Впрочем, как ни велико достоинство веры, обнимающей собою, в обширном смысле, и надежду, и любовь, – и хотя вера эта есть самое первое условие для усвоения человеком заслуг Христовых; но одна она еще недостаточна для цели. По одной вере может человек получить оправдание и очиститься от грехов в таинстве крещения, когда он только-что вступает в царство благодати Христовой; может потом принимать благодатные дары чрез прочие таинства Церкви. Но чтобы он мог, по вступлении в благодатное царство, сохранить приобретенную им в крещении праведность и чистоту; чтобы он мог воспользоваться дарованиями Духа Святого, которые будет получать чрез прочие таинства; чтобы он мог укрепиться в христианской жизни и постепенно возвышаться в христианской святости; мог, наконец, по совершении земного поприща, явиться оправданным и освященным на страшном суде Христовом, – для этого, кроме веры, требуются еще добрые дела, т. е. такие дела, в которых вера, надежда и любовь, обитающие в душе христианина, выразились бы внешним образом, как в своих плодах, и которые служили бы точным исполнением воли Божией, преподанной нам в законе евангельском. 1. В слове Божием ясно проповедуется – а) Что одна вера без дел недостаточна для спасения человека. Это засвидетельствовали – аа) сам Христос Спаситель: не всяк глаголяй ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное; но творяй волю Отца моего, иже есть на небесех ( Матф. 7, 21 ; снес. 26, 27); бб) апостол Иаков: от дел оправдается человек, а не от веры единыя ( Иак. 2, 24 ); вв) апостол Иоанн:глаголяй, яко познах его, и заповеди его не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть ( 1Иоан. 2, 4 ); гг) апостол Павел: не слышателие закона праведни пред Богом, но творцы закона, сии оправдятся ( Рим. 2, 13 ). б) Что христианин обязан показывать свою веру, надежду и любовь в добрых делах. Вера, аще дел не имать, мертви есть о себе…, покажи ми веру твою от дел твоих… Якоже тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть ( Иак. 2, 17. 18. 26 ). Всяк, имеяй надежду нань (на Господа Иисуса), очищает себе, якоже он чист есть ( 1Иоан. 3, 3 ). Имея заповеди моя, и соблюдаяй их, той есть любяй мя ( Иоан. 14, 21 ). Чадца моя, не любим словом, ниже языком, но делом и истиною ( 1Иоан. 3, 18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха ( 1Иоан. 1:7 ). Почему так и каким образом? Ведь и после смерти Иисуса Христа люди грешат, как и прежде? Это правда, но хотя люди и грешат, однако, Иисус Христос прощает им грехи и очищает их от всякой неправды, если они исповедуют их ( 1Иоан. 1:9 ). Каким же образом праведный и святой Богочеловек не наказывает за грехи, а прощает их? Это стало возможно потому, что Бог не вменяет людям их преступления. Почему не вменяет? Потому что не знавшего греха (то есть, Иисуса Христа) Он сделал для пас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом ( 2Кор. 5:91 ) Смерть есть возмездие за грех. Иисус Христос, не имевший нужды умирать за себя, как безгрешный, добровольно взял на Себя грехи человеческого рода и понес должное за грехи наказание, то есть, смерть во всех её видах. Итак, в крестной смерти Иисуса Христа грехи всего человечества наказаны, Бог умилостивлен. Поэтому хотя люди грешат, но грехи им не вменяются; они выстраданы Иисусом Христом, заглаждены Им. Еще чрез древнего пророка Иегова говорил, что в Новом Завете Он будет милостив к неправдам людей, и грехов их и беззаконий их не вспомянет более (Иерем. 31:31, 34). А этот Новый Завет учрежден Богом чрез Иисуса Христа, в особенности чрез Его крестную жертву, в силу которой Иисус Христос сделался Ходатаем этого Завета, Первосвященником, умилостивляющим Бога за грехи людей принесенною Им жертвою. Все это подробно раскрывает апостол Павел в послании к Евреям. В Священном Писании это заглаждение грехов человечества жертвою Иисуса Христа обыкновенно называется умилостивлением. Если бы кто согрешил, говорит евангелист Иоанн, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира ( 1Иоан. 2:1, 2 .; Ср. 4:10; Евр 2:17 ). Является вопрос, каким образом смерть одного человека умилостивляет Бога за грехи всех людей? Обыкновенно на это отвечают, что хотя за всех умер один человек, но Он был не обыкновенный человек, а Богочеловек; что Иисус Христос по Божеству есть существо бесконечное, и что поэтому жертва Его имеет безграничное значение, а потому она и достаточна для заглаждения грехов всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

3, 16; 6, 29); аще не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших (8, 24). Ап. Петр, когда исповедал Его Христом, Сыном Бога Живаго, удостоился за это особенного ублажения и обетования ( Мф. 16, 16–19 ). Повелевая апостолам, при отправлении их на всемирную проповедь , учить народы вере в Отца и Сына и Святаго Духа, Он говорил: иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет ( Марк. 16; 15– 16 ; ср. Матф, 28, 19). Сообразно с этим апостолы учат: без веры невозможно угодити Богу (невозможно, напр., ни любить Бога, ни надеяться на Него, ни молиться Ему и т. д.); веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть и взыскающим Его мздовоздаятель бывает ( Евр. 11, 6 ; ср. Рим. 10, 9–11 ), а евангелие Иоанна и написано, дабы мы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его ( Иоан. 20, 31 ср. 1Иоан. 5, 12 ), ибо несть иного имене под небесем, данного в человецех, о нем же подобает спастися нам, кроме имени Богочеловека ( Деян. 4, 12 ). Апостолы убеждают верующих пребывать в том учении, которое слышали от них, т. е. в проповеданной апостолами истине ( 1Иоан. 2, 21–24 ), возрастать в познании Господа нашего и Спасителя И. Христа ( 2Петр. 3, 18 ; сн. Кол. 1, 9–10 ; Еф. 3, 18; 4, 13 ), быть всегда готовыми всякому, требующему отчета в уповании, дать ответ с кротостию и благоговением ( 1Петр. 3, 15 ). О тех, которые отвергают основной догмат христианства – о богочеловечестве Христа Спасителя, ап. Иоанн говорит: всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть, и сей есть антихрист ( 1Иоан. 4, 3 ); всяк отметаяйся Сына ни Отца имать исповедаяй Сына и Отца имать (2, 23; сн. 4, 15). Усвоение откровением и церковью первостепенной важности догматам веры в ряду других христианских истин вполне оправдывается и их великим жизненным значением для человека. Представляя собою богооткровенную положительную истину о таких предметах, которые стоят выше границ естественного человеческого ведения и о которых разум человеческий может судить только гадательно и колебательно, догматы веры, прежде всего, в высшей степени удовлетворяют потребностям человеческого разума.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

9) На чем основывают христиане возможность и обязательность молитв и милостыни за умерших? 9) Прежде всего новозаветная Церковь основывает свои молитвы и милостыни за умерших на приведенных примерах, бывших в Церкви ветхозаветной. Если подзаконные люди, ожидавшие своего Избавителя, молились об умерших, то мы, христиане, искупленные Христом и живущие уже «не под законом, а под благодатью» ( Рим. 6:14 ), имеем еще большее дерзновение в этой молитве, ибо мы «приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божьи» ( Рим. 8:15–16 ). Сам Христос обещал нам: «если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю» ( Иоан. 14:13–14 ). Вот на чем основана у христиан вера в возможность молитв за умерших! Обязательность же для верующих молиться за умерших основана на том, что христиане должны «молиться друг за друга» ( Иак. 5:16 ), «о всех святых» ( Еф. 6:18 ), «за всех человеков» ( 1Тим. 2:1 ), ибо тот только христианин и «дитя Божье», кто любит братьев своих ( 1Иоан. 3:10 ), а так как умершие живы душами, ибо «у Бога все живы» ( Лк. 20:38 ), то все христиане должны любить умерших и молиться о них, ибо христианская любовь «никогда не перестает» ( 1Кор. 13:8 ). 10) За всех ли умерших можно молиться? 10) Молиться можно и должно за всех умерших, но только скончавшихся в вере Христовой. Нельзя же молиться за умерших «в грехе к смерти», т. е. за сознательно и произвольно грешивших до самой смерти и не считавших грехи грехами, – за хуливших св. Духа, за не признававших святыней Кровь Завета, т. е. отвергавших догмат искупления, и за совершивших в здравом уме самоубийство, как за людей, восставших против Начальника жизни (Канонич. ответы Тимофея, еп. Александрийского: вопрос 14–й). «Если кто любит брата своего, совершающего грех не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, т. е. согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» ( 1Иоан. 5:16 ). «Всякий грех и хула, говорит Спаситель простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам. Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31–32). «Если мы, учит ап. Павел, получив познание, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некоторое страшное ожидание суда и ярость огня. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь Завета, которой освящен, и Духа благодати оскорбляет?» ( Евр. 10:26–29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку. ( ΘΕΟΛΟΓА A­ ΠΑ). 1. О Боге в самом себе. «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино.» 1 Иоанн 5:7. § 9. Степень нашего познания о Боге, по учению Православной Церкви. Все учение свое о Боге в Символе Веры православная Цер­ковь начинает словом: верую..., и первый догмат, какой она хочет внушить нам, состоит в следующем: “Бог непостижим для человеческого разума; люди могут познавать Его лишь отчасти, – настолько, насколько Он сам благоволил открыть Себя для их веры и благочестия”. 151 Истина непререкаемая: она ясно изложена в Священном Писании и подробно раскрыта в писаниях святых Отцов и учителей Церкви, на основании даже здравого ра­зума. Священные книги проповедуют с одной стороны: а) что Бог обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может ( 1Тим. 6:16 ); 152 б) что не только для людей, но и для всех существ сотворенных не­ведомо существо Его, непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его ( Рим. 11:33–34 ; срав. Иоан. 1:18 ; 1Иоан. 4:12 ; Сирах. 18:3,4 ), и в) что Бога вполне знает только один Бог: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:11 ), и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына ( Матф. 11:27 ). Но с другой стороны священные книги возвещают нам, что Неви­димый и Непостижимый сам благоволил явить Себя людям – а) в творении: невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны ( Рим. 1:20 ; срав. Пс. 18:2–5 ; Прем. 13:1–5 ), а еще более – б) в сверхъестественном откровении, когда многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне ( Евр. 1:1–2 ; срав. Прем. 9:16–19 ), и когда сей единородный Сын Божий, явившись на земле во плоти ( 1Тим. 3:16 ), дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного ( 1Иоан. 5:20 ), и потом проповедал свое учение чрез Апостолов, ниспославши на них Духа исти­ны, который все проницает, и глубины Божии ( Иоан. 14:16–18 ; 1Кор. 2:10 ). Наконец, священные книги утверждают, что хотя, таким образом, Единородный Сын, сущий в недре Отчем, и явил нам Бога, которого не видел никто никогда ( Иоан. 1:18 ), но и ныне мы видим невидимого только как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, и ныне мы разумеем Непостижимого только отчасти ( 1Кор. 13:12 ), и ныне мы верою ходим, а не в и дением (2 Kop. 5:7). 153 Святые Отцы и учители Церкви подробно раскрывали эту истину, особенно по случаю возникавших касательно ее еретических мнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

12) Слово «невозможно» относится к человеку, совсем и навсегда погрязшему в грехах, а не к Богу, Которому «все возможно» (Мф. 19:26; Мар. 14:36 ) и Который «не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного» ( 2Цар. 14:14 ); «рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать» (Иса. 59:1); и Христос «пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мф. 9:13), чтобы «взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18:11). Приведенные слова ап. Павла из его послания к Евреям (6:4–6) нужно понимать так: людей, которые просвещены были св. Крещением, вкусили дара небесного, то есть Тела и Крови Христовой, сделались причастниками Духа Святого в таинстве св. Миропомазания, познали истину учения св. Евангелия, – людей, которые уже близки были к Царству Божию, уже предвкушали духовно блаженную вечную жизнь, и которые, несмотря на все это, отпали от Христа и даже ругаются Ему, – невозможно обновлять покаянием: они уже ни за что не раскаются, ибо не захотят; они погибли для Царства Божия; грех так уже их пленил, так овладел ими, что они потеряли способность к покаянию; они, как диавол, сознательно противятся Богу и, даже «если бы кто из мертвых воскрес, не поверят» ( Лук. 16:31 ). Что касается того утверждения сектантов, что каяться в грехе можно только один раз, то им нужно напомнить слова ап. Иакова: «все мы согрешаем» (гл. 3:2); а если много раз согрешаем, то много раз должны и каяться Тому, Кто и людям велел прощать друг другу даже не до семи, «но до семижды семидесяти раз» (Мф. 18:22). Милосердие Божие неизмеримо; оно больше всех наших и всего мира грехов, которые, как бы не были часты, вследствие испорченной Адамовым грехом нашей природы, при искреннем нашем покаянии, все простятся: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» ( Исаи 1:18 ). Не простится, по слову Христа и Его св. Апостола, один лишь грех человека, это – «грех к смерти» ( 1Иоан. 5:16 ), или «хула на Духа Святого»; такой грех «не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31–32), ибо это – такое состояние человека, когда он «произвольно грешит» до самой смерти и умирает ожесточенным врагом Божьим, не признавая ни Бога, ни Его законов, попирая полученную им в св. таинствах благодать Святого Духа; о таком человеке, говорит ап. Иоанн, и молиться бесполезно ( 1Иоан. 5:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Объяснения адвентистами знамений солнечного и лунного затмений, а также звездного дождя, считать за исполнение указанных Христом признаков второго Его явления нельзя: это были явленья местные, а в Евангелии указаны явления всемирные, сопровождающие ужасную катастрофу всей земной планеты ( Мф. 24; 29 . Откр. 6; 12–14 ). Затем полезно указать, на основании слова Божия, действительные признаки второго пришествия Христа: 1) великая мировая скорбь ( Мф. 24; 6–8. 21–22 ); 2) проповедь Евангелия всему миру (ст. 14); 3) спасение всего Израиля ( Римл. 11; 25–26 ); 4) уменьшение на земле веры и благочестия ( Мф. 24; 10–12, 23–24 . 1Тим. 4; 1–2 . 2Тим. 3; 1–5 ); 5) явление антихриста ( 2Фес. 2; 1–12 ); Отличие его от лжеучителей ( 1Иоан. 2; 18–19 ): а) он – зверь ( Откр. 13; 2, 6 ), которому дана сила великая; б) он – человек греха ( 2Фес. 2; 3 ), который будет находиться под воздействием сатаны; в) он будет, «обольщать народы и распространять богохульное учение» ( Откр. 13; 5–6 ); г) будет творить чудеса ( 2Фес. 2; 9 ); д) ему будет помогать другой зверь ( Откр. 13; 11–18 ); е) он сядет в храме, выдавая себя за Бога ( 2Фес. 2; 4 ); ж) многие поклонятся ему, прельстившись его учением ( Откр. 13; 8 ); з) владычество его продолжится 3 1/2 года ( Откр. 11; 3. 12; 6 ); и) он будет убить духом уст Божиих ( 2Фес. 2; 8 ); 6) изменение природы ( Мф. 24; 29 . Откр. 6; 12–14 ); 7) явление на небесах знамения Сына Человеческого ( Мф. 24; 30 ); 8) пришествие Сына Божия будет только одно ( Евр. 9; 28 ), поэтому нужно спросить адвентистов, где сказано, что будет еще два пришествия Христа? Под тысячелетним царством нужно разуметь неопределенный период времени от Рождества Христова до страшного суда, ибо Царство Христово уже есть на земле, ( Мф. 3; 2–4; 17 . Лук. 9; 2 ); в то же время сказано, что Царство Христово не от мира сего ( Иоан. 19; 36 . Рим. 14; 17 ). Царство Христово это – Его Церковь , где Он обещал пребывать ( Мф. 28; 28. 18; 20 ). Оно вечное ( Мф. 16; 18 ), а не тысячелетнее. Связать сатану – значить, уничтожить его власть ( 1Иоан. 3; 8 . Иоан. 12; 31 . Мф. 10; 1 . Лук. 10; 17 . Кол. 2; 13–15. 1; 12–13 ), что уже исполнилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Если мы стойко пребудем в этой вере, вплоть до смерти, то после нее наши души водворятся на небесах со Христом, а по всеобщем воскресении мертвых мы обретем вечную блаженную жизнь. Для верующего христианина несомненно, что Господь Иисус Христос – Спаситель; Он действенно присутствует в Церкви, верующие имеют живое общение с Ним, ища у него прощения грехов, руководства и помощи. И Христос дает нам все необходимое для духовной жизни – в Церкви и через Церковь . Именно на Церковь возложена миссия – учить все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа ( Мф.28:19–20 ). Православная Церковь , со времен апостолов, хранит и возвещает истинную и спасительную веру. Эту веру Церкви с самого начала Ее существования пытались и пытаются исказить или подменить ложными учениями. На это Церковь давала и дает свой ответ – нет, это не наша вера; те, кто исповедуют ее, не являются членами Церкви. В случае с Львом Толстым речь не идет о трудноуловимых богословских тонкостях. Великий писатель отвергал церковную веру резко и недвусмысленно. Как он пишет в своем “Ответе Синоду”, “То, что я отвергаю непонятную Троицу и не имеющую никакого смысла в наше время басню о падении первого человека, кощунственную историю о Боге, родившемся от Девы, искупляющем род человеческий, то это совершенно справедливо... Верю в то, что воля Бога яснее, понятнее всего выражена в учении человека Христа, которого понимать Богом и которому молиться считаю величайшим кощунством”. Толстой не был атеистом и говорил о своей вере в “Бога – духа, Бога – любовь, единого Бога – начало всего”. Но с его точки зрения Бог не воплощался ради нашего спасения во Христе, не совершал искупления человеческого рода, так что остается непонятным, а в чем же проявилась его любовь. Апостолы провозглашают, что “Бог есть любовь” именно в свете искупительного служения Христа. “Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши” ( 1Иоан.4:9,10 ), – говорит Апостол Иоанн, которому, собственно, и принадлежат слова “Бог есть любовь” ( 1Иоан.4:16 ) . Апостол Павел пишет : “Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками” ( Рим.5:8 ). Евангелие Иоанна говорит : “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” ( Иоан.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

е. Отца и Сына и Святого Духа». (Феофилакт). – 9 ст. (45). 10 . Кто приходит к вам (ε τις ρχεται πρς μς) и не приносит сего учения, того не принимайте в дом: «если имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся, всегда учащиеся и никогда не могущие дойти до познания истины, вкрадываются в дом ваш для обольщения вас учением противным нашему (Христову и Апостольскому, таковых удаляйтесь ( 2Тим. 3, 5–7 . Ср. примеч. к 1Иоан. 4, 5 .); старайтесь не принимать их к себе и не заводить с ними знакомства, чтобы не подвергать опасности веру вашу и благочестие ваше. Апостол Любви настоящим выражением не запрещает любви к жалким отступникам веры, не запрещает гостеприимства, странноприимства и благодеяний иноверным в нужде и крайности их ( Евр. 13, 1. 2 . Римл. 12, 13 . Ср. Злат. на указ, места); он только предостерегает от соблазна и говорит именно о лжеучителях, приходящих с целью обольстить учением своим (49) и о знакомстве с ними, более или менее близком (50) – И не приветствуйте его (κα χαρειν ατ μ λγετε): и радоваться ему не глаголите; – «радоваться» т. е. желаю – греческое приветствие (51). Конечно, говорить «здравствуй» или «здравствуйте», при встрече с известными нам и лично знающими нас противниками учения Христова, нисколько непогрешительно и нисколько не опасно для нас; исполнять условия вежливости и приличия и по отношению к готовым совратить нас с пути истины законно, и даже может быть полезно как для них, так и для нас, если видом пренебрежения мы не возбудим в них вражды к нам. Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мтф. 10, 16.); «показывайте овчую кротость, хотя вы и посреди волков, доколе мы будем овцами дотоле будем побеждать; хотя бы и бесчисленное множество волков нас окружали, но мы их преодолеем и победим. Если же будем волками, будем побеждены: ибо отступит от нас помощь Пастыря (он пасет не волков, а овец)». (Златоуст на Мтф. 10, 16). Для того, чтобы правильно понимать настоящее выражение Иоанна Богослова, необходимо иметь в виду теснейшую связь его с предыдущим: того не принимайте в дом (53). По этой связи перифраз 10-го стиха может быть такой: Если приходит к вам лжеучитель с целью склонить вас к принятию учения противного Христову, обращайтесь с ним благоразумно, не давайте повода на близкое знакомство, избегайте всего, что только может обязывать вас принимать его в дом, как принимаете вы единомысленных вам друзей ваших; под страхом быть обольщенными говорящими по-мирски ( 1Иоан. 4, 5 .), не изъявляйте ему приветствий, какими дарите вы имеющих всегдашний вход в дом ваш близких ваших. (Sermo est de salutatione familiari – Bengel). Словом, не о простом формальном приветствии пишет Апостол Любви, а о тех изъявлениях чувств приязни, дружбы и преданности, которые обычны в домах христиан, когда принимают родных и друзей и на которые обыкновенно расчетливо напрашиваются обольстители – волки в овечьей одежде ( Матф. 7, 15 .), ласкательством и красноречием обольщающие сердца простодушных ( Рим. 16, 18 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

«Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть“ ( 1Кор. 10: 12 ): «Все мы много согрешаем“ ( Иак. 3: 2 ). «Итак, вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения“ ( 2Петр. 3: 17 . Евр. 3: 12, 14 ). «Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду“ (2 Иоан. ст. 8-й См. 1Петр. 5: 8 . Иак. 4: 7 . Еф. 6: 11–17 ). Если бы уверовавшие во Христа не могли уже отпасть от Него, то для чего было бы и предостерегать их от этого, для чего было бы им и молиться словами молитвы Господней: «не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго»? Печальный пример отречения от Христа ап. Петра всегда должно помнить всем верующим и особенно впавшим в духовную гордость и самонадеянность сектантам, утверждающих, вопреки слову Божию, что они уже окончательно и навсегда спасены. А особенно нужно им помнить слова св. Иоанна: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас... Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас“ ( 1Иоан. 1: 8–10 . См. 2Тим. 2: 26 . 1Тим. 5: 15 ). II. Вопросы и ответы православного 1) Что нужно для спасения человека-грешника? а) Прежде всего нужна правильная вера в Троичного Бога и в искупительные заслуги Сына Божия: «Кто не будет веровать, осужден будет“ (Map. 16: 15–16): «без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает“ ( Евр. 11: 6 ). Вера должна соединяться с покаянием во грехах своих: «Покайтесь и веруйте в Евантелие“ (Map. 1: 15). б) Нужна надежда на спасение, даруемое Господом, ибо кто не надеется на могущество и милосердие Бога, тот и не верует в Него: «Дом же Его мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца“ ( Евр. 3: 6 ). «Возлюбленные, мы теперь дети Божии: но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист“ ( 1Иоан. 3: 2–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010