§26. Остающийся от помазания елей не может быть употребляем для другого какого-либо помазания, ни для другой надобности (Требн. Могилы, стр. 447). Не дозволяется также вливать этот елей и сожигать в лампаде, хотя бы даже пред образами. Напротив того П. Могила в своем требнике прямо заповедует, что с елеем этим также надобно поступать, как и с Кровию Господнею, в случае ее пролития, т.е. нужно слить его в чистую хлопчатую бумагу или в паклю, сжечь в алтаре на чистом камне или кирпиче, и потом пепел высыпать под престол или умывальное место, или в реку (там же, стр. 447–448). § 27. Что касается до обычая, существующего в некоторых местах, в силу которого елей, остающийся от помазания больного в Таинстве Елеосвящения, хранят до смерти больного, и затем возливают его на умершего во время его погребения, то обычай этот, узаконяемый впрочем в старинных, времен московских патриархов, требниках, без сомнения произошел вследствие известного постановления Церкви вообще возливать елей на больного, во время его погребения (Сравн. Требн. о погреб.). И как, по уставу самого даже Могилы, пепел, остающийся от сожжения бумаги или пакли, напоенной оставшимся от помазания больного елеем, можно также вкапывать в землю под престолом (Требн. стр. 447), то ничего не может быть предосудительного, разумеется, и тогда, когда он будет закопан на освященной земле кладбища вместе с погребением больного. Само собою, разумеется, что когда больной останется жив, то с оставшимся от помазания его елеем, надобно поступать по вышеуказанному (§26). Свящ. А. Хойнацкий Конец о Елеосвящении   Читать далее Источник: Практическое руководство для священнослужителей при совершении церковных треб, [с указанием церковных правил, гражданских постановлений и принятых в церковнобогослужебной практике обычаев и наставлений, необходимых священнику для правильного совершения святых тайн и других священнодействий и молитвословий церковных : Ч. 1-]/Свящ. А. Хойнацкий. - Чернигов : Губ. тип., 1873 (обл. 1874)-. - 199 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

нового Кодекса канонического права (CIC. 447-459), согласно к-рому они являются постоянно действующим органом (CIC. 447), обладающим статусом юридического лица (CIC. 449. § 2); учреждать, упразднять или преобразовывать Е. к. имеет право только Папский престол (CIC. 449. § 1). Членами каждой конференции являются все правящие епископы данной страны и приравненные к ним лица (территориальные аббаты и прелаты, апостольские администраторы и т. д.), епископы-коадъюторы и др. титулярные епископы, исполняющие на данной территории обязанности, доверенные им Папским престолом или самой конференцией; на Е. к. могут также приглашаться с совещательным голосом католич. епископы вост. обрядов (CIC. 450. § 1). Проч. титулярные епископы на данной территории, а также папский легат не являются членами Е. к. (CIC. 450. § 2). В случае необходимости конференция может включать в себя епископов одного из регионов страны или епископов из неск. стран (CIC. 448. § 2). В своей деятельности конференция руководствуется принятым ею уставом, получившим утверждение Папского престола (CIC. 451). Во главе конференции стоит избираемый ею председатель; конференция назначает зам. председателя и генерального секретаря (CIC. 452. § 1). Председатель конференции возглавляет не только ее общие заседания, но и Совет епископов данной территории (CIC. 452. § 2). Пленарные заседания Е. к. должны проводиться не реже раза в год, а также всякий раз, когда этого требуют особые обстоятельства, предусмотренные уставом (CIC. 453). Право решающего голоса на пленарном заседании Е. к. принадлежит правящим епископам и приравненным к ним лицам, а также епископам-коадъюторам (CIC. 454. § 1); право голоса для др. членов Е. к. (титулярных епископов и др.) определяется уставом конференции (CIC. 454. § 2). Е. к. могут выносить общие для всей страны или территории постановления только в случаях, предписываемых универсальным правом или установленных особым мандатом Папского престола (CIC. 455. § 1). Такие постановления должны получить не меньше 2/3 голосов членов конференции, обладающих правом решающего голоса (CIC.

http://pravenc.ru/text/190049.html

– Бог попускает человеку быть боримым страстями для того, чтобы он познал свою немощь и смирился (61:411). – Страсти умерщвляются в нас плачем и сердечным болезнованием (68:428). – Порабощаясь страстям, мы скорбим, но любим, чтобы оставались поводы к ним, а любя поводы, невольно порабощаемся страстям (71:442). – Почему страсти уподобляются собачонкам? (71:446) – Сила духа могущественнее страстей (72:447). – Страсти побеждаются добродетелями ощутительными и видимыми (72:447). – Не верь, чтобы прежде достижения смирения ты почил от страстей (73:450). – Телесные страсти укрощаются самособранностью и постом (75:453). – Телесные наслаждения усиливают страсти (75:457). – Немаловажное дело – быть человеку вдали от причин страстей (76:464). – Скорби и беды умерщвляют в страстях сладострастие, а покой питает и возращает их (77:466). – В тщеславную душу возвращаются страсти уже побежденные (85:493). – Отчего рождаются страсти и когда делаются грехами? (85:496) Страх. Страх Божий есть начало добродетели и рождается от веры, когда ум устранен от мирских хлопот (1:25). – При умножении благодати в человеке страх смерти удобопрезираем бывает (1:26). – Страх Божий есть начало истинной жизни в человеке и не терпит того, чтобы пребывать в душе вместе с парением ума (1:27). – Какая польза от страха Божия, и какой вред от оскудения его? (1:29–30) – Кого печалит страх смерти? (1:33) – Какой вред приносит страх за тело? (2:43) – Страх телесный изнемогает пред страхом душевным (2:43). – Страх Божий потребен для сохранения послушания Богу (5:54). – Страх Божий предваряет любовь Божию (к Богу) (5:54). – Погрешают те, которые думают стяжать добродетели и ведение без Божия страха и любви (5:54). – Ведение (не духовное) сопровождается страхом, вера – надеждой (25, 162, 164–165; 26:168–169). – Страху всегда сопутствует сомнение (25:164). – При устрашающих нас случаях, должно веровать, что без попущения Божия ни демоны, ни звери, ни злые люди не могут нам повредить (31:185–186). – Какая польза от страха душевного (за душу) и почему он возбуждается в человеке? (32:191–192) – Отчего происходит страх за тело? (32:191) – Душа, имеющая в себе страх Божий, не боится вредящего телу (35:201). – О страхе часа смертного, о страхе суда и о поглощении того и другого страха любовью (38:207–208). – Душа приближается к Богу или горячностью веры, или страхом, или вразумлением Господним (58:377). – Что должно делать, когда сердце не имеет тишины от страха и трепета, и чему научает этот страх сердца? (61:407–408) – Человек боязливый показывает, что он страдает телолюбием и маловерием (75:462). – Какая польза от веры и страха? (83:480–481) – Покаяние есть корабль, а страх – его кормчий, любовь же – Божественная пристань (83:483). – От веры и страха Божия рождается духовное ведение (84:484–485). – Когда достигнет человек любви, отступает от него страх (84:486). – К человеку, пренебрегающему миром сим и ревнующему о страхе Божием, приближается промысл Божий (91:521).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

185 Все относящиеся сюда места из упомянутых писателей собраны и объяснены у Кулворта в его Syst. Intellect. T. 1.с. 4, §27, §13, стр. 322, 335, 404, 685 – 696 и др. 187 Максим Тирский, Diss. 1, p. 45.Прокл также говорит, что все религии и секты признают единую первую причину и начало всего, не смотря на признание частных богов (Com. in Timaeum Plat. 286). Дион Хризостом говорит, что все поэты признавали единого верховного бога, и наученные ими люди воздавали особенные высшие почести Зевсу, называя его царем и отцом (Or. 36, p. 447. – Cudw. Syst. Intell. T.1, p. 683, 695, 447. 190 Христианские писатели также упоминают о распространенном мнении между многими язычниками своего времени, что и с их религией согласно почитание единого Бога, и что Зевс это единый Бог. «Некоторые, говорит Лактанций , убежденные в истине единства Божия, и не будучи в состоянии отрицать это, утверждают, что и они почитают единого Бога, называя его по своему Юпитером». За тем Лактанций опровергает законность такого названия (Divin. Instit. Lib. 1, c. 1). 191 Частью in Stromatis, напр. Lib. VI. c. 5, и особенно in Protrept. cap. 6, Clem. oper. edit. Klotz. T. III. P.121. 199 Из приводимых христианскими писателями многих мест из известных и неизвестных нам древних поэтов и философов, кроме свидетельств из Сивиллиных оракулов, особенно замечательно место из Софокла (которого нет в дошедших до нас сочинениях этого поэта); в нем поэт говорит: «един, по истине един Бог, создавший небо и землю, бездну понта и силу ветров» и проч. (Storm.Lib. V, p. 79 и др. Clem. opera, ed. Klotz. 1832). 201 Не известно, строгая ли таинственность, с какой хранили свои древние памятники Египетские жрецы, или, что вероятнее, потеря этих писаний и забвение значения иероглифических письмен в самом Египте, с упадком древней мудрости, было причиной того, что мы не встречаем ссылок на подлинные древние писания Египта у писателей, занимавшихся Египтом. Дошедшие до нас, под названием Египетских, сочинения или подложны, как, например, Трисмегист, или древние (как отрывки из Манефона). Греческие писатели получали свои сведения о Египетской религии большей частью из устных рассказов и собственных наблюдений.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Kudryav...

5 . Битва при Гастингсе (или на холме Сенлак; англ. Battle of Hastings, 14 октября 1066) – сражение между англосаксонским войском короля Гарольда (от 4 до 7 тыс. чел.) и войском герцога Нормандии Вильгельма (ок. 7–12 тыс. чел.). Нормандцы провели ложную атаку с отступлением, а затем нанесли сокрушительный удар англосаксам. Гарольд погиб в бою. Б этом сражении успех нормандских войск обеспечили их лучшие организация, вооружение, боевая выучка и военная хитрость. Крупную ошибку допустил Гарольд, дав возможность противнику беспрепятственно высадиться на побережье Англии. После победы у Гастингса Вильгельм захватил Лондон и в декабре 1066 короновался на английский престол (Вильгельм 1 Завоеватель). 6 . Лютер (Luther) Мартин – богослов и общественный деятель эпохи Реформации, основатель немецкого протестантизма. Доктор богословия и профессор библеистики в университете Виттенберга (1512). Лютер вошел в историю Германии как выдающийся деятель культуры, своим переводом Библии утвердивший общенемецкий национальный язык. 7 . Кальвин (Cavin, Calvinus), Ковен (Couvin) Жан (1509–1564) – один из деятелей Реформации, основатель кальвинизма. Блестящий полемист и систематизатор. Основное сочинение «Наставление в христианской вере» (1536). Экуменизм на рубеже 19 столетия Впервые (на французском языке): Loecuménisme au 19e siècle//Irénikon. – Vol. 27. – 3 – 1954, p. 241–274; Loecuménisme au 19e siècle: suite et fin//Ibid. – 4. – 1954, p. 407–447. Русский перевод с французского А. А. Почекунина выполнен по изданию: Irénikon. – Vol. 27. – 3 – 1954, р. 241–274; Loecuménisme au 19e siècle: suite et fin//Ibid. – 4. – 1954, p. 407–447. Впервые публикуется на русском языке. 1 . Священный союз (нем. Heilige Allianz, франц. La Sainte-Alliance,) – политическое соглашение, документально заключенное в 1815 между австрийским императором-католиком, прусским королем-протестантом и русским императором православным, которое мыслилось как своеобразное братское единение трех христианских конфессий. Это объединение европейских монархов было создано с целью сохранения консервативного порядка, установленного после разгрома наполеоновской Франции и основано на идеях легитимизма. Основная цель союза – принести мир народам Европы, не допустить распространения идей Французской революции и внедрить в международные отношения христианские принципы вне зависимости от конфессиональной принадлежности отдельных европейских монархов.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

В XVI в. в России были известны три рода толковой псалтири. Одна была переведена в Новгороде в 1536 году Димитрем схоластиком или толмачем. Оригиналом для нее послужило собрание толкований на псалтирь сделанное в XI веке Брюпоном Герпиполенским или Вирцбургским. (Горский и Невоструев. Опис. рукоп. Синод. библ. отд. II. кн. I 101). В толковой псалтири Брюнона находятся толкования почти исключительно только одних западных экзегетов: Иеронима, Августина, Боды и Кассиодора. Список с нее имется в Новгород. Софийской библ. (рук. 1256). Была у нас псалтирь иного характера: в ней толкования отличались значительною краткостью и главное не имели пред собою указаний имен тех авторов, которым они принадлежали (пример подобной псалтири см. в рукоп. Новгород. Соф. библ., 1255). Третья толковая псалтирь перевод Максима Грека . Этой-то псалтирью пользовался Даниил в широких размерах. Чтения толкований псалмов XXI. XL LXVIII помещенных в соборнике Даниила, буквально тождественны с чтением толкований, находящихся в переведенной Максимом Греком толковой псалтири. (Ср. Рук. Имп. пуб. биб. F, 1 522 л. 207–208 и рук. Имп. Пуб. биб. F 1 447 столб. 264–265. Также рук. Имп. пуб. библ. 522 л. 205–207 и рук. Имп. пуб. б. 447 столб. 556–557 также: рук. патриар. биб. (не разборчиво) л. 138–139 и рук. той же б. (не разборчиво) л. 517–518. Имея под руками толковую псалтирь Максима Грека, Даниил выбирал конечно из нее только то, что относилось к его цели (за одним лишь исключением). Отсюда у него заметны некоторые отступления от первоисточника, которые впрочем имеют 6олее внешнее значение. Так у него некоторые толкования, находящиеся у Максима, вовсе опущены, другие внесены в сокращении, иным дано новое расположение, чем в каком они находились в толковой псалтири. Кроме толковой псалтири при написании шестого слова Даниил пользовался и толковым апостолом. Мало того, он и самостоятельно делал выбор подходящих аргументов и из других сочинений, напр. Исаака Сирина и Феодора Студита . 764 л. 208. Свес.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

444 Таковы, напр., сочинения «О началах», «О молитве», «Увещание к мученичеству», «Против Цельса». 445 Hieronymi prolog, in (homil. Orig, in) Ezechiel, p. 354; 666. scias Origenis opuscula in omnem scripturain esse triplicia. Primm ejus opus excerpta, quae graece σχλια nuncupantur, in quibus ea, quae sibi videbantur obscura, atque habere aliquid difficultatis, summatim breviterque perstrinxit. Secundum homileticum genus, de quo et praesens interpretatio ejus est. 446 Схолии сохранились разве только в так называемых selecta (κλογα) на разные книги св. писания. Эти selecta извлечены из катен, а потому происхождение каждого отрывка остается неизвестным: он мог быть взят из недошедшего до нас специального трактата, из тома, из беседы, мог быть заимствован конечно и из схолий. 447 Hieron. apol. 2 n. 23 р. 517:447. in adolescentia homilias tantum ejus quas loquebatur ad populum, in quibus non tanta scandala tenebantur, simpliciter rogantibus transtuli. n. 14 p. 505; 436. Ego ipse... sic septuaginta homilias ejus transtuli et nonnulla de tomis. ut et mala in bonorum interpretatione subtraherem... Vis Origenem in latinm vertere? Habes multas homilias ejus et tomos, in quibus moralis tractatur locus, et scripturarum panduntur obscura. Haec interpretate: haec rogantibus tribue. 448 Hier. prol. in Ezech. p. 354; 666. Tertium (genus) quod ipse inscripsit τμους, nos volumina possumus nuncupate in quo opere tota ingenii sui vela spirantibus ventis dedit, et recedens a terra in medium pelagus auffugit. 449 Хронологические данные заимствованы из Notitia ex Schoennemanno (Migne, Patrol, s. lat. t. 21 col. 12–15) и Fontanini. Rufini vita (col. 75 sq.). 450 Pammach. et Ocean, ad Hieron. (Migne, s. 1. t. 22. ep. 83 al. 64). Et quoniam in his multa sunt, quae tenuitatem nostri ingenii permovent, quaeque minus catholice dicta existimamus, suspicamur... multa de libris ejus esse subtracta. quae apertam impietatem ejusdem monstrare potuissent. 451 Ibid, in praefatione... expressit, quod a te promissum opus ipse compleverit: illud oblique agens, etiam te simili ratione sentire. Purga ergo suspiciones hominum, et convince criminantem, ne si dissimulaveris, consentire videaris.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

345 Этого рода потребности вызвали астрономов – пустить в ход эру π Ναβονασσρου, побудили александрийских архиепископов в их пасхалистических трудах употреблять годы π Διοκλητιανο. Потребность в какой-либо зрячей пасхалии – и, следовательно, в некоторой эре – должны были испытывать и христиане сиро-персидские. 346 Само собой разумеется, в памятниках, рассчитанных на широкое распространение (напр., мученических актах), невозможно было не пользоваться эрою селевкидов, по которой считали христиане арамейского языка в римской империи. 347 Дело упрощается благодаря тому, что речь может идти не о вычислении дня или месяца, а об исключении полных годов (а именно, новоперсидских, которые кончались в четырехлетие 220–223 гг. по р. Хр. 26 сентября, 224–227 гг. – 25 сентября, в 228–231 гг. 24 сентября, и, следовательно, в эти три четырехлетия почти совпадали с годами селевкидов 531–542). 348 Nöldeke, Gesch. d. Pers., 411, Anm. 1: «Der erweiterte Text – hat noch zwei weitere, nur durch Rechnung gefundene und gründlich falasche Synchronismen». Однако, вопрос должен идти (в отношении всем хорошо известных «годов Александра») о приемах этого Rechnung. 349 Вариант у Беджана: «в пяток страсти Господа нашего, в лето девятое». Hoffmann тоже читает: «am Freitag im neunten Jahre Jazdegerd’s». 350 Если процесс против мар-Петиона начался в девятый год Яздегерда II (2 авг. 446–1авг. 447), то в октябре 446 г. (758 г. селевкидов) мученик едва ли мог пострадать: он пробыл без пищи и питья два месяца и шесть дней; а 2 августа †66 дней дает уже 7-е октября. Следовательно, «в лето десятое», как дата увенчания, более вероятно, чем «в лето девятое»; притом, и октябрь 759 года селевкидов=октябрь 447 г. приходится уже на 10-й год Яздегерда II. 351 Bartholomaei-Dorn, р. 12, где Dr. А. Mordtmanu (один из самых компетентных специалистов в разборе персидских монет) сообщает, что у него есть очень ценное unicum, монета от 13-го года Хормузда IV, отличающаяся замечательной ясностью чеканки, «s о dass der sonst so feiue Uuterchied zwischen den Pehlevi-Wörten für 11 und 13 hier gauz prägnant hervortritt».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Петра. Гробница с урной. 1-я четв. I в. [Иорданское Хашимитское Королевство], гос-во в Зап. Азии. Граничит на севере с Сирией, на северо-востоке с Ираком, на востоке и юге с Саудовской Аравией, на западе с Израилем (часть границы проходит по акватории Мёртвого м.) и Палестинскими территориями. Территория - 89,3 тыс. кв. км. Столица - Амман (1 135,7 тыс. чел.). Крупные города: Эз-Зарка (447,9 тыс. чел.), Ирбид (292 тыс. чел.; в агломерации 774,2 тыс. чел.), Эр-Русайфа (291,7 тыс. чел.), Вади-эс-Сир (151,9 тыс. чел.). Официальный язык - арабский. И.- член ООН (с 1955), МВФ (с 1952), МБРР (с 1952), ВТО (с 2000), ЛАГ (с 1945), Организации Исламская конференция (с 1969). География Территория И. занята плоскогорьями, расположенными в зап. части Сирийской пустыни. Зап. граница проходит по впадине Эль-Гор и по ее продолжению Вади-эль-Араба с долиной р. Иордан и бессточным Мёртвым м. Вдоль впадины круто поднимаются горы, их высота понижается с запада на восток от 1500 до 500 м. На юго-западе страны расположены горы Эш-Шара высотой до 1757 м (высшая точка И.). Климат И.- континентальный, с прохладной зимой и сухим жарким летом. Период дождей длится с нояб. по апр. Средняя температура янв., самого прохладного месяца,- 8-14°С; самого жаркого, июля,- 24-30°С, во впадине Эль-Гор и на юге страны иногда до 50°С. Зимой температура иногда опускается ниже 0°С; в горах возможен снег. Постоянных рек мало, распространены высохшие речные русла - вади, заполняемые сезонными водотоками. Население Население - 6,2 млн чел. (июль 2008). Большинство населения И. (более 98%) - арабы; из них собственно иорданцы - 45,1%, палестинцы - 32,7, иракцы - 14,1, сирийцы - 5,1, саудовские арабы (бедуины наджди) - 0,9% и др. К этническим меньшинствам относятся переселившиеся на Ближ. Восток с Кавказа в кон. XIX - нач. XX в. черкесы, чеченцы, армяне и представители др. национальностей, общая численность к-рых не превышает 1,5%. Проч. этнические и этноконфессиональные группы (друзы, цыгане, курды, англичане и др.) составляют 0,4%. Численность населения быстро увеличивается за счет высокого естественного прироста (3,02% в 2010 г.) и миграционного притока (в основном беженцы из Ирака). Средняя продолжительность жизни мужчин - 70,8, женщин - 74,5 года). Средняя плотность населения - ок. 72 чел. на кв. км, наиболее густо населенный район - сев.-зап. часть страны, где расположена большая часть крупных городов.

http://pravenc.ru/text/578380.html

447 2:5 Так в греч. переводе Феодотиона. Масоретский текст: всё же буду… – утвердительное предложение. 448 2:11 Букв.: и сказал Господь рыбе, и та извергла Иону. 449 а 3:3 Букв.: была огромным городом у Бога. Фраза у Бога может служить указанием на превосходную степень определения, относившегося к личности или предмету; ср. Быт 10:9. 450 б 3:3 Или: вокруг него; букв.: на три дня ходьбы. Эта фраза могла указывать на общую протяженность города (возможно, с его окрестностями) или на то, что Ионе для того, чтобы обойти город с проповедью, требовалось три дня. 451 3:6 Сидеть на куче выметенного из жилищ пепла или пыли – высшая степень смирения и унижения, знак покаяния. 452 а 3:7 Букв.: вкушать/ отведывать; игра слов: указ – пусть не вкушает; евр. митта ам – ал йитаму. 453 б 3:7 Букв.: быть на пастбище. 454 4:1 Букв.: для Ионы это было злом, великим злом, это вызвало в нем вспышку ( гнева). 455 а 4:2 Букв.: молился он Господу и говорил. 456 б 4:2 Букв.: смягчаешься (в Своем решении) о бедствии (в качестве возмездия) . Иона вспоминает слова Моисея (Исх 34:6), которые показывают, как он разочарован действиями Божьими. 457 а 4:6 Варианты перевода: клещевина ( касторовый куст), тыква (так в LXX) – предположительны. 458 б 4:6 Шалаш с увядшими листьями не защищал его уже более от солнца. 459 4:8 Здесь игра слов: зло – вспыхнуть (гневом)  – знойный; евр. раа  – хара  – хариши; смысл этой игры слов, возможно, таков: Иона воспринимает милость Бога как зло, возгорается гневом и ждет, что зло падет на город. Вместо этого зло (зной) падает на него самого. 460 4:11 Вероятно, в знач. не способны к самостоятельному религиозно-нравственному выбору. 461 а 1:1 Имеется в виду всё содержание книги Михея – оно было словом (или откровением) Господним. 462 б 1:1 Т.е. время, когда пророчествовал Михей (евр. Миха) между 750 и 686 гг. до Р. Хр. – он был современником пророка Исайи и пророка Осии. 463 а 1:5 Или: за отступничество ( от Бога); то же ниже в этой главе. 464 б 1:5 Букв.: дома Израилева.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010