И так учил о Себе Иисус Христос не в конце только Своего общественного служения, будто бы значительно поздно придя к убеждению в Своем божественном Сыновстве. Уже 12-летним отроком Он говорил о Боге, как Своем Отце, в храме иерусалимском: не весте ли, яко в тех, яже Отца Моего, достоит Ми быти ( Лук. 2:49 ). В беседе с Никодимом, в первую пасху Своего общественного служения, Он усвоил Себе достоинство единородного Сына Божия: тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный ( Иоан. 3:16 ). Утверждая Свое равенство с Богом Отцем, Иисус Христос учил, что Ему принадлежит одинаковое поклонение с Ним. Веруйте в Бога, и в Мя веруйте ( Иоан. 14:1 ), а вера составляет один из видов богопочтения: се есть дело Божие, да веруете в Того, егоже посла Он (Отец – Иоан. 6:29 ). Когда Иисус Христос требовал веры, то требовал не просто доверия к словам Его, а именно признания или исповедания Его единородным Сыном Божиим и истинным Богом, да всяк веруяй в Онь не погибнет ( Иоан. 3:16–18; 28–29 ; 1Иоан. 3:23; 4:15 ). Всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем Его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех ( Мф. 10:32 ; сн. 5:11; 10:37. 39; 19:29 и пр.). Он же учил: Отец суд весь даде Сынови, да вси чтут Сына, якоже чтут Отца; а иже не чтит Сына, не чтит Отца, пославшаго Его ( Иоан. 5:23 ). В прощальной беседе с учениками Он говорил им: иже аще что просите от Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне... Доселе не просисте ничтоже во имя Мое: просите, и приимете, да радость ваша исполнена будет ( Иоан. 14:13; 16:24 ). Посему ложно утверждение рационализма, будто Иисус Христос не учил, что Ему должно воздавать поклонение, подобающее истинному Богу. Конечно, как явившийся не для того, чтобы Ему послужили, но послужити и дати душу Свою за мир, Он не мог требовать Себе поклонения до Своего воскресения и вознесения, пока не был прославлен и по Своему человечеству ( Филип. 2:10 ). Но по воскресении Он принял поклонение. Мироносицы поклонились Ему, как Богу ( Мф. 28:9 ; сн. 14:33), – и Иисус Христос не говорил им, как ап. Павел и Варнава, что поклонение принадлежит единому Богу ( Деян. 14:15 ). При вознесении Спасителя ученики Его также поклонишася Ему ( Лук. 24:52 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

240. Вопрос того же посетителя. Как должно творить милостыню? Ответ старца Вонифатия. Внемлите, сказал Иисус Христос, милостыни вашея нетворити пред человеки, да видими будете ими; аще же ни, мзды не имате от Отца вашего, иже есть на небесех. Егда убо твориши милостыню, не воструби пред собою, якоже лицемеры творят в сонмищах и в стогнах, яко да прославятся от человек: аминь глаголю вам, восприемлют мзду свою. Тебе же творящу милостыню да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя, яко да будет милостыня твоя в тайне: и Отец твой видяй в тайне, воздаст тебе яве ( Матф. 6:1–4 ). 241. Вопрос странника. Не довольно ли для христианина одной веры без любви и добрых дел? Ответ старца Вонифатия. Не довольно. Ибо вера без любви и добрых дел, есть не действующая и мертвая, а потому и не может привести к вечной жизни. Не любяй бо брата, пребывает в смерти ( 1Иоан. 3:14 ). Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать, еда может вера спасти его? Якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть ( Иак. 2:14, 26 ). 242. Вопрос странника. Что должно думать о такой любви, которая не сопровождается добрыми делами? Ответ старца Вонифатия. Такая любовь не есть истинная. Ибо истинная любовь естественно оказывает себя добрыми делами. Иисус Христос говорит: имеяй заповеди Моя и соблюдаяй, их, той есть любяй Мя: аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет ( Иоан. 14:21, 23 ). Апостол Иоанн пишет: сия есть любы Божия, да заповеди Его соблюдаем ( 1Иоан. 5:3 ). Не любим словом, ниже языком, но делом и истиною ( 1Иоан. 3:18 ). 243. Вопрос крестьянина. Отче духовный! Начальство определило меня быть головою в нашем селе; как мне поступать с людьми, мне вверенными? Ответ старца Вонифатия. На сей вопрос представляю тебе совет премудрого Сираха, слушай! Старейшину ли тя поставиша; не возносися, но буди с ними яко един от них. Попецыся ими, и тако сяди и всю потребу твою сотворив, возлязи. Да возвеселишися их ради, и красоты ради приимеши венец ( Сир. 32:1–3 ). 244. Вопрос странника. Почему в наше время нет чудес, какие творили св. апостолы, а я желал бы их видеть?

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

Но с тем вместе, как в глазах мира дела мира преданы осуждению, и власти князя мира нанесен удар, когда дела тьмы перестали казаться делами света, и люди получили могущественную силу Духа для победы над злом; князь тьмы лишился области, где до этого властвовал,– изгнан из владения своего. Туже мысль выражал Спаситель в других словах, так: видел, сатану, яко молнию c небесе спадша ( Лук. 10:18 ). И еще говорил, что Дух утешитель вразумит людей в осуждении, какое произнесено князю мира ( Иоан. 16:11 ): души вступившие в общение с духом благодати увидят, убедятся, что суеверия, пороки, глупости, которые так размножил князь тьмы в иудейском и языческом мире, – пагуба лю­дям. Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя, говорит ап. Иоанн ( 1Иоан. 3:8 ), дела диавола – лож и пороки; учением Христовым показано значение их; благодать дает силы торжествовать над страстями. Апостолы посланы в мир весь отверзши очи людей, да обратятся от области сатаны к Богу, еже прияти им оставление грехов и достояние во святых верою ( Деян. 26:18 ). Когда христианин предается произвольным грехам, он подпадает власти диавола ( 1Иоан. 3:8 . 1Кор. 7:5 ). Иначе ему легко побеждать диавола ( Иак. 4:7 , 1Иоан. 4:4 ). Ему даны средства, помощию которых он может вся стрелы лукаваго разженныя, угасити ( Еф. 6:16 ). Таковы средства: а) призывание имени Господа Иисуса. Именем Моим бесы ижденут, сказал Господь ( Мар. 16:19 ); б) молитва и пост; сказано: сей род ничем же изыдет, токмо молитвою и постом ( Мар. 9:29 ); в) духовное бодрствование: трезвитеся, бодрствуйте, ане супостат ваш диавол, аки лев рыкаяй уходит иский кого поглотити ( 1Петр. 5:8 ). Тоже Иак. 4:7 , Еф. 6:11–18 . Итак верховный Промыслитель кроме того, что в обыкновенном порядке мироправителя всегда полагал и полагает преграды действиям сатаны, ниспосланием Сына Божья в мир вновь стеснил и стесняет власть дьявола над миром. § 117. Учение церкви о духах злых Церковь изображает положенье и действия падших духов также, как изображены они в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога“ ( 1Иоан. 3: 9 ). «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему“ ( 1Иоан. 5: 18. 3: 6 ). «Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, а под благодатию“ ( Рим. 6: 14 ). «Мы погреблися с Ним крещением в смерть“..., а «умерший освободился от греха “ (Ст. 4–7). Объяснения православного: Рожденным от Бога называется человек, получивший прощение грехов и возрождение в таинстве св. Крещения ( Иоан. 3: 5 ), в котором он «омывается» от грехов ( Деян. 2: 38. 22: 16 ), «освящается“ и «оправдывается“ пред Богом ( 1Кор. 6: 11 ). В таких людях живет Христос, если они опять не грешат. Однако и рожденные от Бога, вследствие испорченности человеческой природы, снова грешат, почему для прощения грехов, совершаемых после крещения, и установлены еще другие таинства – покаяние, ( Иоан. 20: 22–23 ), причащение ( Мф. 26: 28 ) и елеосвящение ( Иак. 5: 14–15 ). Св. Апостолы имели несравненно большую веру, чем сектанты; они видимо рождены были от Бога, получив Св. Духа в день Пятидесятницы, однако признавали себя согрешающими. Так ап. Иоанн говорит о себе и всех верующих: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя и истины нет в нас; если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас“ ( 1Иоан. 1: 8–10 ). Ап. Иаков говорит о себе и всех верующих: «все мы“ много согрешаем ( Иак. 3: 2 ), ибо «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотию“ (1 гл. 14 ст.). Если бы всякий, рожденный от Бога, не мог совсем грешить, то зачем ему было бы «хранить себя“? Потому он и хранит себя, чтобы не согрешить, и потому не согрешает, что хранит себя от греха. Если сектанты думают, что они рождены от Бога и потому не грешат, и что лукавый не прикасается к ним, то зачем же они молятся словами молитвы Господней: «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим и не введи нас во искушение, но избавь нас от лукаваго»?

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Таковым образом и заповеди Господни разуметь должно; на пр: не убий, но паче сохрани жизнь ближнего; не укради, но паче пособи ближнему в недостатках его, по возможности своей; не прелюбодействуй, но паче целомудрие храни: объяснено сие в детской Энциклопедии о заповедях Господних. 7) Глаголы отрицательные бывают вместо утвердительных: аще кто не возненавидит отца своего и матерь, не может мой быти ученик. ( Лук. 14:26 ) Объяснение текста сего на другом месте: иже любит отца, или матерь паче мене, несть мене достоин. ( Матф. 10:37 ) Ежели отец или мать мешают в вере во Христа и в спасении; тогда любовь к отцу и матери умаляется и прекращается: любяй душу свою, погубит ю; и ненавидяй души своея в мире сем, в живот вечный сохранит ю. ( Иоан. 12:25 ) Кто любит душу свою, или жизнь свою паче Христа; тот несть истинный Христианин. Подобен сему и сей текст: писмя убивает, а дух животворит ( 2Кор. 3:6 ) то есть: писмя (закон) показывает грешнику преступление, осуждение и вечную смерть; а дух благодати (Евангелие) представляет грешнику средства ко спасению и вечной жизни. 8) Два в Священном Писании предложения, одно другому противоречащие соглашаются третьим, 1) Аз плотян есмь продан под грех. ( Рим. 7:14 ) 2) Всяк рожденный от Бога, греха не творит; ( 1Иоан. 3:9 ) соглашаются сии два противоречащие предложения третьим. Аще кто согрешит ходатая имамы ко Отцу Иисуса Христа праведника, и той есть очищение о гресех наших. ( 1Иоан. 2:1–2 ) В Христианине два рождения: рождение по естеству, и рождение по благодати. Рождённый по естеству, то есть, с первородным грехом, продан под грех; а рождённый по благодати, или паче отрожденный благодатию, очищает себя от греха верою во Христа, Христианскими благодатными таинствами и соблюдением заповедей Божиих и не допущает в мыслях и сердце своём греху пребывать, яко пребывает в нем семя Божей благодати. ( 1Иоан. 3:9 ) § 34 О Смысле Пророческом. 1) Не оскудеет Князь от Иуды и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложения 15 ему и той чаяние языков. ( Быт. 49:10 ) Сие Богодухновенное Патриарха Иакова о Христе Пророчество исполнилось в точности: ибо когда пресеклось колено Иуды по завладению Иудею Римлянами, а особливо по возведении Ирода Идумеанина царём во Иудеи; в самое сие для Иудейской земли бедственное время Сын Божий, обетованный Мессия Иисус Христос, свыше на землю снишел и во

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drahma-...

Кто верует, что Господь приходил, тот с верою примет и обещание Его, пришедшего. А кто отвергает обещание, тому ничего не препятствует отрицать и первое пришествие. Посему-то, полагаю, и выразился возлюбленный: грядуща, а не пришедша, чтобы одним словом обнять отвергающих оба пришествия Господня». (Феофилакт. Ср. Экумен.). – Такой человек есть (οτς στιν) обольститель и антихрист (см. примеч. к 1Иоан. 2, 18. 19 ): знайте, что распространяющие такое учение – противники Бога, – противники Сына Божия – Христа (см. 9 ст.), кто лжец, если, не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына: всякий, отвергающий Сына не имеет и Отца, а исповедующий Сына имеет и Отца ( 1Иоан. 2, 22. 23 . См. примеч.). и. Блюдите себ, да не погбит, же дласте дбра, но да мзд совершенн ( Мрк. 13, 9 . Галат. 4, 11 . 1Сол. 3, 5 . 1Кор. 15, 58 ). 8. Наблюдайте за собою, чтоб нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. 8 . Наблюдайте за собою (ср. Мрк. 13, 9 ): в столь опасное время будьте особенно строги к себе. – Чтобы нам – Апостолам (ср. 1Иоан. 1, 1–3. 4, 6 ) не потерять того, над чем и проч.: подобным образом выражается Ап. Павел: чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш ( 1Сол. 3, 5 . Ср. Галат. 4, 11 ). «Почему? Ведь если бы они и совратились, то не по твоей вине, не по твоему нерадению? Согласен, – но и в этом случае, по причине сильной братской любви, я считал бы труд мой потерянным» (Златоуст на 1Сол. 3, 5 ). Несомненно Апостолы получили и получат награду за проповедование Евангелия и тем, которые приняв их слово, не устояли после в вере; но Иоанн Богослов говорить о получении полной, совершенной награды (37) за проповедь , которая, по требованию любви апостольской, мыслима только при совершеннейшей радости об уверовавших (38). В кодексе А (Codex Alexandrinus – половины 5-го века) настоящий стих читается: «наблюдайте за собою, чтобы вы не потеряли (39) того, над чем вы трудились (40), но чтобы получили (41) полную награду» (Ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Внидеши во гроб якоже пшеница созрелая во время пожатая, или якоже стог гумна во время свезенный. Иов. 5, 26 . Сколь ни давно уже предсказана были сими словами блаженная кончина в глубокой старости многострадальному Иову, однако они и теперь могут иметь свое приложение. Вот и усопший о Господе брат наш положен во гроб, как зрелая пшеница – в житницу, или, подобно колосу, во время сжатому и сложенному в стог, скоро сокроется телом в могиле, до всеобщего воскресения. Руководимый и укрепляемый Господом долго развивался он и усовершенствовался: то в лесах Рославских, по предварительному испытанию себя в Саровской и Свенской обителях; то здесь – на ваших глазах, подобно плоду наливался, созревал и созрел наконец, служа в преподобии и правде более 40–ка лет здешней обители, для благоустройства которой так много сделано им, что память о нем никогда не умрет. Если не непоучительна жизнь и самого обыкновенного человека с его кончиной, то жизнь такого подвижника благочестия, который отходит к отцам своим в мире и в старости доброй ( Быт. 15, 15 ), особенно заключают в себе много поучительного. Для общего нашего назидания, посвятим несколько минут на краткое обозрение более выдающихся сторон этой многолетней, благопотребной и подвижнической жизни усопшего о Господе. Многим, конечно, по тяжким, и нередно и самым горьким, опытам жизни известно: сколь опасна пора – юности нашей. Не столько вреден червь для цветов и плодов, сколько вредят развитию и преспеянию юной души увлечения страсти. Похоть плоти, похоть очес и гордость житейская ( 1Иоан. 2, 16 ) поминутно почти обольщают и влекут в плен юное сердце. По этому то, конечно, Апостол Павел заповедует юному ученику своему Тимофею, а в его лице и всем юношам: бегать похотей юных ( 1Тимоф. 2, 22 ). Но усопший о Господе брат, происходя из купеческого звания, старался подражать – с юных лет – евангельскому купцу, который искал хорошего жемчуга, и найдя его, пошел продать все, что имел, и купил его ( Мф. 13, 45 ). Говоря без притчи, брат наш о Господе, поняв с юных лет, что мир преходит, а с ним и тройственная похоть его ( 1Иоан. 2, 16 ), что исполняющий только волю Божию пребывает во век ( 1Иоан. 2 , П), гордость всяку отложше и удобь обстоятельный грех ( Евр. 12, 1 ), оставил дом, имение, даже родного и нежно любившего его и любимого отца оставил, только бы приобрести Христа, и таким образом спасти свою душу, которой ничего нет ни выше, ни дороже в этом мир. И опыт, как нельзя очевиднее, подтвердил для него непреложную истину слов пророческих: благо есть мужу, егда возьмет ярем в юности своей (Плач Иер. 3, 27 ). Тогда, как многие из юношей и нашего и прежнего времени, увлекаясь временною греха сладостию ( Евр. 11, 25 ), и увязая в сетях его, нередко горькими слезами оплакивают свои падения, отец Моисей, через строго подвижническую жизнь, вдали притом от обаятельных соблазнов, избавился, по милости Божией, от заманчивых влияний греховных, яко птица от сети ловящих.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

6 . Любовь же в том, чтобы мы поступали по заповедям Его и проч.; то же самое, что и в первом послании Иоанна Богослова: что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его; ибо это есть любовь к Богу, чтобы соблюдали заповеди Его – 1Иоан. 5. 2. 3 . (См. примеч.). Следовательно, любовь (5 ст.) и хождение в истине (4 ст.) – одно и то же: (34). – Его: Иисуса Христа, (см. примеч. к 29 ст. 2-й гл.). – Это та заповедь: в этом именно состоит исполнение заповеди о «любви друг друга» (5 ст.). з. Зан мнози лестцы внидоша въ не исповдающе Хрта пришедша во плоти: сей есть лстець и (1 2, 18 и дал. 4, 1 и дал.) 7. Ибо многие обольстители пришли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. 7 . Ибо: относится к ныне 5 ст., чем и определяется связь настоящего стиха с предыдущим. (См. примеч. к 5 ст. ср. 8 ст.). – Многие обольстители (см. 1Иоан. 2, 26 и примеч. к 4. 5) пришли в мир и проч.; см. примеч. к 1Иоан. 2. 18. 19 и 4, 1–3. – Пришедшего во плоти: в подлиннике не прошедшее время (35) а настоящее (ρχμενον ν σαρκ), что можно переводить только словами: «грядущего» и «имеющего придти». Это показывает, что лжеучители, о которых говорит Иоанн Богослов в посланиях своих, не только отвергали Иисуса Христа, «пришедшего в плоти», но и самую возможность («грядущего») воплощения Сына Божия (Lucke); а отвергая это, естественно, они не признавали и второго пришествия («имеющего придти») Господа (36). И если Иоанн Богослов в настоящем месте разумеет главным образом не исповедание Иисуса Христа, «имеющего придти во плоти» (лжеучение, против которого восставал еще Ап. Петр – 2Петр. 3, 4 ); то этим нисколько не показывает, что он имеет в виду других лжеучителей, отличных от тех, о которых пишет он в первом послании своем. – «Совершенно справедливо, что отвергающие второе пришествие не признают и первого. – Ибо если Господь приходил уже во плоти и обещал еще придти; то, очевидно, отвергающие второе пришествие отвергают и первое.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

Для таких христиан-подвижников Крест Христов и является ободряющим и вдохновляющим знаменем, в котором они, на протяжении всей своей жизни, почерпают неистощимый запас благодатных сил. Крест Христов – их единственная радость и похвала, и они ничего другого не желают даже знать, повторяя с Апостолом:  «мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, Имже мне мир распяся, и аз миру»   ( Гал. 6: 14 ). Прекрасно объясняет эти слова преп. Авва Дорофей : «когда человек отрекается от мира, тогда распинается ему мир... когда же, освободившись от внешних вещей, он подвизается и против самых услаждений, или против своих пожеланий и умертвит свои страсти, тогда и сам он распинается миру». Это отречение от мира, в известном смысле, обязательно для всех христиан , а отнюдь не для одних монахов, как некоторые ошибочно думают, ибо иначе не говорил бы Апостол:  «дружба с миром есть вражда против Бога»   ( Иак. 4:4 ) и не увещевал бы нас: «не любите мира, ни того, что в мире»   ( 1Иоан. 2: 15 ). Это потому, что  «все что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская»   ( 1Иоан. 2: 16 ) и  «весь мир лежит во зле»   ( 1Иоан. 5:19 ). Как ясно видим мы это особенно в нынешнее время! И вот, несмотря на столь определенное учение Слова Божия, несмотря на весь многовековой явно-аскетический строй церковной жизни, так ясно выраженный и в канонах Церкви, и в богослужебном чинопоследовании, и в святоотеческих творениях и в житиях святых, в последнее время в недрах самой нашей Православной Церкви все больше и больше «возстают люди, которые говорят превратно» ( Деян. 20: 30 ). Пуская в ход всевозможные приемы нечестной диалектики, пользуясь доводами туманной философии и пустого обольщения, «по стихиям мира, а не по Христу» (от чего предостерегает Апостол в Колос. 2: 8 ), они прельщают многих своими вкрадчивыми словами, пытаясь убеждать всех, будто прежний аскетический строй нашей Церкви «устарел», «отстал от жизни», далеко, мол, ушедшей вперед, и что все прежние канонические правила и предписания Церкви о посте и воздержании в настоящее время подлежать отмене.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Странным и поразительным образом человечество с его научным прогрессом идет именно к тому образу жизни, который указан И. Христом в эсхатологической беседе и который воплотили некогда современники Ноя 649 . § 194. Антихрист и время его пришествие Слово «антихрист» употребляется в св. Писании в двояком значении; общем и частном или собственному В общем смысле этим именем означается всякий, кто отвергает, что Иисус есть Христос ( 1Иоан. 2, 22 ), т. е. Мессия-Искупитель, кто не исповедует Иисуса Христа, воплоти пришедша (4, 2; сн. 2Иоан. 7 ст.), т. е. Его богочеловечество и богосыновство, кто отвергает Отца и Сына, ибо всяк, отметаяйся Сына, ни Отца имать, а исповедаяй Сына, единосущного Отцу, и Отца имать ( 1Иоан. 2, 22–23 ). В этом смысле и ныне антихристы быша мнози (κα νν ντχριστοι πολλο γεγνασιν, – 2, 18; св. 4, 3). Такие антихристы есть и теперь, будет их много и впредь. Но эти антихристы суть только предшественники или предтечи антихриста в собственном или строгом смысле, о котором св. Иоанн говорит: слышасте, яко антихрист грядет ( ντχριστος ρχεται, – 1Иоан. 2, 18 ). Этот антихрист один, он еще не пришел, но явится пред кончиною мира. В отличие от антихристов в общем смысле, или антихристов-лжемессий, которые признают Христа, но только ложно истолковывают учение о Его лиц и Его евангелие, антихрист в собственном смысле – это такой последний, жесточайший противник и враг Христа и Его церкви, который всеми способами будет стараться разрушить дело Христово и вместе обманно выдавать себя за Христа. Это показывается и в самом греческом наименовании его – ντχριστος, которое означает противника или врага Христа, обманно выдающего себя Христом (предлог ντ в сложении с другим словом значить обыкновенно против, но значить также вместо) 650 . I. Учение об антихрист, как определенном, чрезвычайном противнике Христа и Его церкви, имеющем явиться лишь в последние времена, имело в разные времена, имеет и ныне не мало противников. Не признающими этого учения высказаны разные мнения по вопросу о том, кого же или что должно разуметь под антихристом, если не разуметь чрезвычайного врага Христова, которого воздвигнет диавол незадолго до второго пришествия Христова. Правильное решение этого вопроса имеет большую важность, так как от такого или иного решения его зависит то или другое понимание свидетельств Писания, в которых говорится о свойствах антихриста, деятельности, месте и времени его действования и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010