Без совершенной очевидности того, «что Иисус есть Христос, Сын Божий» ( Иоан. 20:31 ), не было бы ни проповеди Апостольской, ни Евангелия, ни Церкви. За буквальную подлинность Евангелия ручается вся почти двухтысячелетняя история Церкви, ее безусловное благоговение даже в малейшей йоте или черте Евангелия и многие непререкаемые исторические памятники, и свидетельства. Но и без тщательных исторических исследований самый тон, дух и смысл Евангелия слишком необыкновенны и, без малейшего сомнения, делают очевидною для читателя (если только в нем самом нет болезненных условий) совершенную психологическую и фактическую невозможность человеческого творчества или подсочинительства в этой книге. Подлинно-евангельский необъятный и необходимый (истинно Божественный) религиозный смысл дела и жизни Иисуса Христа, абсолютно-безгрешный мировой характер Его учений и заповедей, их не-человеческая сила и власть, – все это в связи с чудесами и воскресением, с ясной и простой необходимостью уверило и уверяет Его последователей в Божестве Его и в безусловной правде Его свидетельства об Отце, о Себе и о Духе. Сущность христианского учения состоит в том, что «любовь Божия» ( Рим.5:5 ; Ефес.8:19 ), или жизнь Отца ( 1Иоан.1:2 ), т. е., нравственное содержание существа Божия (раскрывшееся в деле и любви Иисуса Христа) делается достоянием человеческого сердца и полагается в основу его жизни, как Божественный всеобщий жизнесозидательный принцип. В развитии всех высших сил и способностей нашего духа мы наблюдаем частное многостороннее раскрытие этого единого принципа. Человек истинно может жить только по Творческим законам бытия, по разуму Божию, по идеалам Божественного совершенства. Ум у нас такой, а не иной, потому что такова его природа и таким развивают его факты и впечатления мира; а в этой созидающей и воспитывающей наш ум среде выразился Разум Творца. Кто шире имеет опыт в познании природы мира и духа, кто дальше в нее проникает, и кто объективнее мыслит, тот и стоит ближе к идеалу познания.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

Взгляд церковного человека отличается от взгляда человека мирского. Во-первых, Церковь видит все происходящее с точки зрения той цели, для которой она была основана Господом нашим Иисусом Христом - с точки зрения вечного спасения людей. Во-вторых, мир видит историю через призму текущих пертрубаций, Церковь видит текущие пертрубации через призму истории - а история у нее длинная, в ней чего только не было. Мирской человек полностью поглощен текущими страстями - и именно исходя из них принимает решения, которые могут иметь долговременные или даже вечные последствия. Но на шкале истории Церкви нынешние волнения - это очень короткий отрезок. Церковь знает, что и это пройдет. Есть то, что действительно важно - верность Господу и созданной Им Церкви, хранение Его заповедей. “И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек” (1Иоан.2:17). Рейтинг: 10 Голосов: 2 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Антон Иванов 10 апреля 2014, 12:12 Давно наблюдаю публикационную активность этого автора. Интересно, что станет он говорить, когда защищать Родину придется уже в Российской Федерации? Конечно, ненависть калечит душу. Конечно, все нужно делать со смирением и любовью, со стремлением выполнить волю Божью и с призыванием Его на помощь. Вот только междустрочие многочисленных статей автора провозглашает некую попытку " духовного обоснования " тезиса о хате с краю, и, видимо, практический пацифизм, с оттенком ереси уранополитизма заодно. Могу ошибаться, но вот у меня такое впечатление сложилось. Василий Н. 27 марта 2014, 23:35 Согласен с автором. Молиться нужно о мире. Новости по телевизору не смотрю принципиально, так как им верить нельзя. Сергий 27 марта 2014, 19:23 Ksenia: " Уважаемый Сергий, забырайте Крым, только давайте жить дружно!) И правда не с вами, а с Богом, давайте, друзья ее искать! " Забрать Крым не могу. Нет ни прав, ни средств, ни сил. Дружно жить - это прекрасно. И мы не собирались ни с кем воевать. Вот только представители западной Украины почему то решили москалей ставить на ножи, стереть Россию с лица земли, а сегодня эвакуируют свое посольство из Москвы потому, что России должны объявить войну. Правда действительно с Богом и с теми, с кем Он. И в сегодняшней ситуации на Украине, Бог не с фашистами, и не с псевдоправославными, униатами и прочими сектантами, а с гонимыми священниками и прихожанами канонической Украинской Православной Церкви МП и со всеми честными людьми Украины. Насколько честны вы сказать не могу. Наше дело правое, поэтому с нами Бог, а значить и правда. И это великая милость для таких грешников как я.

http://pravoslavie.ru/69470.html

Мы призваны подражать Ему. " Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев " (1Иоан. 3:16) Верность - это свойство Бога, и вся наша надежда вечного спасения стоит на том, что Бог верен своим обетованиям. Мы можем полностью полагаться на Его слово. Наша вера в Него проявляется в верности. " Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни " (Откровение 2:10) Примеры верности до смерти у нас перед глазами. 5 сентября мы вспоминали годовщину декрета " О красном терроре " , положившего начало массовым преследованиям " врагов советской власти " , и, особенно духовенства. Террор - который продолжался, то усиливаясь, то несколько стихая, десятилетиями - делал священническое служение смертельно опасным. Принимать рукоположение, чтобы занять место священника, уже казненного большевиками, значило идти на верную смерть - и люди шли на это. Почему? Потому что они всерьез верили во Христа и желали исполнить Его слова: " И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается " (От Луки 22:19-20) Можно было верить " в душе " и молиться тайком - это было несравненно безопаснее. Но люди исходили из того, что их долг - долг стоящий того, чтобы умереть - состоит в том, чтобы возвещать народу слово Божие и преподавать ему Таинства. Они верили словам Господа: " истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день " (От Иоанна 6:53-54) Священник - это человек, через которого действует Христос. Христос отпускает грехи его устами и преподает Тело и Кровь его руками. Через священника Христос передает верующим дар прощения грехов и вечной жизни. Евхаристия - это свидетельство верности Бога Своему творению. Я не клирик, но несколько раз меня призывали помогать при Причастии. Это вызывает трепет - я видел, как люди, которых искупил Христос, приступают к Таинству вечной жизни. Нет ничего более важного, необходимого и спасительного, чем это - и люди шли на мучения и смерть, лишь бы совершать Евхаристию, как заповедал Господь.

http://radonezh.ru/2020/09/08/o-raznice-...

5. Ведать подобает, что есть три начала наших помыслов: от Бога, от дьявола и от нас. От Бога, – когда Он удостаивает нас посетить просвещением Св. Духа, возбуждая в нас или рвение к высшему преуспеянию, или сокрушение о малоуспешности и поблажках лености и беспечности; или когда открывает нам небесные тайны, и намерения наши обращает к лучшим делам. Так Господь внушил Артаксерксу спросить памятные книги; и он, узнав по ним о благодеяниях Мардохея, тотчас отменил прежнее свое жестокое определение об избиении народа Иудейского ( Есф. 6 гл.). Так и Апостолам обетовано: «не вы будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас» ( Мф. 10, 20 ). – От дьявола происходят помыслы, когда он покушается преткнуть нас, возбуждая чрез них страстное услаждение, или с лукавейшею хитростью представляет зло под видом добра, «преобразуясь» пред нами «в ангела светла» ( 2Кор. 11, 14 ). Так он «вложил в сердце Иуде Искариотскому предать Господа» ( Иоан. 13, 2 ), – и Анании, – «солгать Духу Святому» ( Деян. 5, 3 ). – От нас самих рождаются помыслы, когда естественно воспоминаем, что видели, слышали, или делали (– Соб. 1.19). 6. Эту троякую причину помыслов надлежит нам всегда иметь во внимании, чтоб по ним не обсуждать возникающие в сердце нашем помыслы и соответственно тому относиться к ним. В сем отношении нам надобно подражать искусным монетчикам (менялам), – которые умеют верно узнавать, – золото ли, и чистое ли золото в монете, или медь, похожая блеском на золото, – царское ли на ней изображение, и если царское, законно ли оно представлено, – имеет ли также монета и законный вес. Все подобное духовно должны мы делать относительно помыслов. Во первых обсудить, – истинно ли то, что вошло в сердца наши, или нет. Например, если предложено какое либо учение, надобно рассмотреть, очищено ли оно Божественным огнем Святого Духа, или принадлежит к Иудейскому суеверию, или исходит от надменной философии мирской и носит только личину благочестия. Поступив так, мы исполним Апостольское наставление: «не всякому духу веруйте, но искушайте духи, аще от Бога суть» ( 1Иоан. 4, 1 ); и будем безопасны от уклонения от истины.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Но может ли бедствие, которое претерпевает сообщество в целом, быть результатом укоренившегося в сообществе греха? Да, так бедствия, которые Россия пережила в ХХ веке, явились результатом того, что русские люди совратились в богоборческую идеологию и поверили лжи; при этом бедствия явились, хотя и не все русские люди совратились, и пали на всех — на тех, кто совратился, кто не совращался а, напротив, противился, на тех, кто просто тихо хотел жить своей тихой жизнью, а ГПУ к ним само пришло. В этом случае имеет смысл говорить, что бедствие явилось результатом греха, но нет смысла говорить - это совсем другое утверждение - что каждый конкретный пострадавший пострадал за свой личный грех. Окончательное воздаяние злым и добрым совершится в День Суда, пока он не совершился, и мир в котором мы живем, никоим образом не справедлив; напротив, по слову Апостола, весь мир лежит во зле. (1Иоан.5:19). Явилось ли гаитянское землетрясение результатом гаитянского бесопоклонства — мы точно не знаем, хотя это представляется весьма правдоподобным. Мы знаем, что при этом бедствии пострадали разные люди, нечестивые и благочестивые, лично виновные в поклонении духам и лично невиновные в нем, и самой уместной реакцией будет — по слову Апостола — просто плакать с плачущими. Но для нас, православных христиан, это служит напоминанием об одной важной истине. Мы не можем снять с себя ответственность за общество в целом, не можем укрыться в своем чистом, уютном православном мире, предоставив внешним ходить их опасными путями. Социальные бедствия, которые приносит с собой утвердившийся в обществе грех, касаются всех — и тех, кто активно предавался этому греху, и тех кто был от него чист. Как сказал Господь пророку Иезекиилю, " Когда Я скажу беззаконнику: " беззаконник! ты смертью умрешь " , а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, - то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, - то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою. (Иез.33:8,9) "

http://radonezh.ru/analytics/uroki-katas...

Христиане в этом мире являются посланцами примирения. «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя [людям] преступлений их, и дал нам слово примирения» (2Кор.5:19) Мы не можем примирить великие державы и военные блоки — но мы можем быть посланцами мира для людей, на которых мы имеем влияние. Мы не должны своими словами умножать ярость и ненависть. Как говорит Господь, «от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Матф.12:37) Ни один раздраженный и испуганный человек в сети не был переубежден такими же раздраженными и испуганными словами с другой стороны. Обмен нападками и обвинениями не приводит ни к чему, кроме умножения боли и страдания. Это понятная эмоциональная реакция падшего человеческого сердца — но реакция неверная. Не нужно входить в такой обмен ударами. Можно сказать по-другому: «Я сам глубоко скорблю о происходящем. Я понимаю, что ты встревожен — и, тебе, наверное, гораздо тяжелее, чем мне. Я плачу вместе с тобой». Это не значит, разумеется, что вы соглашаетесь с политической позицией собеседника или с его оценкой ситуации. Это значит, что вы видите в нем, прежде всего, страдающего человека — и брата. Ваш собеседник в сети — не враг, не предатель, не людоед — он просто испуганный мирный обыватель, как и вы. У вас намного больше общего с ним, чем с теми, кто отдает приказы той или иной стороне. Бог хочет, чтобы мы проявляли любовь друг ко другу. «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1Иоан.4:7,8) Конечно, на фоне Интернета, полного ярости, злобы и злорадства, это звучит как послание из иного мира — но это и есть послание из иного мира. Мы, христиане, люди не от мира сего, мы принадлежим к тому Небесному Иерусалиму, где «Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:9) Он хочет, чтобы мы были источником любви и утешения друг для друга. Гнева и ярости в мире достаточно и без нас. Когда вы негодуете и проклинаете — возможно, вы и правы, в аду все правы. Это в раю все прощены. Но при этом вы только расшатываете свою психику и приводите себя во все более жалкое состояние.

http://radonezh.ru/2022/03/02/bog-utesha...

К тому же. Знание человеческого ума в известной степени причиняется вещами; поэтому познаваемое – мера человеческого ума. Рассуждение ума истинно потому, что именно так обстоит дело в реальности, а не наоборот. 276 Но Божий ум – причина вещей, [он создает их] своим знанием. Следовательно, его знание должно быть мерой вещей, как, например, искусство есть мера искусственных [созданий]: каждое из них совершенно в той мере, в какой согласуется с искусством. Таким образом, Божий ум так относится к вещам, как вещи – к человеческому уму. Но ложь, причина которой – в несовпадении человеческого ума и вещи, существует не в вещах, а в уме. Следовательно, если бы между Божьим умом и вещами было какое-либо несовпадение, ложь была бы в вещах, а не в Божьем уме. А в вещах нет лжи: ведь «сколько у чего-то бытия, столько и истинности». 277 Значит, между Божьим умом и вещью нет несовпадения, и не может быть никакой лжи в Божьем уме. И еще. Как истина – благо ума, так ложь – его зло: 278 мы по природе стремимся узнать истину и избегаем быть обманутыми ложью. Но в Боге не может быть зла, как доказано (1, 39). Следовательно, в нем не может быть и лжи. Поэтому и в Послании к Римлянам сказано: «Бог правдив» ( Римл. 3:4 ); и в Книге Чисел: «Бог не человек, чтоб Ему лгать» ( Числ. 23:19 ); и в Послании Иоанна: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Иоан. 1:5 ). 273 Т.е. каждое из пяти чувств (более низкие познавательные силы) познает отдельные акциденции, например, данное белое или длинное; более высокие познавательные силы (общее чувство, воображение, рассудок) способны объединить множество этих разрозненных данных и увидеть их принадлежность к одному предмету, например, человеку Платону. Обычный пример – лицо. Чувство (зрение) воспринимает разрозненное множество оттенков цвета, очертаний и проч. Чтобы увидеть в этом одно лицо и узнать его, нужны способности более высокого порядка. Рассудок (логос, рацио) позволяет образовать понятие одного предмета, например, человека или дерева, и отнести к нему данные признаки. Общее чувство позволяет объединить данные всех пяти чувств, отнеся их к одному предмету, например, идентифицировать это белое как одновременно длинное, теплое, издающее данный звук и данный запах. Воображение позволяет запоминать, узнавать предмет и накапливать опыт.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

А что сказать о той великой жертве, которая принесена некогда на кресте Сыном Божиим? Не всех ли нас она объемлет своими спасительными действиями? Не все ли мы, будучи естеством чада гнева и противления ( Еф. 1:3 ; Кол. 3:6 ), во Единородном Сыне Божием, стали присными Богу и нареклись чадами Божиими ( 1Иоан. 3:1 ; Еф. 2:19 )? Не у всех ли нас один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф. 4:5 ), одно упование, коим воодушевляемся, одно царствие, к коему стремимся, и одна благодать, коей спасаемся? Не у всех ли един ходатай Бога и человеков Христос ( 1Тим. 2:5 .), совокупляющий Собой и в Себе всех нас в одно таинственное тело, коего мы члены, а Он глава? Нельзя не назвать блаженными тех, которые видели Господа, жили с Ним и служили Ему от своих имений; и если бы Он – Спаситель и Господь наш – благоволил ныне явиться среди нас, требуя от нас благих наших: то кто из нас не поспешил бы повергнуть к стопам Его и себя самого, и все стяжение свое? Между тем, братия, этот Господь, для коего мы не пожалели бы и самой жизни, предстоит нам и ныне, как и всегда, – предстоит невидимо и видимо; – невидимо в Своей Божественной Ипостаси; – видимо в лице бедных и нищих мира сего, коих Он не стыдится братией нарицати ( Евр. 2:11 ). Что же препятствует св. желанию в нас, если только оно есть, делиться с Ним нашими благами земными? Не все ли равно благотворить, Ему ли Самому лично и непосредственно, или тем, на коих Он указывает, как на Своих представителей? Не все ли равно, когда всякую милостыню, всякое подаяние, кому бы оно ни было сделано, Он вменяет Себе и обещает воздать каждому и за чашу воды, поданной во имя Его? Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (Мф. 25:40). И иже аще напоите вы чашею воды во имя Мое, не погубите мзды своея ( Мар. 9:41 ). О счастливы те, кои, памятуя слово Божие и водясь духом Христовым, не презирают нища и убога, а милостиво призирают на них, сочувствуют им и делятся с ними от своих праведных трудов! Благословения земли и неба не престанут ходить во след им в род и род. В род и род пребудет память с похвалами тех, кои смотрят на блага мира сего, как на временные дары Божии, и разделяют их с теми, коих доля видимо злополучна.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Кирилл 4 апреля 2012, 01:13 Андрею: Новый Завет и Ветхий непосредственно связаны, так что неверно говорить, что мы живём во времена Нового Завета, и при этом негласно открещиваться от старого. Христианство - это продолжение ветхозаветной религии, первые христиане вообще не отделяли себя от иудеев и молились с ними в иерусалимском храме. Чёткое различие появилось где-то в конце 1-го века. Основная богослужебная книга христианской Церкви всех времён - ветхозаветная Псалтирь. Да и сам Христос сказал в притче о богатом и Лазаре: у них есть Моисей и пророки. Андрей 3 апреля 2012, 14:22 к Дмитрию Матыс: и за второе омытие благодарю Вас. Дмитрий Матыс 3 апреля 2012, 14:08 К Андрею Ну и к чему вы это написали?Бессмыслица какая-то... А в статье о.Павла все черным по белому написано. Андрей 2 апреля 2012, 21:40 к Дмитрию Матыс: Кавычки принято ставить там, где есть цитирование – чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать статью (плюс молитвослов) и сопоставить. Получается, что комментарии, выходящие за рамки сего факта, попадают в ранг домыслов. Помню, что книга, в которой было рассказано о степенях раба, наемника и сына, была написана не Вами. Но рад тому, что эта книга популярна – заметно, что Вы внимательно ее прочли. Простите за повтор: Ветхий Завет знать полезно, и даже нужно! Но все-таки, остаюсь в числе тех, кто считает, что живет во время Нового Завета. Дмитрий Матыс 2 апреля 2012, 19:01 Ещё к Андрею: И,чтобы быть сыном нужно долгий путь пройти. С раба и наемника. А преждевременные мыслепарения о " гарантированном сыновстве " - верный путь к тому, что даже наёмником не станешь. Да, страх Господень - это лишь начало мудрости (Пс110:10). Но если не начать с этого, то и до любви, которая " изгоняет страх " (1Иоан.4:18)не добраться. Сам Господь говорил: " Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все " (Матф.5:17-18).

http://pravoslavie.ru/52620.html

Столько же замечательны и совершенно одинакового значения выражения св. Луки в родословии Христа Иисуса. Родословие начато тем, что Иисус назван только мнимым сыном Иосифа, – а окончено так: Божий, т.е. сын ( Лук. 3, 23. 38 ). Ап. Павел также учил: «послал Бог Сына своего, который родился от жены», но не от мужа ( Гал. 4, 4 ). б) Другое преимущество человечества Иисусова, по учению откровения, состояло в свободе его от наследственной порчи. Апостол учит: посла Бог Сына своего в подобии плоти греха и осуди грех во плоти ( Рим. 8, 3 ). Плоть, человеческая природа, принятая Сыном Божьим, была только подобна ( εν δμματ) нашей грехолюбивой, склонной к греху, плоти ( σορκος αμαρτια, а не αμαρτηματο § 140.); след. была не такая же испорченная, как у нас ; для того, чтобы страданием осудить виновность нашей плоти, принял Он безгрешное человечество. Так объясняются слова апостола отцами церкви 79 . Дух Святый найдет на тя и сила Вышняго осыпит тя: темже и раждаемое свято, наречется Сын Божий, говорил ангел св. Деве ( Лук. 1, 35 ). Словами о наитии св. Духа решено недоумение Девы: како будет сие, идьяже мужа не знаю? Слова же: тем же и раждаемое свято, наречется Сын Божий, показывают особое последствие того же наития небесного. Раждаемое свято – γεννμενον γιον и по самой букве означает порождение святое, такого рожденного, который в существе своем не имеет ничего нечистого, весь свят и по душе и по телу и не занял ничего нечистого со стороны; это Сын Божий. Таково значение порождения святого и по связи мыслей. Если родился Иисус от Девы, по наитию Духа Св.: то естественно ожидать, что родился чистый и непорочный. Сила Духа Божия помогала бесплодным чревам Сарры и Елисаветы в рождении; но так как там участвовало и испорченное семя мужа, то раждались чада испорченного Адама. Здесь действовал один Дух св. и явилось порождение чистое, святое 80 . в) По учению слова Божия, Христос Иисус был свободен и от всякаго личнаго греха. Он был αμνς μωμος κα σπιλος агнец чистый и непорочный (Мат. 1, 19), μ γνς αμαρταν-не знавший греха ( 2Кор. 5, 21 ), иначе безгрешный ( Ис. 59, 8 ). Он не творил греха и лести не было в устах Его ( 1Петр. 2, 22 ). Нет в Нем греха ( 1Иоан. 3, 5 ). Во всем был искушаем, кроме греха ( Евр. 4, 1.5 ). Искуситель искушал Его, но был побежден Им (Мат. 4. 1–11). Враги не могли обличить Его ни в каком проступке ( Иоан. 8, 46 . Мат. 26, 59. 60). Он δικαιος-праведен ( 1Иоан. 2, 1 ) οσιος-свят ( Евр. 7, 26 ). Он свободно свидетельствовал о Себе, что совершенно покорен Он воле Отца небесного ( Иоан. 8, 20; 10, 17. 18; 14, 31 . Лук. 22, 42 ). И апостол говорит, что Он послушен был Отцу своему во всю жизнь, до того, что понес смерть крестную ( Фил. 2, 8 ). § 180. Иисус – Сын Божий

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010