Среди жителей Крита было много и иудеев, которых привлекла сюда торговля. Когда появилось на Крите христианство, в точности нам не известно. Из книги Деяний (2:11) мы знаем, что среди свидетелей чуда Пятидесятницы были и критяне, слышавшие вдохновенную проповедь апостолов на своем родном языке. Без сомнения, они и были первыми благовестниками христианства у себя на родине. Возможно, что главным проповедником христианства на Крите был св. Тит. Но прочное устроение Церкви Христовой на Крите принадлежит, как это ясно видно из послания к Титу, св. апостолу Павлу, трудившемуся здесь, по-видимому, во время своего четвертого благовестнического путешествия, по освобождении из первых уз. Им были основаны церкви по всем городам, но он не успел поставить всюду пресвитеров и поручил сделать это Титу (1:5). В числе сотрудников и помощников Тита на Крите были некий Зина законник и известный своею ученостью и красноречием Аполлос (Тит. 3:13). Время и место написания послания к Титу Св. Иоанн Златоуст говорит: " Мне кажется, что апостол писал это послание во время между первым и вторым своим заключением. Это послание, кажется мне, предшествует второму посланию к Тимофею. Ибо то писал он при конце жизни, находясь в узах (последних), а это в такое время, когда был отпущен и свободен от уз " . Освобожден от первых уз св. апостол Павел был около 64 года, когда и отправился в четвертое свое путешествие, посетив Крит. Когда затем отправился он в Малую Азию навестить церкви, за которые болел душой во время первых римских уз, то скоро почувствовал нужду в содействии своего сотрудника Тита и вызвал его к себе в Никополь, где предполагал провести зиму (Тит. 3:12). Таким образом, можно предположить, что послание к Титу написано в 64 году из какого-либо малоазиатского города. Св. Афанасий и блж. Иероним полагают, что этот город и был именно Никополь Киликийский. Повод к написанию послания к Титу и цель его Христианское общество на Крите было весьма разнородным по своему составу. Эта рознь, нравственная порча, вошедшая в поговорку лживость, лень и корыстолюбие, а также и обычные всюду для иудеев заблуждения, которыми они волновали христианское общество, — все это составляло большие трудности для пастырского попечения.

http://sedmitza.ru/lib/text/430652/

Скачать epub pdf ПОСЛАНИЕ К ТИТУ 1. Сведения о святом Тите В книге Деяний нет сведений о св. ап. Тите, имеются лишь отрывочные упоминания о нем в посланиях ап. Павла. В первый раз его имя встречается в послании к Галатам ( Гал.2:1–3 ), откуда узнаем, что он еллин родом, сын языческих родителей, обращен ко Христу ап. Павлом и приведен им на Апостольский собор в 51 году. Во время третьего путешествия ап. Павла Титу была поручена миссия собирания милостыни в Коринфе, осведомления о том, какое впечатление произвело на Коринфян первое посылание ап. Павла ( 2Кор.2:13 ). Возвратившись, Тит был вторично направлен в Коринф со вторым посланием и для сбора милостыни среди коринфян ( 2Кор.8:16–23 ). Из послания к самому Титу видим, что ап. Павел, находясь на о.Крите после освобождения из первых римских уз, рукоположил его во епископа Крита, поручив ему поставить пресвитеров по всем городам острова ( Тит.1:5 ). Последнее известие о Тите находим во 2Тим.4:10 , откуда узнаем, что он пошел в Далматию, вероятно для проповеди. Из Предания известно, что Тит был епископом Крита до глубокой старости и умер на 94 г. жизни. 2. Сведения о Церкви Критской Начало Церкви Критской положено первыми прозелитами, присутствовавшими в день Пятидесятницы в Иерусалиме ( Деян.2:11 ). Но каноническое ее начало положено ап. Павлом, прибывшим сюда ок. 64 г. и рукоположившим Тита во епископа Критского. По всему острову были основаны христианские общины. Окончательное каноническое устроение их было поручено Титу ( Тит.1:15 ). 3. Повод и цель написания Послания На о. Крите, как и во многих городах Малой Азии, христианские общины были национально разнородные, смешанные, что в силу их духовного несовершенства приводило к разногласиям. Выходцы из иудеев вносили в христианство идеи узко-национального мессианского ожидания; проникали сюда и идеи гностических сект. С другой стороны, то обстоятельство, что рабы получали в христианстве духовную свободу и равенство со всеми, вызывало у язычников подозрения, будто христиане проповедуют политическую свободу. Поводом к написанию Послания было желание ап. Павла дать Титу указания, как правильно поступать в сложившейся ситуации.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

И, так как Павел, по недостатку времени, не мог упорядочить церковную жизнь в Крите во всех отношениях, то он оставил там вместо себя Тита, для руководства которому, вскоре по своем уходе с Крита, написал послание. Именно, послание это написано апостолом по освобождении его из первых римских уз (около 64-го г.), когда он находился в малоазийском городе Никополе ( Тит.3:12 ). К этому времени происхождение послания относят на том же основании, на каком основано предположение о происхождении первого послания ап. к Тимофею, именно, на отчетливости представлений апостола о критских еретиках (одного направления с ефесскими), каковой отчетливости незаметно в посланиях, написанных из уз. Цель, с которой написано послание, может быть легко определена на основании самого послания. Служение Тита на о. Крите было очень трудное. Критяне, как иудеи, так и язычники, стояли на низкой ступени нравственного развития, предавались всяким порокам и такие нравы, конечно, должны были дурно влиять и на нравственность христиан. Кроме того, в критскую церковь проникли лжеучители, производившие великий беспорядок в жизни критских христиан. Поэтому в послании своем ап. и желал преподать Титу наставления о том, как следует бороться с еретиками и утверждать верующих в здравом учении и истинно-христианской жизни. Притом, самый факт получения Титом послания от апостола Павла должен был придать ему большой авторитет в глазах критян. По содержанию своему послание к Титу сходно с 1-м посланием к Тимофею. Ап. изображает здесь качества истинных пастырей церкви, которые делают их способными бороться с лжеучителями (гл. 1), заповедует Титу учить свою паству и своим примером подкреплять свои наставления (гл. 2) и затем дает наставления о почтении к властям и об отношении к еретикам (гл. 3). Изъяснение послания к Титу Глава 1-я. Приветствие. Качества пресвитеров. Как Тит должен относиться к Критянам В приветствии Титу ап. говорит о своем призвании привести избранных к вере и познанию истины евангельской (πστολος κατ πστιν...), служащей основанием благочестия и дающей надежду на вечную жизнь, – истины, издавна уже обетованной, но открытой Богом в известное, определенное время через апостолов и, главным образом, через Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozano...

IV. Особенности 1) Представляет прообразование доброго епископа, или пастыря, образ церковного правления и наставление пастырям. – 2) Научает, что всем во Христа верующим надобно о сем не высокомудрствовать, и от других научишися желать: ибо нет толь совершенного человека, который бы не требовал наставления; и что тому, кто поставлен других научать, надобно и самому от совершеннейших научаться. – 3) Показывает различие между наемниками и истинными Божиими слугами, и как в зеркале представляет учителям, по Божескому ли постановлению свою исправляют должность, или нет. V. Разделение Содержит в 5 главах 1) Приступ, или общее увещание о исполнение должности на себя принятой. 1Тим.1 . 2) Наставления различные: 1. О учреждении общенародного собрания в рассуждении молитве, одеяния и служения жен. 1Тим.2 . 2. О установлении общественных церковных должностей. 1Тим.3–4:1–7 . 3. О благоразумном дел правлении. 1Тим.4:8–5 :1с до конца. 4. О управлении домашними делами. 1Тим.6:1–19 . 3) Заключение. 1Тим.6:20,21 . VI. Места особливого примечания достойные . § 29. О Послании святого апостола Павла к Титу I. Лицо, к которому от Павла писано Оно есть Тит ( Тит.1:4 ), которое имя почтенного означает. Тит был родом грек ( Гал.2:3 ), и как во Христа уверовал, то всегдашний был Павлов спутник ( Гал.2:1,2 ; 2Кор.2:12; 7:6,13,14; 8:23 ), и послан от оного к разным церквам, особливо для собирания милостыни ( 2Кор.8:6,16 ; именуется от Павла общник и поспешник (Кор.8:23), брат ( 2Кор.2:12 ) и присный чадо ( Тит.1:4 ), из коего последнего названия не без причины заключается, что он Павлом к вере приведен. Примечания достойно то, что Павел Тита не обрезал, а причину сего показывает сам ( Гал.2:3–5 ). В то время, когда Павел сие послание к Титу написал, Тит был епископом Критских Церквей, то есть, тех, кои Павел собрал в Крите во имя Христово ( Тит.1:5 ). О сем острове Страбон в кн. 10, стр. 731; известно, говорит, есть сие, что в прежние времена оный был преизрядными снабжен законами; после в весьма худшее пришел состояние; ныне он называется Кандия, и состоит под турецким владением. В которое время сии Церкви от Павла насаждены, о том точно не известно; а вероятно, что между первыми и последними узами, которые Павел претерпел в Риме. Ибо Лука в Деян. о сем острове Крите, от Павла обращенном, нигде не упоминает, и не умолчал бы он, поколику и о меньших делах не опускал писать. Когда же Павел, будучи там, не мог все в порядок привести по причине краткости времени, то Тита оставил, дабы то исправил ( Тит.1:5 ). Сии Церкви не токмо из язычников, но и из иудеев состояли ( Тит.1:10,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Последовательный экзегетический анализ послания Многообразные наставления Св. Ап. Павла Тимофею, как архипастырю Христовой церкви, естественно подводятся в послании под следующие отделы. А) Наставления Тимофею, как вероблюстителю Христовой церкви ( 1Тим. 1 ). Б) Наставления ему, собственно как предстоятелю церкви: а) относительно церковных собраний и б) как епископу – рукоположителю, относительно лиц, удостоиваемых священного сана ( 1Тим. 2:1–3:13 ). В) Далее идут общие наставления о должном прохождении самим архипастырем своего высокого служения, где Апостол наставляет: а) сначала о том, кто должен руководить самого архипастыря к истине и какая основная истина христианского вероучения, б) а потом предлагает правила архипастырского учительства словом и жизнью ( 1Тим. 3:14–4:16 ). Г) Затем следуют нарочитые наставления Тимофею относительно управления церковью ( 1Тим. 5:1–22 ). Д) В самом конце идут наставления Тимофею, как гражданскому члену общества, о том, на каких правилах созидать для пасомых прочное благополучие земное ( 1Тим. 6:1–21 ). А. Правила и наставления Тимофею, как вероблюстителю Христовой церкви (1Тим. 1:1–20) Сии правила таковы: а) обходить – в частных ли рассуждениях, или в общественных беседах – такие предметы, которые производят больше споры учено-религиозные, чем прямое назидание в вере; ибо, гоняясь за отвлеченностями и тонкостями выспренного созерцания, можно впасть в пустословие о таких предметах, которые собственно никому неизвестны, и не разумеет самых ближайших и жизненных истин, например, значение закона, – что и случилось с иудейскими лжеучителями ( 1Тим. 1:1–7 ). Вопреки им должно разъяснять это значение закона, положенного собственно не для праведника, а для беззаконных и непокорных, и раскрывать, что истинная праведность достигается собственно верой в Иисуса Христа, пришедшего в мир спасти грешников, из которых первым называет себя Апостол Павел, бывший прежде хулитель и гонитель и обидчик, и в себе же представляет наглядный пример помилования и оправдания грешников ( 1Тим. 1:8–17 ). в) Не дремать вероблюстителю и не равнодушничать в вопросах веры, а напротив, ревновать и воинствовать, подобно доброму воину, против врагов веры, воодушевляясь искренностью своей собственной веры и опираясь на чистоту своей совести. Обратным и устрашающим примером измены вере и кары за сие могут служить Именей и Александр, которых св. Павел предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать ( 1Тим. 1:18–20 ). Б. Наставления Тимофею, как предстоятелю церкви (1Тим. 2:1–3:13)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Образ имей здравых словес, их же от мене слышал еси в вере и любви ( 2Тим. 1:13 ). Сия предаждь верным человеком, иже довольни будут и иных научити (–2:1, 2, 16, 3:14). Скверных же тщегласий отметайся – их же слово яко гангрена. Пребывай, в них же научен еси и яже вверена суть тебе (3:14). Буих же стязаний и родословий и рвений и сваров законных отступай (Тим. 3:9). Христианское учение, по апостолу, должно основываться на словах св. Писания, а также на учении самого апостола о Христе, как Мессии. Равным образом и нравственные наставления должны основываться на Евангелии, а не на Моисеевом Законе, ибо этот последний дан был для людей невежественных и порочных ( 1Тим. 1:9, 10 ). Вообще же содержанием поучений должно быть чистое учение, которое преподал Иисус Христос ( 1Тим. 4:8, 9 , 2Тим. 1:13, 2:17 , Тит. 2 , 1Тим. 2:7, 8 ). Главным предметом всех христианских поучений апостол считает проповедание явившегося во плоти Мессии ( 1Тим. 3:15, 4:6 ): чрез это достигается главная цель церковного поучения – освящение верующих, духовное обновление человека во Христе, в надежде будущего блаженства ( Тит. 3:4–8, 2:11–15 ), любовь от чистого сердца, честных намерений и нелицемерного благочестия ( 1Тим. 1:5, 5:3 ); наконец твердое убеждение, что намерение и воля Бога – сделать блаженными всех верующих в Него ( 1Тим. 4:10, 11 ). Но христианские наставления должны обращать внимание и на окружающих со вне церковь . Поэтому учители должны считать своим священным делом – оспаривать противников Евангелия и серьезно опровергать заблуждения, когда они успели уже распространиться в обществе ( 2Тим. 1:9 , Тит. 1:10–12 ). В тех же самых пастырских посланиях апостол дает прекрасные наставления относительно некоторых частных обязанностей христианина, имевших особую цену в то время: о поведении по отношению к старым и молодым христианам и их женам (1 Т. 5:1–4. Тит. 1:3–7, 2:1–6 ), об обязанностях вдовиц и об отношении к членам семейства ( 1Тим. 5:4–8 ), об обязанностях богатых ( 1Тим. 6:17–19 ), рабов ( 1Тим. 6:1–2 , Тит. 2:9–10 ) и подданных к правительству ( Тит. 3:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Преподав Тимофею правила жизни служителя Христова, Апостол преподает ему теперь частные наставления, научает кроткому и достойному обращению, сообразуясь с возрастом своих слушателей: «старца... увещевай как отца, младших как братьев, стариц как матерей, молодых как сестер со всякою чистотою» ( 1Тим.5:1–2 ). Особого почтения заслуживают вдовицы, под именем которых часто понимались и девственницы, так как «истинная вдовица и одинокая надеется на Бога, пребывает в молениях и молитвах день и ночь» ( 1Тим.5:5 ). Из таких беспорочных вдовиц некоторые избирались на особое служение уход за больными, разнос Св. Даров, служение при крещении женщин. Возраст таких вдовиц должен быть не менее 60 лет ( 1Тим.5:9 ). Они вносились в список (katalegw – не только «избирать», но и «заносить в список», причислять) лиц, которые состояли на содержании общины ( 1Тим.5:16 ). Апостол требует от них такой же нравственной высоты и добродетельной жизни, как и от пресвитеров и диаконов. Молодым же вдовам, не состоящим в церковном клире, Апостол советует вступать в брак, дабы не подавать повода к соблазнам ( 1Тим.5:14 ). б) Оказание чести пресвитерам, суд над ними (1Тим.5:17–25) Особую заботу ап. Павел внушает проявлять к пресвитерам, особенно проповедникам: «достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим.5:17 ). Оказание «сугубой чести» означает иерархическое подчинение пастырям, так как им дано право «вязать и решить» грехи людские. Кроме того, это относится и к обеспечению их необходимыми материальными благами, так как их служение поглощает все время. Апостол ссылается в этом на Ветхий и Новый Завет: «Не заграждай рта у вола молотящего» ( Втор.15:4 ) и «трудящийся достоин награды за труды свои» ( Лк.10:7 ). Апостол предостерегает Тимофея от поспешного суда над пресвитерами: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» ( 1Тим.5:19 ). Почему требуется такая предосторожность? Потому чти пресвитеры избирались из самых достойных верующих и обвинение их должно представляться маловероятным. Во-вторых, их пастырство, связанное с обличениями, естественно навлекает нарекания от обличаемых, и чем ревностнее пастырь, тем более это возможно. Но когда свидетелями вина будет доказана, тогда Апостол требует поступать строго, «чтобы и другие страх имели» ( 1Тим.5:20 ). Как необдуманно и несправедливо обвинять бывает вредно, так и оставлять без наказания явно согрешающих грешно, так как это не ведет к исправлению и дает повод другим грешить.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Под настоятелями – προпσταμνοι, если не разуметь пресвитеров, то нужно разуметь епископов. Но особенно ясные указания на богоучрежденность епископского служения в церкви и соединенные с этим служением преимущества находятся в пастырских посланиях ап. Павла, т. е. к Тимофею и Титу. Послания написаны, как ясно из их содержания, не к простым членам церкви, а к стоявшим во главе ее, призванным к учительству в священнодействованию. К особенным преимуществам священнодействования этих лиц, кроме права и обязанности учительства, общей у епископов и пресвитеров, по указанным посланиям принадлежит, во-первых, право и дар рукополагать, т. е. низводить благодать священства на других: руки скоро не возлагай ни на кого же, говорит ап. Павел Тимофею, ниже приобщайся чужим грехом ( 1Тим. 5, 22 ). То же полномочие усвояется и Титу: сего ради оставих тя в Крите, да неоконченная исправиши и поставиши пресвитеры по градом (1, 5), и далее этим лицам усвояет епископскую должность и названия (7 ст.) 422 . В тех же посланиях даются руководственные указания относительно качеств лиц, достойных быть поставляемыми на служение церкви в степени епископов ( 1Тим. 3, 1–7 ; Тит. 1, 6–9 ), и диаконов ( 1Тим. 3, 8–13 ). Во-вторых, теме же лицам апостол усвояет право суда над пресвитерами, с награждением усердных и обличением нерадивых: прилежащии добре пресвитеры сугубые чести да сподобятся, паче же труждающиеся в слове и учении ( 1Тим. 5, 17 ); на пресвитера хулы не приемли, разве при двою или трою свидетелех ( 1Тим. 9, 19 ). Такие полномочия суть полномочия, свойственные лишь высшей иерархической степени, – епископству, а отсюда следует, что и самое епископство есть учреждение апостольское. О Тимофее говорится, что ему дар или высшая власть священства сообщена с возложением рук священничества – το πρεσβυτερου ( 1Тим. 4, 14 ). Имея в виду, что имя пресвитера по самому совмещению его должности в лице епископа приложимо и к епископам, и что сам же апостол говорит о посвящении Тимофея возложением руку моею ( 2Тим. 1, 6 ) и вменяет ему руки скоро не возлагать ни на кого, под пресвитерством у апостола надобно разуметь собрание епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

1Тим. 5, 10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Вот какого качества лица должны быть избираемы на служение Церкви. 1Тим. 5, 10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Таковыми добродетелями должны отличаться женщины, служащие при церкви; таковым Церковь может помогать даже содержанием, так что они могли бы и жить при ней, как это есть в католичестве. 1Тим. 5, 10 известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Здесь и перечисляются эти добрые дела. 1Тим. 5, 11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. Итак, роскошь противна Христу. 1Тим. 5, 17 Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении. Очевидно, проповедь и научение не были главной обязанностью пресвитера; поэтому здесь под трудом в них разумеется особенное усердие к ним. 1Тим. 5, 18 Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей. Пасомые должны содержать пастыря. 1Тим. 5, 19 Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Ибо на него враг особенно восстает, воздвигая против него свои орудия. 1Тим. 5, 20 Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели. Таков должен быть пастырский суд. Согрешающих должно обличать пред всеми. 1Тим. 5, 22 Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым. То же относится и к преподанию благодатных даров и милостей Божиих, например, исцеления от болезней. 1Тим. 5, 23 Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов. Пища и питие, соответственные болезненному состоянию живота, советуются к употреблению, а не иные, вредные для него.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Д. Указания, как поступать с лжеучителями (3,9–11) III. Заключение (3,12–15) Глава 1 1:1–4 Приветствия и благословения с упоминанием отправителя и получателя. 1 раб Божий. Тот, кто принадлежит Богу и служит Ему ( Рим. 1,1 ; Флп. 1,1 ). апостол Иисуса Христа. Тот, кто послан от имени Христа ( 1Тим. 1,1 ). по вере... к благочестию. Таковы цели апостольского служения Павла. избранных Божиих. Тех, кого Бог призвал к вере во Христа ( 2Тим. 2,10 ). 1 в надежде вечной жизни. Жизни, которая даруется Христом ( 1Тим. 1,1 ; 2Тим. 1,1 ; 1Тим. 1,16 ). неизменный в слове. Свидетельство о верности Божией: Бог достоин всяческого доверия, Его обетования неизменны ( Чис. 23,19 ). обещал... прежде вековых времен. Подтверждение предвечной природы Божественного определения об искуплении через Христа ( 2Тим. 1,9 ). 1 Спасителя нашего, Бога. Бог Спаситель, потому что завет милости Его извечное предопределение (2,10; 3,4; 1Тим. 1,1; 2,3; 4,10 ). 1 истинному сыну. Ср. 1Тим. 1,2 . Это указывает, вероятно, что Тит был одним из тех, кого обратил к вере Павел. благодать, милость и мир. См. ком. к 1Тим. 1,2 . Иисуса Христа, Спасителя нашего. Христос Спаситель (2,13; 3,6; 2Тим. 1,10 ), потому что через Него исполнился завет милости. На всем протяжении этого послания Павел именует «Спасителем» попеременно то Бога (ком. к ст. 3), то Христа, тем самым выражая веру в Божество Христа (2,13). 1:5–9 Павел приступает к основной части послания. 1 чтобы ты довершил недоконченное. Речь идет о завершении организации новообразованных общин. пресвитеров. Пресвитеры лица, которым поручено общее руководство поместной церковью ( Деян. 14,23; 20,17 ; 1Тим. 5,17 ). Как ясно из ст. 7, Павел употребляет этот термин наряду с термином «епископ». В 1Тим. 3,2–7 Павел обсуждает качества, которыми должен обладать епископ, в сходных выражениях. Однако в намерения Павла не входит дать полный перечень этих качеств. Он просто указывает, каковы должны быть личные свойства церковных руководителей. 1 муж одной жены. Вероятно, имеется в виду супружеская верность (ком. к 1Тим. 3,2 ). Это условие исключает практику многоженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010