Иоанна, «обманывает сам себя, и истины в нем нет», а кто утверждает, что для спасения рожденных от Бога довольно одной веры, без добрых дел и соблюдения заповедей Божьих, «тот лжец и нет в нем истины». 4) О верующем в Сына Божия сказано, что он «не судится» и «на суд не приходит», но не сказано, что он «не будет судим» и «на суд не приидет». Очевидно, здесь речь о настоящей, земной жизни, а не будущей, небесной. Всякий, неверующий во Христа, не имеет духовной жизни, а пребывает в духовной смерти, то есть в таком нравственном состоянии, в котором он не способен к совершению добрых дел, ибо только тот, «кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог и он в Боге» ( 1Иоан. 4:15 ), а Бог есть жизнь и любовь ( 1Иоан. 1:2; 5:11 ), почему «имеющий Сына (Божия) имеет жизнь, не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (5:12). «Пребывающий в любви пребывает в Боге» (4:16,21). «Мы знаем, что перешли от смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий братьев пребывает в смерти» ( 1Иоан. 3:14 ). Итак, ясно, что в приводимых сектантами словах Христа Спасителя говорится о смерти и жизни духовной, а не телесной, поэтому и о суде здесь говорится не всеобщем, имеющем быть после кончины мира, а о суде теперешнем, – о суде перед совестью и перед словом Божьим над теми, кто вере в учение Божье предпочел греховную тьму. «Суд же, говорит Сам Христос, состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Иоан. 3:19 ). А что на суд всеобщий должны явиться все, – не только грешные, но и праведные, об этом ясно учат Христос и Его св. Апостолы: «есть, говорит Спаситель, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения», ( Иоан. 5:28–29 ), то есть будут судимы по делам своим, ибо «всем нам, говорит о себе и всех людях св. апостол Павел, должно явиться перед судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» ( 2Кор. 5:10 ). «Все мы, учит апостол, предстанем на суд Христов. Итак, каждый из нас даст отчет Богу» ( Рим. 14:10–12 ). Так учит св. апостол, а сектанты говорят, что они уже спасены и на суд всеобщий не придут, что они уже перешли в жизнь вечную. Спаситель говорит, что когда Он явится для всеобщего суда, то «соберутся перед Ним все народы» (Мф. 25:32), а сектанты говорят другое, – что на суд они не явятся, что они – верующие и потому уже спасены и за дела свои судимы не будут. Легкая вера... Забывают они, что Бог будет судить не только за явные, но и «тайные дела человеков через Иисуса Христа» ( Рим. 2:16 ), Который, когда приидет, откроет не только тайные дела, но «осветит сокрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» ( 1Кор. 4:5 ); поэтому «Бога бойся и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека: ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно или худо» ( Екл. 12:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

( 1Иоан. 2, 1. 12. 13. 18. 28 и т. д.), как в гл. 21, 5. Выражения: μετ τατα и μετ τοτο при общем обозначении времени находятся: 2, 12, 3, 22, 5, 1. 14; 6, 1. и т. д. как гл. 21, 1. Μντοι – 4, 27; 7, 13. и т. д. как в гл. 21, 4. Οδν – после глагола: 3, 27; 28, 8; 10, 41. и т. д., как в гл. 21, 3. Частое употребление предлога περ, особенно после глагола μαρτυρεν, λεγειν . τ. λ.: 1, 7. 8. 15. 22. 30. 48; 2, 21 25. и т. д. (1. Иоан. 2, 26; 5, 9. 10. 16 .), как в гл. 21, 24. Πιζειν – 7, 30. 32. 44; 8, 20. и т. д., как в гл. 21, 3, 10. Частое продолжение речи чрез ον для того, чтобы придать ей более логической связи: 6, 5. 10. 13. 14. 15. 19. 21. 24, 28. 30. 32. 34. 41. 42. 43. 45. 52. 53. 60. 62. 67. 68. и т. д., как в гл. 21, 5. 6. 7. 9. 13. 15. 23. Частое повторение одинаковых выражений в одной и той же речи: 1, 7. 8. 14; 3, 11. 17. 33. 34. и т. д., ( Иоан. 1, 2; 5, 9. 10. 11 . и т. д.), как в гл. 21, 4; (Ср. 21, 6. 19.) Замечательная точность при обозначении времени и чисел: 1, 29. 35. 40. 44; 2, 1; 3, 1; 4, 40. 43; 6, 22. и т. д. ср. 21, 4. Указание на прежде уже сказанное: 4, 54; 6, 23. 71. и т. д. ср. 21. 14. 20. Частое присоединение объяснительных примечаний со стороны писателя; 1, 39. 42 43; 2, 6. 9. 21. 24. 25; 3, 19–21. 24; 4, 2. 6. 9. 25. 45. и т. д. ср. 21, 7. 8. 11. 19. 23. 25. Частое употребление настоящего времени при живости представления: 1, 29. 40. 42–44; 5. 14; 9, 13. и т. д. ср. 21, 9 Выражение φανερω 1, 31; 2, 11; 3, 21; 7, 4. и т. д. ( 1Иоан. 1 2; 2, 19. 28. и т. д.), ср. 21, 1. 14. и т. д. Об особенностях Иоаннова языка, которые однако ж главным образом (еще более чем в грамматических и фразеологических особенностях) состоят в особенных любимых выражениях для обозначения духовных понятий (σμος, σρξ, μαρτα, ϑνατος, σοτα, λγος, φς, ζωη, λϑεια, χρις, γινσειν, γεννηϑναι το Θεο и т. д.) и в особенном духовном характере писания, см. кроме Credner у Stronck Specim. de doctr. et dictione Joh. ар. Traj. 1797., Dan. Schulze Der Schriftstellerische Werth und Charakter des Johannes.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

Can. Murator. in Routh. Reliqu. Sacr. 1. 4. Assemani Bibliothec. Orient, tom, 2. Евс. ibid. кн. 5, гл. 1, стр. 250: 1Иоан. 3. 16 . Пис. муж. Апост. в русск. перев. М. 1862 г. – Поликарп. посл. к Филип. гл. 7, стр. 446: 1Иоан. 4. 3 . У Евс. ibid. кн. 3, гл. 39, стр. 182. Ирин, иосл. к Флорину у Евс. ibid. кн. 5, гл 20. Ирин, у Евс. в указ. м. и 3 кн. гл. 39. стр. 178 Tertull. de praescr. наег. c. 32. Hieron. Epist. 76 n. 1.; de vir. illustr. Ориген у Евс. ibid. кн. 4, гл 25. У Евс. ibid. кн. 7, гл. 25, стр. 442–443; Например жизнь: посл. 1, 1. 2, 5, 11. 20 Ев; 1, 4. 6, 26. 35. 48.; свет: посл. 1, 5. 7. 2, 8. Ев. 1. 4; 5. 7. и дал,: прохождение тьмы: посл. 1, 6. 2, 11. Ев. 8, 12. 12. 35.; истина. посл. 1, 6. 2, 21. Ев. 3, 21. 18, 37 и пр.; осуждение мира (κ το κσμου…): посл. 4, 5. Ев. 3, 31. 8, 20.; диавола (κ το διαβλου εναι): посл. 3, 8. Ев. 8, 44. Быть от и в Боге: посл. 3, 10. 4, 1. 4, 13. Ев. 7, 17. 8, 47. 14, 20.; Единородный Сыне: посл. 4, 9. Ев. 1, 14. 18. Особ. замечат. Παρκλητος – Утешитель (Ходатай об Иисусе Христе: посл. 2, 1. Ев. 14, 16. и пр. – Общий параллелизм стихов 1-го посл. Иоанна и Евангелия его, с одинаковыми особенностями в слоге, словах и выражениях: Посл. Еванг. Еванг. 1 , 1. 2. 1, 1, 2 . 14. 3, 13 – 15. 5, 24, 38, 15, 18. 19 16, 24. 15, 12. 1 3 . 2, 1. 2. 14, 16. 16. 2 3 . 11. 51. 52. 4, 5. 6. 1 3, 15. 34. 35. 15, 19. 14, 21 – 24 . 15, 10. 13, 34. 12, 35. 5, 3. 4. 14, 15. 15 , 23. 24. 16, 33. 14, 26. 17, 25. 20, 31. 14. 1 3 . 14,16, 23 Ср. Eichhorn’s 2, 281. ff. (Einleit. и Dan. Schulze der schriftstell. Charakter und Werth des Ioh. 808. 8. Augustin. Tract, in 1 Ioh. col. 601. 602. Ambros, in Psalm. 36 . Гэрике «Введение в Новозаветные книги». Пер. под редакц. арх. Михаила. М. 1869 г., кн. 1 стр. 260. Гэрике ibid. стр. 148. Epiphan haeres. 51. num. 12. – Ceillier, tom, pag. 369. Ирин. у Евс. ibid. 111 кн., гл. 23. Hieron. Advers. Jovian, lib. 1. pag. 168 – Ceillier tom 1, pag. 365. Scholz. N. Test. 2. 155. Гэрике ibid. кн. 1. стр. 40–45; кн. 11, стр. 142.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

От этого, по учению Писания, в человеке не только пробуждается «чистый смысл» ( 2Петра 3,1 ); и не только в него изливается «мир Божий, который превыше всякого ума» ( Филип. 4:7 ); – но начинается сущее, реальное единение души с Христом и Богом. Ибо тогда Бог дает вам, по богатству славы Своей, крепко утверждаться Духом Его во внутреннем человеке, и верою вселиться Христу в сердца ваши ( Еф. 3:16-17 ); чтобы вы могли «уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею » ( Еф. 3:19 ). Ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви, пребывает в Боге, и Бог в нем » ( 1Ин. 4:16 ). «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» ( 1Кор. 3:16 ); так, что «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» ( 1Кор. 6:17 ). Итак, человеку доступно на земле благодатное единение с Богом и Христом. Он может «сделаться» «причастником Божеского естества» ( 2Петра. 1,4 ). И это единение и причастничество даст ему новые творческие силы. В Своей последней беседе с учениками на Тайной Вечере Христос обещал Своим ученикам благодатные дары Святого Духа: «И Я умолю Отца и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и с вами будет» ( Ин. 14:16-17 ). «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин. 14:26 ). «Когда же приидет Утешитель, которого я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит. Он будет свидетельствовать о Мне» ( Иоан. 15:26 ); «Он наставит вас на всякую истину» ( Ин. 16:13 ). Это обетование Апостолы понимали не иносказательно, но совершенно реальное жизненно; и относили его не только к себе (Деяния, 2. глава2) и к своим ученикам ( Деян. 4:31 ), но и ко всем, приемлющим Христа Сына Божия верою и любовию. Ибо это сказано обо всех, без ограничения, что «соединяющийся с Господом есть един дух с Господом» ( 1Кор. 6:17 ). И еще: «все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» ( Рим. 8:14 ). А также: «всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» ( 1Иоан. 4:7 ) и «всякий, делающий правду, рожден от Него» ( 1Иоан. 2:29 ). Всем христианам, пребывающим во Христе, обещан Святый Дух: Им изливается в сердца наши «Любовь Божия» ( Рим. 5:5 ). Он обновляет в нас ум и разумение, чтобы нам «иметь Бога в разуме» ( Римл. 1:28 ). Он «живет» в нас ( 1Кор. 3,16 ; 2Тим. 1,14 ), «водит» нас ( Рим. 8:14 ), «свидетельствует духу нашему, что мы дети Божий» ( Рим. 8:16 ) и в час нашей искренней, но беспомощной молитвы «ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим. 8:26 ). Пребывая в нем, мы можем «поступать, как чада света» и творить «плод Духа», который «состоит во всякой благости, праведности и истине» ( Еф. 5:8-9 ). А Он «действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим или о чем помышляем» ( Еф. 3:20-21 ).

http://azbyka.ru/osnovy-xristianskoj-kul...

Если сектанты думают, что они рождены от Бога и потому не грешат и что лукавый не прикасается к ним, то зачем же они молятся словами молитвы Господней: «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукавого»? «Со страхом и трепетом совершайте ваше спасение» ( Фил. 2:12 ), «наблюдайте за собой, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но, чтобы получить полную награду» ( 2Иоан. 8 ). «Более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание: так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется (значит, еще не открыли) вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Петр. 1:10–11 ). «Терпением вашим спасайте души ваши» ( Лк. 21:19 ). «Царство Божье благовествуется, и всякий усилием входит в него». ( Лк. 16:16 ). Так учат о спасении и получении Царства Божия Христос и св. Апостолы. А сектанты учат совсем иначе, твердя всем, что они одной верой уже спасены и уже не нуждаются ни в каких усилиях, ни в каких делах, чтобы получить Царство Божье; словом, что они святые: хоть сейчас живыми бери их на небо... Очевидно, слова: «рожденный от Бога не грешит», «не делает греха», «не может грешить» – нужно понимать в том смысле, что он не должен грешить, что он не может грешить произвольно, намеренно. Но и это можно сказать лишь о людях, достигших высшего духовного совершенства и святости. Один Бог без греха; Он лишь «един свят» ( Откр. 15:4 ). Наконец и для рожденных от Бога, познавших Его и пребывающих в Нем нужны не только вера, но и дела и соблюдение заповедей Божьих: «Всякий, делающий правду, рожден от Бога» ( 1Иоан. 2:29 ). «Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода» ( Иоан. 15:5 ). А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: «я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины. А кто соблюдает слова Его, в том истинно любовь Божья совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем» ( 1Иоан. 2:3–5 ). Итак, кто из рожденных от Бога говорит, что он ни в чем не грешит тот, по словам ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

и Матф. 1, 18–20. 21 , – III, 29–30 ср. Матф. 12, 39–41 ,–16, 4 и Лук. 11, 29– 32 ,-III, 38 ср. Матф. 3, 7 и парал. αγαπητο в нек. Арм. Матф. 3, 17 и пар. 2Петр. 1, 17 ), – Иоанна (III, 32 по Ефр. и Арм. ср. Иоан. 6, 53 – 59. 63 и 1 Иоан, 6–8, – III, 24 ср. Иоан. 5, 29 , μονογενο ς? по нек. Арм. ср. Иоан. 1, 14. 18 ,–3, 16. 18,– 1Иоан. 4, 9 ), – Деяния (II, 1–2 по Ефр. и Арм. предполагает Деян. 16, 12 и дал. ср. 18, 5 и 20, 1–6, – и имя Симона в 1, 1 ср. Деян. 8, 9 дал.), – послания Ап. Павла: к Римлянам (III, 5 ср. Римл. 1, 3 ), Коринфянам 1-е и 2-е (III, 24–28 ср. 1Кор. 15 главу, – самая мысль о составлении третьего и подложного послания Апостола к Коринфянам, как и Коринфян к Апостолу, могла возникнуть из 1Кор. 7, 1 и Кор. 5, 9, причем Македонский город Филиппы избран в виду того, что по 2Кор. 7, 5–9, 5 и каноническия послания к Коринфянам Апостол писал из Македонии, причем город Филиппы мог быть избран в виду Деян. 16, 12  и сл. и 1 Фессал. 2, 3), – Галатам (III, 2 ср. Гал. 1, 6 ,-III, 4 ср. Гал. 6, 17 ), – Ефесянам (III, 1 ср. Ефес. 1, 1 ,– Филим. 1 и 2,-III, 37 ср. Еф. 2, 12 ), – Филиппийцам (II, 3 по тексту св. Ефрема и Армянскому, ср. Филипп. 1, 23 и 2, 27, – III, 34 – 35 ср. Филипп. 3, 8. 11), – Фессалоникийцам (II, 1 ср. 1 Фессал. 2, 3, – III, 33 ср. 1 Фессал. 1, 16, -III, 24. 36–37 ср. 2 Фессал. 1, 5 дал.), – Колоссянам (1, 15 и III, 19 ср. Колосс. 2, 18), Тимофею (III, 5. 13–16 ср. 1Тим. 1, 16 и 2, 5. 5 – III, 36 ср. 1Тим. 1, 20 и 2Тим. 2, 17 , – III, 11 ср. 2Тим. 2, 26 , – III, 5. 34. 35 ср. 2Тим. 2, 8–9 , πρωτοτκου в нек. Арм. Римл. 8, 29 , – Кол. 1, 15. 18 ,– Евр. 1, 5 и Апок. 1, 5 ) и др. см. в примечаниях к тексту апокрифа 157 . 15)  Апокрифист выдает свой подлог: а) вышеуказанными буквальными заимствованиями из Новозаветных Писаний, – б) неестественным в устах Коринфян апостольского века „город Коринфян“, в тексте св. Ефрема и Армянском, вместо исправленного и более естественного „ церковь “ Латинского текста. Поэтому нельзя признать основательным, хотя на поверхностный взгляд и естественное, предположение, что в апокрифе этом мы имеем одно из тех подложных посланий Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Но это относится и к человеку. Человечество не отвергнуто Богом, а потому не может отвергаться и нами. Напротив, Бог спасает и просвещает человека. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Иоан. 3:16 ), «чтобы мир спасен был чрез Него» ( Иоан. 3:17 ). Христос есть «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Иоан. 1:29 ); «Он есть умилостивление за грехи»… «всего мира ( 1Иоан. 2:2 ) и в Нем Бог «примирил с Собою мир» ( 2Кор. 5,19 . Кол. 1,20 ). Именно поэтому Христос говорит о Себе: «Я свет миру» ( Иоан. 8,12 ; ср. Иоан. 3,19 и сл.); а об Апостолах: «Вы свет мира» ( Мф. 5:14 ); и указует, что Евангелие «должно быть проповедано» «во всех народах» ( Мк. 13:10 ), и «по всей вселенной» ( Мф. 24:14 )… Все это означает, что «мир» отвергается, поскольку он не в Боге или против Бога, не во Христе, или против Христа; поскольку он есть источник или орудие безбожной похоти; и что мир приемлется, как созданный Богом и получивший от Бога свой смысл и свое предназначение . Смысл же этот выражается словами: «Я победил мир» ( Иоан. 16:33 ); и потому: «дана Мне всякая власть на небе и на земле» ( Мф. 28:18 ); и еще: «все предано Мне Отцом Моим» ( Мф. 11:27 ). А предназначение мира таково, чтобы состоялось «устроение полноты времен» и чтобы «все небесное и земное соединить под главою Христом» ( Еф. 1:10 ). В этом и выражается идея и задание христианской культуры. Вот почему вся живая и глубокая традиция христианства не остановилась на отвержении богосотворенного мира и истолковала учение Христа в ином смысле. Она отвела аскезе значение драгоценного средства, очищающего душу и освобождающего ее; она выработала целую систему душевного очищения (монашество). Согласно этому, аскеза есть путь, ведущий к постижению Бога «в небе» и «на земле», «мироотвержение» же не является основною и последнею задачей христианина. Напротив, христианство приняло мир, благословило человека в мире и стало учить его не только христианскому умиранию, но и христианской жизни, и творческому труду.

http://azbyka.ru/osnovy-xristianskoj-kul...

читатель 1 июня 2013, 23:17 " Положи в своем уме и затверди в своей памяти, что Отечество и дом твой – на небесах. ... Ты покажешь, что душой, умом и сердцем из этого мира вышел и гражданство свое имеешь на небесах, хотя телом в мире обращаешься. " (Святитель Тихон Задонский. " Сокровище духовное, от мира собираемое. " Глава 32 " Сев и жатва " .) Николай для Читателя 1 июня 2013, 02:16 3) Если что - кроме Феофилакта Болгарского наверняка найдется еще много толкований этих строк. Кстати, скажите - а как бы Вы понимали слово " мир " в этих словах Спасителя к апостолам: " Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, по­тому не­на­видит вас мир. " (Ин., 15:19) Что значит " не от мира сего " ? Ведь они же не инопланетяне, а простые рожденные в Иудее рыбаки... И не все ведь люди мира поголовно их ненавидели - были же у апостолов последователи... Ну а насчет какое там слово стоит - то тут уж, пожалуйста, Вы потрудитесь: http://azbyka.ru/biblia/?1Jn.2&r Здесь к синодальному переводу справа вверху можно подключить параллельные переводы на греческий, славянский и латинский языки - и там смотреть какое слово употреблено, и искать значения слова в словарях :) Желаю успешных поисков, ведущих к верному пониманию Писания! Бог в помощь! Николай для Читателя 1 июня 2013, 02:05 2) 16. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. 17. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек. Мы сказали уже, что миром апостол называет порочных людей, как и Господь говорил ученикам: вы не от мира, как и Я не от мира (Иоан. 15,19; 17,16). Отец же сего мира, то есть мирского сладострастия и нестроения - диавол. Поэтому и Господь говорит об учениках Своих Отцу: не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла (Иоан. 17,15), то есть мира, о котором и в другом месте (1Иоан. 5,19) говорит апостол, что он во зле лежит. Иначе. Если злой противоположен благому Отцу, а служащий похотям мира не от Отца, но от мира, - очевидно, что кто не от Отца, но от мира, тот от диавола. Так и в Евангелии говорится иудеям: ваш отец диавол (Иоан. 8,44), то есть у вас наклонности плотские, которые сеет и возращает диавол. И эти мирские похотения непродолжительны и непостоянны, а что совершается по воле Божией, то продолжительно и вечно. Но благоразумным несвойственно обегать постоянное и хвататься за мгновенное; ибо поступать так значит то же, что строить дом на песке.

http://pravoslavie.ru/61767.html

залоге – быть освобожденным за выкуп) от суетнаго вашего жития, отцы преданнаго, но честною кровию, яко агнца непорочна и пречиста (ς μνο μμου κα σπλου – сн. Ис. 53:7 ; Иоан. 1:29 ) Христа ( 1Петр. 1:18–19 ). Иже и грехи наша вознесе (ννεγκεν) Сам на теле Своем на древо, да от грех избывше (τας μαρταις πογενμενοι – от πογγνεσϑαι, как латин. denascor – умирать, умерши вместе с Ним грехом), правдою поживем (2:24). И еще: зане и Христос единою (παξ) о гресех наших (περ μαρτιν μν) пострада, праведник за неправедники, да приведет ны Богови (3:18). В наставлениях апостола ясно утверждается, что крестная смерть И. Христа есть искупительная цена (λυτρϑητε, в словах Спасителя – λτρον) за грехи мира. На Него, как на невинного Агнца, перенесены были грехи наши с наказанием за них, и Он вознес их на теле Своем на древо, т. е. принес Самого Себя на кресте в жертву за грехи мира (у пр. Исаии, а затем и Предтечи, словами которых говорит ап. Петр, – жертву, имеющую сходство с жертвою повинности и пасхальною), и тем приобрел нам оправдание. Непорочность Агнца – основание, почему жертва угодна Богу. Иначе, – Искупителю вменена греховность мира с виновностью за грехи, а миру – праведность Искупителя, Его самопожертвование (взаимное вменение). Ап. Иоанн учит о смерти Христовой, что Иисус Христос по нас (πρ μν, т. е. вместо нас, за нас) душу Свою положи ( 1Иоан. 3:16 ), что Он явися, да грехи наша возьмет, и греха в Нем несть (3:5), и кровь Иисуса Христа очищает нас от всякаго греха (1:7). В Апокалипсисе двадцать четыре старца исповедуют в своей песни, обращенной к Агнцу: заклался, и искупил (γορσας от γυρζω – появляюсь на γορ – рынке, площади, закупаю там что-либо, вообще покупаю) еси Богови нас кровию Своею от всякаго колена, и языка, и людей, и племен ( Апок. 5:9 ). В евангелии, упомянув о совете Каиафы: уне есть нам, да един человек умрет за люди, а не весь язык погибнет, – прибавляет: сего же о себе не рече: но архиерей сый лету тому, прорече, яко хотяше Иисус умрете за люди, и не токмо за люди (πρ το ϑνους), но да и чада Божия расточенная соберет во едино ( Иоан. 11:49–52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

И так учил о Себе Иисус Христос не в конце только Своего общественного служения, будто бы значительно поздно придя к убеждению в Своем божественном Сыновстве. Уже 12-летним отроком Он говорил о Боге, как Своем Отце, в храме иерусалимском: не весте ли, яко в тех, яже Отца Моего, достоит Ми быти ( Лук. 2:49 ). В беседе с Никодимом, в первую пасху Своего общественного служения, Он усвоил Себе достоинство единородного Сына Божия: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный ( Иоан. 3:16 ). Утверждая Свое равенство с Богом Отцем, Иисус Христос учил, что Ему принадлежит одинаковое поклонение с Ним. Веруйте в Бога, и в Мя веруйте ( Иоан. 14:1 ), а вера составляет один из видов богопочтения: се есть дело Божие, да веруете в Того, егоже посла Он (Отец – Иоан. 6:29 ). Когда Иисус Христос требовал веры, то требовал не просто доверия к словам Его, а именно признания или исповедания Его единородным Сыном Божиим и истинным Богом, да всяк веруяй в Онь не погибнет ( Иоан. 3:16–18; 28–29 ; 1Иоан. 3:23; 4:15 ). Всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем Его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех ( Мф. 10:32 ; сн. 5:11; 10:37. 39; 19:29 и пр.). Он же учил: Отец суд весь даде Сынови, да вси чтут Сына, якоже чтут Отца; а иже не чтит Сына, не чтит Отца, пославшаго Его ( Иоан. 5:23 ). В прощальной беседе с учениками Он говорил им: иже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне... Доселе не просисте ничтоже во имя Мое: просите, и приимете, да радость ваша исполнена будет ( Иоан. 14:13; 16:24 ). Посему ложно утверждение рационализма, будто Иисус Христос не учил, что Ему должно воздавать поклонение, подобающее истинному Богу. Конечно, как явившийся не для того, чтобы Ему послужили, но послужити и дати душу Свою за мир, Он не мог требовать Себе поклонения до Своего воскресения и вознесения, пока не был прославлен и по Своему человечеству ( Филип. 2:10 ). Но по воскресении Он принял поклонение. Мироносицы поклонились Ему, как Богу ( Мф. 28:9 ; сн. 14:33), – и Иисус Христос не говорил им, как ап. Павел и Варнава, что поклонение принадлежит единому Богу ( Деян. 14:15 ). При вознесении Спасителя ученики Его также поклонишася Ему ( Лук. 24:52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010