Втор 5.1 и дал.), ясное указание на который заключается в тексте рассматриваемого стиха. Блаженный Феодорит перифразирует данный стих следующим образом: «Отложив всякую леность и боязнь, приимите подаваемую вам крепость, веруя, что Я в законоположении пребываю с вами, и что промышляет о вас благодать всесвятого Духа» (с. 62). Последнее понятие (о благодати всесвятого Духа) на ветхозаветной библейской почве должно быть понимаемое, впрочем, в более общем смысле силы Божией, осуществляющей спасительные для народа Божия и всего человечества обетования Божии в сознании ненарушимости заветных отношений Бога к ним и в живом ощущении пребывания среди них Духа Божия, иудеи, по мысли пророка, не должны смущаться и падать духом, хотя бы внешние обстоятельства данного момента не отвечали их заветным желаниям и пламенными ожиданиям. Агг.2:6 .  Ибо так говорит Господь Саваоф: еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу, Агг.2:7 .  и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Агг.2:8 .  Мое серебро и Мое золото, говорит Господь Саваоф. Агг.2:9 .  Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф. Упомянув в предыдущем (5-м) стихе о завете Бога с народом своим, как главном основании надежды последнего, пророк теперь, ст. 6, воспроизводит самую картину или обстановку Синайского законодательства, указывает именно на грозные явления в физическом и нравственном мире, сопровождавшие это событие, и здесь же сопоставляет с Синайским событием будущую мировую катастрофу, имеющую предшествовать необычайному прославлению храма и народа. Что же это за потрясение неба, земли, моря и суши (ст. 6b) и всех народов (7а), о котором говорит теперь пророк? Поставляемое в параллель с действием на природу и на народы Синайского законодательства, действие Божие собственно на народы будет, очевидно, моральным влиянием истинной религии Израиля на мир языческий.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 2     Пророк Аггей, евр. Хаггаи – «праздничный» «торжественный», LXX: Αγγαος, Vulg: Aggaeus, книга которого как в еврейской так и в греческой Библии занимает десятое место в ряду книг двенадцати малых пророков, есть первый после вавилонского плена пророк Божий оставивший свое писание. Важное историческое значение книги пророка Аггея, бросающей определенный свет на первые дни и годы жизни иудеев по возвращении из плена, общепризнано. Многие новые исследователи (Шрадер и др.) полагают даже, что в установленные даты начала постройки второго Иерусалимского храма единственно достоверным источником является сообщение книги пророка Аггея (24-й день 9-го месяца 2-го года царствования Дария Гистаспа – по Агг. 2.15, 18 , см. Агг. 1.1 след., и вполне согласное с ним сообщение книги современного ему пророка Захарии ( Зах 1:16, 4:9, 6:12, 8:9 ), тогда как сообщение книги Ездры ( 1Ездр.3:1 –4гл.) о закладке храма в Иерусалиме еще в царствование Кира, именно во 2-й месяц 2-го года по возвращении Иудеев с Зоровавелем и Иисусом из плена 1Езд 3.8 и след.) объявляется ими лишенным исторической достоверности ввиду молчания книг пророков Аггея и Захарии о каких бы то ни было работах по постройке храма до их времени. Крайность и ложность этого мнения очевидна: нет никакой необходимости отрицать факт закладки второго храма еще во 2-м году по возвращении иудеев из плена около 536 г. до Р. X. ; сообщение об этом книги Ездры вполне применимо с датами книг пророков Аггея и Захария о возобновлении строительных по храму работ во 2-й год царств, в 519 или 518 году. Но здесь верно отмечается точность и определенность хронологических дат и всей вообще исторической ситуации книги пророка Аггея. Сведений о жизни и деятельности пророка Аггея – единственного лица этого имени известного из Библии , кроме сообщаемых книгою его имени и подтверждаемых свидетельством 1-ой книги Ездры ( 1Езд.5:1, 6:14 ) о выступлении пророка Аггея вместе с прор. Захариею с проповедью о возобновлении работ по постройке второго храма Иерусалимского, – библейская письменность не сохранила.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Появлением Своим в храме, лишенном прежней славы, Пресвятая Дева предначала новую славу его, затмившую древнюю. Иерусалимский храм, возобновленный Зоровавелем по возвращении иудеев из плена вавилонского, во внешнем блеске не мог сравниться с храмом Соломона (см.: 1Езд. 3:12 ; Агг. 2:4 ). И между тем святой пророк предвидел, что слава храма сего последняя будет паче первыя ( Агг. 2:9 ), а другой пророк указал и самую причину сего необычайного прославления в пришествии в церковь Господа и Ангела завета (см.: Мал. 3:1 ). Но этому пришествию в храм Владыки храма предшествовало явление в храме Пресвятой Девы Богоматери. Ветхий закон тени и образов уже исполнил свое назначение, и вот – в вещественном храме вмещается «скиния святая и пространнейшая небес, приемшая невместимое во всей твари Слово Божие» 37 . Здесь ясно зрится «Божественная сень Слова, чистотою Ангелы превосшедшая» 38 , «одушевленный храм» Божий 39 , «преславное селение Сущаго на Серафимех» 40 . Храм в это время был лишен главнейшей святыни – ковчега завета, Святое святых его было пусто, но слава его воссияла более храма Соломонова: в нем, по изъяснению Святой Церкви, «ковчег, Божественным Духом позлащенный, Пречистая показася, не скрижали носящь закона, но Христа Господа, егоже закон и пророцы древле предвозвестиша» 41 . Одушевленный ковчег Божий был «позлащен Духом» 42 , то есть, как замечает святой Григорий Неокесарийский , «Святая Дева, подлинно, – кивот, внутрь и вне позлащенный и принявший в себя все сокровище освящения» 43 . Древний ковчег завета был накрыт очистилищем, золотою крышкою, над которою распростирали свои крылья два Херувима, изваянные из золота (см.: Исх. 25:17–21 ). Это очистилище, по вере израильтян, было местом, где Вездесущий Бог обнаруживал Свое особенное присутствие, открывал Свою волю и принимал молитвы Своего народа (см.: Исх. 25:22 ; Лев. 16:2 ; Чис. 7:89 ). Пресвятая Дева, как «небесный» 44 , «огненный престол Вседержителя» 45 , есть, по учению Святой Церкви, «теплое очистилище» 46 , «очистилище миру» 47 , «всего мира очищение» 48 . Она – «златокованная стамна, из неяже истече миро животворное верным» 49 , «стамна, манну носящая, услаждающая всех благочестивых чувства» 50 ; эта «манна жизни» 51 есть Христос, хлеб жизни и бессмертия, сшедший с неба (см.: Ин. 6:48–56 ). Она – «златая кадильница», имевшая в Себе «огнь – Слово от Духа Свята» 52 , «благовонное» 53 , «приятное молитвы кадило» 54 , «златозарный свещник, приемший несказанно свет неприступный» 55 , «свеща, явльшаяся во тьме и вжигающая невещественный огнь» 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

С евр: «посему-то небо заключилось, и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений; ( Агг. 1:11 ) и Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд». Вот почему, говорит пророк, доселе удерживали и удерживают небеса влагу, не давали вам и не дают ни дождя, ни росы, а потому, земля ваша, оставаясь без влаги, терпя засуху, не могла давать вам «изношений», т. е. произведений, плодов своих. Так, за ваши беззакония, за ваше нерадение к созиданию храма, Я произвел засуху ( «мечь» 12 ) и скудость на вашей земле, на ваших полях, в ваших виноградниках, садах, где растут оливковые (масличные) деревья, приносящие вам деревянное масло, короче: во всем, что производит земля. А вследствие голода, от сего происшедшего, у вас гибли и гибнут люди, скот и все труды ваши не приносят пользы. Агг.1:12, 13 . И слыша Зоровавель Салафиилев от колена Иудова, и Иисус Иоседеков, иерей великий, и все прочие люди глас Господа Бога своего и словеса Аггея пророка, якоже посла его Господь Бог их к ним, и убояшася людие от лица Господня. И рече Аггей вестник Господень в вестницех Господних людем, глаголя: Аз есмь с вами, глаголет Господь. С евр: «и послушались Зоровавель сын Салафиилев, и Иисус сын Иоседеков, и весь прочий народ гласа Господа Бога своего, и слов Аггея пророка, как посланного Господом Богом их; и народ убоялся Господа, ( Агг. 1:13 ). Тогда Аггей вестник Господень, посланный от Господа, сказал к народу: Я с вами, говорит Господь» 13 . Вышеприведенная обличительная речь Св. пророка Аггея, как видно, сильно подействовала на Зоровавеля, первосвященника и весь Иудейский народ. Слушавшие Аггея признали в нем во истину пророка Божия, а речь, им сказанную, речью Самого Господа Бога. " И слыша», гов. пророк, т. е. и послушались Зоровавель, сын Салафиилов, князь Иудейский, и Иисус, сын Иоседека, первосвященник и весь народ гласа Господа Бога своего, и речей Св. пророка Аггея, которого послал к ним Господь, и, услышав угрозы Божии о засухе и бесплодии, убоялись Господа, сознали свою виновность пред Богом, покаялись и сердечно пожелали исполнить волю Божию о созидании храма Иерусалимского. Господь же, видя такую их благопокорность и раскаяние, видя их усердие к созиданию храма, чтобы поддержать и усилить это усердие, чрез Св. пророка Аггея заявил им, что отселе Он Сам пребудет с созидающими, Сам им поможет, укрепить силы, воодушевит мужеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Длительный пост налагали на себя пророки Божии: Моисей (см.: Исх.34:28 ; Втор.9:9–18 ), Илия (См.: 3Цар.19:8 ) и Даниил (См.: Дан.9:3; 10:3 ). Сам Спаситель постился сорок дней и сорок ночей в пустыне, прежде чем вышел на проповедь (см.: Мф.4:2 ; Лк.4:2 ), и Он же открыл нам, что диавола невозможно изгнать иначе, как постом и молитвой (см.: Мф.17:21 ; Мк.9:29 ). Постились апостолы и ученики их (см.: Деян.13:2–3 ; 2Кор.6:5 ), от которых приняла Церковь устав о посте 89 . Священное Писание научает нас, какой пост угоден Богу (см.: Ис.58:6–8 ; Мф.6:16–18 ). Из него узнаём, что пост нужен для умилостивления Бога при наведении на нас грозного Его суда (см.: Иоил.1:14–15; 2:11–12 ; Иона 3:4–7 ), во время претерпеваемых искушений и бед (см.: Пс.34:12–13 ; 2Цар.1:12 ; Есф.4:3 ), равно как и для избавления от них в будущем (см.: 1Езд.8:21–23 ; Есф.4:3–16 ; Иоил.2:12 ; Иона 3:4–5 ). Писание заповедует поститься в скорбные для Церкви дни (см.: Мф.9:15 ; Лк.5:33–35 ) и при посвящении священнослужителей (См.: Деян.13:3; 14:23 ). Истинному посту сопутствуют молитва (См.: 2Цар.12:16 ; 1Езд.8:23 ; Неем.1:4 ; Иоил.2:15–17 ; Дан.9:3 ; Лк.2:37 ; 1Кор.7:5 ), покаяние (см.: 1Цар.7:6 ; Неем.9:1–2 ; Дан.9:3–6 ) и глубокое смирение (см.: Втор.9:18 ). Пост неизменно восхваляется святыми отцами Церкви Христовой. Вот что говорит св. Иоанн Златоуст : «Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, душу же просветляет, окрыляет, делает легкою и парящею горе» 90 . А слова о посте святого Василия Великого приведены мною в начале беседы. В Церкви есть несколько видов поста: – пост совершенный когда не едят и не пьют в течение всего дня; – пост строгий (сухоядение), или пост в собственном смысле слова когда лишь к вечеру принимают пищу растительную без масла и пьют лишь воду; – пост вседневный, или обычный когда на протяжении всего многодневного поста (Великого, Рождественского и других) принимают пищу в обычные часы, но только растительную. – пост облегченный (или частичное разрешение) – когда церковным уставом разрешено вкушать растительное масло и вино, а при совпадении дней поста с праздничными рыбу и икру.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Моменты эти следующие. А) Пророк Захария усвояет Зоровавелю имя zemach (отрасль; Зах. 3:8; 4:12 ), а это название при его сопоставлении с Иер. 23:5, означает то, что «он будет владычествовать, как царь» (Stud. II, 165. Ср. Serubb. S. 30). В) Пророк Аггей говорит о Зоровавеле от лица Иеговы: «Я возьму тебя, Зоровавель... раб мой, и буду держать тебя, как печать; ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф ( Агг. 2:23 )». Отношение этого стиха к предшествующему, где речь идет о разрушении языческих царств, заставляет предполагать, «что царство Зоровавеля должно возвыситься взамен всех других» (Stud. II, S. 165), т. е. пророк провозглашает Зоровавеля «избранным Богом царем нового царства» (Serubb. S. 21). С) Оба пророка называют Зоровавеля «рабом», ebed, Иеговы ( Агг. 2:23 ; Зах. 3:8 ), как наследника раба, изображенного Девтеро-Исаией, которому принадлежит бесспорно царское достоинство (Stud. II. S. 165). D) Бoлee веский аргумент в пользу возвышения Зоровавеля Селлин видит в речи Иеговы к пророку Захарии о короновании Иисуса ( Зах. 6:9–15 ). Коронование Иисуса должно понимать символически – в смысле возглавления общины Зоровавелем: «и примет славу, и воссядет, и будет владычествовать на престоле своем» ( Зах. 6:13 ). «Если этим», – замечает Селлин, – «не обозначается: он будет царем, тогда для меня не существует никакой более ясной человеческой речи» (Stud. II. S. 166). Таким образом, если мы примем во внимание общее мессианское возбуждение времени Зоровавеля, возбуждение, носившее на себе религиозно-политический характер, и названия пророками Зоровавеля: a) zemach, b) ebed, а также и речи, обращенной ими к Зоровавелю, с) Агг. 2:23 , d) Зах. 6:13 , то нам остается сделать лишь вывод, кроющийся implicite в этих данных, о провозглашении Зоровавеля по окончании иудеями храма царем (Serubb. S. 43; Stud. II, S. 178). Народ сам начал с этого пункта, предоставляя остальное, предсказанное пророками, довершить Богу (Stud. II, 179, 180). Моменты же, отсылающие, по Селлину, исследователя к мысли о падении Зоровавеля, последовавшем за его возвышением, заключаются в данных позднейшей Зоровавелю истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одинаковость обстоятельств, одновременно вызвавшая на пророческую деятельность Аггея и Захарию, естественно, произвела и близкое соотношение в содержании их пророчеств. Именно: св. пророк Аггей, прежде всего, укоряет Зоровавеля с Иисусом и народ за медленность в построении храма, в связи с которой ставит самые физические бедствия, в это время, иудеев. Когда «Зоровавель, первосвященник Иисус и, пасомый ими, народ, – говорит бл. Феодорит, – выслушав сии угрозы, исполнились страха и повиновались изреченному; человеколюбивый Владыка, увидев их благопокорность, немедленно взывает через (того же) пророка: Аз с вами, глаголет Господь ( Агг. 1:13 ; сравн. Мф. 28:18–20). Не теряйте мужества, потому что Я – ваш Содейственник и Помощник 6 . И слово Божие не осталось недейственным: И возбудил, говорит пророк, Господь дух Зоровавеля, сына Салафиилева, правителя Иудеи, и дух Иисуса, сына Иоседекова, великого иерея, и дух всего остатка народа, и они пришли, и стали производить работы в доме Господа Саваофа, Бога своего ( Агг. 1:14 ). Но, при этом, стариков иудеев, видевших храм Соломонов ( Агг. 2:1–3 ), чрезвычайно соблазняла ничтожность плана нового храма сравнительно с первым ( 1Ездр. 3:12 ). Их скорбь о скудости нового храма 7 была тем естественнее, что, вследствие всегдашней привязанности к букве закона, они издавна привыкли соединять свою славу с великолепием храма, которым они измеряли отношение в себе Иеговы. Теперь же, при виде скудного храма, им думалось, что Иегова оставил народ свой, что давние чаяния и ожидания его тщетны: тем понятиям, которые они имели о Мессии, тому величию, которое должно иметь царство иудейское между другими народами, когда придет Мессия, далеко не соответствовал настоящий скудный храм 8 . Конечно, в этом случае было слишком слабо основание к нерадению о постройке храма со стороны стариков иудеев, потому что, помня прежнюю славу храма и прежнее великолепие его, они в существе дела должны были, тем с большею ревностью заняться построением второго храма, чтобы хоть сколько-нибудь приблизить его в великолепию первого 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

И когда потом, по Божественному устроению, произойдет, уже предвозвещенный ( Агг. 2:7 ), великий переворот гражданский, при котором не только цари будут свергнуты с престолов, но и царства будут разрушены и могущество их истреблено, – боевые колесницы и управляющие ими, кони и сидящие на них, будут опрокинуты и убиты друг от друга, и не будет пощады ничему; тогда сохранит Господь, избранного им, Зоровавеля, т. е., представляемый им, народ Божий, и примет в неразлучное общение с Собою ( Агг. 2:21–23 ). Этим и заканчиваются пророчества св. Аггея 11 . Подробнейшее раскрытие их, так сказать, общего содержания составляет уже предмет пророческой книги св. Захарии, в которой увещание к иудеям об исправлении своей нравственности ( Зах. 1:2–6 ) представляет, как бы, историческое введение и повод, по которому открыты были св. Захарии, заключающиеся в его книге, видения 12 , имеющие особенно тесную связь с последним пророчеством св. Аггея ( Агг. 2:21–23 ). Разделение и содержание книги св. пророка Захарии Книга св. пророка Захарии в содержании своем распадается на две части, резко отделяющиеся одна от другой – как по своему внутреннему характеру, так и внешнему изложению ее: содержание первой части составляют, излагаемые прозой, видения пророка (1 – 6) с нравственным выводом из них (7, 8); во второй же части представляется догматическое, тем не менее, изложенное языком поэзии, изображение будущего 13 . Частнее, в первой части, после воззвания к исправлению, пророк, в форме видений, открывает, что настало время покоя на всем земном шаре; для народа же Божия – это время покоя и, соединенного с ним, благоденствия, продолжится и в будущем (гл. 1); потому что покорители его будут сами порабощены. Следовательно, для иудеев не может быть препятствий к благоустроению храма и Иерусалима, и они, тем с большим усердием могут заняться этим делом, что настанет некогда время, когда Иерусалиму уже не будет и надобности замыкаться в стенах своих, чтоб ограждать святыню храма от осквернения со стороны язычников, потому что и они будут чтить ее (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

А о создании города Исаия возвещал: «Так говорит Господь Киру, которого Я держал за правую руку, чтобы повиновались ему народы» ( Ис. 45:1 ). «Он построит город Мой и пленный народ Мой возвратит» ( Ис. 45:13 ). О построении том и пророк Аггей возвещает: «Во второй год Дария говорил мне Господь, говоря ( Агг. 1:1 ): Зоровавелю, и Иисусу иерею, и всему остальному народу, говоря: Кто из вас видел дом в славе его прежней? И как ныне видите , и как бы нет его перед вами? ныне крепи(те)сь, Зоровавель, и Иисус, И272 и весь народ, и вы построите дом, и Я (со)благоволю на нем» ( Агг. 2:2–4 ). «И будет слава дома последняя больше, чем первая, говорит Господь» ( Агг. 2:9 ). Итак, как Соломон был создателем первого здания церковного, так Зоровавель –/165б второго и последнего. Ведь возвестил Захария: «Руки Зоровавеля основали дом сей и руки его его» ( Зах. 4:9 ). Итак, если бы (Бог) хотел восстановления той церкви, то пророк сказал бы: «и будет слава дому сему последняя больше, чем А если сказал «больше, чем первая», то назвал вторую последней и окончательной. как не бывает первейшей, чем первая, так нет и Б393 последнейшей, чем последняя. Так что если бы он сказал: «вторая (будет) больше первой», то справедливо было бы ожидать и третьего построения. Если же вторую последней назвал, то ясно явил, что это создание города и церкви – окончательное. И напрасно обманываете себя, иудеи, надеждой на их восстановление после Веспасианова и Титова разрушения. Ведь еще до этого святой певец Давид от лица пленников возвещал: «У реки там сидели мы и плакали, когда вспоминали мы Сион» ( Пс. 136:1 ), потому что «там пленившие нас потребовали слов песенных, и уведшие нас – пения» ( Пс. 116:3 ). В другом месте он добавляет о городе, говоря: «Господь создаст Иерусалим и соберет рассеяние Израилево» ( Пс. 146:2 ). И снова от лица народа возвещает: «Когда возвратит Господь плененный народ свой, возрадуется Иаков и возвеселится Израиль» ( Пс. 13:7 ). Итак, «вы сильно заблуждаетесь, не зная ни Писания» ( Мф.22:29 ), ни лежащего в нем тайного и богодохновенного учения и пророчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2332 Таково, говорю я, было сотрясение пустыни, что больше стало сыновей у неплодной, чем у имеющей мужа (Ис. 54. 1), и процвела пустыня как лилия (Ис. 35. 1), и вошли избранные от язычников к остатку народа (Агг. 2. 2), чтобы чрез избрание благодати (Рим. 11.5) спасся остаток. 13. И наполню, сказано, этот дом серебром Моим и золотом: 2333 глаголами небесными, которые подобны серебру, искушенному огнем, 2334 и блистают ясным светом, словно златом духовным в тайниках сердец святых. Эти богатства Он приносит Церкви Своей, ими наполняются умные сокровищницы, и дом возрастает славой превыше прежней славы, которую стяжал народ избранный. 2335 14. Ведь мир и спокойствие души превыше всякой славы дома, ибо мир превыше всякого чувства. 2336 Тот мир превыше мира, который будет дан после третьего сотрясения неба, моря, земли, пустыни, когда Он разрушит все власти и начальства. 2337 Небо и земля прейдут (Мф 24. 35), и всякий образ мира сего (1 Кор. 7. 31), и каждый с мечом восстанет на брата своего (Агг. 2. 22), то есть со словом, проникающим до сердцевины души, чтобы разрушить то, что противостоит: колесницу у Ефрема и коня в Иерусалиме, 2338 как говорит Захария. И так будет мир во всем, и никакие телесные страсти или помехи недоверчивого ума не будут препятствовать тому, чтобы во всех был Христос, 2339 приводя в подчинение Отцу сердца всех. 15. Смотри, что сказано Ему одному: Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя (Агг. 2. 23). Когда душа наша станет мирной, чтобы было ей сказано: Оборотись, оборотись, Суламита (Песн. 7. 1), что означает «мирная», и чтобы воспользоваться твоим именем, «иреника», 2340 — тогда она примет Христа как печать, то есть образ Божий, 2341 чтобы быть по образу, ибо каков небесный, таковы и небесные (1 Кор. 15. 48), и следует нам носить образ небесного (1 Кор. 15. 49), то есть мир. 2342 16. И чтобы мы знали, что это истина, в Песни песней в конце говорится совершенной душе то, что и тебе скажет Господь Иисус: Положи Меня как печать на руку твою (Песн. 8. 6), чтобы мир сиял в сердце твоем, а в делах твоих — Христос и образовались в тебе мудрость, и правда, и искупление.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010