При этом кровь жертвенных животных, которою окроплен народ, по Апостолу, прообразовала кровь Христа Спасителя ( Евр. 9:13–14 ). Поэтому Святая Церковь взывает к новозаветному Израилю – христианам: «Приемли, Израилю, Божие царство и пребывай во тьме и свет велий да узрит, и кроплением да обновятся людие божественная крове» (тропарь по шестой песни канона в неделю Ваий). 13. Ходатайство Моисея за согрешивший народ (Исх. 33) Снисходя на ходатайство Моисея о помиловании народа, поклонившегося золотому тельцу, Господь однако сказал, что в дальнейшем странствовании уже не Сам Он непосредственно будет руководить народом, а поручит это Ангелу, который введет евреев в землю обетованную (1–3 стихи). Народ, услышав грозное определение Господа, с плачем снял свои украшения и сложил их у горы Хорива (4–6 стихи). Моисей же палатку, временно заменявшую скинию, поставил вне стана. Когда Моисей, оставляя по утру стан, удалялся в эту временную скинию, у входа её остановился облачный столб, а весь народ, стоя у шатров, взглядом провожал своего вождя; один только ближайший служитель Моисея, Иисус Навин не отлучался от скинии (7–11 стихи). Здесь, в этой временной скинии, Моисей обратился с горячею молитвою к Господу, чтобы Он простил грех народа и Сам вел Израиль в дальнейший путь (12–16 стихи). Господь преклонился на милость ходатайством Своего верного раба и дал обещание исполнить все же его просьбу. Тогда вождь Израиля обратился к Господу с новою дерзновенною просьбою, чтобы Он, во свидетельство Своей милости к народу, показал Моисею славу Свою. Господь милостиво ответил на это обещанием провести перед Моисеем всю славу Свою, провозгласить перед ним Свое имя и открыть Свои милостивые свойства, но при этом сущность Божия, полнота Божества не будет показана и открыта Моисею (18–23 ст.). Стихи 18–23 Обращаясь с молитвою к Богу: «покажи мне славу Твою» Моисей очевидно желал, чтобы явлением Своей славы Господь ясным и очевидным образом засвидетельствовал Свое благорасположение к Моисею и народу, показал, что преступление народа в поклонении тельцу забыто, нарушенный завет вновь восстановлен и народ опять может считать себя под особенным покровительством Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Все это невольно заставляет в благоговейном молчании внимать таинственному горнему эху, звучащему в ее стихах и долго откликающемуся в душе после того, как прочитана последняя строка… Судя по всему стихи матушка Таисия начала писать в самом начале своего иноческого пути. Широко и регулярно публиковаться они стали начиная с 1880-х гг. в самых разных духовных периодических изданиях России и зарубежья, в т.ч. в «листках» Святой Горы Афон. В 1890-м году леушинская игумения собрала воедино свои избранные стихи и издала в Синодальной типографии Санкт-Петербурга отельной книгой под названием «Духовные стихотворения». Этот сборник с дополнениями выдержал до революции шесть изданий (последнее вышло в 1911 г.). Первое послереволюционное издание стихов игумении Таисии было выпущено издательством «Леушинское подворье» в 2002 году под моей редакцией. Настоящая публикация стихов является электронным вариантом сборника стихотворений, выходившего несколько раз в издательстве «Леушинское подворье» в 2002 – 2005 гг. В настоящую публикацию не включены большие формы поэзии игумении Таисии – ее поэма «Сурская обитель», переложение глав Евангелия от Иоанна (кроме небольшого фрагмента), переложения Канона Благовещению. Главной особенностью настоящей публикации является композиция расположения стихов в сборнике. Она не повторяет расположение стихов в сборниках игумении Таисии и является моей авторской концепцией. Стихи расположены не в хронологическом порядке, поскольку большинство стихов не поддаются точной датировке. Для композиции был выбран тематический принцип, в соответствии с которым стихи разделены на 10 тематических разделов: 1. Молитвы 2. Духовные размышления 3. Впечатления 4. Воспоминания 5. Над Священным Писанием 6. Богоматерь 7. Образы святых 8. Посвящение русским царям 9. Иоанну Кронштадтскому 10. В Леушинской обители Названия разделов даны мною и говорят сами за себя, не требуя подробных объяснений. Некоторые стихи могут быть одновременно отнесены к разным разделам. Я определял их расположение в связи с собственным представлением.

http://azbyka.ru/otechnik/Taisija_Solopo...

12, 13)? Когда мы сами себя не помилуем, кто помилует нас, скажи мне? Когда мы имеем возможность исправиться и не исправляемся, кто пожалеет нас? — Никто. Помилуем же самих себя. Когда мы молимся Богу, говоря: помилуй мя, Господи, будем говорить это и самим себе, и самих себя помилуем! В нашей власти то, чтоб Бог нас помиловал. Он Сам даровал нам это. ли будем делать достойное помилования, достойное Его человеколюбия, то Бог нас помилует. Если же мы сами себя не помилуем, то кто пожалеет нас?» 3. ПЕРЕЧЕНЬ НРАВСТВЕННЫХ УРОКОВ, КОТОРЫМИ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ НРАВСТВЕННЫЙ СТРОЙ ХРИСТИАНСКИХ ОБЩЕСТВ И КАЖДОГО ХРИСТИАНИНА ВО ВСЕ ВРЕМЕНА И ВО ВСЕХ МЕСТАХ (5, 12–24) Хотя здесь предлагаются святым Апостолом общие наставления о том, как жить, однако ж они не как пришлось набросаны, а имеют свой порядок. Ими очерчивается вся христианская жизнь в существенных своих чертах и направлениях. Не дивно, впрочем, что Апостол имел при этом в виду и состояние солунян, хотя оно не в такой мере определяло его мысли, как в начале сей части. Нетрудно увидеть, что в уроках этих святой Павел а) сначала предлагает добродетели, на которых держится строй, твердость и благосостояние христианских обществ — стихи 12–15; б) потом изображает характеристические черты и истинно христианской жизни в каждом христианине—стихи 16–22; в) наконец указывает последнюю цель, к которой должны все стремиться (в виде молитвы, с обнадежением в возможности достижения такой цели) — 23–24. а) Добродетели, на которых держится строй, твердость и благосостояние христианских обществ (5, 12–15) Добродетели, на которых держится строй, твердость и благосостояние христианских обществ — суть: аа) крепкий союз с пастырями и между собою — стихи 12–13, и бб) взаимное поддержание среди себя истинно христианской жизни, чрез исправление открывающихся недостатков, общая друг ко другу снисходительность и деятельное ко всем доброхотство — стихи 14–15. аа) Крепкий союз с пастырями и между собою (5, 12–13) Союз с пастырями определяется признанием их достоинства и власти, почитанием их и любовию к ним. Союз между собою выражается общим миром в себе. Этими двумя союзами составляется и стоит дело Церкви. Стихи 12 и 13. Молим же вы, братие, знайте труждающихся у вас, и настоятелей ваших о Господе, и наказующих вы, и имейте их по преизлиха в любви за дело их; мирствуйте в себе. Пастыри называются у святого Апостола труждающимися, настоятельствующими и вразумляющими. Этими словами означаются не разные лица, а разные занятия одних и тех же лиц по исправлению своей должности. В других местах у Апостола они называются прямо пресвитерами и епископами, Духом Божиим поставленными пасти Церковь Господа и Бога (Деян. 20, 17, 28; ср.: 1 Тим. 3, 1; Тит. 1, 5, 7).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Первую главу книги Бытия по содержанию можно разделить на три части: а) начало мира (1–2 стихи); б) творение видимого мира (3–25 стихи); в) сотворение человека (26–31 стихи). 1 стих Словом «в начале» бытописатель указывает, что мир не безначален, призван к бытию во времени и с самим временем. Бог поэтому является по выражению церковной песни, «времене превышем всякого, яко временем Творец» (тропарь по третьей песни канона утреннего воскресного 2 гласа). Для означения творческого действия, выраженного в славянском тексте словом «сотвори» в еврейском языке существуют три глагола: «бара», «аса» и «айцар». Глаголам «аса» и «айцар» обыкновенно придаётся значение первому «устраивать, созидать», а второму – «образовать», причем в обоих случаях предполагается устроение и образование из готового материала. Глагол же «бара», по указанию гебраистов, означает творение в собственном смысле, образование чего-нибудь вновь «из ничего». Этот глагол и употреблен в еврейском тексте в первом стихе книги Бытия, чем ясно указывается, что мир приведен к бытию из небытия. Первопричиною, виновником всякого бытия является Бог . В настоящем случае в еврейском тексте слово «Бог» выражено словом «Елогим» – «Боги»: существительным множественного числа от «Елоаг». По мнению некоторых толковников, множественное число «Елогим» указывает на бесконечную полноту сил, величие, могущество и превосходство Божественного Существа, на совокупность Божественных совершенств. Но некоторые отцы и учителя Церкви и христианские толковники усматривают в слове «Елогим» указание на троичность Ипостасей в Божестве, причем глагол «бара», поставленный в единственном числе, указывает на единство Божественного Существа. Предметом начального творения является «небо и земля». Под «небом» в настоящем случае нельзя разуметь небо в собственном смысле, потому что твердь или видимое небо явилось на второй день (6–8 стихи), а небесные светила – в четвертый день творения (14–19 стихи). Некоторые толковники под «небом» первого стиха разумеют мир ангелов или бесплотных духов. Мнение это, прежде всего, основывается на том, что бытописатель, называя ниже (2 стих) новосотворенную землю «невидимой и неустроенной», ничего подобного не говорит о небе, представляя его, таким образом, благоустроенным, что можно сказать только о мире светлых духов. С другой стороны, Господь в книге Иова говорит, что Он утвердил основание земли «при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости» (Иов, 38, 7), указывая этим, что ангелы сотворены ранее видимого мира. Поэтому Святая Церковь , называя ангелов началом и начатком тварей, воспевает «Невещественные и умные ангелы прежде состави еси видимых всех» (Тропарь по восьмой песни канона в понедельник утром, 3 глас).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashh...

Таинственно-символическое значение освящения плодов следующее. На Фаворской горе Господь показал новое, обновленное состояние человеческого естества, которое станет ему присуще по Христовом Воскресении. Но греховное расстройство природы каждого человека ожидает обновления через действие Божией благодати, привлекаемой богоугодной жизнью конкретного христианина. Символом этого обновления человека и является церковное благословение плодов. Чин освящения плодов На Литургии после заамвонной молитвы поются тропарь и кондак Преображения, а священник в это время кадит плоды. После этого диакон возглашает: «Господу помолимся», а священник читает молитву «в причащение гроздия» («Благослови, Господи…») и молитву «о приносящих начатки овощей» («Владыко Господи Боже наш…»). Затем священник при пении тропаря окропляет принесенные прихожанами плоды святой водой. Чин освящения плодов заканчивается песнопением «Буди имя Господне…» и отпустом праздника. Особенности богослужения праздника Особенности великой вечерни На великой вечерне может петься как прокимен дня, так и великий прокимен. 1 . Великий прокимен «Бог наш на небеси и на земли…» поется в пятницу вечером, в том случае, если праздник совпадет с субботой. 2 . Обычный великий прокимен «Господь воцарися…» поется в субботу вечером (под воскресенье). 3 . Если праздник случается в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу, то на великой вечерне под праздник поется прокимен дня, а великий прокимен поется на вечерне в сам день праздника. После малого входа читаются три паремии. 1 .24-я глава книги Исход, стихи с 12-го по 18-й. В этой паремии говорится о том, как Моисей получил от Бога Скрижали Завета. 2 . 33-я глава книги Исход, стихи с 11-го по 23-й и 34-я глава этой же книги, стихи с 4-го по 6-й и 8-й. В этой паремии говорится о том, как Моисей молит Бога о возможности увидеть Его лицом к лицу. 3 . 19-я глава 3-ей книги Царств, стихи с 3-го по 9-й, с 11-го по 13-й, 15-й и 16-й. В этой паремии описывается, как пророк Илия шел до горы Хорив 40 дней.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

2. 9. Выводы 4. 3. Представления о материи в сочинениях свт. Григория Богослова 4. 3. 1. Обзор литературы 4. 3. 2. Учение о воскресении и об обожении плоти 4. 3. 3. Онтологический статус материи, телесности и плоти 4. 3. 4. Грехопадение Адама как нарушение меры и порядка созерцания 4. 3. 5. Терминология обновления творения 4. 3. 6. Евхаристический реализм 4. 3. 7. Выводы 4. 4. Представления о материи в сочинениях свт. Григория Нисского 4. 4. 1. Обзор литературы 4. 4. 2. Свт. Григорий и его философское знание 4. 4. 3. Творец и творение – различие природ 4. 4. 4. Разнообразие и гармония материального мира 4. 4. 5. Апофатика в богословии материального мира 4. 4. 6. Отрицательные характеристики вещества 4. 4. 7. Антропология свт. Григория 4. 4. 8. Происхождение зла и его действие в природе человека 4. 4. 9. Древо познания и кожаные ризы 4. 4. 10. Восстановление первичной гармонии 4. 4. 11. Изменения природных стихий в природе 4. 4. 12. Анализ контекстов употребления глаголов «μεταποιω» и «λλοιω» и их производных 4. 4. 13. Анализ употребления глагола «μεταστοιχειω» и его производных 4. 4. 14. Анализ терминологии, использованной для описания воскресших тел 4. 4. 15. Выводы 4. 5. Представления о материи в сочинениях свт. Кирилла Александрийского 4. 5. 1. Обзор литературы 4. 5. 2. Творец и творение 4. 5. 3. Учение о космосе и его частях 4. 5. 4. Анализ употребления термина «λη» 4. 5. 5. Учение о материальной природе человека до и после грехопадения 4. 5. 6. Учение свт. Кирилла о животворящем Теле Христа 4. 5. 7. Евхаристический реализм свт. Кирилла 4. 5. 8. Терминология обновления свт. Кирилла 4. 5. 9. Выводы Глава 5. Представления о материи в ареопагитском корпусе и у преп. Максима Исповедника 5. 1. Сакраментально-антропологический аспект учения о материи в Ареопагитиках 5. 1. 1. Краткий обзор литературы 5. 1. 2. Общие определения и свойства материи, согласно Ареопагитикам 5. 1. 3. Негативные свойства материи 5. 1. 4. Антропологические (нравственно-аскетические) аспекты 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

В дни праздничные, как то: недельные (воскресные), во Владычные и Богородичные праздники, в предпразднства и попразднства их, в праздники святого, имущего полиелей или великое славословие, и во всю Пятидесятницу (Ирм. Тип., гл. 18-я), равно и субботы, если в них не поется «Аллилуиа» (Тип., гл. 12), песни Священного Писания не стихословятся без тропарей. Посему в указанные праздничные дни опускаются (не читаются) многие не только из тех стихов, пред которыми печатается: «на 14-ть», но еще – и из тех, которые находятся в песнях после стиха, имеющего пред собою надпись: «на 14-ть», которые предшествуют стихам, имеющим надпись: на «8-мь» 462 . В богослужебных книгах, для означения как непраздничного, так и праздничного стихословии песней Св. Писания, употребляются начальные слова 1-й песни, только различным образом переставленные, т. е. «Господеви поем» и «Поем Господеви». Так, непраздничное стихословие песней Священного Писания обозначается словами: «Господеви поем», а стихословие в Недели (воскресения), во Владычные и Богородичные праздники, предпразднства и понразднства их, в праздники святых с полиелеем, великим славословием 463 и во всю Пятидесятницу, обозначается словами: «Поем Господеви» (Тип., гл. 18) 464 , а также и в субботы (Тип., гл. 12). При пении или чтении песней Священного Писания в седмичные дни Четыредесятницы и в седмичные дни года, кроме Четыредесятницы, стихословие песней Священного Писания бывает таким образом: сперва читаются или поются один за другим только начальные стихи каждой песни Св. Писания. Потом с известного стихи, имеющего надпись: «на 14-ть», стихи песней Св. Писания поются попеременно с тропарями канонов 465 . В праздники (указанные выше) назначается стихословие песней Священного Писания с тех стихов, пред коими печатается: «на 14-ть», или «на 8-мь», или «на 6-ть», или «на 4-ре» и назначается петь стихи Св. Писания вместе с тропарями канонов. Таким образом, стихи песней Священного Писания служат припевами к тропарям. Они в богослужебных книгах и называются припевами (Тип., гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

·  в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17, тел.: +7 (495) 150-19-09) ·  в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС. 7 июня 2012 г. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Александр 9 апреля 2017, 23:54 Здравствуйте, подскажите пожалуйста: как можно приобрести данный сборник стихов отца Романа? А также сборник песен в его исполнении. Спасибо. Галина 25 марта 2017, 17:42 Я бы хотела приобрести это издание стихов отца Романа Матюшина. Как можно это сделать? Оксана 31 октября 2016, 22:33 Подскажите, пожалуйста, как можно купить это издание в Белоруссии? Наталия 3 сентября 2016, 08:02 Скажите пожалуйста , как и где можно купить это издание? Нигде не могу найти его Валентина 11 августа 2016, 16:40 Слава Богу за все! Многое лето отцу Роману. Рудаков Вадим 22 апреля 2016, 00:42 Стихи и песни о. Романа настолько чистые, глубокие, лиричные! А голос такой, как будто сама душа поёт. Женская аналогия столь душевного голоса - это Анна Герман. Нина Шеменкова (Нина Александровна Шеменкова) 12 апреля 2016, 11:31 Хочу приобрести книгу стихов Иеромонаха Романа. Моя младшая доченька Ольга после продолжительной болезни, ушла в мир иной 24 марта 2016 года. Ищу душе успокоение. Думаю, что стихотворения этого удивительного Человека мне помогут справиться с унынием и скорбью. Я - тоже пишу стихи и прозу. Очень люблю истинную литературу: добрую, позитивную, Божественную. Шиманская Галина 17 февраля 2016, 12:35 Очень нравятся стихи иеромонаха Романа и хотелось бы приобрести его сборник стихов Любовь 21 января 2016, 09:06 Стихи о.Романа свежий ,чистый глоток воздуха ,я нечаянно наткнулась на песни Ж. Бичевской,захотелось узнать автора ,к своему стыду не думала что священнослужители могут писать такую музыку итакие стихи низкий поклон вам о.Роман. Любимая Еклизиаст!Храни Господь вас! Надежда Кононова. 11 декабря 2015, 19:42 Потрясающая книга. Хочется иметь у себя и дарить друзьям. Михаил 8 октября 2015, 04:37 Подскажите, пожалуйста, как можно купить эту замечательную книгу из-за рубежа.

http://pravoslavie.ru/54100.html

Оглашение Студитово; тропарь прп. В приходских храмах обычно опускается. Первый час Тропарь Вск гласа (О);Слава: М. Кондак Вск гласа (О) (если св. славосл. – кондак М). В конце – малый отпуст. Ектения великая, опять первая ектения в службе. Бог Господь со стихами. Не все из нас имеют счастье слышать стихи к Бог Господь на службе. Есть традиция очень невнятного, невнимательного, небрежного произнесения этого текста, когда подряд возглашаются стихи, а хор, не обращая внимания, поет, что ему положено. А ведь эти стихи мессианские: «Бог Господь и явися нам» – это не повелительное наклонение, не «явись нам», а «явился нам», это прошедшее время. Литургическая тема утрени – явление Мессии, пришествие Сына Божия на землю, и начальные слова шестопсалмия «Слава в вышних Богу...» – это песнь Ангелов на Рождество Христово. Затем Бог Господь со стихами – это стихи мессианского 117-го псалма. Бог Господь пришел на землю, мы встречаем Его, благословляем: «Благословен грядый во имя Господне». Эти стихи должны звучать как победная песнь, как радостный гимн, но мы их не знаем и не слышим. Затем тропари на Бог Господь, и кафизмы. На воскресной утрени должны всегда читаться 2-я и 3-я кафизмы (по порядку: на вечерне первая, на утрени – вторая и третья). Ектений малые по каждой кафизме, седальны чтец читает из Октоиха. Затем указаны псалмы 134-й и 135-й. По Типикону не во все воскресные дни должны петься 134-й и 135-й псалмы, хотя к их постоянному слышанию на воскресном всенощном бдении мы привыкли в наших приходах. Тропари по непорочнех. Это очень знакомый нам текст, который начинается словами: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Ангельский собор удивися...» Это тропари со стихами. «По непорочнех» – значит, после непорочных. А что такое непорочны? Непорочны – это 17-я кафизма, которая начинается словами «Блажени непорочнии в путь...». Эта кафизма является первым приложением в современной редакции Часослова и должна употребляться на богослужении каждый день: на воскресной утрени, на вседневной полунощнице и на субботней утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава 8-я – о том, что кающиеся при наступлении кончины, должны быть удостаиваемы божественного причащения, а в случае выздоровления должны снова воздерживаться от него. Глава 9-я – о том, что принимать помыслы кающихся и решить и вязать грехи предоставлено епископам, а с их дозволения и пресвитерам. Здесь же: «о том, что и гражданскими законами установлено употреблять наказания более человеколюбиво». Глава 10-я – о скверноядших. Глава 11-я – о смехотворцах и позорищных. Глава 12-я – о найме. Глава 13-я – об обручении. Глава 14-я – о прелюбодеянии. Глава 15-я – о монастырях и монахах. Здесь же: «о том, как должно принимать желающих постричься»; «о тех, которые без молитвы облеклись в монашеское одеяние»; «о пустынниках»; «о перехождении из монастыря в монастырь»; «о монашествующих женах»; «о монахах и монахинях испадающих»; «о том, как епископ производить (кого либо в) игумена», и Глава 16-я – о святом мире. XII. Отдел тринадцатый, – буквы «Ν», содержащий 8-мь глав, каковы: Глава 1-я – о построении и освящении храмов. Глава 2-я – о том, что внутри оград храма не должно ни бывать пиршествам, ни быть корчемницам, ни предлагать что-либо на продажу, ни вводить без нужды животное, ни оставаться кому-либо с женою. Глава 3-я – о младенцах покидаемых, или сомнительных, крещены-ли они. Глава 4-я – о посте. Глава 5-я – о том, что не должно поститься в субботы и в воскресные дни. Глава 6-я – о том, что постящиеся должны воздерживаться от пищи не по гнушению яствами. Глава 7-я – о законе, и Глава 8-я – о владении. XIII. Отдел четырнадцатый, буквы «Ξ», состояний из следующих 2-х глав: Глава 1-я – об истреблении идолов, и Глава 2-я – о том, что чужих клириков должно принимать. XIV. Отдел пятнадцатый, – буквы «Ο», состояний из 4-х глав, каковы: Глава 1-я – о том, что эконома должно иметь епископу и игумену. Глава 2-я – о птицегаданиях. Глава 3-я – об осквернившемся во сне. Глава 4-я – о клятвах. XVI Отдел шестнадцатый, – буквы «Π», состоящей из 21-й главы, каковы: Глава 1-я – об играх позорищных.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010