Сие то: «ей» произносит невеста девам, то есть, что должно благочестно взирать на Божественное и протекать жизнь чисто — в бесстрастии.    Если преуспеваем в этом, утверждается в нас непреложная сия вещь: «ей». Вот та клятва, удостоверяющая в истине, которою хвалится в себе «всяк кленыйся», как говорит пророк. Ибо действительно, кто приобрел в себе несомненный успех в рассуждении того и другого (и слова веры, когда непогрешительно взирает на истину, и образа жизни, когда делается чистым от всякой скверны порока), тот клянется «Господеви», что не взыдет «на одре постели», не даст «сна очима своима, и веждома дремания, дондеже обрящет» в себе «место Господеви», сделавшись селением Живущему в нем (Пс. 131:2—5).    Итак, если и мы чада Вышнего Иерусалима, то послушаем наставницы невесты, как можно увидеть Желанного?    Посему, что же говорит она? Если наложим на себя это заклятие быть «в силах» зорких серн и в «крепостех» истребителей порока оленей, то при этом возможно увидеть чистого Жениха, сего стрельца любви, и душа каждого скажет Ему: «уязвлена любовью аз есмь». А что язвы любви прекрасны, дознаем сие и из притчи, которая говорит: вожделенны «язвы друга», худы же «лобзания врага» (Прит.27:6). Но кто Друг, чьи язвы предпочтительнее лобзании врага, — сие явно всякому и не знающему тайн спасения. Истинный и прочный Друг Тот, кто не переставал любить нас, бывших еще врагами. Неверный же и жестокий враг, кто ничем не обидевших доводит до смерти. Язвою казалось первозданным запрещение зла, делаемое заповедью; потому что язвою было признано отчуждение от приятного: а вызов на приятное и видное на взгляд почтен лобзанием.    Но опыт показал, что мнимые язвы друга были полезнее и вожделеннее лобзаний врага.    Итак поелику прекрасный Любитель наших душ «составляет» свою любовь, по которой еще «грешником нам сущим Христос умре за ны» (Рим. 5:8), то посему и невеста, взаимно возлюбившая Возлюбившего, показывает в себе глубоко лежащую стрелу любви, то есть общение с Божеством Жениха. Ибо, как сказано, «Бог Любы есть» (1Иоан. 4:8), жалом веры входящая в сердце. А если надобно сказать и имя сей стрелы, то скажем, чему научились у Павла, а именно, что стрела сия есть «вера любовию споспешествуема» (Галат. 5:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3088...

«Не сотвори себе... всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу,... да не послужиши им» ( Исх.20:4,5 ; Втор.5:8 ; Рим.1:23 ; 1Иоан.5:21 ). Не воздавай им божеских почестей: ибо все они суть творения единого Бога, созданные Сыном и Словом во Святом Духе. Сие Слово Божие, в последние веки восприявши плоть от девственного чрева, явилось на земле и обитало между людьми. Для спасение человеческого подъявши страдание и смерть и воскресши, Оно вознеслось с плотию на небеса, и возсело одесную величие на высоких. С сим же телом опять приидет во славе судить живых и мертвых. Посему из любви к Слову, вочеловечившемуся ради нас, имей изображение Его, чтобы оно напоминало тебе о Изображаемом, коему ты и должен поклоняться, поклоняясь иконе, возводя чрез нее ум свой к самому достопоклоняемому телу Спасителя, возседшему одесную Отца на небесах. Подобно сему имей и иконы святых, поклоняйся им, не как богам, что нечестиво, но с телесным поклонением и расположением к ним, и с подобающим чествованием, возносясь умом чрез образ к изображенному. Так и Моисей поставил изображение херувимов во святилище ( Исх.25:18–20,37 ). Самое святое святых служило образом пренебесных (предметов), а часть скинии, доступная мирским людям, носила образ всего мира. Моисей назвал эти отделения скинии святыми, восхваляя не твари, но чрез них содетеля мира – Бога ( Исх.26:33 ; Числ.6:20 ; Евр.9:1–5 ). Подобно сему и ты не боготвори икон Владыки Христа и святых, но чрез них поклоняйся сначала Сотворшему нас по образу Своему, а потом, по неизреченному человеколюбию, благоволившему возстановить в нас образ Свой и восприявшему его на Себя. Поклоняйся не только иконе Бога, но и образу креста Его. Ибо крест есть знамение величайшее и победоносное оружие Христа над диаволом и всеми силами врагов, так что, видя изображение его, они трепещут и обращаются в бегство. Это изображение явилось очень славным и соделало величайшие чудеса еще во времена пророков 1 , когда не явилось еще Первообраза. При втором же пришествии распятого на нем Господа Иисуса Христа, грядущего судить живых и мертвых, явится пред Ним и это великое и страшное знамя Его, «с силою и славою многою» ( Матф.24:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Эту мысль, допускаемую здравым разумом, внушает и писание под символическим изображением лествицы, утвержденной от земли на небо, которую видел Иаков с восходившими и нисходившими по ней ангелами Божиими ( Быт. 28, 12 ; сн. Иоан. 1, 51 ); ее подтверждает и священная история, повествуя о многократных явлениях людям св. ангелов и усопших праведников ( Быт. 19, 1 . Иоан. 20, 12 . Жития святых). Поэтому, нам кажется, всякий здравомыслящий должен согласиться, что св. небожители имеют духовное общение с нами и могут оказывать нам помощь в нужных случаях, не только ходатайством за нас пред Богом, но и действием дарованной им благодатной силы. б) Правда, они не всеведущи и не вездесущи: но это не препятствует им знать наши нужды и оказывать нам потребную помощь. Наши нужды, как ни разнообразны по свому предмету, месту и времени, однако не так сокровенны, чтобы не могли видеть и понимать их духи и души праведных, одаренные таким дивным разумением, или лучше сказать ясновидением, что они, по свидетельству писания, могут зреть даже Невидимого ( 1Иоан. 3, 2 . Матф. 5, 8 ). Итак, можно ли думать, чтобы такие духи, а равно и праведные души, не могли знать нужд наших и во время оказать нам свою помощь? История и слово Божие свидетельствуют, что сии души, обитая еще в дольнем – земном мире, находясь в теле, как в темнице, и на все взирая сквозь тусклыя оконца чувств, нередко дивно прозирали духовным своим оком, – проникали в сокровенные мысли людей, видели отдаленнейшее и созерцали имеющее последовать в веках грядущих ( Деян. 5, 3–4 . царь. 5, 21–26. 6. 8–12. Дан. 7, 1–27 ). Поэтому судите, не с большим ли удобством они могут знать о земном, отрешившись от тела и вознесшись на небо. С высоты и без плотяной завесы на очах, лучше можно видеть, что происходит внизу – на земле. А если бы св. небожители почему-либо не могли знать об этом силою собственного разумения, или духовного видения, то почему не допустить, что они узнают о нашем положении таким же образом, каким мы получаем сведение о разных предметах из дальней стороны? Почему, говорим, не допустить, что они узнают о нашем положении чрез небесных вестников – чрез тех ангелов, которые, по свидетельству писания, посылаются на землю «в служение за хотящих наследовати спасение» ( Евр. 1, 14 ), и «приносят» на небо «молитвы святых» ( Тов. 12, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Проявления этого дара воздействовали преимущественно на сердце верных, этот главнейший орган религиозной жизни ( Деян. 10:32 ). Различение духов (διακρσεις πνευμτων). Св. Златоуст говорит, что «рассуждение духовом есть знание того, кто духовный (Духом Св. исполнен) и кто не духовный (от себя только говорит), кто пророк, и кто обманщик. В то время была великая опасность от лжепророков, потому что диавол всячески старался противопоставить ложь истине» 594 ). И сам апостол внушает не уничижать пророчества, но все испытывать и держаться лучшаго ( 1Сол. 5:20–21 ; сн. 1Кор. 12:3; 14:29 ; 1Иоан. 4:1–3 ). Роди языков (γνη γλωσσν) – дар говорить на разных языках (γλσσαις λαλεν), дотоле неизвестных, о котором Спаситель дал обетование верующим: языки возглаголют новы (γλσσαις λαλσουσι καινς), несомненно, языками чужеземных народов ( Марк. 16:17 ). В день Пятидесятницы в апостолах этот дар проявился в том, что они начаша глаголати иными языки (λαλεν τραις γλσσαις), якоже Дух даяше им провещавати, так что набожные люди из всякого народа под небом, внимая апостолам, с изумлением заявляли, что они слышат каждый собственное наречие (διλεκτος), в котором родились ( Деян. 2:4–11 ). Апостолам необходим был этот дар для выполнения данного им Господом повеления: шедше, научите... Ап. Павел говорит о себе: благодарю Бога моего, – я более всех вас (коринфских христиан) говорю языками (γλσσαις λαλν, – 1Кор. 14:8 ). Без сомнения, в этом же проявлялся дар языков и в верующих первенствующей церкви, о котором говорит ап. Павел в послании к коринфянам. Он свое «говорение языками» ничем не отличает от того же дара (глоссолалии) в верующих. Только желанием изгнать чудо из истории христианства и все выводить из естественных причин можно объяснить воззрение некоторых на дар языков, как на восторженную мало упорядоченную речь, состоявшую часто из одних неудобовразумительных звуков, и обязанную своим происхождением самой естественной причине – необыкновенной религиозной экзальтации. Древние учители церкви согласно утверждали, что дар языков как в апостолах, так и в верующих, выражался не в ином чем, как именно в способности по внушению от Св. Духа говорить на иностранных языках без предварительного их изучения 595 ). Об этом даре, как особенно видимом и поразительном, преимущественно ревновали верующие апостольских времен. Апостол умеряетъ эту ревность в пользу дара пророчества ( 1Кор. 14 гл.) 596 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Аминь бо глаголю вам: дóндеже прейдет небо и земля, иота едина или едина черта не прейдет от закона, дóндеже вся будет ( Мф. 5:17–18 ). Под законом в словах Спасителя разумеется закон или пятокнижие Моисея, под пророками – пророческие и все богодухновенные писания ветхого завета ( Мф. 22:40 ; Лук. 16:29. 31 ; Деян. 13:15 ), иначе – все ветхозаветное домостроительство, приготовлявшее людей к обетованному спасению чрез закон (пробуждавший нужду в искуплении), пророчества, обетования и прообразы (указывавшие, где искать удовлетворения этой нужды). Иисус Христос пришел не с тем, чтобы разрушить закон (χαταλειν в приложении к закону значит отменять, отнимать обязательную силу, – сн. Мф. 15:6 ; Рим. 3:31 ) или пророки (по отношению к пророкам χαταλειν указывает на неисполнение их предсказаний, – Рим. 4:14 : Гал. 3:17 ), но исполнити. Πληρον – исполнити в приложении к закону означает не только исполнять предписания закона, осуществлять закон ( Рим. 13:8 ; Мф. 3:15 ), но и восполнять недостающее до требуемой меры ( Марк. 1:15 ; Лук. 21:24 ; Иоан, 7:8; сн. Мф. 9:16 ; Марк. 2:21 ), усовершать не совсем совершенное ( Иоан. 15:11; 16:24 ; 1Иоан. 1:4 ), доводить до конца ( Лук. 7:1 ; Деян. 13:25 ). По отношению к прообразам и пророкам πληρον означает исполнение делом того, что предсказано пророками в слове ( Мф. 1:22; 2:15; 17:23 и др.). И Иисус Христос действительно исполнил закон и пророки и таким образом довел до конца здание домостроительства человеческого спасения. По отношению к нравственному закону ветхого завета, – Он не только Сам выполнил все требования этого закона (беззакония не сотвори, ниже обретеся лесть во устех Его – Ис. 53:9 ), но раскрыл (особенно в нагорной проповеди) глубокий смысл собственно нравственных предписаний ветхозаветных, так что в Его учении нравственный закон достиг полноты своей по содержанию и духу. Исполнились на Нем и все пророческие предсказания касательно вочеловечения Сына Божия, совершения Им искупительного подвига, основания нового завета и установления нового способа оправдания чрез веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

2) поскольку же соединение двух естеств во Христе не означает слияния их ; то это соединение конечно не исключает и действий свойственных тому и другому естеству, поставляя только действия человечества в подчинение божеским . Откровение показывает, что а) страдания, которые понес Сын человеческий, были понесены не без участия силы Сына Божия ( Деян. 20, 28 ), б) для славы вечной, которую имел Сын Божий от вечности, подвизался Сын человеческий во времени (Евр, 5, 8. 9) и смирял Себя до смерти крестной Сын Божий ( Фил. 2, 8. 9 ), в) тогда, как во времени сила Сына Божия только подкрепляла немощную природу Сына человеческого, в вечности она вполне откроется в самом человечестве ( Еф. 1, 20 – 22 . Иоан. 17, 5 ). 3) Соединение двух естеств во Христе, не исключая действий того и другого естества, тем самым указывает на две воли действующие в Иисусе, под единством сознающего. Э!у мысль ясно предлагает откровение. Спаситель молится пред страданием: да мимо идет чаша от Мене, и присовокупляет.: обаче, не якоже Аз хошу, но якоже Ты (Мат. 26, 39), не Моя воля, по Твоя да будет ( Лук. 22, 42 ). В другой раз Он исповедал: снидох с небесе η не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца ( Иоан. 6, 38 ). Воля Сына Божия – воля Отца: и потому когда говорит Сын Отцу: не Моя воля, но Твоя да будет ; то дает видеть в себе волю человеческую, кроме воли божественной 83 . 4) Так как по учению откровения, человеческое и Божеское естество соединены как ветви в едином лице – Богочеловеке Иисусе: то откровение же, в следствие сего соединения, признает взаимообщение свойств того и другого естества в Иисусе Христе. а) Оно усвояет Христу ходатаю нашему свойства совершенно различные и даже противоположны. Так откровение говорит о Христе, что Он богат сый обнища ( 2Кор. 8, 9 ), был плоть видимая ( Иоан. 1, 14. 18 ); называет Его начальником жизни и говорит, что Его убили ( Деян. 3, 15 ). Искупление рода человеческого приписывает и Иисусу Богу ( Кол. 1, 14–16 , 1Иоан. 3, 8 ) и Иисусу человеку ( 1Тим. 2, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Ибо, по изречению Святого Духа, " Бог наш любовь есть " (1Иоан.4:8), и наименование сие благоугоднее Богу всякого другого имени. А что главное в Законе и Пророках?  И на сие не позволяет евангелист (Матф.22:40) дать иного ответа, кроме прежнего. Почему же мы, чтители любви, так ненавиствуем и сами ненавидимы? Почему мы, чтители мира, немилосердно и непримиримо враждуем? Почему мы, основанные на камне, зыблемся, утвержденные на краеугольном камне — распадаемся, призванные во свет — омрачаемся? Почему мы, служители Слова, довели себя до такого молчания, или бессловесия, или оцепенения, или... не знаю, как назвать еще. И в пище, и во сне, и в позорных делах есть, как говорят, мера сытости: все, не одно скорбное, но и самое приятное, возбуждает, наконец, отвращение, потому что все из одного переходит и превращается в другое. Но у нас нет конца взаимным поражениям друг друга, не только между разномыслящими и несогласными в учении о вере (сие было бы менее прискорбно, извинялось бы ревностью, одним из похвальных качеств, пока она в пределах), но и между единомышленными, у которых в одном и том же одни и те же противники. Это всего бедственнее и жалостнее. И что сему причиной? Может быть, любоначалие, или корыстолюбие, или зависть, или ненависть, или презорство, или другая какая страсть, которых не видим и в самых безбожниках " . Всякая страсть бывает преградой для христианского единства, но основная причина отсутствия благодатного единомыслия заключается в том, что " чтители любви " , на деле потеряли ее. Что же делать таким христианам, которые находясь на начальном уровне по отношению к духовной жизни и не готовы еще к восприятию жертвенной полноты Божественной Любви? Как им приобщится к единству Церкви, как стать единодушными и единомысленными? Единодушие  Под единодушием мы не подразумеваем простого эмоционального совпадения настроений у людей. Говоря о единодушии мы, как уже заметили ранее, подчеркиваем два вида единства у людей: пагубного и благого. Пример злого единства мы можем найти в Евангелии, когда сборище народное кричало: " распни, распни Его! " (Лук.23:21).

http://bogoslov.ru/article/3355824

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Пояснение седьмой Заповеди Блаженства Седьмая заповедь гласит: «Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены Сынами Божьими» ( Матф.5:9 ). Миротворец это «тот, кто способствует поддержанию мира и чьему-нибудь примирению» (С.И. Ожегов «Словарь русского языка», издание 22-е, ст.356). Миротворцы это люди, которые не любят ссор и избегают их. Это люди, которые со всеми остальными людьми живут в мире и дружелюбии, и мирят ссорящихся людей. Своими действиями, направленными на создание мира, миротворцы уподобляются Иисусу Христу, Который явился на грешную землю, чтобы примирить падшего человека с Божьим правосудием. «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» ( Рим.5:1 ). Иисус Христос Сам создавал повсюду мир и добро. А для человека нет иного пути в достижении мира с Богом, как только через Христа, через выполнение Его заповедей. Поэтому миротворцы – это такие люди, которые, подобно Иисусу Христу, имеют доброе сердце, чтят Бога, стремятся помочь ближнему, содержат в душе своей кроткий и смиренный Дух Иисуса Христа. Эти люди не только отличаются кротостью и ласковостью и имеют смиренный нрав в душе своей, но и поступками своими стремятся создать мир между людьми, прекращают спор и вражду, приносят радость и спокойствие окружающим. Если человек принял в сердце свое Бога, то благодать Божия заглушает в таком человеке желание вражды, распрей и зла. В сердце такого человека нет зависти и злобы, ненависти, вражды, тщеславия и гордыни. На таком человеке пребывает благотворное дыхание Христа. Такой человек испытывает желание делать добро, становится миротворцем и распространяет действие мира небесного на людей. Такой человек имеет доброе сердце, миролюбивый характер и источает вокруг себя любовь небесную. «Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» ( 1Иоан.4:7 ). Последователи Иисуса Христа, жившие в мире с Богом и ближними, распространяют вокруг себя свет любви Христовой и мира Божьего, словом и делом удерживают ближних от греха. Поэтому такие люди и нарекутся, то есть назовутся Сынами Божьими, так как продолжают дело мира Иисуса Христа на земле. «Все, водимые Духом Божьим, суть сыны Божии» ( Рим.8:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Точность, с какою исполнились и исполняются пророчества, относящиеся к прошедшему и настоящему времени, служит ручательством, что с такою же точностью исполнятся и пророчества, относящиеся к будущим временам. II. Первосвященническое служение Иисуса Христа. § 90. Понятие о первосвященническом служении Иисуса Христа. Как Просветитель мира, Иисус Христос возвестил глаголы жизни вечной ( Иоан. 6:63. 68 ; сн. Мф. 4:4 ), и не только возвестил, но Своею безгрешною и святою жизнью в подобии плоти греха показал людям путь праведной жизни, ведущий ко спасению от смерти или погибели. Этим Он отнял у людей всякое извинение в грехе, в котором пребывал род человеческий: аще не бых пришел и глаголал им, греха не быша имели; ныне же вины (извинения) не имут о гресе своем ( Иоан. 15:22 ). Нельзя было оставаться во тьме, когда пришел Свет ( 1Иоан. 2:8 ). Однако одно научение истине и пример совершенной жизни не могут спасти человека, потому что не очищают его от греха, равно не освобождают и от виновности за служение греху, подобно тому, напр., как не выздоравливает умирающий от того, что к его болезненному одру приведут цветущего здоровьем человека и посоветуют подражать ему. Наученные И. Христом словом и примером праведной жизни, и в то же время сознавая бессилие осуществить требования воли Божией о своем спасении, люди могут находить себе в Его учении только суд и осуждение ( Иоан. 12:47–48; 3:17–21 и др.). Для спасения человека необходимо было не только научить людей пути ко спасению, но и восстановить союз или общение между Богом и человеком, разрушенный грехом; ибо вне Бога нет спасения. А восстановление такого союза или примирение Бога и человека требовало разрушения греховной преграды между Богом и человеком, т. е., с одной стороны, примирения вечной правды Божией с грешным родом человеческим, или удовлетворения правде Божией за грех человека, без какового не могло быть снято осуждение за грех , а с другой – сокрушения греховной силы в самом человеке, разъединившей его с Богом, обновление или воссоздание человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

б) Бог бесконечно премудр: итак – аа) да не смущаются наш ум и сердце, если, в жизни ли общественной, или в природе, мы увидим какие-либо явления, на первый взгляд, угрожающие всеобщей гибелью и разрушением: все это совершается или попускается по неисследимым для нас судьбам высочай­шей премудрости; бб) не станем малодушествовать или роптать на Бога, если нам самим придется быть в тесных обстоятельствах, а скорее всецело предадимся в Его святую волю, веруя, что Он лучше нас знает, что нам полезно и что вредно; вв) научимся, по мере сил своих, подражать Его высочайшей премудрости, стремясь постоянно к той верховной цели, которую Он нам предназначил, и избирая для этого те надежнейшие средства, какие Он же сам и предначертал для нас в своем откровении. 4) Наконец, каждое из свойств воли Божьей или только представляет нам образ для подражания, или вместе внушает и некоторые другие нравственные наставления. а) Бог называется высочайше-свободным потому, что Он сам избирает всегда одно только добро, и избирает без всякого стороннего принуждения или побуждения: вот в чем должна состоять и наша истинная свобода! В возможности и свободно-приобретенном навыке творить одно добро, потому только, что оно добро, а не в произволе творить добро или зло, как обыкновенно думают, и тем менее в произволе творить одно зло: ибо всякий, делающий грех , есть раб греха, сказал Спаситель ( Иоан. 8:34 ), и, совершая зло, мы каждый раз теряем часть своей свободы, более и более подчиняясь своим страстям и нечистым влечениям, над которыми должны были бы господствовать. б) Бог высочайше-свят, и нам заповедал: освящайтесь и будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят ( Лев. 11:44 ). Без этого условия мы никогда не можем удостоиться блаженнейшего единения с Господом: ибо что общего у света с тьмою? ( 2Кор. 6:14 ); никогда не удостоимся и лицезрения Его: ибо только чистые сердцем … Бога узрят ( Матф. 5:8 ; срав. Евр. 12:14 ). в) Бог бесконечно-благ ко всем своим тварям и в ча­стности к нам: это – аа) учит нас благодарить Его за все Его благодеяния, и за отеческую любовь воздавать сыновней любовью: будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас ( 1Иоан. 4:19 );

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010