66) Iustiniani novella 3 praefat. c. 1. он издал повеление петь в великой церкви сочиненную им песнь: " Единородный Сыне и Слове Божий " . И эта песно повторяется всею церковию доныне, как осуждение учения Нестория и Евтихия67). В 541 н. издан им указ на имя п. Мины против учения Оригенистов. В 545 г. предложил он исповедание веры с осуждением 3 глав. - В 553 г. созван был вселенский Собор68). Строго преследовал он распутство, столько обыкновенное на востоке, не забывавшем язычества; пощады не бывало преступникам, как бы высоко они ни стояли69). Строгости его в отношении к вере и благочестию не проходили ему даром: его осыпали клеветами и ему приходилось терпеть много горького70). Благочестивый царь проводил великий пост в суровом воздержании и молитве, - не вкушал он хлеба, а довольствовался растениями и водою и то чрез день и два. Скончался 14 ноября 56571).   67) Обзор песнопевцев греческой церкви § 30. Георгия Амартола Хроника стр. 526. Спб. 1861 г. 68) Евагрия Ист. стр. 202. 203. 237. Гликаса Хрон. р. 341. Если Юстиниан, будучи уже 80 лет, подписал эдикт о нетлении тела Христова (Евагрия Ист. стр. 242. Георгия Амар. Хрон. стр. 548), то это было следствием физического ослабления сил его, независимого от его воли. - Уже о делах 558 г. Менандр писал: " телесная сила и здоровье государя уже не были так цветущи, как в ту пору, когда быв молод он взял в плен Гелимера вандала и Витигия готфа. Он был уже стар и та твердость и воинственность превратились в любовь к покою " . Девкипп - Менандр, стр. 322. Спб. 1861 г. Печальный эдикт остался неисполненным, по милости Божией к искренному для добра старцу, почившему вслед за приготовлением эдикта. 69) Феофана хроногр. (в русск. перев.) стр. 134. 135. Георгия Амар. Хрон. р. 540. 541. 70) Прокопий в сочинении: Anecdota, описывает (562 г.) двор Юстиниана и самого Юстиниана черными красками. Но тайный язычник излил тут желчную злость свою на искреннего христианина и зазнаемо клеветал на него. Это доказал современными свидетельствами издатель Анекдотов Эйхель: Procopii anecdota, gr. lat. Helmstadt. 1664.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

20 Так называемых – описательная формула для обозначения реалий, не существовавших в эпоху классической древности, в подражание историкам которой Прокопий писал. 21 541 г. II глава «Тайной истории» является дополнением к «Войне с персами», в основном ко второй ее книге. 26 Хосров со своим войском находился тогда в Лазике, предпринимая попытки завоевать Петру. См.: В.Р. II. 17. 3 сл. Антиохийцы, о которых идет здесь речь, – это плененные им жители Антиохии во время захвата города Хосровом в 540 г. Для них Хосров построил город на расстоянии одного дня пути от Ктесифона, дав ему имя Антиохия Хосрова. 29 Влисхам – начальник гарнизона в Сисавраноне. После взятия в плен остался у византийцев на службе. 31 Валериан, способный военачальник, занимал в ту пору пост magister militum per Armeniam. Ср.: В.Р. II. 14.8. 32 Заверган – видный и влиятельный перс из окружения шаха. В «Войне с персами» Прокопий изображает его резким в суждениях человеком (В.Р. II. 8. 30 – 32). О посольстве Завергана в Византию других известий не сохранилось. Возможно, оно имело место в 540 г. и имело связь с захватом Антиохии. 33 О влиянии Феодоры на ход государственных дел сообщают. многие византийские авторы. Известно об этом и от самого Юстиниана, который в одной из своих новелл написал: «Посоветовавшись в этом случае еще раз с нашей преосвященнейшей супругой, которую даровал нам Бог...». (Nov. VIII. Cap. I). 35 По всей видимости, речь идет о церкви Богоматери, расположенной на Золотом Роге, сразу же за западной стеной города, где позднее разместился квартал Влахерны. В трактате «О постройках» эта церковь описана как «Самая священная и почитаемая» (De aed. I. 3.3). 37 Позднее Фотий стал настоятелем монастыря. В 566 г., уже после смерти Юстиниана, император Юстин II поручил ему подавление восстания самаритян. См.: Stein E. Histoire du Bas-Empire. Bruxelles; Paris; Amsterdam, 1949. T. 2. P. 496. N. 1. 39 В.Р. II. 22; 23. События, о которых идет речь в этой главе, относятся, следовательно, к 542 – 543 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/6/tajnaja-isto...

Прп. Симеон здесь продолжает линию, намеченную святым Иринеем Лионским, ср.: «...следует отметить, что учение святого Иринея о богопознании, как пребывании облагодатствованного человека внутри Божественного Света, представляет собой значительную заслугу его как богослова и мистика. Вся линия развития восточного мистического богословия до Симеона Нового Богослова и Григория Паламы включительно, в творениях которых находим наиболее полное раскрытие мистики света и богословия обожения, пойдёт именно этим путём. Можно смело сказать, что Лионский епископ прямо предвосхитил учение преп. Симеона Нового Богослова о свете и обожении» ( Скурат К. Е. Сотериология святого Иринея Лионского//Богословские труды. 1971. 6. С. 75). Даже сама «“терминология света” развита у прп. Симеона гораздо более, чем у кого-либо из предшествующих церковных писателей» ( Иларион (Алфеев), митр. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. М., 2013. С. 310). Ср.: «Ощущать благодать и быть просвещаемым ею в ведении и созерцании является для пр. Симеона до такой степени существенною чертою христианина, что тот, кто ещё не получил сознательного видения, не может носить это имя» ( Василий (Кривошеин), архиеп. Указ. соч. С. 150). Под «воплощённым домостроительством» следует понимать воплощение Сына Божия вместе со всем спасительным делом, совершённым Им во плоти. Термин этот употребляется свт. Феофаном Затворником — в том числе в использованном в настоящей работе переводе «Слов» прп. Симеона. Симеон Новый Богослов, прп. Слово 63: 3//Указ. соч. Ч. 2. С. 66. Симеон Новый Богослов, прп. Слово 2: 2//Указ. соч. Ч. 1. С. 41. Симеон Новый Богослов, прп. Слово 29: 5//Указ. соч. Ч. 1. С. 364. Там же. С. 365. Симеон Новый Богослов, прп. Слово 42//Указ. соч. Ч. 1. С. 495. Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. C. 272. Ср.: «И таинство сие, явно для всего мира сказанным нами образом бывшее во время воплощённого -домостроительства Христова, таким же образом и после того совершалось и совершается в каждом христианине» ( Симеон Новый Богослов, прп. Слово 45: 3//Указ. соч. Ч. 1. С. 540–541).

http://bogoslov.ru/article/6172876

И святой Пресвитер снова и снова призывает: «Старайтесь более всего об очищении сердца, в нём вся сила: От сих бо исходища жи вота” (Ср.: Притч. 4, 23 ). Сердце – жизнь наша. Старайся и о том, чтобы в голове твоей было всегда ясно, светло» (2: 383). Берегитесь, братия, быть в душе нехорошими, недобрыми, нечистыми, иначе лукавый овладеет вами и погубит вас; напротив, старайтесь всеми мерами о том, чтобы иметь всегда мысли и чувства хорошие; будьте смиренны, старайтесь быть братолюбием друг ко другу любезны, не завистливы, не любостяжательны – и Господь будет почивать в ваших сердцах» (2: 97). Размышляя о внутренней чистоте человека, предивный Целитель видит пустоту наружного благочестия, при отсутствии внутреннего. «Как много и ныне есть людей, у которых наружная сторона чиста и гладка, но которые внутри полны грабительства и лукавства. Безумцы, зачем вы оставляете в пренебрежении внутреннюю, существеннейшую сторону? Разве и этой последней не один и тот же Творец с первой?» (1:380). Завершить рассуждения святого праведного Иоанна о чистоте сердца можно его же напоминанием об известной истине: «Чего нет в сердце и в мыслях, того нет и на языке; нет веры в сердце и мыслях – нет их и на языке; нет и молитвы устной, иногда даже и в том случае, если бы кто усиливался без веры, по обязанности говорить молитву. Дивное устроение Божие» (2: 85). XIV.     Страх Божий Начало, продолжение и свершение того, к чему должен стремиться христианин – «начало премудрости – страх Божий. Ты – Господь великий и страшный, а я раб ничтожный, презренный» (2: 39). Человек может быть ничто, как земля, трава, быстро отцветающий цветок – «вышел из него дух – и не стало человека и следов его не осталось. Но он и велик и блажен, если боится Бога и хранит Его заповеди: Господь ущедряет его благами Своими, как отец ущедряет своих детей; милость Господня с ним от века и до века и правда Его даже оказывается сынам сынов Его, хранящим завет Его» (1: 540–541). Чтобы сохранить это величие надобно – непременно надобно - " служить Богу со страхом, верой и добрыми делами и ждать на суд Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа» (1: 423).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Рассказ об отречении Петра составляет часть повествования о ночных событиях – суде и осуждении Иисуса. Данная перикопа идёт сразу после сцены суда (11:66–72) 534 , тогда как действие её происходит во время суда. Во дворе первосвященника Пётр поддается случайному давлению 535 и отрицает, что знаком с Иисусом «Назарянином» (14:68). Будучи спровоцирован вторично, Пётр повторяет своё отречение (14:70), а в третий раз идёт даже дальше: «Он же начал кляться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите» (14:71). Возрастающая резкость отречения ученика от своего Учителя поразительна. То, что Пётр клятвенно отрекается от Христа в то самое время и в том самом месте, где над Христом совершается судебная расправа, делает его отречение ещё более позорным 536 . После предательства Иуды и бегства учеников поступок ближайшего ученика становится страшным ударом для страдающего Иисуса. Без сомнения, отречение Петра входит в христологию Страстей и неизгладимо запечатлелось в памяти древней Церкви 537 . Между тем это отречение было заранее и до мельчайших деталей предсказано Иисусом (14:30). Предсказание сбылось, что снова напоминает о пророческой власти Христа 538 . Когда Пётр вспоминает о словах Иисуса, его сердце наполняется раскаянием: «И вспомнил Пётр слово, сказанное ему Иисусом...» (14:72). В момент величайшего падения ученика, несравненная духовная мощь Мессии совершает чудо полного преображения этого человека. Здесь также дает о себе знать христология Власти. 12. Первая перикопа 15-й главы, Мк 15:1–15 , посвящена суду Пилата 539 . Она изобилует фактами, которые олицетворяют, подчёркивают, углубляют и интерпретируют концепцию Страстей 540 . Остановимся на наиболее важных моментах. (А). «Первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион» (15:1), то есть группа врагов, уже приговорившая Мессию к смерти, вновь собирается на совещание. Не долго думая, всего лишь спустя несколько часов после ночного суда («немедленно поутру»), они придают приговору официальный характер 541 , связывают Иисусу руки и отводят Его к Пилату (15:1). Этот образ характерен для Страстей. Христа связывают 542 как обычного преступника, унижая и подвергая телесным мучениям. Соплеменники Иисуса предают Его Пилату 543 , то есть языческим римским властям, усугубляя и без того унизительную ситуацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Седальны Гл. 1. Родившись 533 чудесно от неплодных ложесн, сверхъестественно родила 534 от девственных чресл; явившись прекрасным стеблем, произрастила миру Жизнь. Поэтому силы небесные взывают Тебе, Богородица: слава пришествию 535 Твоему, Чистая 536 ; слава рождению Твоему; слава девству Твоему, Мать безневестная 537 . Гл. 5. Все небесное (все на небе) сегодня радуется, род людской сегодня празднует с ним, и пророки таинственно вместе веселятся, ибо сегодня рождается Та, Которую они в древности провидели образно, как купину, как стамну, как облако, дверь и престол, как высокую гору. Канон, гл. 4, творение Иосифа Ирмосами канона служат ирмосы «Отверзу уста моя» – как обычно во второстепенные Богородичные праздники. Далее приводятся только тропари каждой песни. Песнь 1. Радуясь 538 сегодня, будем с веселием воспевать божественное рождение Богоматери, ибо Она родила радость вселенной, уничтожающую скорбь праматери. От неплодной является неплодство греха, которое предуказал закон и предначертали речи божественных благовестников, Пречистая и Всенепорочная Владычица. Сделалась храмом и палатой Царя Та, в Которой Пресущественный, устроив для Себя жилище, делает верных жилищем Святой Троицы. От неплодной происходит 539 прекраснейший чертог, высочайший Божий престол, на котором воссел плотию Пресущественный 540 , сидящих во тьме гибели благостию возбуждает к свету познания. Песнь 3. От неплодной земли рождается земля плодоносная, которая в качестве плода принесет Возделывателя добра и живоносный колос, питающий божественным мановением 541 всех. Сегодня произросла ветвь девства, из которой процветет цвет – Садовник Бог наш, с крайней благостью отсекающий плохие ростки. Вот невысеченная гора, сама от неплодного камня, дает плод – отсеченный мысленный Камень, Который произведет сокрушение всех идолов льстеца». Предначертания закона предсказали Тебя, Отроковица, ибо Ты, вопреки закону, носишь во чреве Законодателя, неизреченно сохраняющего Тебя нетленной и нескверной. По 3 песни седален 1-й по полиелее из праздничной службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Устава 218 (см. выше, 128, 248, 394, 446, 540, 541, 545, 644, 652, 656–657, 671, 675, 691 стр. печатного оригинала и ниже, примеч. к табл. ряд. цер. служб). Если престольный праздник случится в Вел. пост на 1-й или на Страстной неделе, то он переносится согласно с указанием Устава 219 ; если же этот праздник случится в седмичные дни на средних неделях Великого поста, то в некоторых церквах его правят по Благовещенской главе, т.е., служат литургию св. Иоанна Златоуста в соединении с вечерней, а в некоторых – по Предтеченской, т.е., совершают литургию преждеосвященных Даров, как прямо и указано в Уставе в 34 и 35 гл. «о храмех». По мнению «Цер. Вестника», вышеуказанное отступление от предписаний Устава (т.е., совершение полной литургии) позволительно: для прихода престольный праздник составляет как бы вторую Пасху, а потому едва ли погрешают те, которые правят по Благовещенской главе, по крайней мере, особо чтимые храмовые праздники, а придельные по Предтеченской (Ц.В. 1889, 4). Но это мнение упускает из виду, что церковный Устав прямо предписывает совершать в храмовые праздники служение по Предтеченской главе (см. Марк. гл. на 23 февр. и 9 мар., 30–32, 34 и 35 гл. «о храмех»). Впрочем, с разрешения местного Преосвященного, конечно, может быть совершено служение в храмовой праздник, случившийся в указанный день, и по Благовещенской главе. Согласно предписанию Устава, «тогоже дне», в который бывает храмовой праздник, на вседневной вечерне «бывает отдание праздника за почесть храма»; порядок этой вечерни излагается в 1-й храм. гл.; «и тако отдается служба храма непременно», т.е., без перемен, как указано в означенной главе (см. также 13 хр. гл.). Таким образом, празднование храмового праздника, по Уставу, ограничивается одним днём. 220 Признавая необходимым упорядочить времяпровождение воспитанниками церковно-приходских школ в местные храмовые праздники, Св. Синод, согласно заключению Училищного при нём Совета, определил преподать следующие по сему предмету указания: 1) ограничить празднование храмовых праздников в церковно-приходских школах двумя днями, с тем, чтобы на третий день в церковно-приходских школах обязательно начиналось обычное ученье;

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

537. (473.) Минея служ. мес. март, полууст., первой полов. XVI века, в четверть, 195 листов, конечные снизу подмочены и изорваны. 538. (544.) Минея служ. мес. март, полууст. небрежный, первой полов. XVI века, в четверть, 221 лист, ветхие переписаны Германом Тулуповым. В конце ркп. рукою писца: Како бысть рад заець от тенета избег, тако аз раб Божий Посуня (sic) рад сию книгу свершив, глаголемую Миней. Где будет есми в своей грубости описался, и вы святии простите, а не клените грешнаго. 539. (441.) Минея служ. мес. март и апрель, полууст. в два столбца. XVI века, в лист, 248 листов, конечный утрачен. Из русских Святых служба положена 30 числа одному Ионе митр. московскому. Канон тот же, что в печ. Минеи июня 15, без надписи и красгранесия. Сравн. Оп. рум. Муз. 595. 540. (497.) Минея служ. мес. март, полууст., XVI века, в четверть. 245 листов. 541. (542.) Минея служ. мес. март, полууст., исх. XVI века, в четверть, 305 листов, замечательна. Какой-то грамотей, не понимая, почему одним Святым положена служба в Минее, а другим Святым, упоминаемым в Святцах под тем же числом, нет ее, решился написать службы и этим последним. Главным источником для него при составлении служб служила та же мартовская Минея; поступая без всякого разбора, из службы одного Святого он брал стихиры, из службы другого канон, а иногда выписывал и всю службу. Изменений в выражениях он делает очень мало, отчего службы его, перенесенные, напр., от мучеников к святителям, наполнены грубыми несообразностями. А что еще удивительнее, он позволил себе изменять и искажать службы и тем Святым, коим положены они в Минее. Мы укажем все службы, отличные от печатных, а также, по возможности, укажем и откуда они извлечены. л. 1. В службе под 1-м числом препод. мученице Евдокии канон отличный от положенного в печат. служ. Минее. Откуда взят, неизвестно. л. 22. Под 5 числом положена служба на обретение мощей князя Феодора ярославского и чад его Давида и Константина также особенная. Первый канон им, с надписью: творение кир Феофана, взят из службы препод. Венедикту, что далее под 14 числом, а второй – из службы преподобномуч. Никону и ученикам его, что в сем же месяце под 23 числом. В печат. служ. Минее оба канона творения Иосифа. Первый канон встречается еще в службе (февр. 4) препод. Кириллу новоезерскому. См. 628 л. 126. .Замечательно также, что Давид и Константин называются здесь не чадами Феодора, а внучатами.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Святая Церковь, следуя в своих чиноположениях наставлению Апостола, который говорит, что все должно быть освящаемо словом Божиим и молитвою, огласила нас при настоящем случае с особенною знаменательностию следующим словом Самого Иисуса Христа: «созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют ей» (Мф.16:18). Мысль и дух чиноположения состоит здесь в том, чтобы зиждительную и хранительную силу онаго слова Христова обратить на самый сей храм, яко созданный в образ нерукотворенной Церкви Христовой, устрояемой духовно из душ верующих, и таким образом внушить нам верование и упование, что и сия рукотворенная Церковь, по действию строительства таин, есть отныне здание Христово, и что никакия враждебныя силы не одолеют данныя сему святилищу благодати в ея спасительном действии на души верующих. Заметив сие к утверждению веры и упования входящих в храм, я обращаюсь к обыкновенному Евангельскому чтению настоящей недели, чтобы и оно не осталось без принадлежащаго ему внимания. Оно в притче представляет нам человека богатаго...» 537 По Евреин. сборн.: ни малейшей нужды. 538 По Евреин. сборн.: При настоящем случае для изъяснения правила: «богатеть в Бога», можно указать на близкий пример. Для созидания сего храма иной принес часть богатства своего, а иной употребил безкорыстный труд... 539 По Евреин. сборн. просто: богатство и труд... 540 По Евреин. сборн.: поелику Бог ничего не присвояет... 541 По Евреин. сборн.: Вот очевидный опыт одного из способов, как можно «богатеть в Бога». 542 В отд. изд. и Христ. Чтен.: Но у них не было ни родства, ни знакомства, словом ничего общаго с Иосифом и Мариею, у которых после нашли они младенца, возвещеннаго Ангелом. Комуже сказано: «родися вам»? 543 В отд. изд. и Христ. Чтен.: за ваших отживших... 544 В отд. изд. и Христ. Чтен.: и не вдолге... 545 В отд. изд. и Христ. Чтен.: ни в каком постороннем спасении... 546 Пасхальный канон, песнь 1, тропарь 1. 547 В отд. изд., Христ. Чтен. и собр. 1844 г.: тайну Христову;.. 548 В отд. изд. и в Христ. Чтен.: и я говорю с Ангелом,..

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3182...

Очевидно, владыка Гурий был арестован. Ср. «В сентябре 1937 г. проведены были массовые аресты “церковников” в Арзамасе». – Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. – С. 253. 524 Речь идет о чадах старца, пришедших от о. Романа Медведя. 525 Молитвы утренние. Молитва 7. Песнь ко Пресвятой Богородице. 526 Ср. Весь еси желание, весь сладость, Слове Божий, Девы Сыне, Боже богов Господи, святых Пресвятый. Тем Тя вси с Рождшею величаем. – Октоих. Глас 2. В неделю утра, канон Пресвятой Богородице (3-й), песнь 9, ирмос; в понедельник утра, канон 2-й, песнь 9, ирмос. 527 Здесь и далее отточиями обозначены строки, вычеркнутые цензурой. 528 17/30 января 1930 г., в день кончины схиигумена Германа, о. Игнатий был пострижен в великую схиму. 529 То есть от старца. 530 Монахиня Евфросиния (†ок. 1960) – монахиня закрытого московского Рождественского монастыря, некоторое время старшая в Знаменском «скиту». В 1930 г. была арестована и выслана, позднее жила в г. Данилове. См.: Монашество последних времен. – С. 95, 108, 118. 531 Неясно, о чем идет речь. 532 Ср. письмо 82. 533 Возможно, имеется в виду иеромонах Высоко-Петровского монастыря Иоасаф. См. прим. к письму 1. 534 То есть ‘не освободились ли?’. 535 В оригинале последняя буква читается скорее как Ш. 536 Старец говорит, что при его физическом состоянии трудно найти силы для молитвы и богомыслия. В обычных условиях должна была бы помочь посторонняя мысль – богослужение, но вместо этого вокруг – брань уголовников. 537 В очередном письме духовные дети старца приводили следующие слова: Рекоша чистая и честная уста: разлучения вам не будет, о друзи! Аз бо на Отчем вышнем престоле соседя, излию Духа, возсияти желающим благодать независтную. – Триодь Цветная. Неделя Пятидесятницы. Утреня, канон (второй), песнь 1. 538 Тяжелые солнечные ожоги (до волдырей) – также проявление пеллагры. 539 То есть о. Игнатию. 540 Не удалось расшифровать сокращение о. Игнатия. 541 Видимо, об окружающей атмосфере преступного мира. 542 Тяжесть в ногах и в голове, головная боль, головокружение, а также жжение в полости рта и др. – симптомы пеллагры. 543

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010