Здесь следует разуметь смерть Ангела Иеговы, единого по существу с Иеговою, в лице Иисуса Христа сделавшегося человеком. Так как Захария несколько раз пришествие Мессии изображает как явление Иеговы Своему народу, в лице Ангела Своего, то, соответственно такому представлению, он мог и смерть Ангела обозначить как смерть Самого Иеговы... При этом переход от 1 л. к 3 указывает на то, что Умерщвленный по существу составляет одно с Иеговою, будучи, однако, отдельною от премирного Бога личностью» (S. 638). Св. Ефрем, толкуя слова: воззрят нань. Егоже прободоша в историческом смысле, относит их к Иуде Маккавею (с. 225, Marti 447); но вместе с тем он же относит их и ко Христу распятому, Которого ребра были прободены (ср. Кир 187–188; Феод 167; Иерон 154). Таким образом, евангелист Иоанн, древние толковники и следующие им комментаторы нового времени в Зах.12:10 видят пророчество о крестной смерти Спасителя. О факте буквального исполнения этого пророчества даже во внешних подробностях Кейль замечает, что «оно служит к тому, чтобы внутреннюю связь пророчества с историческим осуществлением его сделать настолько ясною, чтобы даже неверующие не имели возможности с достаточною основательностью отвергать ее» (S. 638, Cf. S. 662). Зах.12:11 .  В тот день поднимет­ся большой плач в Иерусалиме, как плач Гададриммона в долине Мегиддонской. Плач о Том, Которого пронзили, можно сравнить разве с плачем по благочестивом царе Иосии, убитом при Гададриммоне на равнине Макидонской. «Иосия... погиб, по замечанию Ружемонта, жертвою ужасного проклятия Божия, тяготевшего над его народом, а не вследствие собственного неблагоразумия ( 4Цар.23 и след.), и смерть его была предметом народных надгробных песен, наверно, не забытых еще во время Захарии» ( 2Пар.35:25 , с. 237; см. Oehl. 98–99, 274; Reinke 231; Юнг II, 74–75, 77). Зах.12:12 .  И будет рыдать земля, каждое племя особо: племя дома Давидова особо, и жены их особо; племя дома Нафанова особо, и жены их особо; Зах.12:13 .  племя дома Левиина особо, и жены их особо; племя Симеоново особо, и жены их особо.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

11 Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи иных дней; предпочту я стоять у порога дома Бога моего, чем жить в шатрах грешников. 12 Ибо милость и истину любит Господь, дарует Бог благодать и славу; Господь не лишит Своих благ живущих в незлобии. 13 Господи Боже сил, блажен человек, уповающий на Тебя! 1 443 В конец, сынов Кореевых, псалом, 84. 2 444 Ты оказал благоволение, Господи, земле Твоей, вернул из плена сынов Иакова. 3 Простил беззакония народа Твоего, изгладил грехи его; 4 Умерил гнев Твой, укротил гневную ярость Твою. 5 445 Возврати нас в землю нашу, Боже, Спаситель наш, и отврати ярость Твою от нас! 6 Ужели вовеки гневаться будешь на нас? Или гнев Твой продлится из рода в род? 7 Боже, Ты обратишь к нам взор и вернешь нам жизнь, и народ Твой возрадуется о Тебе. 8 Яви нам, Господи, милость Твою, спасение Твое даруй нам! 9 446 Услышу сердцем моим, что скажет Господь Бог: как возвестит Он мир народу Своему, праведникам Своим и обратившим сердца к Нему. 10 Воистину близится спасение к боящимся Бога, вселится слава в землю нашу! 11 447 Милость и истина встретились, правда и мир облобызались; 12 Истина от земли воссияла, а правда с Небес приклонилась; 13 Ибо Господь дарует нам благо, и земля наша принесет плод свой. 14 Правда пред Ним шествовать будет, направит в путь стопы свои. Слава: 378 В наставление – псалом предостерегает от бедствий, которые случились с древними евреями по их неразумию; ...Асафа – см. примеч. к пс. 72. В псалме как бы дается обзор Священной Истории, начиная от бегства древних евреев из Египта вплоть до воцарения Давида. В цепи событий раскрывается неизменная милость и любовь Бога и неблагодарность, неверность народа, который несет за это наказание. Псалмопевец ведет свой рассказ в назидание потомкам, чтобы они не впали в ошибку отцов. 380 ...сокровенное – во внешних событиях обнаруживает себя таинственный смысл истории еврейского народа – встреча милости Бога с грехом человека, -встреча, которая несет в себе одновременно и предостережение, и надежду. Этот стих приводится евангелистом Матфеем как пророчество о проповеди Господа нашего Иисуса Христа (см.: Мф. 13:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если же ты постоянно будешь просить Его, то хоть и не скоро получишь просимое, однако же непременно получишь. Для того-то и заперта дверь, чтобы побудить тебя стучаться; потому и не сразу внимает, чтобы ты просил. Итак, постоянно проси – и непременно получишь. Не проси ничего мирского, но всего духовного, и непременно получишь. Молящемуся надлежит соблюдать два правила: первое – просить усиленно; второе – просить должного. Но ныне наши прошения достойны смеха и свойственны скорее людям пьяным, чем трезвым. Отчего же, скажешь, я не получаю даже тогда, когда прошу духовного? Конечно, оттого, что ты или не с усердием ударяешь в двери, или сделал себя недостойным к принятию просимого, или быстро перестал просить... Итак, не говори: я приходил и не получил. Никогда нельзя не получить от Бога, Который так любит, что Своей любовью превосходит самих отцов, – и превосходит настолько, насколько благость превосходит злобу 444 . В VII веке Исаак Сирин рассуждал о том, почему молитва иной раз остается неуслышанной. Первая причина, на его взгляд, заключается в человеколюбивом Промысле Божием, согласно которому Бог каждому подает соответствующее его мере и способности вместить: Если Он медлит [исполнить] прошение твое, когда ты просишь [у Него] и не получаешь вскоре, не печалься, ведь ты не мудрее Бога. Когда же такое будет продолжаться, [то случится это] или по причине жития твоего, не достойного прошения твоего, или по причине путей сердца твоего, не соответствующих намерению 445 молитвы твоей, или из-за сокровенной степени твоей 446 , которая [остается] детской по отношению к взрослому состоянию молитвы 447 . Другая причина, по которой Бог не слышит молитву, – грехи, отделяющие человека от Бога: Но почему, когда Бог так милосерд, мы в скорби многократно стучимся в дверь Его и молимся, а Он пренебрегает нашим прошением? Он говорит: Вот, рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, и ухо Его не отяжелело для того, чтобы слышать. Но беззакония Ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать ( Ис. 59:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

116 . Итак, представляется, что лишь действием 444 под видом плоти [Слово] было отделено от Отца до тех пор, пока не открылся грядущий час суда, чтобы, когда пронзившие во время оно увидели по пророчеству Пронзенного ( Откр. 1, 7 ; ср.: Ин. 19, 37 ; Зах. 12,10 ), так [же] и остальное оказалось соединенным и подчиненным. Ибо когда в час конца все покорится Христу, как говорит апостол, тогда «Он Сам покорится Покорившему все Ему» ( 1Кор. 15,28 ). Но что мы узнаём [из Писания] о человеческой плоти, которую ради нас приняло Слово четыреста неполных лет назад? Будет ли и в грядущих веках Слово обладать ею, или только до момента суда? Ведь необходимо, чтобы исполнилось сказанное пророком. Он говорит: «Ибо воззрят на Того, которого пронзили»; пронзили же, разумеется, плоть. 128 . (Составив одно некое сочинение, [Маркелл] говорит, что сделал это) потому, что познал единственность Бога. Анфима, епископа Никомедии и мученика, из того, что он написал Феодору о Святой Церкви (пер. Ф. Г. Беневича) 445 1 . Как Бог – один и один Сын Божий, и Дух Святой один 446 , так и человек от Бога, и мир – один, и одна кафолическая и апостольская Церковь , и одно крещение 447 во всем мире, как и говорит Павел: «Бог один, вера одна, одно крещение» ( Еф. 4, 5 ). 2 . Итак, во всей вселенной 448 кафолическая и апостольская Церковь одна, которая, переняв от апостолов, сохраняет веру и доныне. Она зовется кафолической 449 [или: всеобщей], так как она распространена по всему миру, как сказано: «По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» ( Пс. 18, 5 ) и «На всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву: велико будет имя Мое между народами» ( Мал. 1, 11 ), и снова пророчество Сыну, как будто от лица 450 Бога и Отца: «Вот, – говорит, – Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Мое простерлось до концов земли» ( Ис. 49, 6 ). 3 . Ереси же не получили [происхождения] ни от апостолов, ни от их учеников, ни от наследовавших [им] епископов (поскольку они, пожалуй, и не звались бы ересями, ибо зовутся ересями потому, что избирают ( αρω) что-то свое особенное и следуют ему 451 ). И опять же они существуют не повсюду, но ограничены очень небольшим пространством, где диавол силен обманывать неких [людей] пустым властолюбием и поставить их во главе своих обманов – поэтому и не зовутся ими [созданные] церкви кафолическими.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

«Вихорь» крутится сам, «солома» разлетается «пред лицом ветра» (руах). Ни «мякина», ни «солома», никакие отходы обмолота, тем более пылевой «вихрь» – не несут в себе семени (см. Пс.1:4 ). Главное горе нечестивых – развеяние. Сравнение с соломой – тоже страшное (она быстро загорается): «Ты послал гнев Свой, и он поел их, как солому» ( Ис.5:11 ). Сжигание соломы – евангельский образ вечных мук: Христос «очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» ( Мф.3:12 ). Пс.82:15,16             Как огонь палит лес,                         и так пламень пожигает горы 446 ,                   так погони 447 их бурей Твоей                         и ураганом Твоим приведи их в смятение. Пожар в лесу на горах при самом сильном ветре – зримый образ гнева Божьего. Из этого пожарища – только два пути: признать свой позор и взыскать имя Божие (ст.17), либо погибнуть окончательно (ст.18): Пс.82:17             Исполни лица их позором,                         и взыщут имя Твое, Господи. «Порождения ехидны! кто указал вам бежать от будущего гнева? и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам " » ( Мф.3:7,9 ). Имя, которое нужно «искать» и найти прогневавшим Бога – Иисус Мессия (Иисус Христос). Пс.82:18             Да постыдятся и смятутся навсегда-навсегда,                         и посрамятся и погибнут. «Змии, порождения ехидны! как убежите вы от суда геены?» ( Мф.23:33 ), «дополняйте же меру отцов ваших» ( Мф.23:32 ). Пс.82:19             Да познают, что Ты – Которого одного имя Господь,                         Всевышний над всею землей. «Да познают» – на Страшном Суде (свт. Иоанн Златоуст ). Пс.83:11             Лучше 448 день во дворах Твоих, чем тысяча;                         я избрал стать при пороге 449 в доме Бога моего,                         чем вращаться 450 в шатрах нечестия. «Я избрал» – ср.: «блажен, кого Ты избрал и приблизил, он обитает при дворах Твоих» ( Пс.65 /64:5). Найден еще один аспект взаимности (стремления навстречу Бога и человека) – избрание:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

2260 Полемисты против русского раскола заинтересованы в буквальном понимании пророчества Мал.3:23 и в отнесении его исполнения во времени пришествия антихриста. Раскольники утверждают, что в Греко-российской Церкви воцарился антихрист. Православные, опровергая это заблуждение, в числе самых веских прямых доказательств выставляют то, что пророк Илия еще не приходил. При этом они всемерно стараются показать невозможность аллегорического понимания Илии в Мал.3:23 (ср. у Нильского, стр. 343–350) 2263 См. свод этих свидетельств в книге Bousset. «Der Antichrist» (SS. 134–139). Также у Нильского, стр. 333–350. Любопытно отметить, что и бл. Иероним в толковании на Мф.17:11 говорит: «Ipse Elias, qui ventarus est in secundo Salvatoris adventu juxta corporis fidem, nunc per lohaunem venit in virtute et spiritu» (цит. у Hengst, 447). 2264 Приводимые проф. Нильским доказательства едва ли даже и заслуживают опровержения. Ссылка его на название Илии «Фесвитянином» показывает лишь его незнакомство с еврейским текстом Малахии. А указание на слова Ин.3:17 ослабляется, во-первых, контекстом этих слов: «верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (ст. 18–19). И, во-вторых, изречением Ин.12:31 ; «ныне суд миру сему» – в каком бы смысле оно ни понималось. 2265 Вопроса об антихристе, равно как и причин, обусловивших в древней церкви напряженный интерес к этому вопросу, мы в своем исследовании вообще касаться не желаем. 2267 Мнение о тожестве Илии с , как мы видели (стр. 421, 424), разделяется многими толкователями ст. 1. Ср. еще Hengst, 441 f. – Reinke, 543 ff. – Nowack, 441; и др. 2268 Напр., обычные для классической древности – синекдохи: Homerus aut Maro pro optimo poeta, Maecenas pro benefico in doctos, Cato pro homine severo и т. п. (у Hengst, 445). 2271 По Jalkut Chadasch, это изречение указывает на сходство в характере их деятельности (цит. у Hengst., a. a. O.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Жизнь Иисуса Христа на этой земле еще не завершена. Христос продолжает жить в жизни своих последователей. Теперь следует говорить не о нашей христианской жизни, но о действительной жизни Иисуса Христа в нас «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). Воплотившийся, Распятый, Преображенный вошел в меня и живет моей жизнью. («Для меня жизнь – Христос» ( Фил.1:21 ). Со Христом живет также во мне Отец, живут во мне Отец и Сын через Святого Духа. Сама Святая Троица, жительствуя в христианине, исполняет его и претворяет в Свой образ 446 . Воплотившийся, распятый и преображенный Христос творит Свой образ в каждом человеке, поскольку он является частью Его Тела – Церкви. Церковь несет в себе образы воплощенного, умершего и воскресшего Иисуса Христа. Прежде всего она является Его образом ( Еф.4:24 447 ; Кол.3:10 448 ), и благодаря ей все становятся ее членами. В Теле Христовом мы стали такими же «как Христос». Теперь становится понятно, почему Новый Завет постоянно говорит о том, что мы должны быть «как Христос» (καθς Χριστς). Поскольку мы преобразованы в образ Христов, мы должны быть как Христос. Только потому, что мы уже несем в себе образ Христов, Христос может быть для нас тем «образцом» 449 , которому мы следуем. Поскольку Он Сам действительно живет в нас, и мы можем «поступать так, как Он поступал» ( 1Ин.2:6 ), «делать то, что Он делал» ( Ин.13:15 ), «любить так, как и Он возлюбил нас» ( Еф.5:2 ; Ин.13:34; 15:12 ), «прощать так, как Он простил» ( Кол.3:13 ), «иметь такие же чувствования, какие были в Нем» ( Фил.2:5 ), потому мы можем следовать тому примеру, который Он оставил нам ( 1Пет.2:21 ), нашу душу полагать за наших братьев, как и Он положил ее за нас ( 1Ин.3:6 ). Только благодаря тому мы можем стать такими, каким Он был, что Он был таким же, как мы. Только потому мы можем быть «как Христос», поскольку мы являемся подобными Ему. Претворенные в образ Христов мы можем теперь жить по Его примеру. Теперь действительно совершаются деяния, в простоте последования протекает жизнь, равная Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

И скажи Фараону... Израиль есть сын Мой, первенец Мой. ...если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего ( Исх. 4:22, 23 ). Почему Израиль называется первенцем Божиим? Как потому, что он есть самый древнейший народ всемирной истории, так и потому, что он из всех народов один отделен Богом для сохранения на земле истинного боговедения и богопочтения и первый призван в благодатное царство Христово. Апостол Павел говорит об евреях, что им принадлежит усыновление, и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всеми Бог, благословенный во веки, аминь 446 . ...и встретился Аарон с братом Моисеем при горе Божией (т.е. Хориве) и поцеловал его ( Исх. 4:27 ). Какое значение имела для Моисея встреча с братом Аароном? Она была началом исполнения многочисленных обетований и уверений Иеговы 447 и, конечно, весьма много укрепила дух его. И пересказал Моисей Аарону все слова Господа... И пошел Моисей с Аароном (в Египет)... ( Исх. 4:28, 29 ). Сопутствовало ли Моисею в Египет семейство его? Нет. После случившейся на дороге опасности, по случаю обрезания сына или же после свидания с Аароном, Сепфора с детьми вернулась к отцу своему в Мадиамскую землю 448 . В самом деле, о ней уже не упоминается далее в священной истории до самого исшествия Евреев из Египта, когда она встретила Моисея вместе с отцом своим при Синае 449 . И пересказал (Израильтянам) Аарон все слова, которые говорил Господь Моисею, и сделал Моисей знамения пред глазами народа. И поверил народ... ( Исх. 4:30, 31 ). Что можно приметить при первом появлении Моисея и Аарона пред народом Израильским? То, что Аарон тотчас же вступает в назначенную ему самим Иеговою должность помощника брату своему. Не Моисей, а Аарон начинает говорить Израильскому народу о всех словесах Божиих, бывших к Моисею. Моисей же начинает действовать и творить чудеса. Гл. V, 1–13. Объявление Моисеем и Аароном Фараону воли Божией об отпущении из Египта народа еврейского

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

(4475) Итак, цель, преследуемая пресвитерами в их служении и в их жизни, – это слава Богу Отцу, возносимая во Христе. А слава эта – в том, чтобы люди сознательно, свободно и с благодарностью принимали дело Божие, совершенное во Христе, и являли его во всей своей жизни. Поэтому пресвитеры, предаваясь ли молитве и поклонению, преподавая другие Таинства, исполняя ли иные служения для людей, всегда содействуют и возрастанию славы Божией, и возрастанию людей в жизни Божественной. Все это проистекает из Пасхи Христовой и обретет свое завершение в славном Пришествии Самого Господа, когда Он передаст Царство Богу Отцу [ср. 1Кор 15, 24 ]. [О месте пресвитеров в мире] (917/4, 4476) 3. Пресвитеры, из людей избираемые и ради людей поставляемые в том, что связано с Богом, чтобы приносить дары и жертвы за грехи [ср. Евр 5, 1 ], живут среди других людей, как братья среди братьев. Так и Господь Иисус, Сын Божий, Человек, посланный Отцом к людям, обитал среди нас и возжелал во всем уподобиться братьям, кроме греха [ср. Евр 2, 17; 4, 15 ]. Ему подражали уже святые апостолы, и апостол Павел, Учитель язычников, «избранный к благовестию Божию» [ Рим 1,1 ], свидетельствует, что для всех он сделался всем, чтобы спасти всех [ср. 1Кор 9, 19–25 , Вульг]. Пресвитеры Нового Завета в силу своего призвания и рукоположения неким образом избираются из среды Народа Божия, но не для того, чтобы быть отделенными от него и от какого бы то ни было человека, но с тем, чтобы всецело посвятить себя делу, к которому их призвал Господь [ср. Деян 13, 2 ]. Они не могли бы стать служителями Христа, если бы не были свидетелями и домостроителями иной, не земной, жизни; но и людям они не могли бы служить, если бы оставались чуждыми их жизни и ее условиям 446 . Само их служение по особой причине требует, чтобы они не сообразовывались с этим веком [ср. Рим 12, 2 ], но в то же время требует оно и того, чтобы они жили в этом мире среди людей и, как добрые пастыри, знали овец своих и стремились приводить также тех, которые не из сего двора, чтобы и те услышали голос Христов, и стало одно стадо и один Пастырь [ср. Ин 10, 14–16 ]. Достижению этого могут значительно содействовать добродетели, заслуженно ценимые в человеческом обществе, – такие, как добросердечие, искренность, крепость духа и постоянство, непрестанная забота о справедливости, воспитанность и другие, которые апостол Павел рекомендует, говоря: «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» [ Флп 4, 8 ] 447 . Брак

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

446 Допускающие мысль об участии святых в Страшном Суде прибавляют к этому, что и св. Ангелы вместе с Судиею возседают на престолах и участвуют в суде. 447 Особенно в этом отношении ясно место из Деян.1:11 : Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо, где вознесение на небо сопоставляется со Вторым пришествием, как возвращением. 449 Мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе (ες ρα) и так (κα οτω) всегда с Господом будем. Ες ρα не имеет для себя параллелей в новозаветных писаниях, но мысль Апостола совершенно ясна. Он имеет здесь в виду указать не место постоянного пребывания со Христом, как понимает это выражение Usteri (Entwickelung des Paulinischen Lehrbegriffes. S. 356, Anm.), а место встречи верующими Христа, после чего Он сходит в сопровождении их на землю для учреждения Своего царства. Посему и οτω заключительной фразы данного стиха относится не к предшествующему: на воздухе, но к последующему: всегда с Господом будем. 450 «Слова: и так всегда с Господом будем, говорит блаж. Августин, должны быть понимаемы не в таком смысле, якобы Апостол хотел сказать, что мы останемся навсегда с Господом в воздухе; Он и Сам не останется, конечно, там, потому что будет проходить его шествуя. Встречают идущего, а не остающегося на месте. О граде Божием, кн. 20, гл. XX; твор., ч. 6-я, стр. 229. 451 Oswald. Eschatologie. 359. Имея в виду восхищение праведных на воздух, он замечает, что места для судимых будет здесь достаточно, даже слишком достаточно (S. 333). 452 В настоящее время долина Иосафатова наполнена могилами евреев, которые приезжают из далеких мест, чтобы быть погребенными вблизи места будущего суда (ibid. S. 359). 455 Мнение, что и демоны должны будут предстать на Страшный Суд, основывается на Иуд.6 : ангелов, не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище, соблюдает в вечных узах, под мраком на суд великаго дня. Но в 1Кор.6:3 говорится более обще: Разве не знаете, что мы будем судить Ангелов (γγλους κρινομεν)? На основании этого места Ориген утверждал, что и добрые ангелы будут призваны на суд, чтобы дать отчет, насколько ревностно или небрежно исполняли они дело служения спасению людей и сообразно с этим получить воздаяние (In Numeros homilia XX, 3, Migne, s. gr., t. XII, col. 733; in Lucam hom. XIII – t. XIII, col. 1832).

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010