наконец, пригвожден ко кресту; никому однако же из наносивших все сие не мстил, но терпеливо переносил и поношение, и коварство, и ярость, и жестокость черни. Все это пророк предвозвестил словами: трости сокрушены не преломит и льна внемшася не угасит“ 112 ... Второй стих св. отец приводит и относит к Мессии в 53 и 54 беседах на тоже Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

10-ая молитва Утрени Молитва Пс. 50 Славянский Служебник: 1. Господи Боже наш,покаянием оставление человеком даровавши, 2 . и во образ нам познания грехов и исповедания, пророка Давида покаяние к прощению наказавый : 3 . Сам, Владыко, во многая ны и великая падшыя согрешения, 4 . помилуй, по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих очисти беззакония наша= Пс. 50,3 . 5 . Яко Тебе согрешихом, Господи=ср. Пс. 50,6 , 6 . и безвестная и тайная сердца человеческаго ведущему ­ ср. Пс. 50 ,8б, 7 . и единому имущему власть оставляти грехи= Марк. 2,10 ; 8 . сердце же чисто создав в нас= Пс. 50 ,12а, 9 . и духом владычним утвердив нас= Пс. 50 ,14б, 10 . и радость спасения Твоего сказав нам= Пс. 50 ,14а. 11 . не отрини нас от лица Твоего= Пс. 50,13 : 12 . но благоволи, яко благ и человеколюбец, 13 . даже до последняго нашего издыхания, приносити Тебе жертву правды и возношение во святых Твоих жертвенницех – Пс. 50,21 . В. Милостию и щедротами и человеколюбием единородного Твоего Сына, с Ним же благословен еси, со всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне...   Эта молитва является настоящей псаломной молитвой: ее текст близок к тексту псалма, хотя не буквально, придавая ему христианский смысл. Пс. 50 рассматривается как псалом в высшей степени покаянный, и он действительно является таким в своей первой части. Но после 9-го стиха затронуты другие темы: духовное обновление (стихи 9,10,12,14–15), радость спасения (стихи 10,14), провозглашение чудес Господа (стихи 15,17) и особенно действие в нас Духа Божия (стихи 12,13,14): не без причины этот псалом составляет также часть теперешнего Третьего Часа, и стихи 13 и 14 вошли в сердце Литургии перед епиклезисом. Это является почти общим фактом, который можно указать во всех литургических традициях Востока и Запада: Пс. 50 открывает утреннюю часть службы. Это является общим до такой степени, что если его найти в середине службы, то можно с большой вероятностью утверждать что все, что предшествовало ему, является частью не собственно утренней службы, но предрассветного бдения как в случае константинопольского σματικς ρθρος, или монашеской савваитской службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Есенин Сергей Александрович (1895–1925) – известный русский поэт, лирик. Начал печататься с 17 лет. Ранние стихи посвящены лирическому описанию русской природы. В послереволюционный период для Есенина стали характерны бунтарство, богоборчество и пессимизм. Страдал алкоголизмом. Покончил жизнь самоубийством. В IV издании книги «Отец Арсений» (М: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского института, 2000. С. 658) приводится рассказ одного из духовных детей о. Арсения, Н.Т.Лебедева, записанный со слов бывшего главного редактора издательства «Советский писатель» Ильи Сергеевича (его фамилию Н. Лебедев не сообщает) о поэтах «серебряного века», с которыми тот дружил еще с дореволюционных времен: «Сергей Есенин, конечно, обладал гениальностью поэта, глубочайшей лиричностью, тонкостью восприятия, любовью к природе (рябине, березке, клену, к глупому жеребенку), но не имел умственного кругозора. Знания его были поверхностные, заимствованные из услышанных разговоров. От христианства, Иисуса Христа, Церкви, православия он отрекся еще в 1918 году, написав оскорбительно-кощунственное стихотворение, называемое «Инония», и никогда не считал написанное ошибкой Когда он писал стихи, на него нисходило озаряющее творческое вдохновение, даже не всегда понятное и ему самому, но если стихи или поэма были уже написаны, он становился ограничен, беден, бессодержателен, тускл». В журнале «НЛО» 44 от 1 ноября 1999 г. С.И) высказывается предположение исследователя творчества Есенина Е.В.Курдакова о том, что многочисленные дебоши Есенина объясняются каким-то посторонним воздействием на разум поэта. В судьбе талантливого поэта Сергея Есенина как бы слились воедино судьбы многих заблудших сынов и дочерей России. Оторвавшись от православия, поэт взбунтовался против Бога. Его душа, лишенная за многие грехи Божией благодати, превратилась в игрушку злобных духов, возбудивших в ней яростное стремление к свободе от всех нравственных законов, установленных Творцом. Под действием вселившегося в него богохульного духа Есенин писал такие же богохульные стихи, подавляя все то доброе, что вместе с верой в любящего Бога еще жило в его душе. Но когда на время отходил от него дух злобы, ввергавший поэта в отчаяние, тоску и безысходность, поэт создавал чудные, задушевные, проникнутые щемящей любовью к Родине стихи. (См.: Есенин и Фауст. Сходство судеб?//От чего нас хотят спасти. М.: Даниловский благовестник, 2001.)

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

И найти причину такого развития и модификаций совсем не сложно: их, несомненно, определяют представления Павла о том, что произошло с Иисусом на Пасху. Воскресение Иисуса все время остается прототипом и образцом для будущего воскресения. Это позволяет нам с достаточной ясностью понять, что имел в виду Павел, говоря о воздвигнутом из мертвых Мессии. Глава 15 – это ответ на вызов стиха 12: некоторые христиане Коринфа говорят, что нет воскресения мертвых. Это значит, что они отрицали будущее воскресение тела, и вероятнее всего, они это делали на основе обычных представлений язычников, описанных во 2–й главе этой книги: все они твердо знали, что умершие не могут вернуться к телесной жизни. И даже если они верили, как два учителя, упомянутых во 2Тим 2:17–18 , что «воскресение» вообще уже произошло, иными словами, что «воскресение» указывает на какой–то духовный опыт или духовное событие, все равно можно сказать, что они отрицают будущее телесное воскресение. (Таким образом, сущность протогностических представлений раскрывается как разновидности скорее язычества, чем иудаизма 1038 .) Если это отрицание было обоснованным, оно, конечно, обесценивало многие предшествующие аргументы Павла в предыдущем тексте Послания, основанные на обетовании воскресения. Вот почему Павел начинает главу с повторного провозглашения христианской Доброй вести, особенно подчеркивая факт воскресения Иисуса, которое станет основой и для его начальных аргументов в Б1 (стихи 12–19), и для развернутых аргументов в Б2 (стихи 20–28). Это событие, которое изменило форму взаимоотношений между Творцом и миром. Таким образом, ход аргументации главы 15 можно представить следующим образом: то, что Бог Творец сделал для Иисуса, представляет собой и модель того, что Иисус сделает для всего своего народа, и средство для этого действия. Чтобы яснее понять наш последующий разбор, ниже мы приводим план всей главы: A. Добрая весть укоренена в воскресении Иисуса (стихи 1–11). Б1. Если же воскресения не было, тогда Добрая весть и все, что из нее вытекает, – это нуль и пустое место (стихи 12–19). Б2. Воскресение Иисуса есть начало «воскресения мертвых», последнее эсхатологическое событие, которое распадается на два этапа; воскресший Иисус есть «начаток» – одновременно и первый образцовый пример, и средство последующего воскресения Его народа, потому что через положение и служение Иисуса как истинного человека и Мессии смерть и другие противники замысла Творца будут побеждены (стихи 20–28).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

eccl. II, 15, p. 52–53. Русский перевод, I, 78. Цитата была уже приведена при решении вопроса о месте написания послания. Срв. Zahn, Einleutung, II, 22, Anm. 4, vgl. S. 20, Anm. 3; S. 219, Anm. 10. 245 Стихи 37 и 38 фрагмента: «sicuit et simote passione petri evidenter (Lucas) declarat» (см. у Higenfild’a, Einleitung, S. 91, vgl. 93. 97, срв. у Гэрике, Введение, II, 201), по Hilgenfeld’y, «ясно предполагают мученичество Петра в Риме» (Einleitung, S. 622). Но по справедливому замечанию Th, Zahn’a эти стихи свидетельствую т о пребывании ап. Петра в Риме только в том случае, если фрагмент страдания Петра соединить (zusammenstellt) с упоминаемым далее (стихи 38 и 39, см. Hingelfild, Einleitung, S. 91) отбытием ап. Петра из Рима (ad urbe) в Испанию. Einleitung, II, 22 A 4. 246 Вот что говорит Дионисий у Евсевия, hist. eccl. II, 25, p. 48: «Что оба они (Пётр и Павел) действительно в одно и то же время сделались мученниками ( μαρτρησαν)», об этом епископ Коринфский Дионисий, письменно беседуя с Римлянами, свидетельствует так: «вот и вы этим напоминанием соединили насаждения, произращённые Петром и Павлом в Риме и Коринфе; потому что оба они насадили нас в Коринфе и оба учили, равно как и в Италии, научив ( διδξαντες), оба в одно время пострадали ( μαρτρησαν χατ τν ατν χαιρν). Срв. русск. перевод , I, 100–101. 247 В Contr. haer. III, 1, 1 читаем: «Матфей издал Евангелие на еврейском языке, когда Пётр и Павел благовествовали ( εαγγελιζομνον) в Риме». Migne, P. G., 7, 844–845. Cfr. III, 3, 2–3. Ibid., col. 848. 849. Срв. русск. пер., стр. 273. 275–276. Иринея цитируеи Евсевий, h. e., V, 8, p. 172 (русск. пер., I, 253–254) и V, 6, p. 170 (русск. пер. I, 251). 248 Слова Кая передаёт Евсевий: «О месте, где погребены священные останки Петра и Павла, говорит также один церковный писатель по имени Кай… Вот его слова: «я могу показать тебе трофеи апостолов. Только приди в Ватикан (где, по преданию, находится место погребения ап. Петра) или на дорогу остийскую (где, по преданию, обезглавлен ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/pervoe...

Д.К. Робертсон (протестант) Сочинение Джеймса С. Робертсона каноника Кентерберийского, покойного профессора церковной истории в Королевской коллегии в Лондоне перевод с английского издания. Содержание Предисловие Книга первая. От гонения церкви при Нероне до указа Константина Великого о веротерпимости (64–313 гг.) Глава 1. Апостольский век Глава 2. Царствования Траяна и Адриана (98–138 гг.) Глава 3. Царствования Антонинов (138–180 гг.) Глава 4. Ранние еретики Глава 5. От восшествия Коммода до смерти Элагабала (180–220 гг.) Глава 6. От Александра Севера до Валериана (220–260 гг.) Глава 7. От восшествия Галлиена до дарования веротерпимости Константином (261–313 гг.) Глава 8. Дополнительная 1. Успехи распространения христианства 2. Иерархия 3. Обряды и обычаи 4. Нравственный характер христиан – Аскетизм – Безбрачие Книга вторая. От Константина Великого до смерти Феодосия Великого (313–395 гг.) Глава 9. Константин Великий – Донатизм – Арианство (313–337 гг.) Глава 10. Сыновья Константина Великого (337–361 гг.) Глава 11. Юлиан (361–363 гг.) Глава 12. От смерти Юлиана до конца второго вселенского собора (363–381 гг.) Глава 13. От конца Второго Вселенского собора до смерти Феодосия – Св. Амвросий (381–395 гг.) Глава 14. Дополнительная Книга третья. От смерти императора Феодосия I до папства Григория Великого (395 –590 гг.) Глава 15. Аркадий и Гонорий – Оригенистический спор – Св. Иоанн Златоуст Глава 16. Бл. Августин – Донатизм – Пелагианство Глава 17. Несторианство Глава 18. Евтихианство – Собор Халкидонский – Возвышение римской кафедры Глава 19. Падение Западной империи – Обращение варваров. Вандальское гонение в Африке Глава 20. Монофизитство – Юстиниан – «Три главы» (451–566 гг.) Глава 21. Полупелагианство – Миссии – Упадок арианства на Западе Глава 22. Дополнительная Книга четвертая. От избрания Григория Великого до смерти Карла Великого (590–814 гг.) Глава 23. Григорий Великий (590–604гг.) Колумбан (589–615 гг.) Глава 24. Магомет – Монофелитский спор (610–718 гг.) Глава 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стихи 4–5 В Пасху вечером 14 дня первого месяца (авива или нисана) заклался пасхальный агнец и съедался с особенным таинственно-прообразовательным обрядом ( Исх. 12:1–14 ). В своем ближайшем историческом значении праздник Пасхи должен был напоминать евреям освобождение их от рабства египетского; в таинственно-прообразовательном же смысле праздник этот предуказывал избавление всего человечества от рабства греху через искупительную смерть Христа Спасителя. Стихи 6–14 С праздником Пасхи соединялся семидневный «праздник опресноков», начинавшийся с 15 дня 159 месяца. Напоминая евреям их поспешный выход из Египта, праздник опресноков в духовно-таинственном смысле предуказывал жизнь во Христе, чуждую духовного кваса (разложения), то есть злобы и лукавства, и проводимую в бесквасии чистоты и истины ( 1Кор. 5:7–8 ). Стихи 15–22 С праздником Пятидесятницы соединялось воспоминание о синайском законодательстве, которое по преданию последовало в 50 день по выходе евреев из Египта. В таинственно-прообразовательном смысле праздник этот, по толкованию отцов и учителей Церкви, предуказывал новозаветную Пятидесятницу, когда апостолам был ниспослан Дух Святой, написавший новозаветный закон уже не на каменных скрижалях, но на скрижалях сердца плотских ( 2Кор. 3:3 ). Стихи 23–25 Праздник труб, совершавшийся в первый день седьмого месяца священного года, был праздником гражданского новолетия. Наступление каждого новомесячия у евреев возвещалось трубным звуком ( Числ. 10:10 ), но наименование праздника труб (слав. «память труб») присвоено преимущественно первому новомесячию года. В этот праздник народ израильский благодарил Господа за благодеяния, полученные в продолжение истекшего года. В духовно-таинственном смысле, по толкованию отцов и учителей Церкви, праздник труб был прообразом новой жизни, нового неба и земли, которые настанут, когда Сам Господь «при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут» ( 1Сол. 4:16 ). Стихи 26–32 День очищения падал на десятый день седьмого месяца, его значение известно из 16 главы рассматриваемой книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Христиане создали свое деление ветхозаветного текста. Святые Отцы называют эти разделы перикопам (περικοπ [пэрикопи] – «отделение»), чтениям (νγνωσμα [анагносма]), периохами (περιοχ [пэриохи] – «выдержка») и лекциям (lectio). Блж. Иероним Стридонский говорит о главах (capitula), на которые делились пророческие книги. Современное разделение Библии на нумерованные главы и стихи было сделано христианами в вв. В 1205 г. канцлер Парижского университета, а позже архиепископ Кентерберийский Стефан Лэнгтон разделил Библию на главы, руководствуясь при этом главным образом смысловым содержанием. Кардинал Гуго Сен-Шерский в 1240 г. разделил каждую главу на семь частей и обозначил их на полях буквами А, В, С, D, Е, F, G. Такое деление понравилось не только христианам, но и евреям, потому что облегчал поиск цитат, особенно в диспутах с христианами. Около 1330 г. Соломон бен-Израель впервые внес указания на главы, пока только на полях рукописи. В 1525–1526 гг. во второе издание раввинской Библии Даниила Бомберга перенесено христианское деление на главы. В 1555 г. парижский типограф Роберт Стефан (Этьен) в своем издании Вульгаты ввел разделение глав на стихи, которые так же, как и главы, были обозначены цифрами. Это деление Библии сохранилось до нашего времени, хотя его и нельзя назвать очень точным, поскольку оно не всегда соответствует смыслу библейского текста. Например, повествование о творении мира по смыслу заканчивается в Быт.2:4 , а не в первой главе. В книге пророка Иеремии стихи 3:1–5 – это конец пророчества, начало которого во второй главе, и только с 6-й стих начинается следующее пророчество. Впервые разделение на стихи было сделано в 1661–1667 гг. в амстердамском издании Иоанна Леусдена и Иосифа бен-Авраама Атиаса. Нужно отметить, что деление на главы и стихи у евреев все-таки не получило вполне устойчивую форму. В разных изданиях и сейчас существуют некоторое различие в разделении. Следует также иметь в виду, что нумерация еврейских псалмов не совпадает с нумерацией, принятой для греческого, латинского, славянского и русского текста. Алфавитный 9-й псалом делится в еврейской традиции на два псалма – 9 и 10. Несовпадение в нумерации сохраняется до 147-го псалма включительно, который соответствует псалмам 146 и 147 в греческой и латинской традиции. Переводы Священного Писания Ветхого Завета

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010