Апостол Петр в двух посланиях предлагает рецепт настоящей любви, в которой нет места ссорам и обидам : Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов. (1Пет.4:8) Любовь, по мысли апостола Петра, - это не способ получить удовольствие от другого человека, не механизм для его использования, а возможность для прощения обид, помощи ближнему и преодолению конфликтов. При этом, апостольское понимание любви совсем не похоже   на скучные нравоучения о том, «как важно быть хорошим». Любовь это цель, а не средство для достижения чего-либо. Любовь – это лучший способ богопознания и возможность почувствовать себя «детьми Божьими – апостол Иоанн в Первом послании много говорит о том, что христиане не просто обязаны любить ближнего, а по сути не могут этого не делать. Отсутствие любви – греховное искажение человеческой природы, которое можно преодолеть с помощью Христа: Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. (1Иоан.4:12) Для апостола Иоанна смысл любви еще и в том, чтобы поступать по заповедям. Как видим, говоря о любви, апостолы почти не упоминают об интимных отношениях. Эта тема в Новом Завете упоминается либо в связи с браком и отношениями между супругами, либо при разговоре о грехах. В Священном Писании телесная близость не является чем-то самоценным – в браке она становится одним из очень значимых выражений любви, углубляющим и расширяющим любовь между мужчиной и женщиной. В случае «клубники со сливками» телесная близость становится тем, что эту любовь окончательно разрушает, измельчает и суживает. Любовь как христианская добродетель, по мысли апостолов, понятие гораздо более широкое и важное, чем любая близость между людьми. Эта традиция сохранилась и впоследствии. Одну из самых известных притч о христианском понимании любви рассказывает авва Дорофей : «Представьте себе круг, начертанный на земле, средина которого называется центром, а прямые линии, идущие от центра к окружности, называются радиусами. Теперь вникните: предположите, что круг сей есть мир, а самый центр круга – Бог ; радиусы же, т.е. прямые линии, идущие от окружности к центру суть пути жизни человеческой.

http://foma.ru/apostolyi-o-lyubvi.html

Новозаветные же благословения прежде всего благословения духовные, которые можно обрести в «небесных обителях» ( Еф. 1,3 ), в самом Христе, не состоят из материальных видимых ценностей. Материального богатства и здоровья в обетованиях Нового Завета нет, потому-то мы на его страницах находим множество верных, благословенных Богом мужей больными, и их болезнь не связана с личным грехом: – Епафродит «был болен при смерти» ( Фил.2:25–27 ). – Трофим был болен ( 2Тим.4:20 ). – Тимофей был болен (в частых недугах) ( 1Тим.5:23 ). – Павел часто сообщает, что он «изнемогал» ( 2Кор.11:29; 12:9 ), ( Гал.4:13 ), что имел в себе «приговор смерти» ( 2Кор.1:9 ) и, что был удручаем «ангелом сатаны» ( 1Кор.12:7 ). Стоит поразмыслить над тем, что ни в Деяниях Апостолов, ни в Посланиях мы не находим ни одного примера чудесного исцеления верующего. Да, мы найдем случаи воскресения некоторых верующих, но все случаи чудесного исцеления происходили только с неверующими. Если мы будем читать Новый Завет очень внимательно, то нам станет понятно, что болезнь может быть: – результатом грехопадения, – результатом личного греха ( 1Кор.11:30 ; Иак.5:15 ), – не всегда результатом личного греха ( 1Иоан.9:3 ), – предостерегающим воздействием ( 2Кор.12:7 ), – мудрым иногда непонятным нам Божьим методом нашего воспитания. Разумеется, мы можем и должны молиться о больных. Бог может и сегодня исцелять болезни сверхъестественным способом, как может Он даровать и исцеление через врачей и медикаменты. Однако, у нас нет права на здоровье, так как наше тело еще не свободно от проклятия и последствий греха, «...и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего». ( Рим.8:23 ). Конечно, важно подчеркнуть, что в случае заболевания мы ищем не только врачей, но прежде всего Бога. Многие болезни являются последствием несоответствующего Славе Божией образа жизни, и больные нуждаются не в медикаментах, но в библейской заботе о душе. Болезни, которые явно есть следствие какого-то греха не к осуждению, мы должны лечить, как о том сказано у Иак.5:15–16 . Грех должен стать известным, для того, чтобы исцеление было успешным. «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться; много может усиленная молитва праведника» ( Иак.5:16 ). Но, если мы после серьезной самопроверки убедимся, что наша болезнь не является последствием нашего греха, то мы можем также просить Бога даровать нам силу славить Его и в болезни, терпеливо снося все наши немощи. Содержится ли исцеление тела в искупительной жертве Иисуса?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/igra-s-o...

В армянском тексте (II. 1) названы два диакона, коим поручено было доставить послание Коринфян к Апостолу в Филиппы и кои принесли Коринфянам ответ Апостола. Также и у св. Ефрема упомянуты два диакона, хотя и не названы по именам. Но в латинском тексте и в Смирнской рукописи армянской совсем нет второго отделения апокрифа. Таким образом в Латинском тексте мы не имеем указания ни на одну иерархическую степень. В Армянском тексте и у св. Ефрема, хотя и разумеются пресвитеры 156 , но остается неясным, в какой степени представлял апокрифист Стефана – епископом или сопресвитером? – Даже более: в виду латинского majores natu остается неизвестным, разумел ли апокрифист под πρεσβτεροι иерархическую степень, или же называл так старейшин Коринфской общины во главе с первостарейшиною Стефаном? – Во всяком случае должно признать достопримечательным отсутствие более ясных указаний в апокрифе на церковно – иерархическия степени. В III, 32, по тексу св. Ефрема и Армянскому, говорится, что верующие „основаны на крови и на плоти и на духе Христа“, что может указывать на таинство Евхаристии и на Иоан. 6, 53 – 59 ср. 63 и 1Иоан. 5, 6–8 . Но нет оснований отвергать и более естественное толкование этих слов св. Ефремом в смысле указания на истинное человечество Христа, подвергшееся смерти, и истинное божество Спасителя, которое умереть не могло. Притом, и это важно, – в Латинском тексте совсем нет таких слов, а соответствующия им „тело и душа и кости и дух“ отнесены не ко Христу, а к воскрешенному костями Елисея мертвецу. Итак, в отношении к учению о церкви должно сказать, что идея церкви в догматическом и каноническом веросознании апокрифиста стоит в тени и не сознана на столько, чтобы служить одним из главных орудий против иномыслия и внецерковного суемудрия лжучителей. 5,  Из новозаветных писаний в апокрифе вообще предполагаются: а) евангелие или евангелия, послания Апостола Павла и другие Апостолы“ (ср. III, 36. 4 и 1, 4). В частности: а) евангелия Луки и Матфея (III. 3. 5– 6 ср. Лук. 1, 25 и дал.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Власть отпускать или не отпускать грехи дарована апостолам, а в лице их и пастырям Церкви Самим Господом: Мф. 18:18 . 4) Установление таинства Покаяния или исповеди высказано Господом несколько раз, как до воскресения, так и после: Мф. 16:19 , ср. Иоан. 20:20–23 . Из этих же мест Евангелия видно, что право совершать таинство покаяния дано только апостолам и их преемникам, что подтверждается и другими местами Писания: Деян. 20:17–28 . 5) Грехи оставляются нам лишь при условии исповедания их, сознания в них. Исповедание должно быть произносимо из глубины сердечной устами грешника, а не в сердце только, как учат сектанты. Апостолы учат именно об устном исповедании: Рим. 10:10 ; ср. 1Иоан. 1:9–10 . Первые христиане так и поступали: Деян. 19:18 . 6) Чадолюбивая матерь наша Церковь православная побуждает нас яркими Евангельскими примерами к покаянию в Великом Посте. Еще за 3 недели начинает она постепенно подготовлять нас и расплавлять сердца наши к сокрушению о грехах, к сознанию своего ничтожества пред величием Божиим песнопениями: «Покаяния отверзи ми двери», «На реках вавилонских». 7) Кратко объяснить Евангельск. Чтения недел. Мытаря и Фарисея: Лук. 18:10–14 ; о блудном Сыне: Лук. 15:11–32 ; Страшном Суде: Мф. 25:31–46 . 8) Евангельск. чтение Сырной Недели или Прощеного Воскресения ( Мф. 6:14–21 ) говорит о том, что, прежде чем приступить к посту и покаянию, нужно взаимно простить друг другу согрешения и только тогда можно надеяться на прощение от Бога. Ссылаясь на это место Евангелия, а равно и на слова ап. Иакова: 5:16 (признав. друг пред другом), сектанты отрицают таинство покаяния, не понимая того, что в этих местах Писания говорится о всепрощении в обыденной жизни между людьми для блага мира внешнего, но человеку нужно еще очистить и грехи пред Богом. Недостаточно человеку примириться только с человеком, нужно и с Богом, а как можно знать об отпущении от Бога нам грехов, если не будем признавать слов Самого Господа: что «вы свяжете на земле... и что разрешите...» ( Мф. 18:18 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Кирилл Александрийский , при появлении ереси Несториевой 690 . «Я охотно забываю неправды и клеветы, говорит он в другом своём письме,– Бог их рассудит! Только бы вера была спасена. Но если кто предаст веру, то мы не должны изменять своей совести, хотя бы нам угрожали опасности жизни» 691 . «Ни гонения, ни мучения, ни прещения Императоров, писали Отцы первого Константинопольского Собора к западным епископам, ни жестокость правителей и никакое другое бедствие и угнетение от еретиков – не могут уклонить нас от православной веры, определённой на Никейском Соборе. Коему следовать советуем вам и всем верующим» 692 . И мы знаем действительно, что одни из св. Отцов за свою ревность по православию ссылаемы были в заточение (например, св. Иларий, св. Златоуст), другие лишаемы епископства (например, св. Григорий Нисский – на 8 лет до смерти Валента). Третьи во всю жизнь терпели гонения (св. Афанасий), четвёртые вкусили даже мученическую смерть (св. Варнава, Климент Римский , Игнатий, Поликарп, Иустин, Киприан, Ириней). Обилие духовных дарований ( 1Кор. 12, 3–14 ; сн. 1Иоан. 2, 20 ), которыми обладали св. Отцы Церкви, также известно из истории их жизни и засвидетельствовано св. Церковью, которая украсила их наименованиями Божественных, Богоносных, Богомудрых, Богоглаголивых 693 , и, кроме того, одних именуем великими, других чудотворцами, третьих златоустами и т.п. 4) Такую точно важность учению Отцов ясно приписывала вся Церковь , когда на вселенских Соборах, в своих рассуждениях о предметах споров, всегда имела обычай, после св. Писания, обращаться к единодушному согласию этих древних знаменитых своих учителей, и следовала ему в своих определениях. Халкидонский, четвёртый вселенский, Собор так начинает свой догмат: последующе Божественным Отцем все единогласно поучаем 694 . Пятый вселенский Собор так выражает своё исповедание: «последуем во всём и св. Отцам и учителям Церкви Божией: Афанасию, Иларию, Василию, Григорию Богослову , Григорию Нисскому , Амвросию, Феофилу, Иоанну Константинопольскому, Кириллу, Августину, Проклу, Льву, и приемлем всё, что только написали они о православной вере и к осуждению еретиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

—470— нила развитие живого церковно-богословского миросозерцания. Жизненного уразумения Писаний не обнаружили даже и священники, во время пастырского служения по-видимому не относившие к себе слов Господа Бога, некогда сказанных Иисусу Навину: Да не отступит книга закона от уст твоих, и да поучаешися в ней день и нощь, да уразумевши творити вся писанная; тогда благоуспееши, и. исправиши пути твоя, и тогда уразумевши. Кроме того, были ответы, заслуживающие быть нарочито отмеченными. Совершенно неудовлетворительно было изъяснение таких мест, как Мф.16:13–18 с парал., Деян.7:53 ; Иак.2:26 ; 1Иоан.5:6–8 : 1Кор.12:2 . Присланный тверской совсем не знал книги деяний апостольских, а волонтёр московский настойчиво утверждал, что русский перевод деяний сделан с еврейского языка; он же сообщил, что ему известен еврейский подлинник евангелия Матфея. Другой московский волонтёр при изъяснении Деян.20:17 говорил, что епископы появились в Церкви в после-апостольское время, но был опровергнут ссылкой на 28 ст. той же главы деяний. Саратовский волонтёр-священник пророчество о явлении Илии Фесвитянина прежде пришествия дне Господня великого приписывал пророку Исаии и совсем забыл Мф.14:1–2 при ответе на вопрос: кто считал Христа за Иоанна Крестителя? Для одного московского волонтёра непосильным оказался ответ на вопрос: не противоречит ли внешнее богопочтение таким местам Свящ. Писания, как Ин.4:23–24 и Деян.7:48 ? Грек монах обнаружил печальное невежество: ничего не нашёл в Новом Завете о вознесении Господа, писателем книги деяний называл ап. Павла и говорил о каких-то посланиях Луки. Было, впрочем, несколько ответов утешительных. Многие из экзаменовавшихся проявили стремление обращаться к греческому тексту и при том не без пользы для дела толкования. Совершенно сверхдолжные познания обнаружил г. Кобранов, присланный из Смоленской семинарии. Отметив его выдающийся ответ баллом 5, комиссия не сочла возможным ставить того же балла кому-либо ещё и только три прекрасных ответа, принадлежащие присланным вифанскому и орловскому и волонтёру нижегородскому (вып.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Новом же Завете человеку мощно открылась любовь Божия. Бог явил Себя людям как Спаситель мира. «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй вонь, не погибнет, но имать живот вечный. Не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир» ( Иоан.3:16–17 ). Это и было той «благой вестью», которую Господь возвестил людям. С пришествием Сына Божия в мир открылось Царство любви: «Не приидох призвати праведники, – говорит Он, – но грешники на покаяние» ( Матф.9:13 ). И Сам Бог возвещается миру как Любовь : «Бог любы есть», говорит евангелист Иоанн ( 1Иоан.4:8 ). И вот, чтобы спасти человека, восстановить его от падения, даровать ему жизнь вечную, вместо постигшей его смерти, открыть ему Царство Небесное, вместо утерянного им некогда Рая на земле, сокрушить твердыни ада и смерти, чтобы дать ему вечное и непрестающее счастье, Сын Божий сходит с небес и принимает на Себя плоть, воплотившись от Духа Святого во чреве Пречистой и Преблагословенной Девы Богородицы, становится доступным для всех и, живя в бедности и в трудах евангельской проповеди , учит темный и грешный народ и, преклоняясь к их несчастьям и немощам, исцеляет больных, прокаженных и увечных, отверзает очи слепым, изгоняет бесов из одержимых ими, исцеляет души от греха и воскрешает их, как и воскресил Он к жизни троих умерших телом. И, наконец, – о, несравненная благость! – взяв на Себя грехи людей, принимает смерть, и то – крестную смерть и вменяется среди мертвецов. Примирив человека с Богом, Он воскресает из мертвых и в Своем Воскресении воскрешает человека на веки, что и будет в день оный. В Своем вознесении Он возносит на небо, воспринятое Им человеческое естество и сажает его одесную Величествия. Посылает Духа Святого – от Отца исходящего и на Сыне почивающего – на святых Своих учеников и Апостолов и делает их проповедниками и возвестителями спасения всему миру. Обещает не отступать от любящих Его, и всегда Он с нами и при причащении Его Пречистого Тела и Крови и когда мы сподобляемся таинств Церкви, и когда молимся в церкви-ли то или дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

О безгрешности Иисуса Христа свидетельствуют близкие к Нему лица – Иоанн Предтеча и апостолы. Иоанн, самый строгий, святой и великий пророк своего народа, чуждый всякого лицеприятия, пред которым благоговел весь народ ( Марк. 6:20 ; сн. Мф. 11:11 ), свидетельствовал о Иисусе: се, Агнец Божий, вземляй грехи мира ( Иоан. 1:29 ), имея в виду пророчество Исаии о Нем: яко беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его; Той язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша ( Ис. 53:4, 59 ). Себя он считал недостойным не только совершить крещение над Ним ( Мф. 3:14 ), но и развязать ремень обуви Его ( Лук. 3:16 ), а он мог близко знать Иисуса с раннего детства. Убеждение в безгрешности И. Христа было общим и у всех апостолов. Таковым они признавали Его еще во время Его земной жизни. После чудесного лова рыбы ап. Петр от лица всех их говорил: изыди от Мене, яко муж грешен есмь ( Лук. 5:8 ). Но с особенною ясностью они свидетельствовали о безгрешности Иисуса Христа по вознесении Его на небо. Ап. Петр именует Его непорочным и пречистым Агнцем (μνος μωμος κα σπιλος – 1Петр. 1:19 ), И научая подражать Его примеру, свидетельствует о Нем: Христос греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его; Иже укоряем (будучи злословим) противо не укоряше, стражда не прещаше (не угрожал)... Грехи наша Сам вознесе на теле Своем на древо (2:23–24), что Христос единою о гресех наших пострада, праведник за неправедники (3:18; сн. Деян. 3:14 ). Ап. Иоанн учил о Нем: аще кто согрешит, ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника ( 1Иоан. 2:1 ; сн. 2:19; 3:7), что Иисус явися, да грехи наша возьмет, и греха в Нем несть (3:5). Такое же убеждение в безгрешности И. Христа выражает ап. Павел. Он учит, что Его, не ведавшаго греха, Бог по нас грех сотвори (в рус. пер. – сделал для нас жертвою за грех), да мы будем правда Божия (праведными пред Богом) о Нем ( 2Кор. 5:21 ), что в лице Его имамы архиерея, который может спострадати немощам нашим, ибо был искушен по всяческим, кроме греха ( Евр. 4:15 ); что Он архиерей преподобен (σιος), незлобив (хαхος), безскверен (μαντος), отлучен от грешник, Который не имел нужды приносить жертвы за Свои грехи (7:26–27).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Догматические истины (о Боге, о Храме, о искуплении, о церкви, о будущей жизни и пр.), изложены и в Священном Писании, и в курсах, в системах богословия. Храм – школа благочестия, а не школа богословствования. Поэтому догматические истины, например, о Боге, нужно предлагать в храме, исходя непосредственно из учения Священного Писания, где это учение дано, как благая весть о живом Боге и Его участии в судьбах человека. «Я – Бог Авраама и Исаака, отца твоего» ( Быт. 28:13 ), -сказал Бог Иакову, явившись ему в ночном видении. «Оказывая благодеяния твоим предкам и отцу твоему, Я окажу их и тебе» – как бы так говорит Господь любимому рабу Своему. С теми же словами обратился Бог к Моисею, явившись ему в купине ( Исх. 3:6 ). «Блажен ты, Израиль, – говорит Моисей, – кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя и меч славы твоей» ( Втор. 33:29 ). Еще более полное, живое, благостное и во многом новое учение о Боге дано в Новом Навете, в Евангелии. «Бог есть любовь» ( 1Иоан. 4:8 ) – вот новое откровение в учении о Боге Нового Навета, – эта любовь, как и все в Божестве, безгранична, простираясь до предания на смерть Сына Божия, ради спасения людей и вечной жизни для них ( Ин. 3,6 ) . В трогательных, наглядных и утешительных словах излагается в Новом навете учение о боговоплощении и спасении людей земной жизнью, крестных страданиями, смертью, воскресением и вознесением Господа Иисуса Христа. Тайна нашего спасения раскрывается здесь в действии, в наглядных картинах и образах, воздействующих на все существо человека: ум, сердце и волю. Также живо и действенно должно излагаться и догматическое учение в проповеди. Знание, каких догматических истин наиболее потребно в наше время? Истины о Боге и боговоплощении, о грехе и покаянии, о Церкви и ее таинствах, о будущей жизни и пр. Излагать их нужно, то приурочивая к евангельским и апостольским чтениям, то к особым церковно-богослужебным временам (праздникам Рождества Христова и Богоматери, дням Великого поста, и особенно Страстной седмицы, и дням св.

http://azbyka.ru/propovedi/gomiletika-ko...

«Целью пришествия в мир Спасителя, – пишет митрополит Макарий, – было: а) удовлетворить за нас правде вечной, как сказано: «в явление правды Своея» (Богом, Рим.3:25 )», б) очистить нас от грехов, в) избавить от смерти и от власти диавола, г) воссоединить нас с Богом, д) просветить наш разум, е) исправить нашу волю, ж) научить нас снова достойно славить Бога и з) даровать нам живот вечный». Приводятся соответствующие цитаты из слова Божия и из писаний Отцов Церкви (т. II, 24–26). Как видим, автор удовлетворение правде вечной понимает как « явление правды Божией». Здесь, да и в других местах, он вовсе не суживает понятие правды к смыслу «правосудие» . Равно и цель пришествия на землю Сына Божия представляет нам в гораздо большей широте, чем удовлетворение одному из требований вечных законов. Автор далее пишет, что Бог , как всеведущий, предвидел наше падение, равно как и степень этого падения, и только в этом смысле называет Совершившееся предопределением. Это согласно с тем, что читаем у апостола Павла: «ихже предуведе, тех и предустави» ( Рим.8:29 ). Как совершил Господь Свое первосвященническое служение? Оно продолжалось в течение всего времени после выступления Его на земной подвиг, через Его «истощание». Он понес на Себе большой крест. Скажем подлинными словами автора. «Чтобы удовлетворить за все грехи человеческие вечной Правде , Христос благоволил явить в Себе совершеннейший образец послушания ей, и смирить, уничижить Себя до последней степени... Это первый крест – крест вольного самоотвержения ради нас». Затем Он благоволил «воспринять с людей на Самого Себя весь гнев Божий, сделаться за нас «клятвою» ( Гал.3:13 ), принял на Себя грехи наши: «Сей грехи наши носит и о нас болезнует» ( Ис.53:4 ). «Он постоянно нес на Себе сугубый крест, крест самоотвержения, послушания, и второй – страданий и скорбей. Во все это время Он был постоянной умилостивительной жертвой (см. 1Иоан.2:2, 4:10 . Рим.3:25 – «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его»: в русском тексте – точный перевод греческого « иластирион »). Вся Его жизнь от рождения была единый непрерывный подвиг Его... все это истощание Его имело целью наше вечное спасение... Наконец, оно совершилось вполне в Его крестной смерти, с предшествовавшими и сопровождавшими обстоятельствами». Как видим, в этом освещении не проводится та точка зрения, что самой сущностью нашего искупления и необходимостью было «пролитие Крови» нашего Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010