Распространение идолопоклонства и всевозможных суеверий ко времени Рождества Христова содействовало чрезмерному засилью злых духов в человеческом обществе. Внешним показателем этого засилья было наличие большого количества бесноватых – людей, одержимых злыми духами. Придя в наш мир из жалости к людям, Господь Иисус Христос в первую очередь стал освобождать их от насилия дьявола ( Мф. 12:24–29 ; 1Иоан. 3:8 ; Евр. 2:14 ). На страницах Евангелия читатель найдет множество случаев исцеления бесноватых ( Мф. 4:24, 8:16, 9:31 ; Мк. 1:32–34 ; Лк. 4:41, 8:2, 11:4 ). Подробнее других описаны случаи исцеления бесноватого отрока ( Мф. 17:14–21 ), дочери хананеянки ( Мк. 7:24–29 ) и двух гадаринских бесноватых ( Мф. 8:28–34 , Мк. 5:1–19 ). В последнем случае замечательно то, что в человека вселился не один, а целый легион бесов, т.е. огромное множество их. Внимательное изучение евангельских рассказов об исцелении бесноватых убеждает в том, что речь там идет не об эпилепсии или других нервных заболеваний, а именно об изгнании совершенно реальных, хотя невидимых, сознательно-злых существ, которые наслаждаются, когда мучают других. Чтобы выявить перед сомневавшимися всю свирепость бесов, Господь однажды разрешил им из человека переселиться в стадо свиней, которые неподалеку паслись. И вот на глазах изумленной толпы огромное стадо взбесившихся свиней понеслось к обрыву, бросилось в озеро и утонуло в нем ( Мк. 5:13 ). Уже один этот факт мгновенного переселения духов из одного существа в другие совершенно исключает всякую обычную психическую болезнь. Читая Евангелия и другие повествования об изгнании бесов, выявляется целый ряд определенных симптомов беснования. Во-первых, бесноватые проявляют специфическую отрицательную реакцию ко всему священному и Божественному. Так, например, при виде Христа бесноватые начинали биться в конвульсиях. Нередко демоны, засевшие в несчастном человеке, узнавали в Христе Сына Божия и устами бесноватого молили Христа повременить с наказанием и не посылать их в бездну ( Мф. 8:29 ; Мк. 5:7 ). Причем во время их разговора, голос бесноватого становился неестественным, нечеловеческим. Окружающим было ясно, что говорит не человек, а кто-то через него. Наконец, сразу же после исшествия беса, бывшие одержимые становились нормальными людьми, и все признаки беснования бесследно исчезали. Эти специфические симптомы беснования можно наблюдать и у современных бесноватых. Если скептики не хотят верить в чудеса, то пусть хотя бы из поведения бесноватых заключат, что действительно существует духовный мир. К теме беснования мы еще вернемся позже.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

I. В св. Писании это блаженство – 1) Прямо называется вечным. И именно: а) вечным животом: и аз живот вечный дам им и не погибнут во веки, и не восхитит ux никтоже от руки моея ( Иоан. 10, 28 ; снес. 3, 16); аз есмь воскрешение и живот: веруяй в мя, аще и умрет, оживет; и всяк живый и веруяй в мя, не умрет во веки (11, 25. 26; снес. 8, 51; 1Кор. 15, 26 ); и сие есть обетование, еже сам обеща нам, живот вечный ( 1Иоан. 2, 25 ; снес. Тит. 1, 2 ); и идут… праведницы в живот вечный ( Матф. 25, 46 ); б) вечным царством Иисуса Христа: сице бо обильно приподастся вам вход в вечное царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа ( 2Петр. 1, 11 ); в) вечным спасением: аще и Сын бяше, обаче навыче от сих, яже пострада, послушанию: и совершився бысть всем послушающим его виновен спасения вечнаго ( Евр. 5, 8. 9 ); г) вечным наследием: сего ради новому завету ходатай есть, да смерти бывшей, во искупление преступлений бывших в первом завете, обетование вечнаго наследия приимут званнии (9, 15); д) вечною славою в противоположность временным страданиям и печалям: Бог всякия благодати, призвавый вас в вечную свою славу о Христе Иисусе, мало пострадавшия, той да совершит вы, да утвердит, да укрепит, да оснует ( 1Петр. 5, 10 ); еже бо ныне легкое печали нашея, по преумножению в преспеяние тяготу вечныя славы соделовает вам: не смотряющим вам видимых, но невидимых: видимая бо временна, невидимая же вечна ( 2Кор. 4, 17. 18 ). 2) Представляется под такими образами, которые показывают, что оно никогда не будет иметь конца. Предетавляется – а) как сокровище неоскудевающее на небеси: сотворите себе влагалища не ветшающа, сокровище неоскудеемо на небесех, идеже тать не приближается, ни моль растлевает ( Лук. 12, 33 ; снес. Матф. 6, 20 ); б) как пребывающее, постоянное имение на небеси: узам моим спострадасте и разграбление имений ваших с радостию приясте, ведяще имети себе имение на небесех пребывающее и лучшее ( Евр. 10, 34 ); в) как наследие нетленное и неувядаемое: благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, иже по мнозей своей милости порождей нас, во упование живо воскресением Иисус Христовым от мертвых, в на-следие нетленно и нескверно и неувядаемо, соблюдено на небесех вас ради ( 1Петр. 1, 3. 4 ); г) как неувядаемый венец славы: явльшуся пастыреначальнику, приимете неувядаемый славы венец (- 5, 4); д) как всегдашнее пребывание со Христом: и тако всегда с Господем будем ( 1Сол. 4, 17 ; снес. Иоан. 12, 26; 17, 24 ; Рим. 8, 17. 29. 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Паша 22 января 2015, 21:38 На мой взгляд, фильм великолепный, и достойный и Кубрика и Тарковского, а по современным меркам так вообще гениальный. Насчёт же Бога - что ж, если он хотел, чтобы мы сгинули на Земле, когда солнце превратится в красного гиганта или ещё как-то, зачем дал нам возможность строить космические корабли!? Развивая мысль, добавлю: подобно тому, как бог ужаснулся устроенному им же потопу, он дал нам возможность создать ядерное оружие, чтобы мы, пару раз жахнув, испугались и сами, что и получилось: Третьей Мировой скорее всего не будет, ибо все чётко понимают, что выживших не будет. Алексей 20 января 2015, 13:01 Фильм очень интересный и полезный. После всех прочитанных отзывов, отмечаю, что люди разучились любить и видеть Бога. А между тем главной движущей силой в фильме является любовь, о которой в Библии написано: " Бог есть любовь " (1Иоан.4:8). Ключевыми словами можно считать слова одной из главных героинь, которая рассуждает о любви, как об одном из измерений. Конечно, ее слова далеко не выверены догматически, но на протяжении всего сюжета фильма главными героями двигает любовь или эгоизм, который и поглощает все человечество. Из Библии мы знаем, что человечество уничтожалось не раз, когда Бог оставлял нескольких людей, живущих по божественным установлениям или причастных к последним праведникам. Одним из главных мотивов главного героя является любовь к своей семье, которая приводит и к заботе о человечестве, потому что когда любишь хотя бы одного человека, то начинаешь любить всех людей (схема аввы Дорофея). Удивительно и прекрасно показано противостояние холодного рассудка и любви главной героини, когда ее любовь приравнивается к ошибке. Но в итоге победа любви становится более очевидной. Заканчивается фильм темой любви, где главный герой идет за этой путеводной звездой к своей любимой, чтобы помочь ей сохранить жизнь, сохранить человечество на этой далекой планете. коля 26 декабря 2014, 22:12 Мы ругаем запад за бездуховность, однако , разве не мы сами 70 лет были главными распространителями атеизма, новой религи, и главной угрозой христианству? в то время как у них было больше христианам и по крайней мере за всю свою историю никогда не расстреливали священников...Имеем ли мы право ругать их за бездуховность? Не должны ли мы в своих грехах покаяться?

http://pravoslavie.ru/75201.html

Иисус Христос пришел на землю для того, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную, – будет ли то иудей, самарянин или язычник. Эта истина, впрочем, настолько очевидна, что ее нет нужды доказывать. Уже одно повеление ученикам – идти в мир весь, проповедовать Евангелие всей твари, научить и крестить все народы, и замечание, – что многие пришедшие с востока и запада возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом, что царствие Божие отымется у сынов царствия и отдано будет в руки язычников, – ясно доказывают ту мысль, что Иисус Христос ни в каком случае не ограничивал Своей миссии одним народом иудейским. Правда, отношение Христа ко всему роду человеческому, за исключением искупления, не может быть названо непосредственным в том смысле, в каком мы привыкли употреблять это слово; Евангелие проповедано язычникам не Христом, а уже Его апостолами и даже после Его смерти. Но не нужно забывать, что Христос есть непосредственный источник христианской жизни вообще. Христианство – не доктрина, не отвлеченная теория нравственности, не пустой деизм, а живая сила во Христе, которая одна только может воз­рождать и возсозидать жизнь человечества. Иисус Христос не го­ворит: „Мое учение содержит истину, есть путь ведущий ко спа­сению и дающий жизнь“, а говорит прямо: „Я есмь путь, истина и жизнь“. Если мы обратимся к примеру жизни первых христман и. посмотрим, что им сообщало такую возрождающую силу, против которой весь мир с его гонениями не мог упорно противодействовать, несмотря на то, что носителями этой силы были люди темные, вышедшие из низших слоев народа, непосвященные в ученую мудрость, как говорит апостол Павел, – то мы увидим, что это была исключительно личная, верующая преданность Христу, к Которому они все возносят и из Которого все черпают. Все послания апостолов проникнуты этой мыслю, этим убеждением, этой верой (ср., напр., Иак. 5: 7 ; 1Петр. 4: 13 ; 2Петр. 1: 2–4 ; Иоан. 1:3 – 4 ; 1Иоан. 2:23; 4:15; 2:27; 3:6 ; Филип. 1:21; 3:8 ; Гал. 2:20 ; Колос. 3: 3 и др).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Но с тем вместе, как в глазах мира дела мира преданы осуждению, и власти князя мира нанесен удар, когда дела тьмы перестали казаться делами света, и люди получили могущественную силу Духа для победы над злом; князь тьмы лишился области, где до этого властвовал,– изгнан из владения своего. Туже мысль выражал Спаситель в других словах, так: видел, сатану, яко молнию c небесе спадша ( Лук. 10:18 ). И еще говорил, что Дух утешитель вразумит людей в осуждении, какое произнесено князю мира ( Иоан. 16:11 ): души вступившие в общение с духом благодати увидят, убедятся, что суеверия, пороки, глупости, которые так размножил князь тьмы в иудейском и языческом мире, – пагуба лю­дям. Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя, говорит ап. Иоанн ( 1Иоан. 3:8 ), дела диавола – лож и пороки; учением Христовым показано значение их; благодать дает силы торжествовать над страстями. Апостолы посланы в мир весь отверзши очи людей, да обратятся от области сатаны к Богу, еже прияти им оставление грехов и достояние во святых верою ( Деян. 26:18 ). Когда христианин предается произвольным грехам, он подпадает власти диавола ( 1Иоан. 3:8 . 1Кор. 7:5 ). Иначе ему легко побеждать диавола ( Иак. 4:7 , 1Иоан. 4:4 ). Ему даны средства, помощию которых он может вся стрелы лукаваго разженныя, угасити ( Еф. 6:16 ). Таковы средства: а) призывание имени Господа Иисуса. Именем Моим бесы ижденут, сказал Господь ( Мар. 16:19 ); б) молитва и пост; сказано: сей род ничем же изыдет, токмо молитвою и постом ( Мар. 9:29 ); в) духовное бодрствование: трезвитеся, бодрствуйте, ане супостат ваш диавол, аки лев рыкаяй уходит иский кого поглотити ( 1Петр. 5:8 ). Тоже Иак. 4:7 , Еф. 6:11–18 . Итак верховный Промыслитель кроме того, что в обыкновенном порядке мироправителя всегда полагал и полагает преграды действиям сатаны, ниспосланием Сына Божья в мир вновь стеснил и стесняет власть дьявола над миром. § 117. Учение церкви о духах злых Церковь изображает положенье и действия падших духов также, как изображены они в св.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

3, 16; 6, 29); аще не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших (8, 24). Ап. Петр, когда исповедал Его Христом, Сыном Бога Живаго, удостоился за это особенного ублажения и обетования ( Мф. 16, 16–19 ). Повелевая апостолам, при отправлении их на всемирную проповедь , учить народы вере в Отца и Сына и Святаго Духа, Он говорил: иже веру имет и крестится, спасен будет, а иже не имет веры, осужден будет ( Марк. 16; 15– 16 ; ср. Матф, 28, 19). Сообразно с этим апостолы учат: без веры невозможно угодити Богу (невозможно, напр., ни любить Бога, ни надеяться на Него, ни молиться Ему и т. д.); веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть и взыскающим Его мздовоздаятель бывает ( Евр. 11, 6 ; ср. Рим. 10, 9–11 ), а евангелие Иоанна и написано, дабы мы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его ( Иоан. 20, 31 ср. 1Иоан. 5, 12 ), ибо несть иного имене под небесем, данного в человецех, о нем же подобает спастися нам, кроме имени Богочеловека ( Деян. 4, 12 ). Апостолы убеждают верующих пребывать в том учении, которое слышали от них, т. е. в проповеданной апостолами истине ( 1Иоан. 2, 21–24 ), возрастать в познании Господа нашего и Спасителя И. Христа ( 2Петр. 3, 18 ; сн. Кол. 1, 9–10 ; Еф. 3, 18; 4, 13 ), быть всегда готовыми всякому, требующему отчета в уповании, дать ответ с кротостию и благоговением ( 1Петр. 3, 15 ). О тех, которые отвергают основной догмат христианства – о богочеловечестве Христа Спасителя, ап. Иоанн говорит: всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть, и сей есть антихрист ( 1Иоан. 4, 3 ); всяк отметаяйся Сына ни Отца имать исповедаяй Сына и Отца имать (2, 23; сн. 4, 15). Усвоение откровением и церковью первостепенной важности догматам веры в ряду других христианских истин вполне оправдывается и их великим жизненным значением для человека. Представляя собою богооткровенную положительную истину о таких предметах, которые стоят выше границ естественного человеческого ведения и о которых разум человеческий может судить только гадательно и колебательно, догматы веры, прежде всего, в высшей степени удовлетворяют потребностям человеческого разума.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Разобрать места свящ. Писания: Мф. 5:21.38–39 ; Лук. 9:54–56 ; Мф. 26:52 ; Откр. 3:10 . XLVIII. Об антихристе «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов» ( 1Иоан. 2:18 ). 1) Антихристом, т. е. противником Христу, признается всякий противящийся Христову учению, отвергающий и извращающий основные догматы христианства. Всякий, кто, напр., не признает действительности воплощения Христова ( 2Иоан. 7 и 1Иоан. 4:3 ), учит противно истине, преподанной Иис. Христом, каковы все еретики, начавшие появляться еще со времен апостолов и особенно расплодившиеся в наше время и еще уродливее извращающие Христово учение – это все антихристы, но не в собственном смысле. 2) В собственном же смысле антихрист будет один, это тот последний жесточайший враг Христа и Церкви Его, который придет при конце мира сего, пред самым вторым пришествием Сына Божия на землю. Как различать и опознавать антихриста в собственном смысле, т. е. того, который будет один от антихристов многих, для этого есть прямые указания в слове Божием: 3) Во 1-х, – последний и главный антихрист будет отличаться сатанинской гордостью, он будет выдавать себя за Бога: Дан. 11:36–37 , а слуги и предтечи его пока только гордятся своею праведностью и говорят: «Я свят, очищен, и не нуждаюсь в благодатных таинствах для своего освящения» – вот подлинный дух антихриста. Во 2-х, – антихрист сядет в храме Божием (2 Фесс. 2:4), т. е. не только не будет почитать храмов Божиих, но прямо будет ругаться над ними ( Дан. 8:11 ), а предтечи антихриста пока ограничиваются пропагандою непочтения к храмам Божиим, как особым местам молитвенного собрания христиан. В 3-х, – антихрист воздвигнет гонение на Пресвятую Деву Марию, Мать Божию ( Откр. 12:1–8 ), на св. угодников Божиих ( Откр. 13:7 ; Дан. 7:21 ) и будет вести борьбу с ангелами ( Откр. 12:7–9 ). Другими словами, антихрист будет стараться уничтожить в Церкви Христовой молитвенное почитание Богоматери, ангелов и святых; предтечи антихриста давно уже работают в этом направлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Интересно, что к греховности людей Иоанн достаточно беспощаден. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. ...Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым» ( 1Иоан. 1:8,10 ). Однако на следующей же странице он призывает, что в Иисусе нет никакого греха ( 1Иоан. 3:5 ). Даже предавший Его Иуда признавал невиновность и благочестие Иисуса. Поняв Его правоту, он впал в глубочайшее раскаяние, потому что «предал Кровь невинную» ( Матф. 27:3–4 ). Апостол Павел в своих посланиях тоже писал о безгрешности Христа ( 2Кор. 5:21 ). Свидетельства врагов Христа, возможно, ещё важнее, чем друзей Один из разбойников, распятых вместе с Христом, упрекнул другого разбойника словами об Иисусе: «...Он ничего худого не сделал» ( Лук. 23:41 ). Сам Пилат подтверждает Его безгреховность, когда спрашивает: «...Какое же зло сделал Он?» ( Лук. 23:22 ). «...истинно Человек Этот был праведник», – воскликнул у креста римский сотник ( Лук. 23:47 ). Естественно, что враги Иисуса были бы рады обвинить его в преступлениях, чтобы предать смерти. Однако им это не удалось ( Мк. 14:55–56 ). Марк приводит четыре попытки врагов Иисуса очернить Его. Во-первых, его обвинили в богохульстве, поскольку Он отпускал грехи. Однако Божественность Иисуса давала Ему полное право прощать людей. Во-вторых, Его недруги ставили Ему в вину дружбу с грешниками, сборщиками податей, распутницами и т.д. Религиозные вожди того времени полагали, что праведник не должен соприкасаться с такими людьми. В ответ на это Иисус называл Себя исцелителем грешников ( Мк. 2:17 ). В-третьих, Его считали недостаточно религиозным, потому что Он не постился, подобно фарисеям. Однако вряд ли можно сомневаться в серьёзном отношении Иисуса к Своей вере! И, наконец. Иисус постоянно нарушал субботу, то исцеляя страждущих, то срывая колосья. Нарушал ли Он этим заповеди Господа? Разумеется, нет. Будучи «Господином субботы». Он решил разрушить ложные обычаи и дать закону Божьему истинное толкование. И, наконец, свидетельства истории

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/neos...

Оно есть плод николи же отпадающей любви ( 1Кор. 13:8 ), простирающейся и на живущих в удалении от нас, за гробом, – той любви, для которой нет закона, нет запрета ( Гал. 5:23 ). В уповании на эту любовь и сами умирающие при отшествии из земной жизни просят своих друзей и знакомых, как говорится в церковной песне, «непрестанно молитися о них Христу Богу, да не низведет» Он умирающего «на место мучений, но да вчинит, идеже свет животный». Молитвы за усопших и благотворность этих молитв для усопших предполагаются и наставлениями откровения о молитве вообще. Христиане должны любить друг друга, – не любящий брата пребывает в смерти ( 1Иоан. 3:14 ; сн. 4:8; Мф. 22:37–40 ), и движимые любовью – помогать друг другу в достижении спасения. Главное средство этой помощи и вместе проявление любви к ближним есть молитва друг за друга. Господь Иисус Христос, Сам молившийся за всех людей и учивший молиться о единстве царства земного и небесного ( Мф. 6:10 ), т. е. о единстве живых и усопших, чтобы Бог одинаково царствовал и на небеси и на земли ( Иоан. 17:24 ), заповедовал молиться даже за врагов: молитеся за творящия вам напасть и изгонящия вы ( Мф. 5:44 ). Апостолы увещевают молиться за всех людей, без обозначения места, где они находятся, времени и обстоятельств, которые они переживают: молитеся друг за друга, яко да исцелеете; много бо может молитва праведнаго поспешествуема ( Иак. 5:16 ); молитесь за вся человеки ( 1Тим. 2:1 ; Еф. 6:18–19 ). Кто нуждается в молитве, о том и должно молиться. А нуждаются все люди, как живущие на земле, так и усопшие, ибо умершие, как и живущие, равно для Бога живи суть ( Лук. 20:38 ; Рим. 14:8 ). И может ли усердная молитва остаться бесплодною для умершего, когда и Сам Бог не хочет смерти грешника, но желает ему спасения ( Иер. 38:11 ), и когда дал верующим обетование: аще что просите от Отца Моего во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне ( Иоан. 14:13 ); вся, елика аще вопросите в молитве верующе, приимете ( Мф. 21:22 ). Ап. Иоанн положительно свидетельствует: вемы, яко послушает нас, еже аще просим; вемы, яко имамы прошения, ихже просихом от Него ( 1Иоан. 5:15; 3:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Церковь обязывает каждого верующего с семилетнего возраста исповедоваться, по крайней мере, один раз в год. Обязанность сия лежит на каждом христианине, какое бы он звание ни носил и какую бы святую жизнь ни вел. Ибо никто не свободен от греха, хотя бы один был день жизни его ( 1Иоан.1:10 ). Самые св. Апостолы говорили о себе: «Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас» ( 1Иоан.1:8 ); «много бо согрешаем вси» ( Иак.3:2 ). А прощение во грехах сделанных после крещения можно получить только через Таинство покаяния и в нем через исповедь во грехах своих ( Деян.5:31,11:18 ; Иов.1:9,2:8 ; Матф.18:18 ; Иоан.20:23 ). Необходимо каждому исповедаться во грехах, когда ему угрожает большая опасность смерти. Так каждый находящийся в тяжкой болезни, готовящийся к продолжительному и опасному путешествию, к сражению, к опасной операции, женщины перед разрешением от бремени и среди тяжких родов обязаны исповедоваться. Непременно обязаны исповедоваться в грехах всей жизни своей готовящиеся принять сан священства или вступить в чин иноческий. Полезно исповедоваться перед вступлением в брак. Находящийся же в смертном грехе обязан исповедоваться, когда ему надобно совершить или принять какое-либо Таинство, и всякому, в случае тяжкого грехопадения, церковь внушает не отлагать покаяние, а ускорять оное (о должн. приход. пресвит. о покаян.), чтобы поскорее избавиться от власти и насилия демонов и не умереть во грехе. Можно причаститься Святых Таин только после исповеди и разрешения от грехов ( 1Кор.11:28 ). Велено допускать к исповеди и святым тайнам и преступников, осужденных на смерть (Полн. Собр. Зак. I. 412, гл. 4). Необходимость устной исповеди Исповедь, совершаемая перед священником, должна быть устная, живым голосом. Так всегда исповедь совершалась в церкви. И конечно пастыри церкви не могут пользоваться своею властью вязать и решить, когда сам кающийся не откроет вполне всех своих грехов. Грешник, не стыдившийся оскорблять Бога и даже иногда хвалиться грехом, должен исповедовать его перед служителем Христовым.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010