...Оживут ли кости сии? Вернется ли слава Ягве народу Божию? Ряд пророчеств говорит о имеющей возвратиться славе Ягве. Осуществилось ли это при возвращении иудеев из Вавилонского плена? Вошла ли слава Ягве в храм Зоровавеля? Или должно было ожидать еще чего-то иного? Как, когда слава Ягве воссияет над всеми народами? Ожил ли? Оживет ли первенец Божий, Израиль? Вот тезисные ответы на эти вопросы, а в дальнейшем рассмотрим подробнее некоторые пророческие тексты. Положение 1. Храм Зоровавеля, воздвигнутый иудеями в Иерусалиме после Вавилонского пленения, не достиг не только внешней красоты храма Соломонова, но, главное, в него уже никогда не вернулись основные святыни – ковчег Завета и святые скрижали. Новый храм, в отличие от первого, так и не стал их хранилищем. А слава Ягве обитала над каппорет (крышкой, очистилищем) ковчега. Теперь ей обитать было не над чем – как первый раз выпущенная Ноева голубица не нашла себе сухого места над гибельными водами потопа. В пустой, без ковчега со скрижалями, храм слава Ягве не вернулась. Святое Святых храма Зоровавеля было пусто 18 . Ковчег со скрижалями искали сразу же, когда их спрятал пророк Иеремия, но не нашли. Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа. И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место... ( 2Мак. 2:7–8 ). При возвращении иудеев из Вавилонского плена ковчег так и оставался ненайденным. Пророчество Иеремии о возвращении иудеев из семидесятилетнего плена сбылось, а о возвращении ковчега – нет. Слава же Ягве и облако по словам Иеремии вернутся только вместе с ковчегом. Значит, тогда, при Зоровавеле, не вернулись. Несмотря на отсутствие ковчега Завета и славы Ягве над ним, храм Зоровавеля был освящен. И совершили сыны Израилевы, священники и левиты, и прочие возвратившиеся из плена, освящение сего дома Божия с радостью ( 1Езд. 6:16 ). Так что дом сей стал все-таки домом Божиим. Как при Моисее и Соломоне, этот храм был освящен. Но, в отличие от скинии и храма Соломонова, о схождении славы Ягве и облака здесь ни слова! Так что не случайно при закладке Зоровавелева храма радостные восклицания одних перемежались громким плачем других – стариков, видевших первый храм Соломонов ( 1Езд. 3:11–13 ). И связано это было, не только с внешним видом первого и второго храмов, а с тем, что второй храм, хотя и будет освящен, но где слава Ягве?!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Моисеевы постановления о богослужении, в существе своем, нисколько небыли нарушены такими распоряжениями Давида и оставались в полной своей силе; только их исполнение было расположено целесообразнее и определительнее, по требованию обстоятельств; обязанности лиц были полнее и точнее определены, что было нужно в то время: народ при Давиде стал народом могучим, занял одно из видных мест и крепче организовался; Давид обращал внимание на внутреннее благоустройство государства и не мог оставить без внимания дома Господня, благолепием которого он так восхищался, и вот он вводит разные преобразования, не противные Моисевым учреждениям, а только восполняющая их. – Действительность этих распоряжений подтверждается многими частными указаниями самих священных книг. Уже часто упоминаемые князи или начальники святилища свидетельствуют об этом распоряжении ( Ис.43:28 ; Иер.35: 4 ; 1Пар.24:5 ); 22 из этих начальников возвратились с Иисусом и Зоровавелем в Иерусалим; еще более это видно из книг Ездры и Неемии ( 1Езд.2:36–43 ; Неем.7:39–46 ; 1Езд.7:7,24; 10:18,23,24 ; Неем.10:25,38,39 и пр.) Во вновь устроенном храме они исполняли служение по чредам, как исполнялось то в древнем храме по разделению, введенному Давидом ( Неем.12:24; 11:22,23 ). – Упоминание об этом находим и в позднейшие времена. 3ахария, отец Крестителя, был из чреды Авиевой. Гасмопеи считали себя потомками Иоарава, Иосиф Флавий также причислял себя к священникам одной из 24 черед, на которые разделил их Давид. – Все это показывает, что Давид действительно сделал и привел в исполнение это распоряжение, иначе неоткуда было взяться в позднейших книгах таким сказаниям; и это вполне подтверждает истинность сказаний книг Паралипоменон об этих событиях. Говоря о преобразованиях Давидовых в храмовом богослужении, писатель дважды упоминает о введении им храмовой музыки, вследствие Божественного повеления, при содействии пророков Нафана и Гада ( 1Пар.15:16,25 ; 2Пар.29:25;31:2 ) хотя в книгах Царств опять нет сказаний об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/i...

Кроме этих, по указанию Соломона, в храме были сделаны и другие изображения. И поставил столбы к притвору храма… И над столбами поставил венцы, сделанные наподобие лилии… И сделал литое из меди море… Подобия огурцов под краями его окружали его по десяти на локоть… Оно стояло на двенадцати волах: три глядели к северу, три глядели к западу, три глядели к югу, и три глядели к востоку… На стенках, которые между наугольниками, изображены были львы, волы и херувимы; также и на наугольниках, а выше и ниже львов и волов – развесистые венки. И изваял он на дощечках ее рукоятки и на стенках ее херувимов, львов и пальмы, сколько где позволяло место, и вокруг развесистые венки. Так сделал он десять подстав. ( 3Цар. 7:21-25, 29, 36, 37 ). Господь не только не прогневался за допущение этих изображений, но освятил их вместе со всем храмом: После того, как Соломон кончил строение храма Господня… явился Соломону Господь во второй раз… И сказал …Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во век, и будут очи Мои и сердце там во все дни ( 3Цар. 9:1-3 ). Слава Господня наполнила дом Господень (2Парал. 7:2). 4. Бог показал пророку Иезекиилю в видении храм со священными изображениями: Потом ввел меня в храм… От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения, сделаны были херувимы и пальмы; пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица, с одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме – лицо львиное; так сделано во всем храме кругом ( Иез. 41:1, 17-19 ). По мнению ученых, лев является символом царской власти. Так как храм Соломонов был разрушен за грехи иудеев, то Господь устами пророка Иезекииля призывает их к покаянию как необходимому условию для постройки нового храма, который был показан в видении: Ты, сын человеческий, возвести дому израилеву о храме сем, чтобы они устыдились беззаконий своих и чтоб сняли с него меру. И если они устыдятся всего того, что делали, то покажи им вид храма и расположение его, и выходы его, и входы его, все очертания  его, и все уставы его, и все образы его, и все законы его, и напиши при глазах их, чтобы они сохраняли все очертания его и все уставы его и поступали по ним ( Иез. 43:10-11 ). Второй иерусалимский храм был построен древними евреями после освобождения из вавилонского плена во времена царствования персидских царей во исполнение слова Господня из уст Иеремии ( 1Езд.1:1 ). И в нём, как и в первом иерусалимском храме, присутствовали «образы», или по-гречески «иконы». И совершили сыны Израилевы, священники и левиты и прочие, возвратившиеся из плена, освящение сего дома Божия с радостью ( 1Езд.6:16 ).

http://azbyka.ru/bibliya-o-svyashhennyh-...

Трудность эта, по-видимому, не разрешается и предположением, что «имена отца и сына так сходны, что были случайно отожествлены или спутаны, когда воспроизведены на греческом». Ввиду этого другие толкователи для разрешения этой трудности предполагают, что первоначальное чтение 11-го стиха было таково: «Иосия родил Иоакима и братьев его; Иоаким родил Иехонию при переселении вавилонском». Это последнее толкование – лучше. Хотя оно, вследствие перестановки слов «и братьев его» и не согласно с существующим, подтверждаемым древними и важными рукописями, греческим текстом Евангелия Матфея, однако можно допустить, что перестановка была сделана по ошибке древними переписчиками. В подкрепление последнего толкования можно указать и то, что существующий греческий текст, т. е., как сказано выше, «Иосия родил Иехонию и братьев его при (в русском переводе – «перед») переселении вавилонском», не может быть принят без таких или иных изменений и перестановок и явно ошибочен, потому что Иосия жил не при переселении вавилонском или во время его, а за 20 лет до того. Что касается до Иер.22:30 , где говорится об Иоакиме: «так говорит Господь: запишите человека сего лишенным детей, человеком злополучным во дни свои», то слова «лишенным детей» объясняются последующими выражениями пророка, из которых видно, что дети Иоакима не будут «сидеть на престоле Давидовом и владычествовать в Иудее». В этом именно последнем смысле и следует понимать выражение: «лишенный детей». Мф.1:12 .  По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; (Ср. Лк. 3:27 ). В числе сыновей Иехонии в 1Пар.3:17 упоминается Салафииль. Но согласно 1Пар.3:18–19 у Иехонии был еще сын Федаия, и у него именно родился Зоровавель. Таким образом, в Евангелии Матфея здесь опять, по-видимому, пропуск – Федаии. Между тем во многих других местах Священного Писания и у Иосифа Флавия Зоровавель называется сыном Салафииля ( 1Езд.3:2 ; Неем.12:1 ; Агг.1:1, 12, 2:2, 23 ; Иосиф Флавий, «Иудейские древности». СПб, 1900, книга XI, глава 3, 1 (переизд.: Москва, 1994, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Большинство учёных считает, что книга написана между 225 и 175 гг. до Р. Х., то есть, после завоеваний Александра Македонского, но до Маккавейской эпохи. Подтверждением этого служат несколько аргументов. Например, перед смертью Товиту было ниспослано пророческое откровение о разрушении Первого храма и Иерусалима, о создании второго храма (не такого, как прежний ср.: Агг.2:3 ; 1Езд.3:12 ) и возвращении народа в Сион, несомненно, что автор ничего не знал ни о самом храме, отреставрированном при Ироде, ни о событиях в Иерусалиме. Возвращение из вавилонского плена сразу же сменяется предсказанием о конце времён. Всё это указывает на начало эллинистической эпохи 32 . В то же время автор никак не намекает на попытки Селевкидов эллинизировать Иудею (с 175 г. до Р. Х.) или на восстание Маккавеев против Антиоха Епифана (165 г. до Р. Х.). Также нет мессианских или эсхатологических идей, которые встречаются в более поздних книгах 33 . Тем не менее, некоторые ученые поддерживают более позднюю дату написания если не всей книги, то, по крайней мере, некоторых ее частей. На II–I в. до Р. Х., как время написания книги, указывают реалии повседневной жизни евреев, в условиях враждебного окружения. Запрет на погребение евреев, бедственное положение самого Товита, возможно, отражают репрессии эпохи маккавеев ( Тов.1:15–20 ). Брачный договор Товии и Сарры содержит нормы брачного права эпохи позднего эллинизма. Общий фон книги передает психологическое состояние напряжения, тревоги, ожидания бедствий, которые были характерны, как для иудеев диаспоры, так и для иудеев в период гонений со стороны языческих правителей 34 . Нет среди учёных также и консенсуса относительно места написания, и почти все регионы древнего мира могут быть кандидатами на это. По одной из версий, автором книги Товита был житель Междуречья 35 , так как история происходит в Ассирии и Персии, а также об этом свидетельствует упоминание «Асмодея»: это имя, вероятно, происходит от имени авестийского демона гнева Аэшма-дэва. Есть также мнения о том, что книга была написана в Израиле или Египте.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Соломон, сын твой, построит дом Мой и дворы Мои, потому что Я избрал его Себе в сына» (1Парал.28:3, 6). Храм Соломона «И отдал Давид Соломону, сыну своему, чертежи притвора и домов его и кладовых его и горниц его... Все сие в письмени от Господа, говорил Давид, как Он вразумил меня на все дела постройки» ( 1Пар.28:11, 19 ). Соломон устроил храм из дорогих материалов ( 3Цар.6–7 гл.) и поставил в нем многие священные изображения ( 3Цар.6:23, 29, 32, 35 ). В день освящения храма «облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар.8:10–11 ). Явился Соломону Господь и сказал: «Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там вовек; и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни». «Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня... то Я истреблю Израиль с лица земли... и храм, который Я освятил имени Моему» ( 3Цар.9:3–7 ). За уклонение иудеев в идолопоклонство ( 2Пар.34:25 ) царь Вавилонский «сжег дом Господень» ( 4Цар.25:9 ). Храм Зоровавеля Так как иудеи после своего отступления от Бога раскаялись и обратились к Нему, то Он пророку Иезекиилю показал размер нового храма, «вид, расположение его» и сказал: «все, что увидишь, возвести дому Израилеву» ( Иез.40:4–49, 41–42 гл., 43 гл.). Иезекиилю были показаны в храме и священные изображения ( Иез.41:17–20, 25 ). Бог возбудил дух Кира, царя Персидского, объявившего: «Бог повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме... Кто есть из вас, из всего народа Его... пусть он идет в Иерусалим... и строит дом Господа Бога Израилева» ( 1Езд.1:1–3 ). Через пророка Аггея Бог говорил: «взойдите на гору и носите дерева и стройте храм; и Я буду благоволить к нему и прославлюсь... и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою... Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего» ( Агг.1:8; 2:7,9 ). «Встал Заровавель, сын Салафииля, и Иисус, сын Иоседека, и начали строить дом Господа в Иерусалиме в присутствии пророков Господних, помогавших им» ( 2Езд.6:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

( 1Езд. 3:10–13 ). Так о чем плакали старики? Неужели только об убранстве, на первых порах, по крайней мере, весьма уступавшем прежнему от времен Соломоновых? Об этом, возможно, тоже, но едва ли только об этом. В новом храме не было святыни для славы Ягве – не было ковчега Завета. А что есть храм без ковчега, а значит, и без прежней славы Ягве, обитавшей над ним, над священным каппорет, не есть ли он без этого как бы ничто?!. Будет ли в этом храме присутствие Божие? Не просто зданием же, хотя и на прежнем месте, наслаждаться! Храм без славы Ягве, без облака Его присутствия, действительно, есть ничто, просто дом, а, как храм, даже и пустой дом. И смешались восклицания радости с воплями плача. И для этого было основание. Но Господь и утешает, и взбадривает через пророка: Но ободрись ныне, Зоровавель..., ободрись весь народ земли Израиля... Чем они должны ободриться? Ягве говорит через пророка: Завет Мой, Который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывают среди вас; не бойтесь! Два повода к ободрению народа. Ковчега Завета в новом храме, действительно, нет, но сам Завет не нарушен и не отменен! Завет Мой, Который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта через Моисея, остается в силе! И будущее этого, восстановленного вами, храма еще явит эту силу! Поэтому – не бойтесь! Это во-первых. А во-вторых, и дух Мой пребывает среди вас. Святые отцы православия усматривали здесь указание на вездесущность Духа Божия. Так св. Василий Великий : «Зане Азъ с вами есмь, глаголет Господь, и Дух Мой настоит посреде вас ( Агг. 2:5–6 ). Каким же должно признавать естество Того, Кто вездесущ и соприсущ с Богом? Всеобъемлющим ли или объемлемым частными местами, каково, по указанию Писания, естество ангельское? Но никто не скажет последнего» О св. Духе, к Амфилохию, гл. 23]. При безусловной вездесущности Духа Божия, которая отмечена в слове пророка, здесь Аггей, однако, не более ли говорит об особом присутствии духа Ягве в Его избранном народе, несмотря на отсутствие ковчега, а, возможно, и самой славы Ягве в Святом Святых храма. А раз дух Ягве пребывает среди народа, значит, сам народ и вмещает в себе Шекину Божию, и есть народ Божий среди прочих народов, в те времена вовсе не бывших жилищем Божиим. Там в идолах и кумирах обитали демоны. Так утешил и ободрил Ягве Свой народ и при отсутствии в храме Зоровавеля Его славы.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава 60 60:1–22 Пророчества Исаии о Божественном спасении получают дальнейшее развитие в рассматриваемой главе. Удивительные слова пророка о славном будущем Иерусалима в наши дни воплотились в образе Иерусалима небесного, а окончательно сбудутся в новом небе и новой земле. 60 Восстань. Слова, с которыми прежде пророк обращался к иудеям, томящимся в плену (51,17; 52,1), теперь адресованы участникам нового завета. светись. Лучи Божественного света пронизывают и наполняют Сион (ср. Лк. 1,78.79 ; Еф. 5,14 ; Откр. 21,11 ). 60 тьма покроет... воссияет Господь. Как и во времена исхода из Египта, Господь дарует Свой свет избранным, в то время как над всей землей простираете тьма ( Исх. 10,23 ). слава Его. См. 4,5; 40,5; Ин. 1,14 ; Откр. 21,11 . 60 придут народы. В 2,3 пророк говорил о народах, приходящих научиться путям Господним; ныне они восходят на Сион поклониться свету Божественной славы. Это пророчество продолжает исполняться в наши дни в каждом человеке, открывшем для себя Бога (2,2–4 и ком.). к восходящему над тобою сиянию. Т.е. ко Христу (42,6; 49,6). 60 Возведи. Эти слова обращены к спасенным верным сынам Израиля, перед которыми открывается величественная картина наступления века Мессии. 60 богатство... придет к тебе. См. Агг. 2,7 ; Зах. 14,14 . Это пророчество начало осуществляться, когда Дарий повелел возвратить иудеям захваченные вавилонянами сосуды иерусалимского храма ( 1Езд. 6,8.9 ). Окончательное исполнение этих слов наступит, когда новый Иерусалим восстанет над вечностью и в нем воцарится Христос ( Евр. 11,39.40; 13,14.15 ). 60 из Мадиама. Населявшие эту пустынную местность племена были известны как торговцы и проводники караванов ( Быт. 37,28.38 ; Суд. 6,5 ). Ефы. Местность в непосредственной близости от Мадиама ( Быт. 25,4 ). из Савы. Страна в юго-западной Аравии. Царица Савская нанесла визит царю Соломону ( 3Цар. 10 ). 60 Кидарские. См. ком. к 21,16.17. Неваиофские. Так называлось одно из измаильтянских племен ( Быт. 25,14 ), известное также под именем Нават.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Храм Соломона, не смотря на монументальную прочность своего сооружения, просуществовал только немного более четырехсот лет. Во время страшных бедствий, постигших народ еврейский со стороны Ассирии и Вавилона, он был разграблен и разрушен до основания. После первого возвращения иудеев из Вавилона под предводительством Зоровавеля начата была постройка нового храма. Новый храм созидался по образу первого, но далеко уступал ему по размерам и по великолепию. Те, кто помнил прежний храм, в этом не узнавали храма (по выражению пророка Аггея, он был пред ними якоже не сущь Агг. 2:4 ). Он так был беден, что в книгах священных не сохранилось описания его. Известно только, что внутренние части храма отделялись между собою завесами, вместо стен и дверей, и в святом святых уже не было кивота завета, а на месте его лежал камень, возвышавшийся от полу на три перста и называвшийся камнем основания. Если судить о постройке его по указу, данному на этот счет Киром, храм имел в высоту и широту шестьдесят локтей ( 1Езд. 6:3 ). Если верить еврейскому преданию, над восточными воротами его, с наружной стороны, было изображение в барельефе города Сузы, сделанное в честь персидских царей. Ворота эти и назывались, потому, сузскими. В таком виде оставался храм еврейский до царствования Ирода великого. Политические расчеты побудили последнего, для примирения с народом еврейским, позаботиться о восстановлении храма в таких размерах и великолепии, которые могли бы напомнить знаменитое царствование Соломона. Чтобы не встревожить общественное мнение народа, вообще недоверчивого к нему, Ирод не прежде стал возобновлять храм, как приготовив, в продолжении двух лет, необходимые материалы для этого. Недостатка в способных рабочих не было. Век его был веком появления в Палестине греческого искусства. Сам же Ирод, до возобновления еврейского храма, успел построить много великолепных зданий в греческом вкусе, между которыми особенною роскошью отличались храмы Августу. Неудивительно, что он успел занять постройкою еврейского храма 10,000 искусных рабочих, присоединив к ним тысячу левитов, нарочито изучивших зодчество, чтобы внутреннейшие постройки производились освященными руками. Возобновление храма вначале шло быстро: святилище было окончено в восемнадцать месяцев; но постройка дворов и галерей, окружавших его, продолжалась восемь лет; а работы внешние по отделе горы, и проч., тянулись до сорока шести лет ( Ин. 2:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отсчет начинается с выхода повеления о восстановлении Иерусалима (Ездра). После плена царь Кир разрешил восстановить только Храм (восстановление Иерусалима произошло спустя несколько десятилетий после восстановления Храма – 1 марта 445 до Рождества Христова ( 1Езд. 7, 11–26 ). Седмина – это семь лет. В Ветхом Завете год имел продолжительность 360 дней, а месяц 30 дней. Длительность года изменилась в результате космических катастроф во времена пророка Исаии (тень отодвинулась на десять ступеней назад) и позже. Прибавляем 69 седмин – и получается 30 или 27 год по Рождестве Христовом, 1 марта. Распятие предсказано точно. Город и святилище будут разрушены вождем – Титом. Последняя седмина разделяется на две части: власть Христа и власть Антихриста. «И потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф» ( Агг. 2, 7 ). Христос очищает от грехов. Он прекращает действие великого преступления (первородный грех). Беззакония сделаны беззаконниками – язычниками. Будет дано вечное оправдание и на Нем закончатся пророчества Ветхого Завета. Христос – Пророк. О том, что Он будет пророком, говорит Второзаконие: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» ( Втор. 18, 18–19 ). Пророк, как Моисей, то есть Пророк, заключающий Завет. Мессия совершит много чудес. «Скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки» ( Ис. 35, 4–6 ); «На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего» ( Ос. 11, 1 ). Здесь речь идет об Израиле как усыновленном чаде Божием. Евангелист Матфей относит эти слова к бегству в Египет и возвращению. Мессия воспринимается Евангелистом как Вождь Израиля (вывел еврев из плена). Израиль и назван Сыном, потому что был руководим Сыном Божьим. «Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» ( Иер. 31, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010