Агг.2:4—6. И ныне укрепляйся, Зоровавелю, глаголет Господь, укрепляйся Иисусе сыне Иоседеков, иерею великий, и да укрепляются вси людие земли, глаголет Господь [Вседержитель], и творите, зане аз с вами есмь, глаголет Господь Вседержитель: слово еже завещах... внегда исходити вам от Египта, и Дух мой настоит посреде вас: дерзайте    Не дозволяет предаваться беззаботности и подвергаться страхам до бездеятельности, напротив того, возбуждает их к трудолюбию и вызывает у них сильное рвение. А вместе с тем приготовляет их к вере и делает твердыми, говоря, что им надо дерзать, и обещает еще большее этого и вожделеннейшее — быть с ними. А каким это образом, присоединил, говоря: «Дух мой настоит посреде вас, дерзайте».    Едва ли кто, обладающий здравым смыслом и твердым умом, усомнится в том, что благородно трудящимся на созидание божественного храма, то есть церкви, Бог дарует силу и сообщит дерзновение, потому что будет соприсутствовать чрез Духа Святого, и у них успешно совершится все то, посредством чего они смогут явить свою собственную жизнь великолепным и преславным храмом. Так и Господь святым апостолам, долженствующим созидать Церковь и уверовавших собирать в святой храм, почел необходимым сказать, что «се Аз с вами есмь» (Мф. 28:20). А что Он снова должен был быть с ними чрез Духа, это Сам Он ясно открывает, то говоря: «не оставлю вас сиры, прииду к вам» (Ин. 14:18), то поставляя на вид образ отшествия, когда говорит опять: «уне есть вам, аще Аз отиду: аще бо Аз не отиду, утешитель не приидет к вам: аще ли же иду, послю его к вам» (Ин. 16:7). Итак, пребывает со строящими Ему (храм), но удаляется и совсем отделяется от отрекающихся от Него, каковыми могут быть также и те, кто по внушению Вельзевула «речет анафема Иисуса» (1Кор. 12:3), кои развращают все правое и вливают погибельный яд в души простецов. Агг.2:5—8. Зане сице глаголет Господь Вседержитель: еще единою аз потрясу небом и землею, и морем и сушею, сотрясу вся языки, и приидут избранная всех язык, и исполню дом сей славы, глаголет Господь Вседержитель.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3520...

Иер.12:10 . «Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой; любимый участок Мой сделали пустой степью». Объяснение. Из связи речи видно, что здесь опять-таки говорится о пастырях ветхозаветных и книжниках и фарисеях, которые отвратили людей от веры во Христа. К новозаветному священству относить эти слова нельзя и потому, что во времена пророка Иеремии его ещё не существовало. В лице православных пастырей, по действию Святого Духа: Деян.20:28 , в течение веков происходило и сохраняется до нашего времени преемственное апостольское рукоположение, причём главой и первосвященником православных пастырей всегда был и есть Господь Христос: 1Пет.5:4 ; Евр.7:26 . Как горящее пламя передаётся от одной свечи к другой, не оскудевая, так переходит и сохраняется благодать священства: 2Тим.1:6 . Иер.50:6 . «Народ Мой был как погибшие овцы; пастыри их совратили их с пути; разогнали их по горам; скитались они с горы на холм, забыли ложе своё». Объяснение. Здесь, как и в предыдущих местах, пророк говорит о ветхозаветных пастырях, которые отпали от Бога и ходили вслед тех, которые не помогают: Иер.2:8 ; сделались бессмысленными и не искали Господа: Иер.10:21 , но тем не менее и в ветхозаветной Церкви пастыри никогда все не могли отступать от истинной веры: Агг.2:11 ; Мал.2:7 , к тому же и недостойных пастырей слушаться повелено: Мф.23:3 . Господь Иисус Христос предвидел, что новозаветные пастыри все заблудиться не могут: Еф.4:11–14 ; Мф.16:18 . Иез.22:26 . «Священники её нарушают закон Мой и оскверняют святыни Мои, не отделяют святого от несвятого и не указывают различия между чистым и нечистым, и от суббот Моих они закрыли глаза свои, и Я уничижен у них». Объяснение. Слова «не отделяют святого от несвятого» могут быть применимы разве только к современным иконоборцам, не различающим священных изображений от идолов и кумиров: 2Кор.6:16 . Если и в ветхозаветной Церкви пастыри никогда все не могли отступать от истинной веры: Агг.2:11 ; Мал.2:7 , то о новозаветных пастырях Самим Господом сказано, что Он (Господь) пробудет с ними до скончания века: Мф.28:20 , и что Церковь новозаветную «и врата ада не одолеют»: Мф.16:17–18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

М. Евреинова, Филарет освящал здесь храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы и по освящения сказал слово, очень сходное с словом, которое значится произнесенным в 1841 году по освящении храма св. Николая, в Перервинском монастыре. 1163 Слово сказано на текст: и исполню храм сей славы ( Агг.2:8–10 ), и потому начинается так: «сие сказал от имени Божия пророк Аггей, когда храм Иерусалимский, разрушенный вавилонянами, вновь созидаем был иудеями, после пленения вавилонского. Пророк предвещал им славу храма, как поощрение и награду их подвига в созидании оного. И здесь видим храм, давно некогда созданный, а ныне воссозданный и освящаемый, только не после разрушения от враждебной руки, но после обветшания по времени», и т.д. 1164 В соответствие тому в проповеди предлагается учение о славе храма христианского и наставление о том, чтобы как создатели, так и посетители храма были достойны исполнения на нем изречения пророка Аггея же: велия будете слава храма сего, последняя паче первая ( Агг.2:10 ). 1165 Затем 5 августа святитель вития говорил в Коломне же другую проповедь «в неделю дванадесятую», на текст: сказую же вам, братие, благовествование, еже благовестих вам и т.д. ( 1Кор.15:1–2 ), причем излагает учение о сущности предмета сего благовествования – о спасении и, кроме раньше указанной нами, 1166 похвалы благочестью жителей Коломны, дает им и предостережение от людей, приносящих к ним нечто противоположное сему благовествованию, – от лжесловесников, особенно же от раскольников, которых и в Коломне и около Коломны было много. 1167 А в заключение проповеди потому говорит: «Верные и познавшие истину братия! В глазах наших один из признаков последних времен: тем паче бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся, вооружаясь, впрочем, против разномыслящих и не враждою, но молитвою и любовью: вся вам любовью да бывают ( 1Кор.16:13–14 ) Аминь». 1168 С любовью и Филарета как встретили, так и проводили жители Коломны, особенно же удостоившиеся его посещения сродники его по плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

XVII в. (ГТГ); в росписях ц. Воскресения Христова в Ростове, ок. 1675 г.,- с благословляющей десницей; на паперти Троицкого собора Ипатиева мон-ря , 1684 г. (артель костромичей Г. Никитина , С. Савина); на иконе «Спас Вседержитель» Г. Никитина (?), ок. 1680 г. (алтарь ц. Воскресения на Дебре в Костроме),- в молении Иисусу Христу, со скрещенными на груди руками, вместе с вмч. Феодором Стратилатом; на юж. двери иконостаса ц. Воскресения в Кадашах в Москве, выполненной в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVII в. иконописцем Оружейной палаты П. Ф. Билиндиным (в наст. время в музее-усадьбе Останкино в Москве), с надписью: «Агг[е]лъ хранитель с[вя]т[о]го жертвенника»; на прориси с образа XVII в. из Сийского иконописного подлинника - в правой руке А.-х., обнимающего древо креста, трость и копие, вверху в медальоне - оплечный образ Христа Эммануила, внизу подпись: «Агг[е]ль Хр[и]стов, живот мои соблюдаи во страсъ Х[рист]а Б[о]га н[а]шего» ( Кондаков. Ил. 72). Изображения А.-х. с деяниями имеются: на костромской иконе 40-х гг. XVII в. (КИАМЗ); на иконе ок. 1670 г. мастера Оружейной палаты (ГТГ) с 4 сюжетами: покаяние праведника перед смертью, смерть благочестивого христианина, трапеза праведника, пир грешника; на иконе Федора Рожнова 1696 г. (ГТГ), происходящей из Патриаршей ризницы, с 2 сюжетами; на иконе «Ангел хранит спящего человека» кон. XVII - нач. XVIII в. (ЦМиАР); на прориси с образа нач. XVIII в. из Сийского иконописного подлинника; на прориси с иконы кон. XVIII в. из собрания Г. Д. Филимонова ( Кондаков. Ил. 70, 71). На иконе нач. XVIII в. (ЦМиАР) А.-х. изображен на облаке, с крестом в правой и огненным мечом в левой руке, вверху представлено поклонение А.-х., держащего развернутый свиток, Иисусу Христу; внизу слева - молитва благочестивого христианина перед сном, А.-х. записывает на свитке его деяния; справа - А.-х. с крестом и мечом охраняет человека, осеняющего себя перед сном крестным знамением, рядом надпись из Пс 33. 8. Редким памятником является икона «Ангел-хранитель с 12 клеймами деяний» сер.

http://pravenc.ru/text/115106.html

81 . Шкаровский М.В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви ХХ века. – СПб.: НЕСТОР, 1999. 82 . Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. – М.: Вече, Лепта, 2010. 83 . Эзрин Г.И. Государство и религия. Религиозные организации и политическая структура общества. – М.: Политиздат, 1974. 84 . Ярославский Ем. Мысли Ленина о религии. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. – Москва-Ленинград: Государственное издательство, 1925. Приложение Таблица 1 Об учившихся в духовных учебных заведениях (Ведомость [размерность – чел.] Дата Учащихся в академиях (всего), в т.ч. [выборочно] – казеннокоштных – пользующихся пособием Учащихся в семинариях (всего), в т.ч. [выборочно] – казеннокоштных – пользующихся пособием Учащихся в училищах (всего), в т.ч. [выборочно] – пользующихся пособием Итого учащихся, в т.ч. – казеннокоштных – пользующихся пособием Доля казеннокоштных учащихся, % Доля учащихся, пользующихся пособием, % Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 2). и 3). 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1888–89 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1890–91 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1892–93 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1894–95 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 О1896–97 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 3). Ошибка в сумме до 15% 4). За 1902 г. в семинариях в число казеннокоштных взята сумма казенно- и полуказеннокоштных

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/evolyu...

Агг.1:3–4 . И было слово Господне через Аггея пророка: а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении? И было слово Божие в руке Аггея пророка, говорящее: «Разве время обитать вам в домах с потолками, а этот дом [Мой] пуст» или как перевели LXX: [обитать в домах] со сводами ( καλοστ μος). Это видение подается Аггею в тот же день, как и прежнее. Так как деяния пророка преуспевают, то увеличиваются и дарования пророчества, и после краткого молчания на слова народа: Еще не настало время устроить храм Господа, ответ от Господа подается как бы после размышления, и говорится к ним: «Итак не время жить вам в домах, расположенных внизу по долине, когда дом Мой на горе опустошен?» Или, как имеется в еврейском тексте: чтобы вы обитали в домах с [сводчатыми] потолками, т. е. в домах, украшенных и благоустроенных, и предназначенных не столько для удовлетворения нужд, сколько для роскоши, в то время как Мое жилище, в котором было святое святых, херувимы и столь предложения хлебов, поливается дождями, загрязняется от недостатка [присмотра] и подвергается действию палящих лучей солнца. Затем в таинственном смысле [нужно понимать так]: всякое время, когда мы избираем жилищем долину, или рабски отдаемся удовольствиям, есть время бесполезное. Посему и стоики, поставлявшие для себя задачею определять значение отдельных слов, говорили, что время назначено для исправления или действования, что более ясно обозначается по-гречески словами: χρκον ε ναι κατορθ σεος. Действительно, всякое время, когда мы служим не добродетелям, а порокам, погибает понапрасну и, как будто его не было, сводится ни к чему. Итак, если кто из нас или обитает в долине, или устрояет дом свой в удовольствии или мирской роскоши, то такой не созидает дома Божия, и Господь не имеет места в нем, где мог бы приклонить главу Свою; а так как таковой устрояет дом для лисиц, то и оказывается пустынным жилище, бывшее некогда [жилищем] Божиим. Агг.1:5 . Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Первый из этих взглядов проведен уже у LXX-mu: ξει τ κλεκτ πντων των θνν, а также в переводе латинском – древне-италийском: venient omnia electa gentium; слав.: «приидут избранная всех языков». Оба рассматриваемые понимания равно допустимы, так как оба они имеют для себя аналогии, напр., в изображении у Пророка Исаии, гл. LX, будущей славы Иерусалима. По контексту речи ближе отвечает понимание хемда в смысле даров, какие имеют принести в Иерусалимский храм обратившиеся к Иегове языческие народы (ср. ( Агг.2:3 ), где говорилось о бедности воздвигаемого храма, и ст. 8, где с особенным ударением говорится о серебре и золоте, находящихся во временном пользовании язычников, но, в сущности, принадлежащих единому Иегове); полную параллель рассматриваемому выражению в таком случае составят слова Ис 60.5 : хэл гоим ябоу лах, достояние народов пойдет к тебе. Вторая половина ст. 7-го «наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф» с большею определенностью говорит о последствиях тех мировых и народных переворотов о которой говорилось в первой половине стиха. Одним из существенных последствий «потрясения всех народов» (ст. 7а, см. Агг.2:22 ) будет наполнение дома Господня, теперь воздвигаемого чрезвычайною славою. Внешним выражением этой славы будет стечение богатств народов в храм Иерусалимский, о чем, правда, не прямо говорит ст. 8-й, перифразируемый блаженным Феодоритом так: «не чужое Себе присвояю, но Свое снова восприемлю; по щедрости Я дал им богатство, и поскольку не познали они Щедродателя, то законно лишаю их даров» (с. 62). В чтении ст. 9-го между еврейским масоретским и греческим LXX-mu текстами замечается разница в конструкции, именно: тогда как в еврейском тексте сравнивается слава одного – второго храма с славою другого – первого (русск. синод.: «слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего»), в тексте LXX-mu проводится сравнение между первою и последнею славою одного и того же храма, δξα το σκου τοτου, σχτη πρ τν πρτην, слав.: «велия будет слава храма сего последняя паче первыя».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кроме того, и в оном искусном сооружении всякий может видеть образное описание распространения церкви из язычников в широту и в долготу, ибо за десятью покрывалами 196 , изготовленными из опон власяных ( Исх.26:7 ), расположены были кругом четыре двора, обращенные, можно сказать, на каждую страну вселенной, в длину – на сто (локтей), в ширину – на пятьдесят ( Исх.27:18 ). Посему он говорит: еще на десно и на лево простри, то есть, пусть расходится во все стороны ужя твоя, ибо полна святых церквей поднебесная, и они везде велики и пространны в широту и долготу и достигают верха всякой красоты. Не о том ли говорил Бог всяческих, когда построен был храм в Иерусалиме по сожжении первого рукою Ассириян: кто от вас, иже виде храм сей в славе его прежней? и како ныне, говорит, вы видите его яко же не суща пред вами( Агг.2:3 )? Живу аз, глаголет Господь: зане велия будет слава храма сего последияя паче первыя, глаголет Господь Вседержитель ( Агг.2:9 )? Ибо по всей поднебесной воздвигнуты храмы гораздо более обширные и богатые, чем храм Иерусалимский, т. е. церкви, имеющие священный жертвенник во славу Христа. Итак, разшири же, говорит, место кущи твоея и покровов твоих, ибо семя твое языки наследит, и грады опустевшие населиши ( Ис.54:8 ). Церковь из язычников сделалась матерью и кормилицей весьма многих мужей святых и добрых, произвела многих начальников и вождей народных, и потому управляет языками многими, имея возможность проповедовать неповрежденное слово тайноводительства и не будучи лишена пастырской благоискусности. Им и Спаситель, сам, как проводившим жизнь доброхвальную и благочестивую обещает удел и в будущем веке владычество над народами. Так, в раздаянии талантов тому, кто предоставил вдвое больше данного ему, говорит: буди над десятию градов ( Лк.19:17 ), другому: буди над пятию градов ( Лк.19:19 ) 197 . Посему-то языки наследит семя твое. Как я сказал уже, это ближайшим образом касается предстоятелей церквей, которые в дивном восторге говорят: покори люди нам и языки под ноги наша: избра нам достояния свое ( Пс.46:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

После этого краткого замечания о Шешбацаре историк почти совсем умалчивает о нем; упоминание имени Шешбацара мы встречаем лишь в письме Фафная, заречного областеначальника, царю Дарию Фафнай писал между прочим: «сосуды дома Божия вынес Кир царь из храма вавилонского и отдал их по имени Шешбацару, которого он назначил областеначальником (pecha)..., тогда Шешбацар тот пришел и положил основание дома Божия в Иерусалиме» ( 1Ездр. 5:14,16 ). Объединяя эти свидетельства о Шешбацаре, естественно, возможно заключить, что он был особенным полномочным и сановным лицом: ему передаются сосуды, он берет их с собою «при отправлении переселенцев из Вавилона», назначается самим Киром областеначальником Иудеи, приходит в Иудею и полагает основание Иерусалимскому храму, т. е., что Шешбацар был как предводителем каравана, так и областеначальником Иудеи. Но вместе с этими свидетельствами о Шешбацаре 1 кн. Ездры, как предводителе каравана и областеначальнике Иудеи, та же книга Ездры в других своих местах, а также и книги Неемии, пророков Аггея и Захарии ясно указывают на Зоровавеля, как вождя каравана и иудейского pecha. Уже во 2 гл. 1 кн. Ездры говорится о «сынах пленников» как пришедших «с Зоровавелем, Иисусом» и др. ( 1Ездр. 2:1–2 ). В книге Неемии в списках, возвратившихся при Кире сказано: «те, которые пришли с Зоровавелем, Иисусом, Неемиею» и др. ( Неем. 7:7 ). Зоровавель является главным лицом вместе с Иисусом при сооружении жертвенника ( 1Ездр. 3:2–3 ), восстановление которого предваряло основание храма; он является главным участником и закладки храма ( 1Ездр. 3:8 ). Пророк 3ахария называет Зоровавеля основателем дома Господня ( Зах. 4:6 ). Самаряне, желавшие принять участие в построении храма, обращаются за разрешением «к Зоровавелю и главам поколений» ( 1Ездр. 4:2 ). Во 2-й год Дария продолжают начатую постройку храма «Зоровавель, сын Салафиилов, и Иисус, сын Иоседеков» ( 1Ездр. 5:2 ; Агг. 1:14 ). И Зоровавель называется «правителем Иудеи» ( Агг. 1:1–14 ). Все эти свидетельства с несомненностью говорят о Зоровавеле как предводителе каравана и областеначальнике Иудеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но «1-й стих, говорит Кречмар, слишком ясно носит на челе своем печать подлинности, чтобы его просто можно было отодвинуть в сторону. В нем господствует, как и во всей книге, где речь о Иезекииле, 1-е лицо; внешняя форма даты совпадает как раз с употребительною везде у пророка 8:1; 20:1; 24:1; 26:1; 29:1, 17; 30:20; 31:1; 32:1, 17; 33:21; 40:1 (только 29:1; 40:1 вместо ); парентетическое вводимое посредством () – обстоятельственное предложение чисто Иезекиилевское ср. 8:1; так же как отсутствие при начале последующего после (по Корнилю так у Иезекииля 8 раз); и выражение «видения Божии» 8:3; 11:24; 40:2; 43:3. Выражение «отверзлись небеса» тоже звучит не так, чтобы оно могло произойти от глоссатора. После всего этого нужно не иначе, как удержать этот стих в качестве подлинного; ибо что 30 в нем трудно для объяснения, этого нельзя приводить серьезным доказательством неподлинности». К апологии Кречмара прибавим, что все указанные Корнилем странности первого стиха существуют лишь при обычном, неправильном понимании его. И предлагаемое Корнилем начало для книги Иезекииля вовсе не так естественно, как сразу кажется. Оно читалось бы так «в 5 день 4 месяца в 5 году плена царя Иехонии было слово Господне к Иезекиилю, сыну Вузия, и была на мне рука Господня и я видел...». Корниль не замечает, что он говорит вовсе не священным еврейским языком (слогом). Из пророческих книг можно указать только на две сравнительно небольшие книги, которые прямо начинаются хронологической датой (Агг. Зах.). Все другие, особенно книги великих пророков, книги большие, начинаются, так сказать, с большей торжественностью, имеют большее или меньшее по объему предисловие и надписание, в роде: «видение, которое видел» ( Ис. 1:1 ), «слово Господне, которое было» ( Ос. 1:1 ; Соф. 1:1 ; Мих. 1:1 ) или как у Ионы: «и было слово Господне». Корниль напрасно уничтожает это торжественное «и было» в начале книги Иезекииля. Не совсем также в духе древних писателей начинать хронологическую дату с числа месяца (ср. Агг. 1:1 ; Зах. 1:1 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010