Должно обратить внимание на то, сколь верное, точное и соответствующее природе каждого из обозначаемых предметов употребил он выражение. —93— Так о Боге-Слове везде последовательно употребляет «бе – ν», означающее вечность Его и старейшинство пред всяким началом временным, не дозволяя считать Его сотворенным; ибо всегда сущее разве может быть мыслимо и происшедшим? А о блаженном Крестителе подобающим образом говорит: »бысть – γνετο» 1333 человек послан от Бога», – как о человеке, имеющем тварную природу. И вполне верно и точно, как кажется мне, Евангелист говорит здесь не просто «явился», но чрез присоединение слова »человек " опровергает безрассудное предположение некоторых. Уже среди многих разнеслась (тогда) молва, болтавшая, что святой Креститель был в действительности не человек по природе, но один из сущих на небесах святых ангелов, воспользовавшийся человеческим телом и посланный на проповедь от Бога. В качестве предлога для такого мнения их о нем изобретается ими также сказанное Богом: се Аз послю ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою ( Мал.3:1 ; Мф.11:10 ; Мк.1:2 ; Лк.7:27 ). Но отметаются от истины думающие так, не разумея, что имя «ангел» обозначает скорее служение, чем сущность, как без сомнения и в повествовании о блаженном Иове один за другим прибегают " ангелы» (вестники), сообщая о разнообразных несчастиях и являясь служителями тех ужаснейших бед ( Иов.1:14 ; след.). Подобное же касательно святых Ангелов определяет нам —94— и сам премудрейший Павел, говоря в послании так: не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаема, за хотящх наследовати спасение ( Евр.1:14 )? Итак, ангелом назван чрез глас Владыки блаженный Креститель Иоанн не потому, что он есть ангел по природе, но потому, что послан возвещать (ες τ γγλλειν) и вопиять: путь Господень уготовайте. ( Ис.40:3 ; Мф.3:3 ; Ин.1:23 и парал.). 1334 Весьма благополезно утверждал и то, что от Бога послан сей вестник (ангел), являя наидостовернейшим его свидетельство. И в самом деле, посланный от Бога на проповедь конечно не объявил бы в своем учении чего-либо другого, что не согласовалось бы с волею Возложившего на него это посольство. Итак, истинен свидетель богонаученный, чт, думаю, и означает выражение: послан от Бога. Так и премудрейший Павел, говоря нам, что он послан чрез Иисуса Христа ( Гал.1:1 ), утверждал, что значение таинства он узнал не от кого другого, но чрез откровение Пославшего ( Гал.1:12 ), в выражении «послан чрез Иисуса Христа» вместе с тем и нераздельно указуя и на откровение. 1335 Итак, с посланничеством от Бога необходимо должно соединяться и богонаучение. А что служителям истины всего более свойственно быть чуждыми лжи, это несомнительно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Должно обратить внимание на то, сколь верное, точное и соответствующее природе каждого из обозначаемых предметов употребил он выражение. Так о Боге–Слове везде последовательно употребляет «бе», означающее вечность Его и старейшинство пред всяким началом временным, не дозволяя считать Его сотворенным; ибо всегда сущее разве может быть мыслимо и происшедшим? А о блаженном Крестителе подобающим образом говорит: «быстъ» человек послан от Бога, — как о человеке, имеющем тварную природу. И вполне верно и точно, как кажется мне, Евангелист говорит здесь не просто «явился», но чрез присоединение слова «человек» опровергает безрассудное предположение некоторых. Уже среди многих разнеслась (тогда) молва, болтавшая, что святой Креститель был в действительности не человек по природе, но один из сущих на небесах святых Ангелов, воспользовавшийся человеческим телом и посланный на проповедь от Бога. В качестве предлога для такого мнения их о нем изобретается ими также сказанное Богом: се Аз послю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою (Мал. 3, 1; Мф. 11, 10; Мк. 1, 2; Лк. 7, 27). Но отметаются от истины думающие так, не разумея, что имя «Ангел» обозначает скорее служение, чем сущность, как, без сомнения, и в повествовании о блаженном Иове один за другим прибегают «Ангелы» (вестники), сообщая о разнообразных несчастьях и являясь служителями тех ужаснейших бед (Иов 1, 14 след.). Подобное же касательно святых Ангелов определяет нам и сам премудрей–ший Павел, говоря в Послании так: не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми, за хотящих наследовати спасение (Евр. 1, 14)? Итак, Ангелом назван чрез глас Владыки блаженный Креститель Иоанн не потому, что он есть Ангел по природе, но потому, что послан возвещать и вопиять: путь Господень уготовайте (Ис. 40, 3; Мф. 3, 3; Ин. 1, 23 и парал.). Весьма благополезно утверждал и то, что от Бога послан сей вестник (Ангел), являя наидостовернейшим его свидетельство. И в самом деле, посланный от Бога на проповедь конечно не объявил бы в своем учении чего–либо другого, что не согласовалось бы с волею Возложившего на него это посольство. Итак, истинен свидетель богонаученный, чтб, думаю, и означает выражение: послан от Бога. Так и премудрейший Павел, говоря нам, что он послан чрез Иисуса Христа (Гал, 1,1), утверждал, что значение таинства он узнал не от кого другого, но чрез откровение Пославшего (Гал. 1, 12), в выражении «послан чрез Иисуса Христа» вместе с тем и нераздельно указуя и на откровение. Итак, с посланничеством от Бога необходимо должно соединяться и богонаучение. А что служителям истины всего более свойственно быть чуждыми лжи, это несомнительно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=696...

Послан бысть Архангел Гавриил с Небесе от Бога/к Деве нескверней во град галилейский Назарет/благовестити Ей страннаго образа зачатие./Послан бысть раб безплотен/ко одушевленному граду и двери мысленней/возвестити Владычняго пришествия снитие./Послан бысть воин Небесный ко Пресвятыя славы палате/проуготовати Зиждителю жилище неотъемлемо,/и, пришед к Ней, взываше:/радуйся, престоле огнезрачный,/четверозрачных преславнейший;/радуйся, седалище Царя Небеснаго;/радуйся, горо несекомая, приятелище пречестное,/в Тебе бо все исполнение вселися Божества телесне/благоволением Отца присносущнаго/и содейством Всесвятаго Духа;/радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою. Послан был Архангел Гавриил с небес от Бога/к Деве непорочной в город Галилейский Назарет/благовествовать Ей о зачатии необычайным образом./Послан был раб бесплотный/к Одушевленному Граду и Двери Разумной/возвестить о пришествии к нам сошедшего Владыки./Послан был воин небесный к Одушевленному Чертогу Славы/приготовить Создателю постоянное жилище/и, придя к Ней, взывал:/“Радуйся, престол огневидный,/четырехликих Херувимов славнейший;/радуйся, седалище Царя Небесного;/радуйся, гора нерассекаемая, обитель священнейшая,/ибо в Тебя вселилась вся полнота Божества телесно/по благоволению вечного Отца/и содействием Всесвятого Духа;/радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!” Аще суббота или неделя: Слава, глас 8. Иоанна монаха: Если суббота или воскресенье, то поем: Слава, глас 8, преп. Иоанна Дамаскина Да веселятся Небеса, и радуется земля,/ибо Отцу Соприсносущный, Собезначальный и Сопрестольный,/щедротство прием и человеколюбную милость,/Себе постави во истощание/благоволением и советом Отчим/и во утробу вселися Девичу, предочищенную Духом./О, чудесе! Бог в человецех,/Невместимый в ложеснах, Безлетный в лето,/и еже преславнее, яко и зачатие безсеменно,/и истощание несказанно, и таинство елико./Бог бо истощавается, и воплощается, и зиждется,/Ангелу к Чистей зачатие глаголавшу:/радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою,/имеяй велию милость.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/blagovesh...

Эти стихи явно противоречат иудейским и христианским текстам Библии, научная достоверность и сохранность которых многократно доказаны. Стихи, в которых описаны негативные свойства Объекта поклонения: Сура 3, аят 3. Поистине, Аллах велик, обладатель мщения ! В книге «Основы мусульманской религии» Курамухаммада хаджи Рамазанова при раскрытии значения 81-го имени Аллаха (Аль-Мунтакиму – могущественный) написано: «Мстящий, ломающий хребет ослушавшимся, мучающий нечестивцев…». Сура 3, аят 47. И хитрили они, и хитрил Аллах, а Аллах – лучший из хитрецов . Эти стихи несовместимы с христианским учением о едином Боге – с характеристиками Господа Иисус Христа и единого Бога – Пресвятой Троицы. Некоторые из стихов, содержащих призывы к возмездию: Сура 2, аят 173. О те, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых… Сура 2, аят 175. Для вас в возмездии – жизнь , о обладающие разумом! Эти стихи противоречат христианской нравственности и общепринятому праву. Стихи, содержащие призывы к неповиновению иноверцам: Сура 25, аят 54. Не повинуйся же неверным и борись с ними этим великой борьбой! Эти стихи противоречат христианской нравственности и общепринятому праву. Некоторые из стихов, содержащих призывы к физической расправе с иноверцами: Сура 2, аят 92. Кто бывает врагом Аллаха, и Его ангелов, и Его посланников… то ведь и Аллах – враг неверным ! Сура 2, аят 189. И сражайтесь с ними, пока не будет больше искушения, а вся религия будет принадлежать Аллаху… Сура 3, аят 3. Поистине, те, которые не веруют в знамения Аллаха, – для них сильное наказание . Сура 4. аят 76. Пусть же сражаются на пути Аллаха те, которые покупают за ближайшую жизнь будущую! И если кто сражается на пути Аллаха и будет убит или победит, Мы дадим ему великую награду. Сура 4, аят 80. Где бы вы не были, захватит вас смерть , если бы вы были даже в воздвинутых башнях… Сура 4, аят 91. ... Не берите из них друзей, пока они не выселятся по пути Аллаха; если же они отвратятся, то схватывайте их и убивайте , где бы ни нашли их. И не берите из них ни друзей, ни помощников.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Содержание Предисловие переводчика Предисловие автора Введение Часть 1 Глава 1. Мужи апостольские. Свв. Игнатий Антиохийский и Поликарп Смирнский Глава 2. Борьба с гностицизмом. Св. Ириней Лионский Глава 3. Ранние христианские апологеты. Св. Иустин Мученик Глава 4. Тертуллиан Богословское учение Тертуллиана Глава 5. Св. Киприан Карфагенский Глава 6. Климент Александрийский Глава 7. Ориген Богословская система Оригена Глава 8. Оригенизм в третьем веке. История арианства Глава 9. Святой Афанасий Великий Творения св. Афанасия Богословское учение св. Афанасия Глава 10. Святой Кирилл Иерусалимский Часть 2 Глава 1. Каппадокийский синтез Глава 2. Святитель Василий Великий Глава 3. Святитель Григорий Богослов Глава 4. Святитель Григорий Нисский Глава 5. Монашеская литература в IV веке: Евагрий Понтийский и преподобный Макарий Египетский Глава 6. Святитель Иоанн Златоуст Глава 7. Латинские отцы Церкви Святитель Иларий Пиктавийский Святитель Амвросий Медиоланский Блаженный Иероним Стридонский Глава 8. Блаженный Августин Глава 9. Несторианство и христологические споры Глава 10. Святитель Кирилл Александрийский Глава 11. Блаженный Феодорит Киррский и Халкидонский собор Часть 3 Глава 1. Последствия Эфесского и Халкидонского соборов (Дифизиты и монофизиты. Севир Антиохийский) Глава 2. Оригенизм в VI веке. Леонтий Византийский Глава 3. Завершение Халкидона. Пятый Вселенский Собор Глава 4. Псевдо-Дионисий Ареопагит Глава 5. Продолжение христологических споров. Преподобный Максим Исповедник Глава 6. Преподобный Иоанн Дамаскин и православная защита иконопочитания Глава 7. Патриарх Фотий Глава 8. Преподобный Симеон Новый Богослов Глава 9. Святитель Григорий Палама Глава 10. Православное богословие поздневизантийского периода. Николай Кавасила     ПРЕДИСЛОВИЕ ПЕРЕВОДЧИКА В 1979–81 гг. мне посчастливилось учиться в Свято-Владимирской Духовной Академии (Нью-Йорк), где я прослушала курс лекций протоиерея Иоанна Мейендорфа по святоотеческому богословию. Перевод записей этих замечательных лекций вначале был задуман с более скромными целями, нежели эта публикация. Все же, зная по собственному опыту, насколько трудно, практически невозможно в Советском Союзе достать книги по богословию, я приветствовала возможность издать этот перевод в виде книги. В моей работе меня поддерживала уверенность, что свобода вероисповедания, которой мы пользуемся на Западе, может быть полностью реализована, только если мы будем делиться ее плодами с теми, кто этой свободы лишен – нашими братьями и сестрами во Христе, живущими в России. Поддержка моих друзей укрепляла меня в этой уверенности. Очень надеюсь, что книга отца Иоанна найдет своих читателей и они разделят со мной те удовлетворение и радость, которые я испытывала, работая над ее переводом. ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Глава 26-я – о том, кто имеет жену беснующуюся. Глава 27-я – о женщинах, находящихся в очищении. Глава 28-я – о женщинах, принимающих врачевства для извержения зачатого плода. Глава 29-я – о жене нерадящей о (ново)рожденном, или покидающей его. Глава 30-я – о тех, которые насилуют жен – девственниц. Глава 31-я – о чародействе. IV. Отдел четвертый, – буквы «Δ» содержащий 14-ть глав, – а именно: Глава 1-я – о беснующихся или притворяющихся беснующимися. Глава 2-я – о заимодавцах, займе я закладах. Глава 3-я – о расторжении брака. Глава 4-я – о завещании. Глава 5-я – о диаконах. Здесь же: «о чести хартофилакса». Глава 6-я – о второбрачных. Глава 7-я – как епископам и пресвитерам должно учить народ. Глава 8-я – (по ошибочной нумерации издателей Ралли и Потли – Глава 6 я) о правде. Глава 9-я (7-я) – о судилищах, и о клириках и мирянах, имеющих тяжбы. Здесь же: «об избранных судьях». Глава 10 (8-я) – о епископах и клириках подсудимых за свои преступления. Здесь же: «об обвинителях в судах»; «о свидетелях в судах» – и «о законно изверженных». Глава 11 (9-я) – о том, что не должно дважды наказывать за одно и тоже. Глава 12 (10-я) – о тех, которые преследуют кого либо за благочестие. Глава 13 (11-я) – об освобождении рабов и принятий в клир. Глава 14 (13-я) – о дарах. V. Отдел пятый, – буквы «Ε», содержащий 36-ть глав, как-то: Глава 1-я – о поручительстве. Глава 2-я – об обычаях церковных неписанных. Здесь-же: «о святой Пятидесятнице». Глава 3 я – об обычаях эллинских. Глава 4-я – об обычаях гражданских. Глава 5-я – о мирных грамотах. Глава 6-я – о святых иконах. Здесь же: «о кресте»; «различие частных икон от идолов». Глава 7-я – о поджоге. Глава 8-я – об Емфитевсе. Глава 9-я – об одеждах, приличествующих посвященным. Глава 10-я – о залогах. Глава 11-я – о привилегиях и преимуществах, который имеют церкви и епископы. Здесь же: «какие церкви удостоены были особенных преимуществ?; «о преимуществах Константинопольской церкви»; «почему патриарх рукополагается от Ираклийского епископа?»; «почему Фессалоникский епископ был папским легатом?»; «об избрании и хиротонии епископов»; «почему патриарх посылает ставропигии в митрополичьи пределы?»; «о епископах Булгарии, Кипра и Иверов», и «постановлена Константина Великого » (подложное – о даре будто-бы папе Сильвестру).

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Предисловие Глава первая. Детство Глава вторая. Отрочество Поступление в Духовную Академию и учеба в ней Глава третья. Преподавательская деятельность. Принятие монашества Глава четвертая. Двадцать лет в стенах Духовной Академии Глава пятая. Валаам в жизни Владыки Феофана Глава шестая. Преклонение перед духоносными старцами Эсхатологические предсказания Старцы Исидор и Варнава Глава седьмая. Монах Иллиодор Глава восьмая. Ложь и клевета – оружие грешного мира Глава девятая. «Дело Распутина» и его последствия для Архиепископа Феофана. Распутин и высшее общество Посещение Саровской обители. Глава десятая. Посещение Дивеевского монастыря. Старицы Саровские Глава одиннадцатая. Искушение мирскою славою Глава двенадцатая. Переезд в Полтаву Глава тринадцатая. Слава Господня в жизни Святителя. Благодатные знамения Глава четырнадцатая. Политический переворот в России Глава пятнадцатая. Участие в Соборе 1917–18 гг. Арест Владыки петлюровцами Глава шестнадцатая. Большевистский переворот в России и его последствия Глава семнадцатая. Дивная помощь Глава восемнадцатая. Переезд в Болгарию. Начало раскола в Русской Зарубежной Церкви Глава девятнадцатая. Спор Архиепископа Феофана с Митрополитом Антонием по догматическим вопросам Глава двадцатая. Раскол в Заграничной Церкви Глава двадцать первая. Митрополит Евлогий и его окружение Глава двадцать вторая. Раскол Православной Церкви в России Глава двадцать третья. Софианство, его идеологи и апологеты Глава двадцать четвертая. Страхования, или духовная брань Глава двадцать пятая. Невидимая брань в сонном состоянии Глава двадцать шестая. Дивный воин Христов Глава двадцать седьмая. Болгарский период Архиепископа Феофана Глава двадцать восьмая. О чуде исцеления Слово в Неделю 4-ю по Пятидесятнице Глава двадцать девятая. Письма и проповеди Архиепископа Феофана О монашестве О борьбе против страстей и помыслов О молитве внутренней, сокровенной О молитве Иисусовой О благодати Божией О благодатных действиях Пресвятой Троицы Прелесть первая – нечувствие своей греховности Прелесть вторая – воображение своей праведности Святых Отцев учение о Пресвятой Троице Первое обетование о Христе Спасителе Откровение Царствия Божия Крест Христов Непоколебимость Церкви Христовой Наставления к христианам Ненависть мира к христианству Значение веры Таинственное действие благодати Наивысшая молитва: «во Имя Мое» Глава тридцатая. Приезд во Францию Глава тридцать первая. Последние годы жизни Дополнения: К главе 3. Профессора Духовной Академии К главе 14. Посещение Государем Полтавы в 1916 году К главе 19 К главе 21. Тайная политика Архиепископа Евлогия К главе 22. Из автобиографии катакомбного схиепископа Петра (Лодыгина) К главе 26. «Всенощное славословие» в жизни Святителя К главе 29 Секретный ход из дома Ипатьева Дом Романовых – великая тайна К главе 30 Опровержение Архиепископа Феофана на заявление Митрополита Антония Загадочная странность поведения Митрополита Антония  

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Во всей этой речи св. апостола Петра, как и в первой его речи, мы видим старание св. апостола показать своим слушателям, что христианство , проповедуемое им, отнюдь не находится в противоречии с ветхозаветным законом, а есть его продолжение и достойное завершение. Примечательна здесь осторожность и любовь апостола к врагам Иисусовым: он говорит им правду, но спокойно, без раздражения, без горечи, стремясь расположить их к сожалению о соделанном преступлении и покаянию. Глава четвёртая Заключение свв. апостолов Петра и Иоанна в темницу и следствие речи Петровой (стихи 1–4). Допрос апостолов в синедрионе, запрещение им проповедовать об имени Иисусове и отпуск их на свободу (стихи 5–22). Молитва апостолов и ниспослание верующим Святого Духа (стихи 23–31). Взаимная любовь членов первой христианской общины (стихи 32–37). Заключение свв. Апостолов Петра и Иоанна в темницу и следствие речи петровой; обращение 5.000 ко Христу (стихи 1–4) Раздражённые проповедью св. Петра, священники, начальник стражи при храме и саддукеи схватили апостолов и заключили их в темницу до утра, ибо наступил уже вечер. Священники досадовали на то, что апостолы, не имея, по их мнению, законного полномочия, учат народ, начальник стражи досадовал на то, что стечением народа нарушается благочиние, саддукеи же были раздражены тем, что апостол учил о воскресении мёртвых, которое они отвергали. Они прервали речь апостола, «наложили на них руки», конечно, не без распоряжения синедриона. Так как было уже поздно, и спешить с созывом синедриона для суда над апостолами не было большой надобности, то их посадили в темницу до утра. В то время как представители иудейской иерархии отнеслись к апостолам так враждебно, простые люди так были увлечены речью апостола, что уверовало великое множество – около 5.000 тысяч. Уверовали они, как подчёркивает Дееписатель, не ради собственно чуда, но убеждённые словом апостола. К этому подготовило их, вероятно, всё то, что совершали апостолы и до тех пор со дня Пятидесятницы, и вся необыкновенная жизнь первых христиан, стяжавшая им общее уважение и любовь. Допрос Апостолов в синедрионе, запрещение им проповедовать об имени Иисусове и отпуск их на свободу

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Час мира ( [халалакан жам]), совершаемый после заката, посвящен Св. Духу, а также воспоминанию Христова сошествия во ад. Час мира и час покоя, составлявшие первоначально одно целое, соответствуют визант. повечерию . В последование часа мира входят: стихи псалмов 33 (1-7) и 119 (1-3; в нек-рых рукописях опущены); «канон» Псалтири и стихи 87-го псалма (1-2); 6 псалмов (4, 6, 12, 16, 42, 69) (все они, кроме 16-го и 42-го, входят и в визант. великое повечерие) и стихи 85-го псалма (16-17), молитва, в состав к-рой входят стихи из Книги пророка Исаии «С нами Бог...» (также поются на визант. великом повечерии), псалом 26, неск. прошений и молитв. Час покоя ((?) [нангстеан жам]). Обращен к Богу Отцу. Должен совершаться перед отходом ко сну. Служба начинается со стихов 42-го псалма (3-5), после прошений следуют стихи 118-го псалма (41-56, 113-120, 169-176); псалмы 90, 122 (входят и в состав визант. великого повечерия) и 53; песнь вавилонских отроков (Дан 3. 29-34); песнь Симеона Богоприимца; стихи псалмов (Пс 141. 7; 85. 16-17; 137. 7-8); песнь Богородицы; молитва «Призри, Господи...» (та же, что на ночном часе); неск. молитв и ряд диаконских прошений. Более поздним добавлением к службе являются гимны Григора Нарекаци «Приими благосклонно, Господи Боже Всемогущий...» или «Сын Бога Живого, благословляемый всеми...» (Книга скорбных песнопений. Гл. 12 (3); 41 (1)), а также неск. молитв, одна из к-рых («Господи, Боже наш, даруй мир Твой всему миру...») иногда помещается в конце вечернего часа. Совр. порядок суточных служб Тафт говорит о 7 арм. службах в совр. практике (вероятно, имея в виду практику арм. К-польского Патриархата - Taft. Liturgy of the Hours. P. 220), при этом ночной и утренний часы считаются отдельно, между часом восхода и вечерним часом совершается только полуденный час, а 3, 6 и 9-й часы отсутствуют (ср. замену малых часов одним дневным часом в католич. Novus Ordo и опущение часов между утреней и литургией в совр. греч. богослужении). В наст. время на приходах утром служат ночной и утренний часы, а вечером - вечерний час (последний, согласно Тафту, как правило, только под воскресенье).

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

Исходя из данных рукописных источников, И. К. жил во 2-й пол. XIV - нач. XV в. Предположительно И. К. род. после 1360 г., расцвет его деятельности начался ок. 1400 г. В этот период он активно сочинял песнопения по заказу патриарха К-польского Матфея I (1397-1410), что следует, напр., из указания в Анфологии-Матиматарии сер. XVII в. письма Космы Македонца (Ath. Iver. 993. Fol. 279-279v): «Стихи хвалебные Пресвятой Богородице, сочиненные на кратиму, называемую «виола», Иоанном, лампадарием, по распоряжению и просьбе Святейшего патриарха господина Матфея на 4-й плагальный (8-й) глас «Юже древле предвозвестиша пророков лики» (Ην πλαι προεκρυξαν τν προφετν χορεαι)». В Анфологии кон. XVI - нач. XVII в. (Атн. Doch. 315. Fol. 194) этот пятнадцатисложник назван сочинением патриарха: «Стихи хвалебные Пресвятой Владычице нашей Богородице, сочинение кир Матфея, патриарха Константинополя, переложенные же Иоанном, лампадарием, на кратиму Кукузеля, называемую «виола»…». В нек-рых рукописях присутствуют ремарки, свидетельствующие о том, что И. К. также распел стихи своих современников - поэтов Иоанна Ласкаря Пигонита и Константина Асана (расцвет деятельности обоих приходится на 1-ю четв. XV в.). На стихи Иоанна написаны богородичен «Светильниче радостный, святый, Двере Света незаходимого» (Λαμπδα φαδρυνον, σεμν, πλη φωτς δτου) на 4-й глас (см. Анфологию-Матиматарий 1-й пол. XVIII в.- Ath. Xeropot. 329. Fol. 414v) и троичен «Слово Отчее и соприродный Душе» (Λγε πατρς κα συμφυς πνεμα) на 4-й плагальный глас (см. Теоретикон-Матиматарий кон. XV в. письма Иоанна Плусиадина - Ath. Dionys. 570. Fol. 168), а на стихи Константина - богородичен «Неопальную Купину Моисей виде на горе» (Αφλεκτον βτον σε Μωσς κατεδεν ν τ ρει) на 1-й глас (см. Матиматарий 1670 г. письма Космы Македонца - Ath. Iver. 991. Fol. 399), троичен «Божественную Триединицу вернии воспоим неслиянно» (Θεν τριδα ο πιστο μνομεν συγχτως) на 4-й плагальный глас (см. Икиматарий-Кратиматарий 1-й пол. XV в. в ркп. Ath. Iver. 972. Fol. 235v; в ркп. Ath. Dionys. 570 эти стихи приписаны Иоанну Ласкарю (Fol. 170v - 171)) и троичен «Боже, Троице нераздельная лицы, но не естеством» (Θε, τρις διαιρετ προσποις ο τ φσει) на 2-й плагальный (6-й) глас (см. Пападики 1-й пол. XV в.- Ath. Iver. 974. Fol. 433).

http://pravenc.ru/text/471305.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010