7) Под крещением нельзя разуметь научение веры: «одно крещение» Ефес. 4:5 , научать-же вере и житию можно много раз: Иак. 5:19–20 . XXVII. О таинстве св. Миропомазания «Без Меня не можете делать ничего» ( Иоан. 15:5 ). 1) Господь сказал это потому, что испорченная прародительским грехом природа человека всегда влечет его ко злу, почему без благодати Св. Духа человек бессилен и не может не только спасти себя, но и усовершенствоваться в добре. Как рыба без воды, а животное без воздуха и пищи жить не могут, так и человек без помощи даров Св. Духа не может ничего сделать доброго ни для себя, ни для ближнего своего. 2) Таинство Миропомазания, совершаемое после св. Крещения освященным от епископов миром, подает человеку благодать Св. Духа для укрепления и возрастания его духовных сил, с помощью которых он достиг бы вечной жизни. Миропомазание совершается для того, чтобы, получив прощение грехов в крещении, человек еще принял «залог Духа в сердце свое»: 2Кор. 1:21–22 , чтобы, подкрепляемый в борьбе со злом и водимый в своей жизни Духом Святым, он достиг возможной святости, а чрез это – и вечного спасения. 3) Первоначально сами св. Апостолы низводили на крещаемых благодать Св. Духа чрез возложение рук: Деян. 8:14–17;19:6 , но когда число уверовавших увеличилось настолько, что св. Апостолы уже не могли сами лично возлагать руки на многочисленных крещающихся, они заменили возложение рук миропомазанием: 1Иоан. 2:26–27 ; 2Кор. 1:21–22 , поручив совершать его епископам и пресвитерам Церкви, которые и совершают его над всеми крещенными от времен апостольских до ныне и будут совершать до скончания мира. 4) Прообраз миропомазания был в Ветх. Завете: Исх. 30:22–32 ; 1Цар. 9:16 , а в Новом Завете обетование о сем таинстве дано Самим Господом: Иоан. 7:38–39 . Дар Духа Святого, преподаваемый в таинстве миропомазания является для верующего залогом искупления его: Ефес. 1:13–14;4:30 ; и воскресения: Рим. 8:1123 . 5) Между крещением и возложением рук, или, что тоже, миропомазанием полное различие, удостоверенное свящ. Писанием; так, напр. «Когда (Самаряне) поверили Филиппу, благовесть о Царствии Божием и о имени И. Христа, то крестились и мужчины и женщины... Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, пришедши, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого, ибо Он не сходил еще ни на одного из них: Деян. 8:12–18 . Познал различие между крещением и возложением рук или миропомазанием даже Симон волхв: Деян. 8:13 , ср. 18–19. В Послании к Евреям 6:1–6 , апост. Павел ясно различает крещение от возложения рук, как отличает, напр., воскресение мертвых от вечного суда. Как в крещении человек духовно просвещается, так по возложении рук делается причастником Духа Святого: Деян. 8:12–18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ев. 2:10,12), как и, будучи первенец из умерших ( 1Кор. 15:20,23 ), в воскресении сделался залогом нашего будущего воскресения и для царства славы в вечную жизнь 142 . – Вместе с тем, как от Адама было естественное рождение человечества, так и от Христа сверхъестественное, благодатное возрождение ( Иоан. 3:3,5,7,8 – срав. 1:12–13; 1Иоан. 3:9  и др. Рим. 6 г. и др. Еф. 2:1  и дал. Колос. 2:13  и д., Иак. 1:18 ; 1Петр. 1:23 143 ). Далее св. апостол проводит соотношение и между потомством перстного т. е. Адама и потомством небесного т. е. – Христа ( 1Кор. 15:48,49 ). И, таким образом, «Адам есть естественно глава всего человечества, которое составляет одно с ним по естественному происхождению от него. Иисус Христос, в Котором Божество соединилось с человечеством, благодатью соделался новой, всемогущей главой человеков, которых соединяет с Собой посредством веры», по исповеданию нашей православной церкви, (смотр. Простр. Кат. 4 чл. Симв. вер. стр. 54 144 ). Наконец, первозданного человека Господь поместил в раю, среди которого росло дерево жизни ( Быт. 2:8,9,15 ), которого плодами питаясь, человек и телом был бы безболезнен и бессмертен» 145 . Св. тайновидец Иоанн, под раем разумея царство небесное, под вкушением от древа жизни ( Апок. 2:7  сн. 22:12,14) разумеет таинственное общение верующих в царстве славы со Христом, Который Сам называет Себя жизнью и источником жизни ( Ин. 11:25 , срав. 1, 4, 5, 26 и 10:10,28 и др.). 2) Во втором отношении т. е. в истолковании св. апостолом истины Богоучрежденного союза между первым мужем и женой ( Быт. 1:27; 2:18,21 и дал. Мф. 19:4–5 и парал.) во образ тайны союза Христа с церковью, мы главное учение этого апостола находим в послании к Ефесеям 5 главе. Нам уже раньше приходилось упоминать об этом. Теперь мы раскроем лишь самое преобразовательное отношение по апостолу, которое не есть нечто «субъективное», как полагают многие западные ученые, основываясь лишь на неправильном толковании выражения св. апостола: «γ δε λγω» ( Еф. 5:32 146 ), а лежит в существе дела и подтверждается еще ветхозаветными отношениями Иеговы к церкви Своей – ветхозаветной – Израилю как мужа к своей жене или жениха к своей невесте, смотр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

1Петр. 1:19:20 ); вземляй грехи (μαρταν грех , греховность) мира, т.е. который берет на Себя всю тяжесть грехов всего мира: проклятие за грехи – смерть, и самые грехи, т.е. Своею жертвенною смертью очищает мир от грехов ( 1Иоан. 2:2,3:5 ). Ст. 30–34. Наименованием И. Христа агнцем Божиим Иоанн обозначил цель пришествия Его на землю. Так как он в первый раз употребляет по отношению к И. Христу такое наименование и его слушатели могли не понять, о ком он говорит, то Иоанн определяет теперь Христа по Его достоинству и природе. Ход мыслей здесь такой: высказавши смиренное сознание своего недостоинства пред И. Христом, как вечно сущим (30), Креститель говорит, что и он, как и прочие люди, не знал Его, но для того и пришел крестить в воде, чтобы познать и потом своим свидетельством явить Его Израилю (31). После сего Иоанн передает, каким образом он получил познание лица И. Христа: он получил его, увидев сошедшего на Иисуса при крещении Духа Божия (32), ибо Сам Бог указал ему в этом знамение: посылая его крестить в воде, Бог сказал ему, что на кого он увидит Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым (33). И я видел это, заключает Иоанн свою речь, – и не только сам познал, но сообразно с своим призванием, и другим засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий. Что здесь Иоанн именует И. Христа Сыном Божиим в собственном смысле, на это указывает то, что в 30 ст. он исповедует Его от вечности существующим. (Объяснение других предметов в этом отделении см. в пп. 18 и 19). 23. Первые последователи И. Христа ( Иоан. 1:35–51 ). Ст. 35–37. На другой день И. Христос снова проходит около Иоанна, и этот, указывая на Него двум, бывшим тут, своим ученикам, говорит: «се агнец Божий». Эти два ученика Иоанновы оказались настолько подготовленными своим учителем к вере в И. Христа, что тотчас, не колеблясь, последовали за ним. 108 Ст. 38–39. Но они робко следовали за Иисусом, не смея с Ним заговорить. Ободряя их, вселяя в них вместо страха доверие к Себе и дерзновение, Христос обращается к ним с вопросом: «чесо ищета» (ζητεν=λετν)? Тогда они высказывают свое желание посетить Его в месте Его пребывания, разумеется, для того, чтобы иметь возможность поучиться от Него. Иисус дает им на то позволение, и они пребывают вместе с Господом весь тот день, с 10 часов (или 4 часов пополудни – по еврейскому счету, или 10 часов утра – по римскому счету).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

В Откровении ап. Иоанн говорит, что Господь с Своим воинством сразится, со зверем и его воинством; зверь и ложный пророк его будут схвачены и брошены в озеро огненное, а прочие убиты мечем Сидящего на коне, исходящим из уст Его, т. е. оружием слова (19, 19–21). § 196. Второе пришествие Христово Так, Сам И. Христос часто возвещал о Своем будущем, славном пришествии, при этом ясно давая разуметь отличие этого пришествия от пришествия Его во плоти от Духа св. и Марии Девы, пришествия уже бывшего, исторического, равно и от пришествия в сердца верующих невидимого, благодатного, духовного. О пришествии историческом Он, напр., говорил, что пришел не разорити закон или пророки, но исполнити ( Мф. 5, 17 ), пришел послужити и дати душу Свою избавление за многих ( Мф. 20, 28 ) и др. О духовном пришествии Он говорил, что любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся (μφανσα) ему Сам ( Иоан. 14, 21 ); Мы (Отец и Сын) к нему приидема и обитель у него сотворим (23 ст.). Со времени сошествия Св. Духа на апостолов это духовное пришествие находить место всюду, где есть верующее во Христа ( Мф. 18, 20 ), и осуществляется чрез Утешителя ( Иоан. 14, 16–17; 16, 7. 18 ), имеет продолжиться до скончания века ( Мф. 28, 20 ). От исторического и духовного пришествие в наставлениях Спасителя отличается еще пришествие Его (παρουσα) на облаках небесных ( Мф. 24, 30 ), во славе Отца Своего со ангелами Своими для суда над миром ( Мф. 16, 27; 25, 31 ; Марк. 8, 38 ; Лук. 9, 26 ) в скончание века сего ( Мф. 13, 40 ). Об этом пришествии Спаситель говорил, как о пришествии будущем, день и час которого не могут быть известны не только людям, но и ангелам, почему и необходимо людям бодрствовать ( Мф. 24, 42–51; 25, 1–31 ). Точно также и апостолы это пришествие Христово исповедуют, как событие будущего, еще составляющее предмет надежд и желаний верующих ( 2Петр. 3, 12 ), – обетование ( παγγελα – 2Петр. 3, 4 ). Оно, говорили они, еще только приблизилось (γγικε), а не наступило, ( Иак. 5, 8 ; 1Иоан. 2, 28 ). С этим вторым пришествием И. Христа соединится суд над миром ( 2Тим. 4, 1 ), окончательная победа добра над злом ( 2Сол. 2, 8 ), почему апостолы убеждают верующих, сохраняя в чистоте душу и тело, долготерпеть до пришествия Господня ( 1Сол. 5, 23 ; 1ак. 5, 7), чтобы пострадавши теперь, тогда возрадоваться (1 Петр. 4, 13), – ожидать с небес Сына Божия ( 1Сол. 1, 10 ), имеющего прийти видимо со тьмами ангелов ( Деян. 1, 11 ; Иуд. 1, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

На оправдание и очищение от грехов, как на одно из благ, которые принесет с собою Мессия, предвозвещалось еще в ветхом завете. Аз есмь, Аз есмь, заглаждаяй беззакония твоя Мене ради, и грехи твоя, и не помяну, – говорит Бог чрез пророка Исаию (43:25; сн. 59:20–21; 27:9; Рим. 11:26–27 ). По предсказанию пр. Даниила, с пришествием Мессии запечатаются греси, и загладятся неправды, и очистятся беззакония и приведется правда вечная (9:24), – тогда Бог, говорится у пр. Михея, погрузит неправды наша, и ввергнет в глубины морские вся грехи наша (7:19). Но яснейшим образом учение о даровании оправдания и освящения обратившимся ко Христу выражено, конечно, лишь в новом завете. Так, иудеям, возбужденным проповедью ап. Петра о Распятом и Воскресшем и вследствие того спрашивавшим, что нам делать? апостол отвечал: покайтеся, и да крестится кийждо вас во имя Иисуса Христа во оставление грехов (εσ φεςιν μαρτιν), – и приимете дар Святаго Духа ( Деян. 2:38 ). Тех же иудеев, по поводу исцеления хромого, он призывал: покайтеся и обратитеся, да очиститеся от грех ваших (3:19). На иерусалимском соборе тот же апостол, говоря об оправдании язычников, выражался, что Бог верою очищ (χαϑαρσας) сердца их ( Деян. 15:9 ). Под оправданием и освящением апостол, очевидно, разумеет, не одно лишь невменение грешнику грехов его (прощение вины), а действительное очищение от них. Ап. Иоанн, уча об Иисусе Христе, что Он есть очищение (λασμς) о гресех наших, не о наших же точию, но и всего мира ( 1Иоан. 2:2 ), что кровь Его очищает (хаϑаρζει) нас от всякаго греха (1:9), что Им грехи людей вземлются ( Иоан. 1:29 ), говорит: аще исповедаем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит (φ) нам грехи наша, и очистит (χαϑαρσ) нас от всякия неправды (1:9), – простит и действительно очистит нас, а не сочтет только нас очищенными, на самом же деле оставшимися будто бы в нечистоте, только прикрытой как бы извне праведностью Христовою. Ап. Павел, изображая состояние оправдания, в которое поставлены после своего обращения коринфяне, между прочим говорил им: и сими, т. е. повинными в разнообразных языческих пороках и преступлениях (идолослужении, блудодеянии, лихоимстве и под.) неции бесте, но омыстеся, но освятистеся (γισϑητε), но оправдистеся (διχαιϑητε) именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего ( 1Кор. 6:11 ). Ясно, что апостол соединенное с омытием (в крещении) освящение и оправдание верующих Духом Св. во имя Иисуса Христа научает понимать, как дарование действительной и внутренней праведности и святости, как действительно и противопоставленное этой праведности прежнее порочное их поведение. Он же учит, что кровь Христова очищает совесть нашу от мертвых дел ( Евр. 9:14 ), что в крещении человек умирает для греха, чтобы впредь не работать греху ( Рим. 6:2–3 ; см. еще Тит. 3:5–7 ; Еф. 1:4; 5:25–27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

52). И в послании своем говорит: кровь Иисуса Христа очищает нас от, всякого греха ( 1Иоан. 1, 7 ); а в Апокалипсисе передает, как двадесять и четыре старца, падши пред агнцем, поют ему песнь нову, глаголюще: достоин еси прияти книгу, и отверсти печати ея; яко заклался, и искупил еси Богови нас кровию своею от всякаго колена и языка и людей и племен (5, 9; сн. 1, 5). Апостол Петр заповедует христианам: со страхом жития вашего время жительствуйте, ведяще, яко неистленным сребром или златом избавистеся от суетнаго вашего жития, отцы преданнаго, но честною кровию, яко агнца непорочна и пречиста Христа ( 1Петр. 1, 17–19 ). Зане и Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам иже грехи наша сам вознесе на теле своем на древо, да, от грех избывше, правдою поживем: егоже язвою исцелесте (2, 21. 24). Зане и Христос единою о гресех наших пострада, праведник за неправедики, да приведет ны Богови (3, 18). Но чаще всех других повторяет эту истину в своих посланиях ап. Павел: предах бо вам исперва, еже и приях, яко Христос умре грех наших ради, по писанием ( 1Кор. 15, 3 ); Христос возлюбил есть нас, и предаде себе за ны приношение и жертву Богу в воню благоухания ( Еф. 5, 2 ); Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи ( Евр. 9, 28 ); иже предан бысть за прегрешения наша, и воста за оправдание наше ( Рим. 4, 25 ); егоже предположи Бог очищение верою в крови его, в явление правды своея, за отпущение прежде бывших грехов (3, 25). 5) Эту истину всегда содержала св. кафолическая Церковь , как видно: а) из никео-цареградского Символа, где она научает нас веровать: «и во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия…, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес…, распятаго же за ны…; б) из символа Афанасиева, где говорится: «един есть Христос пострадавый спасения нашего ради», и – в) из свидетельств ее учителей, каковы были: Мужи апостольские: а) св. Варнава: «будем веровать, что Сын Божий не мог пострадать, как только за нас…; за наши грехи восхотел Он принесть в жертву сосуд духа» 344 ; б) св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Не оскверняется и храм иерусалимский тем, что там рядом с изображениями св. ангелов – херувимов, были выделаны и статуи различных тварей ( 3Цар. 7:25–29,36 ; Иезек. 41:17–20). Когда царь Ахаз очистил храм от некоторых из этих статуй, то тем самым он сделал неугодное Богу ( 4Цар. 16:2–27 ). Что касается почитания нарисованных на иконах тварей, то, разумеется, никто из православных не почитает их, помещают же их на иконах для наглядности и ради соблюдения исторической истины на иконах. Во время входа Господня в Иерусалим, люди, встречавшие Иисуса Христа, подстилали одежды свои и устилали древесными ветвями дорогу, по которой Спаситель ехал на осляти. И никто, даже сектант, не станет говорить, что такое почитание проявлялось населением Иерусалима тому осляти, на котором ехал Христос Господь; напротив, каждый понимает, что таким способом проявлялось уважение только ко Христу Спасителю ( Мф. 21:7–9 ). Если кто из православных, из-за своей неосведомленности проявляет почитание не к святому, а к твари, то это он делает вопреки учению Православной Церкви и требованиям пастырей церковных. Такие люди «слепые», а потому и греха на себе не имеют ( Иоан. 9:41 ; смотр. 15, 22). е) Это ничуть не унижает св. икон, так же, как не унизило Христа Спасителя насмеяние Его врагов на суде и на Голгофе ( Мф. 27:41–50 ; сравн. Мф.12:23–28 ), как не унизили телесные страдания разных мучеников ( Евр. 11:36–38 ). Это наиглавнейшая мудрствования сектантов против почитания св. икон. Они, как следствие неосведомленности и непонимания, нисколько не подрывают взглядов Православной Церкви на почитание святых икон. Тексты Св. Писания, на которых сектанты пытаются обосновать свое лжеучение о почитании икон: Исх. 33:20–23 ; Втор. 4:12–15 ; Иоан. 4:12 ; 1Тим. 6:16 ; Евр. 9:5 ; Исх. 20:3–5 ; Лев. 19:4, 26:1 ; Втор. 4:12–28, 5:8, 7:25–26, 27:15 ; Псал. 113:12–16, 134:15–17 ; Прем. Сол. 13:1–15, 19; Исаии 2: 18–20, 17:8, 40:19–20, 44:9–20, 46:6–7; Иерем. 2:26–28, 10:2–5; Иезек. 8:5–12; Захар. 13:2 ; Деян. 17:29, 19:26 , 1Иоан. 5:21 ; Рим. 1:21– 23 ; 1Кор. 8:4–7 ; Галат. 4: 8 ; Откр. 9:20 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Прот. П.Я. Светлова, затем ср. Hauck, Realencyklopädie für pr. Theologie und Kirche, Leipzig, 1907, S. 631 42 – 644 34 S.M. Deutsch, особенно SS. 633 и 635 и сл.; Dr. Josef Zahn. Einführung in die christliche Mystik, Padeborn, 1908, SS. 8–23, а также П. Минин . Главные направления древне-церковной мистики, Богослов. Вестник 1911 г., декабрь, стр. 823–838. 4 Здесь интересно будет указать некоторые тексты из св. евангелия и апостольских посланий, напр. Иоан. 6:69; 7:17, 8:32; 14:6 –7, 20; 16:3, особенно же 17:3: „сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа», причём должно иметь в виду и Иоан. 6:47, 48 и 54. Затем, 1Иоан. 1:1 –3; 2:3–5, 20; 3:6, 14; 4:7–8, 16 и особенно 5:19–20, а из посланий ап. Павла, например, Колос. 1:9 –10 и 2:2–3 и др.: здесь везде говорится не о вере лишь, а именно о знании Бога, Христа и дела Христова, и требуется даже это познание, которое можно рассматривать, как высшую веры ступень приближения человека к возможной для него полноты богопознания, ср. Иоан. 6:69 . 5 В своём месте будет разъяснено, что здесь мы видим странное непонимание сути христианства: лишь во Христе и через Христа можно человеку находиться в действительном, реальном внутреннем единений с Богом и созерцать Бога, т. е. быть истинным мистиком, ср. Мат., 11:27–30; Иоан. 8:12, 19; 9:5; 10:9, 30, 38; 14:7, 9 –10, 21, 23 и др., но особенно 14:6–7: „никто не приходит к Отцу, как только через Меня“. 6 См. проф. прот. П. Я. Светлов. Курс. апологетического богословия, Киев, 1905 г., стр. 116 и сл.: защита мистической теории происхождения идеи Бога. „Согласие мистической теории с Библией и с христианством – говорит прот. Светлов, ... составляет особенное и исключительное достоинство её, преимущество её перед всеми другими научно-философскими теориями. Поэтому можно считать только недоразумением возражения против теории с библейской точки зрения, указание, напр., на её противоречие Библии, говорящей нам о невозможности непосредственного знания Бога, видения Его, как: ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Anikiev/...

Также в Евангелии от Матфея: «аще убо принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя; остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой» (Мф.5:23—24). И еще в Первом послании Иоанновом: «Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает и Бог в нем пребывает» (1Иоан.4:16). «Глаголяй себе в свете быти, а брата своего ненавидяй, во тме есть доселе» (1Ин.2:9). IV. Не должно ничем тщеславиться, потому что у нас нет ничего своего    В Евангелии от Иоанна: «не может человек приимати ничесоже, аще не будет дано ему с небесе» (Ин.3:27). Также в Первом послании Павла к Коринфянам: «что же имаши, егоже неси приял? аще же и приял еси, что хвалишися яко не приемь?» (1Кор.4:7). То же в Первой книге Царств: «не хвалитеся и не глаголите высокая в гордыни, ниже да изыдет велеречие из уст ваших; яко Бог разумов Господь... Лук сильных изнеможе и немощствующии препоясашася силою» (1Цар.2:3—4). О том же самом и в книгах Маккавейских: «праведно есть повинутися Богови, и смертну сущу равная Богови не мудрствовати горде» (2Мак.9:12). И в другом месте: «от словес мужа грешна не убойтеся; понеже слова его в мотыла и в червие: днесь вознесется, а утре не обрящется, яко обратися в персть свою и помышление его погибе» (1Мак.2:62—63). V. Во всем надлежит соблюдать смирение и кротость    У Исаии: «тако глаголет Господь: небо престол Мой, земля же подножие ногу Моею; кий дом созиждете Ми? и кое место покоища Моего? вся бо сия сотвори рука Моя, и сия суть вся Моя... И на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих» (Ис.66:1—2). О том же и в Евангелии от Матфея: «блажени кротцыи, яко тии наследят землю» (Мф.5:5). И в Евангелии от Луки: «иже бо менший есть в вас, сей есть велик» (Лк.9:48). «Яко всяк возносяйся смирится, и смиряяйся вознесется» (Лк.14:11). О том самом и в Послании к Римлянам: «не высокомудрствуй, но бойся. Аще бо Бог естественных ветвей не пощаде, да не како и тебе не пощадит» (Рим.11:20—21). О том же и в псалме 33: «и смиренныя духом спасет» (Пс.33:19). Также в Послании к Римлянам: «воздадите убо всем должная: емуже убо урок, урок; а емуже дань, дань; а емуже страх, страх; а емуже честь, честь. Ни единому же ничимже должни бывайте, точию еже любити друг друга» (Рим.13:7—8). То же в Евангелии от Матфея: «любят же преждевозлегания на вечерях и преждеседания на сонмищах, и целования на торжищах, и зватися от человек: учителю, учителю. Вы же не нарицайтеся учителие; един бо есть ваш Учитель» (Мф.23:6—8). И в Евангелии от Иоанна: «несть раб болий господа своего, ни посланник болий пославшаго его. Аще сия весте, блажени есте, аще творите я» (Ин.13:16—17). И еще в псалме 81: «смирена и нища оправдайте» (Пс.81:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

60. Письмо в редакцию Еп. Виссариона. С. 652– 61. Эволюционная этика и психология животных. Эванса. Свящ. С. Виноградова. С. 792–799 62. Новые книги. 139 с. 63. Новые книги. 309 с. 64. Новые книги. 475 с. 65. Новые книги. 653 с. 66. Новые книги. 800 с. ПРИЛОЖЕНИЕ 67. Библейская наука. Академические чтения по свящ. Писанию Нового Завета. Еп. Михаила. Листы 1, 2 и 3. Книга 2 Отдел 1 1. Сия есть победа, победившая мир: вера наша ( 1Иоан. 5:4 ). Прот. И. Сергиева. С. 5–6 2. Из истории души ищущего истины человека. S. М. Боголюбова. С. 7–30 3. Буддизм пред судом Евангелия. Свящ. 1.1. Покровского. С. 31–55 4. То же. С. 145–159 5. Отличие христианского оптимизма от оптимизма философского и превосходство его над ним. Е. И. Афонского. С. 160–194 6. Нищета и богатство по учению Спасителя. Д. А. Н. С. 195–204 7. Покров Пресвятой Богородицы. Прот. И. Сергиева. С. 293–296 8. Основы христианское эстетической жизни. В. В Щукина. С. 297–335 9. То же. С. 497–527 10. То же. С. 639–653 11. Нравственная жизнь, как необходимое условие в познании Бога чрез усвоение христианства. Виссариона. С. 336–364 12. Педагогические воззрения гр. Л. Н. Толстого пред судом разума, просвещенного истиною Христовою. Свящ. Н. М. Никанорова. С. 365–397 13. Господь есть Праведный Судия и Царь всех народов и всем воздает по делам их. Прот. И. Сергиева. С. 461–463 14. Борьба веры с неверием в современном обществе. Прот. М. И. Соболева. С. 464–496 15. То же. С. 625–638 16. Два слова в защиту обрядов православной Церкви. Иерод. Виссариона. С. 528–530 17. Царствие Божие по притче Господа о закваске. Прот. И. Сергиева. С. 621–624 18. Открытое письмо за Атлантический океан. Н. И. Троицкого . С. 654–663 Отдел 2 19. О психологических причинах возникновения и распространения русского сектантства. С. 56–74 20. О взаимоотношении церковно–приходских и городских участковых попечительств о бедных в Москве и других городах. П. Н. Б–ва. С. 75–91 21. То же. С. 205–226 22. То же. С. 398–425 23. Странные суждения о постановке религиозно–нравственного образования и воспитания в светской школе. Свящ. В. П. Гобчанского. С. 92–96

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010