Короче: надлежало сперва разными способами и в разных отношениях приготовить род человеческий к приятию от века предопределенного Искупителя, а потом-то уже явиться Искупителю. Бесконечно-Премудрый так действительно и поступил. §129. Приготовление Богом рода человеческого к принятию Искупителя и вера в Него во все времена Это приготовление Богом рода человеческого к принятию Искупителя представляет два великие периода: период первый – от Адама до отца верующих, Авраама (ок. 3448 лет); период второй – от Авраама до самого пришествия Искупителя (ок. 2060 лет). В первый, наиболее обширный, период приготовлял Бог весь род человеческий одинаким образом. 1) Как только пали наши прародители, обольщенные змием, Бог – а) изрек им обетование, что семя жены сотрет главу сего змия ( Быт. 3, 15 ), т. е. что имеющий родиться от жены Искупитель ( Гал. 4, 4 ) разрушит дела диавола ( 1Иоан. 3, 8 ), и избавит род человеческий от всех гибельных следствий падения ( Евр. 2, 14 ); а с тем вместе б) установил жертвоприношения, в прообраз той великой жертвы, которую имел принести Мессия на Голгофе за грехи всего мipa ( Евр. 9, 26; 10, 11. 12 ) 57 . Со времени этого первоевангелия о Мессии, возвещенного еще в раю, и установления жертв, указывавших на Его страдания и смерть, спасительная вера в Господа Иисуса уже непрерывно существовала в человеческом роде. По этой вере, Адам нарек имя жене своей: жизнь ( Быт. 3, 20 ), хотя и слышал приговор Судии: земля еси и в землю отъидеши (- 19); по этой вере, Ева нарекла своего первенца Каина: стяжах человека Богом ( Быт. 4, 1 ); по этой, без сомнения, вере, ипостасная Премудрость Божия, как свидетельствует премудрый и как исповедует св. Церковь , первозданного отца мipy единаго созданнаго сохрани, и изведе его от греха его ( Прем. 10, 1 ) 58 : ибо несть иного имени под небесем, данного в человецех, о нем же подобает спастися нам ( Деян. 4, 12 ), кроме имени Иисус-Христова.. Сею верою потом множайшую жертву Авель паче Каина принесе, еюже свидетельствован бысть быти праведник ( Евр. 11, 4 ). Сею верою Енох преложен бысть не видети смерти; и не обреташеся, зане преложи его Бог: прежде бо преложения его свидетельствован бысть, яко угоди Богу (- 5). Сею же, без сомнения, верою в грядущего Мессию водились Енос, Мафусал, Лемех, Ной и все другие патриархи и праведники, о которых говорится, что они уповали призывати имя Господа Бога ( Быт. 4, 26 ), что они угодили Богу (- 6, 9), обрели благодать пред Господем (- 8): ибо без веры в Искупителя невозможно угодити Богу ( Евр. 11, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Много стало являться таких лжеучителей, которые не в силах были допускать слабым умом своим основного догмата христианства – воплощения Сына Божия. По древним свидетельствам Отцов и Учителей церкви (35) Иоанн вообще в посланиях своих обличает главным образом лжеучение гностиков: эвионитов и докетов (напр. 1 посл. 2, 18. 19. 22. 23. 4, 2. 3. 5. 6–8. 2 послан. 7–11), хотя и не входит в ближайшее рассмотрение частных видов основания этих лжеучителей и прямой полемики собственно не дает. Имея в виду ереси, он излагает положительное истинно-христианское учение и речь его носит на себе общий характер: относится и к эвионитскому – рационалистическому отрицанию Божества в Иисусе и к пантеистическому – отрицанию докетами человечества Христова, как лжеучениям составлявшим средоточный пункт всех ересей. Антихристи мнози быша ( 1Иоан. 2, 18 . ср. 2Иоан. 7 ). Конечно всякий из них имел свою особенность и несовершенно сходился в мнениях с подобными лжеучениями (всегдашний существенный признак ересей); – у каждого из них, естественно, основное лжеучение разнообразилось, по крайней мере в формах, и изменялось по личным воззрениям и собственным измышлениям. Впрочем неоспоримо достоверное предание, начиная с Иринея (35), свидетельствует, что Иоанн Богослов прежде всего имел в виду дуалистическое учение: Эфесских Керинфиан, прямых последователей Эфесского ересиарха Керинфа и – язычествующих докетов всей Малоазийской области. – Керинф не отвергал ни земного Иисуса, ни божественного Христа, но разделял в Нем оба эти свойства, как совершенно различные между собою, так что, будто, соединение их во Христе было только временное, при крещении Его во Иордане, и окончилось во время Его страданий (36). По этому учению, человек – Иисус был только носителем Божества, которого спасительный Логос (Слово) избрал на короткое время, чтобы явить себя миру. Докетизм, выродившийся из языческого дуалистического мировоззрения, учил, что страдания, смерть и вообще все человечество Христа было лишь одним представлением (δκησις), неясным образом, оптическим обманом, подобно фантастическим изображениям богов в языческой мифологии (37). См. еще в объясн. 2-го ст. 4-й гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Мы сказали уже, что миром апостол называет порочных людей, как и Господь говорил ученикам: вы не от мира, как и Я не от мира (Иоан. 15,19; 17,16). Отец же сего мира, то есть мирского сладострастия и нестроения - диавол. Поэтому и Господь говорит об учениках Своих Отцу: не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла (Иоан. 17,15), то есть мира, о котором и в другом месте (1Иоан. 5,19) говорит апостол, что он во зле лежит. Иначе. Если злой противоположен благому Отцу, а служащий похотям мира не от Отца, но от мира, - очевидно, что кто не от Отца, но от мира, тот от диавола. Так и в Евангелии говорится иудеям: ваш отец диавол (Иоан. 8,44), то есть у вас наклонности плотские, которые сеет и возращает диавол. И эти мирские похотения непродолжительны и непостоянны, а что совершается по воле Божией, то продолжительно и вечно. Но благоразумным несвойственно обегать постоянное и хвататься за мгновенное; ибо поступать так значит то же, что строить дом на песке. Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Последнее время. Легче объяснить так. Поскольку соборное послание направлено ко всякому человеку, а предел жизни не для всех один, собственная же кончина никому не известна, то апостол прилично напоминает каждому о его кончине, чтобы каждый чувствовал, что наступает последнее время его жизни, и непрестанно был трезвен, и чтобы таким образом все христиане всегда проводили жизнь непорочную и совершали дела чистые. Иное объяснение, смеяться над которым было бы неуместно и безумно. Всякая вещь может быть разделена на три части: начало, середину и конец. Без сомнения, нет ничего несообразного назвать концом все то, что следует далее середины. Посему, если Господь пришел в середине десяти тысячелетий (ибо Его пришествие на землю было почти в 5500 году), то все следующее за сим время, без всякого спора, может быть названо последним. И как порядок тысячелетий в пришествие Господне переступил за середину, то все последующее за сим время прилично может быть названо последним. Истинность такого объяснения принимает и Иоанн Златоуст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1054...

На ваше последнее признание, что вы радостно и спокойно приближаетесь к смерти, – ничего не скажу. Будущее, неизвестное и вам, и мне, скажет свое слово о вашем спокойствии и вашей радости... Простите, если чем нечаянно обидел вас, Л. Н-ч. Говорю «нечаянно», потому что во все время писания не замечал в себе ничего к вам враждебного. Напротив, с первых страниц моего письма всплыли из далекого прошлого наши дружеские отношения, и образ их не покидает меня доселе. Мне грустно, что их нет теперь и не может быть, пока между нами стоит Он, Господь мой и Бог мой, молитву к Кому вы считаете кощунством, и Кому я молюсь ежедневно, а стараюсь молиться непрестанно. Молюсь и о вас, и о близких ваших с тех пор, как разойдясь с вами, я после долгих блужданий по путям сектантства вернулся в лоно Церкви Христовой. Для всех нас «время близко», а для вас, говоря по человеческому рассуждению, – и очень близко... Но я не теряю окончательной надежды, что вам, которому так хорошо знакомо слово евангелиста Иоанна, что «всякий, не делающий правды, не есть от Бога» ( 1Иоан. 3:10 ), откроется истинный смысл и другого слова того же апостола любви, что «не есть от Бога и всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти», тогда, может быть, в последние минуты вашего земного странствия, Образ Воскресшего зажжется ярким пламенем, в душе вашей, и вы, выйдя из мрака в «чудный свет» Его, подобно блаженному Августину , если не воскликнете, то в тайне сердца вашего изречете: Sero te amavi, pulchritudo tam antiqua et tam nova, sero te amavi! М. А. Н-в. Вышний-Волочек, Тверской губ. 29 мая 1901 г. Открытое письмо болящему гр. Л.Н. Толстому от бывшего его поклонника. Михаил С-ко «Души праведные в руке Божией и мучение не коснется их» (1), «хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда на них полна бессмертия» (4), надеющиеся на Него познают истину» (9), «Праведник, если и рановременно умрет, в покое будет» (4:7), «беспорочная жизнь возраст старости» (9), «Праведники живут во веки (5:15), «Непобедимый щит святость» (19). «Злодеяние ниспровергнет престолы сильных» (24), «Господь испытает намерения» (6:3).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

О безгрешности Иисуса Христа свидетельствуют близкие к Нему лица – Иоанн Предтеча и апостолы. Иоанн, самый строгий, святой и великий пророк своего народа, чуждый всякого лицеприятия, пред которым благоговел весь народ ( Марк. 6:20 ; сн. Мф. 11:11 ), свидетельствовал о Иисусе: се, Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Иоан. 1:29 ), имея в виду пророчество Исаии о Нем: яко беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его; Той язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша ( Ис. 53:4, 59 ). Себя он считал недостойным не только совершить крещение над Ним ( Мф. 3:14 ), но и развязать ремень обуви Его ( Лук. 3:16 ), а он мог близко знать Иисуса с раннего детства. Убеждение в безгрешности И. Христа было общим и у всех апостолов. Таковым они признавали Его еще во время Его земной жизни. После чудесного лова рыбы ап. Петр от лица всех их говорил: изыди от Мене, яко муж грешен есмь ( Лук. 5:8 ). Но с особенною ясностью они свидетельствовали о безгрешности Иисуса Христа по вознесении Его на небо. Ап. Петр именует Его непорочным и пречистым Агнцем (μνος μωμος κα σπιλος – 1Петр. 1:19 ), И научая подражать Его примеру, свидетельствует о Нем: Христос греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его; Иже укоряем (будучи злословим) противо не укоряше, стражда не прещаше (не угрожал)... Грехи наша Сам вознесе на теле Своем на древо (2:23–24), что Христос единою о гресех наших пострада, праведник за неправедники (3:18; сн. Деян. 3:14 ). Ап. Иоанн учил о Нем: аще кто согрешит, ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника ( 1Иоан. 2:1 ; сн. 2:19; 3:7), что Иисус явися, да грехи наша возьмет, и греха в Нем несть (3:5). Такое же убеждение в безгрешности И. Христа выражает ап. Павел. Он учит, что Его, не ведавшаго греха, Бог по нас грех сотвори (в рус. пер. – сделал для нас жертвою за грех), да мы будем правда Божия (праведными пред Богом) о Нем ( 2Кор. 5:21 ), что в лице Его имамы архиерея, который может спострадати немощам нашим, ибо был искушен по всяческим, кроме греха ( Евр. 4:15 ); что Он архиерей преподобен (σιος), незлобив (хαхος), безскверен (μαντος), отлучен от грешник, Который не имел нужды приносить жертвы за Свои грехи (7:26–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Осознание Христом собственной чистоты резко отличает Его от других верующих. Чем ближе христианин становится к Богу, тем острее ощущает он тяжесть своих грехов. Иисус не испытывал ничего подобного. Он жил ближе к Богу, чем кто бы то ни было, и совершенно не чувствовал Себя грешником. Отметим также, что об искушениях Христа прочитать в Писаниях можно ( Лук. 4 ), а вот о грехах – нет. Он никогда в них не исповедуется, никогда не просит об отпущении прегрешений, хотя и велит это делать Своим ученикам. У него явно не было чувства вины, столь знакомого грешникам. Свидетельства Его друзей Все герои Библии в той или иной мере несовершенны. В Ветхом Завете даже Давид и Моисей несвободны от недостатков, а в Новом Завете мы на каждом шагу читаем о недостатках апостолов. Что же до Христа, то мы не найдём ни одного упоминания о Его грехах. Почему следует в этом вопросе изучать свидетельства Его учеников? Этому есть несколько причин. 1 . Они провели около трёх лет рядом с Иисусом. 2 . Будучи евреями, они с рождения знали о греховности всех людей, включая их самих. 3 . Они подтверждают безгрешность Христа не прямо, а косвенно. Апостолы не намерены были доказывать безгрешность Христа. Однако из их замечаний следует, что для них она как бы сама собой разумелась. «Абсолютно невероятно, что кто-то из учеников мог бы вначале выдумать, а затем описать личность Христа, описанного в Евангелиях», – указывает А.Е.Гарви. Находясь с Ним рядом, они не усматривали в Нём грехов, которые видели в себе. Они могли раздражаться, сердиться, спорить, но за Иисусом ничего подобного ни разу не замечали. В силу своего строгого иудейского воспитания они ни за что не признали бы Христа безгрешным, если бы в этом была хоть тень сомнения. Его ближайшие ученики Пётр и Иоанн так свидетельствуют о Его чистоте: «...но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца...» ( 1Пет. 1:19 ). «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его...» ( 1Пет. 2:22 ). «И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нём нет греха» ( 1Иоан. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Палестинское Общество имеет следующий знак для своих членов: Золотой крест. На нем щит, на белом поле которого золотая монограмма имени Христа между буквами Альфа и Омега. Кругом щита, на черной ленте слова пророка Исаии (62: 1): «Не умолкну ради Сиона и ради Иерусалима не успокоюсь». Другая надпись на обратной стороне щита, на белом поле: «Благословит тя Господь от Сиона и узриши благая Иерусалима» ( Пс. 127: 6 ). Вот притча! скажем и значение ее ( Дан. 2: 36 ). Щит, это – Церковь , Иерусалим. Основание Церкви – крест. Две стороны щита – две стороны Церкви. Займемся сперва переднею видимою стороною щита. Белое поле с золотыми буквами, окруженное черною лентою, это – настоящая видимая сторона Церкви, основатель которой, Иисус Христос, как солнце в мире, сияет в ней Своим именем (Христос), пред Которым преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних ( Фил. 2: 10 ). Как человек, собирая мертвые буквы в одно целое, составляет из них живое слово, так Дух Святый, собирая смертных людей, составляет из них одно живое тело, которого Голова-Начальник есть Иисус Христос ( Еф. 1: 22,23; 2: 22; 4: 15, 16 ). В Нем, в Истинном Слове Божием, черпают свою силу, премудрость и славу двадцать четыре апокалипсические старца, окружающие Его в белых одеяниях с золотыми венцами, как 24 буквы греческого алфавита от Альфы до Омеги (Αпок. 1: 10; 4: 4; 5: 8, 12). Ho эта светлая часть воинствующей Церкви имеет и темную полосу зла: весь мир лежит во зле ( 1Иоан. 5: 19 ). Белое воинство Христа (Αпοк. 19: 14) борется с этим черным злом. Каждый из них, неся крест терпения Христова и укрываясь щитом веры, исповедуемой Церковью , до конца ( Мт. 24: 13 ) стоит на поле брани. «Не умолкну, взывает он, ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его, и спасение его – как горящий светильник» ( Ис. 62: 1 ). Другая, совсем белая сторона знака, сокрытая от взоров людей, говорит нам о сокрытом сокровище Царствия Небесного ( Мт. 13: 44 ). О, воин Христов! не бойся принять этот крест: по ту сторону его тебя ожидает вечное блаженство. Твоя непобедимая вера ( 1Иоанна 5: 4 ) ведет тебя к горе Сиону и ко граду Бога живого, к Небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судия всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу ( Евр. 12: 22–24 ). Там благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима ( Пс. 127: 6 ). Эти две стороны Единой Церкви Христос соединяет Своим крестом, убив вражду на нем ( Еф. 2: 16 ). Своею кровию, пролитою на сем кресте, Он примиряет земное с небесным, человека с Богом ( Еф. 1: 10; 2: 16 ; Кол. 1: 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Сказано в Писании, продолжает дьявол, – один Учитель у вас Христос, и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах. И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос. А они (церковные пастыре-учители) говорят, мы одни отцы и мы одни наставники людей». Дьявол, как клеветник, и тут явил себя; когда же и где же церковные пастыри говорили: «мы одни отцы, мы одни наставники»? Клевета! Если же церковные пастыре-наставники, зная единого Отца на небесах и единого Наставника Христа, и сами именуются отцами и наставниками, – так это потому, что ведомо им, что и Христос послал апостолов, как «соработников у Бога» ( 1Кор.3:5–9 ), «учить» ( Мф.28:19 ) и пасти овец Его ( Иоан.21: 15–17 ), и апостолы, «рождая благовествованием чад», поставляли «пастырей» – «учить» ( 1Тим.4:11 ) и «пасти Церковь » ( Деян.20:28 ), которые в свою очередь «рождали бы благовествованием» и т. д. Ужели апостолы, слышавшие непосредственно от единого Наставника об Едином Отце, так плохо поняли своего Учителя, что писали христианам: «дети мои! сие пишу... имеем ходатая пред Отцом Иисуса Христа праведника... пишу вам, дети... пишу вам отцы... пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца...» ( 1Иоан. 2:1–14 ) ... «вразумляю вас, как возлюбленных детей своих, ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием»... «для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам... как я учу везде во всякой Церкви» ( 1Кор.4:14–17 )... «поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие» ( Евр.13:7 и мн. др.)? И то, что сказано Христом против тщеславия фарисеев, никак не может быть основанием анархизма... Да не признает ли и сам Толстой наставников! От кого он узнал о Христе и Его учении, как не от тех, кого послал Христос «научить вся языки» и кто, исполняя эту заповедь единого Наставника, написал святое Евангелие! «Или сказано, говорит дьявол, – если хочешь молиться, то молись один втайне, и Бог услышит

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

Таким образом одно и то же, смотря по времени и в некоторых обстоятельствах, не позволительно, а в других обстоятельствах благовременно, допускается и позволяется. Собор в Арле (314 г.) предал церковной анафеме тех, которые, подобно нашим сектантам, прикрываясь христианством, отказываются от военной службы 34 . Как ни отвратительна война, как ни тяжелы ее последствия, но она была раньше, и будет на земле, как оружие Промысла Божия, для наказания и вразумления народов за их нечестие и забвение Бога. Война началась еще до создания земли и человека, она началась на небе между падшими и светлыми духами, а борьба на земле со злом началась еще в раю, когда Господь «изгнал Адама и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни» ( Быт. 3:24 ). Война исчезла бы с земли только тогда, когда все люди до одного прониклись бы истинно христианским настроением, истинной любовью Христовой; и борьба вообще со злом прекратилась бы только с уничтожением самого зла на земле. Но этого, к великому горю всего человечества, нет и никогда на земле не будет: ибо «весь мир во зле лежит» ( 1Иоан. 5:19 ). «Трезвитесь, учит ап. Петр, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Противостойте ему твердой верой, зная, что такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире» (Петр. 5:8–9). «Противостаньте диаволу, и убежит от вас». ( Иак. 4:7 ). И Спаситель сказал: «Сын Человеческий, пришедши, найдет ли веру на земле»? ( Лк. 18:8 ). Вся жизнь христианина на земле есть непрерывная борьба со злом, и эта борьба окончится лишь с прекращением существования самого мира и человека, – окончится великой всемирной войной сатаны со святыми, когда «диавол, прельщавший их, ввержен (будет) в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться во веки веков» ... когда будут «смерть и ад повержены в озеро огненное», и явится «новое небо и новая земля, на которых обитает правда». Тогда праведные войдут в царство вечного мира и любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Учение Церкви о содействии Божием ангелам добрым можно видеть в следующих словах: “Они (чины ангельские) поста­влены в таком порядке, что низшие ангелы получают просвещение и благодеяния Божии чрез высших. Сии ангелы утверди­лись в благодати Божией навсегда; поскольку они не согласились с денницею восстать на Бога, то и получили еию благодать так, что не могут уже грешить, впрочем не по естеству своему, но по благодати Божией» (Прав. испов. ч. 1, отв. на вопр. 20). То есть: 1 . Бог содействует уму ангела в его стремлениях к истине, сообщая ему просвещение и откровения от Себя. Эта мысль имеет основания в тех местах Священного Писания, где гово­рится: а) что ангелы обитают на небесах ( Матф. 22:30 ; Марк. 13:32 ), окружают престол Божий ( Ис. 6:2 ), и всегда видят лице Отца Моего Небесного ( Матф. 18:10 ); следовательно, непосредственно познают Бога, а в Нем и все вещи; б) что Бог есть свет духовный ( 1Иоан. 1:5 ), свет вечный ( Ис. 60:19–20 ); след., распространяя свои лучи, прежде и более всего освещает ими премирных духов, окружающих престол Его; в) наконец, что Бог нередко открывает ангелам волю свою и особенным образом или по особенным случаям, для сообщения ее людям ( Дан. 9:21,27 ; Лук. 1:26–38 и др.). Святые Отцы и учители Церкви повторяли эту мысль очень нередко, например: а) святой Григорий Богослов : “таков (т.е. выше страстей), во-первых, пресветлый великий Бог, а по Нем таковы же и Божии служители, которые стоят близ высокого престола, приемлют на себя первый луч чистого Бога, и, просветленные им, преподают свет и смертным” 1568 ; и в другом месте: “сии (ангельские) природы, как воспел бы о них иной, или от первой Причины озаряются чистейшим озарением, или, по мере естества и чина иным способом приемлют иное озарение; они так вообразили и напечатлели в себе Благо, что соделались вторичными светами, и посредством излияний и передачи первого Света могут просве­щать других;” 1569 б) Святой Афанасий Великий : “престолы, се­рафимы и херувимы поучаются непосредственно от Бога, как высшие из всех и ближайшие к Богу; потом они поучают и прочие чины, и таким образом по порядку высшие учат низших;” 1570

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010