«И к мужу твоему влечение твое» ( Быт. 3, 16 ). Это относится не только к жене, но и к мужу, Адаму. Но для жены это означает еще порабощение мужу: «И он (муж) будет господствовать над тобою» (т. ж.). Порабощение было обоюдное и означало порабощение человека его низшей природе, со всеми вытекающими отсюда последствиями, вплоть до полного метасхематизма (извращения) всей человеческой тримерии. Другим объектом извращенного человеческого эроса становится мир, как третий член Бытия. Любовь к миру, к мирским вещам, вызывает заботу об этих вещах, заботу о мирском ( μριμναν τα χο κσμου), стремление обеспечить себя этими мирскими благами. Отсюда – самоуверенность, доверие к себе ( πεποιθνε εαυτν), гордость своими достижениями. Любовь к мирскому или желание мирского ( επιυμεν), вместе с заботами о нем, определяют все мысли и все поведение человека, что лежит в основе «плотскости», составляет жизнь по плоти ( πεποιθναι εν σαρκη) ( Рим. 8, 13 ), доверие к плоти. Так возникают дела плоти ( ργα της σαρκς), «плотское делание», делание мира сего. Ап. Иоанн отмечает злой, гедонический, страстный аспект всего мирского: «Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» ( 1Иоан. 2, 16 ). Космофилия усиливает и углубляет отчуждение от Бога ( Ефес.4. 18 ). «Эпитимайн» и «меримнан» – первые и главные проявления не только эксцентризма и космофилии, но и греха вообще. За ними следует третий член греха: похвальба, самовосхваление, самодовольство, «кавхезиз» ( καυχτα). Апостол отвергает эту похвальбу хвалящихся ( καυχμενος) ( 2Кор. 11, 12 и 10, 8). Космофилическая плотскость имеет свою религию и свою мудрость, «плотскую мудрость» ( σοφα σαρκικ) ( 2Кор. 1, 12 ). Она имеет своих мудрецов, самоуверенных и самовлюбленных ( 1Кор. 1, 26 ). Отсюда – метафизическая потребность, ментальная страсть, философствование и спекулятивизм, стремление проникнуть в сферу тайн духа силою душевного ума. И как плод этой страсти – так называемая «древняя мудрость», о которой ап. Павел говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Действия эти состояли или в возложении рук, или в помазании: о первом ясно говорится в Деяниях апостольских (8, 14–17; 19, 2–6), о втором свидетельствуют те места Писания, в которых сообщение даров Духа Святого называется помазанием: и вы помазание имате от Святаго ( 1Иоан. 2, 20 ср. 2Кор. 1, 21 ). Вскоре однако ж последнее действие сделалось всеобщим в церкви, почему и самое таинство стало называться миропомазанием. Видимая сторона его состоит в помазании крестившегося освященным миром, с произношением слов: печать дара Духа Святаго. Слово о покаянии было первым словом евангельской проповеди: покайтеся и веруйте во евангелие. Требуя от всех покаяния, Господь вместе с тем даровал апостолам, а в лице их и преемникам апостольского служения, власть разрешать или связывать приносящих покаяние, смотря по их нравственному состоянию: елика аще свяжете на земли будут связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена па небесех ( Матф. 18, 18 ; Иоан. 20, 23 ). Так учреждено таинство покаяния, в котором видимые действия: устное исповедание грехов кающимся и разрешение их принимающим исповедание. Таинство причащения совершил в первый раз сам Спаситель, благословив хлеб и вино и под вином их преподав апостолам плоть и кровь свою. Тоже заповедал Он творить апостолам: сие творите в моё воспоминание ( Лук. 22, 19 ). С тех пор в церкви непрерывно и неизменно совершается таинство причащения тела и крови Господа Спасителя нашего. Новозаветное священство, почину Иисуса Христа, как единого всесовершенного Первосвященника, учреждено вместо ветхозаветного священства по чину Ааронову и усвоено первее всего апостолам ( Иоан. 20, 22. 23 ). Апостолы передавали, чрез видимое действие рукоположения, благодать священства некоторым из учеников своих, которым вверяли совершение таинств и спасение стада Христова ( 1Тим. 4, 14 и друг.). Преемники апостолов, получившие от них право рукополагать и других пастырей (Тимоф. 4, 14; 5, 22; Тит. 1, 51 ), преемственно передавали и передают сие право из века в век, так что таинство священства, совершаемое доселе по точному образцу апостольскому, служит как бы непрерывною цепью, связующею совне Церковь с её Основателем и Главою.

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

Напр. стр. 211: «епископство установлено апостолами для хранения истины в Церкви до скончания века». Стр. 237: «Епископы, как испытанные лица, молодость которых может быть иногда восходила ко временам апостолов, не могли изменить истине и впасть в такое заблуждение, как докетизм». Стр. 263. «Мысль о возможности заблуждения, уклонения от истины и епископа лежала как бы вне мыслимого горизонта церковных писателей второго века». Почему? Ср. 1Иоан. 2, 19 , – 3 Иоанна, – Апокал. 2, 15. 20, – 3, 1. 3, – Деян. 20. 30 ср. 2Тим. 4, 3 Матф. 7, 15. 22 – 23 др. стр. 266: «Относительно всякого общества можно утверждать, что чем больше и разнообразнее состав его членов, тем менее в нем единства, тем ниже его общее качество. То же самое должно было непременно случиться и с Церковью» (Но можно сравнить Коринфскую Церковь времени Ап. Павла и греческую после вселенских соборов или русскую 14 – 15 века). Иногда автор отсылает к немецким книгам за такими подробностями, которые имеют существенное значение в исследуемом предмете, напр. «подробнее учение Нового Завета о том, что Церковь есть истинный Израиль см. у R. Knopfa) (стр. 74. прим, 9, – ср. подобное же стр. 78 прим. 1, – стр. 157, прим. 4, – стр. 222. прим. 2 и др.). Дает себя знать невыясненность понятий «святости», «чистоты», «совершенства» и «аскетизма», о которых идет речь на стр. 262 дал. 275 дал. 278 сл. и др.: автор, по-видимому, обращается с этими терминами, как совершенно тожественными в нравственно-религиозном отношении. 8 . Некоторые места книги вызывают недоумения и требуют пояснений. Стр. 74: «Буквальный смысл Ветхого Завета потерял всякое значение» (? в Новом Завете). 237 – 238: «На послания св. Игнатия нельзя смотреть с абсолютной точки зрения; их значение по самому их назначению и характеру было только относительным; как частные письма, они имели значение местное и временное» (стало быть только историческое, а не догматическое и не каноническое?! И для нас не имеют значения?!). 253: «То или другое понятие о Церкви всегда в истории было тесно связано с самой церковной жизнью; те или иные формы жизни церковной оказывали свое влияние на определение понятия о Церкви (? Ergö понятие о Церкви изменялось в истории Церкви?!).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

архиеп. Феоктист (Мочульский) Отделение первое. О Сущности Священного Писания § 1 Сущность или главный предмет Священного Писания : Бог Дух чистейший, единосущный и триипостасный. Существенные свойства всем ипостасем общие: Бог существом един, превечный, вездесущий, премудрый, правосуднейший, всеблагий, всемогущий, всесвятый. Ипостасные свойства: сей единый триипостасный Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой, и сии три ипостаси едино суть существом. ( 1Иоан. 5:8 ). Триипостасного Божества действия внутренние и внешние. Внутренние предвечные, внутрь Божества сущие: Бог Отец не рожден ни исходящь; Бог Сын от Бога Отца предвечно 4 рожден; Бог Дух Святой от Бога Отца предвечно исходящь. Действия Божии внешние, ко всем тварям, а особливо к человеческому роду, паче же к верным относящиеся, суть всем трём Божиим ипостасям общая. § 2 Создание мира, искупление человеческого рода и будущий всемирный суд объемлют, сближают и сосредоточивают всю окрестность, все части Христианского учения, и соединяя начало времён и самую вечность, подают нам спасительное вразумление о временном и вечном блаженстве нашем и поучают нас, коликое зло есть грех , когда для избавления смертных от греха и казни предлежало снийти на землю предвечному Божиему Сыну, егоже глас землю тогда поколеба ( Евр. 12:26 ; Исход 19:18), когда Господь через Моисея на горе Синайстей Израильтянам преподавал закон; но законодавец сей устами Пророка Аггея вещает: еще единою потрясу небом и землею; ( Евр. 12:26 ; Аггея 2:7) потрясл Сыне Божий не токмо землёю, но и небом в первое своё на землю снисшествие во время своего от Преблагословенной Девы Марии рождения, во время своего спасительного на земли учения и своего на кресте страдания и смерти, во время своего воскресения, на небо вознесения и ниспослания Духа Святого на Апостолов: но еще единою потрясет во время своего на суд пришествия, да пребудут яже суть неподвижимая. ( Евр. 12:27 ) § 3 Вся в мире сем движима, вся изменяема: но учение о Христе и Церковь Христова от начала мира продолжается и продолжаться будет и в бесконечной вечности; поскольку Иисус Христос вчера и днесь тойже, и во веки, ( Евр. 13:8 ) не токмо в рассуждении своей ипостаси, но и в рассуждении своей Церкви, которую препровождает Он от сложения мира через бури, вихри и волны до тихого на небесах пристанища, всем верным уготованного. § 4

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/drahma-...

3 . Справедливость толкования блж. Феофилакта подтверждается и привлечением параллельного высказывания: “Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все” ( Мф. 5:18 ). То есть, это говорится об исполнении пророчеств о Христе, а также исполнения сути заповедей. 4 . Толкования у святых отцов на параллельное место ( Мф. 5:18 ): Блж . Феофилакт: “Одни под йотой и чертой разумеют двенадцать заповедей, другие – крест. Йота – прямой брус креста, а черта – поперечный. Итак, говорят, что сказанное относительно креста, – исполнится”. 5 . Итак, в христианской традиции эти слова никогда не понимались как обещание текстуальной неизменности Писания. Это надуманная и натянутая интерпретация, противоречащая как прямому смыслу слов, так и контексту и нашим «толкованиям». 3) Фрагмент Евангелия от Иоанна ( Ин. 7, 53–8, 11 ). Этого рассказа нет во многих древних рукописях Евангелия, его не цитируют Отцы Церкви, самый стиль этого рассказа не соответствует стилю всего Евангелия. 1 . По содержанию этот рассказ был известен Папию, епископу Иерапольскому (ок. 70–155(165), ученику Иоанна Богослова (Церк. ист. Евсевия 3:39,16). 2 . Упоминание об этом рассказе встречается в апостольских постановлениях – письменном памятнике III века (2:24,4). 3 . Блаженный Августин (IV в.) также защищает его подлинность, объясняя при этом опущение его во многих кодексах тем, что маловерующие из страха перед злоупотреблениями, к каким мог повести этот рассказ их жен, исключили его из принадлежавших им рукописей Нового Завета (прот. Прелюб. 2:7). 4 . Блаженный Иероним еще в начале 5-го века писал, что этот рассказ находится во многих кодексах, как латинских, так и греческих (прот. Пелагия 2:17). 5 . На востоке в сирийском переводе Евангелия этот рассказ появляется только в 6-м веке. 6 . В 6-м веке этот рассказ появляется в греческих кодексах Евангелия, а толкования на него начинаются только с века 7-го (у Феофилакта). 4) «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино» ( 1Иоан.5:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/problem...

К числу таких оппозиционных, «протестных» движений, выступавших под эсхатолого-хилиастическими знаменами, относится популярная в XIX в. среди низших слоев британского общества организация ирвингиан, основанная проповедником пресвитерианской церкви в Лондоне Эдуардом Ирвингом. В своих проповедях Ирвинг отстаивал ту идею, что благодатные дары, бывшие в первенствующей церкви (дар языков, пророчества и чудес) могут проявляться и в настоящее время, в связи с чем и попытался на английской почве восстановить нравы и быт апостольской церкви, ее организационную структуру с апостолами, пророками, евангелистами, пастырями и учителями. Ирвингиане были убеждены, что Спаситель еще при жизни первых апостолов хотел придти вторично, в связи с чем апостолы и ожидали так нетерпеливо второе Его пришествие в ближайшие годы. ( 1Петр.4,7 ; Иак.5,8 ; 1Иоан.2,8 ). В том же, что пришествие так и не состоялось, виноваты были люди и сама церковь , в которую все более и более проникал дух испорченности. Именно моральное падение церкви и явилось причиной того, что второе пришествие Господа стало необходимым отсрочить и приостановить полное развитие второго ряда апостолов, который начался уже со времени Павла и Варнавы ( Деян. 13,4 ) и был назначен для язычников. Примерно через 1800 лет после этого, после того, как церковь окончательно разложилась морально и стала подлинным Вавилоном, наступил момент, когда Бог восстановил второй ряд апостолов, что и произошло в апостольстве ирвингиан. Ирвингиане верили, что еще при жизни этих «новых апостолов» произойдет второе пришествие Спасителя и начнется отсчет последних времен, когда «новые апостолы» и образуют иерархическую верхушку среди верующих. Сейчас же христиане, считали ирвингиане, находятся в четвертом царстве Даниила, которое скоро достигнет своей последней стадии, после чего наступит тысячелетнее царство Христова. Тогда умершие в Христе праведники оживут («первое воскресение») ( Откр.20,5 ). Изменятся и живущие в этот момент на земле святые и мудрые девы, т.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/eshatolo...

3 . Церковь Божия в Германии имеет все основания для того, чтобы склониться в покаянной молитве за то, что это движение смогло найти место в ее среде. Мы все признаем себя виновными в том, что это произошло из-за наших недостатков, упущений, особенно в молитвенном ходатайстве. Недостаток библейского познания и основания, серьезного отношения к святости, бдитетельности, поверхностное понимание греха и благодати, обращения и возрождения, произвольное толкование Библии, жажда новых волнующих явлений, склонность к преувеличению, прежде всего высокомерие – все это приготовило путь этому движению. 4 . Развитию так называемого пятидесятнического движения в особенности содействовалонебиблейское учение о «чистом сердце», ставшее для многих христианских кругов роковым. В этом учении утверждается заблуждение о том, что «присущий» человеческой природе грех будто бы искореняется, когда грешник получит помилование и спасение. Мы же твердо стоим на признании той истины, что Господь желает и может сохранить Своих от преткновений и падений, и что они силою Духа Святого получают власть господствовать над грехом (1Фес.5:23; Иуд.24–25 ; Евр.13:21 ). Однако «сердца чистого», превосходящего все это, на земле человек, вообще, не получит, и ему даже при длительной дарованной Богом охране приходится в смирении повторять за Павлом: «Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь». Даже самый благочестивый христианин должен склоняться пред Богом, Который единственно может судить о действительном состоянии сердца ( 1Кор.4,4 ). «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя и истины нет в нас» ( 1Иоан.1,8 ). Да, верующий получает во Христе сердце незапятнанное, очищенное. Однако, лжеучение о том, что сердце может застигнуть состояния безгрешности уже навлекло на многих детей Божиих проклятие неискренности, ввело в заблуждение относительно грехов, совершаемых мысленно, а также упущений или отступлений от заповедей Божиих. Никогда не будет лишним увещевание, хранить чистым от греха наш духовный взор, не позволять ему замутиться освящением по воле человеческой, выдуманной теорией об устранении греховной природы. Недостаточное раскаяние в грехах перекрывает путь для новых благословений и подвергает влиянию врага. Печальный опыт современности свидетельствует: там, где утверждают, что достигли состояния безгреховности, там с верующим может произойти потеря способности неприятия лжеучения, не говоря уже об исповедании его. Дальнейшим печальным следствием лжеучения об освящении является снижение уровня качества семейной жизни, основанной на Библии и на воле Божией, когда в некоторых местах семейные отношения между мужем и женой рассматриваются как несовместимые с истинным освящением (ср. Быт.1:28 ; Еф.5:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/igra-s-o...

Когда пред человеком предстаёт соблазн, искушение грехом, то исходит обычно это искушение из трех источников: от собственной плоти человека, от мира и от диавола. Что касается плоти человека, – то совершенно несомненно, что она во многих отношениях является гнездилищем, источником противонравственных предрасположений, стремлений и влечений. Прародительский грех – это печальная общая наша склонность к греху, наследственность от грехов наших предков и наши личные греховные падения – все это, суммируясь и взаимно усиливаясь, и создает в нашей плоти источник искушений, греховных настроений и поступков. Еще чаще источником соблазна является для нас окружающий нас мир, который, по слову ап. И. Богослова, «весь во зле лежит» ( 1Иоан. 5:19 ), и дружба с которым, по слову другого апостола, есть вражда с Богом ( Иак. 4:4 ). Соблазняют окружающая среда, окружающие нас люди (в особенности, намеренные, сознательные соблазнители и развратители молодежи, о которых Господь сказал, «если кто соблазнит одного из малых сих – лучше ему, чтобы повесили ему мельничный жернов на шею, и утопили бы в пучине морской»). Соблазняют внешние блага, богатство, комфорт, безнравственные танцы, грязная литература, бесстыдные «наряды» и т. д. – все это, безусловно, смрадный источник греха и соблазна... Но главным и коренным источником греха является, конечно, диавол – тот о ком ап. Иоанн Богослов сказал: «кто делает грех , тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил» ( 1Ин. 3:8 ). Борясь с Богом и Его правдой, диавол борется и с людьми, стремясь погубить каждого из нас. Особенно явно, зло и непосредственно – лично, боролся он со святыми (даже дерзнул искушать самого Г. И. Христа), как мы видим в Евангелии и в житиях святых. Нас – немощных и слабых – Господь ограждает Своею силою от тех лютых искушений, которым подвергались от диавола сильные духом угодники Божии. Однако и нас он не оставляет без внимания, действуя через соблазны мира и плоти, делая их более сильными и заманчивыми, а также искушая разного рода греховными мыслями. (В последние же годы его злое влияние, помимо всего прочего, в особенности сказывается в эпидемии разного рода самоубийств). Поэтому ап. Петр диавола сравнивает с рыкающим львом, который ходит вокруг нас «Ища кого поглотить..». ( 1Петра 5:8 ). 3. Христианская добродетель

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Voznes...

Бывают младенцы по вере, и возрастные, и совершенные ( 1Кор. 3:1 ; Еф. 4:14 ). Для одних необходима легкая пища, а для других более твердая ( 1Кор. 3:2 ; Евр. 5:14 ; 1Петр. 2:2 ). Необходимы следовательно, особенные проповедники слова Божия, облеченные посольством божественным, особенные и постоянные учители и наставники, которые бы имели своего постоянною обязанностью заботясь о преуспеянии веры между верующими, зная, что они дадут в этом отчет пред Богом ( 1Кор. 9:16 ; Евр. 13:17 ). Другое существеннейшее внутреннее начало жизни и единства церкви – благодать Св. Духа, возрождающая и укрепляющая верующего в новой духовной жизни, и дарующая ему дух сыноположения и проистекающий из него дух братской любви, образующей из всех верующих одно духовное семейство. Но для духовного возрождения необходимо совершение крещения, чрез которое мы присоединяемся к телу Христову ( Тит. 3:5 ; 1Кор. 12:13 ). Для получения обручения Духа Христова в сердца наши, необходимо помазание ( 2Кор. 1:21,22 ; 1Иоан. 2:20 ) 8 . Для того, чтобы самое плотское рождение служило возрождению духовному, чтобы союз мужа и жены носил в себе образ союза Христа с церковью, и семейство представляло собою в малом виде церковь , необходимо особенное священнодействие, сообщающее особенные благодатные действия брачным союзам ( Еф. 5:22–32 ). Для поддержания и укрепления живого единения со Христом и братского союза со всеми верующими, необходимы общие собрания для молитв ( 1Кор. 11:18–26,33 ; Евр. 10:25 ), и причащения хлеба Господня и чаши благословения ( 1Кор. 10:16, 17 ), каковое священнодействие должно продолжаться до второго пришествия Христова ( 1Кор. 11:26 ). Для нарушающих же чрез грехопадение духовный союз со Христом и церковью, но потом раскаивающихся и ищущих примирения с ними, необходимо разрешение и отпущение их грехов ( 1Кор. 5:1–13 ; 2Кор. 2:4–8 ). И больные недугами телесными, тяжело действующими на душу, нуждаются в подаянии благодатной целебной силы, могущей уврачевать тело и душу ( Иак. 5:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Вот главное содержание, главный предмет, основание и сущность благовестия апостольского, или всего Евангелия (9): Бог есть свет и нет в нем никакой тьмы. – Этого изречения буквально нет в Евангелии, и оно есть свод или обобщение многих подобных изречений (10), почему выражение: которое слышали от Него (И. Христа – ст. 3) и нужно относить не к форме и букве изречения, а к его содержанию и мысли (Примеч. к 1 ст). Иоанн в своем Евангелии без сомнения буквально записал бы эти слова Господа, поставляемые им во главе благовестия о Слове жизни, если бы он действительно слышал их в такой именно форме. Из всех наименований Бога (Любовь, Путь, Истина, Жизнь и друг. 1Иоан. 4, 8 . Ев. Иоан. 14, 6 ), Иоанн избирает для общего, полного и точного выражения всего существа Божия наименование свет, как самое употребительное в Евангелии (11) и как самое древнее (смотр. напр. Ис. 2, 5. 9, 1. 2. 42, 6. 49, 60, 8 ). Чувственный свет изливается на все без исключения ( Мф. 5, 45 ), освещает, являет все в истинном виде ( Иоан. 3, 20. 21 ), согревает, оживляет, сохраняет, возвращает и радует; так и Бог – свет: равно любящий всех, духовно озаряющий, приводящий к истине, обращающий, оживляющий, промышляющий и дающий блаженство. По библейскому словоупотреблению свет означает: познание Божественного учения и святую жизнь (12) радость, мир и счастие (13); царство небесное, вечную славу и блаженство (14·). – Назвавши Бога светом, Апостол сказал о Нем все, что только возможно языку человеческому сказать о Нем. Впрочем содержание послания (см. 6 ст. и дал. 4. 8, ср. Ев. Иоан. 4, 24 , и предисл.) показывает, что этим наименованием Иоанн имел в виду указать в Боге собственно совершеннейшую святость и чистейшую истину (15) и сказать, что сущность христианства состоит в том, чтобы являть нас святыми (16). И нет в нем никакой тьмы: двойное отрицание противного положению (17) утверждает, усиливает положение; (подобно как 2, 4. 18 и друг.); – и немыслимо в нем ничего несовершенного. Тьма в противоположность святости и истине означает грех, неведение и ложь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Poloteb...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010