К писаниям учительным относятся все послания (письма) апостольские, то есть 7 посланий, называемых соборными, и 14 посланий апостола Павла. Соборные послания суть следующие: 1) Иакова, брата Божия, утешительное для страждующих и исправительное для тех, которые, хвалясь верою, забывали исполнение закона любви; 2) Петрово1-е, писанное к Церквам, которым проповедывал и святой Павел 57 , – пастырское, для всех званий и состояний, наставление; 3) Петрово 2-е, – завещание апостола, предвидящего близкую кончину свою; 4) Иоанна 1 -е, увещание о хранении веры и любви и предостережение от лжеучителей (Антихристов); 5) Иоанна 2 -е, к избранной Госпоже; 6) Иоанна 3 -е, к Гаию; 7) святого Иуды, предостережение от лжеучителей и развратников. – 14 посланий апостола Павла, по порядку времени, исчисляются следующим образом: 1) апостол (около 52 г.), живя в Коринфе 58 , пишет первое послание к Фессалоникийцам, о состоянии которых узнал он от ученика своего Тимофея; утешает их в бедствиях и научает бдительности, в ожидании второго пришествия Господня. 2) Узнав потом, что Фессалоникийцы слишком скоро ожидают сего пришествия, пишет к ним второе послание, в котором, между прочим, излагает признаки времен пришествия Господня. 3) В Ефесе, где жил 2 года, узнает о состоянии христиан в Галатии, от которых Иудеи требовали исполнения закона Моисеева, и пишет послание к Галатам, уча их, что спасение зависит от веры, а не от дел закона. 4) Здесь же уведомили его о разъединениях в Церкви Коринфской 59 , что было случаем к написанию первого послания к Коринфянам. 5) Проходя потом Македонию, узнает от Тита 60 , что письмо его к Коринфянам произвело в них спасительное действие, и с Титом же отправляет к ним второе послание, утешительное и ободрительное. 6) Из Македонии прибыв в Ахаию, здесь проводит зиму, и намереваясь, по возвращении в Иерусалим, отправиться в Рим 61 , предварительно входит в сношение с тамошними христианами посланием к Римлянам, в котором учением евангельским мирит христиан из иудеев и из язычников. 7) Из Рима, где находился 2 года под стражею (около 60 г.), пишет к Колоссянам (о коих имел сведение от Епафраса, Кол.1:7,8 ), и между, прочим, остерегает их от ложной философии. 8) Оттуда же пишет послание к Ефесеянам, богатое истинами веры и нравственности. 9) К Филимону, – препровождая к нему бежавшего от него слугу, обращенного апостолом к вере. 10) К Филиппийцам, – ободряя их в успехах веры. 11) К Евреям, – описывая им величие лица Иисуса Христова и отношение Ветхого Завета к Новому. Освободясь от первых уз Римских, и путешествуя на востоке, оставляет Тимофея епископом в Ефесе ( 1Тим.3:1 ), а Тита в Крите ( Тит.1:5 ) и пишет 12-е послание к Тимофею (1-е) и 13-е послание к Титу, научая их обязанностям пастырским. 14) Наконец, как говорит предание, апостол приходит на запад, вторично берется под стражу (около 66 г.) и из темницы Римской пишет последнее свое завещание, или 2-е послание к Тимофею 62 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Но идея о Христе Искупителе в евангелии от Луки раскрывается далеко не с тою степенью полноты и ясности, какую можно бы предполагать в евангелии ап. Павла. Правда, в евангелии от Луки мы встречаем термины «λτρωσις» (1:68) и «λυτροσθαι» (24:21); в нем даже чаще, чем в других евангелиях, упоминается о том, что Иисус Христос имел пострадать и умереть (9:31, 13:33 не имеют параллельных мест): но, как показывает 24:21, λυτροσθαι (а вероятно также и λτρωσις) не имеет того смысла, какой имеет λτρωσις Евр.9:12 и πολυτ- ρσεως Рим.3:24–25 ; Еф.1;7 ; Кол.1:14 , а цель ожидающих Христа страданий, а в уяснении ее и состоит догмат об искуплении, в евангелии от Луки высказывается только при установлении евхаристии, потому что слова Христовы: «Сын человеческий пришел для того..., чтобы отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ; Мк.10:45 ) в евангелии от Луки опущены. Учение о Церкви излагается ап. Павлом с замечательною полнотою (в послании к Ефессянам и Колоссянам). Отлучая от Церкви, предавая сатане коринфского кровосмесника ( 1Кор.5:5 ) и Именея и Александра ( 1Тим.1:20 ), ап. Павел очевидно пользуется властию, данною представителям Церкви ( Ин.20:22–23 ; Мф.16:18–19, 18:15–20 ). Предписывая Титу «отвращаться еретика, после первого и второго вразумления (3, 10)», ап. Павел только применяет к частному случаю данное Церкви право ( Мф.18:15 и сл.). И между тем, в евангелии от Луки нет ни одного изречения о правах Церкви; слово «κκλησα» тоже не встречается. Но в частностях, в отдельных мыслях и выражениях, между посланиями ап. Павла и евангелием от Луки весьма много сходного. 1 . Так, приводимое в послании к Тимофею (5:18) место из Писания: «трудящийся достоин своей награды» читается буквально (с прибавлением только στ) в Лк.10:7 (в Мф.10:10 вместо του μισθο читается τς τροφς). 2 . Лк.10:8 . «Если придете в какой город, и примут вас; ешьте, что вам предложат (σθετε τ παρατιθμενα μν)». 1Kop.10:27. «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти: то все, предлагаемое вам, ешьте (παντ παρατιθμενονμν σθετε), без всякого исследования, для спокойствия совести». Вероятно, столь сходные по выражению изречения сходны и по смыслу: едва ли ст. 8 евангелия повторяет лишь то, что сказано и доказано в ст. 7.; в 8 ст. речь идет скорее о том же вопросе, которого ап. Павел касается в Кол.2:16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Как у вас: староста –сам собой, а десятники – сами по себе… Последнее сравнение было особенно понятно народу. Послышались голоса: – Вишь, епископ и пресвитер – одно и тоже… Много чести! – Небось, десятский и земский – разные лица!… – Путаются! – промолвил ближайший мой сосед, православный начетчик. Я продолжал утверждать, что епископ и пресвитер – не одно и то же. – В посл. к Филиппийцам, говорил я, мы читаем: «смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» ( Флп.3:17 ). Какой же «образ» имела Церковь Христова при апостолах? В ней впереди всех находились апостолы (чит. особ. Деян. 15 гл.). За ними стояли пресвитеры (там же, Деян.14:23 и др.) и уже потом диаконы ( Деян. 6 гл. и др.). Были, значит, в апостольские времена три степени (ср. 1Тим.3:13 ) служителей алтарей Божиих. Эти степени – апостолов, пресвитеров и диаконов – должны быть и в наши дни. Только, из смирения, преемников апостольских Церковь именует «епископами», «блюстителями», а не апостолами. Остальных же лиц она называет прежними именами. А если истребить апостольскую степень из среды верующих, – тогда христиане будут жить не по образу Апостольской Церкви, а по своим вымыслам, – что – грех ( Кол.2:18; 1:8 ; ср. Гал.1:9 ). Наконец, и в посл. к Евреям написано: «без всякого прекословия меньший благословляется большим» ( Евр.7:7 ). А в посл. к Титу читаем: «для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал» ( Тит.1:5 ). Ясно отсюда, что Тит должен был «поставить» или «благословить» во все города Крита пресвитеров. А как бы он это сделал, если бы он был тоже пресвитером? Тогда выходило бы, что равный благословляет равного, а это – против Писания ( Евр.7:7 ). Значит, Тит был выше простого пресвитера; но не был он в точном смысле апостолом. Он был сотрудником, сподвижником ап. Павла ( 2Кор.8:23 ), или по другому названию – епископом в Церкви Критской. Вот на основании этих соображений и необходимо признать в Церкви Христовой три священных степени служителей Божиих, а не две.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

н. Гершковичев, обстоятельно обследованный акад. Ягичем 163 . Другой же список – кирилловский, тот, который напечатан в названной книге профессором черновицкого (в Буковине) университета Е. Калужняцким на средства Венской Императорской Академии Наук. Издание это – очень тщательное, опрятное. Изданию текста проф. Калужняцкий предпосылает Prolegomena (VIII глав, стр. VII–XXXIV), откуда и заимствуем нижеследующие сведения о Христинопольской рукописи Апостола. Названа рукопись Христинопольской потому, что раньше, до 1889 г. хранилась в монастыре Христинопольском в Галиции 164 в 1889 г. перешла она к Ставропигиальному Братству во Львове, где и хранится ныне. —200— И по своему первоначальному происхождению она принадлежит, без сомнения, юго-западной России или Галиции, как об этом свидетельствуют встречающиеся в ней некоторые особенности галицко-волынского наречия. Точнее же указать место написания трудно: соответствующего послесловия писца в рукописи не имеется. Христинопольская рукопись Апостола писана довольно крупным уставом XII в. на тонком и гладком пергамине в 4-ку (11 дюймов длины и 9 ширины), в один столбец, по 20–23 строки, чёрными, в некоторых местах порыжелыми чернилами (для надписей, заглавных и начальных букв употреблена киноварь). Рукопись без переплёта и не полная, без начала и конца и с пропусками в средине: сохранилось всего 291 лист, на коих содержатся: а) Деяния св. Апостолов с гл. 13-й, ст. 20 до конца; б) все соборные послания и в) двенадцать посланий ап. Павла (те и другие с обычными в рукописях предисловиями, указателями и послесловиями). Послание к Евреям помещено, согласно с другими древними списками, пред 1-м посланием к Тимофею, т. е. после 2-го посл. к Солунянам. Недостаёт в рукописи: Деян.1 – 13:20 165 ; 15:29–41, 16:1–3, 18:15–28, 28:14–26; 1Петр.2:12–26 ; 1Кор.7:28–37, 14:21–32 ; 2Фес.2:3–15 ; 1Тим.4:8–16, 5:1–5, 6:3–22 . Рукопись оканчивается на 2Тим.1:11 стихе. Не сохранилось и целых посланий к Титу и Филимону. На полях листов написаны толкования – частью той же рукой, что и вся рукопись (толкования краткие на некоторые только места Деяний и соборных посланий), частью – позднейшей (более подробные на послания ап.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Ап. Павел объясняет Тимофею и Титу, какими качествами должен отличаться епископ:    «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах» (1Тим. 5:22). «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил неоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал: если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не задорный, не корыстолюбив, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать. Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных» (Тит. 1:5-10).    Священство основано Богом, ибо «Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых (таинств), на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры... дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения... но истинною любовью все возрастили в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких... связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Еф. 4:11-16).    Епископ и пресвитеры — соработники (продолжатели дела Спасителя и Апостолов): «Я (Павел) насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возрастающий... мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне... благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит... основание... Христос. Строит ли кто... из золота, серебра» (1Кор. 3:6, 7, 9-11, 12). Епископы — это ангелы, ответственные за духовное состояние своих церквей (Откр. 2:1, 8, 12).    У каждого должно быть свое призвание и служение, нужное целому:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

В некоторых изданиях Священного Писания содержатся также книги: а) Книга Товия, б) Книга Иудифи, в) Книга Премудрости Соломона, г) Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, д) Книга пророка Варуха, е) три книги Маккавейские, ж) Третья книга Ездры, з) Плач Иеремии; и) Послание Иеремии. Однако эти книги не признавала ветхозаветная еврейская церковь. Православная Церковь пользуется ими для Божественного чтения, как и другими религиозными книгами, но не считает их основной частью Священного Писания. V. Новый Завет содержит 27 книг, а именно: А. Евангелия: 1) от Матфея (Мф.) 2) от Марка (Мк.) 3) от Луки (Лк.) 4) от Иоанна (Ин.) Б. 5) Деяния св. апостолов, или Апостольские деяния (Деян.). В. Четырнадцать посланий святого апостола Павла: 6) к Римлянам (Рим.) 7) I к Коринфянам (1Кор.) 8) к Коринфянам (2Кор.) 9) к Галатам (Гал.) 10) к Ефесянам (Еф.) 11) к Филиппийцам (Флп.) 12) к Колоссянам (Кол.) 13) I к Солунянам (Фессалоникийцам) (1Сол. или 1Фес.) 14) II к Солунянам (Фессалоникийцам) (2Сол. или 2Фес.) 15) I к Тимофею (1Тим.) 16) II к Тимофею (2Тим.) 17) к Титу (Тит.) 18) к Филимону (Флм.) 19) к Евреям (Евр.) Г. Семь посланий иных апостолов, а именно: 20) послание св. Иакова (Иак.) 21) 1 послание св. Петра (1Пет.) 22) II послание св. Петра (2Пет.) 23) I послание св. Иоанна (1Ин.) 24) II послание св. Иоанна (2Ин.) 25) III послание св. Иоанна (3Ин.) 26) послание св. Иуды (Иуд.) Д. 27) Апокалипсис, или Откровение св. апостола Иоанна (Откр.; Апок.) VI. В Евангелиях описывается пришествие Господа Иисуса Христа на сей свет, Его жизнь, учение, труды и страдания, а также и то, что он содеял для спасения людей. Слово «евангелие» — греческое и означает благовестие, ибо учение Христово — примирение людей с Богом и вечное блаженство — есть то, превыше и отраднее которого ничего нет. Первые три Евангелия были написаны в период от 50 до 70 года после Рождества Христова, а Евангелие св. Иоанна около 90 года. VII. В Деяниях св. апостолов рассказывается о сошествии Святого Духа на апостолов, об их трудах по распространению христианской веры, о мучениях, которые им дано было испытать при совершении этих трудов, о первых двух христианских мучениках св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

Однако эти книги не признавала ветхозаветная еврейская церковь . Православная Церковь пользуется ими для Божественного чтения, как и другими религиозными книгами, но не считает их основной частью Священного Писания. V. Новый Завет содержит 27 книг, а именно: А. Евангелия: 1) от Матфея (Мф.) 2) от Марка (Мк.) 3) от Луки (Лк.) 4) от Иоанна (Ин.) Б. 5) Деяния св. апостолов, или Апостольские деяния (Деян.). В. Четырнадцать посланий святого апостола Павла: 6) к Римлянам (Рим.) 7) I к Коринфянам (1Кор.) 8) к Коринфянам (2Кор.) 9) к Галатам (Гал.) 10) к Ефесянам (Еф.) 11) к Филиппийцам (Флп.) 12) к Колоссянам (Кол.) 13) I к Солунянам (Фессалоникийцам) (1Сол. или 1Фес.) 14) II к Солунянам (Фессалоникийцам) (2Сол. или 2Фес.) 15) I к Тимофею (1Тим.) 16) II к Тимофею (2Тим.) 17) к Титу (Тит.) 18) к Филимону (Флм.) 19) к Евреям (Евр.) Г. Семь посланий иных апостолов, а именно: 20) послание св. Иакова (Иак.) 21) 1 послание св. Петра (1Пет.) 22) II послание св. Петра (2Пет.) 23) I послание св. Иоанна (1Ин.) 24) II послание св. Иоанна (2Ин.) 25) III послание св. Иоанна (3Ин.) 26) послание св. Иуды (Иуд.) Д. 27) Апокалипсис, или Откровение св. апостола Иоанна (Откр.; Апок.) VI. В Евангелиях описывается пришествие Господа Иисуса Христа на сей свет, Его жизнь, учение, труды и страдания, а также и то, что он содеял для спасения людей. Слово «евангелие» – греческое и означает благовестие, ибо учение Христово – примирение людей с Богом и вечное блаженство – есть то, превыше и отраднее которого ничего нет. Первые три Евангелия были написаны в период от 50 до 70 года после Рождества Христова, а Евангелие св. Иоанна около 90 года. VII. В Деяниях св. апостолов рассказывается о сошествии Святого Духа на апостолов, об их трудах по распространению христианской веры, о мучениях, которые им дано было испытать при совершении этих трудов, о первых двух христианских мучениках св. Стефане и св. Иакове, о Соборе Апостольском и о жизни первых христиан. Деяния св. Апостолов были написаны около 64 г. VIII.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

На Крите у Тита широкие апостольские полномочия. Павел оставляет его там, чтобы он – …довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров ( Тит.1:5 ). В 1Тим. и Тит. подробно перечисляются те качества, которыми должен обладать человек, облеченный церковной властью: 1Тим.3:1-7 . Тит.1:6-9 . В обоих текстах настойчиво подчеркивается, что кандидат на епископское служение должен быть совершенно бескорыстен: корысть может погубить все пастырские таланты и дарования. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем  – наставляет Павел Тимофея. –  А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям ( 1Тим. 6:8 . Ср. 3:3). О том же самом – к Титу: Епископ должен быть… не корыстолюбец ( Тит.1:7 ). Видимо, корыстолюбцем был упоминаемый во 2Тим. Димас. Автор послания сетует о нем: Димас оставил меня, возлюбив нынешний век ( 2Тим.4:10 ). Но епископы как преемники апостолов поставлены не только управлять, но и учить. Об этой их функции немало говорится в пастырских посланиях. Например: Епископ должен быть… учителен ( 1Тим.3:2 ). Епископ должен быть… держащимся истинного слова, согласного с учением, чтоб он был силен и наставлять в здравом учении, и противящихся обличать ( Тит.1:7,9 ). Трудящиеся в учительстве «пресвитеры» (опять же имеются ввиду епископы) заслуживают поощрения: Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении ( 1Тим.5:17 ). Также: 1Тим.4:7,13,16; 6:20-21 . Тит.2:7-8 . Ср. Деян.6:4 . Завершим этот небольшой обзор цитатой из Первого послания к Тимофею. Эти слова все мы знаем наизусть, потому что они находятся на оборотной стороне священнического креста, возложенного на нас в день поставления во пресвитеры: Будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте ( 1Тим.4:12 ). Заключение

http://azbyka.ru/biblejskie-osnovy-episk...

Самой серьезной работой, в которой опровергается подлинность пастырских посланий, является монография Хольцмана (Holtzmann, Die Pastoralbriefe kritisch und exeg. behandelt, Leipzig, 1880); cp. Holtzmann, Einleitung, 1886. Peycc (Reuss, Les épitres Pauliniennes, 1878, II, pp. 243 sq., 307 sq.; Gesch. des N. T., 1887, pp. 257 sqq.) отвергает Первое послание к Тимофею и Послание к Титу, но признает подлинным Второе послание к Тимофею, датируя его временем первого римского заключения Павла. Он полагает, что подлинность этого послания никогда бы не вызвала сомнений, если бы не его подозрительное соседство. Некоторые критики, например Пфлайдерер и Ренан, вынуждены признать, что какие–то отрывки подлинных посланий или заметок Павла сохранились, и тем самым ослабляют свои позиции. Все три послания тесно связаны между собой – либо все они написаны Павлом, либо все они поддельны. Подлинность пастырских посланий искусно отстаивают Герике, Тирш, Хутер, Визингер, Отто, Визелер, Ван Оостерзее, Ланге, Герцог, Хофман, Бек, Олфорд, Глоуг, Фэйрберн ; μετριοπαθεν, «снисходить, проявлять сочувствие, терпение» (о Христе), Евр. 5:2 ; ορκωμοσα, «клятва», Евр. 7:20–21,28 ; παραπικρανειν, «роптать», Евр. 3:16 ; παραπικρασμς, «ропот», Евр. 3:8,15 ; πολυμερς, «многократно», Евр. 1:1 ; πολτροπος, «многообразно», Евр. 1:1 ; πρδρομος, «бегущий впереди, передовой, предтеча» (о Христе), Евр. 6:20 ; συνεπιμαρτυρεν, «свидетельствовать», Евр. 2:4 ; τραχηλζειν, «открывать», Евр. 4:13 (τετραχηλισμνα, «открытое»); πστασις, «сущность», или «личность» (о Боге), Евр. 1:3 ; «уверенность», Евр. 3:14 Синодальном переводе 11:1; это слово также встречается во 2Кор. 11:17 в значении «уверенность» Синодальном переводе χαρακτρ, «отличительное свойство», «точное отражение» (о Христе, Который является точным отражением Божьей сущности), Евр. 1:3 . С другой стороны, в Послании к евреям есть целый ряд редких слов, которые использует Павел и которые не встречаются больше нигде в Новом Завете или Септуагинте, например αιδς ( Евр. 12:13 ; 1Тим. 2:9 ), ναθεωρω ( Евр. 13:7 , Деян. 17:23 ), ανυπτακτος ( Евр. 2:8 ; 1Тим. 1:9 ; Тит. 1:6,10 ), απεθεια ( Евр. 4:6,11 ; Рим. 11:30,32 ; Еф. 2:2 ; Кол. 3:5 ); πλαυσις ( Евр. 11:25 ; 1Тим. 6:17 ), φιλργυρος ( Евр. 13:5 , 1Тим. 3:3 ), νδικος ( Евр. 2:1 ; Рим. 3:8 ), ενεργς ( Евр. 4:12 ; 1Кор. 16:9 ; Флм. 6 ), εφπαξ ( Евр. 7:27; 10:10 ; Рим. 6:10 ; 1Кор. 15:6 ), κοσμικς ( Евр. 9:11 ; Тит. 2:12 ), μιμητς ( Евр. 6:12 ; 1Кор. 4:16 и др.), νεκρω ( Евр. 11:12 ; Рим. 4:19 ; Кол. 3:5 ), οργομαι ( Евр. 11:16 ; 1Тим. 3:1; 6:10 ), παρακο ( Евр. 2:2 ; Рим. 5:10 ; 2Кор. 10:6 ), πληροφορα ( Евр. 6:11; 10:22 ; Кол. 2:2 ; 1Фес. 1:5 ), φιχοξενα ( Евр. 13:2 ; Рим. 12:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Точно так же анализ некоторых других гностических сект, каинитов и др., показывает, что „происхождение и этого гнозиса вышло из иудео-вавилонского синкретизма и затем уже восприняло в себя христианские элементы“ 392 . Опасное распространение гностических лжеучений среди христиан ставило для конца апостольского времени новые задачи. Уже в первые годы своей миссионерской деятельности ап. Павел, как мы знаем 393 , был озабочен тем, чтобы верующие сохраняли в неприкосновенности преподанное им учение. Теперь, предчувствуя конец своей жизни, видя усиливающееся распространение опасных лжеучений, не надеясь уже более пресечь его своим авторитетным словом, своей несокрушимой энергией, апостол был особенно поглощен мыслию о сохранении верного предания и более чем прежде чувствовал нужду в реальных и действительных мерах к обеспечению чистоты христианских верований. С этой именно точки зрения он смотрит на все церковные учреждения. Он убеждает Тимофея держаться вечной жизни и доброго исповедания, исповеданного при многих свидетелях ( 1Тим.6:12 ), пребывать в том, чему он научен, и что вверено ему ( 2Тим.3:14 ). То, что слышал Тимофей при многих свидетелях, он должен передать верным (πιστος) людям, которые были бы способны и других научить тому же ( 2Тим.2:2, 15 ). Точно также и Титу вменяется в обязанность во всем показывать образец добрых дел и в учительстве чистоту и неповрежденность ( Тит.2:7 ), проповедуя согласно с здравым учением ( Тит.2:1 ). Равным образом и поставляемые им епископы должны держаться истинного слова, согласного с апостольским учением, и быть способными наставлять других в здравом учении ( Тит.1:9 ). Все это направлено к тому, чтобы обеспечить чистоту учения, верность предания. Это конечно не означало того, что учительство становилось правом одних только предстоятелей. Апостол запрещает учить лишь женщинам ( 1Тим.2:12 ), да и то не безусловно: он советует старицам учить добру (αλοδιδσαλοι) и словом и примером ( Тит.2:3 ). Мужчины же предполагаются у него свободно учащими, хотя он и не одобряет некоторых из них, именно тех, которые учили иному (τεοδιδασαλοντες 1Тим.1:3–7 ; 1Тим.6:3–5 ; 2Тим.3:6–9 ; Тит.1:10–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010