2) Некоторые довольно ясные свидетельства о том самих священных книг. Сюда относятся, во-первых, все те места, где говорится, что сам Бог – а) повелел тому или другому посланнику своему написать что-либо, например, Моисею: рече Господь к Моисею: впиши сие на память в книги, и вдай во уши Иисусу, яко пагубою погублю память Амаликову от поднебесный ( Исх. 17, 14 ; сн. 31, 18; 32, 15–16; 34, 1 и 27–28; Втор. 9, 10–11; 10, 1 и 2; 31, 19); или – Исайи: приими себе свиток нов велик, и напиши в нём писалом человечим, еже скоро пленение сотворити корыстей, приспе бо (8, 1); б) повелел именно написать словеса или откровения свои, например, Моисею: напиши себе словеса сия: в словесех бо сих положих тебе завет, и Израилю ( Исх. 34, 27 ); Иеремии: впиши вся словеса в книги, яже глаголах к тебе ( Иер. 30, 2 ); Иезекиилю: сыне человеч, напиши себе имя дне этого, от негоже укрепися царь Вавилонский на Иерусалим, от этого дне, иже днесь: и рцы притчу к дому прогневляющему, и речеши к дому прогневляющему, и речеши к ним: сия глаголет Адонаи Господь (24, 2–3); Аввакуму: впиши видение, и яве на доске, яко да постигнет читаяй я (2, 2),– и замечается, что в) посланники Божьи, действительно, и писали книги по словеси Господню ( Числ. 33, 2 ), и изложили в них словеса Господня ( Исх. 24, 4 ). Во-вторых – все те места, где священные писатели, начиная излагать учение, или речь пророческую, или истории, или что-либо другое, восклицают: слышите слово Господне ( Иез. 6, 3 ; Осии 4, 1 ), слышите слово Господа Адоная ( Иез. 25, 3 и др.); или: и бысть слово Господне ко мне... ( Иез. 21, 1 и 8; Захар. 6, 9; 8, 18 и др.), бысть слово Господне к Захарии Варахиину ( Зах. 1,1 ), слово Господне, еже бысть ко Иоилю ( Иоил. 1, 1 ); или: тако глаголет Адонаи Господь ( Иез. 2, 4. 11 ; Ис. 50, 1 и др.), сия глаголет Адонаи Господь ( Иез. 23, 32 и др.), сице глаголет Господь Вседержитель ( Агг. 1, 2 ; Мал. 1, 4 ); или: пророчество словесе Господня на Израиля рукою ангела его ( Мал. 1, 1 ), слово Господне рукою Аггея пророка глаголя... ( Агг. 1. 3 ). Таких мест бесчисленное множество в священном Писании, и Иудеи не могли не верить им, зная, что так свидетельствовали о себе истинные посланники Божьи, которые подтвердили своё божественное посольство чудесами и пророчествами. Наконец, в-третьих, относятся все те места, где –

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Но вот вы увидели, к чему мог бы привести ваш разлад и, при помощи Божией, изыскали способ к удалению причины нестроения; среди вас водворился мир, а с ним возвратилось и Божие благословение, а за Божиим благословением явилось, как плод его, то, что вы сейчас видите, – общая радость о закладке нового храма; и так оправдалась другая половина сказанного выше народного изречения: «Где тишь да гладь, там и Божья благодать». Молитвенно испросив Божие благословение на начало постройки этого храма, молитесь, чтобы Господь послал благодать Свою скоро, беспрепятственно и благоуспешно привести к концу начатое дело. Испрашивая на дело ваше помощи от Бога, и сами старайтесь, каждый по силе своей, помогать этому делу. Знайте, что строящие храм строят дом Божий, чертог Царя Небесного, – значит, они делают Божие дело. Цари земные щедро награждают тех, кто усердно и честно исполняет их царское дело, например при строении царских чертогов. Тем более щедро награждает Бог строителей храмов, как чертогов Царя Небесного. Примеров этого много. Приведу один из них, записанный в Библии . Евреи, возвратившись из плена Вавилонского, начали строить новый храм вместо прежнего, разрушенного. Но, встречая во время работ много препятствий и опасностей со стороны соседних жителей, они оставили не только постройку храма, но и заботу о возобновлении работ и занялись устройством своих жилищ. Тогда Господь возбудил пророка Аггея сказать народу и начальникам его следующее: народ сей говорит: «не пришло еще время, не время строить дом Господень». И было слово Господне через Аггея пророка: а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений ( Агг.1:2–10 ). Начальники, услышав от пророка эти слова Божии, убоялись Господа и усердно стали строить храм. Когда кончилась постройка, Господь возвестил народу и начальникам его, что Он посылает благословение Свое на землю и на народ и что слава этого храма будет больше славы прежнего (Соломонова) храма 63 , что Господь даст мир этой земле, мир душам и благоуспешность всякому, кто трудился в созидании этого храма ( Агг.2:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Своеобразно толкует прп. Ефрем Сирин о различении Богом между овцою и овцою. Преподобный Ефрем относит это ко временам Христа-Мессии и находит в этих словах указание на разделение между церковью и синагогой. Прп. Ефрем Сирин : «Се Аз разсужду между овцею и овцею, потому что друг друга ребрами реяхи и рогами бодяху [толкаете боком и плечом, рогами своими бодаете – так по син. переводу], т.е. разсужду между синагогою, распявшею Христа, и между церковью из язычников. И разсужду между овном и овном, т.е. между иудеями, сообщниками Каиафы, и между народом Божиим, из различных народов собранным во единый сонм поклоняющихся Распятому» Толк, на кн. пр. Иезекииля, гл. 34]. 11.9. Пророчества об остатке Израилевом после плена Кончились времена Вавилонского плена. Иудеи под водительством Зоровавеля и первосвященника Иисуса вернулись на родину, в Обетованную Землю. Началось строительство нового храма, возобновление Иерусалима, рождалась новая теократическая община иудеев. Дух народа поддерживали пророки Аггей, Захария, Малахия. Эти пророки мыслили вернувшихся из плена иудеев тем самым остатком Израилевым, которому принадлежат эсхатологические мессианские обетования. Так Ягве через пророка Аггея, ободряя строителей нового храма, говорит: Скажи теперь Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею, и остатку народа... (Агг, 2:2). И далее этому остатку народа, названному также народом земли ( Агг. 2:4 ), дается мессианское обетование, связанное с построенным этим остатком иудеев храмом в Иерусалиме. Однако эти же послепленные пророки вновь говорят, что исторический остаток народа Божия, оставшийся после халдейского разорения и плена, еще нуждается в очищении, и возвещают о верном эсхатологическом остатке. Так от времен Адамовых спасение было всегда только в остатке, и каждый раз от остатка имел спастись опять только остаток. А что сказать о мессианском, эсхатологическом остатке? Как ни парадоксально для ветхозаветных пророков это бы прозвучало, но раз история продолжается, то продолжается и принцип – остаток от остатка спасется, и так до всеокончательной кончины времен.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Агг.2:10. И велия будет слава храма сего последняя паче первыя, глаголет Господь Вседержитель. Пророк сказует, что храм сей будет славнее, не по величине, и красоте здания, но потому, как истреблены будут языческие народы; ибо с разнесшеюся повсюду молвою открылось могущество Бога всяческих. Потому событие сие Пророк называет потрясением неба, земли и моря, так как все приведены в изумление, и чудом сим побуждены к песнопению не только живущие на суше, но и местом жительства избравшие острова, а сверх того и невидимые Силы, для которых удобопроходимы эфир и самое небо. «И на месте сем дам мир, глаголет Господь Вседержитель, и мир души в снабдение всякому зиждущему, еже возставити церковь сию.» Не только прекращу человеческие брани, но дарую им и божественный мир, который принесет спасение душам. Такова будет награда храмоздателям. Потом в девятый месяц Пророк приемлет от Бога всяческих повеление вопросить священников: одежды, освященной священною жертвою, достаточно ли к тому, чтобы освятить прикасающееся, например или хлеб, или вино, или елей, или что-либо подобное? И когда священники дали отрицательный ответ; снова повелено ему спросить: оскверняется ли одежда, коснувшаяся чего-нибудь нечистого? А на утвердительный ответ священников Пророку дано повеление сказать следующее: Агг.2:15. Сице людие сии, и сице язык сей предо Мною, глаголет Господь, и сице вся дела рук их, и иже аще приближится тамо, осквернится . Как освященная одежда не может освящать прикасающегося к ней, но сама оскверняется от прикосновения к тому, что по закону не чисто: так и народ сей по злонравию не получает никакой пользы от того, что свято, но оскорбляет это, покушаясь прикасаться к сему злочестиво. Потом Пророк открывает и причины сего. «За приятия их утренняя, поболят от лица лукавств своих, и ненавидесте во вратех обличающих» . С рассветом утра не подумали вы ни о чем добром, но заботились о худых прибытках; неприязненно же были расположены к обличителям вашего лукавства, которые, стоя во вратах, входящим и исходящим предлагали словеса Божии. Но теперь во всей точности рассмотрите, в каком положении были вы, когда не заботились о строении храма, и какой был у вас недостаток необходимого. Положив на сохранение двадцать мер ячменя, едва находили вы половину, и надеясь из точила добыть пятьдесят мер вина, находили только двадцать. Различно вразумлял Я вас, посылая и неурожаи, и тлетворные ветры, и град; но вы, по великости жестокосердия своего, и не почувствовали вразумления. Поэтому, вспомнив о сем, заметьте, какой будет у вас урожай после того, как начали строение храма. Ибо такое подам вам обилие необходимого, что и самых мер не будете знать на гумне, с благословением снабжу вас и сочными плодами, умножу сбор и плодов древесных, а сверх того сдержу и то слово, которое предрек тебе, Зоровавель, о Гоге и Магоге.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3520...

В предсмертном своем благословении собравшимся вокруг его одра сыновьям, возвещая о судьбах своих потомков, Иаков сказал о родоначальнике колена, сыне своем Иуде: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» ( Быт. 49:10 ). Приход Примирителя душ, Спасителя должен был произойти еще в то время, когда потомки Иуды представляли собой один народ, одно государство, когда ими управлял царь и они имели свое законодательство («жезл»). Пророк Малахия присоединяет к этому и другой признак Мессии, знамение времени: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» ( Мал. 5:1 ). Указывается, что Спаситель придет в Свой Храм прежде его разрушения. Малахия был последним пророком. Его книгой закончился канон, комплект книг Ветхого Завета. После Малахии не было у Израиля пророков. Длинный ряд их окончился, и последние слова Ветхого Завета, после напоминания о хранении Моисеева Закона, возвестили, что последним пророком будет уже предтеча Мессии ( Мал. 4:4–6 ). Им стал Иоанн Креститель. Ясны были предсказания пророка Аггея о пришествии Мессии до разрушения храма: «и придет Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф» ( Агг. 2:7 ). Сказано было о величии второго Храма по сравнению с первым ( Агг. 2:9 ) и о благословении всему человечеству в Лице Того, Кто был надеждою Израиля. Видение Даниила Спаситель должен был явиться, согласно пророчеству, во времена иудейских царей, перед разрушением Храма. Пред ним должен был, как предсказал Малахия, прийти последний пророк. Время пришествия Христа в Библии точно определено в Книге Даниила. Пророчество Даниила говорит, что царство Мессии начнется в период четвертой монархии, то есть Римской империи, указывая точно, сколько лет остается до Его пришествия: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» ( Дан. 9:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

И родная нам Русь узнала о Распятом и Воскресшем Христе, и по всему лицу обширной земли Русской – по городам и селам – заблестели храмы во имя Господа и Святых Его. Но как во дни Зоровавеля среди Израильтян нашлись люди, которые вопреки воле Господа и сами противились построению храма, и другим коварно внушали: «Не пришло еще время; не время строить дом Господень» ( Агг. 1: 2 ), так и в наше время среди родных нам братьев – русских появились люди, которые, отпав от православной веры Христовой в разные секты, каковым теперь нет и числа, и сами отказались от храмов Господних, и других смущают своими коварными речами. Но таковых Сам Господь грозно обличает чрез пророка Аггея: «Народ сей говорит: «не пришло еще время, не время строить дом Господень». А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? Обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька. Обратите сердце ваше на пути ваши. Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь. Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений. И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд» ( Агг. 1: 2–11 ). Будем же надеяться, что наши братья, отпавшие в разные секты: молокан, штундистов, баптистов, адвентистов, «евангелистов» и пр..., – внемлют гласу Господа и как блудный сын возвратятся в дом Отца Своего, в Святой Храм Божий, под кров святой Православной Церкви. Вы же, возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем и особенно старайтесь, чтобы, «где сокровище ваше, там было и сердце ваше». Тогда и созданный вами храм во имя Воскресшего Христа – как и другие храмы во имя Пресвятой Богородицы, св. ангелов и угодников Божьих – явится основанным на камне, и вы обрящете мир в душах ваших, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом! Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/h...

Наконец, согласно с пророчеством, семидесятилетний плен оканчивается. Завоеватель Вавилона, Кир, признает себя рабом Бога истинного и предлагает вавилонским пленникам возвратиться в отечество и построить храм в Иерусалиме. Возвращаются не все; но, конечно, лучшие из иудеев, более внимательные к обетованиям Божиим и к дивным судьбам Израиля; прочие ради житейских выгод и связей жертвуют любовью к отечеству и всеми упованиями Израиля. Зоровавель, потомок царей иудейских, выводит из плена и возвращает иудеев в их отечество. Первым делом по возвращении было создание в разрушенном Иерусалиме алтаря и восстановление жертвоприношений. На другой же год заложен храм и через двадцать лет, после многих препятствий и затруднений в деле строения, после тяжких испытаний и скорбей, здание храма приведено к окончанию. Еще через несколько десятилетий восстановлены стены Иерусалима и город Давидов начал возникать из развалин. Первые времена по возвращении из плена отличаются горячностью веры и ревностью к закону. В назначенный день народ торжественно восстановляет завет с Богом: после вседневного поста и по исповедании грехов в глубоком сокрушении и раскаянии народ дает клятву исполнять все заповеди закона, начертанные рукою Моисея. Восстановлен забытый праздник кущей со всею законною строгостью, небывалою со времен Иисуса Навина. Во время праздника народ потребовал, чтобы ему читана была книга закона. Слушая чтение, народ забыл веселие праздника: плакал и рыдал – в глубоком сознании своих преступлений против закона. К утешению и ободрению народа приходят и чрезвычайные посланники Божии, впрочем, уже последние на чреде пророческого служения. Захария не скрывает от иудеев мрачные судьбы, их ожидающие и уже предсказанные Даниилом: но за сим страшным мраком Пророк созерцает радостный свет обетованного царства Мессии. Дом Давидов оскудел; остающиеся потомки его в безвестности: но Пророк видит и открывает людям, что в дому Давидове Бог откроет родник для очищения грехов и омытия скверн ( Зах. 13:1 ). Иерусалим в развалинах, но Пророк возвещает ему радость, торжественное, хотя и смиренное, вшествие в него обетованного Царя-Мессии ( Зах. 9:9 ). Горько плакали старцы израильские, еще помнившие великолепие храма Соломонова, сравнивая с ним скудость и бедность нового, воздвигаемого храма: но Пророк Аггей приходит с утешениями и возвещает, что «велия будет слава храма сего последняя паче первые» ( Агг. 2:10 ), потому что в сей храм придет Желанный всех народов ( Агг. 2:8 ). Наконец, является последний из Пророков с уверением, от имени Иеговы, что воздвигнутый храм удостоится принять ожидаемого Мессию: «Внезапу придет в церковь Свою Господь, егоже вы ищите, и Ангел завета, егоже вы хощете: се грядет, глаголет Господь Вседержитель» ( Мал. 3:1 ). Малахия, оканчивая своею проповедью пророческое служение в Израиле, дает народу как бы последнее завещание Пророков – помнить закон Моисеев – и предсказывает явление Предтечи, который уже укажет народу пришедшего Мессию.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Время жизни и личность писателя довольно ясно определяются. Так, писатель несомненно жил долго спустя после возвращения евреев из вавилонского плена. Он излагает не только указ о построении храма ( 2Пар.36:22–23 ), упоминает о Зоровавеле, но перечисляет и потомство последнего ( 1Пар.3:19–24 ). Иудейское предание (Baba Batra. 15а) утверждало: Ездра написал свою книгу и генеалогии Хроник «до себя», т. е. до своего времени (Магх. Traditio rabb. veterrima 55 р. Cornely. l. с. 2, 329 р.). Здесь естественно разуметь все книги Паралипоменон, начинаемые генеалогиями ( 1Пар.1–9 глл.). С этим пониманием согласны многие христианские ученые: Исидор Испалийский, Гуго, Лира, Сикст Сиенский, Серарий, Кейль, Вигуру, Корнели и др. (Cornely. l. с. 1, 330 р.). Указанная эпоха, обнимаемая книгами Паралипоменон, соответствует времени Ездры, так как последний жил около 80 лет спустя после первого возвращения евреев из плена и мог упомянуть не только о Зоровавеле, но и о потомстве его. Содержание книг Ездры и Паралипоменон тесно взаимно соединено: указ Кира о возвращении евреев наполовину помещен во второй книге Паралипоменон (36:22–23), он же полностью помещается в начале первой книги Ездры (1:1–4). Это дает повод думать, что первая книга Ездры есть непосредственное продолжение книг Паралипоменон и принадлежит одному с последними писателю, а таковым был Ездра. Еще более близкое подтверждение мысли о происхождении кн. Паралипоменон от Ездры заключается в сходстве языка первой книги Ездры и Паралипоменон. Так, в этих двух книгах употребляется язык полуарамейский с немалой примесью персидских слов. Это вполне соответствует эпохе Ездры. Здесь употребляется название современной монеты: «дарик» – adarkon ( 1Пар.29 ­­ 1Езд.8:27 ). Здесь употребляются характерные для персидской эпохи слова: – замок, крепость ( 1Пар.29 ­­ Есф.1:25; 2:3; 3:15 ; Неем.1:4; 2:8; 7:2 ; Дан.8:2 ; 1Езд.6:2 ); – родословная таблица и записи в нее ( 1Пар.5:1, 7; 9 ­­ Неем.7:5 ); – чреда левитов ( 2Пар.35 ­­ 1Езд.6:18 ); – священный дар ( 1Пар.29:5, 9, 14 ­­ 1Езд.1:6; 3:5 ); – слава ( 1Пар.16 ­­ 1Езд.6:6 ; Неем.8:10 ) и др. (ср. Clair. 1. с. 21–22 рр.). Некоторые слова с особенным техническим значением употребляются в книгах Паралипоменон и Ездры; например, – языческие страны ( 1Пар.29:30 ; 2Пар.12:8; 13:9; 17 ­­ 1Езд.5:6; 9:1, 11 ); – место, порядок (слав, «чин» – 2Пар.30:16; 35 ­­ Неем.8:7; 9:3, 13 – речь Ездры). Употребительно также слово (букв, «как закон») в значении: как предписано законом Моисеевым ( 1Пар.23:31 ; 2Пар.30:16; 35:13 ­ 1Езд.3:4 ; Неем.8:18 ). Употребление предлога для означения дополнения инфинитивной формы (лат. герундий) долженствования ( 1Пар.9:25; 13:4; 15 ­­ 1Езд.4:3; 10:12 …). Некоторые выражения богослужебного характера, например, «Хвалите Господа, яко благ, яко в век милость Его» ( 1Пар.16:34, 41 ; 2Пар.7 ­­ 1Езд.3:11 ), употребляются в книгах Ездры и Паралипоменон.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Агг.2:10 .  В двадцать четвертый день девятого месяца, во второй год Дария, было слово Господне через Аггея пророка: Агг.2:11 .  так говорит Господь Саваоф: спроси священников о законе и скажи: Агг.2:12 .  если бы кто нес освященное мясо в поле одежды своей и полою своею коснулся хлеба, или чего-либо вареного, или вина, или елея, или какой-нибудь пищи: сделается ли это священным? И отвечали священники и сказали: нет. Агг.2:13 .  Потом сказал Аггей: а если прикоснется ко всему этому кто-либо, осквернившийся от прикосновения к мертвецу: сделается ли это нечистым? И отвечали священники и сказали: будет нечистым. Агг.2:14 .  Тогда отвечал Аггей и сказал: таков этот народ, таково это племя предо Мною, говорит Господь, и таковы все дела рук их! И что они приносят там, все нечисто. Агг.2:15 .  Теперь обратите сердце ваше на время от сего дня и назад, когда еще не был положен камень на камень в храме Господнем. Агг.2:16 .  Приходили бывало к копне, могущей приносить двадцать мер, и оказывалось только десять; приходили к подточилию, чтобы начерпать пятьдесят мер из подточилия, а оказывалось только двадцать. Агг.2:17 .  Поражал Я вас ржавчиною и блеклостью хлеба и градом все труды рук ваших; но вы не обращались ко Мне, говорит Господь. Агг.2:18 .  Обратите же сердце ваше на время от сего дня и назад, от двадцать четвертого дня девятого месяца, от того дня, когда основан был храм Господень; обратите сердце ваше: Агг.2:19 .  есть ли еще в житницах семена? Доселе ни виноградная лоза, ни смоковница, ни гранатовое дерево, ни маслина не давали плода; а от сего дня Я благословлю их. Третья речь пророка произнесена была им народу спустя два месяца три дня после второй речи (ст. 10, см. ст. 1). Некоторые особенности этой, третьей речи пророка в сравнении с другими речами, давали повод, некоторым толкователям нового времени (напр., Андре) отрицать ее подлинность – на том, главным образом, основании, что ею, будто бы, прерывается естественная последовательность речи и связь между второю ( Агг 2.1–9 ) и четвертою ( Агг 2.20–23 ) речами пророка.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Buches Iudith. 1886 г. На русском языке библиографическая монография: Дроздов. Исторический характер книги Иудифь. К. 1876. Вторая книга Ездры Вторая книга Ездры повествует о событиях, о коих повествуют исторические канонические книги. Начинается она историей празднования пасхи при иудейском царе Иосии ( 2Езд.1:1–24 ), затем смертью Иосии и падением при его преемниках иудейского царства и разрушением иерусалимского храма (1:25–58). Это как бы введение к главному предмету повествования – истории построения второго храма при Кире и Дарие Гистаспе Зоровавелем и первосвященником Иисусом ( 2Езд.2–7 глл.). К этому присоединяется повествование о прибытии Ездры в Иерусалим и его заботах об упорядочении жизни евреев в Палестине ( 2Езд.8 гл.). Заканчивается книга повествованием (неоконченным) о религиозном собрании евреев при Ездре ( 2Езд.9 гл.). Вторая книга Ездры существует в греческом тексте древних списков александрийского и ватиканского кодексов. В синайском ее нет. Латинский перевод составлен с греческого, сирский также составлен с греческого и не раннее происхождение имеет, хотя и точен. Сохранилась книга также в армянском и эфиопском переводах. Параллелизм повествований второй книги Ездры с каноническими историческими книгами дал основание современным ученым признавать бесспорным то положение, что вторая книга Ездры есть лишь не более, как выбор с незначительными (3–5 глл.) дополнениями повествований канонических книг. Сличая содержание рассматриваемой книги с последними, находят, что во 2 книге Ездры содержание извлечено из них следующим образом: 2Езд.1:1–20 ­­ 2Пар.35:1–19 1:23–31 ­­ 2Пар.35:20–27 1:32–55 ­­ 2Пар.36:1–21 2:1–14 ­­ 1Езд.1:1–11 2:15–26 ­­ 1Езд.4:7–24 5:7–46 ­­ 1Езд.2:1–70 2Езд.5:47–63 ­­ 1Езд.3:1–13; 4:1–5 6:1–7­­ 1Езд.5:1–6 7:10–15 ­­ 1Езд.6:19–22 8:1–66 ­­ 1Езд.7:1–8 8:67–9­­ 1Езд.9:1–109:37–55 ­­ Неем.7:73–8:12 Таким образом, за исключением 2Езд.1:20–22 и 3 гл. – 5:6, все содержание рассматриваемой книги признается заимствованным из книг Паралипоменон, Ездры и Неемии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010