1 . Опять радостные благовествования, опять извещения о свободе, опять отозвание назад, опять возвращение, опять голос веселия, опять освобождение от рабства: ангел беседует с Девой, так как и с женой беседовал змий. «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога... к Деве, обрученной мужу» ( Лк.1:26–27 ). Гавриил был послан объявить всемирное спасение; Гавриил был послан, неся Адаму обещание возвращения из плена; Гавриил был послан к Деве, чтобы изменить бесчестие женского пола в честь; Гавриил был послан, чтобы приготовить чистому Жениху достойный чертог; Гавриил был послан, чтобы помолвить создание с Создателем; Гавриил был послан к одушевленному дворцу Царя ангелов; Гавриил был послан к Деве, обрученной Иосифу, но сберегаемой для Сына; был послан бестелесный раб к чистой Деве; был послан свободный от греха к недопускающей тления; был послан светильник, чтоб указать на Солнце правды; было послано утро, бегущее впереди света дня; был послан Гавриил, показывающий Того, Кто находится в недрах Отца и в объятиях Матери; был послан Гавриил, показывающий на Того, Кто находится на троне и в вертепе; был послан воин, вопиющий о таинстве Царя, – таинстве, познаваемом верою, не исследуемом излишним любопытством, – таинстве, покланяемом, не взвешиваемом как бы на весах, – таинстве, исповедуемом, не измеряемом. В месяц шестый послан бысть Гавриил к Деве. О каком шестом месяце говорится? О каком? С какого Елисавета приняла благовествование, с какого зачала Иоанна. Откуда это ясно? Пусть объяснит сам архангел, говорящий Деве: " вот..., – говорит он, – Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына..., и ей уже шестой месяц» ( Лк.1:36 ). В месяц шестой. Шестой месяц зачатия Иоанна. Надлежало, чтоб прежде пришел воин, надлежало, чтоб прежде явился телохранитель, надлежало, чтоб сначала проложил путь возвеститель Господня пришествия. «В шестой... месяц послан был Ангел Гавриил... к Деве, обрученной мужу», не вступившей в брак; хотя обрученной, но сохраняемой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

2:14), и « от востока солнца до запада велико будет имя Мое, и на всяком месте будут приносить имени Моему чистую жертву » (Малах. 1:11). Уже не один храм, как во времена закона, приемлющий жертвы, и ими гордящийся, но по всей вселенской церкви беспорочно воссылают славу Богу. Там первосвященник был один на каждый год, смертный и исполненный всякого греха; мы теперь приняли первосвященника душ наших — Иисуса Христа, Который « не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его » (1 Пет. 2:22). « Итак имеем », говорит (Писание), « Первосвященника великого, прошедшего небеса », Господа нашего Иисуса Христа (Евр. 4:14), Которому подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Всесвятым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. На Благовещение преславной Владычицы нашей Богородицы 1. Опять радостные благовествования, опять извещения о свободе, опять отозвание назад, опять возвращение, опять голос веселия, опять освобождение от рабства: ангел беседует с Девой, так как и с женой беседовал змий. « В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога к Деве, обрученной мужу » (Лк. 1:26–27). Гавриил был послан объявить всемирное спасение; Гавриил был послан, неся Адаму обещание возвращения из плена; Гавриил был послан к Деве, чтобы изменить бесчестие женского пола в честь; Гавриил был послан, чтобы приготовить чистому Жениху достойный чертог; Гавриил был послан, чтобы помолвить создание с Создателем; Гавриил был послан к одушевленному дворцу Царя ангелов; Гавриил был послан к Деве, обрученной Иосифу, но сберегаемой для Сына; был послан бестелесный раб к чистой Деве; был послан свободный от греха к недопускающей тления; был послан светильник, чтоб указать на Солнце правды; было послано утро, бегущее впереди света дня; был послан Гавриил, показывающий Того, Кто находится в недрах Отца и в объятиях Матери; был послан Гавриил, показывающий на Того, Кто находится на троне и в вертепе; был послан воин, вопиющий о таинстве Царя, — таинстве, познаваемом верою, не исследуемом излишним любопытством, — таинстве, покланяемом, не взвешиваемом как бы на весах, — таинстве, исповедуемом, не измеряемом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Так, первая беседа на Благовещение начинается следующей тирадой: «Днесь чин ангельский радостно воспевает хвалебные песни, и свет пришествия Христова воссияет верным. Днесь радостная для нас весна, Христос-Солнце правды осиял нас ясным светом, и озарил умы верных. Днесь Адам обновлен и вознесенный на него ликует с ангелами. Днесь вся вселенная объята радостью, так как совершилось пришествие Святого Духа к людям. Днесь божественная благодать, надежда невидимых, освещает чудеса, превышающие разум, и явственно открывает нам от века сокровенное таинство. Днесь сплетаются венцы неиссякаемой добродетели. Днесь Бог, хотящий увенчать священные главы любящих слушать и почитающих празднество, призвал любителей непоколебимой веры как званных и наследников... Днесь исполнилось предречение Давида» и т. д. Та же форма единоначатия повторяется и в третьей беседе на Благовещение: «Опять благовестие радости, опять возвещение свободы, опять воззвание, опять возвращение, опять обетование веселия, опять избавление от работы»... «В шестой месяц, – говорит, – послан был ангел Гавриил от Бога к Деве, обрученной мужу. Послан Гавриил возвестить всемирное спасение. Послан Гавриил, неся Адаму запись о воззвании. Послан Гавриил к Деве, чтобы бесчестие жены изменить в честь. Послан Гавриил, чтобы чистому Жениху уготовать достойный чертог. Послан Гавриил обручить создание с Создателем. Послан Гавриил к одушевленному чертогу Царя ангелов. Послан Гавриил к Деве, хотя обрученной Иосифу, но соблюдаемой для Иисуса Сына Божия. Послан раб бестелесный к Деве нескверной. Послан непричастный греху к невосприимчивой к тлению. Послан светильник возвещающий, Солнце правды. Послан утренний свет-предтеча дневного Света. Послан Гавриил, проповедующий Того, Кто на престоле и в вертепе. Послан воин, возглашающий тайну Царя»... И далее: «Шествуй к Деве Марии... Иди к одушевленному граду... Иди к Моему разумному раю. Иди к вратам востока. Иди к жилищу, достойному Моего Слова. Иди ко второму на земле небу. Иди к легкому облаку, возвести ему дождь Моего пришествия. Иди к уготованному для Меня святилищу. Иди к храму Моего вочеловечения. Иди к чистому чертогу Моего плотского рождения»... В Похвале Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии 8): «Где родившийся Царь Иудейский? Где Тот, Который вместо Себя послал путеводствующую звезду? Где, Тот, Кто дивными лучами влечет нас к духовному свету? Где Тот, Который, хотя вездесущ, в теле сокрывается? Где освободивший нас от муки лукавого? Где направивший нас к благодати богопознания? Где Тот, Который в трех ангелах явился подле дуба? Где Тот, Который купины не опалил и утробы не нарушил? Где Тот, Который от Отца не отделим и в матери не изъясним? Где Тот, Который разделил Красное море?... Где Тот, Кто дракона связал и ныне пеленами повивается? Где Тот, Которого ангелы не видят?»...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Стихи 1–21 Победно-благодарственная песнь, которую воспели Моисей и все израильтяне после чудесного перехода через Чермное море, по своему содержанию разделяется на две части. В первой части (ст. 1–12) изображается могущество Божие, во второй (ст. 13–19) заключается молитва , чтобы Господь оказал евреям Свое покровительство в предстоящем им странствовании, благополучно довел Свой народ до земли обетования и здесь упокоил его. Слова первого стиха можно считать главною мыслью, темою всей песни: Израиль воспевает Господа, потому что Он прославился в чудесном поражении сильных врагов. Поэтому мысль стиха не один раз повторяется в песне; Мариам с хором женщин употребляет настоящий стих, как припев (20–21 стихи). В поражении войска фараона Господь явился помощником и покровителем Своего избранного народа («сей мой Бог»), показал Себя, как Бога патриархов, отцов народа еврейского («Бог отца моего») сильного в бранях (2–3 стихи). Потопив в волнах моря отборное войско фараона, Он показал этим Свою сильную руку (4–7 стихи). Чудесным образом разделив воды моря и погубив в волнах его алчных врагов, которые бросились на беззащитных евреев (8–10 стихи), Господь явно показал Свое могущество и превосходство перед мнимыми языческими богами (11–12 стихи). Во второй половине песни Моисей выражает твердую уверенность, что Господь введет Свой народ «во обитель святую Свою», то есть в землю обетования (13 стихи). Затем Моисей указывает на то, что окружающие языческие народы слухом о страшном поражении египтян приведены в страх и трепет (14–16 стихи), молит Господа, чтобы страх этот тяготел над ними до тех пор, пока избранный народ не пройдет через владения их. Моисей возносит молитву, чтобы Господь ввел Израиля в землю обетования, поселил и упокоил здесь свой избранный народ и царствовал над ними вечно (17–19 стихи). Кроме своего исторического значения благодарственная песнь Моисея имеет высший духовно-таинственный смысл. На этот высший смысл песни указывает Святая Православная Церковь , положившая ее в основу первой песни богослужебных канонов, вспоминая, что спасение Израиля и гибель египетского войска в волнах моря предуказывали спасение всего человечества, совершенное Христом Спасителем. В первой песни пасхального канона шествие Израиля в землю обетования так же берется, как прообраз шествия чад новозаветной Церкви от смерти к жизни, от земли к небу под водительством Христа, Бога нашего. 12. Изречение Богом заповедей десятисловия (Исх. 20:1–17 стихи)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Рождественские стихи Рождественские стихи Стихи к Рождеству Христову, рождественские песни 22 июля, 2016 Рождественские стихи Стихи к Рождеству Христову, рождественские песни В этой статье Вы найдёте стихи на Рождество Христово и Рождественские песни, таких авторов как И. Бунин, С. Надсон, И. Афонская, Ф.М. Достоевский и других! Стихи на Рождество Христово Вечерний ангел Иван Бунин В вечерний час над степью мирной, Когда закат над ней сиял, Среди небес, стезей эфирной, Вечерний ангел пролетал, Он видел сумрак предзакатный, Уже седел вдали восток… И вдруг услышал он невнятный Во ржах ребенка голосок. Он шел, колосья собирая И васильки, и пел в тиши, И были в песне звуки рая Невинной, неземной души. «Дитя,- сказал посланник Бога, И грусть и радость затая,- Куда ведет твоя дорога, И где сложилась песнь твоя?» Ребенка взор был чист и светел, Но он в смущении стоял. «Не знаю…» — робко он ответил. «Благослови меньшого брата,- Сказал Господь,- благослови Младенца в тихий час заката На путь и правды и любви!» И осенил дитя с улыбкой Вечерний ангел,- развернул Свои воскрылья в сумрак зыбкий И на закате потонул. И как алтарь весенней ночи, Заря сияла в вышине, И долго молодые очи Ей любовались в тишине. И в созерцании впервые Дитя познало красоту, Лелея грезы золотые И чистой радости мечту. Есть страны С. Надсон Есть страны, где люди от века не знают Ни вьюг, ни сыпучих снегов; Там только нетающим снегом сверкают Вершины гранитных хребтов… Цветы там душистее, звезды крупнее, Светлей и нарядней весна, И ярче там перья у птиц, и теплее Там дышит морская волна… В такой-то стране ароматною ночью, При шепоте лавров и роз Свершилось желанное чудо воочью: Родился Младенец Христос. Божья елка Г. Гейне Ярко звездными лучами Блещет неба синева… — Отчего, скажи мне, мама, Ярче в небе звезд сиянье В ночь святую Рождества? Словно елка в горном мире В эту полночь зажжена И алмазными огнями, И сияньем звезд лучистых Вся украшена она? — Правда, сын мой, в Божьем небе Ночью нынешней святой Зажжена для мира елка

http://pravmir.ru/rozhdestvenskie-stixi/

В 1956 г. была написана «Поэма памяти Сергея Есенина. Для тенора, смешанного хора и большого симфонического оркестра. Слова С. Есенина». Именно народность поэзии Есенина особенно ценил композитор, это был его любимый поэт. «Сила его, писал Свиридов, - прорыв в небесную высоту». 1970-1980-е годы оказались необычайно плодотворными для Г. В. Свиридова. Тут явно обозначилось главное направление творчества композитора: вокальная музыка, хотя и инструментальная, как таковая, не исчезла из сферы его творческих интересов. И все же он не тяготел к «абстрактным» музыкальным жанрам, но любил живой, конкретный образ. Видимо поэтому и писал много музыкальных сочинений на стихи, прежде всего, русских поэтов. Таковы кантаты «Барка жизни» (1974) и «Ночные облака» (1979) - обе на стихи А. А. Блока, «Весенняя кантата» (1972, слова Н. А. Некрасова); «Пушкинский венок» (1978), хоровая поэма «Лапотный мужик» (1981) на стихи П. В. Орешина и хоровой цикл «Песни безвременья» (1980, Блок), «Гимны Родине» (1978, стихи Федора Сологуба), поэма для голоса с фортепиано «Отчалившая Русь» (1977) на стихи С. А. Есенина... И еще множество отдельных хоров и сочинений других жанров. А также незавершенные работы: мистерия «Россия» на стихи Блока и кантата «Светлый гость» (слова Есенина), оратория-концерт «Русская старина» на стихи Бунина, Есенина, Бориса Корнилова, кантата «Бич Ювенала» по эпиграммам Пушкина, цикл на стихи Николая Клюева... Между прочим, Свиридову принадлежит краткая, но весьма точная и емкая характеристика творчества Н. А. Клюева, о котором и сегодня помнит, пожалуй, лишь узкий круг любителей поэзии. «Поэт он - несомненно гениальный. Влияние оказал громадное и на Блока, и на Есенина... Повлиял Клюев и на А. Прокофьева... и на Заболоцкого... и вообще на многое в литературе. Он предвосхитил пафос и отчасти тематику лучшей современной прозы и т. д. Как прискорбно, что имя его покрыто до сих пор глубокой тенью. Место его в русской литературе - рядом с крупнейшими поэтами ХХ века. Писать музыку на его слова соблазнительно, но неимоверно сложно. Поэзия его статична; это невероятная мощь, находящаяся в состоянии покоя, как, например, Новгородская София или северные монастыри. Стихи его перегружены смыслом, символикой и требуют вчитывания, вдумывания. Музыка же должна лететь или, по крайней мере, - парить. В Клюеве слишком много Земли (но не «земного», под которым подразумевается светское, поверхностное). Он весь уходит в глубину, в почву, в корни» (1980).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Послан раб бестелесный к Деве нетленной. Послан непричастный греху к беспорочной. Послан светильник предвозвестить Солнце правды. Послан утренний свет быть предтечею Света дня. Послан Гавриил возвестить, что пребывающий в лоне Отца снисходит в объятия матери. Послан Гавриил проповедать, что Сидящий на престоле возлежит в вертепе. Послан воин открыть тайну великого царя!..» 28 . Затем в этих словах встречаются обращения, как будто взятые из наших акафистов, или послужившие образцом для наших акафистных песнопений. Например, в первом слове на Благовещение автор приглашает слушателей принести Марии дань благодарности, подражая ангельскому хвалебному гласу и взывая к ней сими словами: «радуйся и веселись, Благодатная! Господь с Тобою... Радуйся, Благодатная, источник Света, просвещающего всех верующих в Него. Радуйся, Благодатная, восток умного солнца и цвет благовонный. Радуйся, Благодатная, луг сладкоуханный. Радуйся, Благодатная, розга присноцветущая и услаждающая души прославляющих тебя. Радуйся, Благодатная, пиво неоранная, и принесшая плоды обильнейшие…» 29 . Подобные величания Божией Матери, только без обращения к ней со словом радуйся, читаем мы и во втором слове на Благовещение 30 . Кроме того, в этих словах очень часты драматические обороты, – монологи и диалоги, влагаемые в уста лиц, действовавших при совершении события, воспоминаемого в те праздничные дни, на которые писаны слова. Эти монологи и диалоги частью вымышлены проповедником, частью служат распространением слов, записанных в Евангелии. Третье слово на Благовещение почти все состоит из преемственного ряда таких монологов. Посылает Господь Бог Архангела Гавриила к Деве, и в уста Господа при воспоминании об этом влагается длинная речь к Архангелу: «иди, Архангел, и будь слугою страшного и сокровенного таинства: послужи чуду...» Когда выслушал Архангел длинную речь Господа, он размышляет сам с собою, и его недоумение при мысли о поручении, на него возложенном, выражается монологом. Видя недоумение Ангела, Господь обращается к нему с новою речью, рассеивающею его смущение: «что смущаешься и недоумеваешь, Гавриил? Не ты ли был послан от Меня прежде сего к Захарии священнику?» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Встречается, в-третьих, у них лирическое излияние чувства, не всегда внезапное и естественное, а чаще деланное и искусственное; вместо ровной, спокойной речи является язык одушевления и восторга, и проповедь становится песней, и ею хотят не столько учить и наставлять, сколько увлекать и услаждать. Все это есть в словах, приписываемых св. Григорию Чудотворцу, и мы невольно переносимся мыслью в века византийского красноречия, когда читаем их и встречаем в них тирады, подобные нижеследующим: «Ныне (так начинается первое слово на Благовещение) ангельские лики воспевают славу божественную, и свет Христова пришествия воссиявает верным. Ныне настала для нас радостная весна, и взошло солнце правды – Христос... Ныне обновляется Адам, и вознесенный на небо, сопричисляется к сонму ангелов. Ныне вся вселенная исполняется радостью, видя снисшествие на людей Духа Святого. Ныне явилась божественная благодать, надежда благ невидимых, и совершилось над нами чудо, превышающее всякий ум и помышление. Ныне соплетаются венцы в награду за постоянство в добродетели... Ныне исполнилось Давидово проречение: да возвеселятся небеса, и радуется земля ( Пс.45:11 )» 27 . Подобное начало, повторяющее в разных видах одну и ту же мысль, и связывающее многие предложения фигурою единоначатия, и в третьем слове на Благовещение, существующем в литературе с именем св. Григория Чудотворца . «Паки возвещение радости, паки благовестие свободы, паки воззвание, паки возвращение, паки обетование веселия, паки избавление от рабства. Ангел беседует с Девою, чтобы змий не говорил более с женою». «В месяц шестый, говорит Евангелист Лука, послан быстъ Ангел Гавриил от Бога к Деве, обрученной мужеви. Послан Гавриил возвестить спасение всему миру. Послан Гавриил проповедать освобождение Адаму. Послан Гавриил к Деве, да изменит бесславие жены в честь. Послан Гавриил приготовить достойное жилище Жениху. Послан Гавриил обручить творение с Творцом. Послан Гавриил к одушевленному чертогу Царя ангелов. Послан Гавриил к Деве, хотя обрученной Иосифу, но блюдомой для Иисуса Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Далее в 12 главе описывается наступление голода в земле обетованной и путешествие Авраама в Египет, опасность для патриарха из-за Сары, которой прельстился фараон, а также вразумление последнего Богом и благополучное оставление Авраамом Египта. 16. Разлучение Авраама с Лотом. Третье явление Бога патриарху (Быт. 13) После возвращения из Египта Авраам поселился на юге земли обетованной, а потом около Вефиля (2–4 стихи). Между пастухами Авраама и Лота возникли распри из-за пастбищ для скота (5–7 стихи). Авраам предложил Лоту отделиться от него (8–9 стихи). Затем Лот поселился около Иордана, близ городов Содома и Гоморры (10–13 стихи). Бог в третий раз явился Аврааму и изрек ему обетования не только о наследовании земли его потомством, но и многочисленности последнего «яко песок земной» (16 стих). В ближайшем значении обетование это указывало на происхождение от Авраама израильтян, измаильтян, мадианитян и других народов. Духовно-таинственный же смысл обетования изъясняет апостол Павел ( Гал. 3:7 ; ср. Рим. 9:6, 7 ), указывая, что верующие во Христа Спасителя и являются истинным семенем Авраама и наследниками обетований, данных патриарху. Таким образом, верующие, чада новозаветной Церкви и являются обетованным Аврааму потомством, многочисленным, как песок земной. Они-то и наследуют Церковь Христову, имеющую существовать вечно, сначала как Царство благодати, а затем как Царство славы, которому не будет конца. 17. Нашествие месопотамских царей на долину Сиддим и пленение Лота (1–12). Освобождение Авраамом своего племянника (13–16). Встреча и благословение Авраама Мелхиседеком (17–24) (Быт. 14) За двенадцать лет перед этим пять городов, находившихся в долине Сиддим, были подчинены четырем месопотамским союзным царям, во главе которых стоял Кедорлаомер, царь Еламский, и принуждены были платить дань своим победителям. Но когда на тринадцатым год цари Пятиградия отложились (1–4 стихи), Кедорлаомер с союзными царями сделал новое нашествие. Покорив народы, земли которых лежали ему на пути (5–7 стихи), он нанес возмутившимся царям в долине Сиддим (8–9 стихи) поражение и с добычей и пленными, среди которых находился Лот, отправился обратно (10–12 стихи).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Стихи 15–18 Изображая будущее отступление Израиля от Господа, Моисей говорит, что пользуясь благами земли обетованной, народ огрубел, оставил истинного Бога, обратился к идолам и‚ таким образом, стал приносить жертву не Богу, а бесам. Стихи 19–34 Наказание, имеющее постигнуть богоотступный народ, представляется Моисеем в следующем виде. Так как Израиль оставил истинного Бога и обратился к идолам, которые суть «не боги», то Господь накажет Израиля тем, что обратит Свою милость к язычникам, которые в глазах Израиля не заслуживали наименование народа (19–21 стихи). По объяснению святого апостола Павла, этими словами в таинственном смысле предуказывалось, что Господь, отвергнув евреев, обратит Свои милости к язычникам и призовет их в Церковь , основанную Христом Спасителем ( Рим. 10:19–21 ). Затем, по словам Моисея, Господь в гневе Своем пошлет на Израиль страшные бедствия, причем Израиль истощен голодом, истреблен тяжкими болезнями, на улицах его будет истреблять меч, и в домах ужас (22–25 стихи). Господь окончательно не истребит народ еврейский только потому, чтобы язычники, возгордившись не приписали исключительно себе дело наказания, чтобы не думали, что сила их сокрушила Израиль, несмотря на помощь Иеговы (26–27 стихи). До 27 стиха Моисей говорил словами, исходящими от имени Самого Господа, с 28 по 33 стихи передают как бы его собственные мысли. Он говорит о забывшем Боге Израиле, что он народ, потерявший смысл (28–29 стихи), иначе как мог бы он забыть, что не собственной силой своей он занял Палестину, отняв её у многочисленных врагов, а силою Бога (30 стих). Стих 31 напоминает Израилю, что враги его, египтяне ( Исх. 14, 25 ) или Валаам торжественно сознавали, что перед Богом Израиля ничтожны те силы, на которые они надеялись. Стихи 32 и 33 относятся не к язычникам, о которых говорилось в предыдущем стихе, а к самому Израилю, в стихах этих заключается разъяснение безумия Израиля. Лозою, пересаженною в землю обетования, называется самый город, но плоды эта лоза дала горькие – это плоды лозы не Божией, а Содомской и Гоморрской, что означает крайний разврат и забвение правды.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010