Но видимое присутствие Господа среди народа израильского под образом храма имени Его ( Лев. 26: 11–12 ) возможно было лишь под условием послушания Израиля воле Божьей. Посему Господь говорил: «Если вы отступите и оставите уставы Мои и заповеди Мои, то Я истреблю Израиля с лица земли Моей, которую Я дал им, и храм сей, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего и сделаю Его притчею и посмешищем у всех народов» (2Парал. 7: 20). Грозный приговор Иеговы не замедлил исполниться, лишь только Израиль пошел вослед иным богам. Господь скрыл от него лицо Свое ( Втор. 31: 17–18 ), и отверженный храм был разрушен халдеями, а Израиль отведен в плен и обращен ими в раба. Но и в плену Израиль устами лучших своих сынов воспевал Бога, «восседающего на херувимах в храме Святой Славы Своей» ( Дан. 3: 53–54 ), и молился, согласно воле Соломона ( 3Цар. 8: 48 ), обратившись лицом к месту, где стоял город Иерусалим и святая гора Сион и дом молитвы – жилище Иеговы ( Дан. 5: 10 ). С сокрушенным сердцем и смиренным духом он верил слову пророков, что Господь отомстит за разрушенный храм Свой ( Иер. 51: 11 ) и снова водворит Израиля во святом граде Своем, на святой горе, и воздвигнет дом Свой ( Иер. 25: 12; 30: 18; 50: 28 ; Захар. 1: 16–17 ). Надежды раскаявшегося Израиля сбылись: Кир, во исполнение воли Господа, отпускает народ Его в Иерусалим и велит «строить дом Господа Бога Израилева, того Бога, Который в Иерусалиме» ( 1Ездр. 1: 1–11 ). И Израиль возвратился в Иерусалим. Надлежало строить храм Господу, но, очутившись на свободе, он забыл тяжкие уроки прошлого и занялся украшением своих домов, оставляя дом Господень в запустении. Тогда Господь чрез пророка Аггея грозно обличает свой народ за небрежение о «доме Господнем» ( Агг. 1 ), и Израиль взялся за построение «дома Господня», и воздвигнутый им храм был «последним» ветхозаветным храмом. Приближалось время пришествия Мессии. Уже среди Израиля раздавался тревожный голос пророков: «Вот внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, которого вы желаете, вот он идет, и кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?» ( Малах. 3: 1–2 ), и «придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, и слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» ( Агг. 2: 7–9 ). И с трепетно-радостным сердцем лучшие сыны Израиля внимали слову пророков и верили, что придет в храм Свой Господь во плоти, и освятит, и прославит его на веки ( Мал. 3: 1 ; Агг. 2: 7–9 ; Сирах. 49: 14 ), и сделает его местом жилища Своего среди христиан и святилищем Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/h...

В первой своей речи (Аг. 1: 2–11) пророк говорит, что неуспех в мирских делах – это не причина для того, чтобы медлить с построением храма, но наоборот – прямое следствие этого замедления. Отсутствие должного благочестия и богопочитания, которое бы выражалось в строительстве храма, как раз и ведет к тому, что голод, неудачи во всяких начинаниях преследуют иудеев постоянно. « Так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: “не пришло еще время, не время строить дом Господень”.…А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?» (Агг. 1: 2, 4). Логика иудеев неверна: « вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька» (Агг. 1: 6). Они должны строить храм, и тогда Господь пошлет на них благословение. Эти слова, возможно, послужили одним из побуждений к тому, чтобы возобновить строительство. Однако среди иудеев были и те, кто пережил плен и помнил еще старый Храм, воздвигнутый некогда Соломоном. Возможно, они говорили, что нет смысла начинать сейчас строить храм, когда все равно нет возможности отстроить его таким, каким он был в прежние времена, поскольку средств таких нет и не предвидится. А будет ли Богу угодна их скромная постройка? В ответ, в своей второй речи, пророк Аггей говорит, что строительство имеет весьма большое значение: « Не бойтесь! ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2: 5–9). Именно в этот храм, который восстанавливает Зоровавель, пускай он и не такой богатый, не такой большой, явится Желаемый всеми народами, то есть Христос. И через это слава второго храма будет больше славы Храма Соломонова. Когда освящался Храм Соломонов, сошел огонь и попалил жертвы, облако покрыло его, так что не могли туда входить священники для служения (3 Цар. 8: 11). Но то было символом. А здесь храм наполнится славой, потому что там явится Христос, Сам Бог (вспомним видение пророка Иезекииля о возвращении в храм Славы Божией – Иез. 44).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

Это и есть то непоколебимое царство Божие, его же и врата адова не одолеют, о котором говорит Св. апостол ( Евр. 12:28 ), и утверждению которого предшествовали и сопутствовали колебания неба и земли, т. е. необычайные явления на небе и на земле (Злат. 14 бес. на Матфея). Агг.2:8–9 . Мое сребро и мое злато, глаголет Господь Вседержитель: зане велия будет слава храма сего последняя паче первыя, глаголет Господь Вседержитель: и на месте сем дам мир, глаголет Господь Вседержитель, и мир души в снабдение всякому зиждущему, еже возставити церковь сию. С евр: «Мое сребро и Мое золото, говорит Господь Саваоф; ( Агг. 2:9 ). Слава сего последняго храма будет больше, нежели прежняго, говорит Господь Саваоф, и мир дам на месте сем, говорит Господь Саваоф». Т. е. не скорбите о том, что у вас мало злата и сребра для построения и украшения храма; в этих сокровищах Я не нуждаюсь, и не требую их; все сокровища Мои. Я желаю, чтобы новый храм блистал не внешними сокровищами, а внутренними, духовными. Я желаю иной лучшей славы для Моего храма, а потому для утешения вашего предсказываю вам, что слава храма сего будет несравненно выше, чем слава храма Соломонова, а выше потому, что в храме явится чаяние всех языков – Спаситель Христос; там, в храме Моем (или Церкви), Я дам мир, мир, говорю, душе 18 , который приобретает всякий строящий Церковь Божию. Те созидают Церковь Христову, которые при помощи благодатных средств, при истинной вере, души свои делают церковью Бога жива. Вот какая слава имеет озарить второй храм или Церковь Христову. Залогом, прообразом сего благодатного мира был мир, дарованный Богом и создателям второго храма; ибо Персидский царь Дарий, сын Гистаспа, не без внушения свыше, указом повелел спокойно строить храм и даже даровал средства, нужные для сего строения ( 1Ездр. 4:1–16 ). Агг.2:10 . В двадесять четвертый день девятаго месяца, во второе лето при Дарии царе, бысть слово Господне ко Аггею пророку глаголя. С евр: «в двадцать четвертый день девятаго месяца, во второй год Дария, было слово Иеговы чрез пророка Аггея, и сказано». В следствие убеждений Св. прор. Аггея и пророчества его о лучшей славе второго храма, Иудеи усердно приступили к его постройке ( 1Ездр. 4:14 ). Потому было благовременно оживить это усердие, и вот Господь Бог посылает Св. пророка к Иудеям, строившим храм, как для утешения их, так и для того, дабы объяснить им, что предшествовавшие бедствия в Иудее, как-то: засуха, голод и проч., были именно наказанием за нерадение их о храме: Пророк говорил это в девятый месяц (церковного года) Хаслев, (соответ. частью Ноябрю и частью Декабрю Зах. 7:1 ). Обыкновенно в это время шли весенние или ранние дожди, от коих зависело плодородие. Очень может быть, что дожди шли в большом изобилии и подавали надежду получить богатую жатву, а с тем вместе говорили, что Господь Бог теперь меняет Свой гнев на милость за строение храма, как их уверял пророк.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Богородичен: Ты была еси преестественно, Богородительнице, жилище истинно всех Царя/и златовидный ковчег, Единаго Законодавца внутрь имея,/Христа воплощаема. Святой пророк Аггей – один из так называемых «малых пророков» – происходил из священного рода колена Левиина. Родился он в Вавилоне и в юношеском возрасте вернулся в Иерусалим вместе со всеми Иудеями, освобожденными персидским царем Киром (правил с 559 по 530 г. до Рождества Христова). Святой Аггей первый выступил с пророческим словом после семидесятилетнего Вавилонского плена иудейского народа (ок. 606–536). Пророческое служение начал во второй год царствования персидского царя Дария Гистаспа (правил с 521 по 485 г. до Рождества Христова). Когда Иудеи собрались в праздничный день для принесения жертв, через пророка Аггея было Слово Господне к народу с обличением их забот о домах своих и нерадении о доме Божием. Он указал на религиозное равнодушие, в котором кроется главная причина всех бед. Все послушались гласа Господа, «пришли и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего» ( Агг.1:14 ), некогда разрушенного Навуходоносором. И они получили духовную поддержку и ободрение: «Ободрись, весь народ земли, говорит Господь, и производите работы, ибо Я с вами, говорит Господь Саваоф. Завет Мой, который Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух Мой пребывает среди вас: не бойтесь! ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф: и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» ( Агг.2:4–9 ). Старики, прежде видевшие Иерусалимский храм до разрушения, сожалели о бедности нового храма и тем многих вводили в уныние. Святой Аггей пророчествовал, что Господь исполнит обетование, данное Своему народу при выходе из Египта, и доставит второму храму большую славу, чем имел первый. В нем явится «Желаемый всеми народами» ( Агг.2:7 ) – Господь Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Сделаем вывод: по Корану, пророк Захария человек безгрешный просил себе дитя, но не поверил благовестию, и Бот дает ему чудо. Такой странный вид приняли коранические сказания оттого, что автор их изменил ясное и логичное евангельское повествование. е) В коранических сказаниях есть еще одно добавление. Благовествователь сказал Захарии, что прежде никто не назывался Иоанном. Священные книги, принимаемые христианами, напротив, подтверждают, что имя Иоанн и тождественное с ним Иоанан давалось в ветхом завете многим. Так, известны следующие Иоанны: один из потомков некоего иудея Ваваия ( 2Езд. 9:29 ; срав. 1Езд. 10:28 ), один из потомков Астафовых, сын некоего Акатана ( 2Езд. 8:38 ; срав. 1Езд. 8:12 ), отец Маттафии ( 1Мак. 2:1 ), старший сын Маттафии, прозванный «Гадис» ( 1Мак. 2:2; 9:36 ), сын Симона, сына Иуды Маккавейского ( 1Мак. 13:53; 16:1 ), сын некоего Евполема ( 1Мак. 8:17 ; 2Мак. 4:2 ), один из послов иудейских к царскому наместнику Лисию ( 2Мак. 11:17 ; См. 2Цар. 25:23 ; Иер. 40:8; 41:11–16 ; 1Пар. 3:15,24; 5:35–36; 6:9–10; 12:4,12 ; Лк. 3:27 ). Герок замечает, что до Иоанна Крестителя никто не носил такого имени, верно только относительно арабского имени Яхья . Но и этого нельзя сказать, в Ветхом Завете встречается имя Ехья – Иехия ( См. 1Пар. 15:24 ). Ахия (=Ахья) был первосвященник при Сауле ( 1Цар. 14:3 ), храбрец Давид ( 1Пар. 11:36 ; 1Цар. 4:3 ; 1Пар. 26:26 ) и пророк в Силоаме ( 1Цар. 9:29 ). Многие мусульманские толковники, замечая ошибку автора Корана, пытались иначе объяснить слова: . Так, например, Хазин говорит, что здесь можно разуметь и такой смысл; «мы не сделали никого похожим на него и подобным ему, потому что он не будет преслушатся пред Богом и никогда не будет помышлять о преслушании. Ибн-Аббас толкует так: ни одна из неплодных не родила подобного ему дитяти». 130 Очевидно, что это толкование составлено под влиянием евангельских слов: «Иоанн будет велик пред Господом» 131 , но оно едва ли могло выражать ту мысль, какую сам Мухаммед придавал разбираемым нами словам. Да и тот же Хазин замечает: «некоторые толковники говорят, что Бог всевышний не разумел под этим совокупности всех совершенств в Иоанне, а разумел только некоторые из них, ибо искренний друг Божий (т.е. Авраам) и собеседник (т.е. Моисей) жили раньше его и были совершеннее его».

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В авторитетных списках они оставались на хранении у пророков, благочестивых старейшин и священников. В частности, в числе книг, взятых иудеями в Вавилон, была Книга Иеремии; это видно из того, что ей пользовался пророк Даниил ( Дан.9:2 ). При возвращении из Месопотамии пленники принесли с собою в Палестину и свитки священных книг, что видно из следующих свидетельств: Зоровавель и первосвященник Иисус, вожди послепленной общины, поступали, как написано в законе Моисея, человека Божия ( 1Езд.3:2–5 ), а современные им священники и левиты славили Господа по уставу Давида, царя Израилева, словами псалмов ( 1Езд.3:10–11 ). У пророка Захарии можно видеть даже указание на принятое в еврейском богословии деление канона на «Закон» и «Пророков». Они окаменили сердце свое, говорит он о допленных иудеях, чтобы не слышать закона и слов, которые посылал Господь Саваоф Духом Своим через прежних пророков (ср.: Зах.7:12 ). Эти слова свидетельствуют о том, что уже при жизни пророка Захарии (кон. VI – нач. V в. до Р.Х.) иудейский канон в значительной мере сформировался и даже был разделен на некоторые части. Изучая историю ветхозаветного канона, мы должны также рассмотреть вопрос о времени заключения канона. Этот вопрос до сих пор является спорным и по-разному решается в библейской науке, ввиду отсутствия прямых и ясных указаний в Священном Писании и в Предании. Однако есть четыре косвенных свидетельства для решения этого вопроса: 1) в Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, и в предисловии греческого переводчика к ней; 2) во Второй Маккавейской книге; 3) у Иосифа Флавия в сочинении «Против Апиона»; 4) в творениях отцов и учителей Церкви. 1. В Книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написанной в III или II веке до Р.Х., присутствует «гимн отцам» ( Сир.44–49 ), в котором прославляются великие ветхозаветные мужи: патриархи, пророки, благочестивые цари и правители. Для истории происхождения и заключения канона здесь особенно важно, во-первых, перечисление знаменитых мужей в том порядке, в каком говорят о них священные книги, и, во-вторых, упоминание о книгах послепленного происхождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Если же в Иер.41 упоминается «принесение в дом Господень», то лишь ливана и хлебных возношений, а не всесожжении и кровавых жертв, кои стали приноситься лишь с Зоровавеля и устроения им жертвенника ( 1Езд.3:6 ). В Плаче (2:6–7) и у Даниила (3:38; 9:17) ясно говорится о разрушении храма и жертвенника и отсутствии жертв в период плена. О возвращении храмовых сосудов " в землю иудейскую» ( Вар.1:8 ), также в пятом году плена, не может быть речи, потому что они возвращены уже при Кире ( 1Езд.1 гл.; ср. Иер.27:21–22 ). Очень загадочно и трудно изъяснимо выражение Вар.3:10 : " ты (Израиль) состарелся ( παλαιθης) в чужой земле». Как можно было употребить подобное выражение на пятом году плена? Очень и очень гиперболично было бы!.,. Подобное же выражение в Вар.4:32 : «несчастны города, которым служили дети твои», – также предполагает, что плен уже давно начался… Таким образом, в содержании книги встречаются такие качества, которые отличают ее авторитет от канонических писаний. Но, как выше сказано, некоторые христианские писатели, очень авторитетные в глазах современного православного богослова, относили эту книгу к числу «22-х книг» и вообще многие отцы Церкви уважительно относились к ней. В книге, действительно, очень много прекрасных по своему моральному и глубоко богословскому значению мест. Таковы: элегические воспоминания постигших иудеев бедствий в параллель с сознанием правоты Господа в наслании их и греховности еврейского народа, вполне заслужившего их своими беззакониями ( Вар.2 гл.). Молитва Богу о прощении их и о милости к Своему народу за его покаяние и отриновение неправд ( Вар.3:1–8 ). Восторженное пророчественное обращение к Сиону и утешение его будущей скорой славой ( Вар.5:1–9 ), очень много напоминающее радостные пророчества Исайи (40–66 глл.). Многими отдельными выражениями из этой книги часто пользовались отцы Церкви. Например, слова: «Сей есть Бог наш и никто другой не сравнится с Ним» ( Вар.3:36 ) приводятся в кондаке на память пророка Иеремии (1 мая), цитируются св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

7 ст. В виду такого высокого назначения народа иудейского все должны с уважением относиться к нему: сами иудеи, не верившие в свое высокое назначение (см. 4 ст.), должны твердо верить в свою будущую славу, равно и язычники, презиравшие и угнетавшие иудеев, должны с уважением относиться к ним. «Так (или вот что) говорит Господь, избавивший тебя (от различных опасностей) Бог израилев: чтите как Святыню, Свято чтите (ср. Ис. 8:13 ) Того, Кто уничижает Самого Себя и Которого гнушаются язычники, сами будучи рабами князей своих» (гнушаемаго от язык рабов княжеских). Вслед за этим пророк высказывает уверенность, что так именно со временем и будет: «цари и князья увидят Его, говорит Он, и станут поклоняться Ему ради Господа». Чтобы сильнее убедить в несомненности только что сказанного, пророк присовокупляет: яко (потому что) верен есть Святый Израилев, т. е. Бог (ср. Ис. 1:4; 40:8 ), Который и избрал тебя на это. Слова эти прежде всего и ближайшим образом относятся к народу иудейскому, «который презрел душу свою (ср. выше 4 ст.) и служил предметом поношения для всего мира» (бл. Иероним), и содержат предсказание того, что теперешнее отношение к нему языческих царей и народов со временем совершенно изменится. Начало этой перемены в отношениях язычников к иудеям всего яснее можно видеть в указе Кира ( 1Езд. 1:1–4 ) и в подтверждении сего указа Дарием ( 1Езд. 6:8–12 ). А так как народ иудейский, этот первенец Божий ( Исх. 4:22 ), смиренным перенесением угнетений и оскорблений со стороны язычников служил образом невинно страждущего и оскорбляемого Истинного Сына Божия – Иисуса Христа (ср. Ис. 52:14–15 ), то настоящие слова пророка помимо указанного значения имеют также отношение и к Иисусу Христу, Который прежде был унижен и поруган, а потом сделался предметом чествования и поклонения. Исполнение этого пророчества об Иисусе Христе мы и теперь видим постоянно: уже многие цари и князья уверовав в Него, как Спасителя мира, с благоговением поклонялись Ему, как Богу, поклоняются теперь и наверное будут поклоняться впоследствии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Деян. 4:32–37 ). 2) Богатства восточные изображаются несколько подробнее. «Придут к тебе (т. е. в Иерусалим) стада верблюдов, именно покроют (наполнят) тебя верблюды мадиамские и гефарские; все из Савы придут к тебе с золотом (носяще злато), принесут также и ливан и драгоценные камни, и будут благовествовать спасение Господне (6 ст.). И все овцы кидарские соберутся у тебя и овны навеофские придут к тебе и будут приноситься в приятную жертву на жертвенник Мой и тогда дом молитвы Моей (т. е. возносимой ко Мне) прославится» (7 ст.). Эти слова, как и предыдущие, в приложении ко времени возвращения евреев из плена вавилонского указывают на то, что с устроением в Иерусалиме сперва временного жертвенника ( 1Езд. 3:1–3 ), а потом постоянного храма ( 1Езд. 3:10–13; 6:15–18 ) установленное законом богослужение возобновилось и опять стали приносить обильные жертвы, чему особенно благоприятствовало скопление в Иерусалиме богатств соседних народов (см. выше). В приложении к временам Мессианским эти слова пророка указывают на то, что церкви Божии, обогащаемые доброхотными пожертвованиями верующих, будут всюду славиться своим благолепием. Верблюды мадиамские, овцы кидарские овны новеофские, золото, ладан и драгоценные камни из Савы, – все это предметы богатств восточных стран и народов, как показывают самые названия. Так, Мадиам это один из сыновей Авраама от Хеттуры ( Быт. 25:2 ), родоначальник народа мадиамского или мадианитян. Народ этот распадался на много племен, живших в разных местах и как видно непохожих друг на друга. К одному из таких племен принадлежал Иофор, тесть Моисея; это племя (или по крайней мере часть его) под именем Кенеев жило в соседстве и в дружбе с евреями ( Суд. 1:16; 4:11 ). Другие племена наоборот были весьма враждебны по отношению к последним ( Суд. 6:1–5 ). Последние кочевали в пустынях на восток от земли обетованной. О Кидаре см. выше ( Ис. 42:11 ). Навеоф (или Наваиоф) это первенец Измаила, сына Авраама, от Агари ( Быт. 25:13 ), родоначальник народа, известного под именем Наватеи или Навуфеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Когда наступило время устройства первого жертвенника и, затем, основания храма, то «собрались все единодушно на открытое место при первых воротах на восток» ( 2Езд.5:46 ), когда же было совершено основание храма, то «весь народ восклицал громогласно, славя Господа за то, что положено основание дома Господня» ( 1Езд.3:11 ). Такая же ревность о храме и такое же одушевление и энтузиазм сопровождали евреев и при дальнейшей постройке храма. По представлению Фафная (областеначальника) с товарищами, «работа сия (по постройке храма) производится быстро и с успехом идет в руках их» ( 1Езд.5:8 ); она совершается со всем великолепием и тщательностью» ( 2Езд.6:10 ); по словам И. Флавия, «храм, благодаря весьма великому усердию строителей, скорее был окончен, нежели можно было ожидать» 159 . Вместе с тем, было сделано все для обеспечения средствами содержания храма и служащих при нем священников и левитов» ( Неем.10:33–39; 13:10–12 ). С восстановлением храма совершилось торжество религиозно-национальной идеи в еврейском народе; теперь эта идея опять получила свое видимое выражение во вновь устроенном храме. И при этом, замечательно, этот послепленный храм не имел таких главных и важных предметов, как ковчег завета, священный огонь, священный елей; но при всем том, в этот период истории иудейской мы наблюдаем более благоговения, приверженности и любви иудеев к храму; это потому, что они теперь ясно видят, что храм есть носитель их исторических идеалов. Теперь храм становится действительным центром и душей остального периода еврейской истории; вся послепленная история еврейская вращается вокруг храма; вся еврейская жизнь направляется к храму, и получает здесь одушевление; храм служит маяком, указывающим иудеям направление их жизни. В виду обилия и разнообразия данных, характеризующих значение храма в жизни и истории послепленного иудейского народа, мы, в целях более ясного и раздельного изложения предмета, представим сначала, как это значение храма для жизни еврейской отражалось в сознании самих евреев, какое представление о значении для них иерусалимского храма носили в своем уме иудеи; затем, укажем, как это представление влияло на фактическое отношение иудейского народа к иерусалимскому храму, Какое же представление о значении иерусалимского храма для еврейской жизни было присуще сознание послепленных иудеев? В общем – такое же, как и представление об этом предмете пленных иудеев, только с чертами более глубокими и яркими.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010