Н. Каптерев (Продолжение следует). Знаменский С.П. Из жизни слов: (Семасиологические судьбы термина sacramentum)//Богословский вестник 1909. Т. 1. 4. С. 540–573 (3-я пагин.). (Окончание.) 447 —540— II В христианской латинской литературе термин sacramentum встречается с самых ранних пор. Уже Тертуллиан , один из первых латинских церковных писателей, употребляет его неоднократно. Трактуя, например, о таинстве крещения, он, наряду с любимым его названием lavacrum (=баня паки бытия), употребляет такое описательное выражение: felix sacramentum aquae nostrae. 448 В трактате De corona (c. III) он упоминает о sacramentum eucharistiae, – таинстве причащения, которое следующий за Тертуллианом латинский церковный писатель, Киприан, называет sacramentum calicis. 449 Встречаются у тех же писателей выражения: sacramentum coeleste, sacramentum spiritus. 450 Таким образом, уже у первых латинских церковных писателей слово sacramentum было общим названием для различных церковных таинств. Далее, мы имеем в древне-христианской латинской литературе случаи употребления термина sacramentum в приложении к разного рода res arcanae в области религии. Так Тертуллиан говорит о тайне домостроительства (oeconomiae sacramentum), 451 Киприан – о тайне Христовой жертвы (sacri- —541— ficii dominici sacramentum), 452 а Пруденций называет словом sacramentum слово Божие, таинственное учение евангельское. 453 Область применения термина sacramentum почти совпадала с областью применения греческого слова μυστριον. По крайней мере, древние латинские интерпретаторы св. Писания передавали этим термином греческое μυστριον почти всякий раз, как оно попадалось в священном тексте. 454 В тексте Вульгаты замечается некоторое колебание в передаче слова μυστριον. В одних случаях оно просто транскрибируется латинскими буквами, подобно таким словам, как euangelium, baptipsmum, ecclesia, в других переводится словом sacramentum (напр. Eph.3:9; 8:32 ; 1Tim.2:16 ; Арос.17:7). Иногда оба термина mysterium и sacramentum встречаются почти рядом (напр. Eph.3:4. 4 ; Col.1:26. 27).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

431 Матер. V, 89, 220, 275, 368, 84. Под азом, передвинутым никонианами на другое место, конечно разумеется аз, находившийся в символе, до его исправления при Никоне, в словах «рожденна, а не сотворенна». 434 Заявление Аввакума, что будто бы ему посулили посадить его на Печатном Дворе, т, е. хотели передать в его руки книжную справу, решительно невероятно, так как Аввакум, не умевший отличить простую типографскую опечатку от настоящего текста, менее всего, конечно, годился в справщики, не говоря уже о том, что пригласить его в справщики, значило бы отказаться от церковной реформы, что было тогда невозможно. Очевидно в Москве, при виде ласково-внимательного отношения царя к Аввакуму, составлялись разные предположения относительно того, какое место и положение займет теперь в Москве Аввакум, а он подхватывал эти толки и предположения, и принимал их за намерения самого правительства, которое их вовсе не имело. 443 Это место у Аввакума характерно в том отношении, сто свои грубые и прямо циничные картины, созданные его больною и очень неопрятною фантазией, он признает за внушенные ему Духом Святым: это «сказал мне Дух Святый», заявляет он. 447 Окончание. См. Бог. Вестн. Февраль 298–311 стр. Там необходимо, между прочим, исправить ошибку: вм. Darmester везде следует читать – Darmesteter. 451 Adver. Prax. 2: Nihilominus custodiatur oeconomiae sacramentum, quae unitatem in trinitatem disponit. 453 Prud. 10 περ στεφ 18: Nolite verba, cum sacramentum meum erit canendum, providenter quaerere. 454 См. отдел De sacramentis в Institutiones catecheticae, Conradi Dietetici. Francoforti ad Moenum 1743, p. 481 sq. 456 Ср. А. Грушка, Из области семасиологии (Филологическое обозрение т. XI (1896 г.), кн. 1-я, стр. 33 след.). 460 Sarv. Aen. VIII, 1: apud majores nostros tria erant militiae genera in bellis gerendis, nam aut legitima erat militia, aut conjuratio, aut evocatio. Legitima erat militia eorum qui singili jurabant pro re publica se esse facturos nec discedebant nisi completis stipendiis i. e. militiae temporibus et sacramentum vocabatur. – Fest, p. 224: praejurationes facere dicuntur hi, qui ante alios conceptis verbis jurant: post quos in eadem verba jurantes tantum modo dicunt: idem in me. – Liv. II, 45, 14: idem deinceps omnis exercitus in se quisque jurat. – Tac. Hist. IV, 59: nec illi (Classico)… verba ultra suppeditavere, quam ut sacramentum recitaret: juravere qui aderant pro imperio Galliarum. См. Pauly-Wissowa. Real-Encyclopädie, 4-te C. Art: dilectus. У Тацита, между прочим, рисуется такая сцена присяги (Hist. I, 55): «Легионы Нижней Германии были приведены к присяге Гальбе (sacramento pro Galba adactae)… Присяга давалась неохотно и слышны были лишь немногие голоса центурионов первых рядов; остальные почти совершенно молчали, всякий, ожидая, когда начнет другой».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

433 Этот термин впервые встречается у Евгиппия, vita s. Severini, с. 10; затем у Иордана, Get. 301 и Менандра, frg. 35. Он держался во Фракии и в VIII столетии. – Theoph. 436, 17. 440 Выражения Прокопия – b. g. 3, 34, – вложенные в уста лангобардских послов, не настолько точны, чтобы можно было выяснить пределы этой территории. 441 Так было однажды со славянами после нашествия. Гепиды брали по золотому за человека. Ргосор. b. g. 4, 25, 5. 447 Ib. 4, 35, 10–15. – Упоминание о помощи, которую оказал Авдуин в походе против Тотилы, заставляет отнести это событие ко времени не раньше 553 года. 448 См. мою статью: «Где начинается славянская территория по Иордану» (Жур. Мин. Просв. 1905, кн. 3). 458 Ib. 3, 40, 31–45. – Имя Астики носила приморская область между городами Гераклеей на Пропонтиде и Аполлонией на Черном море. Позднее это имя рас­пространяли на область между Адрианополем и Филиппополем. 466       Точная дата этого нашествия гуннов не сохранена преданием. Хотя Прокопий в своем кратком рассказе – b. р. 2, 4 – выставляет это нашествие чрезвычайно грозным, но в летопись оно не было занесено. Прокопий помещает это вторжение варваров немедленно вслед за упоминанием о появлении большой кометы, которая была видна в течение 40 дней и вызвала толки об угрожающих миру бедствиях. Так как весною следующего года сделал свое страшное нашествие в Сирию Хосров, то ясно, что многие, и в том числе Иоанн Лидиец, уверовали в зловещее значение кометы (De ostentis с. 1, р. 273 Bon.). О времени появления кометы Прокопий не оговаривает, но в Эдесской хронике дана точная дата: 5 октября 13 года правления Юстиниана, т. е. от 1 апреля 539 года до 31 марта 540 (Edessenische Chronik, N° 96, p. 131, H allier). Так как Прокопий, помянув о комете, говорит, что немедленно после ее появления (εδς ) гуннские полчища наводнили Фракию, то правильно будет заключить, что нашествие случилось осенью, а не весною следующего года, 540, как я полагал вместе с Муральтом. (Клинтон не отметил этого события в своих Фастах.) Если бы нашествие произошло весною 540 года, то Велизарий на обратном пути из Италии имел бы случай ведаться с врагом, так как оказался бы на его пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

446 «О Каткове можно сказать, – писал Феоктистов, – что он был, как выражаются французы, un mauvais coucheur (неудобный сожитель). Обладал он натурой деспотическою и в высшей степени страстною, не допускал никаких компромиссов и уступок в ущерб делу, которое близко принимал к сердцу» (Воспоминания Е. М. Феоктистова. С. 105). 447 РГБ. Ф. 224. П. 3. 9. Л. 2. Николай Николаевич Шавров (1858–1916) – кавказский промышленник, шелковод, издатель. Неполный список претендентов приводит Ю. Г. Оксман в примечаниях к воспоминаниям Феоктистова (см.: Воспоминания Е. М. Феоктистова. С. 289). 449 Источник финансирования этих затрат неясен. В 1893 г. в письме к Победоносцеву Цион утверждал, что «Московские ведомости» спустя несколько месяцев после смерти Каткова были подкуплены французским правительством: «Знаменитый чек в полмиллиона франков действительно был выманен у Панамского общества для покупки «Московских ведомостей», – писал он. – ...Не знаю, кто возымел мысль обратиться к французскому правительству, но переговоры велись одним корреспондентом «Московских ведомостей». Сколько досталось Петровскому, сколько его посредникам – мне, разумеется, неизвестно. В первый момент я даже полагал, что Петровский тут был не при чем. Но страх, объявший его при одной мысли, что я занялся разъяснением этого дела, служит для меня несомненным доказательством, что у него «рыльце в пуху " » ( К. П. Победоносцев и его корреспонденты. С. 984–985). Узнав из французских газет об истории с чеком, Е. Л. Кочетов увидел в ней происки мирового еврейства во главе с парижскими банкирами, хотевшими, якобы, завладеть «Московскими ведомостями» (РГАЛИ. Ф. 459. Оп. 1. 753. Л. 1–2 об.). Упомянутое в письме Циона акционерное общество по строительству Панамского канала было тесно связано с французским правительством. Банкротство кампании в конце 1880-х гг. вызвало во Франции грандиозный скандал. Состоявшийся тогда же громкий судебный процесс вскрыл факты нецелевого расходования денежных средств акционеров, подкупа должностных лиц и органов печати.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

В России и на постсоветском пространстве существуют два харизматических телеканала: ТВН («Телеканал Благих Новостей») во главе с президентом Ассоциации Христианских Церквей И. Никитиным 443  и казахский спутниковый канал CNL («Канал «Новая Жизнь»), созданный пастором М. Максимовым в Алма-Ате 444 . «Миссия «Благая весть» церкви ЕХДА в Санкт-Петербурге (пастор Д. Шатров) обладает телевизионными студиями и ведёт регулярное вещание на телеканале ОТВ. Все харизматические студии и каналы предоставляют телеэфир для проповедников «ДВ», в первую очередь А. Ледяева, С. Аделаджи и других. М. Максимов и Д. Шатров не являются прямыми участниками «ДВ», но испытали сильное влияние его идей. Одной из миссионерских задач «ДВ» является проведение ежегодных конференций. Ежегодные конференции крупного «служения» могут собирать сотни тысяч человек в США и до нескольких миллионов по всему миру 445 (Дж. Мэйер) 2.1.1. Зачатки деноминации: Международное Соглашение Церквей и Служителей Веры (МСЦСВ) В организации «ДВ» можно выделить формальные и неформальные центры. Формальным центром Движения является ассоциативная организация Международное Соглашение Церквей и Служителей Веры (МСЦСВ) 446 , созданная в 1979 г. Организация ставит целью координацию, коммуникацию и взаимопомощь независимых церквей Веры. МСЦСВ насчитывает сегодня свыше 800 пасторов 447 , представляющих более сотни церквей 448 . Многие из участников одновременно являются членами ассоциативных пятидесятнических союзов, не входящих в «ДВ». Организация была основана 13 мая 1979 г. в г. Талсе. Возглавил её Д. Харрисон, зять К. Хейгина, пастор Международного Христианского Содружества Веры и президент Харрисон-Дома, главный издатель книг «ДВ». Организация создавалась, прежде всего, для консолидации усилий отдельных церквей в деле возвещения Слова Веры американской нации и всему миру. «То, какие именно «служения» присутствовали в этом «историческом решении» точно неизвестно, но вероятно это были основатели и попечители «ДВ»: Кеннет Хейгин старший, Кеннет Хейгин младший, Кеннет Коупленд, Фред Прайс, Джон Остин, Новел Хейс, Джерри Савелль, Чарльз Коун и т.д.» 449 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dvizheni...

Что же дальше? Не вернуться ли к брахманийскому ритуализму, не уверовать ли вновь в необходимость магических церемоний? Автор Бхагавад-Гиты так и поступает. В последней ее песне Кришна говорит: «Жертвы, дары и подвиги не следует оставлять, исполнять их должно» [ 26 ]. Старое еще раз торжествует над новым. Итак, учение Гиты не послужило началом духовному перевороту в Индии. Пусть и сейчас мы восхищаемся многими ее строками, не следует переоценивать ее положительной роли в религиозной истории. Люди немудрящей и простосердечной веры не пришли через Кришну к единобожию. Кришна стал одним из многих богов, к которым обращались в различных житейских нуждах. О его похождениях рассказывали довольно игривые и наивные сказки. А мифология, как и прежде, продолжала громоздить монстров и наполнять храмы безобразными кумирами. Так постепенно складывался индуизм — эклектическая религия современной Индии, в которой безнадежно перемешаны идеи великих мистиков и поэтов с извращенным народным суеверием. ПРИМЕЧАНИЯ Глава седьмая. ПРОВОЗВЕСТИЕ КРИШНЫ. БХАГАВАД-ГИТА 1. С. Радхакришнан считает, что «есть много свидетельств в пользу историчности Кришны» (S. Radhakrishnan, The Bhagavad-gita, 1948, р. 28). При этом он ссылается на Чхандогью, Махабхарату, Панини Сутры. П. Матаи указывает на существование трех Кришн: один был мудрецом (кшатрием, сыном Деваки и Васудевы), другой — героем мифов, третий — воплощением Божества в Бхагавад-Гите. (См.: Р. S. Mathai. A Christian Approach to Bhagavad-gita, Calcutta, 1956, p. 24). О времени жизни исторического Кришны см.: D. R. Munkad. Chronological Distance between Rama and Krishna. — «Journal of the Oriental Institute, University of Baroda», 1964, September. 2. См.: С. Радхакришнан. Индийская философия, т. I, с. 447. То, что Гита возникла позднее первых Упанишад, доказывается обилием в ней цитат из Упанишад. Ср., например: БГ, II, 20; VIII, 1 и Катха, II, 19; II, 15; с другой стороны, учение Кришны, очевидно, еще не знает Санхьи и Йоги в их классической форме. Ряд соображений позволяет относить ядро Гиты к добуддийскому времени (см.: Б. Смирнов. Введение к переводу Бхагавад-Гиты. Ашхабад, 1960, с. 46).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Очевидцы тех событий пишут: «Изъятие ценностей явилось оселком для испытания политических убеждений тогдашнего духовенства: «приемлющие» высказывались за безоговорочную передачу всех ценностей, «неприемлющие», не отрицая, конечно, необходимости помощи голодающим, отказывались отдавать священные предметы в руки антирелигиозной власти и вообще не хотели, чтобы помощь голодающим происходила через Советское правительство» . Случалось и сопротивление изъятию ценностей. «Когда люди в кожаных куртках вошли в храмы, чтобы изъять серебряные и золотые чаши, масса верующих бросилась на защиту ценностей; волна инцидентов прокатилась по стране. На столбцах газет появились громовые статьи против церковников, начались аресты священников» . Что касается числа пострадавших в этот период, то в одном из последних исследований Н. Н. Покровский, комментируя данные современной исторической науки по этому вопросу, пишет: «Документы Политбюро и Лубянки пока не дают возможности определить цифровые характеристики ни числа столкновений между верующими и властями, ни количества убитых и раненых в этих столкновениях, ни числа репрессированных. Из одной работы по истории РПЦ в другую переходит свидетельство активного участника событий «живоцерковного» протопресвитера В. Красницкого о том, что в ходе изъятия в 1922 г. в стране произошло 1 414 кровавых инцидента. Часто (хотя не всегда точно) приводятся сведения бежавшего из России священника Михаила Польского о том, что в 1922 г. общее число жертв, погибших при столкновениях и расстреляных по суду, было 2 691 человек белого духовенства, 1 962 монашествующих, 3 447 монахинь и послушниц; всего 8 100 жертв. В литературе встречаются и упоминания о том, что в связи с изъятием церковных ценностей в 1922 г. в стране прошло 231 судебное дело, на коих были вынесены приговоры 732 человекам...» . 19 марта 1922 года, после получения известия о сопротивлении изъятию церковных ценностей в Шуе, которое закончилось кровопролитием, Ленин написал свое известное письмо, в котором достаточно четко раскрыл смысл и цели кампании по изъятию ценностей: «Все соображения указывают на то, что позже сделать нам этого не удастся, ибо никакой иной момент, кроме отчаянного голода, не даст нам такого настроения широких крестьянских масс, который бы либо обеспечивал нам сочувствие этой массы, либо, по крайней мере, обеспечил бы нам нейтрализование этих масс в том смысле, что победа в борьбе с изъятием ценностей останется безусловно и полностью на нашей стороне... Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий» .

http://bogoslov.ru/article/1691617

21 . Дела о признании недействительными браков, заключенных по насилию, могут быть вчиняемы только тем из супругов, который был чрез употребление насилия, принужден к заключению брака, или же родителями его или опекунами. Если бы встретились такие обстоятельства, по коим принужденное к браку лицо, или его родители, или опекуны, не могли начать иска немедленно по заключении брака, то такой иск может быть начат только в продолжение шести месяцев со дня прекращения обстоятельств, препятствовавших подаче просьбы, не включая однако же в сие время поверхностного срока от места жительства просящего лица до Епархиального Начальства, когда просьба приносится лично, или же почтового срока, если сия просьба препровождается чрез почту. (Т. 16, ч. 2, Зак. Суд. Гражд. изд. 189 г. ст. 447). а) Все дети, прижитые в браке, который по приговору подлежащего суда признан незаконным и недействительным, признаются незаконными. (П. 4 ст. 132 Т. 10, ч. 1, изд. 1887 г.). б) Родители произошедших от недействительного брака детей подчиняются, до совершеннолетия сих последних, обязанностям, определенным в статье 172 15 законов гражданских. В случае признания брака, совершенного с запиской в метрические книги, незаконным и недействительным, подлежащий суд, который рассматривает дело после суда духовного (ст. 1014 и 1015 Уст. Угол. Суд.), может, во внимание к обстоятельствам, заслуживающим снисхождения, повергать на милостивое воззрение Императорского Величества ходатайство о сохранении за детьми, рожденными в сем браке, прав законных детей. Просьбы об исходатайствовании Всемилостивейшего на сие соизволения могут быть заявляемы подлежащему суду и в тех случаях, когда решение духовного суда об уничтожении брака постановляется после окончания суда уголовного (ст. 1012 и 1013 Уст. Угол. Судопр.). Просьбы сего рода подаются и рассматриваются в порядке, установленном статьями 1460 1 –1460 5 16 Устава Гражданского Судопроизводства. Если один из супругов вовлечен был в противозаконный брак обманом или насилием, то и участь невинного супруга, вступившего по неведению или принуждению в недействительный брак, может быть повергнута судом на Высочайшее воззрение ( Высоч. утв. 12 марта 1891 года мнен. Госуд. Совета о детях узаконенных и усыновленных). См. в конце прилож. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

(:36,42). «Для этого именно» – не точно. Замещение должностей не от Феодорита зависело, и подготовлять к этому молодых людей он не имел возможности. Опасность, которая предстояла Феодоту и Филиппу, была в другом роде: невидимому Исокасий хотел пристроить этих молодых людей на места в Антиохии, а родственники их требовали, чтобы они сами взялись за сельское хозяйство в своих имениях. Феодорит просит Исокасия взять назад свою неудобную милость. (:46). «В сорок миль». Чит.: в 1600 римских миль=3499,9 километров с ребром в 40 римских миль. Промерка по карте (Киперта) этого района в его естественных границах дает площадь близкую к квадрату (со сторонами в 41,3, 35,1, 39,3, 45,4 рим. миль)=3561,8 кв. километр. – Понятно само собой, что в прошении об облегчении податей Феодорит не считал удобным много распространяться о плодоносии Кирестики и отметил только ее невыгодную сторону. Между тем, вот что пишет Ньюман [р. 318. ср. (32,11)] о Кирестике: «Это страна (it was and is) с богатой глинистой почвой, мягкой как чернозем в огороде; трудно встретить даже камень в ней; и плодородна она в высшей степени (of the first fertility). Три реки возвышают ее плодоносие, и, если бы не гнет варварского правительства, эта страна – по рассказам путешественников – могла бы одна производить хлеб в количестве достаточном для всей Сирии». (:37), Ер. 7Σακκ. говорит не о недостатке хлеба. Феодорит посылает софисту Аерию местного вина превосходнейшего качества; а чтобы Аерий не вздумал завидовать гражданам Кира, которые пьют такое роскошное вино, Феодорит приложил и хлеб: пусть софист устыдится, видя, какой хлеб едят на его родине, и пришлет туда хорошего хлебопека, ρτων δημιουργν. (37,56). Так как первый индикт в это время начинался с 1 сентября 432 и 447 гг., то и не видно, чтобы генеральные ревизии в это время приурочивались именно к первому индикту. (:38). Не видно, чтобы Авраам присвоил себе церковное поле; он что-то отнял у каких-то других лиц (τ συληθντα – τος διχημνους). (:41,76). Еще Тилльмон заметил, что новелла Феодосия II (tit.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

е. stibium или antinonium, сурьма или антимоний сероватого цвета; банка, в которой она сберегалась–(такую нашел Росселини в египетских могилах)–называется keren hapuch белильный или румянный рожок (в 42:14 Иова это слово встречается, как женское имя), самое крашение kachal Иез.23:40 (по арабски cohol) или: karabapuch henaim растравлять глаза антимонием или: sim bapuch ( 4Цар.9:30 ). Сущность дела состояла в следующем. С целью возвысить блеск черных южных глаз и в старости седым очам придать юношеский вид натирали брови и ресницы или сухим, или перетертым с маслом и другими жидкостями мелким черным порошком, посредством особенной гладкой кисточки из слоновой кости, дерева или серебра. Слич. Винера, R. W. II стр. 447 и др. Гилле üb. den Gebrauch und die Zusammensetzung der oriental. Augenschminke, Gesellch. Напротив нельзя доказать утверждения Гартманна (Hebrâerin am Putzt. II, стр. 356 и д.), что Евреянки, как другие восточные красавицы окрашивали кончики пальцев на руках и ногах особенного рода порошком апельсинного или золотистого цвета. 845 О вавилонянах Геродот 1, 195, рассказывает: «каждый носит перстень с печатью и трость, вырезанную человеческою рукою, причем наверху каждой трости приделывались то ябюко, то роза, то лилия, то орел, то еще что-нибудь, потому что без приметы никто не может носить палки». Виллькинсон (the manners ІІІ, стр. 388) нашел на палках Египтян надпись имен их владетелей. Перстни Израильтян с печатями также были гравированы (pituchei chotam Исх.28:11 ); вероятно и на них было вырезано имя, может быть также и фигуры. Теперь печати восточных жителей большею частью имеют только имена (во всяком случае еще с изречениями корана), которые отпечатлеваются посредством черной туши. Слич. Робинсон, Pal. 1 стр. 58 и Винера, R. W. ІІ. стр. 458. Для запечатывания писем ( 3Цар.21:8 ), мешков ( Иов.14:17 ) и кулей, как и врат употребляли глиняную печать (chômer chatamtob. Иов.38:14 ) Слич. еще Мишн. schabb. ІІІ, 5 и Винера, R. W. I стр. 197. 846 Это, кажется, ясно следует из 32 гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010