180 Катафатическая теология (от греч. – утвердительный) допускает описание Бога посредством позитивных утверждений, атрибутов и обозначений, употребление которых по причине трансцендентности Бога мыслятся неизбежно метафорически. В силу так называемой аналогии бытия такой метод признается оправданным. Обычно в теологии апофатика и катафатика дополняют друг друга. 181 Апофатическая теология (от греч. – отрицательный) стремится выразить абсолютную трансцендентность Бога путем последовательного отрицания всех Его атрибутов и обозначений, устраняя одно за другим представления и понятия о Боге, как неадекватные Ему. Апофатическая теология была разработана святым Дионисием Ареопагитом . 191 Святому Герасиму Иорданскому († 475), подвизавшемуся в монастыре в пустыне Иорданской, служил лев, которому этот пустынник исцелил больную лапу. Память 4 (17) марта; суббота сырная. 194 Святитель Савва I – предстоятель и первый Архиепископ Сербской Автокефальной Церкви, которая до этого представляла собой епархию Константинопольского патриархата. Скончался в Болгарии 12 января 1237 г. Вскоре мощи его были перенесены в Сербию. В 1595 г. святые мощи архиепископа Саввы были сожжены турками. Память 12 (25) января и 30 августа (12 сентября). 195 Неемия – выдающийся религиозный и государственный деятель, которому Иудея во многом обязана своим возрождением. Вместе с Ездрой занимался благоустроенней своего народа, возвышал его нравственно-религиозное состояние, восстанавливал разрушенные после вавилонского плена стены Иерусалима и храм (Неем., гл.2,3,4,6). Строгими и мудрыми мерами он освободил евреев от всего чужеземного и восстановил порядок в священнослужении. Ездра ( 1Езд.7:1 ) – потомок первосвященника Хелкии, жившего во дни царя Иосии; происходил из рода Ларонова, был благочестивым и ученым ( 1Езд.7:6 ) священником, жившим в Вавилоне при царе Артаксерксе Лонгимане ( 1Езд.7:7 ). Участвовал в освящении восстановленной стены Иерусалимской ( Неем.12:26–36 ). 196 Леонид I – царь древнегреческого города-государства Спарта (491–480 до Р.Х.), защищав-ший с 6.000 воинов Фермопильский проход при наступлении персов. Погиб в битве.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Таким образом, по пророчеству Даниила, для народа иудейского и для святого града определено было семьдесят семилетий, или, по-славянски, седмин, т.е. 490 лет (70 X 7=490), пока не придет Святый святых. Началом этих седмин послужит издание указа касательно возобновления Иерусалима и храма, окончанием – новое разорение того и другого. По порядку событий эти седмины расположатся следующим образом: в продолжении первых семи седмин, т.е. 49-ти лет (7 X 7=49) будут возобновлены Иерусалим и храм, посреди весьма тесных обстоятельств, после следующих затем шестидесяти двух седмин, т.е. 434-х лет (62 X 7=434), будет предан смерти Христос, и предан не ради Себя; в течении последней седмины, в 7-м лет, будет утверждена для многих новый завет и в половине этой седмины, т.е. чрез три с половиной года (7 : 2=37), прекратятся жертвоприношения, и в святилище будет мерзость запустения. Затём придет народ, управляемый вождем, разорит святой град и храм и предадутся они на опустение даже до скончания времени. Что пророчество сие относится к Мессии, – это со всею явностью видно из тех наименований и действий, которые в нем усвояются предсказываемому лицу. Таковы – из названий: Святый святых, Царь – Мессия (по-славянски – Христос – Старейшина), из действий: совершенное заглаждение грехов, приведение вечной правды, установление нового завета и многое другое; все это может быть усвоено одному только Мессии, так что и сами иудеи видят в приведенных словах у Даниила указание на Мессию (в их Талмуде). Но иудеи стараются отвергнуть исполнение Даниилова пророчества именно на Христе Иисусе, толкуя, будто у Даниила надобно разуметь седмины семилетий, из которых каждая заключалась годом юбилейным и содержала в себе по 49 лет, или даже – седмины столетий 166 . Итак, особенно важно проследить исполнение пророчества Даниила на Иисусе Христе. Предел, с которого должно начинать счисление седмин, в пророчестве обозначен словами: с того времени, как выйдет дозволение о восстановлении Иерусалима. Указов, данных после пророчества Даниилова царями персидскими в пользу иудеев, было четыре: 1) указ Кира ( 1Езд. 6:3 ); 2) указ Дария Истаспа ( 1Езд. 6:1 ); 3) указ Артаксеркса Лонгимана на имя Ездры ( 1Езд. 7:12 и далее), и 4) указ того же Лонгимана на имя Неемии ( Неем. 2:6 и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

При этом высказываемая пророком (ст. 10, 11) мысль о зависимости плодородия или бесплодия земли и успеха или неудачи человеческого труда – мысль, бесспорно, библейская (ср. Втор 28.22–23 ), имеет опору в библейском учении о Промысле Божием, а потому будет равно справедливою, относить ли содержание рассматриваемых стихов к прошедшему или будущему, как делают, напр., блаж. Иероним и блаж. Феодорит. Последний передает содержание рассматриваемых стихов таким перифразом: «Как вы нерадите о служении Мне, и много прилагаете забот о своих домах; так и я воспрещу облакам орошать землю и земле повелю стать бесплодною, карательную же силу, как некий меч, обращу не на плоды только земные, но и на возделывающих землю людей, с ними понесет наказание и скот их, созданный ими на служение. Бог всяческих угрожает соделать это за нерадение о доме Божием, не потому, что имеет в нем нужду (Творец всех вещей не имеет нужды и в небе, создал же все по единому человеколюбию); но о них самих радея, о спасении их промышляя повелевает, чтобы создан был храм, чтобы они, во храме исполняя закон, и извлекали из сего пользу, и совершали законное богослужение, пока, по слову апостола, не придет Наследник» ( Рим 8.17 ) (с. 60). Агг.1:12 .  И послушались Зоровавель, сын Салафиилев, и Иисус, сын Иоседеков, и весь прочий народ гласа Господа Бога своего и слов Аггея пророка, как посланного Господом Богом их, и народ убоялся Господа. Агг.1:13 .  Тогда Аггей, вестник Господень, посланный от Господа, сказал к народу: Я с вами! говорит Господь. Агг.1:14 .  И возбудил Господь дух Зоровавеля, сына Салафиилева, правителя Иудеи, и дух Иисуса, сына Иоседекова, великого иерея, и дух всего остатка народа, и они пришли, и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего, Агг.1:15 .  в двадцать четвертый день шестого месяца, во второй год царя Дария. Простая и безыскусственная, но сильная и убедительная речь пророка произвела желательное действие не только на Зоровавеля и Иисуса, но и на всю народную массу: под названием: «весь прочий народ», евр.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Новое царство Ассирийское было разрушено Набопалассаром, царем Вавилонским, и Киаксаром, царем Мидийским, которые совершенно разрушили Ниневию, как было предсказано пророками: «И прострет Он руку Свою на север, и уничтожит Ассура, и обратят Ниневию в развалины, в место сухое, как пустыня... Вот чем будет город торжествующий, живущий беспечно, говорящий в сердце своем: «Я, и нет иного кроме меня», как он стал развалиною, логовищем для зверей! Всякий, проходя мимо его, посвищет, и махнет рукою» ( Соф.2:13–14 ; см. также кн. пророка Наума). За разрушенной Вавилонской монархией следовала Мидо-Персидская, а за этой Греческая. Сузы , престольный город царей Персидских до Александра Великого. В этом городе и на реке Улае, протекающей чрез него, Даниил имел таинственное видение о монархиях Мидо-Персидской и Греческой ( Дан.8 ). В Сузах происходила известная история Есфири ( Есф.2, 3 и д.); здесь же Неемия получил дозволение восстановить Иерусалим ( Неем.1:1 ). Елимаис , город Персии, славившийся богатством. Антиох Епифан, узнав, что в храме этого города были золотые покровы, брони и оружия, которые там оставил Александр Великий, старался взять этот город, но не мог, потому что намерение его стало известно жителям; они поднялись на него войною, и он обратился в бегство ( 1Мак.6:1–14 ). Агава , область в Ассирии и река того же имени ( 1Езд.8:15, 21, 30 ). Здесь священник Ездра собрал более 1700 Иудеев и отправился с ними в отечество. Во 2 кн. Ездры река Агава названа Феран ( 2Езд.8:41, 60 ). Кроме того, Ездра упоминает о местности, находившейся в Ассирии и носившей название: Касифья , куда он посылал за левитами, которых он отвел в Иудею ( 1Езд.8:18 ). Кута и Сепарваим . Жителей Ассирийской области Куты и города Сепарваима Асардан, царь Ассирийский, перевел в землю Израильскую; они слились с остатками Израильского населения и образовали одно племя Самарян ( 1Езд.4:2 ; 4Цар.17:24–30 ). Кир. В эту Ассирийскую область Феглаффеллассар переселил жителей Дамаска ( 4Цар.16:9–10 ). § 42. Идумея и другие страны на юг от Палестины

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

7–10 образуют одно стройное целое; и как и в этом отделении по местам писатель говорит об Ездре в 1-м лице; то значит писатель всего отделения – сам Ездра. – Против этого заключения возражают что, во-первых, 11-й ст. этого целого отделения и во всей заключительной главе (10) писатель говорит об Ездре в третьем лице, и, следовательно, не Ездра, а Ездра писатель только того небольшого отделения, где он говорит о себе в первом лице. Но это возражение, очевидно, слабое. Странно представить, что из целого большого отделения, имеющего строгое единство, как одно стройное целое, середина писана одним лицом Ездрою, а начало и конец – другим, неизвестным. – Причина, подавшая повод к такому заключению, именно, что в начале и конце писатель говорит об Ездре в третьем лице, – сама по себе вовсе не требует такого ошибочного заключения. – Употребление самим писателем формы третьего лица, когда он говорит о себе самом, точно также ничего не доказывает против мнения об Ездре, как писателе всего этого отделения, – как употребление и второго лица, когда это нужно по ходу речи, – и как это есть в рассматриваемом отделении ( 1Езд.7:12–26 ). – Это обычная манера у священных повествователей говорить о себе и в первом, и во втором, и в третьем лице, когда того требует ход речи и – наглядность, непосредственность, так сказать, изображена известных событий. Посмотрите, напр., в книгах Моисея; там часто писатель говорит о себе и в первом, и во втором, и в третьем лице, и, однако же, из этого никак не следует, чтобы Моисей не был писателем всего Пятикнижия, или, чтобы оно было интерполировано позднейшею рукою. У пророков это встречается ещё чаще, и кто же стал бы утверждать, что эти пророчества пополнены позднейшим писателем? – Если, далее, возражают против утверждаемого нами мнения, что писатель в первых 11 ст. рассматриваемого отделения сообщает родословную Ездры ( 1Езд.7:1–5 ) и восхваляет его, называя искусным в законе Моисеевом, который Бог даровал Израилю, – да взыщет закона Господня и да творит и учит во Израили повелением Господним и судьбам ( 1Езд.7:6,10 ) и пр., каковые похвалы себе не уместны, если бы Ездра был писателем этого места, что и показывает, будто, что он писатель не всего этого отделения: то и это возражение, очевидно, не имеет силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/i...

Указание на это и можно видеть в приведенных словах пророка. Особенно же здесь можно разуметь вошедшие в пословицу богатства Лидийского царя Креза, которые, по свидетельству Ксенофонта (Cyrop. VII, р. 503, 515, 540), были добровольно выданы Киру, как победителю, а по Иерониму (1:84) были насильно разграблены Киром. 6–7 ст. Пророк разъясняет, с какими целями Господь будет посылать Киру все указанные милости. а) Первая цель – чтобы он, Кир, чтивший прежде идолов, из этих милостей Божиих познал Единого Бога, Который устами Своего пророка предсказал имя его за много лет до рождения: да увеси, яко Аз Господь Бог твой прозывая (т. е. называющий тебя по имени) имя Твое Бог Израилев (3 b ст.). Чрез пр. Исаию Бог, нарицающий несущая яко сущая ( Рим. 4:17 ; Быт. 17:5 ), назвал Кира по имени приблизительно за 150 лет до его рождения. Настоящее пророчество о нем произнесено после 14 года Езекии, царя иудейского ( Ис. 39:6–8 , ср. Ис. 36:1 и 38:6), т. е. после 714 г. до Р. Хр., а Кир родился в 560 г. до Р. Хр. Это пророчество, по свидетельству Иосифа Флавия (Иуд. древности, 11 гл.), было показано иудеями Киру и исполнило душу его благоговением к Иегове и благожелательностью к народу иудейскому. Выражением этого служит указ Кира об освобождении народа иудейского из плена и о построении в Иерусалиме храма Богу Израилеву ( 1Езд. 1:1–4 ). б) Вторая цель милостей Божиих к Киру – есть облегчение участи пленных иудеев. «Я назову тебя по имени (подраз. – прежде твоего рождения) и возлюблю (прииму, подраз. – в Свою любовь) тебя ради раба Моего Иакова и возлюбленного (избранного, κλεκτο) Моего Израиля» (4 ст.). В таком именно смысле понимал это пророчество о себе и сам Кир. В указе своем о даровании иудеям свободы от плена Кир выразил ту мысль, что Бог Небесный отдал ему все царства земные с тою целью, чтобы он, пользуясь этою властью, дал свободу народу еврейскому и построил в Иерусалиме храм Богу, Своему покровителю ( 1Езд. 1:2–3 ). И действительно, если бы Кир не обладал такою властью, то как бы он мог дать свободу евреям? – Но, подчинив своей власти могущественную вавилонскую монархию, в состав которой к тому времени входило и древнее ассирийское царство, он получил таким образом власть как над израильтянами, отведенными в плен ассириянами, так и над иудеями, отведенными в плен вавилонянами, – и эту власть употребил, по внушению Божию (воздвиже Бог дух Кира царя перскаго – 1Езд. 1:1 ), на благо народа иудейского (повеле проповедати и проч., – там же, 2–4 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Агг.1:11 . И наведу меч на землю, и на горы, и на пшеницу, и на елей, и на вся, елика износит земля: и на человека, и на скоты, и на вся труды рук их. Как вы не радите о служении Мне, и много прилагаете забот о своих домах; так и Я воспрещу облакам орошать землю, и земле повелю стать бесплодною; карательную же силу, как некий меч, обращу не на плоды только земные, но и на возделывающих землю людей; с ними понесет наказание и скот их, созданный им на служение. Бог всяческих угрожает соделать это за нерадение о доме Божием, не потому что имеет в нем нужду (Творец всех вещей не имеет нужды и в небе, создал же все по единому человеколюбию); но о них самих радея, о спасении их промышляя, повелевает, чтобы создан был храм, чтобы они, во храме исполняя закон, и извлекали из сего пользу, и совершали законное богослужение, пока, по слову Апостола, не придет Наследник ( Рим. 8, 17 ). Ибо, по вочеловечении нашего Спасителя, с явлением нового завета, приял конец завет ветхий, и «закон пестун» ( Гал. 2, 2 ), указав нам премудрого Учителя, уступил Ему место; потому что состоявшие под его пестунством не стали уже иметь нужду в первоначальном его водительстве. Но возвратимся к следующему по порядку в сем пророчестве. Зоровавель, первосвященник Иисус и пасомый ими народ, выслушав сии угрозы, исполнились страха, и повиновались изреченному Пророком. Человеколюбивый же Владыка, увидев их благопокорность, немедленно взывает чрез Пророка: Агг.1:13 . Аз есмь с вами, глаголет Господь. Не теряйте мужества, потому что Я – ваш содейственник и помощник. Агг.1:14 . И воздвиже Господь дух Зоровавеля Салафиилева от колена Иудова, и дух Иисуса Иоседекова иерея великаго, и дух прочиих всех людей: и внидоша и творяху дела в храме Господа Вседержителя Бога своего . Глава 2 Агг.2:1 . В двадесять четвертый день месяца шестаго. Из сего ясно дознаем, что, решившись на доброе, вскоре получаем Божию помощь. Ибо и они, склонившись на лучшее, воспользовались Божиим соизволением, и Божественная благодать соделала их ревностнейшими, и «в двадесять четвертый день месяца» положили начало храмозданию, выслушав пророчество в новомесячие. Потом Владыка в седьмой месяц снова повелевает Пророку передать им следующие слова:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

1 . Пророчества ветхозаветных пророков о пришествии Мессии исполнились и служат уверением евангельской проповеди. 2 . О времени пришествия Мессии указал, умирая в Египте, Иаков, призвав сыновей своих и сказав: Соберитеся, да возвещу вам, что срящет вас в последняя дни. Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, Дóндеже приидут отложеная ему, и Той чаяние языков ( Быт.49:1, 10 ). Мессия придет, когда прекратятся цари из колена Иудина. А Ирод был первым царем из иноплеменников – идумеянин, и пришествие Мессии ожидалось всеми иудеями со времени воцарения Ирода. И Христос родился, действительно, в царствование Ирода. 3 . Также о времени богоявления возвестил Даниилу посланный от Бога Архангел Гавриил: И увеси и уразумееши, от исхода словесе, еже отвещати и еже соградити Иерусалим, даже во Христа Старейшины седмин седмь и седмин шестьдесят две: и возвратится, и соградится стогна и забрала... И по седминах шестидесяти двух потребится Помазание (евр. – Мессия), и суд не будет в Нем: град же и святое разсыплется со старейшиною грядущим, и потребятся аки в потопе... И утвердит завет мнозем седмина едина: в пол же седмины отъимется жертва и возлияние... ( Дан.9:2527 ). 4 . Седмица – шабуа – семилетие. Был указ Кира ( 2Пар.36:23 ; 1Езд.1:24; 6:35 ), второй указ Дария Гистаспа ( 1Езд.6:7 ), третий указ для Ездры Артаксеркса Долгорукого ( 1Езд.7:18 ) на седьмом его году, а это по канону царей был 296 г. от основания Рима, или 458 г. до Р. X., а 69 седмин или 483 года до Христа Владыки от основания Рима в 779 г. 5 . И крещение Иисуса Христа во Иордане – явление народу было в пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря, как объявлено Архангелом Гавриилом. Смерть Христова упразднила ветхозаветное богослужение: и жертву, и приношение. Проповедь Евангелия язычникам, и новый завет, и летоисчисление – от Рождества Христова. 6 . Итак, Сам Господь дает вам знамение: Се, Дева во чреве зачнет и родит Сына, и наречеши имя Ему Еммануил ( Ис.7:14 ). 7 . И ты, Вифлееме, доме Евфрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных; из тебе бо мне изыдет Старейшина, еже быти в князя во Израили, исходи же Его из начала от дний века ( Мих.5:2 ), – говорит пророк о месте рождения Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Аннотация «Пророческие сотницы» – это избранные места из ветхозаветных книг. Несмотря на свою древность, они как никогда актуальны. Пророчества помогают глубже понять веру, утвердиться в существовании Бога и почувствовать всю значимость событий Нового Завета для жизни православного христианина. Мессианская сотница 1. Пророчества ветхозаветных пророков о пришествии Мессии исполнились и служат уверением евангельской проповеди . 2. О времени пришествия Мессии указал, умирая в Египте, Иаков, призвав сыновей своих и сказав: Соберитеся, да возвещу вам, что срящет вас в последния дни... Не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложеная ему, и Той чаяние языков ( Быт. 49, 1, 10 ). Мессия придет, когда прекратятся цари из колена Иудина. А Ирод был первым царем из иноплеменников – идумеянин, и пришествие Мессии ожидалось всеми иудеями со времени воцарения Ирода. И Христос родился, действительно, в царствование Ирода. 3. Также о времени богоявления возвестил Даниилу посланный от Бога Архангел Гавриил: И увеси и уразумееши от исхода словесе, еже отвещати и еже соградити Иерусалим, даже до Христа Старейшины седмин седмь и седмин шестьдесят две: и возвратится, и соградится стогна и забрала... И по седминах шестидесяти двух потребится Помазание (евр. – Мессия), и суд не будет в Нем: град же и святое разсыплется со старейшиною грядущим, и потребятся аки в потопе... И утвердит завет мнозем седмина едина: в пол же седмины отимется жертва и возлияние... ( Дан. 9, 25–27 ). 4. Седмица – шабуа – семилетие. Был указ Кира ( 2Пар. 36, 23 ; 1Езд. 1, 2–4; 6, 3–5 ), второй указ Дария Гистаспа ( 1Езд. 6, 7 ), третий указ для Ездры Артаксеркса Долгорукого ( 1Езд. 7, 18 ) на седьмом его году, а это по канону царей был 296 год от основания Рима или 458 год до Рождества Христова, а 69 седмин или 483 года до Христа Владыки от основания Рима в 779 году. 5. И Крещение Иисуса Христа во Иордане – явление народу – было в пятнадцатый год правления Тиверия Кесаря, как объявлено Архангелом Гавриилом. Смерть Христова упразднила ветхозаветное богослужение: и жертву, и приношение. Проповедь Евангелия язычникам, и Новый Завет , и летоисчисление – от Рождества Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

-Ред.], Варсава­Иосиф: Деян. 1, 23 ), gentilicium [по роду] (Искариот) [Глубоковский не совсем точен: прозвище «Искариот» обычно считают указанием на место рождения, «из Кериофа», и Гримм приводит этот пример именно в данном смысле, «bezeichnet den Ort der Herkunft» (S. 727). -Ред.], либо в смысле прозвища для обозначения какого-нибудь свойства или качества известного лица (Иосиф Варнава: Деян. 4, 36 ). Но, во-первых, это не совсем верно, что видно из примеров: Гедеон­Иероваал ( Суд. 7, 1 ), 0зия­Азария ( 4Цар. 14, 21 ; ср. 2Пар. 26, 1 ) и сыновья Маттафии, Иоанн­Гаддис, Симон­Фасси, Иуда­Маккавей, Елеазар­Аваран, Иоанафан­Апфус ( 1Мак. 2, 2–5 ). Во-вторых, обстоятельства рождения первого евангелиста легко могли повести к тому, что он всегда был и Левий и Матфей. По более вероятному мнению, идущему от блж. Иеронима (De nominibus hebraicis, PL 23, 842), в основе имени Μαθθαος лежит корень [давать] и само оно через посредство происходит от формы (употребляющейся в талмуде Sanhedrin, 43а для одного из учеников Иисуса), которая есть сокращение [Мафнай] ( 1Езд. 10, 33, 37 ; Неем. 12, 19 ; в Септуагинте Ματθανα, Ματθανα, Ματθαν) и ­­ либо [Матфания] ( 1Езд. 10, 26, 27, 30, 37 ; Неем. 11, 17, 22; 12, 8, 25; 13, 13 ; 4Цар. 24, 17 ; 1Пар. 9, 15; 25, 4, 16 ; 2Пар. 20, 14; 29, 13 ; в Септуагинте Ματθανα, Ματθανα, Μαθαθ и др.), либо (Gesenius Н. F. W. Thesaurus philologicus criticus linguae Hebraeae et Chaldaeae Veteris Testamenti. T. 2. Fasc. 2. Lipsiae, 1840. S. 929; Fürst J. Hebräisches und chaldäisches Handwörterbuch über das Alte Testament. Bd. 1. Leipzig, 1857. S. 806, s. h. v.) [Маттифия, Маттафия] ( 1Езд. 10, 43 ; Неем. 8, 4 ; 1Пар. 9, 31; 16, 5; 15, 18, 21; 25, 3, 21 ; в Септуагинте Ματθανας, Ματθαθας, Ματθανα). Но что бы ни было признано справедливым, значение везде одно и то же: «дар Божий», Θεδωρος, Θεοδρητος. Евреи любили выражать особенности в рождении своих детей какими-нибудь соответствующими прозваниями – вроде того как Иуда именуется еще Λεββαος ­ («сердце мое») и Θαδδαος ­ («прелести мои» [арамейское слово буквально означает «сосок груди».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010