Но неоспорим и следующий факт: где бы (в собраниях христианских) ни появлялись апостолы, везде умолкали непризванные учители человечества; в присутствии апостолов никто не решался проповедовать; ибо они от Самого Иисуса Христа получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы ( Рим.1:5 ), а посему они за собой только признавали высшее учительство в Церкви Христовой, – именно, что благовестие вверено им от Самого Иисуса Христа ( 1Сол.2:4 ; Гал.2:7 ). Притом они своею непременною обязанностью считали при жизни своей всегда увещевать верующих и благовествовать им слово Божие ( 2Пет.1:12, 13 ; 1Кор.9:16 и др.). Они постоянно наставляли верующих словесным благовествованием, когда же требовали обстоятельства, апостолы посылали верующим свои послания (собственноручные) и даже нередко посылали ближайших своих учеников для личного напоминания верующим путей спасения ( 1Кор.4:17 ; 2Кор.8:23 ; 1Фес.3:2 ; Кол.1:7 и др.), а во всех новопросвещенных странах непременно оставляли своих сотрудников для утверждения уверовавших. Свет открылся в мире к просвещению всякого человека, приходящего в мир ( Ин.1:9 ) и поэтому самому не должен был никогда погаснуть. Мы и видим, что апостолы, приняв учение от Спасителя и возвестив его народам, старались, чтобы и по отшествии их уверовавшие приводили в памяти слова их ( 2Пет.2:15 ); с этой целью они избирали себе при жизни своей преемников, чтобы начатое ими благовестие миру евангелия Царствия Божия не умолкало ( 1Тим.4:16 ) и по смерти их ( 2Тим.4:2, 5, 6 ), но передавалось из рода в род таким людям, которые были бы способны и других научать ( 2Тим.2:2 ). Апостолы по таинственному действию Св. Духа (по пророчеству) избирали себе преемниками ближайших своих учеников, которые были истинными последователями их самих, и чрез рукоположение поставляли их епископами и пресвитерами в каждой церкви ( Деян.14:23; 20:28 ; 1Тим.4:14 и Др.), а также и диаконами ( Деян.6:5, 6 ). Послушаем, что говорит ап. Павел к Тимофею и Титу епископам, рукоположенным самим Апостолом ( 1Тим.1:3 ; 2Тим.1:6 ; Тит.1:5 ). Тимофею св. ап. Павел говорит: «ты издетства знаешь священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Иисуса Христа ( 2Тим.3:15 ); ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях и страданиях (выше 10 и 11 ст.). Итак я заклинаю тебя пред Богом и Господом (4:1): пребывай в том, чему научен, и что тебе вверено, зная кем ты научен (14 ст.); будь бдителен во всём, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё (4:5); проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием (4:2); ибо я уже становлюсь жертвою и время моего отшествия настало (4:6); возгревай дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение (1:6); храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» (1:14).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ими они отражают приключающиеся ей болезни и охраняют присущее ей здравие. Такие врачества оставил нам этот «невежда», имеющие такую силу, которую хорошо знают часто пользующиеся ими на самом деле. Отсюда видно, что Павел оказал великую ревность в этом деле. 8. Послушай еще, что он говорит в послании к ученику: «Внемли чтению, утешению, учению». Потом говорит и о плодах этого: «сия бо творя, и сам спасешися и послушающии тебе» ( 1Тим.4:13,16 ). И еще: «Рабу Господню не подобает сваритися, но тиху быти ко всем, учителну, незлобиву»( 2Тим.2:24 ). И далее говорит: «Ты же пребывай, в нихже научен еси, и яже вверена суть тебе, ведый от кого научился еси: и яко из млада священная писания умееши, могущая тя умудрити во спасение». И еще: «Всяко писание богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, к наказанию, еже в правде: да совершен будет Божий человек» ( 2Тим.3:14–17 ). Послушай, что он пишет к Титу, беседуя о постановлении епископов: «подобает бо, – говорит, – епископу быти ...держащемуся вернаго словесе по учению, да силен будет... и противящияся обличати» ( Тит.1:7,9 ). Как же кто-нибудь, оставаясь невеждой, как те говорят, может обличать противящихся и заграждать им уста? И какая нужда заниматься чтением и писаниями, если должно оставаться в таком невежестве? Всё это вымыслы и предлоги, и прикрытие беспечности и лености. Но это, скажут, предписывается священникам; ибо у нас теперь идет речь о священниках. Что это относится и к находящимся под их властью, о том послушай, как он еще в другом послании увещевает других: «Слово Христово да вселяется в вас богатно, во всякой премудрости»; ( Кол.3:16 ) и еще: «слово ваше да бывает всегда во благодати, солию растворено, ведети, како подобает единому комуждо отвещавати» ( Кол.4:6 ). И слова: «готови» будьте «ко ответу», сказаны всем ( 1Пет.3:15 ). И в послании к Фессалоникийцам (Павел) говорит: «созидайте кийждо ближняго, якоже и творите» ( 1Фес.5:11 ). А когда он беседует о священниках, то говорит: «Прилежащии добре пресвитеры сугубыя чести да сподобляются: паче же труждающиися в слове и учении» ( 1Тим.5:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Теперь рассмотрим происхождение тех апостольских правил, которые запрещают священнослужителям второй и вообще все незаконные браки (17, 18 и 19 апост. прав.). Обращая внимание на содержание этих правил, мы тотчас же можем заметить их апостольское происхождение. Так, первое из этих правил (17), которое не допускает во священство тех, кто по крещении обязан был двумя браками, разумея, конечно, один брак после другого, есть повторение уже того, что изложено в посланиях апостольских, апостол Павел в послании к Тимофею и Титу ясно высказал уже то, чтобы священнослужитель был " единая жены муж " (1Тим.3:2-12; Тит.1:6). Притом такое правило было общим постановлением первенствующей церкви, как показывают свидетельства Тертуллиана Оригена Епифания Далее, так как в Ветхом Завете запрещено служителям скинии: " жены блудницы и осквернены да не поймут, и жены избранная от мужа ее да не поймут: яко святи суть Господу Богу своему " (Лев.21:7, сн.14), то тем более апостолы могли требовать этого от новозаветного священнослужителя, который должен быть нравственно чист не только сам в себе, но и в супружестве. А потому нет ничего невероятного в том, что апостолы постановили такое правило (18), которое запрещает священнослужителю иметь в супружестве вдову, потому что, по понятию о превосходстве его звания естественнее всего требовать, чтобы он вступил в брак только с чистою и целомудренною девою, - которое запрещает далее священнослужителю брак с отверженной от супружества; так как по слову Спасителя: " иже пущеницу поймет, прелюбодействует " (Мф.19:9); с блудницею, потому что сам апостол Павел говорит, " прилепляяся сквернодейце, едино тело с нею есть " (1Кор.6:16); с рабынею, так как и по еврейским, и по древним римским законам рождение от рабы делало рабами и детей, что было бы несообразно с достоинством и назначением духовного сана; правила всегда требовали, чтобы духовное сословие составляли лица свободного состояния (Ап. 82; IV Всел. 4); наконец, с позорищными, т.е. с лицами, действующими на зрелищах народных, потому что они были по большей части из язычников самого низкого звания и не отличались доброю нравственностию, так что всегда были в худом мнении и мирского общества, не только христианского, но и языческого. А семейство христианского пастыря должно быть образцом чистоты и нравственности для других семейств (1Тим.3:2-5,7,11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/370/...

Не должно любить споры и ссоры «Не сварливу», то есть пастырю не должно любить споры, ссоры, раздоры, особенно же суды. Все это, несвойственное христианину вообще, обязанному быть «скорым услышати и косным глаголати, косным во гнев» ( Иак.1,19 ), несвойственно особенно священнику, как служителю любви и мира, который по своему сану должен быть выше мелочных вспышек раздраженного само­любия и всячески должен стараться, чтобы его язык, благословляющий Бога и Отца, не клял человеки, бывшие по подобию Божию ( Иак.3,9,10 ). «Книга о должностях пресвитеров приходских» разумеет здесь «ссору не только домовую и о вещах партикулярных (частных), но и словопрения и стязания пустословная о вере, для показания себя, а не истины, для славы своей, а не Божией» (ср. 1Тим. 6, 4–5 ; 2Тим.2,14,23–24 ) (Там же). Скверностяжателъство «Не мшелоимцу» – греческое слово то же, которое употреблено и в послании к Титу (см. Тит.1,7 ), где оно переведено по-славянски: не скверностяжательну. По смыслу греческого и славянского слова здесь за­прещается священнику не одно корыстолюбие, как излишнее стремление к приобретению земных благ (см. русский перевод), но, главным образом, скверностяжательство, то есть употребление неправильных, незаконных, скверных способов к стяжанию (ср. 1Пет.5,2 ). Если «в епископе всякая стяжательность, даже и праведная, срамна», как свидетельствующая о привязанности к земному такого лица, которое должно других приводить в небо, то тем более таковая». Так неприличны пастырю: а) лихоимство, ростовщичество, то есть отдача денег в рост с требованием незаконных процентов (что и выражает собственно понятие мшелоимства); б) истяза­ние мзды за тайнодействия или вымогательство платы за их совершение, постыдный торг с прихожанами Правда, священник имеет право, сея своим пасомым духовная, пожинать их телесная ( 1Кор.9,7,11,12 ), но этим правом он должен пользоваться так, чтобы не быть в тягость тем, для которых он отец ( 1Сол.2,7 ), и довольствоваться доброхотным деянием, в) продажа правды, когда пастырь ради прибытка делает что-либо безза­конное, например, венчает незаконные браки, г) занятия, предпринимаемые в видах корысти и несообразные с званием служителя Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

4Макк Четвертая Книга Маккавейская Притч Книга Притчей Пс Псалтирь Прем Книга Премудрости Соломона Сир Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова 2 . НОВЫЙ ЗАВЕТ: Гал Послание к Галатам Деян Деяния Апостолов Евр Послание к Евреям Еф Послание к Ефесянам Ин Евангелие от Иоанна Кол Послание к Колоссянам 1Кор Первое Послание к Коринфянам 2Кор Второе Послание к Коринфянам Лк Евангелие от Луки Мк Евангелие от Марка Мф Евангелие от Матфея Оттер Откровение Иоанна 1Петр Первое Послание Петра 2Петр Второе Послание Петра Рим Послание к Римлянам 1Тим Первое Послание к Тимофею 2Тим Второе Послание к Тимофею Тит Послание к Титу 1Фес Первое Послание к Фессалоникийцам 2Фес Второе Послание к Фессалоникийцам Флп Послание к Филиппинцам 2 Предположение о возмущении среди иудеев, не разделившихся между собой на некоторые партии, событийно невероятно. 3 См. приложение к переизданию: Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства- М., 1990. – С. 460. 5 P. Andriessen (Rech. de theol. anc. et med. – 1946. – P. 5. – 39) приводит некоторые аргументы в пользу идентификации апологии Кодрата с анонимным «Посланием к Диогниту». 12 См.: Nickelsburg, G. W. Е. Jewish Literature Between the Bible and the Mishnah. -London, 1981. 14 Учитывая особенности ситуации и неопределенность понятия о христианах в то время, можно даже говорить о том, что Иосиф, защищая иудеев, видел в числе своих подзащитных и христиан. По крайней мере восстановленный текст его свидетельства скорее благожелателен, чем насторожен. 15 Иустин. Апол. I, 2; 27; 55; 68; Апол. П, 3; 12; 14; Татиан. Речь к элл. 22 – 24; 33 –34; Феоф. Антиох. К Автол. Ш, 4 – 6; 15; Афин. Прошен. 2 – 3; 31 – 35; Мин. Феликс. Окт.9; 28; 30–31; Терт. Апологет. 7 – 9; 16; К языч. I, 7; 12; Апол. 2. 16 Аристид. Апол. 3 – 14; Иустин. Апол. 1,5; 9; 25; 54; Апол. II, 5; Татиан. Речь к элл.8 – 10; 19 – 21; 29; К Диогнету. 2; De monarch. 6; Феоф. Антиох. К Автол. 1,9 – 10; II, 1 –8; Афин. Прошен. 17 – 19; Мин. Феликс. Окт. 23 – 24; Терт. Апологет. 10 – 12; К языч.;Апол. 13 – 14.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ran...

Чем доказывает Апостол сию мысль свою о Боге ( 1Тим. 2:5, 6 )? По какому поводу говорит св. Апостол Павел Тимофею о своем призвании быть апостолом языков ( 1Тим. 2:7 )? Кто, где и как, по Апостолу, должен совершать общественные молитвословия в церковных собраниях ( 1Тим. 2:8 )? Какое собственно учительство женщины воспрещает Апостол ( 1Тим. 2:9–12 )? На какое преимущество мужчины указывает Апостол, говоря, что Адам прежде создан бысть, потом же Ева ( 1Тим. 2:13 )? С какой целью говорит Апостол, что не Адам первый прельстися, но жена ( 1Тим. 2:14 )? За какое чадородие обещается спасение жене ( 1Тим. 2:15 )? б) Относительно лиц, удостоиваемых священства Почему не практикуется в настоящее время апостольское правило о единоженстве епископов ( 1Тим. 3:1, 2 )? Кроме единобрачности какими еще качествами, по Апостолу, обладать подобает епископу ( 1Тим. 3:3–7 )? Что нужно приметить о нравственных качествах, обязательных для лиц священного сана? Какие свойства исчисляет Апостол, приличествующие достойным диаконам ( 1Тим. 3:8–13 )? В. Чего касаются общие наставления Апостола о достодолжном прохождении пастырского служения? а) Кто должен руководить самого архипастыря к истине Какой догмат христианского вероучения заключается в словах Апостола о церкви, что она есть столп и утверждение истины ( 1Тим. 3:15 )? Какие основные и руководящие истины христианского вероучения ( 1Тим. 3:16 )? Что значат слова Апостола о воплотившемся Боге, что Он оправдася в Дусе? Что Он показася Ангелом? Какая велия тайна в том, что воплотившийся Бог проповедан бысть во языцех и веровася в мире? В какой славе вознесеся Бог, явившейся во плоти? б) Правила архипастырского учительства словом и жизнью Какие времена Апостол называет последними и почему? Как характеризует Апостол имевших появиться в последние времена лжеучителей ( 1Тим. 4:2 )? В чем состояла сущность их лжеучения ( 1Тим. 4:3 )? Как установить истинный взгляд на пищу на основании слов Апостола Павла ( 1Тим. 4:4, 5 )? В каком слове Апостола слышится обязанность пастыря и учителя и самому поучаться непрестанно в истинах веры и нравственности ( 1Тим. 4:6 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

священник Михаил Троицкий Объяснение послания ап. Павла к Титу Предисловие Послание к Титу в нашей славянской Библии имеет такое заглавие: к Титу послание святаго Апостола Павла. Принадлежит ли это заглавие самому Апостолу, неизвестно; вернее всего оно позднейшого происхождения. Еще Тертуллиан и св. Иоанн Златоуст заметили о заглавных надписях новозаветных книг свящ. Писания, что они не принадлежат самим писателям. Происхождение их, с большей вероятностью, можно отнести к тому времени, когда стали переводить, списывать новозаветные книги и заключать их в один состав. Так как эти надписи произошли не вдруг, а мало-помалу, то понятно, почему они в разных рукописях и переводах не одинаковы по своему объему. Послание к Титу могло иметь первоначально простую надпись: к Титу – πρς Ττον, каковая надпись находится в Codex. С. и каковую принял Лахман 469 . По содержанию своему, послание к Титу легко и естественно разделяется на три части: вступление, исследование и заключение. Стихи 1–4 первой главы составляют вступление послания; стихи 12–15 третьей главы заключение его; все же остальное, с 1:5–3:11, составляет главную часть послания, его исследование, которое, в свою очередь, распадается на два отдела. Первый отдел, заключающий в себе указание к избранию лиц на священные должности, простирается от 5 до 13 ст. первый главы; второй отдел – руководительный для пастырей в прохождении ими своего служения – начинается с 13 ст. первой главы, обнимает собой всю вторую главу и заканчивается 11 стихом третьей главы послания. Вступление. Гл. 1:1–4 1:1. Павел раб Божий, Апостол же Иисус Христов, по вере избранных Божиих и разуму истины, яже по благочестию: П αλος δολος Θεο π στολος δ ησο Χριστο κατα­ π στιν κλεκτν Θεο κα πι­ γνωσιν ληθε ας τς κατ εσβειαν о уповании жизни вечныя, юже обетова неложный Бог прежде лет вечных, π λπ δι ζως αων ου ν πηγγε λατο ψευδς Θες προ­ χρ νων αων ων яви же во времена своя слово свое, проповеданием, еже мне поручено бысть по повелению Спасителя нашего Бога:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Тит был достойнейшим служителем церкви и истинным учеником ап. Павла. С глубоким уважением Апостол относится к Титу в своем послании к нему и с великой похвалой отзывается о нем во 2-м послании к Коринфянам, называя его сыном и братом 42 . Но отношения Апостола к Титу не были так тесны и близки, как к Тимофею: к последнему Апостол питал самую нежную привязанность и дружескую любовь. С особенной похвалой отзываются о Тите отцы и учители церкви. Феодорит называет его удивительным учеником Павла 43 . А св. Иоанн Златоуст свидетельствует о нем, как достойнейшем ученике ап. Павла. „Из спутников Павла Тит был муж опытнейший“, говорит Златоуст. „Ибо если-бы он не был опытным, то Апостол не вверил бы ему целого острова, не повелел бы ему дополнить недоконченное, не поручил бы ему производить суд над столькими епископами, если бы не имел великой доверенности к этому мужу“ 44 . – Бл. Иероним говорит, что Тит был переводчиком Апостола и писал по-гречески то, что Павел диктовал ему по-сирски или по-еврейски 45 . – Тит умер в глубокой старости, 94 лет от роду, и был погребен на острове Крите 46 . – Утверждают, что Собор гор. Кандии посвящен его имени и что в нем хранится целою его глава 47 . – Православная церковь чтит его память 25 августа, а католическая 4 января 48 . Время и место написания послания к Титу Так как о времени проповеднической деятельности апостола Павла на острове Крите и о времени написания послания к Титу не упоминается ни в книге Деяний, ни в Посланиях апостольских, а в послании к Титу замечается только то, что Апостол, насадив в Крите церковь , оставил там для довершения дела Тита 49 и затем написал ему послание, препроводив его с Зиной или Аполлосом 50 , – то в среде западных богословов, исследователей свящ. Писания настоящего и прошлого века, образовались различные взгляды относительно этих обстоятельств – времени деятельности Апостола на Крите и времени написания послания к Титу. Все эти взгляды можно свести к трем главным. По мнению одних, св. Апостол проповедовал Евангелие на Крите и написал послание к Титу в свое третье проповедническое путешествие, когда почти три года жил в Ефесе; другие, напротив, утверждают, что св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Апостол Павел заботится о том, чтобы между членами Церкви царили добрые взаимоотношения: «Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякой чистотою»(1Тим.5:1–2). В 1Тим. целый параграф посвящен вдовам: «Вдовиц почитай, истинных вдовиц» (1Тим.5:3–16), не тех, кто занимается домом, детьми и внуками (1Тим.5:4). Апостол много пишет о том, кто такая истинная вдовица: она одинока, предает себя Богу и посвящает дни и ночи молитве (1Тим.5:6). Женщина может быть отнесена к разряду вдовиц, если ей не меньше шестидесяти лет, и она была жена одного мужа (1Тим.5:9). Вполне вероятно, что здесь идет речь о церковной институции: возможно, эти вдовы выполняли какое-то церковное служение. Относительно молодых вдовиц апостол пишет, что они не должны быть «праздны, болтливы» и «говорить, что не должно» (1Тим.5:13): пусть «вступают в брак, рожают детей…» (1Тим.5:14). Один параграф посвящен тому, как прилично выглядеть женщине. Их внешний вид должен быть скромным, «со стыдливостью и целомудрием», им не подобает украшать себя «плетением волос, золотом, жемчугом, многоценною одеждой» (1Тим.2:9). Во время собраний общины «женщины должны быть в безмолвии» ( 1Тим.2:11 ); ей не позволено учить на этих собраниях (1Тим.2:11–12; ср. 1Кор.14:34–35). В более коротком Послании к Титу один параграф повествует о пресвитерах-епископах (Тит.1:5–9). В отдельный отрывок собраны советы верным, старцам, пожилым женщинам, молодежи, рабам ( Тит.2:1–10). Было бы неверным на основании описанной в Пастырских посланиях иерархической структуры церковных общин делать вывод о поздней датировке этих посланий. Напротив, подобная структура кажется типичной для 60-х годов. Все свидетельства Нового Завета о церковной иерархии Первоначальная иерархия Известно, что иерархическая организация возникла в Церкви постепенно. Наряду с апостолами, основавшими Церкви, очень рано появились пророки, основной ролью которых была проповедь во имя Божие, и учителя (διδσκαλοι), вероятно, отвечавшие за наставление новообращенных: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями» (1Кор.12:28; ср. Еф.4:11). Как сообщается в Книге Деяний, богослужение возглавлялось пророками и учителями (Деян.13:1–2).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

Поскольку Второе послание к Тимофею последнее из посланий Павла, оно имеет особое значение, ибо завершает воссоздание образа апостола. Павел знал, что его плодотворное служение близится к концу (ср. Флп. 1,22–26 ), большинство друзей покинули его (4,10.11). И все же он сохранил духовную крепость. Он не стыдился пострадать за Евангелие (1,12) и был готов перенести все «рад избранных» (2,10). Он был верен Христу (4,7) и знал, что Христос «пребывает верен» (1,12; 2,13). Поэтому Павла не покинула уверенность, что Тот, Кто прежде уже спасал его от смерти (3,11; 4,17), через смерть дарует ему жизнь вечную (4,8.18). Трудности истолкования Павел пишет о ложном учении, распространившемся в Ефесе, как о явлении внутри самой церкви (2,18; 4,4; 1Тим. 1,6.19; 4,1; 6,10.21 ), для которого были характерны увлечение мифами («баснями», 1Тим. 1,4; 4,7 ; 2Тим. 4,4 ) и родословиями ( 1Тим. 1,4 ), споры и словопрения ( 1Тим. 6,4 ; 2Тим. 2,14.23 ), противоречия ( 1Тим. 1,4; 6,4 ), мнимое знание ( 1Тим. 6,20 ), пустословие ( 1Тим. 1,6 ) и безбожные речи (2,16; 1Тим. 6,20 ). Это лжеучение запрещало брак определенные виды пищи ( 1Тим. 4,3 ). Его сторонник верили в то, что воскресение уже было (2,18), а также пытались по-своему толковать иудейский закон ( 1Тим. 1,7 ) наложить ограничения на молитву ( 1Тим. 2,1–7 ). Среди вождей этого еретического движения были Именей (2,17; 1Тим. 1,20 ), Александр ( 1Тим. 1,20 ) и Филит (2,17). Совокупность этих черт: специфических доктрин, интереса к мифам и родословиям и стремления к «знанию» (греч.: «гнозис», отсюда «гностицизм») позволяет предполагать, что ложное учение в Ефесе могло быть ранней формой гностицизма еретического движения, которое во II и III вв. по Р.Х. вступило в противоборство с растущей христианской церковью. В то же время характерные аспекты собственно гностицизма здесь отсутствуют, а некоторые моменты позволяют объяснить это учение иудейским эллинистическим влиянием. Эти два предположения не следует считать противоречащими друг другу, так как и сам гностицизм был совокупным продуктом как иудаистских, так и эллинистических идей. И все же, несмотря на все, что Павел говорит о ложном учении в Ефесе, его истинная природа остается малопонятной.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010