Аналогичные качества предъявляются к диаконам ( 1Тим.3:9–10 ) и женам ( 1Тим.3:11 ), под которыми надо разуметь диаконисс (в русском переводе излишне прибавлено после «Равно и жены» местоимение – «их», отчего получается, будто речь идет о женах диаконов. Но тогда непонятно, почему Апостол оставил без внимания жен епископов и пресвитеров? Речь здесь и не просто о женщинах, т.к. непонятно было бы, к чему среди речи о служащих в Церкви вести речь о них? Значит, речь здесь о служащих женах, каковыми были в древности диакониссы. Шестой Вселенский Собор дает правила о их торжественном поставлении ( А.П. Лопухин , Толковая Библия , т. XI, II., 1912, стр. 395). Диакониссы разносили по домам причастие, заботились о столах, служили при крещении, миропомазании женщин; они и сейчас существуют в роли псаломщиц, но с меньшими полномочиями (см. 5, 9). Апостол добавляет лишь те качества, которые наиболее нарушались диакониссами в связи со спецификой их особого служения: «не клеветницы, трезвы, верны во всем» ( 1Тим.3:11 ). 4. Общие наставления пастырям (1Тим.3:14–4, 16) а) Что составляет высшую вероучительную истину ( 1Тим.3:14–16 ) Отлагая подробные наставления Тимофею до будущей личной встречи, ап. Павел кратко сообщает ему, «как должно поступать в доме Божием», который он называет « Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:15 ). Церковь , таким образом, есть «дом Божий», жилище Божие, поэтому она во всех своих действиях исполнена святости, благодати и истины. Основанная на Христе, абсолютной Истине, она есть «столп и утверждение истины», т. е. осуществление и хранение божественной истины в реальной исторической действительности. В ней открылась «великая благочестия тайна» – тайна спасения человеческого рода, которую Апостол изобразил в шести положениях о Христе: «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» ( 1Тим.3:16 ). Это своего рода символ веры апостольского времени, высшая истина, оберегаемая Церковью . Сама же Церковь является высшим авторитетом для пастыря в вопросах вероучения ( 1Тим.3:15 ). б) О лжеучителях «последнего времени» (1Тим.4:1–10)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Вскоре после написания 2-го послания к Тимофею, при кровожадном Нероне, в конце его правления, в 67 или 68 году, апостол Павел был обезглавлен в Риме. III. Подлинность Как вообще о Павловых посланиях свидетельствует единогласное древнейшее предание, так и пастырские его послания уже во 2-м веке принадлежали к μολογομενα. Древнейшее свидетельство о них, находится уже у некоторых из апостольских мужей. Прежде всего Климент Римский , хотя и не приводит цитат из этих посланий 996 , но очень часто в речи его встречается такое сходство с ними, которого нельзя объяснять простою случайностью 997 . Подобное же отношение к этим посланиям можно видеть и у св. Игнатия 998 и еще яснее у св. Поликарпа; у последнего именно ср. гл. 4. 999 с 1Тим. 6, 7. 10 и гл. 12 1000 с 1Тим. 2, 12 1001 . Непосредственно после апостольских мужей ясные указания на места из пастырских посланий находится у Иустина мученика (на 1Тим. 3, 16 по Евсевий h. е. 111:26) 1002 , у Егезиппа (на 1Тим. 6, 20 по Евсевий h. е. 111:32) 1003 , у Феофила Анмох. (ad Autholyc. III, 14 1004 на 1Тим. 2, 1. 2 ), также 1005 у Афиногора (на 1Тим. 5, 12 и 6:16) 1006 , и с этого времени, со второй половины 2-го века, подлинность и написание ап. Павлом пастырских посланий признана весьма определенно и притом всею вселенскою церковью. Ириней упоминает об обоих посланиях к Тимофею, как Павловых, adv. haer. 111. 8, 33, и в особенности свидетельствует о подлинности 2-го (там же), о подлинности посланий к Титу (там же § 4), 1-го послания к Тимофею lib. 1. Prooem 1007 . Климент Алекс. свидетельствует о подлинности 1-го послания к Тимофею Strom. 11. р. 389, 2-го там же р. 448, послания к Титу Cohort. р. 3, 6. 1008 . Тертуллиан свидетельствует о всех трех Contra Marc. V, 21; об обоих посланиях к Тимофею de praescript. с. 25 1009 и т. д. Кроме того все три послания находятся в сирском переводе Пешито, и указываются вместе в древнем Мураториевом каноне. Это согласие древнейшей церкви относительно подлинности трех (в последствии и Евсевием определенно причисленных к μολογμενα) посланий тем важнее, что распространение этих, написанных не для церквей, но для частных лиц, писаний не могло быть быстро.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

4. Найти в Посланиях требования к священнослужителям. План семинара Введение. Общие сведения о Пастырских посланиях ап. Павла 1. Какие послания называются Пастырскими и почему? 2. Место Пастырских посланий в Каноне Нового Завета 3. Вопрос об авторстве Посланий: версии критической точки зрения о Пастырских посланиях, их аргументы; традиционная церковная версия, ее основные аргументы. 4. Судьба ап. Павла после освобождения из первых уз. Сведения свящ. Предания: топография, хронология, историография. Вторые узы: правление Нерона, нарастание политической напряженности, начало гонений на христиан 5. Оформление организационной структуры Церкви. Смена поколений в руководстве Церковью, наследники апостолов П. Авторство, адресаты послания, обстоятельства его написания 1. Ап. Павел как автор 1 Тим. и Тит. Освобождение из уз, дальнейшие события 2. Возможные место и время написания Посланий 3. Цели и задачи Посланий 4. Сведения об адресатах Посланий. Тимофей и Тит., их знакомство с ап. Павлом, все места в НЗ, упоминающие о Тимофее и Тите. Эфесская община, ее связь с ап. Павлом; Критская община Учение посланий III. Изложение учения о церковной иерархии, о пастырстве 1. Применение ап. Павлом названий иерархических степеней и их соответствие нынешней терминологии 2. Наставления о епископах (пресвитерах): качества, необходимые для священства. ( 1Тим. 3:1 – 7 , Тит. 1:5 – 9 ). Задачи пастыря: чтение, наставление, учение ( 1Тим. 4:13 ), ( Тит. 1:13 – 14, 2:1 – 10, 2:15 – 3:2 ) 3. Условия диаконского служения ( 1Тим. 3:8 – 15 ), их общие черты с требованиями для епископов (пресвитеров) 4. Об обвинениях на священнослужителей ( 1Тим. 5:19 ) и проверке кандидатов: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим. 5:22 ) 5. Соответствие требований к церковным пастырям в сравнении с современными требованиями к рукоположению IV. Полемика с гностическим богословствованием 1. Искажения учения: басни и бесконечные родословия» ( 1Тим. 1:3 – 7 ), «Пустые споры и словопрения» ( 1Тим. 6:3 – 5 ), «негодное пустословие и прекословие лжеименного знания» ( 1Тим. 6:20 ). Ложная христология. Возможные предположения о богохульстве Именея и Александра ( 1Тим. 1:20 ). «Пустословы и обманщики из обрезанных» ( Тит. 1:10 ), «Иудейские басни и постановления людей, отвращающихся от истины» ( Тит. 1:14 ), «Глупые состязания и родословия, споры и распри о законе» ( Тит. 3:9 )

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Место Пастырских посланий в каноне Нового Завета Вопрос об авторстве Посланий: версии критической точки зрения о Пастырских посланиях, их аргументы; традиционная церковная версия, ее основные аргументы. Судьба ап. Павла после освобождения из первых уз. Сведения свящ. Предания: топография, хронология, историография. Вторые узы: правление Нерона, нарастание политической напряженности, начало гонений на христиан Оформление организационной структуры Церкви. Смена поколений в руководстве Церковью, наследники апостолов Авторство, адресаты послания, обстоятельства его написания Ап. Павел как автор 1 Тим. и Тит. Освобождение из уз, дальнейшие события Возможные место и время написания Посланий Цели и задачи Посланий Сведения об адресатах Посланий. Тимофей и Тит, их знакомство с ап. Павлом, все места в НЗ, упоминающие о Тимофее и Тите. Эфесская община, ее связь с ап. Павлом; Критская община Учение посланий Изложение учения о церковной иерархии, о пастырстве Применение ап. Павлом названий иерархических степеней и их соответствие нынешней терминологии Наставления о епископах (пресвитерах): качества, необходимые для священства. ( 1Тим. 3. 1–7 , Тит 1. 5–9 ). Задачи пастыря: чтение, наставление, учение ( 1Тим. 4. 13 ), ( Тит 1. 13–14, 2. 1–10, 2. 15 – 3. 2 ) Условия диаконского служения ( 1Тим. 3. 8–13 ), их общие черты с требованиями для епископов (пресвитеров) Об обвинениях на священнослужителей ( 1Тим. 5. 19 ) и проверке кандидатов: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» ( 1Тим. 5. 22 ) Соответствие требований к церковным пастырям в сравнении с современными требованиями к рукоположению Полемика с гностическим богословствованием Искажения учения: «басни и бесконечные родословия» ( 1Тим. 1. 3–7 ), «пустые споры и словопрения» ( 1Тим. 6. 3–5 ), «негодное пустословие и прекословие лжеименного знания» ( 1Тим. 6. 20 ). Ложная христология. Возможные предположения о богохульстве Именея и Александра ( 1Тим. 1. 20 ). «Пустословы и обманщики из обрезанных» ( Тит 1. 10 ), «Иудейские басни и постановления людей, отвращающихся от истины» ( Тит 1. 14 ), «Глупые состязания и родословия, споры и распри о законе» ( Тит 3. 9 )

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Но теперь, кажется, по благости Божией, я понял это. Он желает утешить скорбящего ученика, заповедуя ему быть бодрым, потому что сам Павел отходит к небесному венцу как все совершивший, как достигший благого конца. Апостол говорит здесь подобно отцу, который утешая сидящего подле него и сетующего о своем сиротстве сына, говорил бы ему: я жил хорошо, и ты не стыдиться, а славиться будешь моими делами. Все это послание к Тимофею исполнено утешения и есть как бы новое завещание " (И.Златоуст. На 2Тим. Бес.9, 2). 60. Послание к Титу. " Тит был спутник апостола Павла, обративший на себя его внимание своей опытностью, как это усматривается из того доверия, какое оказал ему апостол Павел, вверив ему целый остров Крит, да не докончанная Апостолом исправить. Говорят, что он был тогда молод, так как Апостол называет его чадом (1:4), но сего отсюда не видно " . " Рассуждая же об епископах, апостол никогда не входит в подробное исследование касательно их возраста " . " Думаю, что о Тите упоминается в Деяниях (18:7), и потому он, может быть, родом был из Коринфа. Свое послание к Титу апостол написал, кажется, во время между первым и вторым своим заключением, когда он пользовался свободою, ибо он не говорит здесь ничего об искушении, но повсюду, и в начале и в конце послания, обращается с благодарностью к Богу, что уже само по себе служит назиданием для верующих... Послание к Титу кратко, и не без причины. Это служит доказательством добродетели Тита, не нуждавшегося в длинных речах, а лишь в некотором напоминании. По времени послание к Титу предшествует посланию к Тимофею " (И.Златоуст. На посл. к Титу. Бес.1, 1 и на посл. Тим. Предисловие). " Слова: судих озимети в Никополе (Тит.3:12) показывают, что послание апостол отправил из Никополя, где он проводил зиму. Повод же написания послания был следующий. На острове Крит апостол оставил Тита с тем, чтобы он по тамошним городам поставил клириков. Между тем апостол сведал, что там появились многие обольстители, соблазнявшие народ все тем же законом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

Ап. Павел, указывая на откровение Св. Духа Божия, начертывает общую нравственную картину мира «последнего времени»: отступление от веры, «внимая духом обольстителям и учениям бесовским» ( 1Тим.4:1 ). «Последнее время» не есть только время второго пришествия Господа, как время заключительное в истории мира, – оно началось после первого пришествия Христа, уже в век апостольский. Уже тогда появились предвестники «последнего времени», ложные поборники духа (гностики), которые «чрез лицемерие» ( 1Тим.4:2 ), т. е. под видом благочестия возводили безбрачие в закон, в материи видели начало зла, некоторые виды пищи считали оскверняющими человека ( 1Тим.4:3 ) (блаж. Феофилакт говорит: «Мы тоже, кто не хочет вступать в брак, направляем к хранению девства, внушаем, что оно честнейше. Но отсюда не значит, что брак бесчестен – из того, что золото честнейше, не следует, что серебро не честно. Итак, могущий пусть берется за золото девства; а кто не может этого, пусть принимает серебро брака» (Цит. по еп. Феофану, Толков. пастыр. посл. св. ап. Павла, изд. 2-е, М., 1894). Доходя иногда до крайнего фанатизма в умерщвлении тела, они прибегали к оскоплению себя, желая таким путем достичь высших откровений. Апостол называет их «сожженными в своей совести» ( 1Тим.4:2 ), наподобие того как беглые рабы и преступники носят на себе выжженные места, знаки своих преступлений. Апостол же указывает, что все сотворенное Богом чисто и не предосудительно для употребления, лишь бы не было вредно для здоровья и принималось с благодарением и молитвою ( 1Тим.4:4–5 ). Конечно, если что-то соблазняет совесть брата, а также ради воздержания по уставу Церкви, христианин должен, по примеру Апостола, не есть того вовек ( 1Кор.8:13 ). Истинный пастырь должен «негодных бабьих басен» отвращаться, а упражнять себя в благочестии ( 1Тим.4:7 ) («упражнение» – от gumgaxw – упражнять, Тимофей должен упражнять себя, вырабатывать навыки «в благочестии», наподобие гимнастических упражнений, содействующих укреплению телесных сил), питаясь «словами веры и добрым учением» ( 1Тим.4:6 ). «Баснями» (басня – muJoz) Апостол называет различные языческие верования, облекшиеся в христианские термины. «Телесное упражнение», которое требует больших трудов, мало полезно, даже если понимать под ним упражнения подвижников: пост, безбрачие – полезны лишь в том случае, если способствует благочестию – истинному Богопочитанию; благочестие же полезно как для души, так и для тела, потому что «имеет обетование жизни настоящей и будущей» ( 1Тим.4:8 ). в) Пастырь как пример для верных; природа пастырства (1Тим.4:11–16)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Особые заветы Титу . Апостолу Павлу было известно, что на Крите появилось не мало иудейских лжеучителей, «развращающих целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти» (1:11). По этому поводу ап. Павел завещает Титу «не внимать иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины. Для чистых все чисто, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» (1:14–15). Так же он повелевает «глупых состязаний, и родословий, и споров, и распрей о законе удаляйся; ибо они бесполезны и суетны» (3:9). Особенную строгость Павел рекомендует по отношению к еретикам. «Еретика, – заповедует он Титу, – после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (3:10–11). Заключение послания . Краткое послание к Титу заканчивается некоторыми личными сообщениями. Апостол обещает прислать на Крит кого-либо из своих сотрудников – Артему или Тихика, а самому Титу, по прибытии их, предлагает «поспешить прийти к нему в Никополь, где он намерен провести зиму». Нам известны в эту эпоху три Никополя, но, вероятно, здесь речь идет о Никополе, цветущем городе Эпира, построенном императором Августом в воспоминание о его морской победе над Антонием при Акциуме, в эпоху гражданских войн. Последние строки послания посвящены приветствиям «Приветствуй любящих нас в вере» (3:15). 11. Послание к евреям Послание к Евреям по форме отличается от иных посланий ап. Павла, и в древности его приписывали другим авторам. В послании нет упоминания имени апостола, но в последней главе помещены обращения, характерные для ап. Павла. Послание отправлено было Италийскими (13:24) христианами иерусалимским в шестидесятых годах, незадолго до разрушения Иерусалима, бывшего в 70 году. В последние годы, до начала иудейской войны, Иерусалим и вся Палестина жили в высшей степени тревожной и напряженной жизнью. Гессий Флор несколько раз грабил храм и производил насилия над населением, а евреи тайно готовились к войне с Римом. То там, то здесь вспыхивали восстания, и повсюду царил беспорядок.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Святая Церковь , последние по времени послания святого Павла – к Титу и Тимофею, называет пастырскими, потому что они написаны к пастырям, и содержат наставления о добром пастырствовании. И в прочих посланиях говорится о пастырях и пастырстве, но не главным образом, а наряду с другими предметами, здесь же пастырство – главный предмет посланий. Все они указывают каков должен быть пастырь, как его избирать, как он должен жить, учить и править обществом христианским, и как стоять за истину против проникающих в это общество лжеучителей. И в пастырских посланиях излагается христианское учение, догматическое и нравственное, но только исключительно с той стороны, как то и другое следует пастырю преподавать пасомым. Послание святого Апостола Павла к Титу Побуждение и цель послания, место написания На острове Крит вера Христова распространилась по всем городам, но не были еще организованы Церкви с пастырями. Это поручено было сделать Титу. Критяне знали святого Павла, как полномочного Апостола Христова. Но власти Тита могли и не признавать, или сомневаться в его распоряжениях. Поэтому святой Павел в своем послании, как бы официально уполномочивает Тита правами Апостола на Крите. Для того я оставил тебя в Крите, пишет в послании святой Павел, чтобы ты довершил недоконченное мною, и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал лично (1:5). К тому же святой Павел, как основоположитель Церкви, не мог не позаботиться о ее будущем, которое без целесообразного действования пастырей не может быть твердо. Для того же, чтобы они так действовали, нужно руководство. Дух Божий и внушил ему воспользоваться случаем, и написать правила для руководства пастырей. Послание написано на пути святого Павла в Никополь (хотя неизвестно, где конкретно). Послание писано между первыми и вторыми узами святого Павла. Разделение послания После обычного предисловия, состоящего из надписи с приветствием и начала послания (1:1–5), следуют правила в руководство Титу в конце прилагается небольшое заключение (3:12–15). Послание к Титу

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

9. Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны 184 . 10. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, 11. зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден 185 . 12. Когда пришлю к тебе Артему или Тихика, поспеши придти ко мне в Никополь, ибо я положил там провести зиму. 13. Зину законника и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка 186 . 14. Пусть и наши учатся упражняться в добрых делах, в удовлетворении необходимым нуждам, дабы не были бесплодны 187 . 15. Приветствуют тебя все находящиеся со мною. Приветствуй любящих нас в вере. Благодать со всеми вами. Аминь 188 . 166 По сообщению св. Димитрия Ростовского , Тит происходил из царского Критского рода. Как человек любознательный, он был в Иудее, видел Иисуса Христа и св. Апостолов и присутствовал в числе Критян, бывших в Иерусалиме в день сошествия Святого Духа на Апостолов ( Деян. 2:11 ). В числе других Критян называются Зина и Аполлос, которые и были первыми благовестниками Христа на острове Крите. 167 Послание к Титу приблизительно написано около 66-го года; но есть предположения о более раннем его происхождении, до первых уз Ап. Павла в Риме. Эти предположения основываются главным образом на отрицании освобождения Ап. Павла из первых уз. Но несправедливость этого отрицания с великою полнотою свидетельств доказывается многими учеными (см. о сем подробно в исследовании о посланиях к Тимофею и Титу М. Троицкого, изд. в Казани в 1884 году, стр. 15–29, а также и у П. Полянского, в местах, указанных в объяснении на послание к Тимофею). Достойно замечания, что св. Иоанн Златоуст сказал: «мне кажется, что это послание предшествует посланию к Тимофею, и Апостол написал его в такое время, когда был отпущен, освобожден от уз» (беседа на послание к Титу, стр. 5). 168 Указание назначения послания – очень пространное. Это объясняется отчасти тем, что назначение послания Титу было указано в надписании, как видно это из одного из древнейших кодексов (С), чего в других посланиях не было, как свидетельствует о сем Тертуллиан и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Но особенно много цитат из пастырских посланий у Климента Александрийского . Мы укажем здесь на более важные из них. В своих „Строматах“ он пишет: „Апостол говорит: Тимофей, сохрани преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры“ 396 , и таким образом подтверждает подлинность первого послания к Тимофею. Подлинность послания к Титу он утверждает следующими словами: „Епименида, критянина, еллины считали пророком, о нем ап. Павел упомянул в послании к Титу, говоря: из них же самих один стихотворец сказал: Критяне лжецы, злые звери, утробы ленивые“ 397 . Немало цитат из пастырских посланий находится в сочинениях Тертуллиана . Мы можем указать здесь на два места, особенно ясно говорящие в пользу подлинности нами рассматриваемых посланий. Одно из них читается следующим образом: „Апостол предал Именея и Александра сатане, очевидно. для того, чтобы они научились не богохульствовать, как пишет своему (ученику) Тимофею“ 398 ; а, другое гласит: „видишь, какое счастье Апостол полагает в мученической смерти, ибо, в виду её, с торжеством пишет Тимофею: меня уже приносят в жертву, и время отшествия моего наступает. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру соблюл; остается венец, которым меня наградит Господь в тот день, т. е. за страдание“ 399 . Наконец, мы укажем еще на две цитаты из первого послания к Тимофею у Ипполита. Этот святой отец против энкратитов цитирует дословно 1Тим. 4, 1 – 5 400 ; а против Маркиона приводит с некоторым видоизменением 1Тим. 4, 3 : „ты запрещаешь вступать в брак, рожать детей, повелеваешь воздерживаться от пищи, которую Бог сотворил в наслаждение верным и познавшим истину“ 401 . Теперь, после приведенных нами свидетельств, кажется, не может быть и доли сомнения в подлинности пастырских посланий. Все эти свидетельства ясно и определенно утверждают, по крайней мере, тот несомненный факт, что послания апостола Павла к Тимофею и Титу с половины II столетия христианской эры и далее признавались вселенской Церковью подлинными и богодухновенными писаниями. Но что они признавались таковыми же и ранее указанного периода времени, – на это нам дает ответ письменность, оставшаяся от гностиков, и церковная письменность христианских апологетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010