Правило 63 Святых Апостолов Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, будет ясти мясо в крови души его, или звероядину, или мертвечину: да будет извержен. Ибо сие закон запретил. Аще же сие соделает мирянин: да будет отлучен ( Деян. 15:29 ). ( Трул. 67 , Гангр. 2 ) . Это правило выражает в форме закона предписание Св. Писания, воспрещающее христианам употреблять в пищу то, что уже было раньше воспрещено Моисеевым законом ( Деян. 15:20, 29 ; Лев. 17:14, 15 ), причем повелевает духовное лицо, уличенное в употреблении в пищу крови или мертвечины, извергнуть из священного сана, а мирянина – отлучить от св. причащения. Это предписание строго исполнялось всей церковью, как восточною, так и западною, о чем имеется много свидетельств у отцов и учителей церкви 282 . В православной церкви это соблюдается и поныне 283 . Главное в этом правиле – воспрещение употреблять в пищу кровь животных. Причиной этого, как указывает архим. Иоанн в толковании этого правила, является следующее: во-первых, причина естественная, как нам объясняет это сам Моисеев закон, потому что «душа тела в крови» ( Лев. 17:11 ), т.е. кровь является некоторым образом как бы вместилищем души, ближайшим орудием ее деятельности, главной действующей силой жизни у животных; во-вторых, причина нравственная, так как употребление крови в пищу обнаруживало бы крайне грубую и жестокую чувственность и, как то показывает опыт, имело бы пагубное влияние на духовные свойства человека. Кроме того, в Ветхом Завете была к тому и обрядовая причина, так как в законе Моисеевом говорится, что Бог повелел израильтянам употреблять кровь для алтаря, чтобы очищать души их, «ибо кровь сия душу очищает» ( Лев. 17:11 ). В силу этого кровь представляла нечто святое и являлась как бы прообразом крови Пречистого, Божественного Агнца Христа, пролитой Им на кресте за спасение мира ( Евр. 10:4 ; 1Иоан. 1:7 ) 284 . 282 Tertull., “Apolog”. c. 9 [Migne, s. l., t. 1, col. 314–327]. – Clem. Alexandr., “Paedag”. III, 3 [Migne, s. g., t. 8, col. 577–592]. – Minut. Fel., “Octav”. c. 38 [Migne, s. l, t. 3, col. 355–357]. – Origen., “Contra Cels”. lib. VIII [Migne, s. g., t. 11, col. 1521–1632]. – Euseb., “Hist eccl”. V, 1 [Migne, s. g., t. 20, col. 408–432]. О том, что на западе воспрещалось христианам употреблять в пищу morticinia, свидетельствует, между прочим, папа Григорий III (ок. 731 г.), который в своих canones poenitentiales предписывает наказания тому, qui morticinia comederit. См. прим. Беверегия к этому Ап. правилу (II, Annot., ρ. 32). Читать далее Источник: Правила православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. - [Репр. изд.]. - Москва : Изд. «Отчий дом», 2001-./Т. 1. - 2001. - XXXI, 650, II с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Часть 1-ая. Бог-Троица 1. Христиане славят Бога-Троицу “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу” – вот слова, которые постоянно повторяются в Церкви. “Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа” – возглашает священнослужитель в начале Божественной Литургии. В Святой Церкви мы живем в Царстве Пресвятой Троицы. И в Пресвятой Троице – наша жизнь. Поэтому неудивительно, что наша высшая радость, ощущение и сознание полноты жизни выражаются хвалою Пресвятой Троице. Если же мы не всегда радуемся, вознося эту хвалу, то потому, что мы далеки от полноты совершенной жизни и недостаточно сознаем, что источник ее есть Пресвятая Троица. 2. Две тайны: Бог-Троица и Бог-Любовь Единому Богу поклоняются многие, в частности иудеи и магометане, а Богу-Пресвятой Троице – только христиане и в этом их великое преимущество. Тайну, что Бог, хотя и один, но Троичен в Лицах, открыл нам Иисус Христос . Он открыл нам и то, что “Бог есть любовь” ( 1Иоан. 4,8 ). Одна великая тайна помогает нам приблизиться к другой: Бог есть любовь, потому что Он Троичен в Лицах; и Бог Троичен в Лицах, потому что Он – любовь. Даже человеческая несовершенная любовь соединяет людей между собою как бы в одно существо, например, супругов, семью, друзей. Относительно людей – это больше слова, чем действительность. Но любовь Божественная безмерна и потому Лица Пресвятой Троицы, по всемогуществу Их взаимной любви, суть, действительно, один Бог , имеющий одну сущность и живущий одной жизнью. 3. Бог-Троица есть совершенное единство в любви Люди, которые верят только в единоличного Бога, представляют Его нередко суровым и деспотическим. Действительно, если Бог был бы одиноким, откуда зародилась бы в Нем любовь? Любовь там, где есть кому любить и кого любить. И любовь тем более совершенна, чем совершеннее те, кто любит и кого любят. А в Пресвятой Троице, как Любящие, так и Любимые есть само совершенство, так как каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог. И Отец – Бог, и Сын – Бог, и Дух Святой – Бог. Пресвятую Троицу можно назвать самым совершенным единством в любви, или союзом любви, потому что совершенны Любящие и совершенна Их любовь. 4. Жизненное значение догмата Пресвятой Троицы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Общие правила о совершении миропомазания. Таинство миропомазания совершается через помазание освященным миром частей тела, по крещении его, с произношением слов: «печать дара Духа Святого», чем выражается исполнение верующего благодатными дарами Св. Духа и укрепление его в жизни христианской, духовной ( 69 ). В апостольские времена таинство это совершалось через, возложение рук, которым выражалось в этом деле преимущество власти апостольской. Впрочем, есть в апостольских посланиях указания и на помазание, как видимое знамение невидимой благодати Св. Духа (Деян., 8, 17. 19, 6. Евр. 6, 1. 2. 2 Коринф. 1, 21. 22. 1Иоан. 2, 20 ). Учители Церкви первых веков говорят совокупно и о помазании, и о возложении рук, впрочем, преимущественно о первом ( 70 ). Но восточная Церковь постоянно признавала одно помазание главнейшим и необходимым действием в сем таинстве. Так утверждено древними соборами, вселенскими и поместными (II всел. 7. VI. всел. 95. лаодик. 48. карф. 6). Слова, произносимые при помазании частей тела, и выражающие силу таинства, находим в правилах II вселенского собора, который впрочем сам замечает, что излагает свое определено по древнему чиноположению и обычаю, – след. по преданию от первоначального времени Христианства (II всел. 7). Действительно, это есть выражение апостольское (2 Коринф. 1, 21. 22). Слово: печать (σφραγις) употребляется вообще всеми отцами Церкви о таинственном миропомазании ( 71 ). Миропомазание необходимо для всех крещающихся, как возрастных, так и младенцев (лаод. 48). Но оно не повторяется. Веществом таинства должно быть миро благовонное, составленное из отборных трав, мастей, елея, и освященное епископом ( 72 ). Епархиальные начальства и священники обязываются наблюдать, чтобы в церквях миро было без оскудения, хранилось не иначе, как в алтаре, с честью и предосторожностями, подобающими святыне. Епархиальное начальство распоряжается своевременным получением св. мира, откуда следует (из Москвы, или Киева) и раздачею по церквям ( 73 ). 70 Клим, алекс. Quis dives salvus. § 40, et Strom, lib. 2, § 3. Тертулл. de bapt. cap. 7. Св. Киприан. ер. ad Jubajanum 73. Св. Кирилл иерусал. mystag. 3. § 1. 3. 6. 7. cf. Const. Apost. 7, 22. Ориген : comment, ad Ephes, cap. 6. opp. t. 4. Св. Григорий богослов : о крещении сл. 40. Августин: de bapt. 3,16. ct contra Petilian. 2,101. al. 71 См. вышеуказ. отцов и учителей Церкви. От священника в особенности требуется, чтобы он умел незапинательно выговаривать священно-таинственные слова помазания. см. книг. о должност. пресвит. ст. 89. Читать далее Источник: Иоанн (Соколов), епископ. Обзор церковных постановлений о причащении и покаянии//Православный собеседник, 1859. Ч. 1. С. 259-297; Ч. 2. С. 377-394. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

4) Как пчела со цветов собирает мед, а паук – яд, так православные при руковод. церков. учителей и при содейств. Св. Духа получают от Писания пользу, а самочинно-истолковывающие свящ. Писание сектанты получают вред: 2Петр. 3:16 . Хвалясь самостоятельным познанием Писания, сектанты забывают слова апостола: 1Кор. 8:2; 10:12 . 5) Разобрать главн. места свящ. Писания, приводимые сектантами в оправдание самопроизвольного толкования: Иоан. 5:39 ; 1Иоан. 2:27–28 ; 1Кор. 1:19, 26–28 ; Колос. 3:16 ; Мф. 11:25 . 6) Как сектанты смотрят на свящ. Писание? Когда вручают новосовращенному прозелиту Библию , главари сектант. говорят: «читай ее и живи так, как ты понимаешь ее, для спасения только одно это и необходимо». Забывают сектанты: Деян. 8:30–35 . Рим. 10:13–15 . 7) Результаты такого наставления: в сектах нет единообразного вероучения, напр. молокане не признают водного крещения, штундисты некоторые крестят младенцев, а другие, как и баптисты, не крестят детей до совершеннолетия. Скопцы поняли в буквальн. смысле: Мф. 19:12 , хлысты все свящ. Писание понимают в переносном смысле и, по такому понятию их, теперь на небе никого нет, а все святые во главе с Саваофом, Христом и Богородицею находятся в живых лицах – главарях хлыстовских кораблей. 8) Далее сектанты говорят: «В деле веры должно повиноваться только указанию Библии, – этого чистого слова Божия». А Апост. Павел учит: «повинуйтесь наставн. вашим»: Евр. 13:17 . Самим же наставникам сказано: «внимай себе и всему стаду»: Деян. 20:28 . 9) Еще говорят сектанты: «Свящ. Писание каждый может понимать, и кто читает его, тот не может впасть в заблуждение, так как само свящ. Писание ведет его к истине». А из самого свящ. Писания мы видим: 2Петр. 3:16 ; 2Петр. 1:20 ; Мф. 21:44 ; Евр. 4:12 . V. О соборах Церкви 1) Верующие в Господа И. Христа первых веков жили как братия, и, составляя едино тело – Церковь , имели единую главу И. Христа. Поэтому, когда являлись споры или недоумения, они решали их по общему согласию в собрании епископов и пресвитеров, по невидимому внушению Духа Святого: Деян. 15:28–29 . Сии собрания называются соборами: Деян. 15:6–7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1253 Ибо верно сообщить то, что ему открыто и что он видел – было мыслью писателя; это есть его единственная цель (ср. гл. 1,1. 19; 2, 1. 8. 12. 18; 3, 1. 7. 14; 4, 1., 10, 4; 14, 13.; 19, 9; 22, 20 и т. п.), и преследует ее с такою необыкновенною верностью, что ни однажды не прибавляет от себя чего-либо о применении сообщенного (ср. особенно послания, гл. 2.3) и так далек от возвышения своей личности, что ничем иным не хочет быть, как δολος ησο Χρ. (гл. 1.1) и δελφς μν α συγοινωνς ν τ θλει α βασιλεα α πομον ησο Χρ. (гл. 1:9). (Даже в месте, касающемся хилиазма (гл. 20:1–10) нельзя находить какой-либо цели псевдо-Иоанна при написании книги; ибо как с этим согласить, что именно в этом месте образ речи говорит о том, что главный предмет затронут лишь весьма кратко. Как иначе поступали хилиасты всех времен!). 1254 Если сюда присоединить еще, что Апокалиптик (на временно-историческом основании) истинно созерцал в пророческом духе состояние будущей церкви, то этот аргумент еще более усиливается (Против этого, здесь только затронутого аргумента, нельзя возразить, что апокалиптик посрамился с своим пророчеством, так как он обещал исполнение в скором времени [ν τχει с. 1.1.; γρ αιρς γγος, c. 1, 3 и 22, 10]; потому что исполнение содержащих в Апокалипсисе предсказаний началось уже действительно со времени их проречения и с тех пор постоянно продолжалось [на что даже может указывать 1Иоан. 2,18 . αχτη ρα εστ]; не говорим о том, что главный предмет апокалипсического предсказания, – разрушение Иерусалима действительно, и в полном смысле νιπχα случалось по написании Апокалипсиса). 1255 Таково напр. первое доказательство, приводимое против подлинности Апокалипсиса де-Ветте, «что Апокалиптик несколько раз называет себя, а евангелист ни одного», что, очевидно, стоит в связи со всем различием образа представления в Евангелии в Апокалипсис. Апокалипсис есть книга пророческая. Все ветхозаветные пророки называют себя в своих пророчествах (но не исторических книгах, написанных ими), и весь авторитет и действие какой-нибудь пророческой книги основывался прямо на имени ее писателя. Так называет себя и апокалиптик, поскольку он ясно должен быть от всех признан рабом, которому Господь вверил тайну Своего домостроительства и который во имя Его говорил в αποαλυις ησου Χρ. – Кроме того, никакой писатель не обязан, называя себя в некоторых называть себя во всех своих писаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

2) Новый Завет предполагает уничтожение Ветхого: обветшавающее и состаревающееся близ есть истления ( Евр. 8, 13 ). 3) Новый Завет должен иметь преимущество пред Ветхим, иметь большее совершенство и лучшее обетование: лучшаго завета есть ходатай, иже на лучших обытованиях узаконися ( Евр. 6, 8 ). Преимущества эти состоят в том, во-первых, что будет уничтожен первородный грех и будут прощены грехи; во-вторых, что будет тесное общение Бога с людьми; в-третьих, будет распространение истинного Богопознания, и, в 4-х, в том, что Новый Завет будет написан в мыслях и сердце человека, т. е. совершит обновление ума и сердца. Ветхий Завет касался только внешности и был строгим карателем за проступки, тогда как Новый Завет будет действовать внутренне, совершит обновление по уму и сердцу, вследствие чего он лучше Ветхого. И не научит: это выражение указывает на распространение Богопознания. О свойствах Нового Завета Ап. Иоанн говорит: и вы помазание имате от Святого, и выше вся и не требуете, да кто учит вы ( 1Иоан. 2, 20 ). Этим указывается, что в Новом Завете человек, получит большее познание о Боге, чем все познания ветхозаветного человека, и, по причине помазания от Духа, сам будет стремиться к Богу. Таким образом, Ап. Павел толкует слова ст. 30–34, как пророчество о заключении Нового Завета, как совершенного и спасительного Ст. 38-й. Под образом расширения Иерусалима здесь предъизображается церковь Христова. Таким образом, в этой главе два пророчества: одно типологическое – прообразовательное об избиении Вифлеемских младенцев, а другое – чисто – пророческое о заключении Нового Завета. Глава 32-я В этой главе содержится более подробное пророчество Иеремии о возвращении Евреев из плена и о Мессианских временах. Содержание следующее: в десятый год царствования Седекии, когда Иерусалим был уже осажден халдеями, а Иеремия заключен был в темницу за грозные пророчества о плене, Господь повелевает пророку купить себе землю по закону ужичества (1–8). Пророк купил землю, записал в купчую книгу при свидетелях и отдал ее запечатанную Варуху для хранения (9 –15).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Память св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (26 сентября). 79. Бог любы есть В день памяти апостола любви о чем нам, братия, говорить, как не о любви? Господь возлюбил нас, так и мы будем любить ближняго своего. Господь оказывает Свою любовь всем прибегающим к Нему; и грешников каюшихся Он принимает, и праведникам внемлет, и иноверных и неверных и совсем незнающих Его терпит и милует. Вот Он не гнушается, входит в дом фарисея, принимает жену грешницу, исцеляет прокаженного самарянина – иноверного, дочь хананеянки – язычницы, а по Своем воскресении весь мир призывает в Свое царство чрез Своих апостолов. Вот высочайший образец любви! Вот у Кого нужно поучиться любви. Будем и мы так любить всякого ближняго своего, кто-бы ни был он, и иноплеменного, и единоверного, тем более соотечественника и единоверного, близкого и присного. На всех должны смотреть, как на чад Единого Отца небесного, как на братьев своих, искупленных единою кровию Христа, как на призванных, или призываемых к единому вечному спасению. Бог любы есть ( 1Иоан. 4, 16 ). Вот сущность богословия св. апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Путь, ведущий к истинному боговедению – это любовь. Не любяй, не позна Бога, учит апостол (4, 8). Кто познал, яко Бог любы есть: тот не требует, да кто учит его о всех ( 1Ин. 2, 27 ). Самая эта истина учит его, дает ему заповеди, как он должен поступать во всех случаях и обстоятельствах жизни. Целая вселенная ни о чем так ясно не проповедует, как о любви Божественной. Вечный не имел никакой нужды в тварях. Его слава и блаженство безконечны; никто умножить их не может. Кто же побудил Его вызвать из ничтожества этот необъятноразнообразный мир? Любовь. Она восхотела открыть славу свою – рекла слово, и явились безчисленные роды творений каждое в своем чину, на службу человеку. А ему, как существу разумному, предопределено созерцать славу своего Создателя, – и блаженствовать Его блаженством. Любимец Божий – человек живо должен был ощущать ту истину, что Бог есть любовь, что в Нем его жизнь и свет, и мир, и радость. Скоро затмилось это чувство. Сердце, смущенное греховною совестию, отторгшееся от любви Божией, трепетало при одной мысли о Боге, как мстителе неправды. Но Бог неизменен. Он и во гневе не престает быть любовию, сияет солнце Свое на злыя и благия ( Мф. 5, 45 ), не хощет смерти грешника ( Иез. 18, 32 ). За грешников ходатайствует Его любовь. Премудрая, неистощимая в средствах, она от вечности уготовала жертву умилостивления за грехи всего человеческого рода. Сын любве Отчей – жертва за человеков грешников!

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

Но скажет, пожалуй, кто: если так, то нужна ли для спасения вера собственно в Христову личность и в ее божеское достоинство? Не довольно ли верить вообще в царство любви? О, никогда! Правда, мы имеем в нашей природе много естественной симпатии к любви; но как она безпочвена и случайна, если вся ее опора только в нашем духе: сегодня мы преклоняемся пред ней, а завтра презираем; сегодня нам показалось, что любовью можно победить, а завтра и послезавтра мы с гораздо яснейшими доводами убедимся, что устройство жизни и мира противно духу любви, что ей ни отдельная личность, ни тем более общество прожить не может! Только уверенность, что любовь эту, в качестве конечного руководителя жизни, принесло воплощенное Слово, только вера в божескую силу Того, Кто назвал Себя любовью, может возвести в степень твердой веры те робкие порывы души, которыми она влечется к любви. Поэтому и спасительна вера в божество Иисуса Христа, что ей, и притом только ей, утверждается и возвышается любовь, приводящая нас к Богу, так что воистину не своей силой мы спасаемся, но «благодатью через веру» ( Еф.2:8 ). О любви, как предмете веры, вот как писал божественный Иоанн: «мы познали любовь, которую имеет к нам Бог и уверовали в нее». Только через Богооткровенное познание того, что Бог есть любовь, познали мы, что наша любовь не есть случайное чувство, но высшая правда жизни, так что «пребывающий в любви в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает» ( 1Иоан.4:16 ). Из этих святых и животворных слов мы видим, что и любить поистине невозможно без веры во Христа, но и что вера во Христа есть вера во Христа любящего, вера в Него, как в любовь, сделавшуюся через пришествие Его высшим законом жизни, началом всякой истины. Итак, нет любви и истины без Христа, но и спасение Христово дается лишь тем, которые верят в Него, именно в источник любви и истины. Мы уже приводили слова Его, коими Он осуждает тех, которые веруют в Него, только как в личность, – вот другие слова, коими Спаситель наш прямо показывает, в какие свойства Его должны веровать, чтобы спастись: «веруйте в Евангелие» ( Марк.1:15 ); «веруйте в свет, да сынове света будете» ( Иоан.12:36 ); наконец Он прямо говорит, что не личной приверженности Он требует, а к тому пути жизни, который Он открыл Собой: «если Я не творю дел Отца Моего, не веруйте Мне» ( Иоан.10:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Прочии же мертвецы не ожиша, дóндеже скончается тысяща лет. Се воскресение первое. Блажен и свят, замечает тайнозритель, иже имать часть в воскресении первым: на них же смерть вторая не имать области, но будут иереи Богу и. Христу и воцарятся с Ним тысящу лет (4–6 ст.). По истечении тысячи лет, по словам тайнозрителя, разрешен, будет сатана от темницы своея... на мало время, и изыдет прельстити языки, сущие на четырех углех земли (7 и 3 ст.), но вскоре последует суд над всеми мертвецами воскресшими и вечное мздовоздаяние им и диаволу: смерть и ад и все, имена которых не написаны в книзе животней, ввержена быша в езеро огненное: и се есть вторая смерть (8–15 ст.). Но и это видение не может служить подтверждением мысли о двояком воскресении умерших. Апокалипсис есть книга пророческая и глубоко-таинственная, изобилующая образами, истолкование которых вызывает многочисленные недоумения и смысл которых в точности нам недоступен. Строго буквальное истолкование этих образов, когда оно является противоречащим другим, прямым и ясным свидетельствам откровенья, невозможно. Насколько возможно уяснить смысл этого видения, в нем, по объяснении авторитетных толкователей, под Ангелом, сошедшим с неба и имеющим ключи ада, разумеется Ангел завета – Господь Иисус, приходивший на землю, чтобы смертью Своею упразднить имущего державу смерти ( Евр. 2, 14 ), разрушить на земле дела – диавола ( 1Иоан. 3, 8 ) и изгнать его вон ( Иоан. 12, 31 ). Под именем связания и заключения диявола в бездну разумеется ограничение и сокрушение Искупителем власти сатаны над людьми и вообще силы зла, одушевлявшей особенно язычество. Под именем тысячелетнего царства Христова разумеется весь неопределенный период времени от основания церкви Христовой на земле, особенно же период более мирного развития церкви Христовой после эпохи гонений (ср. 3 и 7 ст.). Под именем первого воскресения разумеется обращение человека от греха и примирение его с Богом, его оправдание и возрождение, что действительно является восстанием или воскресением духа человеческого от смерти духовной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Дети..., учит Ап. Иоанн, слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша: от сего разумеем, яко последний час есть ( 1Иоан. 2:18 ). В сем месте Апостол ясно указывает на явление антихриста, как на всем известный признак приближающейся кончины мира. Ап. Павел ясно и определенно свидетельствует, что антихрист придет пред самою кончиною мира и будет поражен духом уст Господа Иисуса Христа. Узнав, что между Солунскими христианами происходят многие безпорядки в следствие ожидания скорой кончины мира, Апостол умоляеть их не скоро подвизатися от ума, ни ужасатися ниже духом, ниже словом, ни посланием яко от нас (то есть оть кого либо из Апостолов) посланным, яко уже настоит день Христов ( 2Сол. 2:2 ). В доказательство же того, что еще не скоро наступит кончина мира, он напоминает им, что еще не пришел антихрист (ст. 3.): «ибо день Христов не придет, пока не придет прежде отступление, и не откроется человек греха, сын погибели». Сие ясно показывает, что Апостол время пришествия антихриста полагает около кончины мира. Сие учение в том же послании Апостол выражает еще яснее, когда говорит, что сего беззаконника Господь Иисус убиет духом уст Своих, и упразднит явлением пришествия Своего ( 2Сол. 2:8 ; слич. Ис. 11:4 ; Откр. 19:15 ). В писаниях св. отцев и учителей Церкви содержится стольже ясное и единогласное учение о том, что последний чрезвычайный враг Божий откроется не за долго до кончины мира и будет упразднен вторым славным пришествием Иисуса Христа. «Когда антихрист все разорит в мире,–говорит св. Ириней лионский ,–царствуя три года и шесть месяцев,–тогда придет с небес Господь, на облаках, во славь Отца, и ввергнет антихриста и тех, которые покорятся ему, в озеро огненное» 319 . «Два пришествия (Иисуса Христа) возвещены суть, говорит св. Иустин мученик , едино, в котором Он страстотерпцем, и бесславным, и на кресте распинаемым, проповедан есть; второе же, в котором с небес со славою приидет, егда и человек отступления, и на Вышнего гордая и беззаконная глаголющий, с дерзостию востанет и против нас христиан» 320 . Подробно изобразив действия антихриста, св. Ипполит заключает: «когда все сие сбудется..., когда явится мерзость запустения, и уже настанет кончина века: тогда что остается как не то, что бы Господь и Спаситель наш, Иисус Христос, Бог, на которого мы надеемся, явился на облаках?» 321 . Тоже учение предлагают Тертуллиан 322 , св. Иоанн Златоуст 323 , бл. Августин 324 , блаж. Иероним 325 , Феодорит кирский 326 , Андрей кесарийский 327 и св. Иоанн Дамаскин 328 . Св. Кирилл иерусалимский свидетельствует, что антихрист, «после того, как три года и шесть месяцев будет предаваться дерзостям, истребится во второе славное пришествие с небес единородного Сына Божия» 329 . Св. Ефрем Сирин величественными чертами изобразил и самую картину страшного суда над антихристом и всеми, принявшими печать его, всеми нечестивыми и грешниками, на коих «Царь даст приговор вечного осуждения в огнь неугасимый» 330 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ob-anti...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010